Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Режим проветривания в помещениях детского сада». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
График формируется с учетом погодных условий, климата региона и времени года. Рекомендуемая частота проветриваний – каждые 1,5 – 2 часа. Согласно СанПиН, проветривание в детском саду должно проводиться не реже, чем раз в 3 часа. Только в этом случае возможно обеспечить достаточный уровень кислорода в помещениях ДОУ.
График проветривания помещений в детском саду
При наружной температуре ниже нуля основное помещение группы допускается проветривать только утром и вечером в течение 15 – 20 минут (перед приходом детей и во время тихого часа либо занятий в спортзале). Если наружная температура колеблется в пределах от нуля до +5 градусов, допускается многократное проветривание, но детей в это время в комнате быть не должно.
График проветривания групп в детском саду подготавливается медицинской сестрой и утверждается руководителем ДОУ. График должен учитывать технические особенности и площадь помещений, возраст детей, режим дня в каждой группе. В графике обязательно содержатся данные о частоте и видах проветривания. Заверенный график вывешивается в каждой группе.
Ниже приведен образец графика проветривания в детском саду.
Время и длительность | Комната и тип проветривания |
07:00 – 07:15 | Сквозное и угловое в игровых комнатах |
08:45 – 08:55 | Сквозное в спальне |
10:25 – 10:50 | Сквозное в основном помещении |
12:20 – 12:30 | Угловое в спальне |
14:00 – 14:30 | Сквозное в раздевалке и в игровой комнате |
16:00 – 16:10 | Угловое в спальне и в раздевалке |
17:40 – 18:00 | Сквозное в основном помещении |
Кварцевание и проветривание в ДОУ
Проветривание в детском саду тесно связано с процедурой кварцевания. Кварцевание – обработка помещений специальной лампой, испускающей губительные для патогенной микрофлоры ультрафиолетовые лучи. Регулярное кварцевание позволяет улучшить микроклимат в помещениях, способствует повышению иммунитета у детей и улучшает выработку витамина D, особенно при недостатке естественного освещения в холодный сезон.
СанПиН предусматривает формирование специальных графиков кварцевания. Обработку кварцевой лампой необходимо выполнять ежедневно, 1 – 2 раза, после чего организовывать проветривание комнаты. При составлении графика проветриваний, таким образом, обязательно учитывается планируемая периодичность кварцеваний.
Подробнее о процедуре кварцевания можно почитать в нашей отдельной статье.
Проветривание одна из важнейших санитарных норм
Наш организм не рассчитан на длительное пребывание в закрытом помещении – в течение всего эволюционного пути человек основную часть светового дня проводил на открытом воздухе. Для городского жителя в этом плане выбор невелик: если нельзя изменить ситуацию, нужно к ней адаптироваться. Восполнить острый недостаток свежего воздуха поможет частое и правильное проветривание.
Что сложного в проветривании, можно ли это делать неправильно? На первый взгляд все просто: стало душно – открыл окно. На самом деле всё несколько сложнее.
Привычный способ (открытие пластикового окна в положение «микропроветривания») не обеспечивает полноценный воздухообмен. Даже открытой форточки недостаточно – «старый» воздух просто не успеет замениться «новым». В зимнее время такой способ лишь выхолодит помещения, так и не дав нужного результата.
Важность выполнения проветривания помещений в детском саду
Сразу отметим, что нормы санпина по воздухообмену устанавливают стандартные требования и не уточняют четкого графика для выполнения проветривания помещений (все определяется индивидуально). В любом случае проветривание должно осуществляться регулярно, поскольку от этого во многом зависит комфорт и удобство пребывания детей в помещении.
Особое внимание нужно уделять организации воздухообмена в детских садах и иных дошкольных учреждениях. Конечно лучше, если объекты оснащаются специальным оборудованием с возможностью выполнения принудительной вентиляции. В этом случае приобретается большее количество преимуществ, главное своевременность поступления в помещение свежего воздуха, исключение образования сквозняков.
Поэтому необходимо, чтобы система вентиляции детского сада проектировалась и реализовывалась опытными мастерами, которые способны поставленные задачи выполнить с учетом требований и норм. Правильно организованная система вентиляции это гарантия хорошего самочувствия детей, поэтому экономить в данной ситуации не следует.
Нормы СанПиНа в детских садах установлены, чтобы сохранить здоровье дошкольников, и, по Постановлению Главного государственного сан. врача РФ от 27.08.2015 г. № 41 действуют на всей территории РФ. Наряду с воспитанием, обучением ребенка, сотрудники садика обязаны следить за микроклиматом в помещении, а регулярное проветривание способствует улучшению показателей влажности и температуры.
Распорядок дня и время работы воспитателя
Прием малышей в детский садик происходит лично педагогом или же медицинским работником. Такая необходимость связана с предотвращением допуска к занятиям детей с какими-либо инфекционными или заразными заболеваниями. Если у работника сада возникает подозрение на ненадлежащее состояние здоровья, ребенок к учебе не допускается.
Что касается организации учебного процесса и режима отдыха, то большинство нормативов носят рекомендательный характер. К основным из них относятся:
- непрерывный период активности не должен превышать 6 часов в группах с малышами старше трех лет;
- желательно, чтобы прогулки на свежем воздухе занимали три-четыре часа ежедневно;
- не рекомендуется водить воспитанников на улицу при температуре меньше 15 градусов;
- время уличных прогулок желательно делить на два периода;
- в зависимости от длительности пребывания деток в детском саду, фиксируется количество приемов пищи и наличие дневного отдыха;
- продолжительность обеденного сна варьируется в пределах 2-3 часов, в зависимости от возраста воспитанника.
Список моющих и дезинфицирующих средств
Соблюдение порядка в группах – одно из главных направлений, за которым осуществляет надзор санитарно-эпидемиологическая служба в 2021 году в детских садах, особенно в период широкого распространения разных инфекций. Так, в качестве моющего средства используется мыльно-содовый раствор, если необходимо дополнительно обеспечить дезинфекцию. Допускается использование моющих средств, но только таковых, что не несут вред для здоровья.
Чаще всего, для уборки и стирки игрушек используется детское мыло. Оно применяется:
- для мытья полов;
- при очистке дверных ручек, столов и стульчиков;
- во время мытья окон;
- в случаях стирки белья и игрушек.
Кроме того, используются воздушные и моющие пылесосы для очистки ковровых покрытий, матрасов и подушек.
Для дезинфекции помещений применяются бактерицидные лампы. Дополнительным уровнем защиты является проглаживание горячим утюгом.
Таблица № 4 «Список моющих и дезинфицирующих средств, которые могут быть использованы в дошкольных образовательных учреждениях»
Нормативно-правовой акт, который разрешает применение | Наименование средств |
---|---|
Септодор форте, хлорная известь, перекись водорода, белизна-3 | |
Перечень Госсанэпиднадзора от 30.03.98 года № 0037-97 | «Изосепт», «Пливасепт», «Эринокс» |
ПЧД, Хлорамин, «Дзус». | |
Методические Рекомендации Минздрав СССР от 13.03.1987 года | Сода кальцинированная, «Санит», «Посудомой», «Аракс». |
За соблюдение установленных норм и использование только одобренных препаратов, в первую очередь, в 2021 году отвечает администрация учреждения. Поскольку и закупка этой продукции происходит исключительно через локальные отделы образования.
Применение современной системы вентиляции
С учетом того, что на данном этапе времени значительно возросло количество частных садиков, то все популярнее стало проведение в них современных систем вентиляции (другое название искусственная вентиляция).
Существует множество видов принудительных вентиляционных систем, которые отлично подойдут для садика, но предпочтение в большинстве случаев отдают приточно-вытяжным системам.
Такое вентилирование гарантирует обеспечение своевременного удаления загрязненных воздушных масс и их замена на чистые. Существует возможность осуществлять контроль над температурным режимом подаваемого в помещение воздуха. Это является огромным плюсом, поскольку в значительной мере снижается вероятность возникновения простудных заболеваний у детей, присутствующих в группах.
Как проводится проветривание в детском саду
Перегретый, застоявшийся воздух в закрытом помещении — благоприятная среда для развития патогенов и вирусов. Детки, которые проводят много времени в таких комнатах, более подвержены ОРВИ, они быстрее устают, меньше двигаются.
СанПиН устанавливает строгие нормы проветривания помещений дошкольных организаций, регламентирует время проведения процедуры и ее длительность.
- Сквозное проветривание проводится в детском садутогда, когда детей нет в группе. Открываются окна и двери в противоположных сторонах комнаты, тем самым создается сквозняк.
- Угловоепроводится при закрытых дверях, пока дети гуляют на улице или находятся в другой комнате. Открываются только форточки или приоткрываются пластиковые окна.
- Одностороннее (открывается одно окно) разрешается проводить в присутствии детей, но только если на улице нет ветра и погода теплая.
Требования к размещению оборудования в помещениях дошкольных образовательных организаций.
Детская мебель и оборудование для помещений, поступающие в дошкольные образовательные организации, должны быть изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей и иметь документы, подтверждающие их происхождение и безопасность.
Шкафы для одежды и обуви оборудуются индивидуальными ячейками -полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждая индивидуальная ячейка маркируется.
В дошкольных образовательных организациях используются игрушки, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста следует использовать только в качестве дидактических пособий.
Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается.
В существующих дошкольных образовательных организациях при отсутствии спален по проекту или недостаточной площади имеющихся спальных помещений допускается организовывать дневной сон детей дошкольных групп в групповых на раскладных кроватях с жестким ложем или на трансформируемых (выдвижных, выкатных) одно — трехуровневых кроватях.
Кровати должны соответствовать росту детей. Расстановка кроватей должна обеспечивать свободный проход детей между кроватями, кроватями и наружными стенами, кроватями и отопительными приборами.
Следует иметь не менее 3 комплектов постельного белья и полотенец, 2 комплектов наматрасников из расчета на 1 ребенка. Постельное белье маркируется индивидуально для каждого ребенка.
В туалетных старшей и подготовительной групп в умывальной зоне устанавливаются умывальные раковины для детей из расчета 1 раковина на 5 детей, 1 умывальная раковина для взрослых, детские унитазы или из расчета 1 унитаз на 5 детей. Детские унитазы рекомендуется устанавливать в закрывающихся кабинах, высота ограждения кабины — 1,2 м (от пола), не доходящая до уровня пола на 0,15 м.
Унитазы оборудуются детскими сидениями или гигиеническими накладками.
Для персонала дошкольного учреждения рекомендуется организовать отдельную санитарную комнату на каждом этаже здания дошкольной образовательной организации с унитазом и умывальником.
Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса.
Прием детей, впервые поступающих в дошкольные образовательные организации, осуществляется на основании медицинского заключения.
Ежедневный утренний прием детей проводится воспитателями и (или) медицинскими работниками, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. По показаниям (при наличии катаральных явлений, явлений интоксикации) ребенку проводится термометрия.
Заболевших в течение дня детей изолируют от здоровых детей (временно размещают в помещениях медицинского блока) до прихода родителей или их госпитализации в лечебно-профилактическую организацию с информированием родителей.
После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 5 дней (за исключением выходных и праздничных дней) детей принимают в дошкольные образовательные организации только при наличии справки.
Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3 — 7 лет составляет 5,5-6 часов, до 3 лет — в соответствии с медицинскими рекомендациями.
Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. При температуре воздуха ниже минус 15 С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать. Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня — после дневного сна или перед уходом детей домой.
Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 — 12,5 часа, из которых 2 — 2,5 часа отводится на дневной сон. Для детей от 1 года до 1,5 года дневной сон организуют дважды в первую и вторую половину дня общей продолжительностью до 3,5 часа. Оптимальным является организация дневного сна на воздухе (веранды). Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов.
На самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.
Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут).
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет — не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет — не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет — не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет — не более 30 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной — 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности — не менее 10 минут.
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 — 30 минут в день.
Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня.
Регламент проведения процедур
Утвержденный администрацией график проветривания в ДОУ должен находиться в общем доступе, с ним могут ознакомиться родители и удостовериться в соблюдении и выполнении требований санитарного контроля, благодаря исполнению правил:
- вентиляция младших групп проводится раз в 2-3 часа и прекращаться за 30 мин. до прихода в группу детей;
- проветривание должно проводиться в отсутствии детей с возможностью их перевода в другие помещения;
- неблагоприятный погодный режим не отменяет процедур, их проводят утром, до открытия детской группы;
- в холодный сезон можно открывать окна утром и вечером, удостоверившись в отсутствии детей в помещении;
- в сезоны потепления и роста температуры частоту процедур можно увеличить, без вреда детскому здоровью.
Основные требования к вентиляционным приборам в дошкольном заведении
Выделяют ряд следующих правил, которым должна соответствовать вентиляционная система в детском саду:
- Согласно расчетам было выделено, что кратность воздушных масс на одного ребенка в час должна быть равна не менее 50 м3.
- При установке приточно-вытяжного оборудования запрещено объединять воздуховоды приточного и вытяжного типа из кухонного помещения, туалета и сушилки с воздуховодами, присутствующими в спальном помещении и игровой комнате. Кроме того, согласно правилам, присутствует строгий запрет на монтаж в детских садах воздуховодов, выполненных из такого материала, как асбестоцемент.
- В помещении для сушки вещей, в ванной и туалете необходимо обеспечение постоянного потока вытяжных воздушных масс, это объясняется нахождением в воздухе большого количества вредных бактерий, частиц средств, входящих в группу бытовой химии, пара, дыма. Поэтому, согласно расчетам экспертов, в этих помещениях с помощью канальных вентиляторов следует создать собственную маломощную вентиляционную систему вытяжного типа. Монтаж вентиляторов выполняется либо в шахту, либо под потолок, это гарантирует обеспечение постоянного притока воздушных масс, что не даст им застояться.
- В помещениях, предназначенных для сушки и глажки вещей, рекомендовано выполнить монтаж приточного шкафа, в котором вместо элементов нагрева будут использоваться калориферы, конвекторы или радиаторы.
- В комнатах, где выполняется стирка детских вещей, тоже следует монтировать мощную вытяжку, это предотвратит скопление в комнате влаги, а соответственно снизиться риск развития грибков.
- Вентиляционная система в подобном учреждении обязательно должна быть сбалансированной и с достаточным уровнем производительности, поскольку от этого напрямую зависит состояние здоровья детей и воспитателей.
Примерный график проветривания в детских садах.
Медицинский работник ДОУ с начала года (сентябрь) составляет график на весь год, заверяет его и несет на подпись к заведующей.
Далее графики вывешиваются в группах.
Часы | Как проветривать |
07:00–07:15 | Сквозное, угловое в комнатах для игр. |
08:45–08:55 | Сквозное в спальне. |
10:25–10:50 | Сквозное во всей группе. |
12:20–12:30 | Угловое в спальне. |
14:00–14:30 | Сквозное в раздевалке и комнате для игр. |
16:00–16:10 | Угловое в спальне и раздевалке. |
17:40-18:00 | Сквозное во всем помещении группы. |
Запрещено открывать форточки\окна перед самым подъемом детей, это делается за 20-30 мин., чтобы их не простудить.
Летом можно укладывать дошкольников при открытых окнах, но если температура в помещении не падает ниже установленных нормативов.
Важность проветривания
«Застоявшийся» воздух становится причиной множества проблем, ухудшает работоспособность и самочувствие людей, находящихся в помещении, способствует развитию аллергии. Это отыгрывает большую роль в работоспособности.
В непроветренном помещении создаются благоприятные условия для появления плесени, клещей, аллергенов( особенно, в пыли).
В свою очередь свободная циркуляция воздуха решает эти проблемы, а также оказывает следующее влияние:
- нормализирует концентрацию кислорода и углекислого газа в воздухе, что важно для детской территории;
- значительно уменьшает концентрацию аллергенов, грибков и пыли;
- устраняет неприятные запахи;
- способствует регулировке влажности и температуры.
Профилактическое проветривание в детском саду
Часто проводимое сквозное проветривание в разных комнатах групп предполагает возникновение сквозняка, с потоком воздушных масс в помещение может проникать пыль и другие загрязнители, горячий или холодный воздух и неприятные запахи. Традиционная вентиляция через открытое окно или форточку зачастую приводит к нарушению микроклимата, температурного режима и резким перепадам давления, что негативно сказывается на самочувствии детей и персонала садка.
Устаревшие системы естественной вентиляции теряют эффективность при проведении ремонтных работ, перепланировке пространства групп или их отдельных функциональных зон, что обосновывает необходимость применения современных комплексов воздухообмена. Проветривание, которое должно проводиться по графику, согласно санитарным нормам можно заменить работой систем принудительного вентилирования, с очисткой воздуха и регулированием его температуры.
Во избежание простуды, детей необходимо оберегать от сквозняков