Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Форум правовой взаимопомощи военнослужащих». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В любой стране мира государственной тайне уделяется повышенное внимание, ведь ее разглашение может нанести ущерб национальной безопасности. При этом для многих категорий сотрудников работа с секретными сведениями – часть трудовых обязанностей.
Осторожно: государственная тайна!
На работников это налагает определенные ограничения, связанные с их сохранностью и нераспространением.
Однако еще большая ответственность ложится на работодателя, который обязан организовать процедуру допуска и контролировать доступ сотрудников к защищаемой законом тайне.
Необходимость оформления допуска к государственной тайне возникает при проведении любых – постоянных или временных – работ, так или иначе затрагивающих сведения, защищаемые грифом секретности.
Работодатель обязан организовать процедуру оформления права на доступ в отношении каждого из своих сотрудников, которые при выполнении должностных обязанностей могут соприкоснуться с охраняемой законом тайной. Процедура, мягко говоря, не из простых.
И, будучи напрямую связанной с государственными интересами, требует особого внимания.
На сегодняшний день все, что касается государственной тайны, регулируется в Российской Федерации Законом РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (далее – Закон о государственной тайне). Данный закон раскрывает суть понятия «государственная тайна» применительно к любым существующим правоотношениям.
Итак, государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона о государственной тайне).
Как следует из данного определения, государственная тайна отличается от служебной, коммерческой и иной тайны тем, что сведения, ее составляющие, напрямую связаны с государственными интересами Российской Федерации (а не конкретного предприятия или организации) и их разглашение может нанести ущерб безопасности всего государства, а не отдельно взятого юридического лица или предпринимателя. Именно поэтому в любой стране мира государственной тайне всегда уделяется повышенное внимание.
С какой формой допуска можно выезжать за границу
ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
от 27 августа 2018 года N 249-рг
О порядке согласования выезда за границу лиц, имеющих допуск к сведениям, составляющим государственную тайну
Режимно-секретная служба не позднее одного дня, следующего за днем принятия решения Главой Республики Северная Осетия-Алания, информирует лицо, имеющее допуск к государственной тайне, и готовит соответствующую информацию для направления в Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания.
2. Согласование выезда за границу лиц, замещающих иные должности государственной гражданской службы в органах исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, органах местного самоуправления, имеющих допуск к государственной тайне, независимо от формы допуска, осуществляется представителем нанимателя в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящего Распоряжения.
При наличии в структуре органа исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания должностного лица, на которого возложены функции режимно-секретного подразделения, обязанности режимно-секретного подразделения осуществляет указанное должностное лицо.
3. Лица, имеющие допуск к сведениям особой важности и (или) совершенно секретным сведениям, выезжающие в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации, одновременно с заявлением о согласовании выезда за границу в командировку представляют в режимно-секретную службу проект извещения о выезде по форме 19 приложения к Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. N 3-1.
В какие страны выезжать нельзя
Этот список меняется в зависимости от политической ситуации, но список запрещенных стран для военнослужащих в 2021 году выглядит так:
Австралия, Австрия, Алжир, Албания, Ангола, Андорра, Антигуа и Барбуда, Афганистан, Аргентина, Багамы, Барбадос, Бангладеш, Бахрейн, Бельгия, Белиз, Бенин, Боливия, Болгария, Босния и Герцеговина, Ботсвана, Бруней, Бразилия, Буркина-Фасо, Бурунди, Бутан, Ватикан, Вануату, Великобритания, Венесуэла, Венгрия, Восточный Тимор, Габон, Гаити, Гамбия, Гайана, Гана, Гватемала, Гвинея-Бисау, Гвинея, Германия, Гондурас, Гренада, Гренландия, Грузия, Греция, Дания, Джибути, Доминика, Доминикана, Египет, Замбия, Зимбабве, Израиль, Индонезия, Индия, Иордания, Иран, Ирак, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Йемен, КНДР, Кабо-Верде, Камбоджа, Камерун, Катар, Канада, Кения, Кипр, Кирибати, Колумбия, Конго, Коморы, Коста-Рика, Косово, Кот-д’Ивуар, Конго, Кувейт, Куба, Латвия, Лаос, Лесото, Либерия, Ливия, Ливан, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Маврикий, Мавритания, Мадагаскар, Македония, Малави, Малайзия, Мальдивы, Мали, Мальта, Марокко, Маршалловы о-ва, Микронезия, Мексика, Мозамбик, Молдавия, Монголия, Монако, Мьянма, Намибия, Науру, Непал, Нигер, Нидерланды, Нигерия, Никарагуа, Ниуэ, Норвегия, Новая Зеландия, ОАЭ, Оман, Пакистан, Панама, Палау, Папуа – Новая Гвинея, Парагвай, Перу, Польша, Португалия, Румыния, Руанда, Сальвадор, Самоа, Сан-Томе и Принсипи, Сан-Марино, Саудовская Аравия, Свазиленд, Сейшелы, Сенегал, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сербия, Сингапур, Сирия, Словения, Словакия, Соломоны, Сомали, США, Судан, Суринам, Сьерра-Леоне, Таиланд, Танзания, Тонга, Того, Тринидад и Тобаго, Тунис, Тувалу, Турция, Украина, Уганда, Уругвай, Фиджи, Филиппины, Франция, Финляндия, Хорватия, Чад, Черногория, Чехия, Чили, Швеция, Швейцария, Шри-Ланка, Эквадор, Экваториальная Гвинея, Эстония, Эритрея, Эфиопия, Южная Корея, Южный Судан, ЮАР, Япония, Ямайка. |
На кого распространяется негласный запрет
Таким образом, запрет на посещение других государств официально касается лишь граждан, имеющих доступ к государственным тайнам, независимо от названия службы, а также сотрудников ФСБ. А вот негласное ограничение права на выезд распространяется на куда большее количество служащих. Разберемся, какие госслужащие не могут выезжать за границу.
В первую очередь это касается органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и альтернативная служба. Дело в том, что выезд за границу данных служащих согласно ст. 19 ФЗ № 114 предполагает получение предварительного разрешения командования, без которого им не выдаются сданные на хранение паспорта.
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития № 317 от 20.12.2004 к так называемым силовикам относятся служащие:
- МВД, в том числе полицейские, сотрудники миграционных органов, ГИБДД, других полицейских управлений и департаментов;
- Минобороны, за исключением срочников и служащих альтернативной службы;
- ФСБ, включая пограничников;
- Федеральной службы охраны;
- Службы внешней разведки РФ;
- Федеральной службы исполнения наказаний;
- МЧС.
Но это далеко не весь список. В 2023 году поднялась новая волна обсуждения введения официальных запретов для всех госслужащих. Пока такие инициативы не обрели форму изменений в законодательстве. Тем не менее, ссылаясь на указания МИД, руководство ведомств не рекомендует служащим посещать некоторые страны (о причинах чит. выше). Соответствующие директивы распространяются на:
- судей – от мировых до ВС РФ;
- таможенников (ФТС) и других служащих Минфина;
- прокуроров и сотрудников Следственного комитета РФ.
Любопытно, что о запрете для налоговиков (ФНС) и приставов (ФССП) в СМИ не сообщалось. Кроме того, не установлены негласные ограничения и другим государственным и муниципальным служащим, чья работа не связана с деятельностью силовых или правоохранительных структур. По мнению экспертов, временное негласное ограничение затронет или уже затронуло более чем 5 млн госслужащих.
Что такое «2-ая форма допуска секретности», ее сущность
На данном этапе развития общества, существуют три главные степени допуска к секретности на государственном уровне. Такая классификация зафиксирована в ФЗ №5485 от 21.07.1993 «О государственной тайне».
Это означает, что человек может допускать к различной закрытой от общественности информации по определенной схеме:
Несколько ранее также существовала категория, которая ограничивала доступ военных сотрудников к определенным служебным делам. Однако на данный момент эта категория не используется в перечне форм доступа.
Присвоение права владеть информацией, которая находится под закрытым доступом, не зависит от звания служащего.
Исходя из ФЗ «О государственной тайне», покидать границы РФ запрещено только тем служащим, которым присвоена первая степень доступа к секретным данным. То есть, группе лиц, имеющих право узнавать информацию государственной важности по второй форме доступа к секретности, разрешается покидать границы государства.
Ограничения для секретоносителей
Секретоносители, которые допущены (или в прошлом были допущены) к ГТ, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут относиться:
- к праву выезда в другую страну на время, оговоренное в контракте, когда оформляют допущение гражданина к ГТ (если лицо допускают к особо важной или совершенно секретной информации, максимальный срок ограничения — пять лет с даты последнего ознакомления лица с соответствующими данными), до окончания срока ограничения, определенного трудовым договором или согласно ФЗ от 15.08.1996 № 114. Указанный срок может быть продлен Межведомственной комиссией по защите ГТ, максимум в общей сложности до десяти лет, когда имеется заключение этой комиссии о том, что соответствующие сведения на день подачи заявления о выезде за рубеж сохраняют прежнюю степень секретности;
- к праву на передачу сведений из состава ГТ и на эксплуатацию открытий (изобретений), включающих такие сведения;
- к праву на неприкосновенность частной жизни при проведении контрольных мероприятий, когда оформляют допущение к ГТ.
Порядок выезда за границу со 2-ой формой допуска секретности
При наличии второй формы секретности отпуск за рубежом возможен, но с рядом оговорок и ограничений. Допущенный к гостайне гражданин обычно подписывает в такой ситуации трудовой договор, в котором указаны порядок выезда за пределы страны и сопутствующие условия. Обычно документом предусматривается запрет на зарубежные поездки в течение 5 лет с момента допуска к секретной информации. В отдельных случаях срок ограничения может быть продлен до 10 лет на основании заключения Межведомственной комиссии.
Оформление зарубежного отпуска в такой ситуации имеет ряд особенностей:
- намерение получить загранпаспорт или выехать из страны озвучивается руководству (нередко документы сотрудников с допуском к гостайне хранятся специальной службой режимного объекта);
- для оформления заграничного паспорта потребуется разрешение, которое режимно-секретный отдел предприятия согласует с ФСБ;
- срок оформления загранпаспорта для лиц со второй формой допуска составляет около трех месяцев.
Вторая форма допуска, выезд за границу при увольнении в случае если не ознакомлен ни с одним сов.секретным документом
Жена работает на оборонном предприятии. Имеет вторую форму допуска. Ни с одним совершенно секретным документом не ознакамливалась.
Вопросы: в случае увольнения с работы, может ли жена сразу выезжать за границу? Если нет, то какие ограничения накладываются? Если да, на какие законы и пункты в них ссылаться в случае претензий от таможенной или силовых структур?
Вопросы: в случае увольнения с работы, может ли жена сразу выезжать за границу?
Если фактического ознакомления с документами не было, то после увольнения и составления в отношении нее заключения о целесообразности выезда — она может свободно выезжать за границу.
В силу ст. 15 ФЗ от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»
Право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он:
1) при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, — до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Заключение о целесообразности ограничения на выезд из страны готовится непосредственно перед увольнением. Одним из его условий является фактическое ознакомление с сведениями составляющими гос.тайну, которым присваивается гриф «особой важности» или «совершенно секретно».
В случае, если ограничение будет наложено — то есть основания для обращения с заявлением в Межведомственную комиссию по защите государственной тайны.
Заявление подается в произвольной форме, в котором указываете когда имело место фактическое ознакомление со сведениями составляющими ГТ и просите подтвердить актуальность данных сведений и сохранение установленных Вам ограничений на оставшийся период (до истечение пятилетнего срока).
Рассмотрение заявление будет осуществлено на заседании комиссии после получения от органа, установившего ограничения на те сведения с которыми Вы были ознакомлены информации об их актуальности и снятии или сохранении в отношении них грифа секретности
Решение Комиссии о снятии временного ограничения права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации доводится в установленные сроки в виде выписки из протокола заседания Комиссии до Федеральной миграционной службы, а в случаях, предусмотренных статьей 8 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», также до Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации.
При выявлении случаев необоснованного ущемления прав и законных интересов граждан Комиссия направляет материалы руководителям соответствующих государственных органов и организаций или передает их в органы прокуратуры.
Причем, как было разъяснено в
Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2012 г. N 14-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 статьи 15 Федерального закона „О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию“ и статьи 24 Закона Российской Федерации „О государственной тайне“ в связи с жалобой гражданина А.Н. Ильченко»
Подчеркивая недопустимость формального подхода при принятии соответствующих решений, Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что реальное ограничение права гражданина Российской Федерации на выезд из страны ставится законодателем в зависимость не только от наличия формальных оснований, но и от связанных с ними конкретных фактических обстоятельств; при проверке этих обстоятельств суды общей юрисдикции не могут ограничиваться лишь установлением факта допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, пренебрегая оценкой обоснованности решения организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права гражданина на выезд из Российской Федерации (определения от 8 октября 1998 года N 146-О и от 8 июля 1999 года N 115-О). На это же обращал внимание в постановлении от 21 декабря 2006 года по делу «Бартик против России» Европейский Суд по правам человека, по мнению которого Межведомственная комиссия по защите государственной тайны и суды отказали заявителю в разрешении на выезд из Российской Федерации на том формальном основании, что информация, к которой он имел доступ, работая в государственном машиностроительном конструкторском бюро «Радуга», по-прежнему является секретной; вопрос о том, было ли ограничение его права на выезд за границу в частных целях все еще необходимым для достижения законной цели, которой оно было призвано служить, и могла ли быть применена менее строгая мера ограничения, ими не рассматривался.
Но как правило, при составлении заключения о целесообразности наложения ограничений на выезд учитывается то обстоятельство было ли фактическое ознакомление или нет. Эти сведения получаются на основании учетной карточки лиц, которому передавались документы, составляющие гос.тайну.
Выезд за границу при 2 форме секретности
Список разрешенных стран для сотрудников МВД и военнослужащих в 2018 годуМожно ли военным и полицейским ехать на отдых в Турцию и Египет в 2018 Пожалуй, нет больше таких «распиаренных» заграничных курортов среди россиян, как Египет или Турция. Где можно отдыхать полицейским и военным в 2018 году за границей Внимание Список стран, разрешенных к посещению военнослужащими и государственными служащими РФ: Азербайджан Армения Беларусь Бразилия Вьетнам Доминиканская Республика Египет Индия Индонезия Иордания Казахстан Камбоджа Камерун Киргизия Китай Куба Марокко Намибия Никарагуа Эмираты Оман Таджикистан Таиланд Тунис Турция Шри-Ланка ЮАР Для всех остальных граждан РФ никаких ограничений по поездкам нет, за исключением тех стран, где происходят чрезвычайные ситуации, о которых информирует МИД России на своих официальных сайтах.
Категории военнослужащих, имеющих запрет на выезд за границу
В ФЗ №114 перечисляются все военные, которые не могут беспрепятственно покидать территорию России. К ним относятся:
- Сотрудники ФСБ. Для них разрешаются только командировки в другие страны. Если же они планируют путешествие для отдыха, то придется запрашивать разрешение от руководителя ведомства, для чего учитываются положения специализированных служебных инструкций.
- Российские граждане, получившие доступ к государственной тайне. Ограничение снимается исключительно через несколько лет после увольнения из государственной структуры.
- Военнослужащие, проходящие службу на основании призыва. Если же человек служит по контракту, то при предварительном получении разрешения от командования он может посетить другое государство для решения личных вопросов.
- Сотрудники МВД, Росгвардии, ФСО, МЧС и ФСИН.
Что такое 2-ая форма допуска секретности, ее сущность
В Федеральном Законе ФЗ-5485 от 21.07.1993 года содержится классификация, по которой существует три уровня допуска к государственной тайне. Граждане с первой степенью допускаются к информации под грифом «Особо важная». Это высший уровень секретности, при котором контролируется не только выезд за границу, но нередко и поведение человека в определенных обстоятельствах.
Допуск секретности второй формы налагается при доступе к сведениям под определением «Совершенно секретно».
Подобные данные могут понадобиться гражданину для выполнения служебных или общественных обязанностей, договорных обязательств. Такая форма допуска накладывает на жизнь человека существенные ограничения.
Это становится заметно уже на этапе получения кандидатом доступа, когда за его проверку берутся сотрудники ФСБ.
Секретностью со 2 уровнем допуска может сопровождаться жизнь не только военных, но и представителей гражданских профессий.
Принимая решение в пользу такой деятельности, нужно учесть, что период действия ограничений (например, выезда за рубеж) редко заканчивается с увольнением.
Обычно он составляет от 5 до 10 лет с момента ознакомления с закрытыми данными (на этот период заграница для гражданина недоступна).
В 2015 году документ, предполагающий запрет выезжать за границу лицам на государственной службе, наделал много шума. Впоследствии выяснилось, что это была просто рекомендация.
В 2021 году запрет на отдых во многих привлекательных для российских туристов странах официально носит рекомендательный характер.
Некоторые депутаты предлагают наложить санкции и на себя. Заодно под запрет на выезд за границу могут попасть некоторые высокопоставленные чиновники. Коснётся ли это лиц, осуществляющих дипломатическую деятельность, пока неясно.
Невыясненным остается вопрос контроля документов госслужащих. У сенаторов и депутатов есть общегражданские и дипломатические заграничные паспорта. Первые сдают в отдел кадров. Вопрос дипломатических паспортов всё ещё активно обсуждается. Пока он не решён, крупных чиновников в правах не ограничивают.
Ограничение выезда лицам, имеющим доступ к секретным сведениям
Секретные сведения, по российскому законодательству, имеют три категории секретности:
- особой важности;
- совершенно секретно;
- секретно.
В зависимости от категории секретности определяется степень ограничения. Имеет значение не наличие допуска к таким документам, а фактическое владение информацией из секретных документов.
Третья форма секретности является наиболее свободной. У лиц с такой формой допуска ограничений почти нет, и единственная страна, закрытая для них, — Украина. Но закрыта она не категорично, выезд туда можно согласовать в отдельных случаях.
Вторая форма допуска подразумевает более строгие ограничения: страны, в которые разрешен выезд военнослужащим с второй формой допуска, являются:
- Абхазия,
- Азербайджан,
- Армения,
- Белоруссия,
- Бразилия,
- Вьетнам,
- Доминиканская республика,
- Индия,
- Индонезия,
- Иордания,
- Камбоджа,
- Казахстан,
- Куба,
- Камерун,
- Киргизия,
- Китай,
- Марокко,
- Мьянма,
- Намибия,
- Никарагуа,
- ОАЭ,
- Оман,
- Таиланд,
- Таджикистан,
- Тунис,
- Шри-Ланка,
- ЮАР.
Под запретом к посещению будут:
- Андорра,
- Венгрия,
- Молдавия,
- Норвегия,
- Словения,
- Украина,
- Черногория,
- Хорватия.
Турция и Египет имеют статус «не рекомендованных к посещению».
Служащие с первой формой секретности не вправе покидать территорию РФ, их выезд тщательно согласовывается. В случае нарушения служащим правил и при наличии подозрений о разглашении государственной тайны его вправе судить за измену родине.
В какие страны выезжать нельзя
Этот список меняется в зависимости от политической ситуации, но список запрещенных стран для военнослужащих в 2022 году выглядит так:
Австралия, Австрия, Алжир, Албания, Ангола, Андорра, Антигуа и Барбуда, Афганистан, Аргентина, Багамы, Барбадос, Бангладеш, Бахрейн, Бельгия, Белиз, Бенин, Боливия, Болгария, Босния и Герцеговина, Ботсвана, Бруней, Бразилия, Буркина-Фасо, Бурунди, Бутан, Ватикан, Вануату, Великобритания, Венесуэла, Венгрия, Восточный Тимор, Габон, Гаити, Гамбия, Гайана, Гана, Гватемала, Гвинея-Бисау, Гвинея, Германия, Гондурас, Гренада, Гренландия, Грузия, Греция, Дания, Джибути, Доминика, Доминикана, Египет, Замбия, Зимбабве, Израиль, Индонезия, Индия, Иордания, Иран, Ирак, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Йемен, КНДР, Кабо-Верде, Камбоджа, Камерун, Катар, Канада, Кения, Кипр, Кирибати, Колумбия, Конго, Коморы, Коста-Рика, Косово, Кот-д’Ивуар, Конго, Кувейт, Куба, Латвия, Лаос, Лесото, Либерия, Ливия, Ливан, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Маврикий, Мавритания, Мадагаскар, Македония, Малави, Малайзия, Мальдивы, Мали, Мальта, Марокко, Маршалловы о-ва, Микронезия, Мексика, Мозамбик, Молдавия, Монголия, Монако, Мьянма, Намибия, Науру, Непал, Нигер, Нидерланды, Нигерия, Никарагуа, Ниуэ, Норвегия, Новая Зеландия, ОАЭ, Оман, Пакистан, Панама, Палау, Папуа – Новая Гвинея, Парагвай, Перу, Польша, Португалия, Румыния, Руанда, Сальвадор, Самоа, Сан-Томе и Принсипи, Сан-Марино, Саудовская Аравия, Свазиленд, Сейшелы, Сенегал, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сербия, Сингапур, Сирия, Словения, Словакия, Соломоны, Сомали, США, Судан, Суринам, Сьерра-Леоне, Таиланд, Танзания, Тонга, Того, Тринидад и Тобаго, Тунис, Тувалу, Турция, Украина, Уганда, Уругвай, Фиджи, Филиппины, Франция, Финляндия, Хорватия, Чад, Черногория, Чехия, Чили, Швеция, Швейцария, Шри-Ланка, Эквадор, Экваториальная Гвинея, Эстония, Эритрея, Эфиопия, Южная Корея, Южный Судан, ЮАР, Япония, Ямайка. |
Оформление поездки военного за границу
Рапорт на имя руководителя составляют по утвержденной форме. В рапорте подробно излагается дата, цель поездки, сопровождающие лица, подробный маршрут. Обычно решение по рапорту принимается в течение 3-5 дней, поэтому следует позаботиться о его подаче заранее. Порядок оформления разрешения на выезд определен в Постановлении Правительства РФ № 1598 от 19.12.1997, где указано, что разрешение согласовывается Министерством обороны РФ и руководителями соответствующих органов власти.
Служащим некоторых ведомств выезд дополнительно согласовывается Федеральной службой безопасности РФ. Этим же Постановлением утверждена форма справки, которая необходима для оформления паспорта. На основании такой справки можно изготовить паспорт для выезда за границу.
В случае принятия положительного решения сданный на хранение в отдел кадров паспорт вы получите по заявлению. По итогам поездки военнослужащему потребуется сдать отчет о поездке и вернуть заграничный паспорт обратно в отдел кадров на хранение.