Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прожиточный минимум с 1 января 2023 года в России и по регионам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Государство должно гарантировать своим работающим гражданам возможность обеспечивать себя необходимыми для выживания потребительскими продуктами, при этом также давать возможность оплачивать государственные сборы и платежи.
Что представляет из себя прожиточный минимум
Прожиточный минимум – установленная законодательством сумма, призванная обеспечить возможность поддержания жизни и здоровья в Российском Федерации на определенном уровне. Иногда прожиточным минимумом еще называют стоимость «потребительской корзины» – условного набора объектов потребления, необходимых для населения. В потребительскую корзину входят такая продукция и услуги:
- продукты питания – примерно половина состава корзины;
- товары первой необходимости непродовольственной группы – около четверти стоимости;
- прочие услуги, включающие плату за «коммуналку» – остальная сумма.
Состав потребительской корзины находится в ведении законодательств субъектов РФ.
Сумма прожиточного минимума – цифра условная, она может существенно отличаться в зависимости от возраста потребителя и региона РФ.
Где самый большой прожиточный минимум для трудоспособных граждан?
В топ-10 регионов с самым большим прожиточным минимумом для трудоспособных граждан в 2023 вошли:
- Чукотский автономный округ — 39 172 руб.
- Ненецкий автономный округ — 29 231 руб.
- Камчатский край — 28 763 руб.
- Магаданская область — 27 264 руб.
- Мурманская область — 25 587 руб.
- Москва — 24 801 руб.
- Республика Саха (Якутия) — 23 660 руб.
- Ямало-Ненецкий автономный округ — 22 806 руб.
- Ханты-Мансийский автономный округ — Югра — 21 417 руб.
- Сахалинская область — 21 310 руб.
Какой прожиточный минимум установлен в четырех новых субъектах РФ?
11 января вице-премьер РФ Татьяна Голикова сообщила, что с 1 января 2023 года установлен на территории Донецкой и Луганской народных республик средний прожиточный минимум 11 200 рублей, на территориях Херсонской и Запорожской областей — 11 644 рубля ориентировочно.
«Я называю эти цифры, потому что мы сравниваем прожиточные минимумы этих территорий с находящимися рядом, соответственно, Ростовской областью и Республикой Крым», — пояснила Голикова.
В Республике Крым, по данным местного Минсоцтруда, величина прожиточного минимума на 2023 год на душу населения увеличилась до 13 944 рублей, для трудоспособного населения — 15 199 рублей, пенсионеров — 11 992 рубля, детей — 14 846 рублей.
Социальные выплаты имеют важное значение для жителей регионов Российской Федерации. Они направлены на повышение прожиточного минимума и улучшение социального благополучия населения. Обновление данных по прожиточному минимуму в регионах страны производится ежегодно с 1 января. Таким образом, социальные выплаты влияют на уровень жизни граждан в различных субъектах федерации.
Один из основных факторов, влияющих на размер социальных выплат, — это индексация прожиточного минимума. Каждый год проводится индексация, учитывающая изменение цен на товары и услуги, что позволяет соответствовать реальным потребностям населения. Прогнозы по индексации прожиточного минимума на следующий год, в том числе на 2023 год, формируются на основе анализа экономической ситуации в регионах и стране в целом.
Какие именно социальные выплаты будут доступны гражданам в 2023 году по каждому региону и субъекту федерации, зависит от политики и приоритетов местной власти. Некоторые регионы предусматривают дополнительные льготы и компенсации, например, в виде материнского капитала или ежемесячной выплаты на ребенка.
Виды прожиточного минимума и их расчет
Прожиточный минимум (ПМ) – параметр, отражающий нижнюю границу дохода человека, при котором он может удовлетворять свои базовые потребности.
При расчете ПМ обязательно учитывается стоимостная оценка потребительской корзины, в которую включен базовый набор продовольственных и непродовольственных товаров, пакет платежей и сборов для отдельных групп населения.
В 2024 году в России работать будут одновременно два понятия: «федеральный прожиточный минимум» и «региональный прожиточный минимум». Во многих регионах РФ эти величины могут существенно отличаться.
Также для каждого субъекта России на федеральном уровне будут установлены ПМ 4 видов:
Вид ПМ | Обозначение | Расчетная формула |
На душу населения | ПМ (д.н.) | Базовая величина |
Трудоспособное население | ПМ (т.н.) | ПМ (д.н.)*1,09 |
Дети | ПМ (д) | П.М (д.н.)*0,97 |
Пенсионеры | ПМ (п) | ПМ (д.н.)*0,86 |
Если в столице и Подмосковье величина ПМ больше, то в остальной стране много где и меньше, чем общероссийская.
Несколько примеров:
Субъект РФ | Прожиточный минимум на 2023 год по регионам, рублей | |||
средний | для трудоспособных | для детей | для пенсионеров | |
Санкт-Петербург | 15 094 | 16 452 | 14 641 | 12 981 |
Ленинградская область | 14 806 | 16 139 | 14 362 | 12 733 |
Севастополь | 14 519 | 15 826 | 15 560 | 12 486 |
Республика Крым | 13 944 | 15 199 | 14 846 | 11 992 |
Республика Татарстан | 12 219 | 13 319 | 11 852 | 10 508 |
Приморский край | 17 106 | 18 646 | 18 210 | 14 711 |
Ямало-Ненецкий АО | 20 923 | 22 806 | 20 295 | 17 994 |
Вологодская область | 14 519 | 15 826 | 14 083 | 12 486 |
Нижегородская область | 13 513 | 14 729 | 13 108 | 11 621 |
Свердловская область | 14 088 | 15 356 | 14 623 | 12 116 |
Тверская область | 13 944 | 15 199 | 13 526 | 11 992 |
Виды прожиточного минимума
Прожиточный минимум (далее ПМ) — это метрика, отражающая нижнюю границу зарплаты, ниже которой человек не может удовлетворить свои основные потребности.
При определении уровня ПМ учитывается стоимость потребительской корзины, состоящей из фундаментального набора продуктов и бытовых товаров, а также пакета необходимых платежей и сборов, рассчитанных на конкретные слои населения.
С 2024 года в России будут использоваться термины «федеральный ПМ» и «региональный ПМ». Следует отметить, что в разных регионах эти две цифры могут существенно различаться. Кроме того, на федеральном уровне и для каждого субъекта Российской Федерации будут разработаны еще 4 вида ПМ:
Вид ПМ | Обозначение | Формула расчета |
на душу населения | ПМ (д.н.) | Базовая величина |
трудоспособным гражданам | ПМ (т.н.) | ПМ (д.н.)*1,09 |
детям | ПМ(д) | ПМ (д.н.)*0,97 |
пенсионерам | ПМ(п) | ПМ (д.н.)*0,86 |
На федеральном уровне ранее предполагалось довести величину прожиточного минимума на душу населения до 15 049 руб. с 1 января 2024 года. При использовании текущего параметра в 14 375 рублей, установленного 23 января, рост составил бы всего 674 рубля, или около 4,69%, что намного ниже темпов повышения МРОТ.
Размер пенсии в Москве, Санкт-Петербурге и регионах
С 01.01.2023 года фиксированный уровень столичного социального стандарта для жителей Москвы, которые прописаны в городе на постоянной основе не меньше 10 лет, поднят до 20222 рублей, в 2023 году он составлял 19500 рублей.
Как гласит свежая информация Росстата, сумма средней пенсии в Санкт-Петербурге на 01.04.2023 года составляет:
- социальная – 9325 рублей 60 копеек;
- по инвалидности – 10737 рублей 70 копеек;
- по утрате кормильца – 13144 рубля 10 копеек;
- по возрасту – 18147 рублей 80 копеек.
В Ростовской области минимальный размер пенсии по старости на 1 января 2023 года составляет 9445 рублей.
Минимальная пенсия в России в 2023 году с 1 января по регионам
Регион России | ПМП 2020 год | ПМП 2019 год | Рост ПМП | Доплата |
---|---|---|---|---|
В целом по РФ | 9 311 | 8 846 | 465 | — |
Центральный федеральный округ | ||||
Белгородская область | 8 016 | 8 016 | ФСД | |
Брянская область | 9 120 | 8 523 | 597 | ФСД |
Владимирская область | 9 077 | 8 526 | 551 | ФСД |
Воронежская область | 8 750 | 8 750 | ФСД | |
Ивановская область | 8 978 | 8 576 | 402 | ФСД |
Калужская область | 9 303 | 8 708 | 595 | ФСД |
Костромская область | 8 967 | 8 630 | 337 | ФСД |
Курская область | 8 600 | 8 600 | ФСД | |
Липецкая область | 8 620 | 8 620 | ФСД | |
Орловская область | 8 744 | 8 730 | 14 | ФСД |
Рязанская область | 8 694 | 8 568 | 126 | ФСД |
Смоленская область | 9 460 | 8 825 | 635 | ФСД |
Тамбовская область | 8 241 | 7 811 | 430 | ФСД |
Тверская область | 9 302 | 8 846 | 456 | ФСД |
Тульская область | 9 310 | 8 658 | 652 | ФСД |
Ярославская область | 8 646 | 8 163 | 483 | ФСД |
г. Москва | 12 578 | 12 115 | 463 | РСД |
Московская область | 9 908 | 9 908 | РСД | |
Северо-Западный федеральный округ | ||||
Республика Карелия | 11 840 | 8 846 | 2 994 | РСД |
Республика Коми | 11 534 | 10 742 | 792 | РСД |
Архангельская область | 10 955 | 10 258 | 697 | РСД |
Ненецкий а.о. | 17 956 | 17 956 | РСД | |
Вологодская область | 9 572 | 8 846 | 726 | РСД |
Калининградская область | 9 658 | 8 846 | 812 | РСД |
г. Санкт-Петербург | 9 514 | 8 846 | 668 | РСД |
Ленинградская область | 9 247 | 8 846 | 401 | ФСД |
Мурманская область | 14 354 | 12 674 | 1 680 | РСД |
Новгородская область | 9 423 | 8 846 | 577 | РСД |
Псковская область | 9 529 | 8 806 | 723 | РСД |
Северо-Кавказский федеральный округ | ||||
Республика Дагестан | 8 680 | 8 680 | ФСД | |
Республика Ингушетия | 8 846 | 8 846 | ФСД | |
Кабардино-Балкарская Республика | 9 598 | 8 846 | 752 | РСД |
Карачаево-Черкесская Республика | 8 846 | 8 846 | ФСД | |
Республика Северная Осетия-Алания | 8 455 | 8 455 | ФСД | |
Чеченская Республика | 9 035 | 8 735 | 300 | ФСД |
Ставропольский край | 8 297 | 8 297 | ФСД | |
Южный федеральный округ | ||||
Республика Адыгея | 8 138 | 8 138 | ФСД | |
Республика Калмыкия | 8 242 | 8 081 | 161 | ФСД |
Краснодарский край | 9 258 | 8 657 | 601 | ФСД |
Астраханская область | 8 969 | 8 352 | 617 | ФСД |
Волгоградская область | 8 569 | 8 569 | ФСД | |
Ростовская область | 8 736 | 8 488 | 248 | ФСД |
Республика Крым | 8 912 | 8 370 | 542 | ФСД |
г. Севастополь | 9 597 | 8 842 | 755 | РСД |
Приволжский федеральный округ | ||||
Республика Башкортостан | 8 645 | 8 645 | ФСД | |
Республика Марий Эл | 8 380 | 8 191 | 189 | ФСД |
Республика Мордовия | 8 522 | 8 522 | ФСД | |
Республика Татарстан | 8 232 | 8 232 | ФСД | |
Удмуртская Республика | 8 502 | 8 502 | ФСД | |
Чувашская Республика | 7 953 | 7 953 | ФСД | |
Кировская область | 8 511 | 8 474 | 37 | ФСД |
Нижегородская область | 8 689 | 8 102 | 587 | ФСД |
Оренбургская область | 8 252 | 8 252 | ФСД | |
Пензенская область | 8 404 | 8 404 | ФСД | |
Пермский край | 8 777 | 8 539 | 238 | ФСД |
Самарская область | 8 690 | 8 413 | 277 | ФСД |
Саратовская область | 8 278 | 8 278 | ФСД | |
Ульяновская область | 8 574 | 8 474 | 100 | ФСД |
Уральский федеральный округ | ||||
Курганская область | 8 750 | 8 750 | ФСД | |
Свердловская область | 9 173 | 8 846 | 327 | ФСД |
Тюменская область | 9 250 | 8 846 | 404 | ФСД |
Челябинская область | 8 691 | 8 691 | ФСД | |
Ханты-Мансийский а.о.-Югре | 12 730 | 12 176 | 554 | РСД |
Ямало-Ненецкий а.о. | 13 510 | 13 425 | 85 | РСД |
Сибирский федеральный округ | ||||
Республика Алтай | 8 753 | 8 712 | 41 | ФСД |
Республика Бурятия | 9 207 | 8 846 | 361 | ФСД |
Республика Тыва | 8 846 | 8 846 | ФСД | |
Республика Хакасия | 8 975 | 8 782 | 193 | ФСД |
Алтайский край | 8 894 | 8 669 | 225 | ФСД |
Красноярский край | 10 039 | 8 846 | 1 193 | РСД |
Иркутская область | 9 497 | 8 841 | 656 | РСД |
Кемеровская область | 8 387 | 8 387 | ФСД | |
Новосибирская область | 9 487 | 8 814 | 673 | РСД |
Омская область | 8 480 | 8 480 | ФСД | |
Томская область | 9 546 | 8 795 | 751 | РСД |
Забайкальский край | 9 829 | 8 846 | 983 | РСД |
Дальневосточный федеральный округ | ||||
Республика Саха (Якутия) | 14 076 | 13 951 | 125 | РСД |
1 зона: | 17 011 | 17 011 | РСД | |
2 зона: | 13 720 | 13 576 | 144 | РСД |
Приморский край | 10 775 | 9 988 | 787 | РСД |
Хабаровский край | 11 799 | 10 895 | 904 | РСД |
Амурская область | 10 018 | 8 846 | 1 172 | РСД |
Камчатский край | 16 756 | 16 543 | 213 | РСД |
Магаданская область | 15 943 | 15 460 | 483 | РСД |
Сахалинская область | 12 333 | 12 333 | РСД | |
Еврейская авт.обл. | 11 709 | 9 166 | 2 543 | РСД |
Чукотский а.о. | 19 000 | 19 000 | РСД | |
г. Байконур | 9 311 | 8 846 | 465 | ФСД |
Потребительская корзина
Потребительская корзина — это необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания.
С 1 января 2013 года прожиточный минимум в РФ устанавливается исходя из нового порядка определения потребительской корзины, который установлен Федеральным законом от 03.12.2012 № 233-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».
Новый порядок заменяет применявшийся ранее нормативный метод определения прожиточного минимума на основе наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, устанавливаемых в натуральных показателях.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» продукты питания, включаемые в потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ, установлены в следующих составе и объемах (в натуральных показателях).
Потребительская корзина для пенсионеров
Наименование продукта | Объем потребления, кг (в пересчете на один месяц) |
Бакалея | 8.2 |
Картофель | 6.6 |
Овощи | 8.2 |
Фрукты | 3.7 |
Мясо | 4.5 |
Рыба | 1.3 |
Молочные и молочнокислые продукты | 21.5 |
Яйца | 16 |
Сладости | 1.8 |
Жиры и масла | 0.8 |
Прочие продукты | 0.3 |
Потребительская корзина для пенсионеров
Наименование продукта | Объем потребления, кг (в пересчете на один месяц) |
Бакалея | 8.2 |
Картофель | 6.6 |
Овощи | 8.2 |
Фрукты | 3.7 |
Мясо | 4.5 |
Рыба | 1.3 |
Молочные и молочнокислые продукты | 21.5 |
Яйца | 16 |
Сладости | 1.8 |
Жиры и масла | 0.8 |
Прочие продукты | 0.3 |
Какие изменения планирует внести Минтруд?
Запланировано, что новый подход к формированию потребительской корзины, должен быть применен уже в 2022 году. Поменяется не только ее состав, но и сам принцип определения потребностей населения. В ряде регионов уже запущен «пилотный» проект, направленный на значительное снижение уровня бедности.
При рассмотрении новой корзины потребителя будут:
- заслушаны мнения медицинского сообщества и статических органов;
- рассмотрены предложения по определению доли стоимости непродовольственных товаров и услуг;
- приняты во внимание предложения по совершенствованию правил установления величины прожиточного минимума для каждой группы населения.
Планируется, что обсуждения должны закончиться в марте 2022 года, как раз к подготовке проекта закона о федеральном бюджете на 2022 год.
Пересмотрят так же социально-демографические группы населения в связи с увеличением пенсионного возраста. Предполагается, что трудоспособным населением будут считаться все граждане, старше 16 лет и не достигшие возраста для установления страховой пенсии по старости. Исключение составят лица, кому установлены I и II группы инвалидности.
Потребительская корзина для пенсионеров
Наименование продукта | Объем потребления, кг (в пересчете на один месяц) |
Бакалея | 8.2 |
Картофель | 6.6 |
Овощи | 8.2 |
Фрукты | 3.7 |
Мясо | 4.5 |
Рыба | 1.3 |
Молочные и молочнокислые продукты | 21.5 |
Яйца | 16 |
Сладости | 1.8 |
Жиры и масла | 0.8 |
Прочие продукты | 0.3 |
Потребительская корзина для детей
Наименование продукта | Объем потребления, кг (в пересчете на один месяц) |
Бакалея | 6.5 |
Картофель | 7.3 |
Овощи | 9.4 |
Фрукты | 9.8 |
Мясо | 3.6 |
Рыба | 1.5 |
Молочные и молочнокислые продукты | 30 |
Яйца | 16 |
Сладости | 1.8 |
Жиры и масла | 0.4 |
Прочие продукты | 0.3 |