Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Иностранный гражданин приобретает статус постоянно проживающего в РФ после получения вида на жительство (абз. 12 п. 1 ст. 2 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).
В данном материале рассмотрим ряд прав и обязанностей, которые возникают у иностранных граждан, постоянно проживающих в РФ.
1. Права постоянно проживающих в РФ иностранных граждан
Статус постоянно проживающего на территории РФ иностранного гражданина дает такому лицу, в частности, следующие права (абз. 8 п. 1 ст. 2, пп. 1 п. 4, п. п. 4.2, 5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ; ст. 24 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ; п. 1 ст. 3, пп. 5 п. 1 ст. 11 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ; ст. 10 Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ):
1) на свободный въезд на территорию РФ и выезд из РФ;
2) медицинскую помощь в рамках ОМС;
3) пенсию на территории РФ (с некоторыми ограничениями, в частности для получения права на социальную пенсию нетрудоспособные иностранные граждане должны проживать постоянно на территории РФ не менее 15 лет);
4) осуществление трудовой деятельности на территории РФ без разрешения на работу или патента. Кроме того, в отличие от временно проживающих или временно пребывающих в РФ иностранных граждан, постоянно проживающие в РФ иностранные граждане свободны в выборе места работы в РФ вне привязки к какому-либо определенному субъекту РФ или профессии.
Вместе с тем иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, ограничены, в частности, в следующих правах (п. 3 ст. 15, п. 4 ст. 39.4 ЗК РФ; п. 1 ст. 11, ст. 12, п. 1 ст. 14, ст. 15 Закона N 115-ФЗ; ст. 3 Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ; п. 1 ст. 11 Закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ; п. 2 ст. 23 Закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ; п. 7 ч. 1 ст. 16 Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 11.10.2002 N 754):
1) не вправе избирать и быть избранными в федеральные и региональные органы госвласти, участвовать в выборной кампании при проведении выборов Президента РФ, в референдуме РФ и субъектов РФ (в отдельных случаях вправе избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме);
2) не вправе быть членами политической партии на территории РФ;
3) не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на отдельных территориях в РФ. Земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения могут обладать только на праве аренды. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются им в собственность исключительно за плату;
4) не вправе находиться на государственной гражданской службе, если иное не предусмотрено международными договорами;
5) не вправе находиться на муниципальной службе;
6) не вправе замещать определенные должности и осуществлять деятельность, допуск к которым для иностранных граждан ограничен;
7) не вправе проходить военную службу (альтернативную гражданскую службу) по призыву. Однако допускается военная служба по контракту;
8) обязаны иметь специальное разрешение для посещения отдельных территорий, организаций и объектов на территории РФ (это касается, в частности, пограничной зоны, территорий ЗАТО и закрытых военных городков).

Правовой статус иностранных граждан

Иностранный гражданин — это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства (п. 1 ст. 2 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

В зависимости от основания нахождения на территории РФ иностранных граждан можно разделить на следующие категории (абз. 10, 11, 12 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ):

  • временно пребывающие в РФ (иностранные лица, прибывшие на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание);
  • временно проживающие в РФ (иностранные лица, получившие разрешение на временное проживание);
    • постоянно проживающие в РФ (иностранные лица, получившие вид на жительство).

    Для указанных выше категорий иностранных граждан срок законного нахождения на территории РФ определяется следующим образом (п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ):

    1) по общему правилу для временно пребывающих в РФ иностранных граждан срок пребывания (п. п. 1, 3 ст. 5, п. 1 ст. 5.1 Закона N 115-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 29.12.2018 N 1744):

    • определяется сроком действия выданной визы;
    • · не может превышать 90 суток (как суммарного срока пребывания в течение каждого периода в 180 суток, так и непрерывного пребывания) для граждан, прибывших в РФ в безвизовом порядке. В отношении отдельных категорий иностранных граждан указанный срок может быть увеличен до 180 суток или сокращен;
    • · определяется сроком действия разрешения на работу для высококвалифицированного специалиста и членов его семьи, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы;

    2) для временно проживающих в РФ иностранных граждан срок проживания ограничен сроком действия разрешения на временное проживание, который составляет три года (п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 6.1 Закона N 115-ФЗ);

    3) для постоянно проживающих в РФ иностранных граждан срок проживания определяется видом на жительство, который выдается иностранному гражданину, как правило, на пять лет. По общему правилу по окончании срока действия вид на жительство может быть продлен неоднократно еще на пять лет (п. п. 3, 3.1 ст. 8 Закона N 115-ФЗ).

    Иностранные граждане пользуются правами наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).

    В частности, иностранные граждане имеют право (ст. ст. 17, 19 Конституции РФ):

    1) на жизнь, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 23 Конституции РФ);

    2) на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ);

    3) свободно передвигаться по территории РФ. Исключение составляют случаи, когда ограничение права свободного передвижения требуется для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц. Также в установленных случаях может быть установлено ограничение на свободу передвижения территорией субъекта РФ, в который осуществлен въезд (ст. 27, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ; п. 1.1 ст. 11 Закона N 115-ФЗ);

    4) на свободу совести и вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ);

    5) на доступ к культурным ценностям, а также на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч. 2 ст. 44 Конституции РФ);

    6) на обращение в суд и в другие государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав (ст. 46 Конституции РФ);

    7) заключать и расторгать браки с гражданами РФ и другими лицами в соответствии с законодательством РФ (ст. ст. 156, 160 СК РФ);

    8) на политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права (ч. 1 ст. 63 Конституции РФ);

    9) участвовать в трудовых отношениях (ч. 1 ст. 37, ч. 1 ст. 44 Конституции РФ; ст. 13 Закона N 115-ФЗ);

    10) иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах, а также иметь иные имущественные и личные неимущественные права (ч. 2, 4 ст. 35 Конституции РФ; п. 1 ст. 2, ст. 18 ГК РФ).

    Иностранные граждане также несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).

    Находящиеся в РФ иностранные граждане обязаны, в частности:

    • соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ);
    • при въезде в РФ заполнить миграционную карту, а при выезде из РФ — сдать миграционную карту должностному лицу пограничного органа федеральной службы безопасности в пункте пропуска через Государственную границу РФ (п. 3 ст. 30 Закона N 115-ФЗ);
      • соблюдать правила миграционного учета (п. 20 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9);
      • выехать из РФ по истечении или после сокращения срока, установленного для законного нахождения на территории РФ, при аннулировании разрешения на временное проживание или вида на жительство, а также в иных предусмотренных законодательством случаях (п. 2 ст. 5, п. 11 ст. 13.2, п. п. 1, 2 ст. 31 Закона N 115-ФЗ);
      • в течение двух месяцев (при наличии уважительных причин — шести месяцев) по истечении очередного года со дня получения разрешения на временное проживание в РФ подать уведомление о подтверждении своего проживания в РФ с приложением документа, подтверждающего размер и источник дохода за указанный год (п. 9 ст. 6 Закона N 115-ФЗ).

      Иностранные граждане, виновные в нарушении законодательства РФ, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ (ст. 33 Закона N 115-ФЗ).

      Иностранный гражданин привлекается к административной ответственности при нарушении правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ, выразившемся в том числе в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ (ст. 18.8 КоАП РФ).

      К административной ответственности также привлекаются иностранные граждане, ведущие трудовую деятельность в РФ без разрешения на работу или патента либо вне пределов субъекта РФ, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание (ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ).

      «Что угодно, лишь бы не разлучаться»

      Россиянин Дмитрий Журин и его жена, гражданка Казахстана Дарья Микляева не смогли вместе въехать в страну и решили, что поедут к родителям Дарьи — но расставаться не будут.

      Дмитрий и Дарья возвращались из отпуска во Франции, когда Россия закрыла границы для иностранцев.

      «Мы за полгода купили билеты, начали готовиться к поездке еще до того, как ситуация с коронавирусом стала развиваться. И уезжали мы, когда разговоров о закрытии границ не шло, не рекомендовали ездить только в Италию», — рассказал Дмитрий.

      Смертельный вирус из Китая стремительно распространяется по миру. Что происходит?

      В Шереметьево Дарью отказались пропускать в Россию: вида на жительство у нее не было, только временная регистрация в квартире мужа (чтобы спокойно оставаться в России, этого хватало).

      «У нас не было потребности оформлять для жены вид на жительство, у нас были очень хорошие соглашения между Казахстаном и РФ. Получилось, что мы оказались заложниками былой мягкости этих норм», — объяснил Дмитрий.

      На паспортном контроле он, увидев, что Дарью не пускают, остался с ней. Супруги провели в аэропорту больше суток, пытаясь онлайн или в кассах купить билеты в Казахстан.

      «Мне удалось купить билеты для жены, а теперь повезло — смог купить и для себя. Сейчас мы наконец-то вылетим в Нур-Султан», — рассказал Дмитрий по телефону из зеленой зоны Шереметьево вечером 19 марта.

      По прилету супруги планировали добраться до города Темиртау под Карагандой, где живут родители Дарьи. Это тоже непросто, поскольку в Казахстане введены жесткие ограничения на передвижения из-за коронавируса. Летели Дмитрий и Дарья только с ручной кладью — их чемоданы остались на ленте багажа уже на территории России, пришлось просить друзей забрать их.

      Правовое положение иностранцев

      Регулирование правового положения иностранцев в РФ осуществляется непосредственно международными договорами и законодательством. Согласно ст. 62 Конституции РФ, иностранцы и личности не имеющие гражданства пользуются правами РФ и несут ответственность на уровне с гражданами Российской Федерации. Кроме ситуаций утвержденных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

      Национальный режим обеспечивается иностранным гражданам – это дает им право быть на одном уровне с лицами РФ в области имущественных прав, но при этом еще обязывает их ответственностью настоящего гражданско-правового законодательства.

      Материальные, персональные неимущественные, трудовые, процессуальные и семейные права иностранцев, которые пребывают на территории Российской Федерации, устанавливаются законами международного приватного права. Одновременно к ним относится и процедура правовых норм государства России, а также и отечественного государства. Двойственная противоречивость представляет своеобразие правового положение иностранцев. Исходя из п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ, в РФ иностранные граждане имеют возможность быть правомочными так же, как и российские граждане, если другое не установлено законом. Таким образом им обеспечивается национальный режим. Соответственно ст. 2 «Всеобщей декларации прав человека» от 10 декабря 1948 г., иностранцы, пребывающие на территории России, имеют равноценное правомочие с гражданами РФ.

      Замечание 2

      Такое положение не зависит от цвета кожи, расы, религии, пола, языка, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или другого положения. Обеспечение иностранным лицам правомочия, равноценного с гражданами РФ, не укладывается с вопросом о месте жительства в России.

      Иностранцы также могут обращаться в суды Российской Федерации и использовать гражданские процессуальные права, так же как и граждане России.

      Правомочие иностранных лиц может ограничиваться только вследствие решения Правительства РФ посредством ответной меры для граждан тех государств, которые также ограничили правомочия для российских личностей. В этом случае действует закон простого международного права, происходящий из системы суверенного равноправия государств.

      Использование национального законодательства иностранных граждан разрешается только при существовании международного договора касаемо такого вопроса, сообщником которого является Российская Федерация.

      Ответственность иностранцев находящихся в России заключаются в следующем:

      • должны проявлять уважение к Конституции и следовать законам страны, в которой пребывают (ст. 62 Конституции РФ);
      • не быть источником пропаганды национальной, социальной, расовой или религиозной вражды (ст. 29 Конституции РФ);
      • оберегать сохранность исторического культурного наследия, памятники истории и культуры (ст. 44 Конституции РФ);
      • уплачивать законно фиксированные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ);
      • беречь природу и окружающую среду, осторожно обращаться с богатствами природы (ст. 58 Конституции РФ).

      Отдельные категории иностранных граждан

      1. Специалисты высокой квалификации имеют особые льготы при оформлении вида на жительство. Этот статус присваивается при условии получения заработка в размере 2 миллионов рублей в год. Для учителей, преподавателей и учёных, годовой заработок должен быть не менее 1 миллиона рублей.
      2. Граждане с дипломатическим иммунитетом, которые являются сотрудниками иностранных консульств и посольств, не подчиняются некоторым законам, в частности:
        1. Налогов. Работа в консульствах не облагается налогами или сборами.
        2. Дипломатическое имущество, жилье и транспорт обладают неприкосновенностью.
        3. Дипломатический багаж освобождается от пошлин и таможенного контроля.
      3. Лица в статусе беженца, проходят упрощенную процедуру оформления документов, имеют право на бесплатное лечение, получать пенсионные выплаты, а также работать на законных условиях.

      Статус постоянного жителя на территории Российской Федерации не равнозначен наличию гражданства. По этим причинам иностранец на территории Российской Федерации ограничен не во всеобщих, а исключительно в гражданских правах. Так, иностранцы, постоянно проживающие в Российской Федерации, не имеют права:

      1. Избирать и быть избранным в органы федеральной и региональной власти;
      2. Участие в избирательной кампании при проведении выборов Президента Российской Федерации, в референдуме Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (в отдельных случаях право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления, а также участвовать в местный референдум);
      3. Быть членом политической партии на территории Российской Федерации;
      4. Иметь в собственности земельные участки, расположенные на отдельных территориях в Российской Федерации. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения могут находиться в собственности только на правах аренды. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются им в собственность только за плату;
      5. Состоять на государственной гражданской службе, если иное не предусмотрено международными договорами;
      6. Находиться на государственной службе;
      7. Замещать определенные должности и осуществлять деятельность, доступ к которой ограничен для иностранных граждан;
      8. Проходить военную службу (альтернативную гражданскую службу) по призыву. Однако разрешена военная служба по контракту;
      9. Посещать без специального разрешения отдельные территории, организации и объекты на территории Российской Федерации, в частности пограничные зоны, территории ЗАТО и закрытых военных городков.

      В ряде случаев установленные ограничения не распространяются на иностранных граждан, одновременно имеющих гражданство Российской Федерации, если иностранное гражданство не прекращено по независящим от них причинам при условии, что они добровольно оформили письменный отказ от иностранного гражданства и передали свои основные документы иностранного государства, удостоверяющие личность, в МВД России (п. 1.1 ст. 14 Закона N 115-ФЗ).

      Обязанность ежегодно уведомлять о проживании в Российской Федерации

      Иностранный гражданин, постоянно проживающий в Российской Федерации, обязан ежегодно уведомлять территориальный орган МВД России по месту получения вида на жительство о том, что он продолжает проживать в Российской Федерации. Иностранный гражданин может подать уведомление лично или по почте при предъявлении документа, удостоверяющего его личность, а также вида на жительство. Также уведомление может быть направлено в виде электронного документа через сеть Интернет, в том числе через Портал госуслуг (п. 6 ст. 8 Закона N 115-ФЗ).

      Указанное уведомление должно содержать следующие сведения об иностранном гражданине, постоянно проживающем в Российской Федерации:

      • Имя, включая фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии);
      • Место жительства;
      • Место (места) работы и продолжительность трудовой деятельности в течение ближайшего года со дня получения вида на жительство;
      • Срок пребывания за пределами Российской Федерации в течение следующего года со дня получения вида на жительство (с указанием государств выезда);
      • Сумма и источники дохода на следующий год с момента получения вида на жительство.

      Неисполнение иностранным гражданином обязанности по уведомлению территориального органа МВД России о том, что он продолжает проживать в Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей. (в Москве или Санкт-Петербурге — от 5 000 до 7 000 рублей) с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового (ч. 1, 3 ст. 18.8 КоАП РФ).

      АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

      В силу того, что нормы международного права весьма значимы для российской правовой системы, целесообразно упомянуть международные акты, содержащие нормы о медицинском обеспечении иностранных граждан:

      • Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (принята 13.12.1985. Резолюцией 40/144 на 116-м пленарном заседании 40-й сессии Генеральной Ассамблеи);
      • Всеобщая декларация прав человека (принята на 3-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10.12.1948);
      • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.);
      • Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.);
      • Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Нью-Йорк, 7 марта 1966 г.);
      • Конвенция о статусе беженцев (принята 28 июля 1951 г. Конференцией полномочных представителей по вопросу о статусе беженцев и апатридов, созванной в соответствии с резолюцией 429 (V) Генеральной Ассамблеи ООН от 14.12.1950);
      • Европейское Соглашение о предоставлении медицинского обслуживания лицам, временно пребывающим на территории другой страны (Женева, 17 октября 1980 г.).

      Отдельно необходимо отметить международные договоры и соглашения Российской Федерации с иностранными государствами, прежде всего, в рамках СНГ:

      • Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики и Правительством РФ от 24.11.1998 «О взаимном предоставлении гражданам Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации равных прав в получении скорой и неотложной медицинской помощи»;
      • Соглашение Правительств государств — участников стран СНГ от 27.03.1997 «Об оказании медицинской помощи гражданам государств — участников Содружества Независимых Государств»;
      • Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 24.01.2006 «О порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации»;
      • Договор о Евразийском экономическом союзе, Приложение № 30 (г. Астана, 29.05.2014 г.).

      Права и обязанности иностранных граждан на территории рф

      Российская Федерация использует по отношению к иностранным гражданам также режим наибольшего благоприятствования. Его общий смысл состоит в том, что государство предоставляет гражданам данного государства такие же возможности, какие оно гарантирует гражданам третьего государства. Однако используется и такое толкование режима наибольшего благоприятствования, при котором государства договариваются, что их граждане на территории друг друга будут иметь несколько большие возможности, нежели граждане третьих стран, хотя ряд авторов предпочитает это именовать «принципом взаимности».

      Однако права иностранных граждан в нашей стране могут быть ограничены в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов российских граждан, а также для обеспечения обороны и безопасности государства. Данный тезис подтверждают принятые в России соответствующие нормативные правовые акты, например Постановления Правительства РФ от 11.10.2002 N 755 «Об утверждении перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу» и от 11.10.2002 N 754 «Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение», Федеральный закон от 31.07.95 N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (в ред. от 27.05.2003), в ст. 21 которого закреплено положение о том, что право на поступление на государственную службу имеют граждане Российской Федерации.

      Права постоянно проживающих в РФ иностранных граждан

      Итак, статус постоянно проживающего на территории РФ иностранного гражданина предоставляет ему следующие права:

      • право свободного въезда на территорию РФ и выезда с этой территории;
      • право на получение медицинской помощи в рамках ОМС;
      • право на назначение и на получение пенсии на территории РФ (с некоторыми ограничениями, в частности для получения права на социальную пенсию нетрудоспособные иностранные граждане должны проживать постоянно на территории РФ не менее 15 лет);
      • право на осуществление трудовой деятельности на территории РФ без разрешения на работу или патента. Кроме того, в отличие от временно проживающих или временно пребывающих в РФ иностранных граждан, постоянно проживающие в РФ иностранные граждане свободны в выборе места работы в РФ вне привязки к какому-либо определенному субъекту РФ или профессии.

      Отдельные категории иностранных граждан

      1. Специалисты высокой квалификации имеют особые льготы при оформлении вида на жительство. Этот статус присваивается при условии получения заработка в размере 2 миллионов рублей в год. Для учителей, преподавателей и учёных, годовой заработок должен быть не менее 1 миллиона рублей.
      2. Граждане с дипломатическим иммунитетом, которые являются сотрудниками иностранных консульств и посольств, не подчиняются некоторым законам, в частности:
        1. Налогов. Работа в консульствах не облагается налогами или сборами.
        2. Дипломатическое имущество, жилье и транспорт обладают неприкосновенностью.
        3. Дипломатический багаж освобождается от пошлин и таможенного контроля.
      3. Лица в статусе беженца, проходят упрощенную процедуру оформления документов, имеют право на бесплатное лечение, получать пенсионные выплаты, а также работать на законных условиях.

      Трудовая деятельность

      Граждане других государств, которые пребывают в РФ на законных основаниях, имеют право на ведение трудовой деятельности в пределах данного государства, но на условиях, предписанных законодательными актами РФ.

      Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации наделяет их возможностью свободно распоряжаться имеющимися способностями к трудовой деятельности, самостоятельно выбирать род деятельности, а также место реализации умений.

      Более того, иностранцы могут вести предпринимательскую или любую экономическую деятельность, которая не возбраняется законом. Данная возможность предоставляется лишь после того, как иностранный гражданин достиг 18-летнего возраста и получил именное разрешение на ведение трудовой деятельности или соответствующий патент.

      От исполнения предписанного требования освобождаются представители определенных групп населения, к числу которых относятся участники Государственных программ, проживающие в пределах РФ на временной или постоянной основе, сотрудники дипломатических представительств других государств, а также члены их семей, которые переехали в Россию на законных основаниях.

      Данное правило также не распространяется на студентов, получающих образование в российских вузах и осуществляют трудовую деятельность в период каникул. Более полный перечень тех лиц, которым не требуется наличие специального разрешения на ведение трудовой деятельности в России, представлен в статье 13 ФЗ 115 «О правовом положении иностранных граждан».

      Рассматривая особенности трудоустройства иностранными гражданами на территории РФ, следует обратить свое внимание на то, что их работодателем может быть исключительно юридическое или физическое лицо, ранее получившее законное разрешение на осуществление найма иностранных работников.

      Определенный статус имеют лица, которые планируют ведение трудовой деятельности в РФ, являясь высококвалифицированными специалистами в определенной сфере деятельности, медицинскими или научными работниками. Законом установлено, что их минимальный месячный оклад должен составлять 83 500 рублей и более. Требования к размерам заработной платы не устанавливаются в отношении специалистов, которые планируют ведение трудовой деятельности в рамках осуществления проекта «Сколково».

      Права, обязанности и ответственность иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации

      Рассмотренные выше нормативно-правовые акты, регламентирующие пребывание и жительство иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ, определяют правовой статус этой категории лиц, их права и обязанности.

      Они имеют право, например, временно проживать в РФ при соблюдении условий, указанных в законе; свободно передвигаться в пределах РФ; на основании документов, выданных в соответствии с Законом об иностранцах 2002; выбирать место пребывания и жительства; работать в Российской Федерации на основании трудового договора и т.д.

      В то же время, иностранные граждане и лица без граж­данства несут обязанности наравне с гражданами Российской Феде­рации, т.е. у тех и у других одинаковые обязанности.

      Прежде всего, все граждане Российской Федерации, а значит, и иностранцы обязаны соблюдать нашу Конституцию и законы.

      Порядок получения ВНЖ на территории России

      Оформить документы можно в обычном или упрощенном режиме.

      Общий порядок предполагает первоначальное получение разрешения на временное пребывания (РВП) на территории России. После непрерывного проживания с этим документом на территории страны не менее 8 месяцев иностранец может претендовать на оформление ВНЖ. Важно иметь в виду, что общий порядок предполагает подачу документов в течение четырех месяцев, предшествующих сроку окончания действия РВП.

      Общий порядок не распространяется на такие категории иностранных граждан, как:

      • участников государственной программы РФ по добровольному переселению соотечественников из других стран;
      • резидентов Республики Беларусь.

      В случае вступления в брак с гражданином/гражданкой России иностранец по-прежнему должен получить РВП перед оформлением ВНЖ.

      Суть упрощенного порядка получения ВНЖ заключается в возможности получить статус без необходимости оформления РВП. Таким образом, срок процедуры сокращается на 8 месяцев.

      Получить вид на жительство по упрощенной схеме могут следующие категории иностранцев:

      • Ранее получившие РВП и пробывшие 8 месяцев в стране.
      • Несовершеннолетние иностранцы, которые оформляют ВНЖ одновременно с родителями, а также дети нерезидентов, у которых есть ВНЖ.
      • Бывший гражданин СССР, родившийся на территории РСФСР.
      • Нерезиденты, которые имеют родителей или детей – граждан России, живущих в стране на постоянной основе.
      • Высококвалифицированный специалист вместе с членами семьи.
      • Представители социально-значимых и других важных профессий, которые проработали более шести месяцев в стране. К такому перечню относятся врачи, инженеры, токари.
      • Нерезиденты, которые получили «красный диплом» бакалавра на очной форме обучения.
      • Нерезидент, признанный недееспособным, если его опекуном будет гражданин России или владелец ВНЖ.
      • Участник государственной программы по добровольному переселению соотечественников в Россию.
      • Нерезидент, который является носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
      • Резидент Республики Беларусь.
      • Человек и его прямые родственники, которые ранее были депортированы с территории Крымской АССР.
      • Иностранец, получивший политическое убежище на территории РФ.
      • Человек, ранее отказавшийся от гражданства РФ.
      • Человек, в отношении которого суд отменил решение о принятии гражданства.

      Кто имеет право на получение ВНЖ

      Официально вид на жительство в Российской Федерации может получить любой иностранный подданный, проживающий на территории страны в течение последнего года. Основным требованием к данной категории лиц служит законность пребывания (правильно оформленное РВП). Однако есть граждане, которые могут рассчитывать на получение вида без оформления РВП:

      • подданные Белорусской Республики;
      • на основании соглашения по специальному договору, люди без гражданства, прибывающие из Туркменистана;
      • высококвалифицированные кадры с семьями, для которых действует отдельная программа;
      • лица, законно проживающие на территории государства, у которых истекает срок действующего гражданства.

      Также выделяется категория граждан с возможностью оформления ВНЖ на льготных условиях:

      • лица признанные недееспособными, при условии, что их опекуны являются резидентами РФ или имеют ВНЖ;
      • политические беженцы;
      • русскоязычные иностранцы после сдачи соответствующего экзамена;
      • дееспособные лица, достигшие совершеннолетия, проживающие на территории РФ и имеющие РВП.

      Иностранные граждане имеют право обучаться в Высших учебных заведениях РФ

      • Право на обучение имеют как граждане других стран, так и лица без гражданства.
      • Прием в учебное заведение происходит на основании международного договора между странами.
      • Прием в учебные заведения осуществляется на основании квот, и не должен превышать 7 тыс. человек ежегодно (по всей стране).
      • Поступление осуществляется согласно правилам приема того вуза, куда поступает иностранец.
      • Лица, являющиеся гражданами стран СНГ, могут поступать в российские вузы на бюджетные места.
      • При поступлении в учебное заведение иностранец должен подтвердить уровень владения русским языком на необходимом уровне.
      • Иностранные свидетельства об образовании должны проходить на территории РФ процедуру подтверждения (нострификацию). Нострификация может быть академическая (позволяет продолжать образование в российском вузе) и профессиональная (позволяет работать на территории РФ).

      Иностранные граждане и служба

      Закон «О правовом положении иностранных граждан» предусматривает для рассматриваемой группы лиц определенные запреты в области несения военной, муниципальной и государственной службы.

      В соответствии с положениями, представленными в статьях данного нормативного правового акта, лица, которые относятся к числу граждан иностранных государств, не имеют права занимать должности на постах в организациях, отнесенных к указанным отраслям, а также заступать на службу в органы, на которые возложена задача обеспечения безопасности РФ.

      Аналогичные запреты распространяются также и на участие иностранцев в составе водных и воздушных судов в составе экипажа. Замещать государственные должности имеют право только те иностранные граждане, которые параллельно имеют гражданство РФ.

      Граждане других государств не могут вступать в роли призывников на альтернативную гражданскую и на военную службу, однако, при желании, они имеют право вступить в ряды российской армии по контракту, но только в численность рядового состава.


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *