Неисправный автомобиль: что грозит водителю и как накажут

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Неисправный автомобиль: что грозит водителю и как накажут». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Комментируемая ст. 12.20 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки.

Комментарий к ст. 12.20 КоАП

1. Объект правонарушения — безопасность дорожного движения. Технические требования к внешним световым приборам, при несоблюдении которых запрещается эксплуатация транспортных средств, установлены Перечнем неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (в ред. Постановления Правительства РФ от 21 февраля 2002 г. N 127).

2. С объективной стороны данное правонарушение складывается из ряда противоправных действий (бездействия), связанных с правилами пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки.

Для привлечения виновного к ответственности по данной статье необходимо установить, какие специальные правила пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией были нарушены. Нарушение правил пользования световыми приборами может выражаться в отсутствии световых приборов, непереключении дальнего света на ближний в установленных случаях, неиспользовании аварийной световой сигнализации при ослеплении и др.

3. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме неосторожности.

4. Субъектом правонарушения является водитель, нарушивший правила пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки.

Комментарий к ст. 12.20 КоАП РФ

Объектом комментируемой статьи выступают общественные отношения, связанные с регламентацией использования внешних световых приборов, звуковых сигналов, аварийной сигнализации или знака аварийной остановки.

Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки.

Совершение указанного деяния влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Согласно п. 7.1 ПДД РФ аварийная сигнализация должна быть включена:

при дорожно-транспортном происшествии;

вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена;

ослеплении водителя светом фар;

буксировке (на буксируемом механическом транспортном средстве);

посадке детей в транспортное средство, имеющее опознавательные знаки «Перевозка детей», и высадке из него.

Водитель должен включать аварийную сигнализацию и в других случаях для предупреждения участников движения об опасности, которую может создать транспортное средство.

Согласно п. 7.2 ПДД РФ при остановке транспортного средства и включении аварийной сигнализации, а также при ее неисправности или отсутствии знак аварийной остановки должен быть незамедлительно выставлен:

при дорожно-транспортном происшествии;

при вынужденной остановке в местах, где она запрещена, и там, где с учетом условий видимости транспортное средство не может быть своевременно замечено другими водителями.

Этот знак устанавливается на расстоянии, обеспечивающем в конкретной обстановке своевременное предупреждение других водителей об опасности. Однако это расстояние должно быть не менее 15 м от транспортного средства в населенных пунктах и 30 м — вне населенных пунктов.

При отсутствии или неисправности аварийной сигнализации на буксируемом механическом транспортном средстве на его задней части должен быть закреплен знак аварийной остановки.

Субъектами рассматриваемого правонарушения могут выступать водители.

Субъективная сторона деяния характеризуется умышленной формой вины.

🔹В светлое время должны быть включение фары или ДХО (или передние противотуманки).
🔹В темное время или в условиях недостаточной видимости – фары ближнего или дальнего света
🔹Перед началом движения, перестроением и поворотом водитель обязан подавать сигналы поворотниками, а если они отсутствуют или неисправны — рукой.

Читайте также:  В 2023 году на Ставрополье вырастет прожиточный минимум

Какое ещё состояние фар наказуемо?

В п. 3 ст. 12.5. КоАП РФ отдельно указано административное наказание за управление ТС, цвет огней фар и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений.

Имеется в виду следующее:

  • спереди установлены световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, и световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого;
  • сзади установлены фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.

Неисправность фары, появившаяся во время движения

Правила позволяют езду с неисправным прибором только в случае, если автомобилист направляется к месту ремонта авто. Причем до старта собственник ТС обязан проверить все механизмы на предмет исправности.

Если водитель с неисправной лампой будет остановлен, автовладелец может заявить, что направляется к СТО. ВТаким образом, привлекать собственника авто к ответственности не имеют совершенно никакого права.

Кардинально изменяется позиция, если лампа в темное время суток перестает работать. Правила регламентируют, что использование автотранспорта с неисправным осветительным прибором в темное время суток полностью противоречит нормам. При этом в любом случае штраф будет полностью правомерен.

Даже до автосервиса запрещается перемещаться без света. Нельзя так ездить и при условии недостаточной видимости, если обеспечивается видимость не более 300 м. Получается, водитель может или переждать непогоду/дождаться светлого времени или буксировать авто.

Меры наказание за правонарушение

Существующие штрафы, предусмотренные за неработающий ближний свет, могут быть получены любым автолюбителем. Банальная невнимательность или же нежелание просто устранить имеющиеся неполадки могут не только привести к штрафу, но и к созданию аварийной ситуации.
Мерой наказания, которая предусмотрена за невключённый ближний свет, является штраф в 500 рублей. Это означает, что в том случае, если автолюбитель будет осуществлять управление транспортным средством, и при этом ближний свет не будет включён, ему придётся уплатить административное взыскание в размере уже вышеуказанных 500 рублей. В принципе, есть вероятность, что водитель сможет отделать одним лишь устным предупреждением.

В то же время следует помнить, что такая невысокая цифра в 500 рублей полагается лишь в случае невключения ближнего света. Если же транспортное средство с выключенными фарами попадёт в ДТП, размер штрафа будет увеличен.

Если фара перестала работать во время движения

Согласно действующим правилам дорожного движения автомобилисты имеют полное право транспортировать автомобиль к месту ремонта в случае непредвиденной поломки. Ремонт может понадобиться в том числе и при повреждении осветительных приборов автомобиля. Однако следует помнить и о правиле, напоминающем о необходимости проверки оборудования авто перед началом движения.

Таким образом, сотрудник дорожной службы не имеет права составлять постановление по делу, если водитель отметил нарушение трудоспособности системы в ходе эксплуатации авто. Важно акцентировать внимание инспектора на том, что в момент задержания автомобилист направлялся к станции ремонта.

Избежать наказания не удастся только в случае поломки фары в ночное время. Темный период суток отличается повышенной опасностью. По этой причине водитель не может правомерно продолжать движение при отключенных осветительных приборах. По состоянию на 2020 год при обнаружении неисправностей, проявившихся во время движения в темное время суток автомобилист обязан вызвать эвакуатор или воспользоваться буксировкой.

Важно учитывать, что продолжение движения при неисправности осветительного прибора невозможно не только ночью, но и при недостаточной видимости. Под эту категорию погодных условий входит снег, туман, сильный дождь и прочие неблагоприятные погодные условия. Недостаточной видимостью считается невозможность разглядеть объекты на расстоянии от 300 метров.

Как правильно использовать штатные дневные ходовые огни

Дневными ходовыми огнями оснащены далеко не все автомобили, несмотря на то, что данная конструкция отличается удобством и функциональностью. Водителю стоит воздержаться от попыток самостоятельного монтажа этих элементов, так как своевольное изменение параметров авто неизменно приведет к штрафу.

Скрыть подобного рода нововведения в конструкцию практически невозможно. Даже если уполномоченные сотрудники дорожных служб не смогут выявить нарушение, правда будет раскрыта при следующем прохождении технического осмотра. Избежать ответственности возможно только при своевременном получении разрешения на осуществление преобразований.

Читайте также:  Как мошенники используют ваши паспортные данные

Более современные ТС оборудованы системой дневных ходовых огней. Это обстоятельство предотвращает возможность получения штрафной квитанции за езду без осветительных приборов, так как огни включаются одновременно с запуском силового агрегата. Также габариты при включении фар ближнего света моментально становятся менее яркими.

Это позволяет использовать приборы в качестве дополнительных габаритов. Инспектор не может привлечь водителя к ответственности за езду без света фар, но при наличии работающих штатных дневных ходовых огней.

Какой штраф ожидает водителей

Конечно же, большинство водителей интересуются ещё и тем, какой штраф они заплатят в ситуации, когда одна автомобильная фара не горит по той или иной причине.

Большинство рассмотренных норм имеет прямое отношение к Перечню неисправностей. Поэтому и ответственность нужно рассматривать за соответствующие нарушения.

При этом в 2022 году действуют фактически 2 меры наказания — это предупреждение, либо же денежный штраф.

Логично спросить, какой же тогда будет штраф при условии одной исправной фары. Здесь нарушение приравнивается к езде без фар вообще, либо же с неисправной головной оптикой. Отдельного наказания именно за одну активную лампу не предусмотрено.

Как не быть привлеченным за неправильное применение света

Первое правило для избежания ответственности за применение света без учета ПДД заключается в применении ближнего освещения. В дневное время суток водитель может использовать этот прибор как отдельно, так и в совокупности с прочими элементами.

По состоянию ПДД на 2022 год, при любых условиях среды (тумане, дожде и прочих) водители вправе использовать сочетание ближнего света и габаритных огней. Такая комбинация исключит возможность получения штрафной квитанции в любое время суток.

Важно знать: инспекторы дорожных служб не могут правомерно привлекать автомобилистов к ответственности при наличии освещения ближнего света. Однако эта особенность утратит актуальность при наличии неработающей фары. Во всех остальных случаях включенный ближний свет исключает возможность получения штрафа за неправильное использование осветительного оборудования авто.

Правила использования фар ближнего и дальнего света

Инструкция изложена в главе 19 ПДД. Согласно п. 19.1 дальний (ДС) и ближний свет (БС) зажигают при следующих условиях:

  • в темное время суток;
  • во время передвижения в туннеле;
  • при плохой видимости.

Освещенность дороги не имеет значения. Под темным временем суток понимают период от вечерних до утренних сумерек.

Понятие «плохая видимость» относится исключительно к ситуациям, когда из-за тумана, дождя или снегопада предметы различаются на расстоянии не более 300 м. Под ним нельзя подразумевать визуальную недоступность ближайших участков извилистой дороги, скрытых деревьями, зданиями или иными объектами.

ДС переключают на ближний в следующий случаях:

  1. За 150 м до встречного транспорта или далее, если его водитель попросит об этом миганием фар (п. 19.2).
  2. При обгоне, чтобы не слепить водителя обгоняемого транспорта посредством зеркал заднего вида.
  3. После обгона другим автомобилем по аналогичной причине. Таким образом, при совершении данного маневра оба транспортных средства действуют согласованно: сначала переключается на ближний обгоняющий, затем, когда машины поравняются, — обгоняемый. Первый в этот момент включает дальний. На жаргоне такие действия называют «рокировкой».
  4. В населенных пунктах при условии освещенности дороги. За их границами, независимо от наличия фонарей вдоль дороги, разрешается использовать ДС, если только это не мешает другим участникам движения.

В темное время суток противотуманные фары (ПФ) не могут служить заменой ДС или БС. Их зажигают как дополнительное освещение (п. 19.5). Задние противотуманные фонари запрещено подключать к стоп-сигналам (п. 19.7).

Перед обгоном разрешается помигать ДС, чтобы предупредить о начале маневра (п. 19.11).

Когда можно оспорить штраф за фары

Чтобы фотоматериалы могли служить доказательством вины водителя совсем не обязательно, чтобы они были сняты только ночью, считает юрист Дмитрий Дугин. По его словам, если на изображении ясно видно, что фары не горят, это будет поводом для штрафа. При этом Дугин назвал такое наказание штрафом для совсем ленивых, которые забывают включать дневной свет.

Читайте также:  Жителям Кубани вернут часть денег за коммуналку

«Иногда водитель может просто не знать, что у него фары вышли из строя. Если у него нет отдельного блока для влючения дневного света, он может просто не видеть, что фары у него не горят», — объяснил юрист.

Также Дугин обратил внимание на то, что могут случиться экстренные поломки.

«Я сам сталкивался с ситуаций, когда у меня в машине намок блок ксенона и одна фара просто выключилась прямо в дороге. Я быстро поехал на СТО, и тут выключилась вторая. В итоге передней оптике нет, только дневные огни. И это очень страшно. Но мне пришлось продолжить движение — не вставать же на магистрали. И трактовать такую ситуацию тот же инспектор ГИБДД может по-разному. Одно дело, если бы я так поехал по трассе в другой город и совсем другое — если я еду на ремонтную станцию в паре километров», — объяснил эксперт.

При получении штрафа в таком случае, по мнению юриста, доказать невиновность вряд ли получится.

При не включенном ближнем свете во время езды (и даже включенном частично) штраф всегда будет – 500 рублей. Поскольку сумма не такая уж большая, немало водителей совершенно не опасаются получить штраф и невнимательно относятся к включению световых приборов.

Все же стоит обратиться к моральной стороне вопроса – при езде с выключенными фарами транспорт менее заметен для прочих участников дорожного движения, нежели машина с горящими световыми приборами. Это увеличивает риск аварийных ситуаций. Поэтому следует непременно зажечь при отъезде со стоянки или выезде из гаража положенные световые приборы – с большой вероятностью этим простым действием вы сможете не допустить происшествий при движении своего авто. Помните, езда без горящих фар будет стоить денег из вашего кошелька и, очень вероятно, здоровья или жизни другого водителя.

Спорные ситуации и способы их решения

Хоть сумма штрафа по современным меркам и не такая большая, в случае правоты водителя стоит попытаться ее доказать хотя бы из принципа. Особенно если инспектор просто начинает «давить» на водителя без особых на то оснований.

Для начала, при обнаружении инспектором неисправности фары (как, впрочем, и любой подобной), стоит вежливо сообщить что передвижение как раз проходило в сторону станции тех. обслуживания или стоянки, чтобы устранить данную неисправность. Или же просто сделать вид, что фара перегорела вот-вот, во время поездки, а при ее начале она исправно выполняла свою функцию. В таком случае водитель может отделаться только устным предупреждением.

Но стоит помнить, что с одной рабочей фарой можно ехать только до места исправления неисправности.

Иногда водитель может устранить поломку прямо на месте и самостоятельно. В таком случае накладывать штраф неправомерно, причем это касается любых фар. Тусклая или просто грязная фара также обратит на себя внимание инспектора, но обычно это также ограничивается простым предупреждением. Но это не означает что за чистотой осветительных огней можно не следить.

Если у водителя не было никаких привлечений к административным наказаниям хотя бы в течение ближайшего полугода, об этом стоит известить инспектора. Это также может сыграть свою роль, и по итогу остаться с устным предупреждением.

Но какова бы ни была ситуация, злоупотреблять доверием не стоит. Если водитель и вправду длительное время нарушал ПДД, и ездил с неисправными огнями, то это повод задуматься, ведь он первую очередь должен быть заинтересован в починке. Ведь даже от такой на первый взгляд мелочи может зависеть его жизнь на дороге. Исправные фары обезопасят от возможных аварий или конфликтов с другими участниками дорожного движения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *