Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выездные проверки ФНС в 2023 году: как пройти без рисков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Федеральный закон №170 от 11 июня 2021 года вносит изменения в Федеральный закон №54 об онлайн-кассах. Поправки касаются изменений правил контроля применения кассовой дисциплины, в том числе полноты учета выручки по онлайн-кассам. Изменения вступают в силу в марте 2022 года. Сами по себе проверки контрольно-кассовой техники (ККТ) получают другое название: «контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ». Такой порядок означает, что контролировать применение кассовой дисциплины с марта 2022 года будет не 54 ФЗ, а 248 ФЗ от 31.07.2020. Осуществлять проверки по-прежнему будет ИФНС. Плановые проверки больше проводиться не будут. Они станут внеплановыми. О проведении контрольных выездных мероприятиях предупреждать больше не будут. Помимо вышесказанного добавился еще один пункт: теперь налоговые проверки могут производиться по месту нахождения налогоплательщика и онлайн-кассы, даже в жилых помещениях.
Что из себя представляет выездная налоговая проверка
Выездные налоговые проверки призваны определить корректность исчисления налогов выявить своевременность уплаты компанией налогов, злоупотребления налогоплательщиков в стремлениях уклониться от налогообложения.
Если налогоплательщик применяет один из специальных налоговых режимов (главы 26.1–26.5 НК РФ), предметом проверки будут «все налоги и сборы». А вот отдельные вопросы исполнения законодательства о налогах и сборах предметом проверки являться не могут.
Выездную налоговую проверку проводят на территории налогоплательщика, исключением будут случаи, когда налогоплательщик не может предоставить помещения для такой проверки. В такой ситуации проверка проводится по месту нахождения налогового органа.
Каковы цели выездной налоговой проверки:
- Исследовать финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика и определить правильность начисления и полноту уплаты налогов и сборов.
- Выявить искажения, ошибки в проверяемых документах и факты нарушения порядка ведения бухучёта.
- Проанализировать, как выявленные нарушения влияют на формирование налоговой базы организации.
- При необходимости доначислить суммы налогов, которые не были уплачены или были уплачены лишь частично из-за наличия ошибок и нарушений и привлечь налогоплательщика к ответственности.
Количество и сроки выездных налоговых проверок: какие есть ограничения
Дата начала выездной проверки исчисляется с даты, когда ФНС вынесла решение о её проведении (п.8. ст.89 НК РФ).
Сроки и количество выездных проверок ограничено. Одну организацию могут проверить не более двух раз в год. Если налоговая инспекция планирует провести третью проверку за год, проверяемый налогоплательщик имеет право обжаловать это решение, но при условии, что выездная проверка не является повторной.
Когда проводится повторная налоговая проверка?
Повторная проверка проводится по тем же налогам и тем же основаниям (п. 10 ст. 89 НК РФ):
- в случае предоставления уточнённой налоговой декларации, в которой указана сумма налога меньше заявленной ранее, при этом проверяется период, за который уточнённая декларация была представлена;
- при проверке налогового контроля — вышестоящий налоговый орган проверяет деятельность органа, который проводил первичную проверку.
Плюсы и минусы данной формы налогового контроля
Плюсы:
- Участие в налоговом мониторинге демонстрирует открытость компании к сотрудничеству с налоговыми органами, что может принести репутационное преимущество.
- Налоговое мнение позволяет оперативно узнать об нарушениях и исправить их без штрафов и пеней.
- Налоговое мнение помогает совершенствовать все виды бухгалтерской и налоговой отчетности
- Участие в налоговом мониторинге сокращает затраты компании на сопровождение форм и методов налогового контроля.
- Для участников налогового мониторинга действует особый порядок возмещения НДС и акцизов из бюджета по аналогии с заявительным порядком, но без необходимости предоставления банковских гарантий и поручительств.
- В период проведения мониторинга участники могут оперативно согласовывать позицию по налогообложению планируемых сделок и получать мотивированное мнение налогового специалиста до заключения спорной сделки.
Минусы:
- Сложность технического доступа к системе налогового мониторинга.
- Риск утечки информации.
Как правильно перейти на налоговый мониторинг и пройти налоговую проверку
Провайдер может предложить разработку «витрины данных» на базе различных ERP-систем и технологий, таких как 1С, Oracle, SAP и других.
Другим способом взаимодействия с налоговым органом является организация удаленного рабочего места через автоматизированную информационную систему «Налог 3», при котором компания предоставляет сотрудникам ведомства доступ к своей учетной ERP-системе и определяет данные для публикации с помощью настройки ролей и полномочий системы.
При внедрении автоматизированных систем внутреннего контроля, реализуемых в ERP-системах, повышается технологическая зрелость бизнес-процессов и систем учета, что влияет на полноту покрытия рисков.
Провайдер может предложить ПО для автоматической проверки благонадежности контрагентов и разработать автоматизированные системы внутреннего налогового контроля.
Как проводится выездная налоговая проверка
Выездная налоговая проверка – это гораздо более сложное, длительное и негативное по своим последствиям для налогоплательщика мероприятие, чем камеральная проверка. Начинается выездная проверка со дня вынесения решения о ее проведении, которое проверяющие должны предъявить вам вместе со своими служебными удостоверениями.
Для проведения проверки вы должны предоставить контролерам помещение на своей территории. Если это невозможно, например, по причине того, что ООО зарегистрировано на домашний адрес или проверяют индивидуального предпринимателя, не имеющего офиса, то выездная налоговая проверка будет проводиться на территории налогового органа. В этом случае возникает проблема передачи в налоговую инспекцию множества ваших документов, поэтому иногда проверяющие соглашаются на то, чтобы проводить проверку во временно арендованном соседнем офисе.
В ходе выездной налоговой проверки налоговики не только изучают документы, но и опрашивают налогоплательщика и его работников. Инспекторы должны получить доступ ко всем документам, связанным с расчетом и уплатой налогов, в том числе и к их подлинникам. Возможно проведение и других мероприятий налогового контроля, таких как:
- выемка документов и предметов;
- допрос свидетелей;
- назначение экспертизы;
- осмотр;
- инвентаризация имущества;
- привлечение специалиста, переводчика.
Срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать двух месяцев, а филиала или представительства — одного месяца. Двухмесячный срок может быть продлен до четырех и даже до шести месяцев. Кроме того, проверка может быть приостановлена по причинам, указанным в п. 9 статьи 89 НК РФ на срок до шести месяцев. На период приостановления выездной проверки деятельность контролеров прекращается, а подлинники документов возвращаются налогоплательщику (если только они не были получены в результате выемки).
Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка только фиксирует срок окончания выездной налоговой проверки, а результаты ее отражаются в акте.
В отличие от камеральной проверки, при выездной акт должен быть составлен обязательно, даже если никаких нарушений выявлено не было. Составляется акт выездной налоговой проверки в течение двух месяцев после справки о ее окончании. Акт должен быть вручен налогоплательщику лично (или его представителю), а в случае, если он уклоняется от его получения, то акт направляется по почте, и считается врученным на шестой день с даты отправки заказного письма. Порядок подачи возражений по акту выездной проверки, вынесения решения и обжалования такой же, как и по камеральной проверке.
Маркированный товар: что может привлечь внимание налоговой
Если вы работаете с обувью, табаком, шинами, фототехникой или другими маркированными товарами, поводом для визита с проверкой могут стать такие ситуации.
Проверки Роструда в 2023 году
Роструд опубликовал сводный план проведения проверок организаций и ИП на 2023 год. Соответствующий документ размещен на официальном сайте ведомства.
Напомним, с 2017 года Роструд применяет риск-ориентированный подход в отношении проверок работодателей. Для реализации такого подхода все организации и ИП распределены на 5 категорий рисков. В зависимости категории риска Роструд назначает плановые проверки. При этом периодичность проведения плановых проверок составляет:
- для категорий высокого риска – 1 раз в 2 года;
- для категорий значительного риска – 1 раз в 3 года;
- для категорий среднего риска – не чаще чем 1 раз в 5 лет;
- для категорий умеренного риска – не чаще чем один раз в 6 лет.
В отношении юрлиц и ИП, деятельность которых отнесена к низкой категории риска, трудовая инспекция не проводит плановые проверки вовсе.
- Новшества в налоговых проверках и администрировании налогов. Новые сервисы ФНС, полезные налогоплательщику;
- Новое в проверках ККТ в 2023-2024 годах. Законопроекты Минфина с поправками в НК и КоАП. Какими будут комплексная оперативная проверка, контрольная закупка, оперативный мониторинг, наблюдение. Новые правила и санкции для интернет-торговли;
- Новый налоговый режим АУСН. Первые итоги эксперимента. Плюсы и минусы для налогоплательщиков;
- Работа с самозанятыми. Как избежать налоговых рисков и не попасть на переквалификацию в трудовые отношения?
- Предпроверочный анализ и работа по побуждению налогоплательщика к корректировкам. Как побуждают, кого, по каким налогам и насколько успешно;
- Налоговые преступления в новых реалиях: как защитить себя и компанию от уголовных рисков;
- Дробление бизнеса. Претензии в ходе налоговых проверок и защита;
- Банкротство компании с налоговыми долгами в 2022-2023 годах. Как главбуху, директору и учредителю избежать претензий;
- Как реагировать на запросы документов и информации от налоговых органов вне рамок налоговой проверки. Как и что отвечать?
- Проверка контрагентов как элемент системы внутреннего контроля в области налогового учёта;
- Налоговая реконструкция. Практика применения. Обзор наиболее заметных судебных споров. Когда компания вправе претендовать на реконструкцию;
- Защита интересов компании в ходе выездной проверки. Как вести себя с инспекторами. Что проверить заранее;
- Практика налоговых оговорок. Рекомендации по условиям договора с контрагентами. Формулирование условий договора таким образом, чтобы у поставщика была обязанность возместить имущественные потери покупателю после добровольного уточнения покупателем налоговых обязательств по НДС на основании информационного письма ФНС (Определение Верховного Суда РФ от 24.01.2022 N 310-ЭС21-26455 и другие судебные акты).
- ВНИМАНИЕ! ВАЖНОЕ ПИСЬМО ФНС от 10.10.2022 N БВ-4-7/13450@ со ссылками на практику Верховного суда 2021 — 2022 года по налоговой реконструкции (в дополнение к письму от 10 марта 2021 г. N БВ-4-7/3060@) а также о возможности налогоплательщика предоставлять в суд не раскрытые в ходе досудебного обжалования документы.
Какие бывают налоговые проверки бизнеса
Согласно ФЗ №248 налоговые проверки малого и среднего бизнеса могут иметь следующие формы:
Контрольная закупка — проверки без уведомления с целью оценки того, соблюдены ли правила продажи товаров или услуг. | Мониторинговая закупка — проверки без уведомления, которые проводятся с целью отправки товаров или результата оказания услуг на последующую экспертизу. |
Выборочный контроль — проверка согласуемая с прокуратурой и проводимая с целью сбора образцов для дальнейшего исследования и анализа на предмет безопасности реализуемых товаров. Обычно такие проверки проводятся с целью контроля устранения нарушений, если такие были выявлены в ходе предыдущего исследования. | Рейдовый осмотр — проверка согласованная с прокуратурой проводимая с целью оценки соблюдений норм и правил по эксплуатации объекта контроля. Такой осмотр может проводиться по требованию правительства и президента РФ, если есть угроза безопасности граждан, угроза окружающей среде или культурному наследию. |
Документарная проверка — проверка без уведомления, проводимая с целью изучения регистрационных и иных документов связанных с деятельностью организации (ИП), полноты реализации требований контролирующей инстанции. | Выездная проверка — проверка согласованная с прокуратурой с целью оценки соблюдения требований контролирующего органа и его предписаний. Организацию или ИП о проведении выездной проверки уведомляют за сутки. |
Выездное обследование — проверка без уведомления с целью визуального контроля соблюдения требований. |
*Иногда ИФНС может проводить выездные мероприятия с целью предупреждения или информирования организации (предпринимателя).
Сколько «стоит» налоговая проверка?
Любая налоговая проверка — это испытание для налогоплательщика, которое часто оборачивается взысканием значительных сумм недоимки по налогу, начислением пени, а в некоторых случаях и штрафами. Получить представление об этих суммах можно из официальных данных ФНС.
Каждый год Федеральная налоговая служба готовит доклад о результатах проведения контроля за бизнесом. В 2016 году эффективность одной выездной налоговой проверки выросла, по сравнению с прошлым годом, на 54% и составила 13,7 млн рублей. Для сравнения, в 2013 году сумма была почти в 2 раза меньше — 7,1 млн рублей. Налоговые органы считают, что риск-ориентированный подход к проведению проверок сказывается положительно, ведь количество выездных проверок снижается, а их результативность растет.
Выездные налоговые проверки стали более избирательными, но при этом почти стопроцентно результативными. Иными словами, если уж налоговая инспекция решила провести у вас выездную налоговую проверку, то без доначислений не обойтись. Средняя сумма дополнительных взысканий в 13,7 млн. рублей, так же, как и средняя температура по больнице, конечно, не дает представления о том, какими финансовыми санкциями обернется выездная налоговая проверка для конкретного налогоплательщика. Тем не менее, предположить ее последствия для своего бизнеса можно, и они весьма серьезны.
Выездную налоговую проверку проще предупредить, чем справляться потом с ее последствиями. При этом риски ее проведения тайной не являются, более того, налоговые органы настоятельно рекомендуют налогоплательщикам проводить такую самодиагностику. Далее мы подробно рассмотрим критерии риска выездной налоговой проверки.
Большое значение в налоговом контроле является факт проверки сокрытия налогооблагаемых доходов за рубежом.
В последнее время для того, чтобы структурировать свою деятельность, российские налогоплательщики все чаще обращаются к инструментам международного налогового планирования. Международное налоговое планирование позволяет предпринимателям использовать их в экономических целях. Тем не менее, международные органы также принимают ряд мер, чтобы не допустить сокрытие налогооблагаемого дохода. Рассмотрим эти меры[26]:
1) меры против неправомерного перевода налогооблагаемых доходов за рубеж, включая[27]:
— правила трансфертного ценообразования, устанавливающие требования о рыночном характере цен по сделкам между взаимосвязанными сторонами. Данная практика недопущения сокрытия налогооблагаемого дохода активно применяется США, Великобритании, Нидерландах и других стран Европейского союза, а также России;
— правила «недостаточной капитализации». Данное правило ограничивает процесс принятия к вычету процентов по займам, которые были представлены субъекту зависимыми лицами. Такая практика имеет место в Великобритании, США, Швейцарии, Германии, Франции, России)[28];
— положения о налогообложении деловой репутации (goodwill), применяемые при выводе бизнеса в другую юрисдикцию (действуют в Швейцарии, Великобритании, Германии, Италии; с 1 января 2008 г. в России установлены правила налогообложения при продаже предприятия как имущественного комплекса)[29];
2) меры против сокрытия налогооблагаемых доходов за рубежом, в частности:
— анализируется с налоговой точки зрения состояние резидента юридического лица. Данная мера позволяет признать ту иностранную компанию, которая функционирует в той или иной стране, необходимой к налогообложению в той стране, где находится головной офис, из которого происходит управление данным предприятием.
— принятие положения «о контролируемых иностранных предприятиях». Данное положение предусматривает включение в доход головного и материнского предприятия, подлежащий налогообложению, прибыли, полученной в результате деятельности дочерних предприятий. Данная практика действует в США, Японии и Великобритании[30].
В России также применяются мероприятия, которые позволяют не допустить возможность предприятиям сокрыть свои доходы за рубежом. В связи с этим приняты положения, которые регулируют порядок налогообложения иностранных предприятий, а также изменяют критерии причисления к резиденту юридических лиц.
Контроль за иностранными компаниями в законодательстве России рассматривается, как мера и эффективное средство борьбы с сокрытием доходов и укрывательством от налогообложения для тех российских предприятий, которые разместили свой бизнес в оффшорных зонах или странах, которые имеют низкий уровень налогообложения по сравнению с Россией[31].
Для реализации эффективных мер по борьбе с данным правонарушением законодательством проводится следующие мероприятия:
— законом устанавливается само понятие контролируемых иностранных предприятий, путем определения взаимозависимых лиц и стратегического участия;
— ввести обязанность для юридических лиц — налоговых резидентов РФ указывать в налоговых декларациях все иностранные аффилированные компании, а также предоставлять данные о долях участия в таких компаниях;
— разработать условия, при которых нераспределенная прибыль аффилированной иностранной компании должна будет включаться в налоговую базу российской материнской компании[32];
— обеспечить контроль соблюдения правил о контролируемых иностранных предприятиях (в этих целях предполагается заключить двух- и многосторонние соглашения об обмене информацией и взаимной помощи по налоговым вопросам)[33].
Для того, чтобы эффективно применить данные положения законодательства, налоговые органы должны располагать информацией о российских предприятиях, которые участвуют в контролируемых иностранных предприятиях, как полностью, так и в виде доли.
Практика большинства стран показывает, что предоставление подобной информации налоговым органом входит в обязанность налогоплательщиков. В частности, данный факт имеет место в Канаде, Германии, Испании, США, Финляндии, Франции, Португалии, Японии. За нарушение обязанности по раскрытию информации, как правило, предусматриваются штрафы.
Основные виды налоговых проверок
Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов:
- камеральные (документальные) налоговые проверки;
- выездные налоговые проверки.
Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Сравнительная классификация налоговых проверок (выездных и камеральных)
Камеральная проверка | Выездная проверка | |
Кто проверяет | Сотрудники местных фискальных органов | Сотрудники фискальных органов любого уровня |
Что проверяется | Документация только за отчетный период | Документация за период до 3 лет |
Причина проверки | Не требуется | Не требуется |
Регулярность | Каждый период, по мере предоставления деклараций | Выборочно |
Где проверяется | По месту расположения надзорной службы | По месту расположения проверяемой организации |
Кого проверяют | Всех налогоплательщиков (и физических лиц, и юридических лиц) | Только юридических лиц |
Что делается | Анализ предоставленной документации | Все действия, разрешенные НК РФ |
Налоговые правонарушения и ответственность по ним
Институт налоговой ответственности базируется на привлечении к ответственности лиц, совершивших противоправные деяния, в которых в качестве объекта посягательств выступают общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения и взимания налогов, а также в процессе осуществления налогового контроля.
Определение налогового правонарушения содержится в ст. 106 НК РФ, в соответствием с которым налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность.
К ответственности за совершенное налоговое правонарушение могут быть привлечены организации и физические лица в возрасте старше 16 лет.
Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения (п. 4 ст. 110 НК РФ).
Права предпринимателей
У ИП есть определенный перечень прав при проверке. Например, предприниматель имеет право узнать ее основание — плановая или внеплановая. Можно также уточнить номер приказа или решения организации проверки.
Если есть признаки нарушения, предприниматель подает жалобу через Госуслуги. По закону жалоба рассматривается в течение одного рабочего дня. Важно иметь ЭЦП на Госуслугах для предприятия, рекомендует адвокат Адвокатской палаты Ростовской области, член ассоциации юристов России Анна Салютина.
Более подробно права изложены в Статье 36 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Установлено, что контролируемое лицо при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля имеет право:
- присутствовать при проведении профилактического мероприятия, давать пояснения по его вопросам, за исключением проверок, при проведении которых не осуществляется взаимодействие надзорных органов с контролируемыми лицами;
- получать от контрольного органа информацию, которая относится к предмету профилактического мероприятия;
- получать от контрольного органа информацию о сведениях, которые стали основанием для проведения внеплановой проверки;
- знакомиться с результатами контрольных мероприятий;
- обжаловать действия (бездействие) должностных лиц надзорного органа;
- привлекать Уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей, его общественных представителей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте страны.
Мораторий в 2022 году планировали сделать бессрочным. Из-за тяжелой экономической ситуации, предпринимателям не нужна была лишняя головная боль. Оставили только тех, кто находится в группе высокого риска. По заявлениям чиновников из минэкономразвития, эта мера продлится, по крайней мере, несколько лет, но этого не случилось.
В 2023 мораторий отменяется, но есть ряд ограничений. Проверки с 2022 года считаются выполненными и не переходят на 2023. Предприниматели могут 1-2 года не переживать по поводу заранее известных направлений.
Срок следующего визита будет считаться с того момента, когда планировался предыдущий. По такой же схеме будут работать и в будущем, если государство будет давать льготы предпринимателям.
Формы и методы налогового контроля
Учет налогоплательщиков, контроль за правильностью исчисления налогов и сборов — основные функции ФНС, которые позволяют своевременно и в полной мере пополнять бюджет страны или отдельного муниципалитета.
Налоговые проверки — основная и наиболее эффективная форма налогового контроля. Они подразделяются на камеральные и выездные. Камеральные проверки проходят в налоговой инспекции, а выездные — у налогоплательщика. При камеральной проверке в рамках налогового контроля проверяется только тот налог, по которому подана декларация. Камеральная проверка не может быть назначена по истечении 3 месяцев со дня сдачи декларации. В рамках камеральной проверки мероприятия налогового контроля проверяющие используют не так широко, как при выездной.При выездной проверке налоговым контролем могут охватываться все налоги за проверяемый период, которые налогоплательщик обязан уплачивать в зависимости от выбранной формы налогообложения.
Вторая форма налогового контроля — это получение объяснений. Налоговые органы вправе вызвать налогоплательщиков для дачи пояснений по любому вопросу в рамках исполнения законодательства. Пояснения предоставляются в устной или письменной форме и в ходе проведения налогового контроля протоколируются.
О подаче пояснений читайте в этой статье.
Третья форма налогового контроля — проверка данных учета и отчетности. В требовании налоговой инспекции, направленном налогоплательщику, перечисляются необходимые для налогового контроля документы, которые должны быть представлены налоговикам в течение 10 дней. В ходе выездной проверки в рамках налогового контроля может быть назначена инвентаризация.
Осмотр помещений и территорий — еще одна форма налогового контроля. Налоговый инспектор вправе проводить его согласно ст. 92 НК РФ в рамках проводимой проверки. Осмотр происходит в присутствии понятых, при необходимости при этом мероприятии налогового контроля производится фото- и видеосъемка.
Налоговый мониторинг — еще одна форма налогового контроля, введенная с 01.01.2015.
Подробнее о налоговом мониторинге узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Период, проверяемый в ходе данного вида налогового контроля, проверяющие не вправе включать в план проверок (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Деятельность организации при проведении налогового контроля в форме мониторинга становится прозрачной, но любые бухгалтерские и юридические документы инспекция вправе затребовать.
Налоговый контроль при мониторинге базируется на утвержденном регламенте, по которому инспекция может в течение года проверять хозяйственные операции, а организация сможет обезопасить себя от возможных ошибок при начислении налогов, ведь налоговая служба еще до момента сдачи деклараций даст разъяснения по интересующим вопросам.
В налоговом контроле используются следующие методы:
Методы налогового контроля
Документальный налоговый контроль
Фактический налоговый контроль
включает следующие приемы:
- формальную и арифметическую проверку;
- юридическую оценку;
- экономический анализ
включает следующие приемы:
- учет налогоплательщиков;
- показания свидетелей;
- проведение инвентаризации;
- привлечение экспертов
Виды налогового контроля
НК РФ не дает точного толкования видов налогового контроля, поэтому классификация их разнообразна. Например, она может быть такой:
Виды налогового контроля
Налоговый контроль по времени проведения
Налоговый контроль по способу проверки
Налоговый контроль по месту проведения
Налоговый контроль по периодичности
Минфин планирует ввести оперативный контроль за правильностью фиксации расчетов, включая полноту учета выручки. Ожидается, что закон «О ККМ» №54-ФЗ будет отменен, а нормы административного наказания из КоАП «переедут» в НК РФ. Подробнее о планируемых нововведениях читайте в Обзоре от КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к справочно-правовой системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Подробнее о процедуре проверок читайте в материалах:
Виды, методы и основания проведения налоговых проверок
Закон прямо предусматривает всего 2 вида налоговых проверок: камеральные (ст. 88 НК РФ) и выездные (ст. 89 НК РФ). Но есть еще 3-е контрольное мероприятие, которое непосредственно проверкой не названо, но фактически является ею.
О том, что это за проверка, а также о КНП и ВНП рассказывает данная статья.
Методы проведения проверок различны, а их набор напрямую зависит от вида проверки, ее субъекта, типа проверяемого налога и других обстоятельств.
Например, об особенностях проверки ИП читайте эту публикацию.
Основной метод, конечно, исследование документов, на основании которых вы исчисляли и платили налоги. Но налоговикам дозволяется также:
- проводить осмотр;
О нем читайте здесь.
- вызывать свидетелей;
О ваших правах при осмотре и допросе свидетелей узнайте из статьи «У вас осмотр? Можете поприсутствовать. А вот свидетелей допросят без вас».
- инвентаризировать ваше имущество, причем вы обязаны содействовать контролерам в этом;
- использовать иные формы контроля, указанные в гл. 14 НК РФ, разъяснения по которым тоже есть или вскоре появятся в данной рубрике сайта.
Что касается оснований для проверки, они также зависят от ситуации. Например, для КНП основанием является сам факт подачи декларации в ИФНС.