Комитет ставропольского края по государственным закупкам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Комитет ставропольского края по государственным закупкам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Заказчик должен разместить в ЕИС проект контракта в течение 5 календарных дней с публикации протокола закупки. В течение следующих 5 календарных дней победитель подписывает проект контракта, размещает его в ЕИС и предоставляет обеспечение контракта. В течение 3 рабочих дней заказчик должен поставить свою подпись на контракте и опубликовать его в ЕИС. После этого контракт считается заключенным, в него нельзя вносить никакие изменения.

Обжалование отказа от заключения контракта по 44-ФЗ со стороны госзаказчика

Поставщик может обжаловать отказ заказчика от сделки, о чем говорится в ч. 12 ст. 31 закона 44-ФЗ. Порядок для таких действий победителя тендера установлен в 6 главе этого закона.

Подать жалобу в суд на незаконные действия, имеющие отношение к отказу от заключения контракта по 44-ФЗ, можно до завершения срока такого контракта.

При составлении жалобы исполнитель должен учитывать ряд требований интересующего нас ФЗ:

  • Жалоба обязательно подается в письменном виде, но может иметь произвольную форму. При этом в ней необходимо зафиксировать все сведения, которые требует закон 44-ФЗ.
  • В направляемом в суд документе обязательно прописывается информация о компаниях участника и заказчика, а именно фирменное наименование, место нахождения, контактные данные. Необходимо подробно, с указанием всех деталей, изложить суть действий стороны-нарушителя. Также важно зафиксировать все реквизиты закупки, во время осуществления которой возникли проблемы.
  • Жалобу передают проверяющей инстанции вместе с бумагами, способными подтвердить ее обоснованность. Все подобные документы не только прикладывают к претензии, но и перечисляют в тексте.

Когда можно вносить изменения в контракт

Согласно ч.18 ст. 34 44-ФЗ, заказчик вправе увеличить количество поставляемого товара так, чтобы итоговая цена контракта не превышала начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Сделать это он может при двух условиях:

  • такое право предусмотрено документацией о закупке,
  • участник закупки, с которым будут заключать контракт, согласен на подобные изменения.

При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара (определяется по формуле: ЦК/количество товара в извещении, где ЦК — цена контракта, предложенная победителем закупки).

Для строительных контрактов можно изменить объем и срок работ не более чем на 30% от установленных документацией о закупке:

  • Если контракт длится более года и его невозможно по независимым от сторон причинам закончить по установленной цене. Тогда цену контракта можно увеличить не более чем на 30%, но такое увеличение должен согласовать орган исполнительной власти соответствующего уровня.
  • Если контракт не был исполнен по вине подрядчика или по независящим от сторон обстоятельствам, возможно, из-за внесения изменений в проектную документацию. Тогда можно один раз увеличит срок исполнения контракта на срок, не превышающий первоначального.

Обеспечение контракта для малого бизнеса

Требования к обеспечению контракта мягче в закупках для субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО):

  • Обеспечение устанавливается в виде процента от цены, предложенной победителем закупки, а не от НМЦК. Это исключает ситуации, когда СМП обязан предоставить обеспечение в размере, превышающем стоимость самого контракта.
  • СМП может совсем не предоставлять обеспечение, если подтвердит свою добросовестность — три контракта из реестра контрактов, которые он исполнил за последние три года до даты подачи заявки. При этом контракты должны быть исполнены без штрафов и их сумма должна быть не менее НМЦК текущего контракта.

В основе этой ситуации лежит невнимательность участника закупки на стадии изучения технического задания, контракта или извещения.

Часто причинами возникновения желания не заключать контракт, являются технические ошибки, при расчёте рентабельности и минимальной цены, до которой можно снизится на аукционе.

Иногда причиной является ошибки технических сотрудников в процессе торгов.

  1. Иногда возникает ситуация, когда цены на товары или материалы резко и непрогнозируемо, растут, в результате изменения курса доллара или экономической ситуации, что ведет к нерентабельности исполнения контракта. Бывают ситуации, когда на этапе заключения контракта, в приложениях к контракту, заказчик выдвигает дополнительные требования, пожелания, что с большой долей вероятности ведет к непредсказуемым и многолетним арбитражным тяжбам. Как вариант, ситуация, когда в приложениях к контракту, заказчик опускает какую-либо критически важную часть технического задания, что ведет к неоднозначности и размытости критериев добросовестного исполнения контрактов. Азарт участника Госзакупки, в процессе самих торгов, Выигрыш нескольких аукционов, при финансовых и технических возможностях, исполнить меньше выигранного. Иногда начинающие участники подают заявки в тренировочных целях и внезапно выигрывают аукцион, так как на таких условиях больше не нашлось желающих участвовать в закупке. Бывают случаи, когда заказчик недвусмысленно даёт понять, что не желает видеть вас поставщиком, и благоприятного завершения и закрытия контракта не будет. Возникновение сложностей с производством товара у единственного производителя, типа пожара, банкротства и так далее.

Отказ от заключения договора по результатам закупки

Сургутскова Ирина Александровна, ведущий юрисконсульт Экспертно-консультационного центра Института госзакупок.

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ), устанавливая лишь общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, дает таким лицам практически ничем не ограниченные возможности по определению правил проведения закупки, в том числе правил заключения договора.

Читайте также:  Делится ли наследство между супругами?

Между тем при установлении указанных правил заказчики должны учитывать требования Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), Закона N 223-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).

Порядок проведения закупки, в том числе заключения договора, должен содержаться в положении о закупке (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).

При разработке/доработке положения о закупке у заказчика может возникнуть вопрос: обязательно ли проведение закупки должно завершиться заключением договора?

Существуют различные точки зрения по этому вопросу.

С одной стороны, Закон N 223-ФЗ не устанавливает обязанности заказчика заключить договор по результатам закупки. Да и в других нормативных правовых актах не содержится такой обязанности (по крайней мере по неторговым процедурам закупки) . Следовательно, можно сделать вывод, что по общему правилу заказчик не обязан заключать договор даже при наличии претендента на его заключение.

Вопрос об обязательности заключения договора по результатам торгов будет рассмотрен ниже.

В юридической литературе имеются и иные подходы к данному вопросу.

Так, по мнению авторов Научно-практического комментария к Закону N 223-ФЗ (под ред. В.Ю. Панченко), «новеллой в правовом регулировании закупок является установление Законом юридической обязанности заказчика заключить договор по результатам осуществления любого способа закупки.

Технико-юридическое выражение этой обязанности в Законе вряд ли можно назвать удачным, но она следует из системного толкования ряда его положений:

  • ч. 2 ст. 3, предусматривающей обязанность определять в положении о закупке «порядок заключения и исполнения договоров»;
  • ч. 5 ст. 4, рассматривающей проект договора как неотъемлемую часть извещения и документации о закупке и предписывающей информировать об измененных условиях договора;
  • п. 3 ч. 9 и п. 5 ч. 10 ст. 4, устанавливающих требования к извещению и документации о закупке в части указания на предмет и цену договора;
  • ч. 6 ст. 5, определяющей правовые последствия уклонения участника от заключения договора.

Использование такого приема толкования, как рассуждение «от противного», приводит к выводу о том, что, если допустить отсутствие обязанности заключить договор по результатам реализации способа закупки, пропадает сам предмет регулирования настоящего Закона (если заказчики будут вольны в любое время дать «обратный ход» закупке, тем самым не будут достигнуты цели и реализованы принципы правового регулирования, закрепленные в комментируемом Законе)».

С точки зрения автора настоящей статьи, рассмотренный выше подход не может быть признан обоснованным. Перечисленные выше положения Закона N 223-ФЗ всего лишь предусматривают необходимость определить правила заключения договора, но не указывают на обязательность его заключения. При этом право заказчика не заключать договор по результатам закупки ни в коем случае не нивелирует установленные в ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ принципы закупки.

Принцип информационной открытости закупки не будет нарушен, ведь заказчик заранее проинформирует участника закупки об условиях заключения договора и о возможных случаях отказа от его заключения.

Обязательные условия контракта

Часть условий контракта вносятся в него ещё на этапе формирования проекта. Поэтому в документации закупки можно найти следующие условия:

  • о неизменности цены, кроме случаев, когда применяется ориентировочное значение цены или формула её расчёта — например, для агентских услуг, услуг по оценке недвижимости и обязательному страхованию;
  • об ответственности сторон за невыполнение своих обязанностей по контракту;
  • касающиеся оплаты предмета закупки — порядок, форма и срок оплаты, положения об авансе;
  • о приёмке результатов исполнения контракта — порядок и срок её проведения.
  • об обеспечении исполнения контракта — его размер, способ, срок предоставления, порядок возврата.

Иногда заказчик предусматривает возможность одностороннего расторжения контракта. Этот пункт также содержится в условиях.

Необязательные условия контракта

Контракт включает в себя множество различных условий. Часть из них — существенные требования к предмету закупки и поставщику, часть — не слишком важны. К существенным относится описание предмета контракта — его характеристики, параметры, свойства. Также в контракт иногда включаются:

  • условия о гарантии;
  • условия эксплуатации, в том числе эксплуатационные расходы;
  • условия о том, что поставщик обязан осуществить монтаж и наладку, а также обучить персонал работе с установленным оборудованием;
  • условия о месте и сроках отдельных этапов исполнения контракта;
  • иные условия, не противоречащие законодательству.

Инструкция для поставщика

В зависимости от причин действия поставщика могут несколько различаться, однако общий их алгоритм схож. Необходимо уведомить заказчика о намерении отказа от контракта в установленные сроки:

  • в случае возникновение обстоятельств непреодолимой силы заказчик уведомляется письмом, составленным в произвольной форме в течение 1 рабочего дня. Текст письма должен содержать ссылку на закупочную процедуру и приложенные документальные подтверждения упоминаемых обстоятельств;
  • если поставщик отказывается от подписания контракта на основании обнаружения неприемлемых условий, составляется протокол разногласий, который направляется заказчику до истечения предельных сроков инициации сотрудничества. При этом заказчик может изменить условия контракта или отказаться от сотрудничества со своей стороны;
  • иногда заказчик и поставщик договариваются об отказе заранее, но предпочитают заключить контракт по закону, чтобы сразу же его расторгнуть на обоюдных условиях. В этом случае необходимо связаться с заказчиком для обсуждения ситуации.

В любом случае правильными действиями поставщика будет активная связь с организатором процедуры. Если отказ выражен в форме бездействия, это наверняка приведет к негативным последствиям.

Если заказчик по окончании процедуры торгов принимает решение о невозможности заключения договора с победителем конкурса, то он вправе отказаться от заключения договора при наличии обоснованных причин. Основание для отказа указывается в протоколе отказа от заключения контракта.

Победитель вправе подать жалобу в ФАС, если считает, что приведенные основания недостаточны и не соответствуют требованиям закона.

Читайте также:  Нормы провоза багажа и ручной клади Уральскими авиалиниями 2023

Оценка действий заказчика и анализ причины отказа производится на основании протокола. Если причины будут признаны вескими, указывающими на несоответствие участника требованиям 44-ФЗ, например предоставление недостоверной информации, то возможно признание сделки несостоявшейся. В таком случае возможен отказ от сделки в одностороннем порядке.

Протокол оформляется в свободной форме, так как типовая форма законодательно не установлена. При этом протокол должен содержать максимально полную информацию об участниках торгов и тендерной процедуре.

Государственное учреждение «Альфа»

ИНН 7708123459, КПП 770801009, ОКПО 98756423

полное наименование учреждения

Как избежать попадания в реестр недобросовестных поставщиков

Поставщик может избежать попадания в РНП, если ему удастся доказать, что в том, что им не был подписан договор с заказчиком, нет его вины. Пытаться договориться с заказчиком о том, чтобы он не передавал информацию в реестр, не стоит. По закону тот передает сведения в реестр не по своему усмотрению: он обязан это сделать при наличии оснований.

Информация будет числиться в реестре в течение 2 дней. Для того чтобы оспорить попадание в реестр, поставщику следует обратиться с жалобой в ФАС или с исковым заявлением в суд.

Таким образом, заказчик наделен правом отказа от подписания договора, но в строго ограниченных 44-ФЗ случаях. Отказ должен быть мотивированным и обоснованным, а поставщик – уведомлен о принятом решении в письменной форме. Поставщик имеет право обжалования действий заказчика в ФАС или в суде. Исполнитель также может уклониться от подписания невыгодного договора, но за это он попадет в реестр недобросовестных поставщиков. Исключить неблагоприятные последствия отказа поставщик может, если докажет возникновение обстоятельств непреодолимой силы, которые препятствуют подписанию договора или вину заказчика.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Решение по делу № 07-16-17/2018

Законодательство не устанавливает определенной формы для протокола об отказе от заключения контракта. Это значит, что заказчик может составить этот документ по своему усмотрению. Однако важно, чтобы в нем присутствовали такие данные:

  • сведения о поставщике, с которым должен был быть заключен контракт (наименование, адрес и другая информация);
  • основание для отказа от подписания контракта;
  • наименования документов (с указанием их реквизитов), которые подтверждают это основание;
  • дату и место составления протокола.

Составить протокол может контрактный управляющий или иное лицо, на которого возложена функция осуществления госзакупок. Подписать же его следует руководителю заказчика или иному уполномоченному лицу. После составления протокол размещается в ЕИС и направляется поставщику, от заключения контракта с которым заказчик отказался.

При несостоявшемся электронном аукционе госзаказчик:

  • заключает договор с единственным поставщиком, если он определен;
  • проводит торги заново, если победителя нет.

Новую процедуру проводят в формате запроса предложений или другим способом на усмотрение заказчика.

Заказчик продлевает срок приема заявок на четыре дня при отсутствии предложений или отклонении всех участников. Если предложения все равно не поступят, то проводят повторный запрос котировок.

Если определен единственный участник, то с ним заключат договор.

Если предложений не поступило или всех участников отклонили, то заказчик вносит изменения в план-график и проводит процедуру заново или по согласованию с ФАС проводит закупку у единственного поставщика.

Если подана только одна заявка или допущен только один поставщик, с ним могут заключить контракт как с единственным поставщиком.

Нежелание продавца подписывать соглашение с заказчиком может выражаться активными действиями или полным бездействием. Во втором случае он не подписывает документы за выделенное на это время либо задерживает обеспечение.

Принцип действия исполнителя зависит от причины для отказа:

  1. При появлении обстоятельств непреодолимой силы поставщику необходимо передать покупателю информацию о случившемся не позже, чем в течение дня. Уведомление отправляется в письменном виде. В нем отмечается причина отказа от заключения контракта по 44-ФЗ, реквизиты закупки. Разрешается передать документ заказчику либо прибегнуть к почтовым услугам.
  2. Можно договориться с покупателем, чтобы отказ от сделки не привел к крайне неприятным для исполнителя последствиям. В этом случае контракт изначально подписывается, а после расторгается по соглашению сторон.
  3. Если отказ от заключения договора вызван неточностями в тексте документа, то заказчику отправляется протокол разногласий. При этом поставщик должен соблюсти сроки подписания документов. Далее покупатель может скорректировать текст.

В обязанности заказчика входит передача в ФАС данных продавца, решившего избежать сделки по результатам тендера. В противном случае первого ждет административная ответственность в виде штрафа. Когда информация направлена в антимонопольную службу, поставщик может быть внесен в РНП – через два года его удалят из данного списка.

Исполнитель может постараться доказать, что невиновен в произошедшем, направив жалобу в ФАС либо иск в суд. Если ему повезет, то фирму удалят из указанного выше списка.

Победитель и второй участник электронного аукциона по 44-ФЗ признаны уклонившимися от заключения контракта по банковской гарантии (основания одинаковые). Заказчик запустил запрос предложений в электронной форме, т.к. аукцион признан несостоявшимся. Второй участник аукциона подал жалобу в ФАС.

В случае признания жалобы обоснованной, с кем заказчик должен заключить контракт?

Должен ли отменять протокол признания уклонившимся и для победителя?

Должен ли отменять запрос предложений, который уже опубликован по этой несостоявшейся закупке.

Ответ на заданные вопросы зависит от решения ФАС и предписания, которое будет вынесено по результатам рассмотрения жалобы, если ее признают обоснованной.

Если ФАС отменит протокол о признании второго участника аукциона уклонившимся от заключения контракта, то заказчик должен будет заключить контракт с ним (если иное не будет указано в предписании ФАС).

ФАС должен рассматривать жалобу только по тому участнику, который ее подал, соответственно, оснований для отмены протокола об уклонении от заключения контракта для победителя нет.

Поскольку запрос предложений проводится вследствие признания аукциона несостоявшимся, если ФАС отменит протокол о признании второго участника уклонившимся от заключения контракта, то объявленный запрос предложений должен быть отменен (аннулирован).

Написать комментарий

      Пункт 16 статьи 110 Федерального закона О несостоятельности (банкротстве) №127-ФЗ гласит, что конкурсному управляющему даётся пять дней на то, чтобы предложить договор купли-продажи предприятия победителю торгов. Проект договора, который должен прилагаться к предложению, должен быть составлен исходя из той цены за предприятие, которая была предложена победителем на торгах.

      Получите консультацию прямо сейчас

      Если с момента получения предложения прошли пять дней, а победитель торгов не даёт ответа внешнему управляющему, то управляющий получает право предложить договор участнику торгов, сделавшему следующее по цене предложение. Уклонившемуся от предложения победителю торгов не должен возвращаться внесённый им задаток.

      Очень интересным в преддверии введения всеобщей «универсальной пред квалификации» является правовая позиция, изложенная в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 17.06.2020 г. № 310-ЭС19-26526 по делу № А84-2224/2018.

      Фабула дела:

      Заказчик — ГБУ «Дирекция капитального строительства» (г. Севастополь) обратилась с иском к ООО «Вавилон» о признании недействительным государственного контракта от 16.12.2016 № 41-16/ПИР-399 на выполнение проектно-изыскательных работ по реконструкции паромного пирса и применении последствий его недействительности в виде взыскания с ответчика 5 586 000 руб., перечисленных в качестве авансового платежа.

      Как следует из материалов дела, в 2016 году проводился открытый конкурс на право заключения государственного контракта на право выполнения указанных проектно-изыскательских работ.

      Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе от 07.12.2016 г. на участие в открытом конкурсе рассмотрены заявки трех претендентов, ООО «Вавилон» набрало наибольшее количество баллов (60).

      При расчете окончательного суммарного количества баллов комиссией учтено представление подрядчиком результатов исполнения 10 контрактов, из которых 8 по проектно-изыскательским работам по объекту «Строительство набережной ЖК Карсунский».

      В рамках исполнения обязательств по контракту ГБУ «Дирекция капитального строительства» перечислено проектировщику 5 586 000 руб. аванса.

      Однако, по результатам проведенной проверки прокуратурой Ленинского района города Севастополя было установлено, что для участия в конкурсе в подтверждение опыта работы и деловой репутации в сфере проектирования победитель конкурса – ООО «Вавилон» предоставил недостоверные документы, а именно: договоры подряда и акты выполненных работ, составленные формально, в отсутствие фактических подрядных правоотношений.

      Представлением прокуратуры учреждению было предписано устранить нарушения законодательства в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд, принять меры по расторжению контракта и возврату уплаченного аванса.

      Ссылаясь на ничтожность государственного контракта, учреждение обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании суммы перечисленного аванса.

      Судебные акты:

      Решением Арбитражного суда города Севастополя от 23.01.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.

      При этом суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении победителем конкурса правил участия в конкурсе, приведшем к ограничению конкуренции, обходу закона с противоправной целью, что свидетельствует о ничтожности заключенной между сторонами спора сделки.

      Между тем, указывая на ничтожность спорной сделки, суд первой инстанции, принимая во внимание ее фактическое исполнение сторонами контракта, в том числе и после получения учреждением представления прокуратуры, пришел к выводу о необходимости применения к спорным правоотношениям положений статьи 431.1 Гражданского кодекса РФ и пункта 70 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», а именно:

      — сделанное в любой форме заявление о недействительности (ничтожности, оспоримости) сделки и о применении последствий недействительности сделки (требование, предъявленное в суд, возражение ответчика против иска и т.п.) не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность лицо действует недобросовестно, в частности если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки (пункт 5 статьи 166 Гражданского кодекса РФ).

      В связи с этим суд первой инстанции указал на то, что поскольку учреждение принимало от общества исполнение контракта, то оно не вправе требовать признания этого контракта недействительным, за исключением оснований, указанных в статье 179 Гражданского кодекса.

      В соответствии со статьей 179 Гражданского кодекса сделка, совершенная под влиянием обмана, является оспоримой и может быть признана недействительной по иску потерпевшей стороны. Сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана недействительной, только если обстоятельства, относительно которых потерпевший был обманут, находятся в причинной связи с его решением о заключении сделки. При этом подлежит установлению умысел лица, совершившего обман.

      1. Как заказчику по 223-ФЗ включить сведения о поставщике в РНП
      2. КОНТРАКТ С ЕДИНСТВЕННЫМ ПОСТАВЩИКОМ
      3. КАК ЗАКЛЮЧИТЬ КОНТРАКТ СО ВТОРЫМ УЧАСТНИКОМ
      4. Больничный лист не является основанием для нарушения сроков при подписании контракта
      5. ЕДИНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ ЗАКУПКИ
      6. ЗАКАЗЧИКАМ И УЧАСТНИКАМ ЗАКУПКИ
      7. Cрок действия решения об одобрении крупной сделки
      8. КАК ОПИСАТЬ ОБЪЕКТ ЗАКУПКИ
      9. ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ ЗАКУПКИ ПО 223-ФЗ В 2020 ГОДУ
      10. Инструкция не должна усложнять процесс проведения закупки

      Обязательные условия контракта

      Часть условий контракта вносится в него ещё на этапе формирования проекта. Поэтому в Проекте контракта (договора) можно найти следующие условия:

      • о неизменности цены, кроме случаев, когда применяется ориентировочное значение цены или формула её расчёта: например, для агентских услуг, услуг по оценке недвижимости и обязательному страхованию;
      • об ответственности сторон за невыполнение своих обязанностей по контракту;
      • касающиеся оплаты предмета закупки — порядок, форма и срок оплаты, положения об авансе;
      • о приёмке результатов исполнения контракта — порядок и срок её проведения;
      • об обеспечении исполнения контракта — его размер, способ, срок предоставления, порядок возврата.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *