Блокировка расчетного счета: как проверить и как снять

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Блокировка расчетного счета: как проверить и как снять». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Если контрагент или клиент пожаловался в суд на вашу компанию, суд может принять решение заблокировать банковский счет и вручить постановление истцу. Истец сам или через судебных приставов передает это решение в банк, а тот блокирует счет и уведомляет владельца.

Что, если блокировка произошла по решению суда

Чтобы разблокировать счет, нужно исполнить решение суда. Это может быть: погашение долга, возмещение ущерба и выполнение других обязательств перед контрагентом или клиентом.

Когда выполните все обязательства перед контрагентом, предоставьте в суд доказательства. Тогда суд вынесет новое решение об отмене блокировки счета. Это решение лучше самостоятельно передать в банк, так будет быстрее.

Незаконное приостановление операций по счетам в банке

Несмотря на то, что в НК РФ четко названы случаи, когда блокируется счет, зачастую налоговики выносят решение о приостановлении операций по иным основаниям. Рассмотрим самые распространенные случаи незаконной блокировки (они остаются актуальными и в 2020 году):

  • Несвоевременная сдача бухгалтерской отчетности. Расчетный счет может быть заблокирован только в случае нарушения сроков подачи налоговой декларации. Если организация опоздала с бухгалтерской отчетностью, оснований для приостановления операций не возникает. Об этом сказано в письме Минфина России от 04.07.2013 № 03-02-07/1/25590.
  • Несвоевременная сдача налоговой отчетности по итогам отчетного периода (расчета авансового платежа). Такой благоприятный вывод впервые сделала ФНС России в письме от 11.12.14 № ЕД-4-15/25663, п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57).
  • Ошибка в налоговой отчетности либо указание неверных реквизитов при перечислении платежей в бюджет – если такая неточность не является основанием для отказа в приеме декларации (например, неверный КПП) и не повлекла неперечисление суммы налога в бюджет (например, неверные ОКТМО или КБК).
  • Неполучение инспекцией в срок декларации по вине почты или оператора ТКС (т.к. датой представления отчетности является дата ее отправки). См., например, постановление ФАС МО от 10.11.2010 № КА-А41/13633-10).
  • Связь с «однодневками». Блокировка на основании подозрения инспекции о том, что компания работает с «однодневкой». Решение ИФНС о блокировке счета на основании своего подозрения, что налогоплательщик работает с компаниями-однодневками, – не предусмотрена НК РФ, и суды в таких спорах встают на сторону компаний (см., например, постановление ФАС МО от 09.11.2009 № А40-88727/08-87-440).
  • Блокировка только из-за сомнений, что компания не заплатит доначисления. Если подозрения необоснованны – блокировка незаконна, такие подозрения нужно обосновать, считают судьи (постановление АС Поволжского округа от 05.12.2019 № Ф06-55325/2019).

Какие платежи исполняются в период действия решения о приостановлении операций?

Платежи в бюджеты в счёт уплаты налогов, страховых взносов и платежи, очерёдность исполнения которых предшествует исполнению обязанности по уплате налога.

Очерёдность исполнения платежей установлена статьёй 855 ГК РФ.

К третьей очереди отнесено списание средств:

  • в оплату труда (исключение из общего правила о приоритете исполнительных документов),
  • по поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов, сборов, а также по поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов (в данном случае имеется в виду погашение в принудительном порядке задолженности по уплате обязательных платежей).

Как исполняются требования, относящиеся к одной очереди?

В порядке календарной очерёдности поступления платёжных документов. Это означает, что если поручения налогового органа на списание средств в уплату налога к счёту не предъявлялись, платежи налогоплательщика на оплату труда исполняются без ограничений.

Поручение налогоплательщика на перечисление зарплаты будет иметь приоритет в исполнении перед поручением налогового органа на списание задолженности, если оно поступило в банк раньше, чем поручение налогового органа.

Но соответствующие платежи должны фактически относиться к расходам на оплату труда. Согласно определению Верховного суда № 309-КГ18-1269 от 23 марта 2018 года, если спорные перечисления выдачей зарплаты не являлись, банк, который должен был знать о действительном назначении денежных средств, будет нести ответственность по статье 134 НК РФ.

Банк в период режима приостановления операций станет осуществлять дополнительный контроль за назначением платежа, указанного налогоплательщиком, чтобы не допустить нарушений при списании денежных средств.

В какой очерёдности будут исполняться поручения налогоплательщика на уплату налога и поручения налогового органа на взыскание налога с этого же налогоплательщика?

Поручение налогового органа (то есть, платежи в принудительном порядке), подлежат исполнению в третью очередь. Платежи по налогам, производимые на основании распоряжений налогоплательщика, — в пятую очередь.

Читайте также:  Все заявления на регистрацию по месту пребывания и жительства (бланки и образцы)

Указанная позиция подтверждается письмом Минфина № 03-02-07/2/28207 от 17 мая 2016 года.

Можно ли закрыть счёт в период действия решения о приостановлении операций?

Согласно новому пункту 3 статьи 858 ГК РФ, расторжение договора банковского счёта не является основанием для отмены приостановления операций по счёту.

В этом случае меры по ограничению распоряжения счётом распространяются на остаток денежных средств на счёте.

Таким образом, даже при закрытии счёта остаток средств не будет выдан клиенту до отмены приостановления операций по счёту.

Также обратим внимание, что в соответствии с пунктом 8.5 Инструкции Банка России № 153-И от 30 мая 2014 года, в случае прекращения договора банковского счёта при наличии предусмотренных законодательством ограничений распоряжения денежными средствами на банковском счёте и при наличии денежных средств на счёте, внесение записи о закрытии соответствующего лицевого счёта в Книгу регистрации открытых счетов производится после отмены указанных ограничений не позднее рабочего дня, следующего за днём списания денежных средств с банковского счёта.

Начисление процентов за неправомерное приостановление операций по счету

Если налогоплательщик столкнулся с незаконной блокировкой расчетного счета, то ему необходимо обратиться с соответствующим заявлением в суд, обосновав свои требования. При этом прекращение расходных операций по счету может иметь место в течение длительного времени и стать серьезной проблемой для любой организации, поскольку затрудняет ее взаимодействие с контрагентами. Однако доказать, что в результате неправомерных действий налоговой инспекции налогоплательщику были причинены убытки, на практике бывает довольно непросто. Примеры положительных для налогоплательщиков решений встречаются довольно редко: так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 09.06.2006 N А26-10592/2005-15 организации удалось доказать в суде, что по вине налоговых органов ей пришлось потратить незапланированные денежные средства на открытие нового расчетного счета. Но подобную судебную практику можно считать скорее исключением. В связи с этим большое значение приобретает законодательно установленная ответственность налоговых органов за неправомерные действия по блокировке счета.
Так, уже с 1 января 2010 г. действует положение п. 9.2 ст. 76 НК РФ, согласно которому налоговые органы должны уплачивать налогоплательщику проценты за каждый календарный день просрочки, если они нарушили срок отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков-организаций либо срок направления в банк такого решения.
Согласно Письму Минфина России от 12.03.2010 N 03-03-06/1/128 проценты за нарушение срока отмены приостановления операций по счетам в банке должны включаться в доходы налогоплательщика на момент фактического получения, поскольку в целях налога на прибыль не учитываются лишь проценты, полученные из бюджета в случаях, предусмотренных ст. ст. 78, 79, 176, 176.1 и 203 НК РФ (пп. 12 п. 1 ст. 251 НК РФ). Как видно, ст. 76 НК РФ в этом перечне отсутствует.

С 1 января 2011 г. проценты будут начисляться также за незаконную блокировку счета: с этого момента п. 9.2 ст. 76 дополняется новым абзацем, согласно которому в случае неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовало указанное решение налогового органа, начисляются проценты, подлежащие уплате указанному налогоплательщику-организации за каждый календарный день, начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика до дня получения банком решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации.
Во всех этих случаях проценты начисляются на сумму, в отношении которой применялся режим приостановления, а процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Банка России. Для этого берется ставка, действовавшая в дни неправомерной блокировки, нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене блокировки счета.

Начисление пеней на недоимку

Необходимо отметить, что далеко не все изменения налогового законодательства имеют для налогоплательщиков положительное значение. Так, ранее п. 3 ст. 75 НК РФ предусматривал, что не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции по счетам налогоплательщика в банках. Теперь данное правило изменено. С вступлением в силу поправок, внесенных Законом N 229-ФЗ, если операции по счетам в банке были приостановлены по решению налогового органа, то на сумму недоимки, возникшей в результате такого приостановления, начисляются пени. Если же решение о приостановлении расходных операций было принято судом, то пеней не будет.
Ранее данная норма по-разному трактовалась судами. Со ссылкой на п. 1 ст. 76 НК РФ, которым установлено, что приостановление операций по счету не распространяется на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов, пеней и штрафов, отдельные суды признавали начисление пеней на недоимку при приостановлении операций по счетам правомерным (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 29.01.2010 N А21-5524/2009 и от 27.11.2008 N А42-1912/2008, ФАС Уральского округа от 27.04.2010 N Ф09-2769/10-С3). Налогоплательщик не представил доказательств того, что приостановление операций по его счетам повлекло несвоевременное исполнение обязательств по уплате налогов. Суд указал, что само по себе наличие решений инспекции о приостановлении операций по счетам в банке не является основанием для освобождения налогоплательщика от обязанности уплатить пени.

Читайте также:  Государственные услуги населению

Хотя существовали и решения, вынесенные в пользу налогоплательщика. Так, в Постановлении от 16.11.2009 N А55-16626/2008 ФАС Поволжского округа, руководствуясь п. 3 ст. 75 НК РФ, указал на то, что было произведено неправомерное начисление пеней на недоимку, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа были приостановлены операции налогоплательщика в банке. В решении суда отмечено, что инспекция не доказала, что налогоплательщик осуществлял хозяйственную деятельность за периоды начисления пеней и мог погасить недоимку. Аналогичные выводы содержит и Постановление ФАС Поволжского округа от 18.11.2009 N А55-4678/2009.
Новая редакция анализируемой нормы позволяет сделать однозначный вывод и снять указанные противоречия. Таким образом, принятие Закона N 229-ФЗ способствует прояснению ряда спорных ситуаций, связанных с блокировкой расчетных счетов.

Что делать, если заблокирован расчетный счет

Если операции по счету приостановлены на основании решения ИФНС, нужно обратиться в инспекцию, чтобы выяснить причину блокировки. Как уже упоминалось, налоговый орган обязан направить налогоплательщику копию соответствующего документа не позднее следующего дня после блокировки счета (п. 4 ст. 76 НК РФ). Также право на получение решения ИФНС зафиксировано в подпункте 9 пункта 1 статьи 21 НК РФ.

Кроме того, сведения о причине блокировки имеются у обслуживающего банка. Поэтому, возможно, более быстрый путь получить данную информацию — обратиться к менеджерам кредитной организации. Если, конечно, банк сам не уведомил клиента о приостановлении операций по счету (см. « Банкам рекомендовали незамедлительно сообщать клиентам о блокировке счетов »).

После того, как выяснена причина ареста, можно предпринимать меры, направленные на разблокировку счета.

Основания для приостановления операций по счетам

Таким образом, в настоящее время приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов, пеней, штрафов), а также по предоставлению налоговой декларации (п. 1 ст. 72, пп. 1—3 ст. 76 НК РФ; пост. Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1836/11).

Решение о приостановлении операций в связи с неисполнением требования об уплате налога, пеней или штрафа является дополнительным к решению о взыскании налога (сбора) и принимается именно для целей обеспечения его исполнения. Оно может быть принято не ранее истечения срока добровольного исполнения требования об уплате налога и вынесения решения о взыскании налога. Если такое решение вынесено без направления в адрес организации требований об уплате налога и решения о его взыскании, то это расценивается как нарушение действующего налогового законодательства. Незаконность вынесенного решения о взыскании влечет незаконность обеспечительных мер в виде приостановления операций и соответствующих решений налогового органа.

В том случае, когда налоговая инспекция принимает решение о приостановлении операций по счетам организации в банке для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, приостановление операций производится в пределах суммы, прямо указанной в решении (определение ВАС РФ от 20.01.2011 № ВАС-18343/10). Если сумма на счете превышает сумму задолженности, этот «остаток» организация может использовать по своему усмотрению.

Допускается возможность приостановить операции по счетам организации в сумме, составляющей разницу между суммой, отраженной в решении о привлечении к налоговой ответственности, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог). Здесь имеется в виду стоимость имущества, определенная решением о принятии обеспечительных мер в соответствии с подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса (т. е. до истечения срока на добровольную уплату налога). При этом в случае приостановления операций на основании указанной нормы необходимо соблюдать общие требования, предусмотренные пунктом 2 статьи 76 Кодекса.

Однако в случае непредставления налоговой декларации в течение десяти дней по истечении установленного срока ее подачи руководитель налогового органа (его заместитель) принимает решение о приостановлении операций по счетам плательщика налога на всю сумму денежных средств, находящихся на его счетах.

Приостановление операций может применяться в том числе в случаях, когда:

В то же время приостановление недопустимо в связи с выявлением факта:

Приостановление операций и переводов в связи с неподачей налоговой декларации лицом, не являющимся плательщиком налога, в настоящее время также признается неправомерным. Однако с 1 января 2015 года приостановление операций по этой причине будет применимо в том числе и в отношении организаций (ИП), которые обязаны представлять декларации по соответствующему налогу, но не являются его плательщиками или налоговыми агентами (подп. 3 п. 11 ст. 76 в ред. Закона № 134-ФЗ). Например, это могут быть организации, применяющие УСН, которые выставили счета-фактуры с выделенной суммой НДС. Отметим, что начиная с января 2014 года такие организации, наряду с плательщиками НДС (в т. ч. являющимися налоговыми агентами), должны будут представлять в инспекцию декларации по НДС в электронном виде (п. 5 ст. 173 НК РФ, п. 5 ст. 174 НК РФ в ред. Закона № 134-ФЗ).

Новое основание для приостановления операций по счетам

Для организаций и ИП, которые должны представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, с 1 января 2015 года вводится новая обязанность. Они должны обеспечить получение по телекоммуникационным каналам связи документов от налоговиков (речь идет, в частности, о требовании об уплате налога и (или) уведомлении о вызове в налоговые органы), а также сообщить в инспекцию о приеме этих документов опять же через оператора электронного документооборота (п. 5.1 ст. 23 НК РФ в ред. Закона № 134-ФЗ). По новым правилам налогоплательщики будут обязаны отправить в инспекцию квитанцию (в электронном виде) о приеме указанных документов в течение шести рабочих дней со дня их отправки инспекцией.

Читайте также:  Единое пособие на детей с 2023 года: кому положено и в каком размере

В качестве обеспечительной меры этой новой обязанности предусмотрено приостановление операций по счетам организации в банке. Таким образом, с 1 января 2015 года налоговики получат еще одно основание для «блокировки» счета в тех случаях, когда не будет исполнена обязанность по передаче в инспекцию квитанции о приеме:

Отмена решения о приостановлении должна быть произведена не позднее одного дня после передачи квитанции или истребованных документов или явки вызванного в инспекцию представителя организации.

Еще раз обратим внимание на то, что обязанность по обеспечению получения документов, направленных налоговой инспекцией, распространяется и на лиц, которые, не являясь плательщиками налога, должны подавать налоговые декларации. Следовательно, порядок приостановления операций по счетам в банках распространяется и на них.

Какими правами обладает ФНС?

Ст. 31 НК указывает на основные права, которыми обладает ФНС. Именно данная организация обычно выступает в качестве инициатора для того, чтобы было принято решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика. Также обладает данное учреждение возможностью пользоваться другими методами для взимания сборов.

Мера по приостановлению операций по счету применяется исключительно непосредственными налоговыми органами. Первоначально посылаются фирмам или гражданам уведомления о том, что они должны перечислить определенную сумму средств для погашения своих долгов. Если отсутствует реакция от получателей, то работники ФНС принимают решение о приостановлении по счетам налогоплательщика расходных операций. Формируется специальный документ, отправляющийся в банки, где имеются открытые счета фирмы или гражданина. На основании него работники банковских организаций производят блокировку.

Когда ФНС не может воспользоваться блокировкой?

Имеются определенные ситуации, при которых не допускается работникам ФНС пользоваться таким способом воздействия на налогоплательщиков. К ним относится:

  • отсутствие в указанный срок бухгалтерской отчетности;
  • непредставление в установленный срок определенных расчетов по налогам со стороны налогового агента;
  • наличие ошибок в полученной декларации;
  • отсутствие в установленное время сведений от налогоплательщика о том, какова среднесписочная численность работников в компании или у ИП;
  • в ФНС не была направлена декларация в назначенный срок не по вине самой фирмы или предпринимателя, так как нередко это является причиной неправильной работы почты или оператора телекоммуникационной сети;
  • декларация была подписана лицом, не обладающим соответствующими полномочиями.

Если вышеуказанные причины используются ФНС для применения блокировки, то действия инспекции могут быть оспорены в суде, после чего они признаются неправомерными, поэтому учреждение будет вынуждено уплачивать компании или гражданину проценты.

С целью воздействия на организацию ИФНС вправе вынести решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика. Это самый распространенный случай, использующийся в качестве обеспечительной меры в процедуре принудительного взыскания задолженности. Так, после вступления решения по налоговой проверке в законную силу орган ФНС выставляет требование об уплате задолженности. Если оно не исполнено добровольно в течение 8 рабочих дней, фискальный орган переходит к взысканию задолженности с р/с налогоплательщика.

Решение о взыскании денежных средств принимается в течение 2 месяцев с даты истечения срока уплаты по Требованию. В банк направляются инкассовые поручения на безакцептное списание денежных средств в счёт исполнения обязанности по уплате налогов в бюджет. Согласно п. 2 ст. 76 НК РФ одновременно в качестве обеспечительной меры, направленной на исполнение этой обеспечительной меры, принимается и решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.

Решение о приостановлении операций может быть принято и до вступления в законную силу решения по проверке. Такую возможность предусматривает п. 10 ст. 101 НК РФ в качестве меры предварительного обеспечения. При этом применяться она может только в том случае, если стоимость имущества организации по данным бухгалтерского учета меньше суммы доначисленных налогов. В такой ситуации приостановление операций происходит только на сумму отрицательной разницы между стоимостью имущества и суммой доначислений.

Если приостановление неправомерно

В случае если налоговым органом неправомерно вынесено решение о приостановлении операций по счетам или нарушен срок его отмены или срока его направления в банк, то на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты. Они подлежат уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока или порядка вынесения такого решения.

Обеспечение выполнения обязательств, возложенных на плательщиков налогов, регламентируется статьями 11-й главы НК РФ. Если такие обязательства не исполняются либо исполняются, но не так, как надо, контролирующая инстанция имеет полное право на привлечение нарушителя к ответственности. Еще законодательными положениями закрепляются принуждающие механизмы. Ими могут пользоваться налоговые органы. В нашей статье мы расскажем вам о том, возможна ли проверка блокировки счета на портале налогового органа. Но сперва скажем о том, что представляет собой обеспечение выполнения обязательств.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *