Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Селение на переселение. Кто оживит село, если 75% жителей страны городские?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Социальная защита населения в России сталкивается с некоторыми проблемами, которые мешают эффективному функционированию системы. Одна из главных проблем заключается в отсутствии справедливого распределения социальных выплат и пособий. Часто бывает так, что льготы полагаются только определенным категориям граждан, в то время как другие люди, которые также нуждаются в помощи, остаются за бортом. Это создает неравенство и несправедливость в обществе.
Неравномерное распределение ресурсов
Одной из основных проблем социальной защиты населения в России является неравномерное распределение ресурсов. В стране наблюдается значительное социальное неравенство, когда одни граждане имеют доступ к широкому спектру социальных услуг и поддержки, а другие остаются в нищете и лишены возможности улучшить свои жизненные условия.
Проблему неравномерного распределения ресурсов обуславливают различные факторы. Во-первых, существует недостаточная эффективность системы социальной защиты населения, которая не всегда способна обеспечить необходимую помощь тем, кто нуждается в ней наиболее. Во-вторых, отсутствие равных возможностей, дискриминация и коррупция также способствуют неравномерному распределению ресурсов.
Для улучшения ситуации необходимо принять ряд мер. Во-первых, важно создать эффективные механизмы контроля и надзора за распределением ресурсов, чтобы исключить произвол и несправедливость. Во-вторых, необходимо разработать стратегии социальной защиты, которые учитывают потребности и возможности разных групп населения. Также важно развивать систему социального партнерства и взаимодействия государства, бизнеса и гражданского общества для эффективного решения проблемы неравномерного распределения ресурсов.
Более равномерное распределение ресурсов
Одной из главных проблем социальной защиты населения в России является неравномерное распределение ресурсов. Большинство государственных и социальных программ, предназначенных для помощи нуждающимся гражданам, сосредоточено в крупных городах и региональных центрах. Это приводит к тому, что жители отдаленных и малонаселенных районов не имеют возможности получить достаточную социальную поддержку.
В 2023 году необходимо провести комплексные меры по улучшению ситуации и достижению более равномерного распределения ресурсов. Важно создать механизмы, которые позволят эффективно определить потребности граждан в разных регионах и направить финансовые и материальные ресурсы именно туда, где они наиболее необходимы.
Во-первых, необходимо провести анализ социальной ситуации в различных регионах страны с учетом таких факторов, как уровень безработицы, уровень доходов населения, доступность медицинских услуг и т.д. Это позволит определить регионы с наиболее острыми социальными проблемами и распределить ресурсы соответствующим образом.
Во-вторых, необходимо усилить работу региональных органов власти и социальных служб по выявлению потребностей населения. Для этого может быть организована система обратной связи, позволяющая гражданам сообщать о своих проблемах и потребностях. Это поможет повысить эффективность работы государственных и социальных программ и обеспечить более целенаправленную поддержку.
В-третьих, для улучшения равномерного распределения ресурсов необходимо разработать и внедрить механизмы мониторинга и контроля за целевым использованием средств, выделенных на социальную защиту населения. Это позволит предотвратить коррупцию и нецелевое использование средств, а также осуществлять своевременную коррекцию программ в случае необходимости.
В целом, достижение более равномерного распределения ресурсов в сфере социальной защиты населения является важным шагом на пути к решению проблем в этой области. Правильное распределение ресурсов позволит улучшить жизнь граждан во всех регионах страны, обеспечить равные возможности и повысить уровень социальной защищенности населения.
Каменные джунгли посреди тайги
Перед выборами в Госдуму политики всех мастей вспомнили о том, что страна нуждается в четко заданном векторе развития. Многие соревновались в озвучивании наиболее одиозных идей, которые для слуха рядового россиянина звучат как безумные. Но нас интересует то, какими власти видят российские города в будущем.
Например, глава Минобороны Сергей Шойгу в сентябре дал большое интервью РБК, в котором подробно описал идею строительства новых городов в Сибири. По его замыслу, они должны стать научно-промышленными и экономическими центрами, что сделает их основными полюсами притяжения населения в этом регионе.
В последствии такая стратегия должна охватить все регионы России, уверен министр. Это, по его мнению, позволит уменьшить диспропорцию в развитии между западной и восточной частями страны, чего неоднократно требовал президент.
Многие эксперты посчитали эту идею обычным предвыборным пиаром. Строить с нуля целые города посреди тайги — для граждан это выглядит как нечто иррациональное. В голове сразу возникают аналогии с советскими всесоюзными ударными комсомольскими стройками или китайскими городами-призраками, которые возводились местными компаниями по заказу Пекина. Естественно, в последнем случае никакими центрами притяжения эти населенные пункты так и не стали. Однако КПК в данной ситуации преследовала совсем иные цели. Эта тема требует отдельного рассмотрения.
При всей неоднозначности задумки, министр обороны прав — Сибири действительно не хватает центров притяжения. А еще инфраструктуры, доходов, инвестиций, помощи малому бизнесу и других основополагающих для развития региона факторов. Поэтому простым строительством новых городов явно не обойтись.
Для составления подборки в наименьшей степени пригодных по качеству жизни российских городов целесообразно опираться на сравнительную таблицу, составленную Минстроем РФ. За основу брался индекс качества городской среды — показатель, измеряющий способность региональных властей обеспечивать благоприятные условия для жизни. Оценивалось:
- количество аварийного и ветхого жилья;
- продолжительность жизни, уровень смертности;
- покупательная способность;
- проблемы по экологии;
- загруженность дорог, доля ДТП со летальным исходом;
- уровень безработицы;
- состояние озеленения;
- развитие инфраструктуры.
Безработица, безысходность, уныние…
Именно такими неприятными словами чаще всего описывается современная российская деревня. Разбитый асфальт, фрагментарно оставшийся от благополучных советских времен, заброшенные хозяйства, разрушенные дома культуры, грязь, отсутствие освещения и центральной канализации – это характерно для большей части сел и деревень нынешней России. Разумеется, есть и приятные исключения. Но их катастрофически мало.
Многие села в России, ввиду огромной площади последней, в прямом смысле слова оторваны от каких-либо благ цивилизации. Они могут располагаться в нескольких сотнях километров от ближайшего города или райцентра. В таких деревнях люди, как и сто-двести лет назад, живут натуральным хозяйством: засевают поля, разводят скот, рыбачат, охотятся и пьют крепкий чай из настоящих самоваров.
Классический пример «русской глубинки» – так называемый Красный Берег. Это местность, состоящая из трех деревенек, затерявшихся посреди хвойных лесов Вологодской области. Суммарная численность их населения – 10 человек. Дороги этим к населенным пунктам, по сути, нет. Зимой ее можно преодолеть только на снегоходе, а летом (после сильного дождя) – исключительно на тракторе. Вода – из родников, свет – из керосиновых ламп, генератор – один на три села.
И сколько подобных деревень разбросано по просторам необъятной России – сказать сложно.
Плюсы и минусы переезда в Грузию
В плане переезда на ПМЖ в Грузию, конечно есть свои плюсы и минусы, некоторые из них довольно критичны для людей, которые находятся в стадии принятия решения о переезде навсегда.
Мы бы выделили следующие положительные стороны:
- въезд в страну без визы для россиян и возможность пребывания в течение одного года;
- языковой барьер отсутствует, большинство населения хорошо говорит или, по крайней мере, понимает русский язык;
- низкий уровень преступности;
- вкусная еда, недорогие овощи и фрукты;
- большое количество международных школ, возможность для ребенка продолжать учить русский язык;
- близость гор и моря.
Из минусов можно отметить следующие:
- высокий уровень безработицы;
- низкие зарплаты;
- в государственных школах обучение проводится только на грузинском языке;
- в Грузии нет центрального отопления. Большинство квартир отапливается газом, а в некоторых вообще нет батарей, выручают только радиаторы. Будьте готовы к тому, что осенью и зимой в помещениях холодно.
Демографические проблемы в развитии сельских территорий
Однако на практике отношение современного российского государства к сельскому развитию пока остается крайне нерациональным, что приводит к его неустойчивому и антидинамичному развитию.
Уровень и качество жизни сельских жителей по-прежнему остаются низкими. Продолжительность жизни при рождении у сельских жителей в РФ составляет 69,2 года (городского 71,3 года). Причем разница в 2 года между продолжительностью жизни городского и сельского населения сохраняется последние 10 лет. [2]
Продолжительность жизни сельских жителей Республики Мордовия, которая является объектом нашего исследования, несколько выше среднероссийских показателей – на 0,5 года, причем данная тенденция также сохраняется в последние 15 лет. В 2014 г. продолжительность жизни при рождении у сельчан региона составила 70,05 лет, в т.ч. у мужчин – 63,8 года, у женщин – 76,3 лет. Причем женщины традиционно живут несколько дольше, чем мужчины. (рис. 1).
Для сравнения средняя продолжительность жизни при рождении в Австрии составляет – 80,9 лет, Германии – 81,0, Украине – 71,4, Молдове – 71,5, Таджикистане – 73,4.
Следует отметить традиционно высокую для российского села смертность людей в трудоспособном возрасте. В целом по РФ уровень смертности населения трудоспособных возрастов от неестественных причин – от несчастных случаев, отравлений, травм, в том числе производственно обусловленных, в настоящее время соответствует аналогичным показателям России столетней давности, почти в 2,5 раза превышает показатели, сложившиеся в развитых странах и в 1,5 раза в развивающихся. Смертность трудоспособного населения превышает аналогичный показатель по Евросоюзу в 4,5 раза. В России ежегодно умирает почти 1,9 млн. человек, из них – 600 тыс. в трудоспособном возрасте или 31,5%, их которых 500 тыс. мужчин и 100 тыс. женщин [3].
Усредненный портрет российского бедняка
Возраст среднестатистического бедняка в РФ — 46–48 лет. Образование среднее, незаконченное высшее или неполное среднее. В разные периоды своей жизни такой человек занимается низкооплачиваемым трудом, не требующим специальных знаний.
До 87 % среднестатистических бедняков имеют проблемы со здоровьем, связанные с регулярным употреблением низкокачественной спиртосодержащей продукции.
Значительно отличается демографический состав семейств бедняков. Показатель проблематичных, включающих семьи пенсионеров, несовершеннолетних и людей с инвалидностью одновременно, составляет 45 %.
Около 63 % бедных семейств имеют в своем составе здорового неработающего члена в возрасте 20–50 лет.
В течение пяти лет наблюдается устойчивая тенденция смещения бедности в сторону глухой провинции и деревень. Порог бедности в селах составляет 30,7 %, в малых городах с населением до 200 тысяч — 24,3 %.
Михаил Павлович представитель от исполнительного органа государственной власти Алтайского края подчеркнул, что обеспечение устойчивого развития сельских территорий, выход на новый уровень развития и, как следствие, повышение качества жизни селян являются важнейшими государственными задачами. «Продолжение реализации ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий» было одной из наших основных задач, которую удалось решить и сохранить ее мероприятия в виде подпрограммы Государственной программы развития сельского хозяйства», — напомнил сенатор.
Глава верхней палаты обратила внимание, что для приближения медицинской помощи к сельским жителям сегодня используются различные выездные формы работы — оснащённые современным оборудованием социальные автопоезда, «поликлиники на колёсах». Развивается санитарная авиация. «Для презентации и распространения передового опыта, в том числе и в этой сфере, Совет Федерации регулярно проводит Форум социальных инноваций регионов. Мы вместе должны думать над дальнейшим улучшением ситуации».
Администрация Сочи: Проблемы водоснабжения села Ахштырь Адлерского района будут окончательно решены в 2022 году
В 2022 году администрацией города Сочи в рамках муниципальной программы по развитию инфраструктуры курорта был утвержден проект по водоснабжению села Ахштырь. Заказчиком выступило МКУ «Управление капитального строительства». Первые два этапа мероприятия общей стоимостью более тридцати миллионов рублей были выполнены в полном объеме. В результате всего через год рядом с селом появилась здание водонапорной насосной станции с пунктом водохимобработки, двумя резервуарами, водоводом и инженерными коммуникациями.
«Проблемы водоснабжения села Ахштырь Адлерского района города Сочи будут окончательно решены в 2022 году, возможно, это произойдет и раньше. Все будет зависеть от юридического аспекта, а пока подача воды в дома местных жителей осуществляется по временной схеме. Об этом нам сообщили в департаменте строительства администрации города Сочи.
В десятку регионов с наиболее высокими показателями качества жизни сельского населения вошли регионы-доноры с наибольшими объемами валового регионального продукта на душу населения (см. дотационные регионы России и доноры). Они располагают хорошими финансовыми возможностями для решения сельских проблем. Это Ханты-Мансийский АО – Югра, Татарстан, Самарская область, Ямало-Hенецкий АО.
Регионы Центрального Черноземья (Липецкая, Белгородская, Воронежская области) и юга России (Ростовская область, Краснодарский край) – это территории с хорошо развитым АПК, сельская местность которых исторически отличается высоким уровнем социального обустройства.
В составе топ-10 также Ульяновская область – регион, проводящий активную политику по социальному развитию села, как и остальные из первой десятки рейтинга.
№ |
Регион |
Оценка (max=100) |
1 |
Липецкая область |
68,6 |
2 |
Ханты-Мансийский АО -Югра |
65,1 |
3 |
Белгородская область |
61,6 |
4 |
Республика Татарстан |
61,5 |
5 |
Воронежская область |
60,7 |
6 |
Самарская область |
60,6 |
7 |
Ямало-Hенецкий АО |
60,5 |
8 |
Ульяновская область |
60,3 |
9 |
Ростовская область |
59,9 |
10 |
Краснодарский край |
59,6 |
Среди социологических проблем города, напрямую связанных с селом, выделяется проблема миграции. Две трети городского населения нашей страны — вчерашние жители сел. Мигранты из села и в городе длительное время сохраняют многие признаки сельского образа жизни, происходит рурализация — окрестьянивание городов. Горожанином по образу жизни трудно стать выходцу из традиционного села. Именно поэтому новые города, население которых состоит в значительной мере из сельских мигрантов, выделяются невысоким уровнем бытовой культуры, специфическим укладом повседневной жизни.
Сельское население более дифференцировано, чем городское, по уровню среднедушевых денежных доходов. Высокая поляризация доходов обостряет проблемы бедности на селе. Денежные доходы сельских семей и числа тех, кто не имеет их на уровне прожиточного минимума, остаются примерно на 30 % ниже доходов «бедных» групп населения в городах. Доходы сельских жителей от личных подсобных хозяйств имеют главным образом натуральную форму и используются для собственного потребления. Их роль как источника финансовых поступлений снизилась.
Соцработники, медики и специалисты муниципалитетов определили, кому необходима медицинская помощь, а кому – срочные социальные услуги. Прием в здании местного ФАПа вели врач-терапевт Светлана Коростелева и медицинская сестра Зульфия Саидбаева. Маломобильные больные были обследованы на дому.
Шестнадцать семей получили консультации. Нуждающимся предложены средства реабилитации. В Михайловском районе, надо отметить, работает пункт проката реабилитационного оборудования, его услугами воспользовалось более ста человек. Некоторым жителям помогли оплатить коммунальные услуги.
Это не первое посещение отдаленных населенных пунктов. Специалисты из мобильных бригад уже побывали в селах Голдино, Иваньково, Ижеславль, в поселках Трепольский и Заря. Такие выезды, по словам начальника Михайловского Центра социального обслуживания населения Ольги Герасимовой, будут продолжены. На очереди – поселок Мишино.
Помогать там, где больно и некрасиво
То, что на первый взгляд кажется блажью, экзотикой и не поддается объяснению, на деле оказывается четкой и верной жизненной установкой: помогать там, где больно и некрасиво.
Так родилась и идея общественной уборки, которую Надя устроила еще до переезда.
Я начала выбираться в Ленобласть и за ее пределы и увидела, что там всё погибает. Мы с друзьями были в селе Пеники и наткнулись на огромную свалку мусора. Я подумала: «А что, если попробовать ее убрать?» Все иронизировали: «У тебя не получится, это нереально, мы же в России». Да я каждый день слышу, что мы в России! И что?
Примерно по такой схеме общество и диктует вызовы. У меня был большой опыт управленческой деятельности, и я понимала, что главное в подобных инициативах — понять интересы бизнеса и суметь его привлечь. Я связалась с брендами и всевозможными лидерами мнений. Знакомые из известного питерского ресторана согласились организовать обед для участников уборки. Когда затея уже получила огласку, ко мне обратилась администрация села: конечно, они тоже хотели быть причастными. Пригласили на совещание, пообещали помогать и дали технику.
Уборка заняла весь день. Я просто скажу, что это было тяжело.
Что касается такого вида образования как муниципальный округ, стоит и нужно отметить, что, согласно 4 статье законопроекта, муниципальное образование не является административно-территориальной единицей. То есть старое деление теряет актуальность и можно их укрупнять, либо дробить быстро и как угодно. Впрочем, здесь есть один нюанс. Часть 9 статьи 10 законопроекта говорит о том, что цитата: «Границы городского округа, муниципального округа, как правило, устанавливаются с учетом транспортной доступности до их административных центров и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в их состав». Правда эта же часть этой же статьи дальше говорит, что, снова цитата: «Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях». По опыту личных, субъективных наблюдений смею утверждать, что у нас такие территории фактически есть. И последнее. Согласно законопроекту, изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти.