Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Современная политическая карта европы 2023 год лекция». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Идея создания Европейского союза возникла на фоне ужасающих последствий Второй мировой войны. Чтобы избежать повторения подобных событий и максимально связать страны друг с другом в экономическом плане в 1950 году министр иностранных дел Франции Роберт Шуман предложил объединить угольную и сталелитейную промышленность Европы.
Совокупное население государств–членов ЕС превышает 445 млн человек. Ранее исключительно экономический союз за годы своего существования превратился в мощное политическое объединение, совместно решающее проблемы безопасности, миграции, изменения климата, здравоохранения, образования и многое другое. Фундаментальные принципы Евросоюза основаны на едином внутреннем рынке, обеспечивающем свободное перемещение товаров, услуг, денег и людей, в том числе рабочую силу.
Основные ценности ЕС включают верховенство закона, свободу, демократию, равенство, уважение прав и достоинства человека. Функционирование Евросоюза обеспечивают 7 главных учреждений:
-
Европейский парламент.
-
Европейский совет.
-
Европейская комиссия.
-
Совет Европейского союза.
-
Суд Европейского союза.
-
Европейская счетная палата.
-
Европейский центральный банк.
Кандидаты на членство в ЕС
Как уже упоминалось, список стран Евросоюза в 2022 году включает 27 членов. Последнее пополнение состоялось в 2013 году, когда в состав объединения вошла Хорватия. Четыре западноевропейских государства – Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн – не входят в ЕС, но тесно интегрированы в единый экономический рынок и являются участниками Шенгенской зоны.
Для вступления в Евросоюз страна-кандидат должна соответствовать так называемым Копенгагенским критериям, в основе которых заложены демократическое управление государством, соблюдение прав человека, функционирование рыночной экономики и приверженность целям и намерениям ЕС. Право на вхождение в Евросоюз по географическому признаку зафиксировано в статье 49 Маастрихтского договора.
Постсоветский исторический период
Начало девяностых годов двадцатого века ознаменовалось крушением коммунистических режимов в целом ряде стран Восточной Европы. Своё существование прекратила не только Организация Варшавского договора, но и возглавлявший её Советский Союз. После его распада мир вступил в новую эру существования, без раскола на противостоящие друг другу военно-политические блоки.
Казалось бы очевидным решение подумать о роспуске Североатлантического альянса, как успешно выполнившего свою историческую миссию. Однако ничего подобного не произошло. Блок НАТО, страны которого ощутили себя победителями в затяжной холодной войне, и не подумал самораспускаться. На попытку поставить этот вопрос на обсуждение следовал вполне разумный ответ: зачем ликвидировать то, во что было вложено столько средств и усилий и что доказало свою эффективность?
Важнейшим аргументом в пользу дальнейшего существования Североатлантического альянса была та роль, которую эта организация выполняет в деле поддержания европейской и мировой стабильности. Дело осложнилось ещё и тем, что довольно значительная группа стран из бывшего социалистического лагеря изъявили желание интегрироваться в структуру НАТО и стать его полноправными членами. Большинство новых государств выразили намерение встроиться в систему существующего альянса. Состав стран НАТО в несколько этапов пополнился этими вновь образовавшимися государствами.
Далеко не все государства стремятся стать полноправными членами альянса. Некоторые же просто не располагают достаточным для такого членства экономическим и военным потенциалом. Для целого ряда стран в уставе альянса предусмотрен специальный союзнический статус и программы партнёрского взаимодействия. Государства эти не следует включать в список, отвечая на вопрос о том, какие страны входят в НАТО. Полноправными членами альянса они не являются. Степень вовлечённости во взаимоотношения с НАТО для разных стран варьируется в достаточно широких пределах.
Принцип отношения с союзниками определяется названием программы — «Партнёрство ради мира». Взаимоотношения с Североатлантическим альянсом способствуют поддержанию стабильности в различных регионах. Страны НАТО и государства, включённые в программу партнёрского взаимодействия с ними, нередко выполняют совместные военные операции по пресечению разгорающихся военных конфликтов.
Территориально некоторые из членов «Партнёрства ради мира» находятся далеко за пределами Европы. Например, Туркмения, Киргизия или Таджикистан. Но сотрудничество этих стран с Организацией Североатлантического договора способствует поддержанию мира и стабильности в отдалённых регионах евразийского континента. Многие развивающиеся государства желают присоединиться к этой партнёрской программе, она выгодна для них и в экономическом, и в военном отношении.
Кандидаты в членство ЕС
№ | Страна | Столица | Дата подписания соглашения |
1. | Албания | Тирана | 2009г. |
2. | Алжир | Алжир | 2005г. |
3. | Босния и Герцеговина | Сараево | 2008г. |
4. | Грузия | Тбилиси | 2014г. |
5. | Египет | Каир | 2004г. |
6. | Израиль | Иерусалим | 2000г. |
7. | Иордания | Амман | 2002г. |
8. | Канада | Оттава | 2013г. |
9. | Ливан | Бейрут | 2006г. |
10. | Македония | Скопье | 2001г. |
11. | Марокко | Рабат | 2000г. |
12. | Молдавия | Кишинев | 2014г. |
13. | Мексика | Мехико | 2000г. |
14. | Сербия | Белград | 2011г. |
15. | Тунис | Тунис | 1998г. |
16 | Турция | Анкара | 1963г. |
17. | Украина | Киев | 2014г. |
18. | Черногория | Подгорица | 2010г. |
19. | Чили | Сантьяго | 2003г. |
20. | ЮАР | Претория | 2000г. |
Постсоветский исторический период
Начало девяностых годов двадцатого века ознаменовалось крушением коммунистических режимов в целом ряде стран Восточной Европы. Своё существование прекратила не только Организация Варшавского договора, но и возглавлявший её Советский Союз. После его распада мир вступил в новую эру существования, без раскола на противостоящие друг другу военно-политические блоки.
Казалось бы очевидным решение подумать о роспуске Североатлантического альянса, как успешно выполнившего свою историческую миссию. Однако ничего подобного не произошло. Блок НАТО, страны которого ощутили себя победителями в затяжной холодной войне, и не подумал самораспускаться. На попытку поставить этот вопрос на обсуждение следовал вполне разумный ответ: зачем ликвидировать то, во что было вложено столько средств и усилий и что доказало свою эффективность?
Важнейшим аргументом в пользу дальнейшего существования Североатлантического альянса была та роль, которую эта организация выполняет в деле поддержания европейской и мировой стабильности. Дело осложнилось ещё и тем, что довольно значительная группа стран из бывшего социалистического лагеря изъявили желание интегрироваться в структуру НАТО и стать его полноправными членами. Большинство новых государств выразили намерение встроиться в систему существующего альянса. Состав стран НАТО в несколько этапов пополнился этими вновь образовавшимися государствами.
Создание Европейского союза
В результате в 1951 году шесть государств – Франция, Западня Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург – подписали Парижский договор и создали Европейское объединение угля и стали. Стремительный рост торговых отношений на протяжении 6 лет привел к заключению Римских соглашений 1957 года, которые обусловили формирование Европейского экономического сообщества – основу современного ЕС.
Европейский союз в нынешнем виде был создан на основе Маастрихтского договора, действующего с 1 ноября 1993 года, который привел к возникновению единой европейской валюты – евро. Впоследствии в основные соглашения ЕС вносились изменения в соответствии с договорами, подписанными в Амстердаме (1997), Ницце (2001) и Лиссабоне (2009).
Компетенция ЕС и основные направления деятельности.
Компетенция ЕС в соответствии с Ниццским договором 2000 распространяется на следующие направления политики: торговая, сельскохозяйственная, миграционная, транспортная, конкурентная, налоговая, экономическая, валютная, таможенная, промышленная, социальная, культурная политика, политика в области занятости и здравоохранения, экономического и социального сплочения, защиты прав потребителей, развития трансъевропейских транспортных и энергетических сетей, исследований и технологического развития, окружающей среды, сотрудничество в целях содействия развитию, экономического, финансового и технического содействия с третьими странами, а также на общую внешнюю политику и политику безопасности и сотрудничество в области внутренних дел и правосудия.
Ожидаемые изменения в политическом ландшафте Европы
В 2023 году в политическом ландшафте Европы ожидаются несколько значимых изменений, которые могут повлиять на существующие динамики и отношения между странами. Ниже приведены некоторые ключевые ожидаемые изменения:
- Брексит: В 2023 году Великобритания будет полностью выведена из Европейского союза, что приведет к существенным политическим изменениям. Это может повлиять на экономические и торговые отношения внутри Европы и с другими странами.
- Выборы в Германии: В году будут проведены выборы в Германии, которые могут привести к изменению политического курса этой страны и повлиять на отношения с другими европейскими странами.
- Кризисы внутри ЕС: Европейский союз все еще сталкивается с рядом кризисов, таких как миграционный кризис и кризис с правилами государственного долга. Ожидается, что эти кризисы продолжат влиять на политический ландшафт Европы и отношения между странами.
- Новые правительства: В 2023 году может произойти смена правительств в некоторых странах Европы, что может привести к изменению политического курса и отношений с другими странами.
Эти ожидаемые изменения в политическом ландшафте Европы могут существенно повлиять на будущее развитие региона и требуют внимания и анализа с точки зрения политической стабильности и сотрудничества.
Общая численность населения стран-членов ЕС превышает 510 миллионов человек. То, что раньше было чисто экономическим союзом, с годами превратилось в мощный политический альянс, решающий вопросы безопасности, миграции, изменения климата, здравоохранения, образования и другие. Основополагающие принципы ЕС базируются на едином внутреннем рынке, обеспечивающем свободное перемещение товаров, услуг, денег и людей, включая рабочую силу.
Основные ценности ЕС включают верховенство закона, свободу, демократию, равенство, уважение прав человека и человеческого достоинства. Функционирование ЕС обеспечивается 7 основными институтами:
- Европейский парламент.
- Европейский совет.
- Европейская комиссия.
- Совет Европейского Союза.
- Суд Европейского Союза.
- Европейский суд аудиторов.
- Европейский центральный банк.
Несмотря на номинальную независимость каждого члена ЕС и коллективное принятие решений, отдельные страны доминируют в союзе. К 2021 году, например, 4 страны — Германия, Франция, Италия и Великобритания — внесли более половины общего бюджета ЕС. Для сравнения, совокупная доля стран Балтии — Литвы, Латвии и Эстонии — составила менее 1 процента. После Brexit ситуация начинает меняться.
Многие государства-члены ЕС получают значительные средства из общего бюджета на поддержание экономики и социальное развитие, которые намного превышают их первоначальные взносы. Таким образом, они теряют часть своего суверенитета и возможность влиять на важные решения в рамках Европейского Союза. На протяжении многих лет Германия была политическим и экономическим лидером ЕС.
Объективные причины проведения референдума по выходу Великобритании из европейского союза
Европейский союз — это объединение европейских государств, уникальное международное образование, сочетающее признаки международной организации и государства. Все страны, входящие
в Евросоюз, хоть и являются независимыми, но подчиняются одинаковым правилам: в них действуют одинаковые правила обучения, медицинского обслуживания, пенсионной, судебной системы, законы Евросоюза действуют во всех странах ЕС. В 2013 году, после вхождения в ЕС Хорватии, в Евросоюз входило 28 стран.
Кроме общего политического курса, на едином пространстве действует безвизовый режим пересечения государственных границ, и пользуются единой валютой – евро. На 2016 год, 19 стран из 28 признали евро их государственной валютой.
Экономика ЕС складывается из экономик всех входящих в него стран. ЕС представляет интересы каждого члена перед мировым сообществом и решает все конфликтные вопросы. Каждая
страна-участница вносит свою долю ВВП в общую долю. Государства, которые приносили наибольший доход, это Франция, Германия, Италия, Испания, Великобритания.
Страны, не входящие в ЕС
№ | Страна | Статус |
---|---|---|
1 | Албания | Кандидат |
2 | Андорра | |
3 | Армения | |
4 | Азербайджан | |
5 | Беларусь | |
6 | Босния и Герцеговина | Потенциальный андидат |
7 | Ватикан | |
8 | Великобритания | Вышла из состава ЕС |
9 | Грузия | |
10 | Исландия | |
11 | Косово | Потенциальный андидат |
12 | Лихтенштейн | |
13 | Молдова | |
14 | Монако | |
15 | Норвегия | |
16 | Россия | |
17 | Сан-Марино | |
18 | Северная Македония | Кандидат |
19 | Сербия | Кандидат |
20 | Турция | Кандидат |
21 | Украина | |
22 | Черногория | Кандидат |
23 | Швейцария |
Органы управления Евросоюза
Органами ЕС являются:
- Европейский совет — Высший политический орган ЕС, состоящий из глав государств и правительств стран-членов и их заместителей — министров иностранных дел.
- Европейский парламент — является собранием из 751 депутатов, напрямую избираемых гражданами государств — членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Члены Европейского парламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии с политической ориентацией.
- Европейская комиссия — высший орган исполнительной власти Европейского союза. Состоит из 28 членов, по одному от каждого государства-члена.
- Европейский суд — регулирует разногласия между государствами-членами; между государствами-членами и самим Европейским союзом; между институтами ЕС; между ЕС и физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов (для этой функции недавно был создан Трибунал гражданской службы). Суд дает заключения по международным соглашениям; он также выносит предварительные (преюдициальные) постановления по запросам национальных судов о толковании учредительных договоров и нормативно-правовых актов ЕС. Решения Суда ЕС обязательны для исполнения на территории ЕС. По общему правилу юрисдикция Суда ЕС распространяется на сферы компетенции ЕС.
История создания Евросоюза
Создание Евросоюза выпало на тяжелое время после Второй Мировой войны. Первое объединение носило название — Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), включало в себя шесть стран: Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Германия.
В 1957 году, подписав Римский договор, создается Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС) на базе Европейского сообщества по атомной энергии и ЕОУС.
1967 год стал основополагающим, все три европейских сообщества (ЕОУС, ЕЭС, Европейское сообщество по атомной энергии) объединились в Европейское Сообщество.
1993 году — вступление в силу договора, составленного в Нидерландах, г. Маастрихт — создание Европейского Союза. Урегулирование денежных и политических систем европейских стран было завершено на этом этапе.
Проблемы с миграцией и беженцами в Европе
Ситуация с мигрантами и беженцами в Европе остается насущной проблемой, которая влияет на геополитическую карту региона. Массовые миграции приводят к социальным, экономическим и политическим последствиям, которые могут быть непредсказуемыми и опасными.
Некоторые страны Европы столкнулись с необходимостью принимать беженцев, что вызывает сильную общественную реакцию и протесты. Однако, другие страны закрывают свои границы для мигрантов, оставляя их без помощи и защиты. Эти разногласия между странами и отсутствие единой политики на этот счет ухудшают общую ситуацию.
Кроме того, многие мигранты и беженцы оказываются безработными, что создает дополнительные нагрузки на общество. Эта проблема может привести к увеличению бедности, преступности и неравенству в Европе.
- Решения проблемы:
- Единственное решение проблемы миграции и беженцев — глобальная координация усилий всех стран, в том числе стран Европы;
- Необходимо создание единой миграционной политики соответствующей международным стандартам;
- Нацеленность на экономическое развитие стран выхода, чтобы предотвратить эмиграцию населения.