Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 204 УК РФ (последняя редакция с комментариями). Коммерческий подкуп». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как известно, согласно Уголовному кодексу, понятие взятки относится исключительно к должностным лицам- чиновникам, представителям государственных служб, руководителям предприятий государственной формы собственности. Однако коррупционные преступления встречаются не только в государственной сфере – не редкость они и в деятельности частных компаний. Для таких деяний предусмотрена отдельная статья – коммерческий подкуп. Согласно определению, данное преступление относится к экономическим и представляет собой получение неправомерной выгоды руководителем или занимающим определенную должность лицом в коммерческой структуре в обмен на оговоренные ранее действия или бездействие. Неправомерная выгода может заключаться как в денежных средствах, так и других активах или услугах (ценные бумаги, недвижимость, торговые преференции, отдых, медицинские услуги и т.д.). По сути, речь идет о взятке, только в коммерческих компаниях.
Понятие коммерческого подкупа
Адвокат по делам о коммерческом подкупе по ст. 204 УК РФ
Уголовные дела по коммерческому подкупу специфичны за счет субъекта, именно данное обстоятельство будет влиять на квалификацию незаконной передачи материальных ценностей либо это коммерческий подкуп, либо взятка или же мошенничество. Чтобы обеспечить себе возможность занять наиболее выгодную позицию защиты в самом начале, обращение к адвокату должно быть на самом начальном этапе уголовного преследования, желательно еще на стадии проверки в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ. Это дает серьезное преимущество для стороны защиты. Если Вас настигло уголовное преследование по коммерческому подкупу, не паникуйте, сохраняйте самообладание, займитесь обеспечением себе защиты от уголовного преследования в лица адвоката по уголовным делам, позвоните адвокату по указанному на сайте телефону.
Отличие коммерческого подкупа от взятки
По смыслу эти преступления практически идентичны, у них много сходных признаков:
- моментом завершения состава преступления является передача или получение хотя бы небольшой доли неправомерного вознаграждения;
- цель этих правонарушений – корысть;
- вина участников – их осознанный умысел, то есть лицо понимало, что данное действие несет общественную опасность, и все же совершало его.
Однако между взяткой и коммерческим подкупом есть ряд процессуальных отличий. Сравним взятку и коммерческий подкуп в следующей таблице.
№ | Основание для сравнения | Взятка | Коммерческий подкуп |
---|---|---|---|
1 | Статья Уголовного кодекса | Ст. 290, 291 | Ст. 204 |
2 | Сфера осуществления | Государственные и административные организации | Коммерческие организации |
3 | Вид правонарушения | Должностное | Коммерческое |
4 | Объект преступления | Социальные отношения, лежащие в основе правомерной работы упомянутых организаций | Реализация прав и обязанностей уполномоченного (управляющего) лица в коммерческой структуре |
5 | Потенциальные субъекты преступления | «Берущие» и «дающие» должностные лица, использующие свое служебное положение | Лица, в трудовых договорах которых прописана хоть одна функция управления |
6. | Время совершения правонарушения | Может быть дана (получена) как до, так и после желаемого действия | Дается (получается) только по предварительной договоренности, до выполнения требуемого деяния |
7. | Степень тяжести правонарушения | Небольшая | При передаче – небольшая, при получении – большая |
Обращение к адвокату подкуподателя
Обращение к адвокату происходит обычно после проведения гласных мероприятий, когда уже изъяты вещественные доказательства и опрошены сотрудники коммерческой организации.
Если к нам обращается подкуподатель, то в зависимости от его позиции мы либо соглашаемся с предложением правоохранительных органов, либо занимаем активную позицию защиты. В первом случае история обычно заканчивается прекращением уголовного преследования в связи с примечанием по ст. 204 УК РФ, а во втором все зависит от тактики защиты, которая бывает разной. Один из успешных примеров такой защиты был и в нашей практике тоже.
Сотрудник заказчика и сотрудник поставщика проверялись правоохранителями на предмет совершения коммерческого подкупа. Оперуполномоченные одного из транспортных отделов выявили банковский перевод от сотрудника поставщика к сотруднику заказчика в размере 50 000 рублей. Сотруднику поставщика были предъявлены заключенные договора, платежные поручения, а также сведения о выполненном переводе на вышеуказанную сумму. Заказчик пояснил, что этот перевод никак не связан с коммерческими взаимоотношениями между организациями, а является займом, так как между сотрудниками за время работы сложились дружеские отношения. Сотрудника поставщика несколько раз вызывали для дачи объяснений, изымали телефон, приходили с осмотрами и пытались парализовать его деятельность, но, не получив нужные для возбуждения уголовного дела пояснения и устав от жалоб защиты в прокуратуру и Следственный комитет, в конечном счете вынесли постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
1. Незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), —
наказываются штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, или в размере от пятикратной до двадцатикратной суммы коммерческого подкупа, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового.
2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в значительном размере, —
наказываются штрафом в размере до восьмисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до девяти месяцев, или в размере от десятикратной до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового, либо ограничением свободы на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они совершены:
- а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
- б) за заведомо незаконные действия (бездействие);
- в) в крупном размере, —
наказываются штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от двадцатикратной до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
4. Деяния, предусмотренные частью первой, пунктами «а» и «б» части третьей настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —
наказываются штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет шести месяцев, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
5. Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконное пользование им услугами имущественного характера или иными имущественными правами (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), —
наказываются штрафом в размере до семисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до девяти месяцев, или в размере от десятикратной до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до пятнадцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового.
6. Деяния, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, совершенные в значительном размере, —
наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех месяцев до одного года, или в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
7. Деяния, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, если они:
- а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
- б) сопряжены с вымогательством предмета подкупа;
- в) совершены за незаконные действия (бездействие);
- г) совершены в крупном размере, —
Коммерческий подкуп и взятка: сходство и различие
Можно сказать, что коммерческий подкуп — это брат-близнец взятки. Оба этих деяния законодательство включает в понятие коррупции (подп. «а» п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
И взятка, и коммерческий подкуп — это передача материальной выгоды (денег, ценностей, услуг) лицу, выполняющему управленческие функции, за действия, связанные с его служебным положением. Различаются они только фигурой получателя, или, говоря языком уголовного права, — субъектом преступления.
Коммерческий подкуп может быть передан руководящему работнику частной фирмы или некоммерческой организации, не имеющих государственного участия (ст. 204 УК РФ).
Получатели взятки — всегда должностные лица, то есть федеральные, региональные и муниципальные чиновники, сотрудники ГУПов, МУПов, государственных компаний (корпораций).
В феврале 2021 г. в УК РФ были внесены изменения, которые приравняли сотрудников компаний, прямо или косвенно контролируемых государством, к должностным лицам.
Теперь работники «дочек» и «внучек» государственных компаний, внебюджетных фондов, акционерных обществ с «золотой акцией» в случае проблем с законом несут такую же ответственность, как и государственные служащие. Соответственно, при получении незаконного вознаграждения их действия будут квалифицироваться как взятка, а не как коммерческий подкуп.
Взяточничество считается более тяжким преступлением и наказывается строже. Так, максимальное наказание за получение коммерческого подкупа в особо крупном размере составляет от семи до 12 лет лишения свободы (ч. 8 ст. 204 УК РФ), а за получение взятки в особо крупном размере уже можно оказаться в колонии на срок от восьми до 15 лет (ч. 6 ст. 290 УК РФ).
В ходе предварительного расследования к обвиняемым во взяточничестве чаще применяют меру пресечения в виде заключения под стражу, чем к обвиняемым в получении и даче коммерческого подкупа.
В соответствии со ст. 23 УПК РФ, если коммерческий подкуп причинил ущерб только интересам коммерческой или иной организации, то уголовное дело может быть возбуждено только по заявлению руководителя этой организации или с его согласия.
Если подкуп получил сам руководитель, то заявление в правоохранительные органы может подать учредитель, член совета директоров, правления или иного аналогичного коллективного органа (п. 31 постановления Пленума ВС РФ от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»).
Не всегда руководители компаний, узнав о неблаговидном поведении сотрудников, спешат обращаться к правоохранителям, опасаясь урона своей репутации. Проштрафившихся работников просто тихо увольняют, предпочитая не портить имидж организации.
В случае взятки заявления организации для возбуждения уголовного дела не требуется. Достаточно рапорта оперативника об обнаружении признаков преступления, составляемого по результатам негласных мероприятий.
Кто несет ответственность за получение коммерческого подкупа?
К уголовной ответственности привлекают как тех, кто получает коммерческий подкуп (ч. 5—8 ст. 204 УК РФ), так и тех, кто его передает (ч. 1—4 ст. 204 УК РФ).
Согласно ст. 204 УК РФ получателем коммерческого подкупа может быть только лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.
К ним относятся четыре категории сотрудников:
-
единоличный исполнительные орган — директор, генеральный директор, председатель кооператива, руководитель фонда или иной руководитель организации;
-
член коллегиального исполнительного органа (совета директоров, правления и т.п.);
-
лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции — руководящее трудовым коллективом или отдельными работниками, имеющее право на применение поощрений и наказаний и т.д.;
-
лицо, выполняющее административно-хозяйственные функции — распоряжающееся деньгами (банковским счетом) и иным имуществом организации.
Другой комментарий к статье 204 УК РФ
Статья 204 УК РФ установила ответственность за коммерческий подкуп. Фактически нормы данной статьи устанавливают ответственность за два различных состава преступления:
1) незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (ч. ч. 1 и 2 ст. 204 УК РФ);
2) незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (ч. ч. 3 и 4 ст. 204 УК РФ).
Основным объектом данного преступления, как и преступления, предусмотренного ст. 201 УК РФ, является нормальная управленческая деятельность коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным органом или учреждением. В случае если незаконное получение предмета подкупа сопряжено с вымогательством, то дополнительным объектом выступают права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства.
Предметом коммерческого подкупа являются деньги, ценные бумаги и иное имущество, а также незаконное оказание услуг имущественного характера. Здесь следует обратить внимание на то обстоятельство, что предмет коммерческого подкупа и получения взятки не в полной мере совпадают. В первой своей части предмет коммерческого подкупа идентичен предмету получения взятки: деньги, ценные бумаги, иное имущество. А вот вторая составляющая предмета преступления несколько отличается. Предметом коммерческого подкупа является незаконное оказание услуг имущественного характера, а предмет получения взятки — выгода имущественного характера.
Как отмечено в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе», по смыслу закона предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. Указанные выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку . Таким образом, Пленум Верховного Суда РФ не проводит разграничения между двумя рассматриваемыми понятиями, определяющими предмет получения взятки и коммерческого подкупа. Вместе с тем на практике иногда встречается позиция, согласно которой понятие оказания услуги в уголовно-правовом аспекте несколько выходит за рамки этого же понятия в гражданско-правовом плане, и, в частности, услугой считают, например, прощение невыплаченного кредита, выполнение определенной работы и т.д. И еще один момент, который, с нашей точки зрения, все же позволяет усмотреть некоторую разницу между выгодой имущественного характера и оказанием услуг имущественного характера. Дело в том, что законодатель, говоря о выгоде имущественного характера, не установил в отношении ее никаких ограничений. Примеры выгоды имущественного характера приведены выше, и их источником могут быть и законные, и незаконные действия в аспекте реализации выгоды. Так, например, уменьшение арендных платежей будет являться выгодой как в том случае, когда они уменьшены в пределах полномочий субъекта дачи взятки, т.е. законно, так и тогда, когда субъект вышел за пределы своих полномочий и осуществил уменьшение платежей незаконно.
———————————
Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. N 4.
Применительно же к коммерческому подкупу ситуация обстоит несколько иным образом. Закон в качестве обязательного признака оказания услуг имущественного характера указывает на его (оказания) незаконность, что сужает понятие услуг имущественного характера по отношению к понятию выгоды имущественного характера.
Несколько иная законодательная формулировка по сравнению с получением взятки использована и относительно такого обстоятельства, как основание осуществления передачи соответствующего предмета. При получении взятки это действие (бездействие), а равно общее покровительство или попустительство по службе. Частью 1 ст. 204 УК РФ последнее основание не предусмотрено. Но формулировка указанной нормы не исключает его, поскольку понятие «в связи с занимаемым этим лицом служебным положением» включает, с нашей точки зрения, все основания передачи предмета подкупа. Кроме того, эта формулировка достаточно объемна и с иных позиций. Определение законодателем основания передачи предмета подкупа как связи с занимаемым служебным положением и отсутствие в законе каких-либо ограничений в этом плане позволяют говорить о том, что указанная связь охватывает как совершение законных или незаконных действий (бездействия) в интересах дающего, так и общее покровительство или попустительство по службе.
К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности.
К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия.
Вместе с тем необходимо отметить, что на практике встречается и более узкое толкование рассматриваемого понятия, при котором общее покровительство и попустительство не рассматриваются как основание передачи предмета подкупа.
Таким образом, объективная сторона ч. 1 ст. 204 УК РФ состоит в незаконной передаче лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества либо в незаконном оказании ему услуг имущественного характера.
Пленум Верховного Суда РФ в п. 9 названного Постановления, рассматривая вопрос об объективной стороне коммерческого подкупа и получения взятки, отметил, что суду следует указывать в приговоре, за выполнение каких конкретных действий (бездействия) должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, получило взятку или предмет коммерческого подкупа от заинтересованного лица, а последнее, естественно, передало его. Время их передачи (до или после совершения действия (бездействия) в интересах дающего) на квалификацию содеянного не влияет.
Подкуп будет иметь место и в том случае, если предмет подкупа передается не самому лицу, выполняющему управленческие функции, а его родным или близким, но с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу дающего предмет подкупа.
Основания передачи и, соответственно получения предмета подкупа могут быть выражены явно, открыто, а могут быть завуалированы. Например, передача денег (гонорара) за ненаписанную книгу, под видом подарка к какому-либо празднику, проигрыша в бильярд или в карты и т.п. — формы вуалирования подкупа весьма многообразны. Подкуп не может быть признан подарком ни при каких обстоятельствах, поскольку между этими понятиями имеются существенные различия. Предмет подкупа всегда передается за что-то (действие, бездействие в интересах дающего, общее покровительство попустительство), а подарок (договор дарения) в соответствии со ст. 572 ГК РФ всегда безвозмезден.
Состав преступления — формальный. Преступление окончено с момента передачи (получения) хотя бы части незаконного вознаграждения.
Чем различаются коммерческий подкуп и взятка?
Подкуп и взятка очень похожи по своей сути, в обоих случаях деяние носит умышленный характер и направлено на получение выгоды.
Есть ряд признаков, который разделяет эти понятия.
Характеристики взятки:
- деньги или иные блага передаются госслужащему, который обладает определенными полномочиями;
- взаимодействие между сторонами взаимовыгодно, о чем они договариваются заранее;
- средства могут быть переданы как до, так и после совершения обещанного действия должностным лицом.
Взяточничество — это должностное преступление. В результате происходит посягательство на нормальную работу госорганов, подрывается доверие населения к таким структурам. Взяточничество рассматривается по статьям 290 и 291 УК РФ.
Характеристики подкупа:
- средства передаются представителям коммерческих организаций, наделенных управленческими функциями;
- подкуп осуществляется до совершения действий (бездействий), выгодных для заинтересованной стороны;
- получают привилегии не только подкупающие, но и связанные с ними лица;
Если вас обвиняют в получении или предложении подкупа, незамедлительно обратитесь к адвокату, чтобы защитить свои права. К сожалению, иногда обвинения выдвигаются против тех, кто не совершал противоправных действий, но эти действия были расценены как незаконные.
При защите адвоката особое внимание уделяется следующим факторам:
- незаконность возбуждения уголовного дела, например, при отсутствии умысла;
- отсутствие полномочий у лица, получившего вознаграждение — очень часто сотрудник по факту выполняет управленческие функции, но в должностной инструкции они не прописаны;
- отсутствие конкретики в обвинении.
Законодательная база: понятие и ответственность по УК
Под коммерчески подкупом подразумевается передача гражданином лицу, которое занимает руководящую должность:
- денег;
- имущества;
- имущественных прав;
- предоставление услуг имущественного характера.
Эти ценности передаются для того, чтобы руководитель совершил определенные действия (в рамках своих должностных обязанностей) или бездействовал, что в результате приведет к получению нужного результата для заинтересованной стороны.
Наказание в общем случае определяется 1 из таких мер:
- штраф до 400 тыс. руб.;
- или штраф в сумме зарплаты, полученной в течение максимум полугода;
- или штраф в сумме, равной размеру подкупа, увеличенному от 15 до 20 раз;
- или ограничение свободы до 24 мес.;
- или исправительные работы до 24 мес.;
- или заключение до 24 мес. с выплатой штрафа, равного подкупу, сумма которого увеличена до 5 раз.
Что собой представляет коммерческий подкуп
Коммерческий подкуп – это также передача денежных средств для незаконного достижения своих целей. Однако в данном случае происходит это не в государственной, а в предпринимательской сфере, то есть деньги будут передаваться не чиновнику, а руководителю компании. Коммерческий подкуп нарушает главные принципы предпринимательской конкуренции, а потому является правонарушением. Подкуп может осуществляться в этих формах:
- Передача денег или ценных бумаг.
- Передача имущества: авто, драгоценности.
- Поставка услуг по заниженной стоимости.
- Списание кредита.
- Отзыв иска, поданного в судебное учреждение ранее.
- Продажа продукции, оборудования по сниженным ценам.
- Завышение предоставляемых гонораров.
Предметом подкупа не могут быть предметы, которые нельзя оценить в денежной форме. К примеру, КП не будут вещи, имеющие субъективную ценность: личные письма, фотографии.
Ответственность за коррупцию
Взятка и подкуп – это преступления, которые регламентируются УК. Взятка упоминается в статьях 285, 290 и 291 УК РФ. Ответственность за подкуп накладывается на основании статьи 304 УК РФ.
При определении наказания при взятке существенным фактором является ее объем:
- Простая взятка в размере до 25 000 рублей (часть 1 статьи 291 УК РФ). Штраф составляет 15-25-кратный размер от переданной суммы. Альтернативное наказание – до 2 лет лишения свободы.
- Взятка в значительном размере (от 25 000 рублей, часть 2 статьи 291 УК РФ). Штраф в 20-40-кратном объеме. Альтернативное наказание – до 3 лет.
- Взятка за заведомо неправомерное действие (часть 3 статьи 291 УК РФ). Штраф в 30-60-кратном размере. Альтернативное наказание – до 8 лет лишения свободы.
- Деньги даны группой лиц и в особо крупном размере (часть 4 статьи 291 УК РФ). Штраф в 60-80-кратном объеме. Альтернативное наказание – от 5 до 10 лет.
- Взятка в особо крупном размере (более 1 000 000 рублей, часть 5 статьи 291 УК РФ). Штраф в 70-90-кратном размере. Альтернативное наказание – от 7 до 12 лет лишения свободы.
Наказание за подкуп определяется составом этого преступления:
- Передача средств. Штраф в 10-50-кратном размере от подкупа, лишение свободы до 2 лет, исправительные работы до 3 лет.
- Получение средств. Штраф в 15-70-кратном объеме от подкупа, запрет на дальнейшее занятие деятельностью на срок 3 года, лишение свободы до 3 лет.
Взятка – это более распространенное явление, однако часто встречаются преступления и против конкуренции в коммерческой области.
Статья 204. Коммерческий подкуп
УК РФ Статья 204. Коммерческий подкуп
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 324-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 204 УК РФ
1. Незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), —
наказываются штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, или в размере от пятикратной до двадцатикратной суммы коммерческого подкупа, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового.
2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в значительном размере, —
наказываются штрафом в размере до восьмисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до девяти месяцев, или в размере от десятикратной до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового, либо ограничением свободы на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) за заведомо незаконные действия (бездействие);
в) в крупном размере, —
наказываются штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от двадцатикратной до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
4. Деяния, предусмотренные частью первой, пунктами «а» и «б» части третьей настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —
наказываются штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет шести месяцев, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
5. Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконное пользование им услугами имущественного характера или иными имущественными правами (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), —
наказываются штрафом в размере до семисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до девяти месяцев, или в размере от десятикратной до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до пятнадцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового.
6. Деяния, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, совершенные в значительном размере, —
наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех месяцев до одного года, или в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
7. Деяния, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, если они:
а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) сопряжены с вымогательством предмета подкупа;
в) совершены за незаконные действия (бездействие);
г) совершены в крупном размере, —
наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от пяти до девяти лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
8. Деяния, предусмотренные частью пятой, пунктами «а» — «в» части седьмой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —
наказываются штрафом в размере от двух миллионов до пяти миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, или в размере от пятидесятикратной до девяностократной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет или без такового.
Примечания. 1. Значительным размером коммерческого подкупа в настоящей статье и статье 204.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером коммерческого подкупа — превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером коммерческого подкупа — превышающие один миллион рублей.
Чем отличается взятка от коммерческого подкупа?
У взятки и подкупа много общих признаков: это и корыстный мотив, и наличие осознанного умысла, и признак окончания совершения деяния (момент передачи денежных средств). Взятка заключается в передаче имущества, ценностей госслужащему. В случае с коммерческим подкупом денежные средства и ценные бумаги передаются исключительно лицам, занимающим руководящие посты в частных коммерческих фирмах, предприятиях или организациях. Более наглядно рассмотрим различия в таблице:
Взятка (ст. 290, 291 УК РФ) | Коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ) | |
Область реализации | Государственные, муниципальные службы и организации | Частные, коммерческие фирмы (компании) |
Объект правонарушения | Отношения, складывающиеся в процессе деятельности государственных и муниципальных учреждений | Нормальное взаимодействие лиц в сфере коммерческой деятельности |
Субъект преступления | Государственные и муниципальные служащие, использующие своё служебное положение | Должностные лица, в трудовом договоре которых обозначены в качестве основных обязанностей управленческие функции |
Коммерческий подкуп состав преступления
Ст. 204 УК РФ коммерческий подкуп описывает как противоправную передачу материальных благ, имущественных прав или оказание услуг лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или другой организации, в обмен на действия или бездействие в интересах передающего или лиц, которых он представляет. Обратное действие, то есть получение таких благ лицом, осуществляющим управленческие функции, также образует состав коммерческого подкупа.
Как и любая другая норма Особенной части УК, ст. 204 позволяет выделить объективную и субъективную стороны преступления, определить его объект и субъект. Анализ этих элементов дает возможность выделить основные отличия от иных сходных составов и правильно квалифицировать действия субъекта.