Побои в административном законодательстве. Актуальные проблемы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Побои в административном законодательстве. Актуальные проблемы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Протоколы об административных правонарушениях по ст. 6.1.1 КоАП РФ полномочны составлять сотрудники полиции, проведение проверок по сообщениям о преступлениях по ст. 116 и 116.1 УК РФ тоже отнесено к их компетенции.

Отличие побоев по этой статье состоит в том, что их совершает лицо, подвергнутое административному наказанию за такое же деяние.

Таковым будет считаться человек со вступления в законную силу постановления о назначении ему наказания по административному делу и в течение 12 мес. со дня его исполнения.

Другими словами ответственности по этой статье подлежит лицо, которое совершит «простые» побои, в течение этого срока после того, как его признают виновным в таких же действиях по ст. 6.1.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах последует наказание в виде:

  • штрафа 5-40 тыс. руб. или в сумме дохода осужденного за 2 недели 3 мес.;
  • обязательных работ 60-240 часов;
  • исправительных работ 2-6 мес.;
  • ареста 1-3 мес.

Уголовные дела о деяниях по этой статье – дела частного обвинения, которые тоже возбуждают исключительно по заявлению пострадавшего, но могут прекратить, если стороны помирятся. Дела по этой статье рассматриваются мировым судом, который занимается наиболее «простыми» уголовными делами, к которым отнесена и ст. 116.1 УК РФ.

При наличии состава побоев по этой статье уголовное преследование осуществляется самим потерпевшим посредством подачи заявления в мировой суд, но только тогда, когда известны данные о лице, причинившем телесные повреждения.

Но законодатель ввел исключения и преследование правоохранительными органами, а не самим потерпевшим, то есть в публичном порядке, возможны. Это происходит если побои причинены человеку, не имеющему возможности защищать свои права:

  1. По причине беспомощного, зависимого состояния, например, когда насилие имело место в отношении пожилого лица или малолетнего ребенка, человека с психическими или физическими недостатками.
  2. По иным причинам. Такими причинами является совершение преступления неизвестным лицом.

В этих обстоятельствах заявление потерпевшего не обязательно, уголовное дело может возбуждаться и в его отсутствие, например, при наличии сообщения из медицинского учреждения, телефонного сообщения и др.

Понятие и категории телесных повреждений

В законодательстве указано, что побои являются противоправным действием, потому и меры наказания за него соответствующие. Но в законодательстве меры и способы наказания часто меняются. Потому получается, что некоторые меры, которые все считают нормой, уже никак не действуют, другие же были дополнены или пересмотрены. Также добавились новые меры.

Обычно исключаются те наказания, которые уже по каким-то причинам перестают быть нужными. Активной мерой является административное наказание, которое активирует статья 6.1.1 КоАП РФ, а уголовная ответственность будет присуждена по статьям 116 и 116.1 УК РФ.

Несмотря на то, что статьи для определения мер наказания есть, многие не понимают, что обозначает понятие «побои». Так называют нанесение повреждений человеку путем ударов. Но при этом рассматриваемые удары не несут серьёзного вреда здоровью. По сути, это поверхностные повреждения, вроде синяков, кровоподтёков, ушибов и т.п. Получив их, человек не теряет свою общую трудоспособность. Пострадавший ощущает боль и дискомфорт, но его здоровье со временем полностью восстановится.

Тот факт, что побои не наносят особого вреда, не значит, что они безвредны. Под названием «побои» указаны действия вроде заламывания рук, щипков, царапин, таскания за волосы и не только. Даже если был нанесен всего один удар, его также можно и нужно квалифицировать под категорию побоев. Одним из главных критериев является ощущение боли. Человек вполне может заявить о побоях, если ему нанесли один удар, но он был болезненным, а значит, виновник должен понести ответственность.

Как зафиксировать побои

Факт наличия побоев и их тяжесть фиксирует специальная справка. Для начала необходимо составить протокол об административном правонарушении, который выполняется согласно статье 6.1.1 КоАП РФ. Составить рассматриваемый протокол могут работники полиции, которые проводят проверку после получения сообщения о нарушении.

Обращение в полицию следует выполнить вне зависимости от того, имеет преступление административный или уголовный характер. Причем не в любое отделение, а только в то, что расположено на территории, где произошло правонарушение. Обратиться нужно в дежурную часть. В сообщении укажите, какие причины способствовали нанесению телесных травм.

В полиции будет выдано направление на экспертизу, чтобы была оформлена справка о побоях. Провести экспертизу можно в Бюро судебно-медицинской экспертизы. Местные эксперты проведут осмотр, чтобы зафиксировать побои, и на основе полученных данных, выведут заключение, самостоятельно передав его в полицию.

Комментарий к ст. 23.1 КоАП РФ

1. Комментируемая статья 23.1 КоАП РФ закрепляет в целом компетенцию судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Часть 1 содержит перечень составов административных правонарушений, дела о которых рассматривают только судьи. К исключительной компетенции судей относятся все дела, по которым могут быть назначены административные наказания в виде: конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП РФ); лишения физического лица специального права (ст. 3.8 КоАП РФ); административного ареста (ст. 3.9 КоАП РФ); административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 3.10 КоАП РФ); дисквалификации (ст. 3.11 КоАП РФ); административного приостановления деятельности (ст. 3.12 КоАП РФ); обязательных работ (ст. 3.13 КоАП РФ), административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения (ст. 3.14 КоАП РФ).

Помимо указанных в ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ составов судьи могут рассматривать и иные дела:

— в случаях, если производство по ним возбуждено должностными лицами, не имеющими права самостоятельного рассмотрения дела (ч. ч. 1.1, 1.2);

— в случаях, если должностное лицо, возбудившее производство, приняло решение передать его на рассмотрение судье (ч. 3).

1.1. — 1.2. Комментируемые части предусматривают две ситуации рассмотрения дел судьями, если производство по определенным, указанным в них составам возбуждено лицом, не уполномоченным рассматривать его самостоятельно:

— инспектором Счетной палаты Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом органа муниципального финансового контроля;

— должностным лицом Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

2. В комментируемой части содержатся составы административных правонарушений, дела о которых могут быть переданы судьям уполномоченными органами или должностными лицами. Такая передача осуществляется, если уполномоченный орган или должностное лицо, рассматривающее дело, считают, что в данном случае необходимо применить административное наказание, наложение которого относится к компетенции судей. В таком случае им составляется определение в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 29.9 КоАП.

Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» отметил, что, учитывая, что передача дел данной категории на рассмотрение судье относится к компетенции названных выше органов (должностных лиц), судья в указанном случае обязан принять дело к рассмотрению по существу.

Читайте также:  Шаманов: Госдума не рассматривает закон о повышении выслуги лет для военных

3. Комментируемая часть разграничивает подсудность дел об административных правонарушениях между различными судами. При применении ее необходимо иметь в виду следующее:

— по общему правилу дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, подведомственные судьям судов общей юрисдикции, рассматривают мировые судьи. Подсудность дел мировым судьям определяется путем исключения категорий дел, отнесенных к компетенции судей районных судов, военных судов и арбитражных судов (пп. «г» п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5);

— дела об административных правонарушениях, указанные в части 1 статьи 23.1 КоАП РФ, а также переданные на рассмотрение судье в соответствии с частью 2 статьи 23.1 КоАП РФ, подлежат рассмотрению судьями районных судов в том случае, если производство по этим делам осуществляется в форме административного расследования, а также если в качестве санкции за их совершение предусмотрено административное выдворение за пределы Российской Федерации. В остальных случаях дела об административных правонарушениях, указанные в частях 1 и 2 статьи 23.1 КоАП РФ, отнесены, согласно абзацу 6 части 3 этой нормы, к компетенции мировых судей (письмо Верховного Суда РФ от 22 апреля 2003 г. N 717-5/общ);

— судьи районных судов также рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы.

Надо сказать, что на практике нередко судьи районных судов при применении абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 в этой части совершают ошибки, принимая к своему рассмотрению дела об административных правонарушениях, совершенных лицами, не являющимися сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, либо государственными гражданскими или муниципальными служащими.

ПРИМЕР.

Так, Постановлением судьи Ульчского районного суда Хабаровского края от 27 марта 2015 г. Кольковцу Д.С. за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде дисквалификации — лишения права занимать должности муниципальной службы сроком на 1 год. Должностное лицо Кольковец Д.С. признан виновным в неисполнении в срок до 16 марта 2015 г. предписания инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД по Ульчскому району об обеспечении безопасности дорожного движения от 13 марта 2015 г.

Кольковец Д.С. подал в Хабаровский краевой суд жалобу, в которой просил смягчить назначенное ему наказание на административный штраф, указывая, что не замещает должность муниципальной службы.

Комментарии к ст. 22.1 КОАП РФ

1. В комментируемой статье закреплен перечень видов органов, которые могут быть наделены правом рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, а также законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Перечень таких органов, объем полномочий каждого конкретного органа, перечень должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, установлены нормами главы 23 Кодекса. Законами субъектов РФ об административных правонарушениях также должны быть установлены в пределах их компетенции перечни органов, должностные лица, которые вправе рассматривать дела об административных нарушениях. При этом вопрос о полномочиях того или иного органа в области рассмотрения дел об административных правонарушениях должен решаться законодателем с учетом положений комментируемой статьи, а также других статей главы 22 Кодекса.

2. Ведущее положение в системе органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, ныне занимают суды.

К исключительной подсудности судов общей юрисдикции и арбитражных судов отнесены дела об административных правонарушениях, предусмотренных почти половиной статей Особенной части Кодекса. Кроме того, в случае необходимости применения административного наказания в виде конфискации предмета, явившегося орудием совершения или предметом административного правонарушения, лишения специального права, предоставленного физическому лицу, административного ареста, административного выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации, дисквалификации, а также административного приостановления деятельности на рассмотрение судей могут быть переданы дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями, перечисленными в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ.

Дела, отнесенные к юрисдикции судей, распределяются между мировыми судьями (большая часть дел), районными судьями, гарнизонными военными судьями и арбитражными судьями (см. комментарий к ст. 23.1).

3. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм. и доп.) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав входят в федеральную систему органов, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Комиссии образуются в порядке, определяемом законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (подробнее о составе, полномочиях и порядке деятельности комиссий по делам несовершеннолетних см. комментарий к ст. 23.2). Подведомственность дел об административных правонарушениях указанным комиссиям устанавливается настоящим Кодексом, а также законодательством субъектов РФ.

4. Наиболее многочисленным видом органов, должностные лица которых уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, являются федеральные органы исполнительной власти, их структурные подразделения, территориальные органы и их структурные подразделения, а также иные государственные органы, осуществляющие мероприятия по государственному контролю и надзору.

Как правило, федеральные органы исполнительной власти (в ряде случаев — федеральные службы) реализуют свои полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях через свои специальные структурные подразделения, возглавляемые главными государственными инспекторами в соответствующей отрасли. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица территориальных органов, осуществляющих полномочия соответствующего федерального органа на территории одного или нескольких субъектов РФ или на иной закрепленной за ними территории. В качестве примера можно привести федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. От его имени рассматривать соответствующие дела вправе: 1) главный государственный инспектор труда РФ, его заместители; 2) главный государственный правовой инспектор труда РФ; 3) главный государственный инспектор РФ по охране труда; 4) руководители структурных подразделений указанного федерального органа, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда); 5) руководители территориальных органов данного федерального органа, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда); 6) руководители структурных подразделений территориальных органов этого федерального органа, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда); 7) главные государственные инспекторы труда; 8) старшие государственные инспекторы труда; 9) государственные инспекторы труда (ст. 23.12).

К иным государственным органам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, следует отнести, в частности, военные комиссариаты (ст. 23.11).

5. К субъектам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, относятся также органы и учреждения уголовно-исполнительной системы (ст. 23.4).

6. Отдельно выделены органы, осуществляющие федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 23.54).

7. Кроме того, некоторые категории дел об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, рассматривают органы исполнительной власти субъектов РФ, указанные в гл. 23, в случае передачи им полномочий РФ на осуществление государственного контроля и надзора (см., напр., ст. ст. 23.22.1, 23.23.1, 23.24.1, 23.26 и др.).

8. Следует также иметь в виду, что в статьях гл. 23 не используются официальные наименования федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений, учреждений и территориальных органов. Законодатель лишь указывает отрасль государственного управления, с осуществлением государственного контроля (надзора) в которой связывается право рассматривать дела о тех или иных административных правонарушениях.

Читайте также:  Что такое торговый сбор и кто его оплачивает

Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти решаются Президентом РФ в соответствии со ст. 112 Конституции РФ, ст. ст. 12 и 32 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изм. и доп.).

9. Аналогичным образом с учетом положений Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп.) должен решаться вопрос о полномочиях органов и учреждений органов исполнительной власти субъектов РФ в области рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законодательством соответствующего субъекта РФ.

10. Наряду с определением компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ и учреждений этих органов субъекты РФ могут создавать для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, также административные комиссии и иные коллегиальные органы.

Рассмотрение административными комиссиями дел об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена Кодексом, ныне не предусмотрено.

Комментарий к ст. 23.1 КоАП

1. Комментируемая часть закрепляет в целом компетенцию судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Комментируемая статья содержит перечень более 100 статей, содержащих указания на административные правонарушения, дела о которых рассматривают только судьи.

2. В комментируемой части содержатся составы административных правонарушений, дела о которых могут быть переданы судьям уполномоченными органами или должностными лицами. Такая передача осуществляется, если уполномоченный орган или должностное лицо, рассматривающее дело, считают, что в данном случае необходимо применить административное наказание, наложение которого относится к компетенции судей. В таком случае им составляется определение в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 29.9 КоАП.

Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» отметил, что, учитывая, что передача дел данной категории на рассмотрение судье относится к компетенции названных выше органов (должностных лиц), судья в указанном случае обязан принять дело к рассмотрению по существу.

3. Комментируемая часть разграничивает подсудность дел об административных правонарушениях между различными судами. При применении ее необходимо иметь в виду следующее:

— по общему правилу дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, подведомственные судьям судов общей юрисдикции, рассматривают мировые судьи. Подсудность дел мировым судьям определяется путем исключения категорий дел, отнесенных к компетенции судей районных судов, военных судов и арбитражных судов (пп. «г» п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5);

— дела об административных правонарушениях, указанные в части 1 статьи 23.1 КоАП РФ, а также переданные на рассмотрение судье в соответствии с частью 2 статьи 23.1 КоАП РФ, подлежат рассмотрению судьями районных судов в том случае, если производство по этим делам осуществляется в форме административного расследования, а также если в качестве санкции за их совершение предусмотрено административное выдворение за пределы Российской Федерации (письмо Верховного Суда РФ от 22 апреля 2003 г. N 717-5/общ);

— судьи судов общей юрисдикции не вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, перечисленных в абзаце третьем части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, поскольку эти дела подсудны судьям арбитражных судов. Указанный в этой норме перечень видов правонарушений является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Дела, указанные в абзаце третьем части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, не подсудны судьям судов общей юрисдикции и в том случае, когда по ним в соответствии со статьей 28.7 КоАП РФ проводилось административное расследование, а также когда индивидуальный предприниматель, совершивший административное правонарушение из числа названных в абзаце третьем части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, утратил статус индивидуального предпринимателя (пп. «д» п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5);

— подведомственность арбитражным судам дел о привлечении к административной ответственности установлена абзацем третьим части 3 статьи 23.1 Кодекса. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в силу этой нормы дела по правонарушениям, предусмотренным перечисленными в ней статьями КоАП, подведомственны арбитражным судам только в том случае, когда соответствующие правонарушения совершены юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. При этом необходимо учитывать, что дело, указанное в абзаце третьем части 3 статьи 23.1 Кодекса, подведомственно арбитражному суду и в том случае, когда на основании статьи 28.7 КоАП по нему проводится административное расследование (п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Повторное привлечение к ответственности за избиение

Если виновный ранее привлекался к административной ответственности за побои, то повторное обращение в исполком для вынесения наказания за рукоприкладство в виде штрафа или административных работ может последовать только по истечении трёх лет.

За этот период последствия в виде административного наказания погашаются, после чего побои без квалификации, вновь могут вновь рассматриваться как административное правонарушение. Такие нормы касаются только намеренно нанесённых побоев.

Иные виды административных правонарушений могут учитываться только по усмотрению административной комиссии.

При повторном взыскании за драку через 3 года всё равно принимается внимание, что административное наказание ранее уже вменялось.

Нарушителю выносятся максимально допустимые объёмы штрафа или иного взыскания. Малейшая степень квалификации становится прецедентом для передачи дела в суд.

Если после вынесения взыскания прошло менее трёх лет, то материалы дела рассматриваются судом. В этот период, до истечения срока давности, предшествующее решение об административной ответственности сохраняет юридическую силу.

Это требует признания факта рецидива, и применения более строгих форм пресечения правонарушения, то есть уголовной ответственности по нормам статьи 116 УК РФ. Повторная ответственность в течение трёх лет после вынесения административного взыскания за драку, может быть только уголовной.

ВНИМАНИЕ: Административная и уголовная ответственность за побои вменяется правонарушителям с 16 лет, если причинённый вред здоровью достигает средней степени тяжести и выше – с 14 лет.

Наказание за побои по закону

Исправительные работы представляют собой штрафные санкции, которые удерживаются в виде определенной части заработной платы виновного гражданина. Если он не имеет места трудоустройства, тогда он направляется на работу на существующую вакансию, и такой штраф взыскивается из его заработка. Обязательные работы являют собой отправку осужденного после основного места трудоустройства на 2 часа в день подметать улицы и выполнять обязанности дворника (на выходные дни предусмотрена занятость на таких работах на протяжении 4 часов). То есть в результате при избиениях в семье супругу присуждался штраф из заработка, после чего страдал семейный бюджет. Также избиения часто повторялись после заседания суда, поскольку разъяренные осужденные вновь оказывались рядом с жертвами избиений – родственниками и супругами.

Побои по ст.6.1-1 КоАП РФ

Если вашим обидчиком является человек не связанный с вами узами свойства или родства и конфликт возник на почве личных неприязненных отношений, следует позвонить 02 и вызвать полицию. Сотрудник полиции опросит участников конфликта, свидетелей, осмотрит место происшествия, направит лиц имеющих телесные повреждения на медицинское освидетельствование. Лица, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения, должны быть направлены на освидетельствование, на состояние алкогольного опьянение. После этого составит административный протокол, копия которого вручается виновнику. Административный протокол направляется на рассмотрение мирового судьи. В день получения административного протокола мировой судья рассматривает административное дело с вызовом сторон. Наказание по ст.6.1-1 КоАП РФ достаточно строгое: административный штраф от 5000 до 30 000 рублей, либо административный арест на срок от 10 до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 120 часов.

Читайте также:  Оплата больничного листа после увольнения сотрудника в 2023 году

Какая статья за драку с телесными повреждениями?

Статей за нанесение телесных повреждений несколько, они могут быть административными или уголовными, в зависимости от обстоятельств драки. Последствия рукоприкладства могут быть разными — кто-то избил до полусмерти прохожего, кто-то поставил синяк супруге, кто-то толкнул в пылу ссоры знакомого, и тот упал, больно ударившись. Выдергивание волос, выкручивание рук — все это тоже может классифицироваться как нанесение телесных повреждений.

Наказание должно соответствовать деянию, поэтому за синяк на скуле будет одна статья, за отбитые почки — другая. И даже когда на теле не осталось никаких следов, в дело все равно может вступить статья о побоях — если после драки пострадавший отправился к врачу, и тот зафиксировал, что человек чувствовал боль или головокружение.

Очень много случаев избиения не доходят до полиции, особенно если речь идет о домашнем насилии. Но драки — они и в Африке драки, и обидчик должен быть наказан. Как известно, с 2017 года легкие повреждения, нанесенные членами семьи, были декриминализированы, но впоследствии к закону приняли многочисленные поправки. Так что нельзя думать, что, периодически избивая близких, можно избежать уголовного преследования. Такие дела нельзя спускать на самотек. Обращение в суд — верный способ добиться справедливости. Особенно если заручиться поддержкой опытного адвоката.

Причинение среднего вреда здоровью

Причинение среднего вреда здоровья — уже более серьезное преступление, попадающее под 112 статью УК. Угрозы жизни после драки нет, но последствия вызвали длительное расстройство организма и потерю общей трудоспособности не менее чем на треть. Это могут быть переломы, серьезные вывихи, сотрясение мозга и так далее. Наказанием может служить:

  1. ограничение свободы до 3 лет;
  2. принудительные работы до 3 лет;
  3. арест до 6 месяцев;
  4. лишение свободы до 3 лет.

Если присутствуют отягчающие признаки, то наказанием может служить 5 лет тюремного заключения. Обстоятельства могут быть следующими:

  1. повреждения нанесены тому, кто находился в заведомо беспомощном состоянии, или малолетнему;
  2. побои нанесены с особой жестокостью, с издевательствами или мучениями;
  3. хулиганские побуждения;
  4. действовало несколько человек;
  5. причина — расовая, религиозная и т.д. нетерпимость;
  6. применялось оружие или любой другой предмет, который его заменял;
  7. потерпевший — должностное лицо, выполнявшее свои обязанности, или его близкие.

Также в статье 113 УК рассказывается о последствиях для тех, кто причинил средний или тяжелый вред здоровья в состоянии аффекта. Проще говоря — если нападавшего серьезно спровоцировали, издевались над ним, применяли в отношении него насилие, противоправные действия и т.д. Виновнику могут грозить исправительные и принудительные работы, ограничение и лишение свободы сроком до 2 лет.

Еще есть случаи, когда причинение среднего и тяжелого вреда здоровью идут вместе в статье 114 УК. В ней речь идет о случаях, когда виновник превысил допустимый уровень самообороны или должностное лицо при задержании превысило полномочия. В первом случае виновнику могут грозить исправительные, принудительные работы, ограничение и лишение свободы на 1 год. Во втором — исправительные, принудительные работы, ограничение и лишение свободы на 2 года.

Побои — это преступное деяние, которое заключается в нанесении телесных повреждений, причиняющих вред здоровью человека. Например, часто повторяющиеся удары руками, ногами, тупыми предметами, укусы, щипание, царапанье, термическое воздействие на кожу.

Побои классифицируются по степени тяжести:

  1. Легкая. Кратковременное расстройство здоровья (синяки, царапины, порезы, гематомы) и утрата трудоспособности в незначительной степени.
  2. Средняя. Расстройство здоровья, после которого период восстановления организма составляет больше 21 дня, утрата общей трудоспособности.
  3. Тяжкая. Расстройство здоровья, после которого наступает полная потеря трудоспособности на 4 недели.

Для подтверждения полученных травм потерпевшему необходимо посетить больницу или отдел судебной экспертизы. Прохождение медицинского освидетельствования является обязательным, даже если на теле пострадавшего нет явных признаков избиения. Специалист зафиксирует головные боли, тошноту, утомляемость и другие симптомы.

Наказание, которое судья вынесет обвиняемому, зависит от степени тяжести побоев.

Поэтому при медицинском осмотре потерпевшего специалист обращает внимание на следующие признаки повреждений:

  • опасность для жизни;
  • продолжительность утраты трудоспособности;
  • прерывание беременности на любых сроках;
  • появление психических расстройств;
  • обезображивание лица;
  • утрата слуха, речи.

Только после основательного осмотра специалист выписывает заключение потерпевшему о степени тяжести нанесенных ударов.

Ответственность за побои

Примирения не будет

Если ранее за побои была уголовная статья частного обвинения (то есть дело возбуждалось только по заявлению потерпевшего), то сейчас, после внесения изменений, она стала частно-публичного характера (также необходимо заявление потерпевшего, но далее по материалу обязательно принимается решение о возбуждении уголовного дела и обязательное направление его в районный суд с обвинительным актом или обвинительным постановлением). То есть, если ранее при примирении сторон потерпевший мог забрать свое заявление, то теперь это сделать невозможно.

Нанесение побоев, не повлекших вреда для здоровья, подлежит наказанию по статьям:

  1. 6.1.1 КоАП, если нарушитель совершил деяние из ненависти лично к пострадавшему.
  2. 116.1 УК, если:
      признаки нарушения аналогичны упомянутым в ст. 6.1.1 КоАП;
  3. виновный уже привлекался к ответственности по ст. 6.1.1 КоАП;
  4. потерпевший является близким родственником нарушителя.

Как доказать, что не наносил побои?

Довольно часто бывает так, что кто первый написал заявление, тот и прав. Как же быть гражданину, который ничего противоправного не совершал, а его обвиняют в нанесении побоев? При таком раскладе невиновному лицу следует приложить максимум усилий, чтобы доказать свою непричастность в нанесении побоев, и не стоит надеяться на то, что для начала должны доказать его вину, а потом он уже будет доказывать, что не при делах.

Доказательства будут зависеть от обстоятельств дела, т.е., когда, где, при каких условиях произошла потасовка.

Одним из доказательств будут свидетельские показания.

Также в качестве доказательств могут быть использованы записи с камер видеонаблюдения, если общение между потерпевшим и «подозреваемым» было зафиксировано камерами, на которых видно, что никакого рукоприкладства между лицами не было.

Возможна ситуация, что обвиняемое лицо вообще не находилось в конкретном месте в конкретное время, т.е. выдвинутое против него обвинение является ложным, в этом случае подозреваемый должен представить доказательства о нахождении его в определенное время в другом месте, это могут быть также показания свидетелей.

Что делать в полиции, если обвиняют в побоях?

Если лицо вызвали в полицию и предъявляют ему обвинение в нанесении побоев, то у обвиняемого есть 2 варианта действий:

В любом из указанных вариантов подозреваемое лицо имеет право на адвоката, т.е. подозреваемый (обвиняемый) может не давать никакие показания пока ему не предоставят адвоката.

Подозреваемое (обвиняемое) лицо может воспользоваться ст. 51 Конституции РФ и не свидетельствовать против себя, т.е. отказаться от дачи показаний.

С другой стороны, если гражданин не виноват, тогда следует рассказать все подробно, как было, а именно, как происходило общение или никакого общения не было, поскольку лицо никогда не встречалось с потерпевшим. Следователю необходимо сообщить, кто может подтвердить показания подозреваемого (обвиняемого).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *