Уголовная ответственность за экономические преступления

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уголовная ответственность за экономические преступления». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Начнем с главного — с определений. Общее определение преступления, установленное уголовным законом, сформулировано следующим образом. Экономическое преступление — это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Российской Федерации (далее УК РФ) под угрозой наказания. Если с виновностью и запрещением все более-менее понятно, то понятие общественной опасности вызывает вопросы.

Меры борьбы с экономическими преступлениями в России:

  • Ужесточение уголовной ответственности. Государство активно принимает законы и вносит изменения в уголовный кодекс, чтобы усилить наказания за экономические преступления. Это включает увеличение сроков лишения свободы, увеличение штрафов и конфискацию имущества.
  • Создание специализированных правоохранительных органов. В России действуют такие структуры, как Федеральная служба безопасности (ФСБ), МВД России и Следственный комитет. Они занимаются расследованием экономических преступлений, а также предотвращением их совершения.
  • Образование специализированных судов. Для более эффективного рассмотрения дел, связанных с экономическими преступлениями, в России созданы специализированные суды, такие как Арбитражный суд и Суд по экономическим преступлениям. Они имеют судей, специализирующихся именно на таких делах, что помогает более качественно разбирать каждое дело и принимать справедливые решения.
  • Международное сотрудничество. Россия активно сотрудничает с другими странами для борьбы с экономическими преступлениями. Она участвует в различных международных организациях и подписывает соглашения о сотрудничестве по различным направлениям, включая обмен информацией, выдачу преступников и взаимную помощь в расследовании дел.

Эти меры помогают государству более эффективно бороться с экономическими преступлениями в России. Они направлены на предотвращение таких преступлений, установление виновных и наказание преступников. Однако борьба с экономическими преступлениями является длительным и сложным процессом, требующим постоянного совершенствования законодательства и развития правоохранительной системы. Важно также обучать население и повышать их правовую грамотность, чтобы они смогли определить нечестные практики и сообщить о них соответствующим органам.

Понятие преступлений в сфере экономики

Общественная опасность — материальный признак преступления, раскрывающий его социальную сущность. Она проявляется в том, что общественно опасное деяние причиняет вред или создает угрозу причинения вреда личности, обществу или государству. Закон не содержит подробного перечня тех групп общественных отношений, которые взяты под защиту уголовного закона. Виды этих общественных отношений можно увидеть в статье 2 УК РФ: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

Для целей этой статьи уяснение понимания общественной опасности, как мне кажется, имеет ключевое значение.

Виды экономических преступлений и их последствия

Экономические преступления представляют собой нарушение законодательства в сфере экономики и финансов, направленное на получение незаконной выгоды. Такие преступления имеют серьезные последствия для государства, общества и экономики в целом. Рассмотрим наиболее распространенные виды экономических преступлений и их последствия:

  1. Мошенничество:

    • Финансовые потери для пострадавших сторон;
    • Утрата доверия со стороны бизнес-партнеров и инвесторов;
    • Негативное влияние на инвестиционный климат;
    • Потеря репутации компании или физического лица;
    • Осложнение проведения деловых операций из-за повышенной проверки документов.
  2. Взяточничество:

    • Привлечение неэффективных сотрудников, основанных на взаимных сговорах и коррупционных связях;
    • Искажение конкуренции, так как взятки позволяют получить преимущество при заключении контрактов;
    • Рост теневой экономики, так как взятки обычно выплачиваются наличными;
    • Нарушение законодательства и понижение уровня доверия граждан к властным структурам;
    • Ущемление прав и интересов граждан, которые не могут участвовать в коррупционных схемах.
  3. Уклонение от уплаты налогов:

    • Потеря доходов для государства, что влияет на выполнение социальных программ и развитие инфраструктуры;
    • Неравномерное распределение бюджетных средств и ухудшение условий жизни населения;
    • Создание негативного образа предпринимателя перед налоговыми органами и обществом, что может привести к увеличению проверок и строже оценке рисков деятельности;
    • Нарушение принципов честной конкуренции и искажение рыночных отношений;
    • Ослабление финансовой системы и повышение уровня коррупции.
  4. Легализация доходов:

    • Возможность финансирования незаконных деятельностей, таких как террористические акты или наркотрафик;
    • Потеря контроля над денежными потоками и возможность дальнейшего использования средств для противозаконных целей;
    • Отток капитала и угроза финансовой стабильности государства;
    • Незаконное обогащение отдельных лиц и искажение результатов экономической деятельности.

Указанные виды экономических преступлений и их последствия указывают на необходимость принятия жестких мер ответственности. Государство и общество должны совместно бороться с преступностью в сфере экономики, чтобы обеспечить стабильное развитие и прогрессивные возможности для всех граждан.

Основные меры ответственности за экономические преступления

Экономические преступления являются серьезной угрозой для экономической безопасности государства и общественного благосостояния. Для борьбы с этими преступлениями существует ряд мер ответственности, которые применяются в правовых системах разных стран. В этом разделе рассмотрим основные меры ответственности за экономические преступления.

  1. Уголовная ответственность: Одной из основных мер ответственности за экономические преступления является привлечение виновных лиц к уголовной ответственности. Уголовные санкции могут включать лишение свободы, штрафы, арест, конфискацию имущества и другие меры. Это способствует предотвращению и возмездию за экономические преступления.
  2. Административная ответственность: В зависимости от тяжести преступления и законодательства страны, экономические преступления могут быть также преследуемы по административной процедуре. Это могут быть штрафы, лишение права заниматься определенной деятельностью, административные запреты и т.д.
  3. Гражданско-правовая ответственность: В случае причинения ущерба другим лицам или организациям в результате экономического преступления, виновные могут нести гражданско-правовую ответственность. Это может включать возмещение ущерба, выплату компенсации, штрафы, иски на возмещение морального вреда и т.д. Гражданско-правовая ответственность может сопровождать уголовную и административную ответственность.
  4. Международная ответственность: В связи с глобализацией и международными экономическими связями, некоторые экономические преступления могут преследоваться по международным правовым инструментам, таким как конвенции ООН и других международных организаций. Это позволяет лучше координировать борьбу с экономическими преступлениями между различными странами и регионами.
Читайте также:  Как получить декретные, если вы работаете по ГПХ или самозанятая — 3 варианта

Основные меры ответственности за экономические преступления могут варьироваться в разных странах и зависеть от конкретных законодательных норм и правовых систем. Но главная цель таких мер – обеспечение экономической безопасности и предотвращение экономической преступности.

Виды экономических преступлений

Иногда предприниматель совершает ошибки. К сожалению, неверное ведение бизнеса или незнание последствий собственных действий не освобождает от ответственности. Чтобы не нарушить законы, каждому директору компании важно знать основные виды преступлений в сфере экономической деятельности.

1 Финансовые махинации

Иначе говоря, это нарушения в сфере финансов, которые приводят к ущербу для компаний, инвесторов и государству в целом. Это могут быть такие преступления, как мошенничество, злоупотребление доверием, отмывание денег, фальсификация финансовой отчетности и др. Сюда же относится незаконный перевод активов – когда предприниматель передает свои активы другой компании или лицу, чтобы избежать выплаты долгов.

2 Незаконная деятельность в сфере налогообложения

Такие нарушения касаются налогового законодательства, которые приводят к убыткам для государства. К ним относятся уклонение от уплаты налогов, фиктивные сделки, необоснованные налоговые льготы и др.

3 Коммерческий подкуп

Коммерческий подкуп — это незаконное предложение, дача или обещание денежных или иных материальных благ, которые предназначены для получения неправомерной выгоды в коммерческих целях. Коммерческий подкуп является преступлением и может привести к серьезным юридическим последствиям для тех, кто его совершает.

4 Незаконное предпринимательство

Ответственность за незаконное предпринимательство может быть разной в зависимости от конкретных обстоятельств. Если незаконное предпринимательство сопряжено с другими преступными действиями, например, с нарушением прав потребителей, то предприниматель может быть привлечен к уголовной ответственности.

Экономические отношения: определение и специфика

В основе отношений экономического характера всех исторических периодов лежат товарообменные отношения. Отношения продавца и покупателя – ключевое звено экономических отношений, потому что исключительно при помощи этих отношений становится возможно удовлетворение потребностей их участников.

Замечание 1

Важно знать, что экономическая теория не разграничивает понятия «экономика» и «экономическая деятельность», их воспринимают в качестве синонимов. Но сегодня юридическая наука так и не пришла к единому определению и понятию «экономическая деятельность», поэтому наука уголовного права сформировался ряд позиций по отношению к родовому объекту незаконных действий в области экономики.

Помимо этого отсутствует единство позиций и в отношении видового объекта группы незаконных деяний в области экономической деятельности. Множество дискуссий вокруг специфики общественных отношений в области экономики. Г.А. Русанов выделяет ряд ключевых признаков, которые характеризуют особенности этих отношений. Первое это то, что сущность отношений в области экономики состоит в деятельности в направлении создания, разделения, обмена и потребления благ материального характера. Второе это то, что предмет регулирования экономических отношений – это материальные блага и услуги. И третье это то, что общественные отношения в области экономической деятельности являются самыми динамичными. Косвенно об этом говорит то, что гл.22 УК РФ воспринимается как самая подверженная изменениям со стороны законодателя. По мнению И.В. Шишко экономические отношения характеризуются чрезвычайной подвижностью. Их развитие происходит не только на основе экономических законов.

Замечание 2

Ряд природных катаклизмов, политических событий (речь идет о войнах, длительном отсутствии избранного в корректном порядке президента, попустительских мерах на предвыборном этапе и др.) влияют на развитие экономических отношений. Реакция экономических отношений на многие внутригосударственные и внешние факторы является одной из причин высокой динамики регулирующего их законодательства.

Контроль отношений в направлении экономики происходит при помощи большого массива нормативно-правовых актов. Трудности и особенности такого рода отношений обуславливают проблемы в их нормативном регулировании. И это вызвало то, что сегодня в области экономики отношения регулирует огромный массив нормативно-правовых актов во всевозможных сферах права. Но ключевой среди них – УК РФ, отражающий ключевые незаконные действия, которые относятся к направлению экономической деятельности. Речь о них идет в гл.22 УК РФ, в ней насчитывается 44 статьи. Все незаконные действия, о которых идет речь в данных статьях, рассматриваются как умышленные.

Объекты и субъекты финансовых преступлений

Рисуя общую картину экономического преступления, правоохранительные органы определяют его объективную и субъективную стороны. Объектами финансовых преступлений являются следующие положения, характеризующие характер финансовой деятельности, тяжесть и масштаб последствий преступления:

  • Действия физических или юридических лиц, компаний (мошенничество при получении кредита — ст. 176 УК РФ; заключение сделок путем физического или психологического давления — ст. 179 УК РФ; нарушение правил обращения драгоценных металлов — ст. 191 УК РФ).
  • Бездействие (невозвращение иностранной валюты из-за рубежа — ст. 193 Уголовного кодекса; неуплата налогов — ст. 199 Уголовного кодекса).
  • Преступления против общества (хищения в крупном или особо крупном размере, причинение материального ущерба — ст. 171, 172, 173, 176 КРИМИНАЛЬНОГО КОДА РФ).
Читайте также:  Бывшие силовики объяснили, почему МВД не досчиталось 5 тысяч полицейских

Субъективная сторона характеризуется умыслом, мотивом и целью преступления. Субъектом экономического преступления является физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

Хозяйственные преступления — это действия предприятий (юридических лиц) или граждан, которые существенно затрагивают экономические интересы, имеющие целью нанесение ущерба.

Конституция содержит положение о том, что любая экономическая деятельность в российском государстве может свободно осуществляться субъектами. Этот принцип сформировался уже при переходе России к демократической схеме государственного строительства.

Ответственность за различные экономические преступления

В статье 199 дается толкование понятия «экономические преступления», которое относится к налоговой отчетности. Согласно приказу статьи, любой субъект хозяйствования, не представивший в установленный срок в налоговой декларации объективную информацию, привлекается к уголовной ответственности.

Основанием для уголовного преследования является принцип Конституции, который содержит положение о том, что налог является обязательным к уплате, а его своевременная уплата является одной из прямых обязанностей предприятий и физических лиц в нашей стране.

В Уголовном кодексе Российской Федерации действия, выражающиеся в злоупотреблении властью, отнесены и к экономическим действиям. При квалификации таких действий важную роль играет субъективная сторона. В результате причинно-следственная связь должна способствовать тому, что представитель хозяйствующего субъекта предпринял действия не ради интересов организации, а только с целью получения выгоды для себя.

Статья 179 содержит запрет на принуждение лиц к заключению сделки или отказу от нее. Это преступление включает в себя одновременно признаки действий, направленных против личности, и нарушение экономических прав субъекта. Для суда здесь важен факт угрозы, поскольку основанием для уголовного преследования может быть только принудительное заключение договора под предлогом применения силы.

Классификация преступлений в сфере экономической деятельности осуществляется на основании объекта вмешательства. Тем не менее, существует большое число исследователей, которые установили в своих работах иную форму классификации, отличающуюся от общепринятой. В этой ситуации дифференциация каждой группы экономических актов строится на основе способа совершения преступления. В значительной степени эта классификационная модель заимствована из зарубежных источников.

Была также принята специальная схема, созданная экспертами Совета Европы. Суть этой классификации основана на принципе от большого до малого. Она включает в себя преступления на почве монополии в первой группе и мошенничество во второй. Затем перечисляются действия с меньшей степенью общественной опасности (например, нарушения в сфере купли-продажи иностранной валюты, невыполнение налоговых обязательств, нарушение таможенного законодательства).

В нашем государстве ответственность за экономические преступления выражается, прежде всего, в установлении мер наказания. Среди исследователей уголовной юриспруденции именно этот факт вызывает наибольшие дискуссии. Неоднократно предлагалось использовать тюремное заключение в качестве принудительной меры в отношении некоторых деяний вместо штрафов.

В то же время многие законы предусматривают возможность взыскания материальных ценностей из имущества правонарушителей. Например, суд может принять решение о наложении ареста на имущественные права с целью возмещения материального ущерба, причиненного государственным или частным предприятиям.

Для освобождения гражданина от уголовной ответственности за преступления экономического характера требуется выполнение нескольких условий:

  • Компенсация за совершенное преступление.
  • В случае незаконного присвоения государственных средств из федерального бюджета размер ущерба в пять раз превышает размер нанесенного ущерба.

В судебной практике экономических преступлений было много ситуаций, когда основанием для освобождения от наказания за одно из экономических преступлений послужило обстоятельство признания виновным самого преступника (активное раскаяние).

Биржевой курс
$ 96.10
103.1

Признаки экономических преступлений

Отнести проступок к экономическим правонарушениям возможно только в случае, если:

  • имеется нарушение нормативных требований;
  • обнаружены ошибки в заполнении документов, причем установлено, что имелся умысел;
  • вся документация предоставляется несвоевременно или с большим опозданием;
  • имеются неустойки, штрафы, осуществляется переоценка (часто ошибочная) всех материальных ценностей;
  • установлено нарушение процесса производства;
  • некоторые работники нарушают закон и не обращают внимания на предупреждения от руководства;
  • владелец организации либо его работники приобретают ценности, цена которых значительно больше зарплаты.

Виды экономических преступлений

Противозаконные действия, нарушающие общественные отношения в области экономики, охватываются главой 22 УК. Данная глава содержит 32 статьи — от 169 до 200. Описываемые ими нарушения можно подразделить на 6 видов, касающихся:

  • Предпринимательской деятельности (ст.ст. 169–175, 191.1, 200.3 УК):
    1. препятствий со стороны должностных лиц;
    2. незаконных производства и сбыта товаров;
    3. ненадлежащей регистрации банковской деятельности, нанесшей ущерб клиентам;
    4. легализация имущественных ценностей, полученных противозаконным способом.
  • Выдачи кредита (ст.ст. 176, 177, 195–197 УК):
    1. получения кредита посредством предоставления ложной информации;
    2. неуплаты кредиторских взносов;
    3. нарушений процедуры банкротства;
    4. преднамеренное или фиктивное банкротство.
  • Монополизма и недобросовестной конкуренции (ст.ст. 178–180, 183, 184 УК):
    1. ограничения конкурентноспособности;
    2. принудительного заключения сделки или отказа от него;
    3. использования товарного знака без имеющихся на то оснований;
  • Разглашение коммерческой тайны УК РФ
  • Оборота денежных средств, акций, незаконные валютные операции (статьи УК РФ: 181, 185–187, 191, 192 УК):
    1. незаконной эмиссии ценных бумаг;
    2. изготовления и распространения поддельных банкнот или акций;
    3. нелегального оборота драгоценных металлов, камней, жемчуга.
  • Таможенного контроля (ст.ст. 189, 190, 193, 194, 200.1, 200.2 УК):
    1. перевозки контрабандных товаров;
    2. неуплаты таможенных взносов.
    3. Уклонения от налоговых выплат (ст.ст. 198–199.4 УК).

Как наказывают за экономические преступления в России и других странах

В России за экономические преступления наказывают в соответствии со статьями раздела VIII УК РФ «Преступления в сфере экономики». Этот раздел состоит из трех глав: «Преступления против собственности (21), «Преступления в сфере экономической деятельности (22) и «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (23).

За уход от уплаты налогов в первом полугодии 2016-го было осуждено 269 человек, при этом за неуплату налогов с физических лиц — лишь 22 человека.

В Германии из 92 обвиненных в коммерческом подкупе 65 человек были признаны виновными. 55% получили реальные сроки, а 45% обязали выплатить штраф. Статьями главы 21 предусмотрены наказания за все виды преступлений против собственности, включая кражу и разбой, однако в контексте преступлений экономической направленности из статей этой главы наиболее актуальны статьи 159 («Мошенничество») и 160 («Присвоение или растрата»). За дачу взятки в первом полугодии 2016-го в России было осуждено 2352 человека, 12% из них получили реальные сроки.

Преступления в сфере экономической безопасности

Коммерческая деятельность, направленная на получение финансовой выгоды путем злоупотребления полномочиями и проведения различных махинаций с ценными бумагами и денежными знаками, является посягательством на экономическую безопасность. Любое преступление в сфере экономики признается умышленным, что предусматривает соответствующее наказание.

В зависимости от вида предпринимательской деятельности, экономические преступления можно разделить по категориям:

  • нарушение нормативов по ведению коммерческой/предпринимательской деятельности – нелегальные банковские сделки, легализация денег, полученных незаконным путем и другие;
  • нарушение интересов заимодавцев и противозаконные сделки в этой сфере – нелегальные займы, неуплата остатка задолженности;
  • монополизация, нарушение правил свободной конкуренции – разглашение банковской тайны;
  • махинации по валютным/ценным бумагам путем подделки документов и денежных знаков;
  • налоговые и таможенные споры – неуплата взносов;
  • преступления против интересов потребителей и общественности – использование и изготовление ярлыков с нарушением норм законодательств.

Куда обращаться по факту совершенного экономического преступления? В 2018 году такими правонарушениями занимается управление по экономической безопасности – УЭБ.

Уголовная ответственность за налоговые преступления смягчается… Не стоит «возбуждаться»!

3 июля Президент подписал им же внесенный в Госдуму законопроект, который предусматривал многочисленные поправки в Уголовный кодекс РФ касательно преступлений в сфере экономической деятельности. Федеральный закон № 325-ФЗ опубликован и вступил в силу с 15.07.2016 года.

Вопреки традициям последнего времени, закон в целом направлен на смягчение ответственности. Да, он накидывает по годику к максимальному сроку за отдельные виды мошенничества (в частности, в сфере кредитования, использования платежных карт и т.д. по ст. 159.1 — 159.3, 159.5, 159.6 УК РФ), но при этом расширяет список возможных санкций, не связанных с лишением свободы (например, в части применения «принудительных и исправительных работ»), несколько уменьшает штрафы за отдельные виды преступлений, увеличивает «пороги» наступления уголовной ответственности и делает «откуп» для освобождения от уголовной ответственности более доступным и не таким разорительным.

Подробный список изменений представлен в таблице в конце настоящей статьи, а сейчас мы детальнее остановимся на изменениях, коснувшихся непосредственно условий освобождения от уголовной ответственности за «налоговые» преступления.

Так, Уголовным кодексом РФ предусмотрено, что лица, впервые совершившие экономическое преступление, могут быть освобождены от уголовной ответственности, если возместят ущерб (ст. 76.1 УК РФ).

Причем, для освобождения по экономическим преступлениям, не связанным непосредственно с неуплатой налогов налогоплательщиком или налоговым агентом (ст.ст. 198 — 198.1 УК РФ), до рассматриваемых поправок предполагалось уплата в бюджет пятикратного размера этого самого ущерба или дохода, полученного преступным путем. Самое распространенное преступление в этом ряду — это сокрытие денежных средств или иного имущества от взыскания.

Теперь этот «множитель» сокращен до двукратного размера, что, без сомнения, повышает шансы избежать уголовной ответственности.

Далее, налоговые правонарушения становятся «преступными» при установлении налоговой недоимки или незаконного возмещения налогов в «крупных» и «особо крупных» размерах (Примечания к ст. 198, 199 УК РФ). Так вот, поправками размер крупного ущерба корректируются в сторону повышения в 2,5 раза, а особо крупный размер — в полтора раза.

Например, для организаций крупным размером будет сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 5 млн рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 25% подлежащих уплате, либо превышающая 15 млн рублей без каких-либо условий, а особо крупным — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 15 млн рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 50%, либо превышающая 45 млн рублей.

Но прежде чем радостно вздыхать по этому поводу, стоит обратиться к годовому отчету ФНС России (форма 2-НК), согласно которому средняя сумма доначислений налогов (без учета штрафных санкции и пени), приходящаяся на одну выездную налоговую проверку, за 2015 г. составила 7,4 млн руб.

Это уже больше, чем 5 млн, а условие о превышении доли доначислений от подлежащей уплате общей суммы налогов и сборов на 25% легко выполняется на практике.

То есть мы не ошибемся, если скажем, что нарушения, выявляемые в трети всех проверок, точно будут подпадать под категорию «преступления» даже с учетом поправок.

При этом напомним, что налоговые органы крайне редко практикуют выездные налоговые проверки налогоплательщиков с годовым объемом выручки менее 100 млн рублей.

В общем, поправки хороши уже тем, что не «ужесточают», а «смягчают», но особо «возбуждаться» по этому поводу не стоит, риски налоговых и полицейских проверок для бизнеса остаются все так же велики, если конечно вы не «мелкий» предприниматель, получающий выручку до 100 млн рублей (последнее «если» — намек).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *