Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как долго может задерживать полиция пьяного человека?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В любом случае заниматься этим могут только представители силовых структур либо надзорных органов. Должностные лица административных органов такими полномочиями не наделены. Чтобы доставить правонарушителя и составить протокол, они должны обращаться к помощи сотрудников полиции.
Кто имеет право задерживать?
Должностное лицо, имеющее право на осуществление административного задержания, определяется характером совершенного правонарушения. Например, если гражданин уличен в мелком хулиганстве или в нетрезвом состоянии появился в общественном месте, задержать нарушителя должен сотрудник полиции.
Если было установлено хищение имущества с ведомственного склада, задержание осуществляет руководитель специального охранного отряда или подразделения национальной гвардии. Закон разрешает задержать гражданина, проникшего на охраняемую зону, без необходимых на это прав и полномочий.
Среди наиболее распространенных административных правонарушений — незаконное пересечение границы Российской Федерации и нарушение таможенных процедур. В первом случае задержание выполняют должностные лица пограничной службы, а во втором — таможенной.
Особая ситуация — административный арест за нарушение судебного порядка. Осуществляя контроль над исполнением постановления судьи, приставы имеют право задержать осужденного. Происходит это в отношении тех лиц, которые уклоняются от исполнения постановления или препятствуют проведению необходимых процедур.
После доставления в полицию
Доставление физлица считается исполненным, как только доставляемого гражданина провели через дверной проем здания, в котором располагается подразделение полиции.
По каждому доставленному лицу в отделе полиции составляется протокол, где отмечается дата, текущее время и место подготовки протокола, ФИО его составителя и данные по задержанному, включающие дату, время и место выполненного задержания, его основания и мотивы, а также указывается фактическое уведомление родственника, либо близкого лица (ст.14 п.14 закона «О полиции»). Подписанная полицейским копия протокола, вне зависимости от подписания или не подписания (делается запись об отказе в подписи) документа задержанным, передается задержанному физлицу (ст.14 п.15 закона «О полиции»).
Подробный порядок обращения с доставленным лицом регламентирует «Наставление о порядке исполнения обязанностей…», утвержденное приказом МВД за №389 от 30.04.2012. Расскажу, что из данного «Наставления» важно знать доставленному в отдел полиции гражданину.
Причины задержания физлица, его последующего доставления в полицию незамедлительно (т.е. как можно быстрее) выясняются оперативным дежурным, принимающем в результате решение (гл.1 п.5 «Наставления»):
- поместить задержанного во временный изолятор («обезьянник») дежурной части;
- освободить лицо, если основания для его помещения во временный изолятор отсутствуют;
- направить в медорганизацию (государственную, муниципальную), если медработник скорой помощи выдаст соответствующее заключение (потребность стационарного лечения);
- передать несовершеннолетнего органу дознания, либо следствия, сотруднику по делам несовершеннолетних, родителям (законным представителям), должностным лицам образовательного (учебно-воспитательного, специализированного (социальная реабилитация)) учреждения, а также учреждений органов здравоохранения;
- передать физлицо представителю воинской части, либо соответствующего учреждения (органа) при уклонении первым потребности участия в военных сборах (ст.2.5 п.1 КоАП);
- освободить на основании установления личности, имеющей законную неприкосновенность (депутат Госдумы, член судебного корпуса, прокуратуры, действующий арбитражный заседатель и др.).
Основания для задержания в полиции
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона “О полиции”, гражданин может подвергнуться задержанию в случае:
- подозрения его в совершении преступления;
- избрания меры пресечения в виде заключения под стражу;
- уклонения его от исполнения наказания;
- нахождения его в розыске;
- в некоторых случаях, когда в отношении лица ведется административное производство;
- нарушения гражданином правила комендантского часа;
- незаконного проникновения или попытки пробраться на охраняемые объекты;
- попытки самоубийства;
- наличия признаков выраженного психического расстройства;
- получения требования о выдаче иностранному государству его гражданина;
- когда действия лица создают опасность для него и окружающих.
Зафиксируйте точное время, когда вы окажетесь в полицейском транспорте (например, можно отправить смс). Это позволит пожаловаться на то, что вас слишком долго продержали в автозаке (если такое произойдет).
Несмотря на то что закон требует доставить вас в отдел как можно скорее, на практике путь может затянуться.
Кодекс об административных правонарушениях, часть 2 статьи 27.2 «Доставление».
Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок.
Спросите, куда вас везут. Как узнаете, напишите об этом в правовой бот ОВД-Инфо и друзьям. Сразу просите друзей сделать в этот отдел передачи еды, воды и необходимых вещей (учитывайте, что задержание может длиться несколько часов, а могут оставить на ночь). Помогайте друг другу. Сделайте чат в телеграме на автозак, добавьте туда друзей, которые вам помогают. Обменяйтесь контактами с другими задержанными по максимуму.
Когда приедете к отделу, напишите об этом в наш правовой бот. Перед зданием полицейского участка вы можете какое-то время просидеть в автозаке, ожидая, пока вас и других задержанных станут заводить внутрь. Существует вероятность, что из одного отдела вас потом повезут в другой.
Можно проверить заполненность автозака. Никто не должен стоять и держаться за поручни, как в вагоне метро. Количество людей должно равняться количеству сидячих мест. Но помните — в автозаке вы наиболее беззащитны, постарайтесь вести себя спокойно и не вызывать конфликтов.
«Апелляционное определение Верховного Суда РФ» от 25.02.2016 N АПЛ16-24 Запрет на перевозку людей сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства, содержится в пункте 22.8 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090.
Кроме того, согласно абзацу четвертому пункта 167 Инструкции во всех случаях количество осужденных и лиц, содержащихся под стражей, и личного состава, перевозимого в специальных транспортных средствах, не должно превышать норм, установленных для данного транспортного средства техническими характеристиками.
Сколько времени может задерживать полиция человека?
В Российской Федерации существует закон, определяющий максимальный срок задержания людей в полиции. В соответствии с законодательством, пьяный человек может быть задержан для выяснения обстоятельств на срок не более 3 часов.
Однако, данный срок может быть продлен до 6 часов в случае возникновения неотложной необходимости в проведении дополнительных мероприятий.
Мероприятия, проводимые полицией в отношении задержанного человека, могут включать в себя не только выяснение обстоятельств, но и медицинский осмотр, сбор доказательств, а также предоставление юридической помощи и обеспечение безопасности окружающих.
Важно отметить, что дополнительный срок задержания человека может быть применен только при наличии соответствующего решения суда или прокурора. При этом, задержание может продлиться до 48 часов, если имеются серьезные основания для подозрения в совершении тяжкого преступления.
Таким образом, полиция может задержать пьяного человека на срок не более 3 часов, который может быть продлен до 6 часов при необходимости проведения дополнительных мероприятий. Дополнительный срок задержания человека может быть применен только при наличии соответствующего решения суда или прокурора.
Определение алкогольного опьянение у гражданина – когда идет уже нарушение Закона?
Ни для кого ни секрет, что в России предусмотрено наказание для граждан, которые появляются в состоянии алкогольного опьянения в обществе или общественном месте. Появление не может быть простым, оно обычно нарушает права окружающих, оскорбляет человеческое достоинство и выходит за рамки морали и нравственности.
Возникает вопрос, когда же нарушается закон – неужели от выпитого бокала вина или пива полицейские смогут задержать на улице и привлечь к ответственности? Будет ли гражданин, посетивший кафе или ресторан, и отправившийся в общественное место, являться нарушителем?
Определить состояние алкогольного опьянения может любой человек. Но вот если пьяный гражданин будет нарушать общественный порядок, либо нести угрозу безопасности, либо агрессивно себя вести, то его обязательно задержат. Гражданин не будет контролировать себя, свое поведение, для окружающих он создаст дискомфорт.
Когда применяется доставление
В 13 пункте статьи 13 закона «О полиции» описаны цели доставления, которыми обязаны руководствоваться правоохранители.
Решение вопроса по задержанию лица. В тексте пункта 13 дополнительно поясняется, что лишь невозможность разрешения вопроса на месте позволяет выполнять доставление для последующего задержания. Т.е. фактически обоснованием этой процедуры является очевидность сотруднику полиции обстановки, в которой выполнение служебных обязанностей правоохранителя невозможно исполнить в надлежащем порядке без доставления-задержания лица (к примеру, данное лицо совершает насильственное правонарушение на глазах полицейского).
Или же меры, предпринятые полицейским, утвердили обоснованность подозрения (как минимум, не поспособствовали устранению подозрения) в потребности задержания и доставления данного гражданина в отдел полиции.
Установление личности гражданина. Отмечено, что потребность установить личность гражданина должна основываться на предположении о его нахождении в розыске. Как правило, здесь подразумевается обнаружение сотрудником полиции гражданина, приметами совпадающего с лицом, указанным в розыск.
Необходимо заметить, что приоритетного обязательства установления личности гражданина по документам при схожести его примет с разыскиваемым лицом – этого в законе не отмечено. Т.е. получается, что правоохранитель вправе задерживать-доставлять гражданина, совпадающего приметами с разыскиваемым правонарушителем, даже если тот предоставит удостоверяющие личность документы.
Совет адвоката: отсутствие гражданского паспорта при проверке «подозрительного» физлица полицейскими в общественном месте не является само по себе основанием для задержания с последующим доставлением в отдел. 55 статьи Конституции РФ утверждает условие возложения гражданских обязанностей на россиян исключительно федеральными законами, а закона, обязующего иметь гражданский паспорт при себе постоянно – такого нет.
Защита гражданина. Законом «О полиции» называются условия востребованности защиты гражданина путем доставления в орган МВД: неспособность позаботиться о себе самостоятельно в обстановке непосредственной угрозы его здоровью и жизни; невозможность избежать опасности прочими способами.
Подразумевается непосредственное наличие угрозы здоровью/жизни лица, очевидное сотруднику МВД и присутствующим гражданским лицам. К примеру, доставлению в полицию подлежат обнаруженные в общественных местах лица, в силу заболевания не способные назвать себя и местожительство.
Это также граждане, пытавшиеся совершить самоубийство или проявляющие различимые признаки расстройства психики, своими действиями создающие опасность окружающим. Наконец, доставление применяется к гражданам, обвиняемым окружающими в тяжком преступлении и находящимися под угрозой самосуда.
Иные случаи, предусмотренные законодательством. Ссылаясь на неназванные в 13 пункте статьи 13 «иные случаи», обосновывающиеся потребность доставления, закон «О полиции» подразумевает нормы, описанные в иных актах законодательства.
Это упомянутая выше статья 27.2 КоАП, утверждающая право доставления административных правонарушителей, делами которых занимается полиция, а также оформляемым протоколами административным правонарушениям по статье 28.3 части 2 первому пункту КоАП. Также полиции принадлежит право доставления граждан, совершивших любое административное правонарушение, в порядке административного задержания при условии обращения полномочных должностных лиц, которые вправе протоколировать «административку» (ст.27.3 КоАП).
Примером «иных» законодательных случаев, определяющих условия доставления граждан – 11 статья часть 3 пункт 1 закона «О противодействии терроризму». Согласно названного пункта на территории (объекте), где установлен режим контртеррористической операции, ведется проверка у физлиц удостоверяющих личность документов, а при отсутствии таковых документов – выполняется доставление с целью выяснения личности в органы полиции, либо иные компетентные органы.
С 2021 года полиции дано законное право осуществлять доставление в медпункты обнаруженных в общественных местах лиц, состоящих в опьянении (алкогольном, наркотическом, ином токсическом) и неспособных ориентироваться, передвигаться (ст.13 п.14 закона «О полиции»). Впрочем, это скорее обязанность для правоохранителей, поручаемая одновременно с восстановлением системы медвытрезвителей в России (ст.26.3 п.2 пп.21.4 закона за №184-ФЗ от 06.10.1999).
Помимо названного выше сотрудникам полиции принадлежит право доставления несовершеннолетних правонарушителей, застигнутых при совершении антиобщественных деяний и иных правонарушений, а также беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних (ст.13 п.15 закона «О полиции»). Их доставление происходит в спецучреждения для лиц несовершеннолетнего возраста или в служебное помещение полицейского подразделения в соответствии с законом за №120-ФЗ от 24.06.1999.
Основания для задержания пьяных граждан полицией – в каких местах запрещено появляться гражданам в нетрезвом виде?
Главным основанием для задержания пьяного гражданина является появление его в нетрезвом виде в общественных местах. Подразумевается не простое появление гражданина, а совершением им непристойных, безнравственных действий.
Важно: Равноправным нарушением с появлением нетрезвого гражданина считается и распитие спиртных напитков в месте, предназначенном для общественного пользования.
- В транспорте — например, в автобусах, маршрутках, троллейбусах, трамваях, электричках, поездах. Исключение – личное авто.
- На детских площадках.
- В торговых и развлекательных центрах.
- На площадках спортивного типа.
- На стадионах.
- В местах, предназначенных для отдыха граждан. Например, в скверах, парках
- На улице.
- В военных помещениях.
- В местах повышенной опасности — например, на автозаправке.
- В образовательных учреждениях (детском саду, школе, университете и т.п.).
- В магазинах или точках общепита, где алкоголь продается на разлив.
- В аэропортах.
- На автовокзалах.
- В других местах, отведенных для общественного пользования.
Закон о полиции предусматривает и другие причины для задержания. С ними приходится сталкиваться гораздо реже, но всё-таки их необходимо перечислить.
- Задержание лица, в отношении которого уже избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
- Человек «убежал»:
- из-под стражи,
- уклоняется от отбывания уголовного наказания, принудительных мер медицинского характера или воспитательного воздействия согласно решению суда,
- уклоняется от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания,
- не прибыл к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок,
- уклоняется от исполнения административного ареста,
- находится в розыске,
- убежал из психиатрического лечебного учреждения.
Задержание во всех указанных случаях имеет целью передачу лица ответственному органу, учреждению.
- Задержание лица, предпринявшего попытку самоубийства или имеющего признаки психического расстройства и создающего своими действиями опасность для себя и окружающих. Такие лица отправляются по месту жительства или в лечебное учреждение.
- Задержание нарушителя правил комендантского часа.
- Задержание при незаконном проникновении либо попытке проникновения на охраняемый объект.
- Задержание лица, в отношении которого поступило требование о выдаче, до передачи его иностранному государству.
Кто имеет право задерживать и доставлять в отделение граждан?
Право на доставление граждан в полицейский отдел имеет ограниченный круг лиц. Исчерпывающий перечень таких представителей прописан в статье 27.2 КоАП РФ. К ним относятся:
- сотрудники ОВД. В их полномочия входит, прежде всего, работа с нарушителями правил дорожного движения. Они имеют право доставлять и других граждан, если об этом их попросили иные должностные лица по причине совершения административного правонарушения;
- сотрудники нацгвардии. Они имеют право доставлять в отделение граждан, которые незаконно проникли в охраняемые помещения или нанесли определенный ущерб этим объектам;
- представители Ространснадзора. В их обязанности входит препровождение лиц, которые нарушают порядок в транспорте;
- работники военной полиции. Их полномочия распространяются на водителей, управляющих транспортом ВВС, Нацгвардии, МЧС;
- инспекторы надзорных органов, если речь идет о выявлении нарушений непосредственно в их сфере полномочий;
- пограничники или таможенники при выявлении незаконной деятельности на пограничных территориях или во внутренних морских водах.
Верховный суд запретил полиции свозить граждан в отделения
Для оформления протокола на задержанного у полицейских теоретически есть не более трех часов. Фото Reuters
Верховный суд (ВС) запретил без веских причин доставлять людей в отделения полиции для составления административных протоколов. В высшей судебной инстанции также напомнили, что по закону срок задержания гражданина не должен превышать трех часов. Что касается применения спецсредств против уже задержанных людей, то ВС признал это противозаконным. Эксперты указали, что надо будет посмотреть, как данное решение будут исполнять нижестоящие суды, которые обычно удовлетворяются показаниями полицейских. Правозащитник Александр Брод и вовсе поставил вопрос об итогах десятилетия реформ в МВД.
Сотрудники полиции не должны специально везти задержанного гражданина в отделение лишь для составления административного протокола. Это следует делать разве что в «крайних случаях», когда правонарушение невозможно оформить на месте. Об этом говорится в одном из решений ВС. В нем также отмечается, что такого человека должны выпустить «при первой возможности», и напоминается, что крайний срок задержания не должен превышать трех часов.
Данное решение ВС вынесено по жалобе пассажира такси, у которого полиция захотела проверить документы вместе с водителем. Инцидент закончился тем, что гражданина якобы за брань и нарушение общественного порядка доставили в отделение. После составления протокола о мелком хулиганстве его еще и несколько часов продержали в камере. А потом суды игнорировали показания очевидцев в пользу задержанного – дескать, те не были предупреждены об ответственности за лжесвидетельство. Не восприняты были и ходатайства адвокатов об изъятии записей с камер видеонаблюдения – мол, это материалы для служебного пользования.
На это ВС указал, что любые показания должны подлежать оценке «наравне с другими доказательствами» и что необходимо использовать «все разумные возможности» для проверки любых показаний, в том числе и со стороны правоохранителей. В противном случае, подчеркнул ВС, «суды возлагают на обвиняемого чрезмерное и непомерное бремя доказывания незаконности действий полиции вопреки фундаментальному требованию о том, что обвинение должно доказывать свою правоту». Отдельно ВС обратил внимание на использование спецсредств против задержанных. В конкретном случае это был электрошокер, который применили против строптивого пассажира такси якобы «для прекращения буйства в дежурной части». ВС напомнил об отсутствии подобных оснований в законе о полиции: спецсредства допустимы «для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций».
Действия сотрудников полиции, очевидно, выходили за рамки их должностных полномочий, подтвердил «НГ» адвокат Александр Иноядов: «Не было оснований для проверки пассажира, а значит, все дальнейшие действия были безосновательными и незаконными». По его словам, в подобных случаях проводится служебная проверка, чего на деле, понятно, обычно не происходит. И, конечно, Иноядов напомнил об «изначальной пристрастности судов к оценке действий именно граждан, а не сотрудников полиции».
«Силовики привыкли так работать – задержать и сразу же повести в отделение», – пояснил «НГ» сопредседатель Московской Хельсинкской группы Валерий Борщев. По его словам, чаще всего это практикуется в отношении оппозиционеров: «Активистов запихивают в душные тесные автозаки, с ними грубо обращаются, игнорируют их просьбы даже насчет туалета. Это служит и для устрашения, и в качестве некоего наказания, чтобы неповадно было». Борщев подтвердил, что сроки задержания постоянно нарушаются, а суды, как правило, игнорируют эти злоупотребления. Решение ВС, по мнению Борщева, должно положительно повлиять на эту негативную практику.
Досмотреть вас может только полицейский одного с вами пола в присутствии двух понятых того же пола.
Запись о досмотре делается в протоколе о доставлении или в протоколе о задержании, либо составляется отдельный протокол.
Кодекс об административных правонарушениях, статья 27.7 «Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице».
1. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
2. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются должностными лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 настоящего Кодекса.
3. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
4. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.
5. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.
6. О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице.
7. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.
Незаконные действия полицейских
Совершение правонарушения не является основанием для нарушения прав задержанного лица со стороны правоохранителей. При несоблюдении в момент задержания регламента, полицейского можно привлечь к ответственности.
Непосредственно в момент удержания гражданин вправе позвонить в Главное управление собственной безопасности по номеру 102 и сообщить о незаконных действиях сотрудника. При этом необходимо назвать:
- личные данные задержанного лица;
- серию и номер паспорта;
- контактный телефон.
После того, как гражданина отпустят он вправе подать жалобу в прокуратуру или управление собственной безопасности. Обращение можно направить по почте или через официальный сайт ведомства.
Жалоба подается в письменной форме. В ней указываются:
- обстоятельства удержания;
- информация о сотрудниках, нарушивших права гражданина;
- действия, являющиеся неправомерными;
- просьба о привлечении должностных лиц к ответственности.
Порядок административного задержания
Соблюдение процессуальных норм имеет важное значение для защиты – любое выявленное нарушение может стать основанием для оспаривания задержания. Порядок выводится из статей 27.3 – 27.5 КоАП:
- Составление протокола задержания (ст.27.4 КоАП). Документ обязан включать в себя:
- Дату и место составления.
- Должность и Ф.И.О. лица, составившего рапорт.
- Данные задержанного.
- Дату и место задержания.
- Мотивы произведенного задержания.
- Подписи составившего и задержанного.
- Задержанный получает полную информацию о своих правах и обязанностях в соответствии с КоАП РФ (ч.5 ст.27.3 устанавливает обязанность разъяснить).
- По просьбе задержанного, его родственники (при желании, руководство учебного заведения и/или адвокат) уведомляются о произошедшем (ч.3 ст.27.3). Уведомление родителей несовершеннолетнего обязательно (ч.4 ст.27.3). Если задержан военнослужащий (участник сборов), уведомляется военная полиция или конкретная воинская часть (ч.4.1 ст.27.3).
Когда применяется доставление
В 13 пункте статьи 13 закона «О полиции» описаны цели доставления, которыми обязаны руководствоваться правоохранители.
Решение вопроса по задержанию лица. В тексте пункта 13 дополнительно поясняется, что лишь невозможность разрешения вопроса на месте позволяет выполнять доставление для последующего задержания. Т.е. фактически обоснованием этой процедуры является очевидность сотруднику полиции обстановки, в которой выполнение служебных обязанностей правоохранителя невозможно исполнить в надлежащем порядке без доставления-задержания лица (к примеру, данное лицо совершает насильственное правонарушение на глазах полицейского).
Или же меры, предпринятые полицейским, утвердили обоснованность подозрения (как минимум, не поспособствовали устранению подозрения) в потребности задержания и доставления данного гражданина в отдел полиции.
Установление личности гражданина. Отмечено, что потребность установить личность гражданина должна основываться на предположении о его нахождении в розыске. Как правило, здесь подразумевается обнаружение сотрудником полиции гражданина, приметами совпадающего с лицом, указанным в розыск.
Необходимо заметить, что приоритетного обязательства установления личности гражданина по документам при схожести его примет с разыскиваемым лицом – этого в законе не отмечено. Т.е. получается, что правоохранитель вправе задерживать-доставлять гражданина, совпадающего приметами с разыскиваемым правонарушителем, даже если тот предоставит удостоверяющие личность документы.
Совет адвоката: отсутствие гражданского паспорта при проверке «подозрительного» физлица полицейскими в общественном месте не является само по себе основанием для задержания с последующим доставлением в отдел. 55 статьи Конституции РФ утверждает условие возложения гражданских обязанностей на россиян исключительно федеральными законами, а закона, обязующего иметь гражданский паспорт при себе постоянно – такого нет.
Защита гражданина. Законом «О полиции» называются условия востребованности защиты гражданина путем доставления в орган МВД: неспособность позаботиться о себе самостоятельно в обстановке непосредственной угрозы его здоровью и жизни; невозможность избежать опасности прочими способами.
Подразумевается непосредственное наличие угрозы здоровью/жизни лица, очевидное сотруднику МВД и присутствующим гражданским лицам. К примеру, доставлению в полицию подлежат обнаруженные в общественных местах лица, в силу заболевания не способные назвать себя и местожительство.
Это также граждане, пытавшиеся совершить самоубийство или проявляющие различимые признаки расстройства психики, своими действиями создающие опасность окружающим. Наконец, доставление применяется к гражданам, обвиняемым окружающими в тяжком преступлении и находящимися под угрозой самосуда.
Иные случаи, предусмотренные законодательством. Ссылаясь на неназванные в 13 пункте статьи 13 «иные случаи», обосновывающиеся потребность доставления, закон «О полиции» подразумевает нормы, описанные в иных актах законодательства.
Это упомянутая выше статья 27.2 КоАП, утверждающая право доставления административных правонарушителей, делами которых занимается полиция, а также оформляемым протоколами административным правонарушениям по статье 28.3 части 2 первому пункту КоАП. Также полиции принадлежит право доставления граждан, совершивших любое административное правонарушение, в порядке административного задержания при условии обращения полномочных должностных лиц, которые вправе протоколировать «административку» (ст.27.3 КоАП).
Примером «иных» законодательных случаев, определяющих условия доставления граждан – 11 статья часть 3 пункт 1 закона «О противодействии терроризму». Согласно названного пункта на территории (объекте), где установлен режим контртеррористической операции, ведется проверка у физлиц удостоверяющих личность документов, а при отсутствии таковых документов – выполняется доставление с целью выяснения личности в органы полиции, либо иные компетентные органы.
С 2021 года полиции дано законное право осуществлять доставление в медпункты обнаруженных в общественных местах лиц, состоящих в опьянении (алкогольном, наркотическом, ином токсическом) и неспособных ориентироваться, передвигаться (ст.13 п.14 закона «О полиции»). Впрочем, это скорее обязанность для правоохранителей, поручаемая одновременно с восстановлением системы медвытрезвителей в России (ст.26.3 п.2 пп.21.4 закона за №184-ФЗ от 06.10.1999).