Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто отвечает за дтп владелец или водитель 2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Даже если вина работника в ДТП доказана, это не значит, что он должен возмещать полную стоимость ремонта служебного автомобиля. По общему правилу работник возмещает ущерб только в размере среднего заработка. Весь ущерб он возмещает в определенных случаях. Например, если ДТП произошло во время поездки по личным делам (п. 8 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).
С работника можно взыскать деньги, выплаченные потерпевшему в ДТП
Регрессный иск к работнику нужно подать в течение года с момента выплаты денег потерпевшему. Компания рискует проиграть дело по формальному основанию, если опоздает с иском.
Часто с момента аварии до расчета компании с потерпевшими проходит больше года. Время нужно на то, чтобы установить размер ущерба, на судебные разбирательства. Работник компании, скорее всего, постарается использовать это обстоятельство. Он заявит в суде о пропуске годичного срока давности на взыскание ущерба (ст. 392 ТК РФ).
Апеллируйте тем, что срок давности в данном случае исчисляют не с момента аварии, а с момента выплаты денег потерпевшему. Именно в этом момент компания получает ущерб. Как следствие у нее возникает право регрессного требования к работнику.
Закон не прописывает это правило напрямую. Вывод о порядке исчисления сроков давности следует из абз. 3 п. 15 постановления Пленума Верховного суда РФ от 16.11.2006 № 52. Поэтому ссылайтесь на это постановление, если работник заявит, что вы опоздали с иском.
Судебная практика Водитель выездной бригады поликлиники совершил ДТП. Поликлиника оплатила ремонт автомобиля одного из потерпевших в аварии. Ущерб составил 200 тыс. Деньги поликлиника решила взыскать со своего водителя. Она обратила внимание суда, что водитель оштрафован за нарушение правил дорожного движения по ст. 12.24 ч. 1 КоАП РФ. Суд поддержал поликлинику. Причина ущерба – административный проступок водителя поликлиники (п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ). Значит, он должен возмещать ущерб в полном размере (апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 02.03.2017 по делу № 2-6841/2016). |
Работнику назначили уголовное наказание
Иногда по итогам аварии в отношении работника возбуждают уголовное дело. Например, если второй участник ДТП получил тяжкий вред здоровью. Обвинительный приговор в отношении работника подтвердит, не только его вину в преступлении. Приговор означает, что работник причинил компании ущерб в результате преступных действий. Это позволит взыскать с него полную стоимость ремонта корпоративного автомобиля (п. 5 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).
Но дело не всегда заканчивается обвинительным приговором. Например, работник избежит уголовного наказания, если:
— он примерится с потерпевшим;
— его амнистируют;
— истекут сроки давности привлечения к уголовной ответственности.
Без обвинительного приговора, компания сможет взыскать с работника только ущерб в размере среднего заработка. Постановление о прекращении уголовного дела не заменит обвинительный приговор.
Судебная практика Учреждение потребовало взыскать с работника стоимость ремонта автомобиля после ДТП. Юрист учреждения просил учесть, что в отношении работника возбуждено уголовное дело по ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности). Суд взыскал только средний заработок. Правоохранительные органы прекратили дело по амнистии. Поэтому обвинительный приговор в отношении работника не выносили. Значит, нет оснований для полной материальной ответственности (апелляционное определение Мурманского областного суда от 24.12.2015 № 33-4073/2015). |
Если ДТП не явилось следствием непреодолимой силы либо умыслом потерпевшего, ответственность за вред, причиненный здоровью человека, как правило, несет водитель транспортного средства, поскольку управляет источником повышенной опасности. Ответственность может быть возложена на владельца транспортного средства. Необходимо отметить, что, если ДТП произошло в результате грубой неосторожности потерпевшего, степень его вины будет учитываться судом при определении размера компенсации причиненного вреда.
Основания такой ответственности закреплены статьями 1064, 1072, 1079, 1084 главы 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» Гражданского кодекса Российской Федерации.
Истец обратился в Верховный суд, который отправил дело на пересмотр, потому что обнаружил в решениях нижестоящих инстанций массу недостатков. Главное, что они не учли – положения п. 2 ст.
1064 Гражданского кодекса, который возлагает бремя доказывания невиновности на лицо, причинившее вред. Иными словами, причинитель вреда считается виновным, пока не обоснует обратное. И отказ судов со ссылкой на недоказанность вины Прусаченкова незаконен, решила гражданская коллегия ВС.
Она оценила и мотивировку сути решения о том, что ответчик мог не заметить попутную машину. Но в ходе разворота не должны создаваться помехи или опасность для других участников дорожного движения (п. 8.1 ПДД).
А если дорога слишком узкая и разворот выполняется не из крайнего левого положения, перед этим нужно освободить дорогу всем встречным и попутным машинам (п. 8.8).
Кроме того, по мнению ВС, судебную экспертизу отвергли безосновательно. Если эксперт выносил суждения на основании объяснений Пищика, суду следовало самому определить исходные данные для экспертизы.
Кроме того, основной вывод специалиста о том, что Прусаченков не мог развернуться без нарушений, был основан на объективных данных. Если экспертиза неясна, суд может назначить повторную, напомнил Верховный суд положения п. 2 ст. 87 ГПК.
Эти указания называет важным управляющий партнер КА «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский. По его словам, суды нередко отказываются принимать доказательства, практически ничем это не мотивируя или указывая формальные причины.
Чтобы побороть такой подход, надо отменять решения, принятые с подобными нарушениями, для чего и пригодятся разъяснения ВС, считает Старинский.
Обычно работник возмещает причиненные фирме убытки в пределах среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Кроме того, существуют случаи, обязывающие возмещать стоимости фактических убытков организации (ст. 243 ТК РФ). Соответственно, первый случай — это ограниченная, а второй — полная матответственность.
В соответствии с ТК РФ, письменный договор о полной матответственности заключается, если:
— сотруднику есть 18 лет;
— трудовые обязанности связаны с денежными, товарными ценностями;
— должность (выполняемая работа) сотрудника поименована в «Перечне должностей и работ, в отношении которых может применяться полная материальная ответственность» (Постановление Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85).
Должность водителя в Перечне отсутствует. Однако в нем есть должность водителя-инкассатора и экспедитора. Следовательно, договор о полной материальной ответственности за автомобиль может быть заключен только при совмещении функций по управлению транспортным средством с функциями инкассатора (водители-инкассаторы) или по доставке грузов (водители-экспедиторы).
Административная и уголовная ответственность
Глава 12 КоАП посвящена нарушениям правил дорожного движения (ПДД), которые могут стать причиной ДТП. Административная ответственность подразумевает нанесение легкого и среднего вреда здоровью при ДТП. Под легким вредом подразумевают непродолжительное расстройство здоровья. Например, это могут быть ссадины, ушибы, синяки. Под средним вредом понимают ущерб, который не несет угрозу жизни и не грозит тяжелыми последствиями в будущем. Например, это может быть сотрясение мозга, перелом ребра. В подобных ситуациях избежать ответственности тоже помогает ОСАГО, при наличии которого страховая компания компенсирует пострадавшим ущерб, полученный ими при ДТП. Если, конечно, действия водителя были не умышленные.
Однако, если причиной ДТП стало вождение в нетрезвом виде, превышение скорости или оставление места аварии, то водителю не удастся избежать наказания. Оно зависит от вида нарушения: от штрафа до лишения прав, а в некоторых случаях это может быть арест до 15 суток.
Административная ответственность собственника автомобиля при ДТП, совершенным другим лицом
Законодательная база утверждает, что собственник автомобиля может понести административное наказание в том случае, если дорожную аварию совершил другой человек. Ответственность ожидает владельца в том случае, если он:
- Доверил управление лицу, находящемуся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
- Передал право управления транспортным средством лицу, у которого отсутствует водительское удостоверение или же он не имеет при себе ВУ.
- Доверил управление ТС человеку, а при совершении ДТП виновник скрылся с места преступления. Но авария была зафиксирована при помощи современных средств фото и видеофиксации (дорожных камер) КоАП 2.6.1.
В случае совершения ДТП Административное взыскание не получает собственник, автомобиль которого был угнан с места стоянки. Единственным условием является своевременное официальное заявление об угоне, оформленное надлежащим образом.
Пошаговая инструкция обжалования
Если в результате решения суда владелец авто не согласен в вынесенным вердиктом, то его можно обжаловать. Чтобы обжаловать решение суда об ответственности собственника авто при ДТП необходимо:
- Запросить данные о том, какие именно экспертизы были проведены. В зависимости от ситуации на дороге, спровоцировавшей ДТП, может потребоваться проведение автотехнической экспертизы, транспортно-трассологической, технической проверки состояния автомобиля, автотовароведческой. Каждая из вышеперечисленных экспертиз позволяет установить нюансы произошедшего.
- Провести независимую экспертизу. Ее результаты помогут выявить неточности или ошибки, ставшие следствием человеческого фактора.
- Предоставить официальные документы, подтверждающие тот факт, что авто было передано водителю на основании доверенности, договора аренды, находилось в угоне и т.д. Наличие таких бумаг дает основание для пересмотра дела и изменения судебного решения об ответственности собственника.
- Обратиться за помощью к юристам, имеющим опыт обжалования решений суда в данной области. Профессионал поможет грамотно составить Иск и окажет содействие.
При составлении апелляции важно указать следующие данные:
- Личные данные заявителя (ФИО, адрес и контактный телефон);
- Реквизиты, адрес и название судебной инстанции, принявшей первое решение;
- Дату, серию, номер вынесенного постановления, с которым не согласен владелец авто;
- Указать факты и приложить документы, подтверждающие ошибочность вердикта;
- Четко сформулировать просьбу (она может заключаться в уменьшении размера выплат, снятии ответственности за совершенное ДТП и т.д.);
Как привлечь водителя к уголовной ответственности?
Уголовная ответственность для водителей возникает только при определенных обстоятельствах, как правило, если правонарушение повлекло причинение тяжкого вреда здоровью, крупный ущерб или смерть человека. Также относительно новый имеется состав в УК РФ, посвященный управлению ТС в пьяном виде, при условии, что лицо уже привлекалось за это к административке.
Процедура привлечения к уголовке заключается в следующем:
- устанавливается факт совершения правонарушения и его последствия
- берутся пояснения с участников ДТП, фиксируются обстоятельства совершенного ДТП
- выносится постановление о возбуждении уголовного дела
- осуществляется допрос обвиняемого, потерпевшего, свидетелей; производится сбор доказательств, при необходимости проводиться экспертиза
- составляется обвинительное заключение
- сформированное уголовное дело направляется на утверждение обвинительного заключения прокурором
- после утверждения обвинительного заключения прокурором дело передается в суд
- в суде проводится судебное следствие, по результатам которого выносится, как правило, приговор. Дело может быть возвращено прокурору, может быть прекращено, может быть постановлен оправдательный приговор либо обвинительный
- при постановлении судом обвинительного приговора, останется выждать время для вступления его в силу, после чего осужденный водитель обязан будет исполнить наказание, которое ему назначено
Что делать для получения компенсации материального вреда после ДТП
Ответственность каждого автовладельца в России должна быть застраховано по ОСАГО. Суть этого вида автострахования состоит в том, что за ущерб, причинённый человеком, часть ответственности несёт страховщик.
Но полную ответственность за вред всегда несёт лицо, нанёсшее ущерб. Поэтому есть несколько вариантов того, с кого и как получить компенсацию за вред, полученный в дорожной аварии.
Владелец ТС не отвечает за причинение вреда, нанесённого при использовании ТС только в случаях, когда этот ущерб возникает из-за:
- умышленных действий пострадавшего (например, суицид);
- воздействия непреодолимой силы (ураган, наводнение, землетрясение и т. п.);
- противоправного завладения ТС (угон).
Конечно же, для освобождения от ответственности должны иметься доказательства вышеприведённых обстоятельств.
Как взыскать ущерб, если договор о материальной ответственности с работником не заключен
В случае, когда договор о материальной ответственности заключен, работник несет полную материальную ответственность. Но если такого договора нет – сотрудник будет отвечать в пределах своего среднего месячного заработка. Такой вывод можно сделать из письма Минтруда от 13.05.2021 № 14-2/ООГ-4319.
Ущерб, который не превышает среднего месячного заработка работника, взыщут на основании распоряжения работодателя без обращения в суд. Свой приказ о взыскании ущерба работодатель должен издать не позднее 1-го месяца с того момента, как точно установит размер причиненного вреда.
Если размер взыскиваемых сумм превышает среднемесячный заработок работника либо работник не согласен с размером и основанием удержания, то причиненный ущерб работодателю придется взыскивать через суд.
Возможны ли регрессные требования к работнику?
Определим для начала понятие регрессивные требования. Интернет определяет это следующим образом. Регресс — обратное требование о возмещении уплаченной суммы, предъявляется одним физическим или юридическим лицом к другому обязанному лицу.
То есть работодатель в случае выплат по ДТП в пользу пострадавшего, имеет полное право взыскать данную сумму с виновного водителя-сотрудника. Это регламентируется Ст. 1081 ГК РФ. Но в то же время в соответствии со ст. 238 ТК РФ, запрос может быть выставлен только на возмещение прямого действительного ущерба.
Сумма будет выплачена при условии:
- количество имущества предприятия было уменьшено;
- состояние имущества стало значительно хуже;
- были потрачены деньги на восстановление принадлежащего предприятию имущества или на имущество третьего лица, которое пострадало в результате ДТП.
Все основные критерии ДТП были названы, соответственно расплата по задолженностям в результате ДТП будет соответствовать вышеперечисленным правилам. А значит и предприятие имеет полное право выставить регрессное требование к сотруднику.
Выплаты сотрудником будут производиться из его дохода, учитывается его размер. Исключением станет единовременное погашение задолженности, например, в случае расторжения с данным сотрудником трудового договора.
Сам водитель будет отвечать за нарушение в случае:
- если совершено уголовное или административное правонарушение;
- работодатель понёс серьёзные убытки из-за действий сотрудника.
Служебное расследование
Для того чтобы предотвратить аварии со служебными авто, владельцы этих автомобилей обязаны анализировать причины, которые привели к этим авариям. Этим они должны заниматься в соответствии со ст. 20 ФЗ РФ №196 «О безопасности дорожного движения».
Именно поэтому работодатель обязан провести внутреннее расследование, которое выявит:
- причины аварии;
- обстоятельства в которых произошло ДТП: дорожная ситуация и действия водителей во время происшествия.
- последствия, которые будут определены сотрудником ГИБДД или аварийным комиссаром;
- виновных сотрудников, как водителя, так и обслуживающий технику персонал.
- недочеты в деятельности предприятия.
Перспективы развития системы материальной ответственности
Система материальной ответственности в области ДТП имеет ряд перспектив для развития и усовершенствования. Одной из главных перспектив является устранение сложностей, связанных с документальным подтверждением факта причинения вреда. В настоящее время для возмещения вреда потерпевшим в результате аварии необходимо собирать огромное количество письменных документов, включая постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и приговор суда по делу о привлечении виновного к ответственности.
Один из возможных вариантов для облегчения процедуры возмещения вреда является использование электронных документов вместо бумажных. Это позволит существенно снизить административные барьеры и ускорить процесс получения возмещения.
Кроме того, важно развивать систему консультаций и информационной поддержки водителей, пострадавших от ДТП. Водители, которые впервые столкнулись с необходимостью возместить ущерб, часто не знают, как правильно составить договор о полном возмещении ущерба, какие документы необходимы и как правильно их оформить. Предоставление им индивидуальной консультации поможет избежать ошибок и ускорит процесс получения возмещения.
С кого требовать компенсацию за вред при ДТП, если это не страховой случай?
По правилам компенсацию нужно требовать с владельца. Владелец в этом случае не то же, что собственник. Владеть автомобилем можно по доверенности или на праве аренды.
Но нельзя требовать компенсацию с водителя, который работает на собственника по договору и получает за это деньги. Тогда иск нужно предъявлять тому, на кого оформлена машина.
И если в доверенности указано, что водитель управляет машиной по заданию собственника, в его интересах и за деньги, он тоже может избежать ответственности.
В таких делах могут быть нюансы, поэтому нужно консультироваться с юристом. От того, кто ответчик и как сформулированы требования, может зависеть срок и сумма выплаты.
Эти правила касаются не только морального вреда, но и материального. Например, если страховка не покрывает расходы на ремонт или на лечение понадобилось больше денег, чем выплатила страховая. Или у виновника вообще нет полиса ОСАГО и приходится идти в суд.