Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ОВЗ I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII видов и их расшифровка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По разным оценкам, примерно 40 тысяч детей-инвалидов не попадают в категорию детей с ОВЗ. Это настоящая дискриминация детей-инвалидов. Дети-инвалиды и дети с ОВЗ – это совершенно различные группы детей. В среднем по РФ детей-инвалидов в системе общего образования в два раза меньше, чем детей с ОВЗ.
Чем отличается инвалидность и ограниченные возможности здоровья
Дети-инвалиды в основном обучаются в обычных классах, а дети с ОВЗ – в коррекционных классах и школах. Кроме того, в России дети с ОВЗ, имеют отличия от детей-инвалидов, на 80% – это дети с умственными нарушениями, задержкой психического развития, умственной отсталостью. У детей-инвалидов, как правило, меньше умственных нарушений.
Наиболее частый вопрос возникает в определении инвалидности или ограниченных возможностей малыша. С одной стороны, несовершеннолетние лица, которым устанавливается инвалидность, в любом случае имеет какие-либо функциональные отклонения, мешающие ему полноценно вести свою жизнедеятельность. Но в то же время, согласно российскому законодательству, далеко не все дети с такими ограниченными возможностями могут получить инвалидность.
Какие дети считаются инвалидами
Что такое инвалидами и кто называется такими? Как можно определить, кто является инвалидом? И что значит ОВЗ? Эти вопросы часто возникают, особенно у родителей и специалистов, работающих с детьми.
Для начала, важно разобраться, что такое инвалид. Инвалид — это человек, который имеет нарушение функции организма или ограничения в функциональности различных систем организма, которые вызывают нарушение его способности к самообслуживанию, движению, общению и работе. Слово «инвалид» в данном контексте можно заменить на термин «лицо с ограниченными возможностями» или «человек с инвалидностью».
Многие думают, что инвалидами считаются только люди с явными физическими или умственными нарушениями. Однако, не стоит забывать, что инвалидами также могут быть дети, у которых есть «общие взаимные характеристики» диагнозы, такие как задержка психического или физического развития. В таких случаях детей считают ОВЗ — особыми воспитательными нуждами. ОВЗ — это аббревиатура, обозначающая особое воспитательное занятие.
Что значит ОВЗ и какие дети относятся к этой категории? ОВЗ — это понятие, используемое в специальной педагогике для обозначения детей с уникальными образовательными потребностями. К детям с ОВЗ относятся дети с различными диагнозами, такими как дислексия, дисграфия, нарушение координации движений, нарушение социального взаимодействия и др.
Таким образом, дети с различными диагнозами ОВЗ и дети с явными физическими или умственными нарушениями могут быть названы инвалидами. Важно понимать, что необходимо относиться к таким детям с пониманием, сочувствием и уважением, а также предоставлять им все необходимые условия для полноценного развития и обучения.
Лица с ОВЗ вынуждены сталкиваться с трудностями физического или интеллектуального характера, которые помешают получению образования без специальных условий. Среди данной категории людей могут быть:
- Дети раннего возраста с различными нарушениями здоровья, от неврологических до недостаточного развития логического мышления;
- Подростки с редкими генетическими заболеваниями или травмами, которые влияют на их физическое или интеллектуальное развитие;
- Лица пожилого возраста, столкнувшиеся с возрастными изменениями здоровья или серьезными заболеваниями.
Какие психические заболевания относятся к инвалидности
Медико-социальная экспертиза в нашей стране проводится для того, чтобы определить степень инвалидности у пациентов с различными заболеваниями. Чаще всего к числу тех, кто получает инвалидность, относятся люди, страдающие такими психическими заболеваниями как шизофрения, аутизм, олигофрения, органические поражения головного мозга, деменция и эндогенные аффективные расстройства. Эти заболевания часто приводят к снижению интеллектуальных способностей, неспособности к самообслуживанию, недостаточной социальной адаптации и другим проблемам, которые мешают пациентам жить полноценной жизнью. Комиссия МСЭ оценивает степень тяжести каждого конкретного случая и принимает решение о том, нуждается ли пациент в помощи государства и получении статуса инвалида.
Лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды в чем различие
Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп. По возрасту: дети-инвалиды, инвалиды-взрослые. По происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания. По степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды III группы (трудоспособные в щадящих условиях труда). По характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам.
Ограничение способности к обучению второй и третьей степеней может быть основанием для установления второй группы инвалидности при сочетании с ограничением одной или нескольких других категорий жизнедеятельности за исключением учащихся, у которых ограничение только способности к обучению второй, третьей степеней может обусловить необходимость установления второй группы инвалидности.
Отличия в правах детей инвалидов и взрослых инвалидов
- Психическим заболеваниям, включая умственную отсталость. Они составляют практически 30% от всех причин. На долю умственной отсталости приходится 47,0% среди всех психических расстройств.
- Не втором месте располагаются врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения, в том числе сердца, сосудов, головного, спинного мозга. Доля этих заболеваний составляет 24,0%.
- На третьем – патология органов эндокринной системы с удельным весом 10,0%.
- На четвертом – неврологические болезни (8,5%), среди которых наибольший вес имеет церебральный паралич (47,0%).
- Пятое место занимают болезни опорно-двигательного аппарата (5,0%).
Дети инвалиды и инвалиды отличия
К категории детей-инвалидов относятся дети до 16 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.
Больницы различного уровня (республиканские, краевые, центральные, районные, в т.ч. детские); специализированные больницы и отделения (неврологические, психиатрические, туберкулезные и др.); консультативно-диагностические центры после обследования и лечения могут рекомендовать установление ребенку инвалидности.
Рекомендация фиксируется в «Истории развития ребенка» (форма № 112/у) и в «Медицинской карте амбулаторного, стационарного больного». Эти рекомендации учитываются при установлении ребенку инвалидности. Медицинская карта направляется в лечебное учреждение по месту постоянного проживания ребенка. Врачи-специалисты врачебно-консультативной комиссии лечебного учреждения по месту постоянного проживания ребенка оформляют медико-социальное заключение на ребенка-инвалида.
Медико-социальное заключение оформляется при наличии у ребенка нарушений в состоянии здоровья и возникающем в результате этого ограничении его жизнедеятельности.
Медико-социальное заключение на ребенка-инвалида оформляется в 2-х экземплярах:
— первый экземпляр Заключения остается в выдавшем его учреждении;
— второй экземпляр в трехдневный срок направляется в районный (городской) отдел социальной защиты населения по месту постоянного проживания ребенка. Родители или опекун ребенка-инвалида уведомляются о направлении медико-социального заключения в органы социальной защиты населения с целью назначения ребенку социальной пенсии по инвалидности.
В медико-социальном заключении на ребенка-инвалида содержатся рекомендации для ребенка-инвалида:
— необходимость пребывания ребенка в специализированном детском учреждении;
— обучение на дому или в специальном учреждении;
— обеспечение необходимым оборудованием, вспомогательными средствами;
— необходимость санаторно-курортного лечения; профиль санатория, срок пребывания;
— комплекс основных реабилитационных мероприятий; и пр. При установлении МСЭК лицам старше 18-ти лет инвалидности с детства 1 или 2 группы они, как и дети-инвалиды в возрасте до 18-ти лет, приобретают право на получение социальной пенсии в размере минимальной пенсии по старости.
Гражданам, ставшим инвалидами в возрасте до 20 лет, пенсия назначается независимо от стажа работы.
Дети-инвалиды имеют льготы:
— 50%-ную скидку на проезд по железной дороге, на авиалиниях, в автобусах междугородного сообщения на период с 1 октября по 15 мая;
— дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники пользуются правом бесплатного проезда на всех видах городского транспорта (кроме такси);
— детям-инвалидам и сопровождающим их лицам предоставляется право бесплатного проезда к месту лечения (обследования) в автобусах пригородных и междугородних внутрирегиональных маршрутов;
— дети-инвалиды и сопровождающие их лица имеют право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно;
— дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении 18-ти лет обеспечиваются жильем вне очереди;
— семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка на квартирную плату не ниже 50% ( в общественном жилом фонде).
Работающие родственники наряду с попечителями больного ребенка могут рассчитывать на сокращение своего страхового стажа. Срок ухода за ребенком-инвалидом засчитывают в качестве общего трудового стажа, благодаря чему родители, а, кроме того, опекуны могут выходить на пенсию значительно раньше.
В чем разница статусов?
Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Обучающийся с ОВЗ — это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус ребенок-инвалид.
Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).
Вместе с тем, один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «ребенок-инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).
В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.
Правовой статус обучающихся лиц с ОВЗ
1. К обучающимся с ОВЗ с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости запрещено применять меры дисциплинарного взыскания.
2. Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать по этому вопросу с медицинскими организациями.
3. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ определяются уполномоченными органами власти (Министерство просвещения РФ совместно с Минтрудом РФ).
4. Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, находятся на полном государственном обеспечении. Не проживающие в такой организации обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
5. Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают получение профобучения обучающимися с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим школьного образования.
6. При получении образования обучающимся с ОВЗ бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (мера является расходным обязательством субъекта РФ).
7. Государство обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Источники:
Конституция Российской Федерации (ст. 43, 55)
Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 № 46-ФЗ (ст. 24);
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 (в частности, статья 79);
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в частности, статья 19);
Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 года N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Доступная среда“ на 2011-2020 годы»;
«Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на период до 2020 года», утвержденный заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 7 февраля 2018 г. № 987п-П8;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»;
Приказ Минтруда России от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями».
Способы поддержки лиц с ОВЗ
Люди с ограниченными возможностями заслуживают равных возможностей и прав, поэтому необходимо предоставлять им поддержку и помощь. Существует несколько способов помощи:
- Предоставление доступа — обеспечение доступности мест, зданий, общественного транспорта и информации для людей с различными видами ограничений;
- Обучение — обеспечение возможности получения образования и специальных навыков для улучшения качества жизни и увеличения шансов на трудоустройство;
- Трудоустройство — предоставление равных возможностей на рынке труда и создание условий для использования талантов и способностей людей с ограниченными возможностями;
- Медицинская помощь — предоставление медицинских услуг и средств реабилитации для уменьшения инвалидности и повышения качества жизни;
- Технические средства — использование различных технологических инструментов и средств связи для обеспечения комфорта и возможностей для людей с ограниченными возможностями.
Общество должно поддерживать право каждого человека на жизнь в полном соответствии со своими возможностями, а также обеспечивать равный доступ к благам и услугам. Только тогда мы сможем построить более сильное и продуктивное общество, где люди будут оцениваться исходя из своих возможностей, а не ограничений.
Понятие «ограниченные возможности здоровья»
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует особых подходов. Таким малышам нужно больше внимания, им не подходят традиционные методики и привычные методы взаимодействия. В работе с детьми с ОВЗ в ДОУ необходима индивидуализация, учёт особенностей конкретного ребёнка.
Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.
К их числу относят слабовидящих и слепых, слабослышащих и глухих детей, малышей с серьезными нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, расстройствами психического развития и аутизмом, умственной отсталостью.Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией и он может быть изменен, если у малыша наблюдается положительная динамика.
Аннотация. Статья посвящена проблемам образовательной системы, обусловленнымратификацией Конвенции «О правах инвалидов», а именно незавершенностью терминологической системы. Для адекватной защиты прав на образование инвалидов, лиц с ОВЗ и лиц с нормой здоровья необходимо законодательное разграничение понятий «инвалид» и «лицо с ОВЗ», направленное на защиту прав лиц с инвалидностью.
Для определения группы инвалидности обязательно устанавливаются степень выраженности нарушений функций организма и степень выраженности ограничений жизнедеятельности человека, в результате нарушений функций организма.
В любом случае для диагностики особенностей требуется пройти ППМК, чтобы выявить, к примеру, нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА), интеллекта, речи и зрения, задержку психического развития (ЗПР), расстройство общения и поведения (включая СДВГ и РАС).
Многие родители спрашивают, что означает поставленный диагноз – ребенок с ОВЗ и означает ли это, что он инвалид?
Далее предлагаем ознакомиться с основными видами ОВЗ и особенностями, которые выявляются при данных нарушениях.
Негативная евгеника – это термин, которым называют попытки разубеждать людей или мешать им воспроизводиться, поскольку их считают «неподходящими» для деторождения. С развитием медицинской науки, идеи неоевгеники находят новых сторонников. Дородовые исследования и анализ околоплодных вод предоставляют будущим родителям возможность решать «кто должен и кто не должен населять мир».
ОВЗ, или ограниченные возможности здоровья — это нарушения физического и (или) психического развития. Педагогика и медицина подходят к ним, исходя из своих задач, и имеют собственные расшифровки.