Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экзамен в ГИБДД на автоматической КПП в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Классическая механическая коробка до сих пор остается самым распространенным видом трансмиссии в России. В случае установленной МКПП выбор передачи водителем осуществляется вручную – он нажимает педаль сцепления и переключает рычаг МКПП, расположенный на центральной консоли, на панели приборов или на рулевой колонке. На некоторых видах спортивных автомобилях применяются секвентальные (последовательные) МКПП, у которых переключение осуществляется подрулевыми лепестками или рычагом-джойстиком.
Плюсы и минусы МКПП и АКПП
У классической АКПП нет ни педали сцепления, ни рычага. На центральной консоли располагается лишь селектор, с помощью которого выбирается режим работы АКПП (Drive, Parking, Neutral и т. д.). Переключение передач осуществляется в автоматическом режиме.
Преимущества и недостатки обоих видов трансмиссий обуславливаются их конструкциями. Главным плюсом коробки-автомат является значительное упрощение процесса управления автомобилем, особенно в городе. АКПП позволит избежать ошибок, которые ведут к тому, что водитель «сжигает» сцепление, глушит двигатель, включает неверную передачу. Водителю намного проще водить машину – не нужно следить за оборотами двигателя, переключать рычаг, бесконечно выжимать сцепление.
Можно ли учиться на права только на автомате
В России до 2013 года обучение в автошколах проводилось исключительно на автомобилях с механической коробкой передач (МКПП). Однако с 2013 года законодательство позволило проводить учебные занятия на автоматической коробке передач (АКПП). Это стало большим прорывом в области обучения вождению.
Многие стало интересовать, можно ли научиться водить только на автоматической коробке передач, не обучаясь на МКПП. Ответ на этот вопрос положителен — сегодня в автошколах предлагают обучение именно на автоматической коробке передач. Это облегчает процесс обучения, особенно для тех, кто испытывает затруднения при переключении скоростей вручную.
Однако, получив права только на автомате, водитель сможет управлять только автомобилями с АКПП. Если водитель захочет пользоваться автомобилем с механической коробкой передач, ему придется пройти отдельное обучение и сдавать экзамен на права второго класса, который позволяет управлять авто с МКПП. Таким образом, выбор обучения на автомате или МКПП остается за каждым водителем.
Отличия водительских прав на механику и автомат
“Какая разница – ездить на механике или автомате? Умею и на том, и на том. И что, что у меня в водительском удостоверении стоит “АТ””.
На этой ошибке ловят многих водителей, которые не знают самые простые правила.
Если вы собираетесь обучаться на автоматической коробке передач, то у вас в правах будет стоять отметка в 14 пункте – АТ. Она означает, что водитель с данной отметкой в водительском удостоверении допускается только к транспортным средствам с АКПП, и на механике ему ездить строго запрещается. Вот так поворот событий!
А что, если обучаться на МКПП? Можно будет в итоге ездить как на механике, так и автомате?
**Барабанная дробь**
Да! Как ни странно, даже совсем логично, что на механической коробке передач обучаться чуть сложнее, ведь к процессу вождения нужно задействовать не только газ, тормоз, но и сцепление, и постоянное переключение коробки передач. Поэтому недаром говорят, что те, кто успешно сдали экзамены в ГИБДД на механике – прирожденные гонщики (которые, естественно, соблюдают ПДД).
Теперь переходим к следующей, более подробной главе.
Приказом МВД РФ от 09.01.2014 №6 установлено, что каждый тип ТС должен иметь свое обозначение и заноситься в соответствующую строку водительского удостоверения.
Список категорий и подкатегорий автомашин:
- M – скутеры, мопеды, квадроциклы с объёмом двигателя не более 50 см3;
- А, А1 – мотоциклы и их легкие модификации с мощностью до 11 кВт;
- В – легковые автомобили массой не более 3,5 т и допустимым количеством пассажиров – 8 человек;
- В1 – три- и квадроциклы; требуется отметка в ВУ в п. 12: «AS» (если нет допуска к вождению мотоциклов) либо «MS» (если нет допуска к вождению по категории «В»);
- ВЕ – при наличии прицепа весом до 750 кг;
- С – автомобили с массой от 3,5 т; допускается прицеп до 750 кг;
- С1 – для вождения ТС массой от 3,5 до 7,5 т;
- СЕ – для машин категории С с прицепом массой свыше 750 кг;
- С1Е – категория СЕ с массой от 3,5 до 7,5 т;
- D – ТС с пассажирами от 8 человек; разрешен прицеп до 750 кг;
- D1 – количество пассажиров от 9 до 16, не считая водителя;
- DE – авто с пассажирами от 8 человек с прицепом массой более 750 кг;
- D1E – машины D-категории с максимально допустимой массой 3,5-7,5 т;
- Tm, Tb – трамваи и троллейбусы, соответственно.
Что такое открепление и как открепится от автошколы?
По сути,- это обычное действие, когда ученик забирает свои документы об окончании автошколы. Стоит напомнить, что забрать свои документы об окончании автошколы можно только лишь в том случае, если вы успешно закончили автошколу, т.е прошли весь курс теории и успешно сдали теоретический экзамен ПДД, а также прошли весь курс практики вождения автомобиля и сдали квалификационные экзамены по вождению в автошколе. Только в таком случае вы можете заявить в автошколе, о своем намерении сдавать экзамены самостоятельно и забирать документы. В тех случаях, когда ученик забирает документы об окончании автошколы на руки, он берет на себя полную ответственность за дальнейший процесс сдачи экзаменов в ГИБДД. Бывают ученик, которые откровенно говорят, что не собираются идти в ГАИ и сдавать экзамены, кладут документы на полочку своих трофеев и забывают о получении прав. До недавнего времени, автошколам требовалось значительное время для того что бы выдать документы ученику, закончившему обучение, т.к нужно было открепить его от ГАИ. По факту, ни какого открепления не происходило, но процедура называемая откреплением присутствовала. Представитель автошколы должен был приехать в ГАИ с документами ученика и у старшего инспектора поставить ряд печатей, которые удостоверяли тот факт, что данный ученик действительно был зарегистрирован в определенной учебной группе автошколы, своими личными печатями и подписью на свидетельстве об окончании автошколы, инспектор это подтверждал. В тех случаях, когда ученик оставался сдавать экзамены в том же ГАИ, к которому закреплена автошкола, эти печати ставить было не обязательно, ученик сразу после успешной сдачи экзаменов в автошколе, мог забрать документы и самостоятельно подать их в то же ГАИ для сдачи экзаменов. Открепление на документах об окончании автошколы ставили для того, что бы ученик забравший документы, мог пойти в любое другое ГАИ в своем городе или любом другом городе РФ. Печати инспектора на свидетельстве об окончании автошколы, давали понять сотрудникам ГАИ, в которое пришел сдавать ученик, что предоставленные им документы подлинные. В таких случаях, сотрудник получивший документы ученика, связывался с инспектором или ответственным сотрудником того ГАИ, где были поставлены печати и заверены документы об окончании автошколы т.е откреплены. Сотрудники в телефонной беседе сравнивали данные и подтверждали или опровергали наличие сведений об обучении такого ученика. На процедуру открепления у автошколы могло уходить от пары дней, до пары недель, т.к ответственный сотрудник автошколы не мог ездить в ГАИ по каждому документу. Те ученики, кто сразу на этапе экзаменов в автошколе, говорили о своем желании открепить и забрать документы, получали их раньше остальных, т.к на первом же экзамене в ГАИ, назначенном данной группе, представитель автошколы мог произвести эту процедуру. Ученики, кто решал это сделать позже, могли ждать и несколько недель, пока представитель автошколы будет в ГАИ, для осуществления рабочих дел. Ездить по каждому ученику в ГАИ не совсем удобно, да и многие инспектора в силу загруженности работой, просят делать все обозначенные работой действия, в дни записи представителей автошкол, перед экзаменами или в дни их проведения, а это три или четыре дня в месяц.
Открепление от автошколы в 2021 году по факту утратило свою необходимость. Сейчас, по новому регламенту, в ГАИ необходимо предоставить справку-подтверждние о прохождении обучения в автошколе.
Преимущества и недостатки управления автоматическим автомобилем
Управление автоматическим автомобилем имеет свои преимущества и недостатки, особенно для автолюбителей с правами категории «В». Если вы не уверены в своих способностях ездить на механике, у вас есть возможность сдавать на автомате. В некоторых автокурсах указывается как стоимость обучения, так и возможность выбора категории, в которой можно сдавать на автомате или механике.
Среди преимуществ использования автоматической коробки передач можно отметить более легкое управление автомобилем, отсутствие необходимости нажимать на педаль сцепления, лучшую устойчивость на скользких дорогах и меньший риск поломок в коробке передач. Однако, использование автомата не идеально и имеет свои недостатки, которые включают более высокую цену автоматических автомобилей, а также ограниченную возможность выбора передач, что может создавать неудобства на дороге.
- Если вы сдали на механике, то вы можете ездить только на таких автомобилях, где есть механика.
- Если вы сдали на автомате, то вы можете ездить на категории «B» с AKPP.
- Обучение в автошколах на категорию «В» с AKPP проходит точно так же, как и на механике.
При сдаче необходимо помнить, что именно полноценные права, то есть права на механику, дают возможность управлять автомобилем как с АКПП, так и с МКПП. Причина — управление ТС с механикой позволяет лучше понять определенные аспекты функционирования автомобиля.Управление ТС с автоматом в этом случае только упрощает езду, позволит лучше контролировать скоростной режим и ситуацию на дороге.
Если же водитель не умеет ездить на МКПП, допускается получение прав с соответствующей отметкой, что предполагает вождение ТС только на «автомате», причем в этом случае ездить на машине с «механикой» запрещено.
Напоследок отметим, что для приобретения должного опыта начинающему водителю изначально все же лучше научиться управлять автомобилями с разным типом трансмиссии, то есть не ограничиваться транспортными средствами исключительно с автоматической коробкой передач или роботизированной трансмиссией, коробкой АМТ и т.д.
Отличия в стоимости обучения
Цена курсов вождения авто с механической трансмиссией, несмотря на большую сложность процесса, ниже. Отличие связано не только с тем, что схема хорошо отработана, но и с тем, что сами автомобили дешевле, их обслуживание проще, и они есть в любой автошколе. В некоторых школах стоимость курсов идентична, точная цена зависит от конкретной организации и города, а также дополнительных услуг. Например, в одних фирмах затраты на горюче-смазочные материалы включены в сумму, в других они рассчитываются отдельно. Различия могут затрагивать и количество часов, в зависимости от этого варьируется и стоимость.
В ряде школ предлагают часы по практическому обучению вождению сверх основного курса. Если у гражданина возникают сложности с освоением навыков, ему можно записаться на дополнительные занятия.
Стоит отметить, что не во всех автошколах есть машины с автоматической трансмиссией, эта проблема особенно часто встречается в небольших городах. Именно поэтому многие предпочитают пройти обучение на механику, не имея альтернативы.
Самые распространенные ошибки новичков при езде на машине с автоматической коробкой передач — чего делать нельзя
АКПП довольно капризна, поэтому неправильные действия могут привести к поломке и, как следствие, дорогостоящему ремонту. Однако этого можно избежать. Известно, что правильная эксплуатация позволяет продлить ее работу до 3 раз дольше, без необходимости серьезного ремонта. Для того чтобы научиться, как правильно водить машину на автомате и не совершать ошибки, необходимо узнать о них подробнее:
- Переключение в режимы P и R во время движения или до полной остановки авто запрещено.
- Нажатие обеих педалей одновременно ведет к поломке АКПП.
- Движение накатом в нейтральном режиме. В целях экономии топлива некоторые водители во время езды с горки включают режим N. В принципе, вреда для коробки нет, но если переключиться на другой режим до полной остановки (на ходу), то она может перегреться и выйти из строя.
- Непоследовательное включение режима P и ручника. Сначала нужно поднять стояночный тормоз.
- Буксировка другого транспортного средства или прицепа, который превышает по весу буксирующую машину;
- Переключение в режим N или P во время коротких остановок на светофорах ведет к ускорению изнашивания коробки;
- Нажатие на педаль газа, когда рычаг установлен на нейтралку.
О бережном вождении, или как продлить срок эксплуатации автоматической коробки передач — инструкция и советы
Бережное вождение – это то, что позволит наслаждаться ездой на машине долгое время, без необходимости посещения сервисного центра. Что нужно делать:
- Многие автодилеры утверждают, что менять масло в коробке передач не нужно, однако это не так. Со временем в нем появляется нагар и катышки, которые могут привести к поломке. Для поддержания корректной работы АКПП достаточно менять масло каждые 40–60 тысяч км.
- Использовать жидкости хорошего качества, которые рекомендует производитель.
- Следить за уровнем жидкости.
- Прогревать коробку передач в холодное время года.
- Выжимать педали плавно, отпускать постепенно.
- Следить, чтобы коробка передач не перегревалась, избегать пробуксовки.
- При необходимости буксировки другой машины или прицепа соблюдать требования по весу.
- Отказаться от буксировки машины с заглушенным двигателем на большое расстояние.
- При появлении непривычных звуков и запахов обратиться в сервисный центр.
Легко ли перестроиться на «автомат»?
Наши читатели правы в том, что автомобилей с автоматической коробкой становится все больше. И многие водители — как начинающие, так и со стажем — задумываются о том, чтобы перейти на АКПП. Легко ли переучиться? Этот вопрос мы адресовали Юрию Краснову, преподавателю, инструктору по вождению.
— На мой взгляд, обучение на «автомате» проводить как раз проще, чем на «механике». У меня даже есть такой педагогический прием: учится человек водить на МКПП, у нас проходят занятия. Вдруг в какой-то момент я предлагаю экспериментальный урок на машине с автоматической коробкой. Привыкание к ней происходит достаточно быстро. И после такого эксперимента все учащиеся говорят одно и тоже: на «автомате» проще, на «автомате» они чувствуют себя увереннее — нужно просто следить за дорогой, а не постоянно думать о том, когда выжимать сцепление, в какую сторону дергать рычаг и как не заглохнуть. Поэтому я считаю, что человеку, привыкшему к механической коробке переключения передач, было бы достаточно считаных занятий, чтобы переучиться, привыкнуть к автоматике, — говорит Юрий Краснов.
Автомат или механика?
Сдавать на автоматической коробке передач на права категории Б в Беларуси нельзя. При получении водительских навыков можно выявить достоинства и недостатки.
В самом начале практических занятий уже видна разница в обучении. Все учащиеся в самом начале выполняют сложные действия и манёвры и взаимодействуют с педалью сцепления и ручкой переключения передач. На автомате ученик практически не взаимодействует с коробкой передач и начинает быстро настраиваться на обстановку на дороге, знаки и правила, ведь автомобиль сам переключит за него передачи. Поэтому будет легче сдавать на права на автомате, ведь если вы неправильно включите передачу, то авто не заглохнет.
Поэтому мы настаиваем обучаться на права на механической коробке передач!
Где в правах указывается механика или автомат?
Внешне ВУ на управление авто с МТ и АКПП почти ничем не отличаются. Отличия прав на механику и на автомат находятся с обратной стороны документа. На рисунке показано, как выглядят права на автомат:
отметки в графе 12 показывают ограничения по категориям ТС;
графа 14 отражает ограничения на все категории, где в удостоверении указывается МТ или машиной с автоматической коробкой передач.
Если ВУ разрешает управлять автомобилем только с автоматической трансмиссией, то в 14 графе ставится отметка: «АТ». Удостоверение без отметки предполагает, что водитель может управлять ТС с любой коробкой передач.
С 5.11.2013 г. ФЗ о безопасности движения на дорогах разрешает сдачу экзамена для управления машиной с АТ. С 2013 г. можно проходить обучение и сдавать экзамен по вождения авто только с АКПП
Для примера, на рисунке показано ВУ с разрешением управления ТС категории категория В и АТ. Подробнее о других отметках в этой статье.
На практике водители при выборе варианта обучения руководствуются такими критериями:
Лучше сдать на универсальное ВУ, чтобы не было ограничений по управлению машиной с определенной КП.
МТ дает возможность лучше, глубже понять функционирование автомобиля изнутри. Рациональнее иметь навыки управления автомобилем с трансмиссией любого типа, так проще и безопаснее ездить.
Можно попасть в ситуацию, когда нужна будет именно МТ, но навыка не будет. Если сдавать на ВУ, то лучше на универсальное.
При сдаче экзамена используются одна-две передачи, иногда необходима третья, поэтому ничего сложного.
Процесс сдачи экзамена не отлажен, желающих получить документ такого типа намного меньше.
Категории и подкатегории нового удостоверения
Категории новых водительских прав с отметкой «автомат или механика» расширены подкатегориями, и теперь их шестнадцать.
Шесть больших категорий:
Четыре подкатегории: A1, B1, C1, D1.
Специальные подкатегории, для управления автомобилями с прицепом: BE, CE, DE, C1E, D1E.
На оборотной стороне водительского удостоверения они расположены в следующем порядке:
- А — мотоциклы;
- А1 — лёгкие мотоциклы с двигателем от 50 до 125 см 3 ;
- В — легковые машины до 3,5 тонн, не более восьми мест, кроме водителя;
- В1 — трициклы и квадрициклы;
- С — грузовики, в том числе с лёгким прицепом;
- С1 — грузовики до 7,5 т;
- D — автобусы, в том числе с лёгким прицепом;
- D1 — микроавтобусы до 16 сидячих мест;
- ВЕ — легковые автомобили с прицепом, массой свыше 750 килограммов;
- СЕ — грузовики категории C, с прицепом, массивнее 750 килограммов;
- С1Е — грузовик категории C1, с прицепом, массивнее 750 килограммов;
- DЕ — автобус категории D, с прицепом 0,75 — 3,5 т;
- D1Е — автобус категории D1, с прицепом 0,75 — 3,5 т;
- М — мопеды, скутеры, а также лёгкие квадрициклы с двигателем до 50 см 3 ;
- Tm — трамвай;
- Tb — троллейбус.