Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оформление и подача заявки на участие в госзакупках по ФЗ-44 и ФЗ-223». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Вторые части заявок на аукцион по 44-ФЗ, т.е. на участие в электронном аукционе содержат сведения об участнике размещения заказа, учредительные документы, лицензии, свидетельства. Рассмотрение вторых частей заявок на аукцион по 44-ФЗ проходит после проведения аукциона. Отклонение по вторым частям превращает победителя в проигравшего.
Дополнительные требования к документам на аукцион по 44 ФЗ
При закупках сложных, инновационных и технологичных товаров, работ, услуг устанавливаются дополнительные требования к участникам аукциона.
Соответствие дополнительным требованиям подтверждается документами в составе второй части заявки аукциона по 44-ФЗ по работам и услугам:
Сохранение объектов культурного наследия, реставрация музейных фондов, документов
Специализированные строительные работы от 10 миллионов рублей
Строительство, ремонт, реконструкция особо опасных, сложных, уникальных объектов стоимостью от 150 млн. рублей для государственных и от 50 млн. рублей для муниципальных нужд
Услуги общественного питания или поставки продуктов для образовательных, социальных, медицинских организаций от 500 тыс. рублей
Специализированные транспортные услуги (речные, морские, ж/д перевозки)
Работы по определению кадастровой стоимости
Услуги по отдыху и оздоровлению детей
Сооружение объектов использования атомной энергии, работа с ядерными материалами
Проведение технологического и ценового аудита крупных инвестпроектов с госучастием
Дополнительные требования отражены в 31 статье 44-ФЗ и Постановлении Правительства №99 об установлении дополнительных требований к участникам закупок по 44-ФЗ
В течение 1 часа после принятия протокола о начале аукциона оператор сайта обязан представить аукционной комиссии все прилагаемые к прошедшим первый этап заявкам документы. Далее члены комиссии осуществляют следующие действия:
- Сравнивают документы заявителей с требованиями конкурсной документации. При этом начинают проверку с заявки, в которой предлагается самая низкая цена.
- Определяют 5 заявок, где документы подходят под условия тендера.
- Выбирают победителя, который предложил самую низкую цену, а все части его заявки отвечают требованиям торгов.
- Оформляют протокол подведения итогов электронного аукциона.
Длительность второго этапа — не более 3 рабочих дней с даты начала проведения аукциона. Протокол подведения итогов изготавливается и обнародуется на сайте не позднее определенного в конкурсной документации дня окончания тендера. В этом итоговом документе указываются:
- номера участников;
- решение по каждому заявителю о соответствии условиям аукциона или несоответствии с обоснованием;
- сведения о том, как проголосовал каждый член комиссии по каждому участнику индивидуально.
Если по результатам изучения вторых частей заявок отвечающей условиям торгов признают только 1, тендер будет считаться несостоявшимся. При этом заказчик обязан будет заключить контракт с этим единственным участником.
Итак, заявки на участие в электронном аукционе рассматриваются по частям. Заявители, не прошедшие первый круг, ко второму этапу не допускаются. Все решения аукционной комиссии оформляются протоколами, которые в кратчайшие сроки публикуются на электронной площадке.
Порядок рассмотрения первых частей заявок
Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупок товаров, работ, услуг.
Участник электронного аукциона не допускается к участию в случае:
- непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
- несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям, не допускается.
По результатам рассмотрения первых частей заявок аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок. Указанный протокол не позднее даты рассмотрения заявок направляется заказчику оператором электронной площадки и размещается в ЕИС.
Участник закупки, первая часть заявки на участие в электронном аукционе которого в соответствии с частью 3.1 статьи 66 содержит согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, и заявка которого не возвращена оператором электронной площадки в соответствии с частью 11 ст.66, считается допущенным к участию в электронном аукционе. Оформление протокола, предусмотренного частью 6 ст.67 в этом случае не требуется.
На стадии рассмотрения первых частей заявок аукцион может быть признан несостоявшимся в следующих случаях:
- Если по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки.
- Если аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в таком аукционе всех участников закупки, подавших заявки на участие в нем или о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником (в протокол рассмотрения первых частей заявок вносится информация о признании такого аукциона несостоявшимся).
Как происходит рассмотрение вторых частей
Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, которые направляются заказчику оператором электронной площадки на соответствие их требованиям установленным документацией о таком аукционе.
По результатам рассмотрения вторых частей заявок комиссией принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки требованиям, установленным документации о таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст.69 Закона о контрактной системе.
Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе до принятия решения о соответствии 5 таких заявок требованиям, установленным в документации о таком аукционе.
В случае если в аукционе принимали участие менее чем 10 участников и менее чем 5 заявок на участие соответствует указанным требованиям, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданные всеми его участниками, которые приняли в нем участие.
Как не попасть на уловки заказчиков при заполнении формы 2
Заказчик, выступающий стороной государственного контракта, должен донести до потенциальных исполнителей свои требования относительно объекта закупки. Для этого и составляется аукционная документация, в которой в разделе «Техническое задание» приводится вся информация в соответствии с правилами описания, установленными в ст. 33 44-ФЗ. Кроме того, необходимо принимать в расчет и положения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также нормы правовых актов в части технического регулирования.
В вышеупомянутой ч. 1 ст. 33 44-ФЗ (п. 1) перечислены параметры объекта закупки, которые включаются в описание: функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Что еще более важно, в той же норме закона прописано, какие данные запрещено требовать в документации:
- наименование товарных знаков;
- знаки обслуживания;
- фирменные наименования;
- патенты;
- полезные модели;
- промышленные образцы;
- наименование страны-производителя, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания являются ограничением конкуренции.
Если у заказчика есть потребность в продукции с конкретным товарным знаком, то в технической документации можно выставить такое требование, но при этом добавить слова «или эквивалент». Заказчик может нуждаться исключительно в продукции определенной торговой марки, так как он уже использует соответствующее оборудование и целью закупки является приобретение лишь совместимой техники или запасных частей, расходных материалов. В таком случае в документации будет содержаться только требование на товар определенной торговой марки.
Любая компания предпочитает работать со знакомыми, проверенными поставщиками, и государственные заказчики не исключение. Такое желание приводит к тому, что лишних потенциальных исполнителей стараются отсеять, прибегая к хитрости. Для этого в техническое задание и аукционную документацию включают своего рода ловушки для новичков, которые делятся на 3 типа:
- Зрительные уловки (уловки на внимательность).
- Понятийные уловки.
- Технические уловки.
Условия для участия в закупках в соответствии с 44-ФЗ
В соответствии с п. 4 ст. 3 44-ФЗ, участник закупки — это абсолютно любое юридическое или физическое лицо, в том числе и индивидуальный предприниматель.
У поставщиков есть разные регистрационные данные — организационно-правовая форма, вид собственности, юридический адрес, место происхождения капитала. Исключением являются юридические лица, зарегистрированные в государстве либо на территории, для которых утвержден льготный режим (пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ), или же в офшорных зонах.
Параметры, которым должны соответствовать те, кто решил участвовать в закупке, установлены ст. 31 закона о контрактной системе. Их принято подразделять на единые и дополнительные. Единые (общие) требования к участникам закупки следующие:
- Участник соответствует требованиям закона к поставщикам товара, исполнителям работ и услуг (п. 1 ч. 1 ст. 31). Для подтверждения к заявке прилагаются, например, копии лицензий, свидетельств СРО или сертификатов соответствия.
- По отношению к потенциальному исполнителю не проводится процедура ликвидации (ст. 61 ГК РФ) или банкротства (ст. 2 закона №127 от 26.10.2002) и не приостановлена его деятельность в административном порядке (ст. 3.12 КоАП РФ). Все эти сведения необходимо подтверждать декларацией о соответствии. Проверяют участника на банкротство на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве.
- Отсутствует недоимка по обязательным платежам в бюджеты в размере более чем 25% от балансовой стоимости активов участника (п. 5 ч. 1 ст. 31). Данные сведения подтверждают декларированием.
- Отсутствует судимость за преступления в сфере экономики и уголовные наказания за нарушения закона, которые прямо связаны с закупочной деятельностью по ст. 289, 290, 291 и 291.1 УК РФ (п. 7 ч. 1 ст. 31). На момент объявления закупки у поставщика не должно действовать заключение исполнительного органа о наказании в виде лишения права занимать определенные должности, осуществлять определенную деятельность, непосредственно связанную с поставкой товаров, работ или услуг, являющихся закупаемыми объектами (ст. 47 УК РФ). У исполнителя должны отсутствовать административные наказания в виде дисквалификации (ст. 3.11 КоАП РФ). Этот признак относится к руководителям компании и главному бухгалтеру и подтверждается декларированием. Если заказчик обнаружил, что участника ранее осудили за такие правонарушения, но судимость аннулирована или погашена, то такой поставщик вправе участвовать в закупочной деятельности.
- Лицо, принимающее участие в торгах, не должно являться офшорной организацией (приказ Минфина №108н от 13.11.2007). В качестве подтверждения предоставляется выписка из ЕГРЮЛ.
- Между заказчиком и участником процедуры отсутствует конфликт интересов (письмо Минфина №24-05-09/47126 от 24.07.2017). Это подтверждается соответствующей декларацией.
- Лицо, принимающее участие в торгах, обладает исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности. Условие необходимо учитывать, если в ходе исполнения контракта заказчик приобретает права на такие результаты (п. 8 ч. 1 ст. 31).
- Участник закупки — юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента участия в закупке не привлекалось к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП, — незаконное вознаграждение от имени юридического лица (п. 7.1 ч. 1 ст. 31).
- Нет прочих ограничений для участия (п. 11 ч. 1 ст. 31, введен законом №504 от 31.12.2017).
Соответствие этим параметрам подтверждается декларацией о соответствии участника аукциона п. 3 – 9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ, которая не всегда формируется с помощью функционала электронной площадки.
По ч. 1.1 ст. 31 Федерального закона №44, заказчик вправе установить условие о том, что компания потенциального исполнителя (в том числе весь руководящий состав) не должна состоять в реестре недобросовестных поставщиков (письмо Минфина №24-05-09/62505 от 26.09.2017).
Если же говорить о дополнительных условиях для участников тендера, то правительство РФ вправе устанавливать их в зависимости от вида закупаемых товаров, работ и услуг. Так, в соответствии с постановлением правительства №99 от 04.02.2015, к таковым относятся:
- опыт, недвижимое имущество, определенное оборудование и технические средства (к примеру, для выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия);
- опыт исполнения аналогичного контракта за последние три года (относится к строительным работам);
- опыт и владение речными или морскими транспортными средствами (для оказания транспортных услуг в сфере воинских морских и речных перевозок).
Помимо указанных условий, заказчик вправе предусмотреть условие об отсутствии информации в РНП (реестр, содержащий сведения о поставщиках, которые некачественно исполнили или вовсе не исполнили положения контракта).
Что касается условия предоставить различного рода свидетельства СРО, лицензии, то в состав единых требований включен пункт о соответствии поставщика всем условиям, которые указаны в документации к закупке. При этом, например, из норм, которые регулируют порядок проведения запроса котировок, следует, что заказчик не вправе требовать подобные документы. В такой ситуации проверка соответствия участника возлагается на заказчика.
Есть и другая точка зрения относительно выдвинутых требований при осуществлении запроса котировок. Так, арбитражные суды отмечают, что условия заказчика предоставлять свидетельства или лицензии правомерны, так как они установлены на основании п. 1 ч.
Что делать, если участник не соответствует требованиям
Если закупочная комиссия обнаружила несоответствия участника единым требованиям закупки или тот предоставил недостоверную информацию, его отстранят. Отстранение от участия в электронном конкурсе, аукционе или же отказ от заключения контракта с победителем закупки осуществляют в любой период до момента заключения контракта (ч. 9 ст. 31 закона №44).
Поэтому если в закупочной документации установлены единые требования по ч. 1 ст. 31 Федерального закона о контрактной системе, членам комиссии надлежит рассмотреть все заявки на предмет их соответствия условиям и отстранить тех исполнителей, которые им не соответствуют (письмо Минфина №24-03-08/70136 от 25.10.2017).
То же самое касается и несоответствия поставщиков параметрам, определенным в ч. 1.1 ст. 31.
Если организация-заказчик установила для поставщика условие об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, а члены комиссии при проверке по нормам ч. 8 ст. 31 обнаружили компанию (его руководителя и проч.) или же физическое лицо, ИП (потенциальных исполнителей) в РНП, то комиссия должна отклонить такую заявку или же отказаться от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона, сведения о котором содержатся в РНП (письмо Минфина №24-05-09/62505 от 26.09.2017).
Вместе с первой необходимо подать и вторую часть заявки, хотя рассматривать их заказчик будет в разное время. Во второй части заявка на участие в аукционе содержит:
- Сведения о поставщике в форме анкеты. Вы можете воспользоваться примером на рис.2
- Декларацию соответствия требованиям, установленным в части 1 статьи 31 Федерального Закона 44-ФЗ. Документы прикладывать не надо, достаточно просто декларировать, что вы соответствуете.
- Решение об одобрении крупных сделок. Хоть оно и входит в пакет документов для регистрации на ЭТП, лучше продублировать.
- При закупке среди СМП, приложите выписку из реестра, подтверждающую ваш статус.
Выводы и рекомендации
- Перед заполнением заявки внимательно изучите документацию электронного аукциона, чтобы вас не отклонили на этапе рассмотрения;
- Если что-то непонятно или вы нашли факты нарушения, направьте запрос на дачу разъяснений положений документации (не более чем 3 запроса);
- Заранее подготовьте информацию по второй части, пусть она хранится на рабочем столе компьютера и будет в доступности. Данные сведения вы сможете использовать для участия в других торгах, и не нужно будет заново готовить пакет документов;
- Если заказчик в составе документации дает форму и рекомендации по подготовке заявки, придерживайтесь их;
- Проверьте наличие денежных средств на вашем специальном счете для их блокирования в качестве внесения обеспечения заявки. Лучше, чтобы сумма была с запасом, т.к. площадки взимают плату с победителя.
Остались вопросы? Тогда задавайте их ниже в комментариях к этой статье.
Порядок рассмотрения первых частей заявок
Порядок рассмотрения первых частей заявок выглядит следующим образом. Не позднее одного рабочего дня после окончания срока подачи заявок оператор площадки направляет Заказчику на рассмотрение первые части заявок участников.
Срок рассмотрения первых частей заявок Заказчиком не должен превышать 7-мь дней с даты окончания срока подачи заявок. А в том случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн. рублей, срок рассмотрения не должен превышать одного рабочего дня.
По итогам рассмотрения Заказчик формирует протокол рассмотрения первых частей заявок. Этот протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок направляется Заказчиком оператору площадки и размещается в ЕИС.
В течение одного часа после получения протокола от Заказчика оператор площадки уведомляет всех участников о результатах рассмотрения их заявок.
Какие документы нужно приложить ко второй части заявки на участие в аукционе?
564 юриста сейчас на сайте В документации к аукциону Заказчик просит ко второй части заявки на участие в аукционе предъявить документы, подтверждающие соответствие участника закупки «требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;» и что в отношении него не проведится ликвидация участника закупки — юридического лица и отсутствует решение арбитражного суда о признании участника закупки — юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и не открыто конкурсное производство.
Обычно ведь требуется только декларация участника, какие документы в таком случае надо представить? 24 Июня 2015, 12:16, вопрос №882282 Юрий, г.
Документы для 2 части заявки в электронном аукционе
Естественно, если такое требование со стороны заказчика законно. 1. Истечение срока действия документов, поданных во время аккредитации.
Во время прохождения процедуры аккредитации на электронной площадке участник предоставляет ряд документов, в том числе устав, выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, приказы, подтверждающие полномочия руководителя. На их актуальность смотрит заказчик, принимая решение о допуске или недопуске.
Следить за тем, чтобы срок действия этих документов не истек — обязанность участника аукциона, а не оператора электронной площадки, как думают некоторые поставщики/подрядчики/исполнители.
2. Если заявка подается на аукцион, объявленный для субъектов малого и среднего предпринимательства, ко второй части обязательно нужно приложить декларацию соответствия этому пункту.
Заверение копий документов
Для того, чтобы правильно заверить документы, участнику торгов нужно следовать требованиям заказчика. Копии документов должны быть заверены надлежащим образом – указывается фраза «Копия верна», ФИО, должность и подпись лица, заверившего документы, дата и печать на каждом листе, который заверяется.
Выписка из ЕГРЮЛ заверяется гендиректором, ставится подпись и печать, либо предоставляется нотариально заверенная копия. Все зависит от требований конкурсной документации.
Если в закупочной документации есть требования, которые, по мнению участника, противоречат законодательству, то можно обратиться к заказчику с запросом на разъяснение. Если ответ заказчика не устроит участника, то можно обжаловать документацию в ФАС. Только обязательно нужно это делать то окончания срока подачи заявок на участие в тендере.
Срок рассмотрения заявок при проведении аукциона по 223-ФЗ
Порядок рассмотрения заявок, в том числе сроки, заказчики по 223-ФЗ указывают в своем положении. Однако часто конкретные периоды не прописывают, а просто дают отсыл к документации к конкретной процедуре. Например, ООО «Аэропорт Магадан» рассматривает вторые части заявок в течение двух рабочих дней, еще один крупный заказчик — «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» — в течение одного рабочего дня. А Транснефть в некоторых закупках рассматривает вторые части в день проведения процедуры снижения цены.
Санкции за нарушение сроков здесь быть не может. Заказчик сам устанавливает их в положении, но нарушать все равно не должен.
Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе.
При проведении аукциона на выполнение работы или оказание услуги первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работ или оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе.
При проведении аукциона на поставку товара, при проведении аукциона на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, участник аукциона должен указать следующую информацию о товаре, предлагаемом к поставке: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным технической частью аукционной документации; товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В случае, если в документации, ее приложениях содержатся требования или указания в отношении товарных знаков, то допускается применение (использование) эквивалентного товара.
В случае, если в документации, ее приложениях содержатся требования или указания в отношении знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, данные требования или указания не учитывать.
Предоставляемые участником закупки значения по показателям характеристик товара не должны сопровождаться словами «лучше», «хуже», «усовершенствованный», «модернизированный», «современный», «новый», «аналог», «эквивалент», «около», «приблизительно» и их синонимами.
Все документы и сведения в составе заявки на участие в аукционе должны быть полными, достоверными, не допускать возможность их двусмысленного толкования.
Значения показателей не должны сопровождаться словами «не более», «не менее», «более», «менее», «или», «от», «до», то есть должны быть конкретными, за исключением случаев когда в описании объекта закупки указано, что должна быть предложена характеристика товара с неизменным значением.
При наличии в аукционной документации показателей, сопровождающихся словом «более» участник закупки должен предложить показатель, превышающий такое значение, не включающее крайнее минимальное значение, а при наличии показателей, сопровождающихся словом «менее» участник закупки должен предложить показатель, имеющий значение меньше заявленного заказчиком, не включающее крайнее максимальное значение.