Путевой лист в 2023 году: актуальная форма и правила заполнения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Путевой лист в 2023 году: актуальная форма и правила заполнения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Основная часть организаций вправе использовать разработанную самостоятельно форму путевого листа. Унифицированную форму, утв. постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, обязаны использовать только автотранспортные предприятия, т.е. организации, которые осуществляют деятельность по эксплуатации строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и являются отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.

Обязательные реквизиты путевого листа

При разработке собственной формы путевого листа следует учитывать, что существуют установленные на законодательном уровне обязательные реквизиты, которые, по мнению чиновников, должны присутствовать в путевых листах. Если какого-то из обязательных реквизитов не будет — это повод налоговикам для снятия расходов.

Минфин России в своих разъяснениях (см., например, письмо от 23.03.2021 N 03-03-07/20599) также поясняет, что для документального подтверждения расходов на приобретение топлива для служебных автомобилей налогоплательщику необходимо руководствоваться перечнем обязательных реквизитов и порядком заполнения путевых листов, утвержденными приказом Минтранса.

Например, одним из обязательных реквизитов путевого листа являются сведения о транспортном средстве, которые включают в себя показания одометра (полные километры пробега). Таким образом, величина пробега указывается на основании показаний одометра, а значит, показания одометра относятся к числу обязательных реквизитов путевого листа. В некоторых компаниях путевые листы содержат данные о пробеге, а показания одометра при этом отсутствуют. Соответственно, не ясно, как вообще определяется пройденное автомобилем расстояние. Такой порядок крайне рискован. Налоговые органы могут указать, что такой путевой лист составлен с нарушениями и, соответственно, не может подтверждать расходы на списание ГСМ.

Наличие рисков подтверждает и судебная практика, содержащая примеры споров, в которых налоговые органы, признавая расходы неправомерными, наряду с другими признаками указывали также и на отсутствие в путевых листах сведений о показаниях одометра (постановления ФАС Поволжского округа от 24.07.2014 по делу № А12-23368/2013, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.02.2016 № Ф08-523/2016, Арбитражного суда Центрального округа от 09.04.2021, Ф10-412/2021 по делу № А09-3820/2019).

Другое дело, когда одометр неисправен. Но и здесь не получится проставить данные о пробеге, что называется с потолка. В письме ФНС от 16.07.2010 № ШС-37-3/6848 сказано, что нужно, во-первых, задокументировать сам факт поломки. Во-вторых, найти альтернативный способ подтверждения пройденного расстояния, например, по данным системы ГЛОНАСС (письмо Минфина РФ от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354).

Риски по НДФЛ и страховым взносам

Недочеты в путевых листах влекут за собой риски не только в части налога на прибыль, но и в части НДФЛ со страховыми взносами.

Дело в том, что, по мнению чиновников, использование сотрудником организации служебного автомобиля без путевых листов и иных подтверждающих документов означает возникновение у такого физического лица экономической выгоды в той мере, в которой эту выгоду можно оценить. А значит, такая выгода образует по ст. 211 НК РФ натуральный доход, который подлежит обложению НДФЛ (письмо Минфина России от 11.06.2014 № 03-04-05/28243).

Наиболее вероятно, что о возникновении дохода контролеры будут говорить и в том случае, когда путевые листы имеются, но с дефектами, которые лишают возможности отнести расходы на ГСМ в состав «принимаемых» расходов.

Подобные же риски возникают и в части страховых взносов, так как вознаграждения, полученные в натуральной форме, также являются объектом обложения страховыми взносами (п. 1 ст. 420, п. 7 ст. 421 НК РФ).

IV. Допуск водителя к работе без обязательного медосмотра

Инспекторов труда заинтересует допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров и обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), а также при наличии медицинских противопоказаний (ч. 1 ст. 23.12). За такое нарушение ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц и ИП в размере от 15 000 до 25 000 рублей; на юридических лиц – от 110 000 до 130 000 рублей.

Читайте также:  Выплата пенсионерам 36 390 рублей: деньги начнут давать с 12 августа

При повторном нарушении такого рода, допущенном лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, штраф на должностных лиц вырастает до 30 000 – 40 000 рублей (нарушитель также может быть дисквалифицирован на срок от одного года до трех лет). ИП может быть оштрафован на такую же сумму; организация поплатится штрафом в размере от 100 000 до 200 000 рублей. Альтернативное наказание юрлица или ИП — административное приостановление судом деятельности на срок до девяноста суток (ч. 5 ст. 5.27.1, ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

Повторным нарушением будет считаться деяние, совершенное в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию, т. е., в течение 1 года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за предыдущее аналогичное нарушение (пп. 2 ч. 1 ст. 4.3, ч. 1 ст. 4.6 КоАП РФ).

Сроки давности привлечения к административной ответственности по перечисленным правонарушениям таковы (ст. 4.5 КоАП РФ):

Поездка без путевого листа ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ 60 календарных дней (при рассмотрении дела судьей – 90 календарных дней) со дня совершения нарушения
Перевозки с нарушением требований медосмотров водителей и технического контроля состояния ТС ч. 2, 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ 60 календарных дней со дня совершения нарушения *
Допуск водителя к работе без обязательного медосмотра ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ 1 год со дня совершения нарушения
Нарушение порядка проведения обязательных медосмотров ст. 11.32 КоАП РФ 90 календарных дней со дня совершения нарушения

Предрейсовый (послерейсовый) медицинский и технический осмотр в такси (ИП)

Почему легально? Службы такси в 2021 году подвергаются реформам: водителю выгоднее осуществить технический и медосмотр, чем подделывать штампик техника и врача.

Для справки. По статистике одни из самых «опасных» видов транспорта: маршрутки, автобусы и такси. Если общие показатели по ДТП в России снижаются, то по пассажирским перевозкам только за прошлый год возросли на 25 %. Поэтому государство постоянно усиливает контроль за исполнением требований, обеспечивающих безопасность пассажиров.

С целью повышения безопасности дорожного движения государство и дальше будет ужесточать требования к такси. «Скупой платит дважды» — поэтому в итоге дешевле будет сделать все по закону.

Какие штрафы предусмотрены за выход на рейс без путевки

По статье 12.31.1. КоАП РФ, ИП и крупные предприятия могут быть привлечены к административной ответственности из-за отсутствия прохождения предрейсового технического и медицинского осмотра.

Нарушение по статье 12.31.1. КоАП РФ

Сумма штрафа для юридического лица

Отсутствие отметок о прохождении предрейсового медосмотра водителя

30000 рублей

Отсутствие отметок о прохождении предрейсового техосмотра транспорта

30000 рублей

Перед подписью протокола об административном нарушении внимательно прочтите, по какой статье вынесено наказание. При статье 12.31.1. необходимо не согласиться с обвинением (это будет означать, что путёвка была получена, но оказалась потеряна или забыта, при этом в Журнале учета предприятия об этом есть отметка). В этом случае есть возможность попасть под статью 12.3. КоАП РФ со смягченной ответственностью.

Как составить путевой лист на месяц

В соответствии с п. 10 приказа Минтранса № 152 российские фирмы могут составлять путевые листы на срок от 1 дня до 1 месяца.

Однако бланки, утвержденные постановлением № 78, изначально рассчитаны на однократное использование в течение 1 рабочей смены. Исключением можно назвать формы № 3 и № 6 — их Госкомстат допускает оформлять и на более длительный срок. Но их структура также не оптимальна для указания месячного срока действия соответствующего листа.

Госкомстат России утвердил перечень из 7 бланков путевых листов, адаптированных для легковых, грузовых машин, автобусов и т.д. Эти документы значительно различаются по способам компоновки данных, но всех их объединяет:

  • обязательное указание даты рабочей смены водителя — в верхней части формы;
  • обязательное указание времени выезда водителя на задание и возврата в гараж — в часах и минутах.
Читайте также:  Документы 2023 для перевода садового дома в жилой дом

Для заполнения месячного листа, таким образом, можно:

  • указывать в бланке только месяц и год, не фиксируя дату;
  • отредактировать бланк Госкомстата, сделав новые ячейки — в них будут указываться конкретные дни, в которые водитель выходит на работу.

Еще раз обращаем ваше внимание: очень важно, чтобы в бланке обязательно фиксировались минуты выезда водителя из гаража и возврата в него: данное требование содержится в подп. 4 п. 5 приказа Минтранса РФ № 152.

Путевка без отметки врача

Документ, заполненный по установленным правилам, но без отметки и штампа о пройденном медосмотре, признается действительным. Налоговики при поведении выездной или камеральной проверки признают произведенные транспортные расходы по такой путевке. А вот сотрудники ГИБДД оштрафуют (комментарий в ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ):

  • водителя — на 3000 рублей;
  • руководителя или начальника транспортного отдела — на 5000 рублей;
  • юридическое лицо — на 30 000 рублей.

Если бюджетная организация использует фальшивый штамп для подтверждения медэкспертизы водителя или незаконно нарушает установленный порядок, статьей 11.32 КоАП предусмотрены штрафы:

  • на водителя — от 1000 до 1500 рублей;
  • на руководителя или ответственное лицо, допустившее использование фальшивого штампа, — от 2000 до 3000 рублей;
  • на организацию — от 30 000 до 50 000 рублей.

Если нет штатного медика

На практике далеко не каждая компания (особенно, если транспортные перевозки не являются ее основной деятельностью) имеет в штате медработника. Ведь есть еще одна трудность – если вы принимаете медицинского работника в штат, организация должна получить лицензию на медицинскую деятельность. А это дополнительные временные и денежные затраты. Как же поступить, если списывать ГСМ в расходы хочется, путевые листы оформлять готовы, но нанимать медика и получать лицензию – уже накладно?

Один из вариантов, которые советуют предприниматели, нанять медработника на неполную ставку по совместительству. Если вы заключаете договор на обслуживание с частным лицом, убедитесь, что данный человек имеет лицензию на врачебную деятельность (это не документ об образовании, не путайте). Такой способ подходит, если территориально рядом с вами есть государственные медицинские организации или частные компании со штатным медиком.

Второй правильный вариант – использовать аутсорсинг. Выбирая качественные услуги, вы выигрываете сразу в нескольких пунктах:

  • Нет необходимости содержать штатную единицу (медработника).
  • Не нужно оборудовать кабинет для осмотров.
  • Избегаете сложностей и затрат с получением лицензии на медицинскую деятельность для юридического лица.
  • Цену и качество обслуживания выбираете самостоятельно из многообразия предложенных вариантов, конкуренция работает на вас.
  • Имеете право на лояльное отношение к себе как к клиенту.

Если нет штатного медика

На практике далеко не каждая компания (особенно, если транспортные перевозки не являются ее основной деятельностью) имеет в штате медработника. Ведь есть еще одна трудность – если вы принимаете медицинского работника в штат, организация должна получить лицензию на медицинскую деятельность. А это дополнительные временные и денежные затраты. Как же поступить, если списывать ГСМ в расходы хочется, путевые листы оформлять готовы, но нанимать медика и получать лицензию – уже накладно?

Один из вариантов, которые советуют предприниматели, нанять медработника на неполную ставку по совместительству. Если вы заключаете договор на обслуживание с частным лицом, убедитесь, что данный человек имеет лицензию на врачебную деятельность (это не документ об образовании, не путайте). Такой способ подходит, если территориально рядом с вами есть государственные медицинские организации или частные компании со штатным медиком.

Второй правильный вариант – использовать аутсорсинг. Выбирая качественные услуги, вы выигрываете сразу в нескольких пунктах:

  • Нет необходимости содержать штатную единицу (медработника).
  • Не нужно оборудовать кабинет для осмотров.
  • Избегаете сложностей и затрат с получением лицензии на медицинскую деятельность для юридического лица.
  • Цену и качество обслуживания выбираете самостоятельно из многообразия предложенных вариантов, конкуренция работает на вас.
  • Имеете право на лояльное отношение к себе как к клиенту.

Бизнесменов штрафуют за поездки без путевых листов

Возможность ездить без путевки зависит от формы собственности на автомобиль, вид ТС и цели поездки. Согласно нормативам при управлении собственником грузового автотранспорта путевка требуется при осуществлении рейса в любых случаях, так как, за рулем находится водитель, оформленный в этом качестве. Перевозит индивидуальный предприниматель мебель для себя или по заказу — неважно. П.л. заполняют со всеми необходимыми реквизитами, включая осмотр медиком и контролером техсостояния авто.

Читайте также:  Что делать участнику на УСН, если цена контракта содержит НДС

Если водитель легкового такси одновременно является владельцем автомобиля. Совершать поездки для собственных нужд, без оформления путевки, можно. При этом необходимо:

  • снять опознавательный фонарь с крыши;
  • передвигаться только в общем потоке;
  • не осуществлять посадки/высадки пассажиров;
  • при случае, доказать инспектору ДПС (МАДИ), что пассажиров не перевозите, авто используется для себя.

Если автомобиль-такси арендован, использовать его для личных целей запрещено, если отсутствует специальное разрешение автовладельца. Только перевозка пассажиров и поездка в гараж. Путевой лист водителю нужно иметь всегда с собой. Без путевки может везти себя сам директор или сотрудник, т. е., без пассажиров, не оформленный в качестве водителя. Но если ведется учет ГСМ, то документ оформлять нужно все равно.

В целях оформления путевых листов нужно определиться с тем, кого законодательство считает пассажирами. Это любые физические лица, кроме водителя, находящиеся в транспортном средстве, а также лица, которые садятся в транспортное средство и выходят из него (п. 1.2 Правил дорожного движения). Таким образом, под пассажирами понимаются любые физ лица, за исключением водителя автомобиля.

Делать это должны и компании-перевозчики и организации, использующие транспорт для удовлетворения собственных потребностей (п. 9 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152, ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ). Встает вопрос, нужен ли путевой лист директору на служебный автомобиль ?

Какой срок может храниться путевой лист

В настоящее время срок хранения путевого листа закреплен в:

  • Приказе Министерства транспорта РФ № 152 от 18. 09. 2008 года.
  • Приказе Министерства культуры РФ № 558 от 25. 08. 2010 года.

Согласно первому приказу путевой лист можно хранить не меньше 5 лет, поэтому организация в праве увеличить срок хранения.

Приказ Минкультуры закрепляет положение, что путевой лист хранится 5 лет, но только при условии контроля и проверки регулирующим органом на протяжении указанного срока.

Таким образом, следует что если в течение 5 лет проверка отсутствовала, то фирма утрачивает право использовать путевые листы.

Важно отметить, что путевой лист является первичным документом, поэтому сроки его хранения также закреплены в:

  • Налоговом кодексе РФ;
  • Законе о бухучете № 402 от 04. 11. 14.

Налоговый кодекс закрепляет срок хранения путевого листа не менее 4 лет, а закон о бухучете – 5 лет.

Если деятельность фирмы не относится к предоставлению транспортных услуг, то им предоставляется право выдавать путевой лист сроком от одного дня до 30 дней.

Напротив, транспортные компании должны ежедневно выдавать путевой лист. Есть исключение, когда сотрудник уезжает в командировку, в таком случае путевой лист выдается сроком на всю командировку.

За неправильно оформленный путевой лист может грозить штраф в размере от 3 до 30 тысяч рублей. Размер штрафа варьируется от субъекта: водитель, юридическое или должностное лицо).

Закреплен строгий порядок грамотного заполнения путевого листа:

  • Путевой лист должен быть заполнен на каждый автомобиль, который используют в качестве средства передвижения;
  • Оформлен путевой лист может сроком от 1 до 30 дней;
  • Если имеет место посменный режим в организации, то должен быть оформлен отдельный путевой лист на каждого водителя;
  • Путевой лист должен иметь номер и включать всю информацию об автомобиле и водителе;
  • Обязательно наличие штампа юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • На путевом листе должно быть указано время и дата;
  • Отметки о медицинском осмотре водителя, важно чтобы были указаны данные медицинского работника;
  • Путевой бланк должен быть внесен в журнал регистрации;
  • Срок хранения бланков составляет 5 и более лет;


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *