Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за отсутствие страховки в 2023 году: чем грозит езда без страхового полиса». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как рассказали в РСА, пострадавший в ДТП получает выплату по ОСАГО вне зависимости от состояния транспортного средства его и виновника. По закону об ОСАГО страховая компания может предъявить регрессное требование к виновнику ДТП, автомобиль которого был неисправен, только если страховая компания докажет, что причиной ДТП явилась именно техническая неисправность автомобиля виновника аварии.
Чем грозит, если я попаду в ДТП без страховки?
Может случиться то, о чём иногда говорят: «Кроилово ведёт к подпадалову». Говорят сторонники той же ситуации, кто считает, что экономить на страховке – то же самое, что экономить на тормозах. И доля правды в этом есть. Однако, с текущей ситуацией, когда ОСАГО выплачивает не всю сумму, когда нас постоянно пытаются обмануть и занизить стоимость ущерба, когда при этом полис дорожает из года в год, доля правды есть и в обратной ситуации.
При ДТП на автомобиле, ответственность водителя которого не застрахована, вы либо получите возмещение, либо нет. Всё будет зависеть от виновности. И здесь главное – это понимать, что ОСАГО – это страхование не имущества, а гражданской ответственности при управлении транспортным средством. То есть, отказываясь покупать полис, вы отказываетесь не от страхования собственного авто, а от страхования ответственности при виновности в аварии.
Кому нужно проходить техосмотр в 2022 году
В самом конце 2021 года правила проведения техосмотра изменились. Поправки в законодательство Госдума приняла в третьем чтении 24 декабря, после чего документ одобрил Совет Федерации.
Техосмотр как обязательную процедуру сохранили для нескольких ситуаций. Диагностическую карту придется получать:
- в случае постановки на государственный учет транспортного средства, с года изготовления которого прошло более четырех лет, включая год его изготовления;
- в случае совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства, с года изготовления которого прошло более четырех лет, включая год его изготовления;
- в случае совершения регистрационных действий, связанных с изменением конструкции и/или заменой основного компонента транспортного средства;
- для соблюдения требований законодательства Евразийского экономического союза по вопросу проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию;
- для такси, автобусов и грузовиков.
Также в списке ситуаций, когда техосмотр все-таки понадобится, указан следующий пункт: «В случае визуального обнаружения признаков наличия у автомобиля технической неисправности, создающей угрозу безопасности дорожного движения».
Штрафы ГИБДД за отсутствие техосмотра в 2023 году
Какой штраф когда нет техосмотра? Ранее сотрудники ГИБДД действительно могли проверить наличие документа и при его отсутствии выписать протокол, размер которого не превышал 1 000 рублей.
Что касается физических граждан, которые использую автомобиль в личных целях, то тут административная ответственность не предусмотрена.
Другая категория граждан от санкций не освобождается. Сотрудники ГИБДД смогут выписать протокол водителю:
- пассажирского автобуса, который вышел на линию, с целью перевозки граждан;
- такси, который имеет официальный договор с транспортной компанией;
- который занимается перевозкой опасного груза.
Есть ли особенности штрафования ип, юрлиц, такси, тракторов, спецтехники и иностранных граждан
Каждый автолюбитель, садясь за руль своего транспортного средства должен четко знать, какое может быть наказание за отсутствие обязательного документа о проведении технического осмотра. Водители такси, автобуса или специальных ТС будут вынуждены оплатить административное наказание. При этом может быть не только наказание, размер которого может достигать 5 000 рублей. В качестве альтернативы сотрудники ГИБДД могут лишить водительских прав, на срок до 3 месяцев. При этом важно учитывать, что решение всегда принимает уполномоченный сотрудник.
Важно учитывать, что часто водители задают вопрос: кто будет оплачивать выписанное за отсутствие бланка постановление? Зачастую участник движения и собственник, это совершенно разные люди. Согласно закону, штрафные санкции будут закреплены за водителем, который был за рулем и не смог предоставить сотруднику ГИБДД бланк диагностической карты.
Что касается тракторов и специальной техники, то в данном случае данная категория транспорта должна проходить специальный осмотр, в органах Гостехнадзора. За отсутствие документа также будет оштрафован водитель, который находится за рулем.
Поскольку на территории РФ пребывает много иностранных граждан, то возникает вопрос: какой штраф за езду без техосмотра для иностранных водителей? В данном случае все просто. Если автолюбитель передвигается на авто в личных целях, которое зарегистрировано как на территории РФ, так и за его пределами – то штрафные санкции отсутствуют. В остальных случаях действует аналогичная система штрафов.
Кому не надо проходить техосмотр по новому закону?
Еще недавно техосмотр делали на все легковые и грузовые автомобили. Однако принятые в конце 2021 года поправки серьезно изменили положение дел.
В 2023 году отменено обязательное прохождение техосмотра для авто– и мототранспорта, который принадлежит физическим лицам (гражданам) и не используется ими в коммерческих целях, включая такси.
На это указывает недавно появившийся пункт 7 ст. 15 ФЗ-170 О техосмотре.
7. Легковые автомобили и мототранспортные средства, принадлежащие на праве собственности физическим лицам и используемые ими исключительно в личных целях, не связанных с иной деятельностью, в том числе с предоставлением услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, осуществлением перевозок пассажиров, использованием личного транспорта в служебных целях, не подлежат техническому осмотру, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также актами, составляющими право Евразийского экономического союза, по вопросу проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию.
Во всех остальных случаях сохраняется периодичность прохождения техосмотра – от 24 месяцев до полугода. Об этом мы подробно расписали в таблице выше.
Также техосмотр не проходят владельцы транспортных средств с двигателем менее 50 «кубов» или электродвигателем до 4 кВт и развивающие скорость не более 50 км/ч (пункт 2 ст. 2 ФЗ-170 О техосмотре). К таковым, например, относят такие агрегаты, как мотоблоки.
Как видно, обязанность делать техосмотр для некоторых владельцев транспортных средств убрали насовсем. Однако право съездить на СТОА по своему желанию никуда не исчезло. Другими словами, если закон не обязывает вас получать диагностическую карту, но вы хотите проверить исправность своего автомобиля – никто не мешает пройти ТО добровольно.
Фиксируют ли камеры автофиксации вождение без ОСАГО?
Пока ещё нет. Если быть точнее, то фиксируют, но очень редко, в редких экспериментальных местах, а штрафы с таких камер водителям до сих пор (актуально на январь 2023 года) не приходят.
Вот только уже в скором времени всё может измениться. Да, вот уже почти 5 лет Российский союз автостраховщиков кормит нас обещаниями о том, что вот-вот технически будет реализована система, способная по камерам штрафовать водителей, передвигающихся без полиса на автомобиль. Вот только воз и ныне там!
Тем временем, РСА снова пообещали, что уже в первые месяцы 2023 года камеры заработают на проверку наличия на машину действующей страховки, и автовладельцам начнут приходить штрафы за езду без ОСАГО. И в этот раз есть одно уточнение – штраф с камеры будет приходить владельцу машины не чаще чем раз в сутки.
Насколько в этот раз данные слова соответствуют действительности, покажет время. Но прибавим к этому повышение штрафа хотя бы до 3 000 рублей, и на работу/с работы, например, без страховки уже не поездить!
Проверок стало меньше
С 1 сентября 2022 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 9 марта 2022 г. № 306. Документ изменил регламент проведения технического осмотра – проверок стало меньше. Теперь в списке 55 пунктов, против 82-х, которые были раньше. Не будут, например, контролировать:
- наличие коррозии элементов тормозной системы;
- наличие повреждений тормозных трубопроводов;
- наличие мест для установки государственного регистрационного знака;
- уровень шума выпускной системы;
- наличие каплепадения масла и других жидкостей из двигателя, коробки передач, мостов, аккумуляторов;
- наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки;
- способность стеклоомывателя подавать жидкость на лобовое стекло;
- работу штатного противоугонного устройства.
Также отменены и некоторые другие требования к проверке автомобиля. При этом закон по-прежнему запрещает самостоятельно вносить изменения в конструкцию авто. С явными переделками конструкции и дополнительным оборудованием, которые не внесены в регистрационные документы, пройти осмотр не получится. Аптечку и огнетушитель, которые не проверяют по новым правилам при техосмотре, обязательно нужно иметь в автомобиле. Это требование ПДД, которое никто не отменял.
Почему стоит делать ТО?
Техосмотр — это комплексная проверка состояния автомобиля, проводимая в соответствии с официально принятыми правилами. Проходить техосмотр нужно и для себя. Существуют неисправности, не видные на первый взгляд или кажущиеся незначительными. Но они могут привести к очень неприятным последствиям. Для предотвращения этого и существует техосмотр транспортных средств.
Водителю нужно быть уверенным в исправности автомобиля, чтобы не стать причиной аварии. От этого зависит не только его здоровье и жизнь, но и других. А все участники дорожного движения вправе рассчитывать на его безопасность.
Есть еще веская причина, по которой нужно проходить техосмотр, это получение полиса ОСАГО. Без технического осмотра страховку вы не получите. Технический осмотр для полиса должен быть пройден не позднее 6 месяцев назад.
Точнее, возможность получить страховой полис без технического осмотра есть. Но при возможной аварии выплат от страховщиков не будет.
Зачем проходить техосмотр, и какие могут быть введены правила в отношении такого мероприятия, расскажет данное видео:
Когда закон разрешает наложить штраф за отсутствие ОСАГО
Действующее российское законодательство позволяет сотрудникам ГИБДД привлекать автомобилистов к административной ответственности, если автогражданка оформлена с ошибками либо полностью отсутствует. Особенностью 2023 года может стать возможность фиксации нарушений с помощью видеокамер. Как ожидается, они будут оснащаться специальным программным обеспечением, которое сверяет госномера транспортных средств с базой РСА. Если на какой-то автомобиль не оформлена страховка, его владельцу будет прислано уведомление о штрафе за отсутствие ОСАГО.
Штраф без полиса ОСАГО в 2023 году не выписывается таким категориям граждан:
- Автомобили оформлены за пределами Российской Федерации при наличии «зелёной карты»;
- Транспортное средство не является колёсным (имеет санный, гусеничный либо полугусеничный ход);
- Конструктивно максимальная скорость езды ТС не превышает 20 км/ч;
- Владельцы прицепов для легковых автомобилей.
Штраф за отсутствие ТО с камеры: насколько это реально?
Такую схему уже опробовали в соседней Беларуси. В стране много лет действует единая система для отметки о пройденном техосмотре. Однако «письмо счастья» приходит не каждому водителю без заветного сертификата. Там постановление выносят в отношении водителей, которые попались на превышении скорости.
Система автоматически сверяет, есть ли регистрационный знак в базе «Белтехосмотр». Если машина не проходила ТО, собственника привлекают к административной ответственности. В России можно реализовать такую же схему. Но это актуально для крупных городов и оживлённых магистралей, где уже установлены системы фотофиксации.
В Москве действует ГКУ ЦОДД, возможностей которого хватит, чтобы охватить всю столицу. Однако такие правонарушения автоматическими средствами пока что не фиксируются.
Штраф за езду без страховки ОСАГО в 2021
В то же время, выгоднее будет легализовать деятельность и стать официальным таксистом, но при этом необходимо соблюдать все правила и обеспечивать сервис высокого уровня. Как можно легализовать свою деятельность по предоставлению данных услуг Чтобы стать легальным перевозчиком, прежде всего нужно оформить статус предпринимателя, а затем приобрести разрешение, то есть лицензию такси, не забыв приобрести все обязательные аксессуары. После этого можно без проблем перевозить пассажиров, но обязательно выдавая им чеки и не нарушая правила дорожного движения. Только так можно будет не бояться инспекторов, которые в последнее время буквально охотятся на таксистов-нелегалов и выписывают им приличные штрафы за несоблюдение правил, установленных законодательством. Порядок получения лицензии Разрешение на перевозку пассажиров можно получить в транспортном ведомстве прямо по месту жительства.
В этот период разрешено ездить без страховки. Но если вас остановит инспектор, то вы должны предоставить документ о регистрации транспорта. Также некоторые водители думают, что по закону можно ездить месяц с просроченным страховым полисом, но это не так.
Водитель обязан позаботиться об этом заранее.
Также необходимо следить за комиссией, ведь если сумма оплаты будет неполной, то погашение не засчитают и платеж будет просрочен. Как избежать нарушения Чтобы не допустить нарушения закона и наказания от инспектора за нелегальную деятельность таксиста, нужно следовать определенным правилам.
В обязательном порядке должны быть в наличии все документы, заверяющие наличие права вождения и собственности на автомобиль. Также необходимо не забывать о лицензии, которая обязательно предъявляется инспектору и по сути дает право на деятельность такси.
Ну и необходимо помнить, что автомобиль такси, работающий официально, должен иметь специальную раскраску и оборудован техническими средствами, только в таком случае инспектор не посчитает это нарушением.
Ситуацию с аварийностью в таксомоторном бизнесе обрисовал «Известиям» председатель общественного движения «Форум Такси» Олег Амосов.
«Общая статистика такая, что примерно 40% автомобилей в таксопарках и лизинговых компаниях попадают в аварии. Чтобы хоть как-то получить доступ к страховке, лизингодатели оформляют полисы ОСАГО с франшизой 30–50 тыс. рублей, то есть мелкие повреждения такие полисы не покрывают. Но дела идут печальнее год от года: ДТП с участием такси все больше, больше гибнет и самих водителей за рулем. Поэтому, чтобы хоть как-то покрыть расходы, страховщики повышают цены на открытые полисы для таксистов», — рассказал Амосов.
Для чего нужен ОСАГО?
При возникновении дорожных происшествий страховая компания компенсирует убытки потерпевшим. Если был причинен вред жизни и здоровью, страховая возместит пострадавшим ущерб в рамках до полумиллиона рублей. При причинения вреда транспортному средству – до четырехсот тысяч рублей, независимо от количества участников аварии.
Основное призвание страховки – защита интересов водителей в случае причинения вреда жизни и здоровью автолюбителей, а также их объектов передвижения – транспорту.
Поэтому не стоит намеренно отказываться от оформления страхового полиса ОСАГО, самонадеянно полагаясь лишь на свои водительские навыки. Ведь может случиться происшествие, платить за последствия которого придется круглую сумму из собственных средств.
Прохождение техосмотра
Для диагностики автопогрузчика и других тракторов отводится определенное время, которое соблюдается по всем российским городам. Дата выбирается в зависимости от загруженности инспекции, сезонности и других факторов. Прежде, чем готовить вилочный погрузчик, информацию о техосмотре нужно уточнить. Обычно обращаются в государственные органы по месту пребывания, подготавливая заявление на специальном бланке.
На некоторых тракторах нельзя передвигаться по обычным асфальтированным дорогам. Эта особенность учитывается инспекторами, которые обязательно организуют мероприятие по месту фактического нахождения техники в требуемые сроки периодичности.
Самоходная машина различается параметрами, поэтому владельцу рекомендуется заранее самостоятельно посетить инспекцию на предмет уточнения технических характеристик.
Стоимость техосмотра на трактор различается по городам Уфа, Владимир, Москва, Череповец, Ярославль, но обычно сумма вполне подъемная, если не прибегать к частным услугам. Организации предлагают платную помощь, которая часто оказывается незаконной. В некоторых регионах есть передвижные посты осмотра, которые разъезжают по отдельным хозяйствам, например, в Екатеринбурге, Красноярске, Липецке. Это удобно если техники много, и вся она требует диагностики. Если государственная диагностика отсутствует, иногда работают представители компаний производителей. Техосмотр погрузчика в гостехнадзоре нередко организует завод, но это касается новых тракторов.
Предусмотрено перечисление денег:
- Через банк. Шофер заполняет квитанцию о штрафе и относит бланк работнику. Образец легко получить на сайте Госуслуг или непосредственно у кассира.
- С помощью терминала. Несложно оплатить переводом с электронной карты либо наличными. Вводят дату наложения, место жительства и Ф.И.О.
- Используя личный кабинет в любом интернет-банке. Для этого нужно указать номер своего СТС, водительского удостоверения либо постановления ГИБДД.
- Прибегая к платежной системе. В помощь электронные кошельки, открытые в WebMoney, Яндекс Деньги, Qiwi и т. д. Указывают персональную информацию или номер взыскания.
- На официальном сайте ГИБДД. Заходят в специальный раздел «Проверка штрафов» и переводят нужную сумму. Здесь же можно просмотреть перечень личных нарушений правил дорожного движения.
- На портале Государственных услуг. Предварительно подтверждают учетную запись. После регистрации проставляют СТС и номер удостоверения водителя. Весь имеющийся список претензий автоматически отображается на экране.
Водитель не вписан в полис, чтобы управлять автомобилем
Водитель должен быть вписан в полис страхования ОСАГО. Иногда бывают ситуации, когда человек, не вписанный в полис, садится за руль автомобиля. Если водитель не включён в перечень лиц, которым можно управлять транспортным средством по страховому полису, он нарушает правила дорожного движения, даже если владелец автомобиля сидит на соседнем сидении. Сотрудник ДПС сможет выписать штраф, если обнаружит это нарушение.
В случае, когда автомобиль продается, по правилам отводится 10 дней, чтобы можно было переоформить документы. По истечению этого срока новый водитель, который ещё не успел оформить ОСАГО, будет штрафоваться на 500 руб. В этом случае устных предупреждений быть не может.
Нужен ли техосмотр в 2023 году для постановки на учет автомобиля в ГИБДД?
Каждое транспортное средство, выезжая на дороги страны, должно соответствовать требованиям, предъявляемым к участникам дорожного движения. Это, в первую очередь, исправность, что поможет избежать аварийных ситуаций.
Соответствие допуску и безопасности подтверждается прохождением технического осмотра. Результатом является диагностическая карта. Но она не требуется при постановке на учет транспортного средства.
Перечень необходимых документов для проведения регистрационных действий в ГИБДД перечислен в ч. 1,2 ст. 15 Закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ:
- заявление автовладельца, на основании которого будет производиться постановка на учет автомобиля;
- паспорт собственника машины;
- ПТС, если выдан в бумажном виде;
- свидетельство о регистрации ТС (при наличии);
- документ о праве собственности на авто (договор купли-продажи или иной);
- полис ОСАГО и платежный документ об уплате госпошлины (по желанию).