Основания прекращения права собственности на земельный участок

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основания прекращения права собственности на земельный участок». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Приведенный в статье перечень оснований прекращения права собственности на земельные участки в целом соответствует норме ст. 235 ГК РФ об общих основаниях прекращения права собственности. Однако в ГК РФ упоминается также о прекращении права собственности в случае гибели или уничтожения имущества — по отношению к земле такая ситуация невозможна: даже в случае деградации земли, нарушения почвенного покрова непосредственно земельный участок никуда не исчезает. Кроме того, в упомянутой статье ГК РФ названа возможность установления законодательством иных случаев утраты права собственности на имущество. ЗК РФ такой возможности не предусматривает. Таким образом, установленный им перечень оснований прекращения права собственности на земельные участки является исчерпывающим.

Основания прекращения безвозмездного срочного пользования земельным участком

Данное право может быть прекращено по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен, либо по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон.

Когда земельный участок был предоставлен в качестве служебного надела, право на него прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми ему был предоставлен служебный надел, за исключениями, указанными в законе. Так, право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности. Данное право сохраняется также за одним из членов семьи, когда работник призван на действительную срочную военную или альтернативную службу, — на весь срок прохождения службы, когда работник поступил на учебу, — на весь срок обучения в образовательном учреждении, когда работник погиб в связи с исполнением служебных обязанностей.

Право на служебный надел сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника пожизненно, детьми работников — до их совершеннолетия.

Прекращение права на служебный надел оформляется решением организации, предоставившей такой служебный надел в пользование. Работник, прекративший трудовые отношения с организацией, предоставившей служебный надел в пользование, имеет право использовать этот служебный надел после прекращения трудовых отношений в течение срока, необходимого для окончания сельскохозяйственных работ.

Права и обязанности субъектов, использующих землю.

Собственники земельных участков имеют право:

1) самостоятельно хозяйствовать на земле:

2) использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды:

3) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения;

4) собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур и насаждений;

5) в установленном порядке проводить оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранными требованиями использования земельных участков;

6) участвовать в решении вопросов мелиорации их земель;

7) на получение стоимости земельного участка в случае его выкупа при предоставлении для государственных и общественных нужд, а также на возмещение убытков в соответствии со статьей 97 настоящего Кодекса;

8) не действует.

Землевладельцы, землепользователи и арендаторы обладают всеми правами собственников земельных участков, за исключением случаев, установленных пунктами 7 и 8 настоящей статьи, а также правом на компенсацию вложенных затрат на повышение плодородия почв при добровольном отказе от земельного участка и на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, в случаях, предусмотренных пунктом 12 статьи 39 настоящего Кодекса (в ред. Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. — Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 52, cm. 5085).

Статья 53 Обязанности собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.

Собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы обязаны:

1) эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением, повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности;

2) осуществлять комплекс мероприятий по охране земель в порядке, установленном статьями 100 и 101 настоящего Кодекса;

3) своевременно вносить земельный налог или арендную плату;

4) не нарушать права других собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, а также порядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами;

5) своевременно представлять в соответствующий Совет народных депутатов установленные законодательством сведения о состоянии и использовании земель;

6) вести любое строительство, руководствуясь действующими строительными нормами и правилами по согласованию с землеустроительными, архитектурно-градостроительными, пожарными, санитарными и природоохранными органами.

При аренде земли у местных Советов народных депутатов возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения в соответствии с целевым назначением земли, указанным в договоре, а при аренде земли у собственника — с согласия собственника. В случае досрочного расторжения договора аренды по инициативе собственника он обязан возместить арендатору в полном объеме все нанесенные им убытки, включая упущенную выгоду. Статья 54.

Статья 47 ЗК РФ. Основания прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком

  1. Право безвозмездного срочного пользования земельным участком прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон:
    1) по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен;
    2) по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 45 настоящего Кодекса.
  2. Право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи.
  3. Право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности.
  4. Право на служебный надел сохраняется за одним из членов семьи:
    1) работника, призванного на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы;
    2) работника, принятого на обучение, на весь срок получения образования;
    3) работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей.
    Право на служебный надел сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника пожизненно, детьми работников до их совершеннолетия.
  5. Прекращение права на служебный надел оформляется решением организации, предоставившей такой служебный надел в пользование.
  6. Работник, прекративший трудовые отношения с организацией, предоставившей служебный надел в пользование, имеет право использовать этот служебный надел после прекращения трудовых отношений в течение срока, необходимого для окончания сельскохозяйственных работ.
Читайте также:  Дети войны льготы и выплаты 2023 в Пермском крае

Статья 54 ЗК РФ. Порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду ненадлежащего использования земельного участка

  1. Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания), за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

  2. Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук, созданных такими академиями наук и (или) подведомственных им учреждений), по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляется по решению исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, об изъятии земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка).

  3. Порядок принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи устанавливается Правительством Российской Федерации.

  4. В случае выявления при осуществлении государственного земельного надзора предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса нарушений требований земельного законодательства федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора, выдают землепользователям, землевладельцам предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
    Форма предписания об устранении выявленного нарушения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

  5. В случае неустранения указанных в предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи предписании нарушений в установленный срок федеральный орган исполнительной власти, выдавший такое предписание, направляет копию акта проверки выполнения землепользователем, землевладельцем такого предписания с приложением копии такого предписания и иных связанных с результатами проверки документов в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

  6. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, после получения материалов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, направляет в суд требование об изъятии земельного участка или в случае, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, принимает решение об изъятии земельного участка самостоятельно.

  7. В случае наличия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве пожизненного наследуемого владения земельным участком, праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о государственной регистрации прекращения такого права на земельный участок с приложением копии решения об изъятии земельного участка или копии вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии земельного участка либо со дня вступления в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка.

  8. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, обязан сообщить о прекращении права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, записи о которых не внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в налоговый орган по месту нахождения указанного земельного участка и в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, в течение семи дней со дня принятия решения об изъятии земельного участка или со дня вступления в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка.

  9. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, об изъятии земельного участка ввиду ненадлежащего использования земельного участка может быть обжаловано в судебном порядке.

Нюансы принудительного прекращения прав

Ликвидировать право собственности лица на участок без учета его мнения могут в следующих случаях:

  • при ненадлежащем использовании надела (к подобным случаям относится простой участка в течение трех лет или проведение работ, которые наносят вред свойствам земли и окружающей среде)
  • выкуп или изъятие з/у для нужд муниципалитета или государства (это может быть необходимость прокладки линий электропередач или размещение других значимых объектов)
  • реквизиция (при возникновении неотложных обстоятельств в целях обеспечения безопасности граждан или государства в целом у лица может быть изъят земельный участок с возвратом или последующей компенсацией)
  • изъятие земли, которая по установленным законом причинам не может принадлежать гражданину
  • конфискация (изъятие имущества в целях наказания за правонарушение и/или возмещения причиненного вреда)

При этом у граждан не может быть насильно изъята земля в случаях, которые не регламентированы действующим законодательством.

У лица может быть изъято имущество, в том числе и земельный участок, при наличии долговых обязательств, не исполненных в целях погашения задолженности. Эта процедура проводится только посредством судебного разбирательства.

Основания прекращения права собственности на землю

Регулирование прекращения права собственности на земельный участок занимает особое место в земельном праве. Нормы о прекращении Права собственности на землю основаны на общих положениях о владении, пользовании, распоряжении, гарантиях и защите права собственности. Правовые отношения в данном случае опираются на общие нормы конституционного и гражданского законодательства. Так, ст. 35 Конституции РФ установила, что право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Статьей же 209 ГК РФ определено, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом Интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Крутников А.С. Прекращение права собственности // Вестник ВАС РФ № 9, 1993, С. 107.

Читайте также:  Условия сохранения пособия при работе в период отпуска по уходу за ребенком

Это важно знать: Положение о структурном подразделении детского сада

Земельным кодексом РФ определена правовая специфика прекращения права собственностиЗемельный кодекс рф. Глава 7. Прежде всего она связана с изъятием (выкупом) земельного участка для государственных и общественных нужд.

Право собственности на земельный участок прекращается на следующих основанияхземельный кодекс рф. Ст. 44 :

  • — при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам;
  • — при отказе собственника от права собственности на земельный участок;
  • — в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

Обладание землей порождает юридический нюанс, обусловленный возможностью потери права собственности на нее. Главное основание такого поворота событий установлено ст. 44 ЗК РФ – желание владельца добровольно отдать надел родственнику или передать третьему лицу. Но изъятие имущества может произойти и принудительно независимо от воли собственника.

Каждый владелец земельного участка наделен правом собственности на него, являющегося юридической гарантией возможности распоряжения этим имуществом (эксплуатировать, продавать, менять) на свое усмотрение. Недвижимость может принадлежать одному или сразу нескольким лицам, частному или государственному собственнику.

Право собственности на землю прекращается в случае дарения участка или смерти его обладателя. Существуют и иные основания прекращения такого права, предусматривающие компенсацию за добровольный отказ от надела или полную утрату без возмещения средств.

Проблемы приватизации земельных участков могут возникнуть, если не все документы в порядке.

Как происходит раздел земельного участка — читайте в этой статье.

Основные законодательные положения

Законом Российской Федерации предусмотрено, что гражданин имеет право на распоряжение своей собственностью, а также имеет полное право на приобретение участков и дальнейшее пользования их. Все основные аспекты прописаны в Земельном Кодексе РФ.

В Конституции РФ (основополагающем законе) также прописаны права всех граждан на распоряжение своей собственностью:

  • каждый имеет право владеть земельным участком;
  • владелец земли может распоряжаться ею в рамках, установленных законодательством Российской Федерации. Его действия не должны нарушать законы в отношении данного участка и третьих лиц.
  • Условия и порядок пользования земельным участком прямо прописан в законодательстве.

Все нормативно-правовые акты не должны перечить главному закону – Конституции.

Данный принцип соблюдается и в процедуре ликвидации прав гражданина на земельные участки. Основные правила прописаны непосредственно в Земельном Кодексе и имеют следующую процедуру:

  1. право владения земельным участком прекращается по воле его владельца;
  2. право собственности может быть принудительно прекращено, если владельцем были нарушены законы;
  3. способы ликвидации прописаны в Гражданском и Земельном Кодексах, а также в Федеральных Законах РФ.
  4. Право собственности на земельные участки может быть аннулировано.

Нюансы изъятия за выкуп

Государство имеет право изъять землю с последующей компенсацией. В данном случае ликвидация происходит на основе нормативно-правовых актов. Государство не может изъять земельные участки на территории города для застройки. Органы власти обязаны предупредить собственника не менее, чем за год до процедуры изъятия. Данное решение должно быть зарегистрировано в Росреестре и предусматривать то, что собственник земельного участка сохраняет все свои права до момента компенсации. Государство также может выкупить землю по рыночной стоимости. Важно отметить, что все построения, которые находятся на территории данного участка также должны быть оплачены муниципалитетом.

При определении стоимости участка необходимо обратиться к специалистам для оценки имущества. Собственник может не соглашаться с постановлением органов власти и подать заявление в суд.

Объектом недвижимого имущества в данном случае выступает участок земли. В целом же вся территория Российской Федерации считается недвижимым объектом, независимо от того, используется она или нет. В качестве субъектов могут быть не только физические и юридические лица, но и само государство, муниципальные органы.

Независимо от того, что у российских граждан есть возможность приватизировать определённые земельные участки, есть имущество, которое может находиться исключительно во владении государства. Кроме того, государственные органы вправе устанавливать и изменять условия, правила и требования к заключаемым сделкам, использованию имущества, его передачи, а также может вовсе прекратить права собственности на него в отношении определённых лиц. Абсолютно все владельцы недвижимости перед законом одинаковы.

Физическое лицо может получить имущество в собственность при его покупке, обмене, ренте, дарении, наследовании или приватизации. Юридическое лицо, помимо перечисленных способов получения земли, вправе воспользоваться безвозмездной передачей территории и её разграничением.

Принудительная форма прекращения

Более строгой формой является факт принудительного прекращения собственнических прав на землю. Для этого есть несколько весомых оснований, а именно:

  • Деятельность публичного органа управления, которая направлена на факт изъятия участка у его владельца или выкуп объекта для нужд государства или муниципалитета, в соответствии с 49 статьей Земельного кодекса;
  • Деятельность публичного органа управления, которая направляется на лишение собственника прав владения территорией на основании содеянных им неправомерных действий (нецелевое использование, нарушение действующего российского законодательства, конфискация);
  • Деятельность публичного органа управления, которая направлена на прекращение прав владения землёй по причине вступления в силу законных обстоятельств, например, наследование приграничной территории иностранным гражданином

Примеры из судебной практики.

Примеры из судебной практики помогут лучше понять, каким образом прекращается право собственности на землю в конкретных случаях. Ниже представлены примеры с указанием номера дела, даты решения и наименования суда.

  • Пример изъятия земельного участка для государственных нужд: Дело № А05-11704/2018, решение от 15.06.2019, Арбитражный суд Московской области. В данном случае земельный участок был изъят для строительства федеральной трассы.
  • Пример оспаривания сделки в суде: Дело № А41-1181/2019, решение от 20.04.2020, Арбитражный суд Свердловской области. В данном случае продажа земельного участка была признана недействительной в связи с тем, что продавец не имел права на собственность на данный участок земли.
  • Пример прекращения права собственности на землю через переход прав в Росреестре: Дело № А76-2815/2019, решение от 05.03.2020, Арбитражный суд Республики Карелия. В данном случае право собственности на земельный участок было прекращено в связи с тем, что участок был зарегистрирован в Росреестре на другого собственника.
Читайте также:  Штраф за парковку на тротуаре в 2023 году

Прекращение права собственности на земельный участок может осуществляться через переход прав в Росреестре, изъятие земельного участка для государственных нужд, оспаривание сделки в суде, если она уже совершена. В каждом из этих случаев существуют свои особенности и порядок действий. Важно учитывать законодательство и судебную практику при решении вопросов, связанных с прекращением права собственности на землю.

Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

В статье 49 ЗК определен порядок принудительного изъятия земельных участков, в том числе путем их выкупа для государственных или муниципальных нужд.

Принудительное изъятие допускается только в исключительных случаях:

— если это необходимо для выполнения международных обязательств РФ.

Правовым основанием для изъятия является международный договор.

— для размещения объектов государственного или муниципального значения.

Для этих целей изъятие допускается только при отсутствии других вариантов возможного размещения объектов, если какой-либо объект нельзя разместить, не изымая земли, находящиеся в пользовании, владении, аренде или собственности граждан или юридических лиц.

Иные случаи необходимости изъятия земельных участков могут быть прямо предусмотрены в федеральных законах или в законах субъектов РФ. Законами субъектов РФ могут быть установлены такие случаи только в отношении земель, находящихся в собственности субъекта РФ или муниципальной собственности.

Статьей 79 ЗК РФ установлены ограничения изъятия земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с п.3 ст.83 ЗК РФ земельные участки в городах и иных поселениях могут быть изъяты (выкуплены) для государственных или муниципальных нужд под застройку только в соответствии с генеральным планом и правилами землепользования и застройки. Процедура изъятия установлена ст.55 ЗК РФ Принудительное изъятие возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения и только по решению суда.

Убытки должны быть возмещены до момента фактического изъятия. Размер возмещенных убытков должен быть равноценным, т.е. соответствующим рыночным ценам на данный земельный участок.

Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд регулируются статьями Гражданского кодекса:

В соответствии со ст.279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника путем выкупа. Выкуп допускается только с согласия собственника. Выкуп осуществляется РФ или субъектом, или муниципальным образованием, в зависимости от того, для чьих нужд изымается земля. Решение об изъятии земельного участка принимается федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Собственник земельного участка должен быть предупрежден не позднее чем за год до предстоящего изъятия письменно

Статья 284. Изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с его назначением

Статья 285. Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства

Статья 286. Порядок изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования

Статья 287. Прекращение прав на земельный участок, принадлежащих лицам, не являющимся его собственниками

Реквизиция, конфискация, национализация земельного участка:

В соответствии со статьей 50 ЗК РФ предусмотрена конфискация земельного участка. Земельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления (конфискация).

В соответствии со ст.51 ЗК РФ предусмотрена реквизиция земельного участка. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер.

В соответствии со статьей 54 предусмотрено принудительное прекращение прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования земельного участка.

Перечень оснований прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, безвозмездного (срочного) пользования, сервитута и права аренды земельным участком закреплены в ст. 45- 48 ЗК РФ.

Нюансы изъятия за выкуп

Отдельного внимания заслуживает ситуация принудительного прекращения прав на землю, которая предполагает получение бывшим собственником участка некоторой компенсации.

Такая процедура регламентирована законодательством РФ и называется изъятием с выкупом.

Она может быть осуществлена только в том случае, если земельный участок конкретного гражданина неотложно понадобился государству или местному муниципалитету в их пользование (постройка линии тепловых труб, возведение электростанции и т.п.).

Более подробно изъятие с выкупом рассмотрено в 49-ой статье ЗК РФ.

Порядок процедуры изъятия с выкупом выглядит следующим образом:

  1. Уполномоченные в конкретных вопросах госорганы принимают решение о том, что государству или местному муниципалитету необходимо получить в пользовании определенную землю.
  2. Затем они официально регистрируют такую необходимость и оповещают о данном явлении собственника земельного участка, который будет изъят.
  3. Далее уполномоченные госорганы и собственник оформляю необходимую документацию, используя которую, гражданин, лишившийся земли, должен получить компенсацию за изъятую собственность.

Стоит отметить, что компенсации за изъятый земельный участок рассчитывает исходя из действующей кадастровой стоимости за один квадратный метр земли. При желании и наличии такой возможности любое лицо может получить не компенсацию, а эквивалентную изъятой собственность.

Помимо изъятия земли с выкупом по инициативе государства, подобная практика имеет место быть и в других ситуациях, пусть – крайне редко.

Так, например, гражданина в суде могут обязать продать свой земельный надел другому лицу, если подобная мера позволительна с точки зрения законодательства РФ и ни капли не нарушает его. Такие ситуации очень сложны в юридическом плане, поэтому рассматривать их важно только с профессиональным юристом.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *