Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отчет по квотированию рабочих мест в москве 2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Квота для приема на работу инвалидов считается выполненной работодателем в случае оформления в установленном ТК РФ порядке трудовых отношений с инвалидами в рамках исполнения обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой.
Какие отчеты работодатель обязан отправлять в центр занятости
Сообщать о введении режима неполного рабочего времени в органы службы занятости работодатели обязаны с 2009 года.
Сделать это необходимо в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий (п. 2 ст. 25 Закона от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).
Единой для всех установленной формы этого отчета нет. Центры занятости вправе разработать свои формы. Обычно отчет включает в себя следующие данные:
- дату введения режима неполного рабочего времени;
- период, на который он вводится;
- причину;
- численность работников, которых затронет этот режим.
К отчету нужно приложить копию приказа о введении на предприятии режима неполного рабочего времени.
Кроме того, организациям (кроме МСП) сведения о неполной занятости работников нужно ежемесячно представлять в органы статистики по форме статистического наблюдения № П-4 (НЗ) «Сведения о неполной занятости и движении работников» с указаниями по ее заполнению утверждена приказом Росстата от 25.12.2008 г. № 325 (изменения к данной форме утверждены приказом Росстата от 13.03.2009 г. № 42). Срок предоставления – не позднее 3-го числа после отчетного месяца.
Центры занятости регионов России вправе запрашивать у работодателей отчетность по охране труда.
Как правило, отчет предусматривает наличие сведений о:
- наличии либо отсутствии производственного травматизма;
- проведении инструктажа и обучения работников;
- проведении спецоценки условий труда;
- обеспечении работников средствами индивидуальной защиты;
- наличии в организации санитарно-бытовых помещений;
- иных сведений.
Согласно ст. 19.7 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в службу занятости сведений о введении режима неполного рабочего времени, а равно их представление в искаженном виде влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц – от 300 до 500 руб.;
- на юридических лиц – от 3 000 до 5 000 руб.
За нарушение законодательства по квотированию рабочих мест для инвалидов грозит штраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей на основании ст. 5.42 КоАП РФ
Несданная отчетность может спровоцировать проверку со стороны трудовой инспекции. В итоге штрафы могут оказаться намного больше.
В соответствии с ч. 1 ст. 5.42 Кодекса об административных нарушениях РФ, неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей.
Обратите внимание, что эта статья не предусматривает ответственности за непредоставление сведений о квотировании рабочих мест органам службы занятости. Поэтому если обязанности по квотированию вы выполнили, но позабыли вовремя отправить отчет, то все шансы избежать административной ответственности, по мнению Верховного Суда РФ, у вас имеются.
Однако, с учетом того, что к полномочиям региональных органов по труду и занятости относится осуществление надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи предписаний и составления протоколов, представляется более полезным для нервной системы как руководителя, так и кадровика, отправлять отчеты в службу занятости вовремя.
В соответствие с нормами трудового законодательства, работодатели обязаны оказывать содействие по трудоустройству лиц возрастом до 18-ти лет путем выделения и создания рабочих мест для несовершеннолетних граждан.
Работодатель предоставляет несовершеннолетним рабочие места в соответствие с установленной квотой. В отличие от квоты по трудоустройству инвалидов, показатель квоты на создание (выделение) рабочих мест для несовершеннолетних нормами ТК РФ не установлен.
Полномочия по квотированию рабочих мест для несовершеннолетних переданы местным муниципалитетам. Это значит, что количество рабочих мест, которые работодатель обязан выделить для трудоустройства молодых граждан, устанавливаются отдельно для каждого региона, в соответствие с местными законодательными актами.
К примеру, законом Иркутской области «О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних» установлено обязательство работодателей по трудоустройству лиц младше 18-ти лет в количестве не менее 1% от средней численности сотрудников. При этом данное требование установлено для ИП и организаций с количеством работников более 100 человек. Если среднесписочное количество сотрудников составляет 100 единиц и меньше, либо работодатель находится в процедуре банкротства или ликвидации, то квота для такого работодателя не устанавливается.
В Москве квота по трудоустройству распространяется исключительно на несовершеннолетних из числа детей-сирот и несовершеннолетних лиц, оставшихся без попечения родителей. Если молодой работник не относится к одной из перечисленных категорий, то создавать (выделять) места работодатель для него не обязан.
Соответственно законодательным нормативам федерального уровня, в субъектах Российской Федерации квоты для инвалидов должны устанавливаться в отношении не всех субъектов предпринимательской деятельности. Так, определенные организации полностью освобождены от необходимости проведения процедуры квотирования мест для инвалидов. К ним относятся:
- Организации с численностью трудящихся менее 35 сотрудников. Данные организации вольны самостоятельно подбирать персонал и не обязаны трудоустраивать инвалидов по квотам.
- Организации, созданные обществами инвалидов, или уставной капитал которых более, чем наполовину состоит из средств подобных обществ инвалидов.
В отношении же иных субъектов хозяйствования, федеральные правила действуют следующим образом:
- Организации, имеющие в своем штате более 100 трудящихся, обязаны обеспечить от 2 до 4% рабочих мест для инвалидов. Региональные законы и нормативные акты в данном случае определяют конкретный процентный показатель квоты в регионе в рамках вышеозначенных процентов.
- Организации, в которых работают более 35 трудящихся, но меньше 100, должны квотировать не более 3% рабочих мест. Конкретный процент в этих рамках также устанавливается региональным законодательством.
При расчете размеров штата учитывается среднесписочная численность.
Базой для расчета квоты по трудоустройству несовершеннолетних является средняя численность сотрудников организации/ИП по итогам отчетного месяца.
При расчете средней численности работодатель учитывает как штатных сотрудников, нанятых на основании трудовых соглашений, так и лиц, привлеченных к работе по договорам ГПХ.
Московские налоговики определились с квотированием
Нарушение порядка предоставления отчетов по охране труда, или передача недостоверных сведений влечет ответственность, установленную статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ в виде наложения административного штрафа:
- на должностных лиц — в размере от 10000 до 20000 рублей;
- на юридических лиц — от 20000 до 70000 рублей.
Повторное совершение административного правонарушения влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц — в размере от 30000 до 50000 рублей;
- на юридических лиц — от 100000 до 150000 рублей.
- о количестве вакансий;
- о числе мест, выделенных льготникам;
- о принятых работника, в том числе инвалидах;
- об утвержденных локальных актах, касающихся квот;
- о выполнении квотного законодательства.
Скачать для просмотра и печати:
Строгие правила, касающиеся предоставления соцгарантий труженикам с проблемами по здоровью, накладывает на предпринимателей серьезные обязательства. Реализация их на практике состоит из планомерного выполнения нескольких оргмероприятий. Они таковы:
В соответствии с Федеральным законом 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Конкретные сроки предоставления информации, а также формы отчетности устанавливаются региональным законом о квотировании либо принимаемым на его основе правовым актом исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации в сфере труда и занятости.
- человек из рассмотренных категорий трудоустроен вами, то есть:
- с ним заключен трудовой договор, по которому он проработал не менее обозначенного в региональном законе о квотировании срока. К примеру, в Карелии — не менее 3 месяцев в течение календарного год а в Москве — не менее 15 дней за меся
2.8. В случае невыполнения установленной квоты для приема на работу молодежи работодатели ежемесячно с 1 до 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который производится уплата, перечисляют в бюджет города Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы.
Итоговая цифра будет указывать на обязательное количество мест, что не препятствует работодателю увеличить его по собственной воле. Квота на инвалидов на предприятии включает в себя рабочие места, на которых уже трудятся лица, имеющие инвалидность. Если таковое превышает обязательные нормы, разница (в процентах) будет являться той величиной, на которую работодатель вправе уменьшить количество рабочих мест для других квотируемых категорий.
- Название организации и адрес ее нахождения;
- Сведения из нормативных актов локального характера;
- Численность работников;
- Сколько мест было специально создано или переоборудовано для работников-инвалидов;
- Вакансии для инвалидов;
- Специальность, квалификация;
- Образование и наличие опыта работы;
- В каком режиме осуществляются трудовые функции (вахтовый метод, свободный или сменные графики, стандартный);
- К какому виду относится работа: сезонные работы, по совместительству, на постоянной основе;
- Заработная плата;
- Сколько часов составляет рабочий день;
- Гарантии социального характера.
Полномочия по осуществлению надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок возложены на органы власти субъектов РФ в области содействия занятости населения (п. 6 ч. 1 ст. 7.1-1 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). Государственный стандарт функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок утвержден приказом Минтруда России от 30 апреля 2021 г. № 181н. При этом в целом проверки проходят по тем же правилам, что плановые и внеплановые проверки, которые проводит трудовая инспекция.
Деятельность работодателя по предоставлению трудовых мест лицам, принадлежащим к льготным категориям, контролируется Рострудинспекцией. Причем на местном уровне проверяется внедрение как общероссийских, так и региональных норм, и соблюдение правил соответствующего уровня. Госорган проводит плановые и внеплановые мероприятия. Кроме того, он обязан реагировать на обращения граждан, связанные с нарушением трудовых гарантий.
- Положение о квотировании трудовых мест для граждан льготных категорий. В нем указываются такие данные:
- размеры квот и категории граждан;
- порядок осуществления мероприятий в данном направлении;
- ответственное должностное лицо.
- Приказ о выделении вакансий, который должен содержать конкретные данные:
- о должности, предоставляемой инвалиду;
- о необходимых изменениях в условиях и порядке осуществления трудовых обязанностей;
- об ответственном за исполнение.
Кто рассчитывает квоту?
Квота для приема на работу инвалидов рассчитывается работодателем ежегодно, до 1 февраля, исходя из среднесписочной численности работников за IV квартал предыдущего года.
При расчете квоты для приема на работу инвалидов округление дробного числа производится в сторону уменьшения до целого значения. Если размер рассчитанной квоты менее единицы, значение квоты принимается равным единице.
Работодатель обязан выполнить квоту для приема на работу инвалидов в течение текущего года с учетом ее возможного перерасчета (п. 3 Правил).
В соответствии с п. 4 Правил квота для приема на работу инвалидов подлежит перерасчету в случае уменьшения среднесписочной численности работников за прошедший месяц, за исключением работников, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам проведения специальной оценки условий труда.
Перерасчет квоты для приема на работу инвалидов осуществляется работодателем с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло изменение среднесписочной численности работников.
Как проходит проверка
Надзорным органом, контролирующим на местах соблюдение норм «инвалидного» законодательства, является Министерство труда. Основным документом, регламентирующим порядок и продолжительность проверки организаций, является приказ ведомства №181н 2013 года.
В нем указано, что имеется два вида проверок:
- Плановые, которые проводятся по заранее согласованному плану;
- Внеплановые, например, спровоцированные обращениями граждан.
Проверки проводятся в двух форматах:
- Выездные с контролем на месте;
- Документарные с проверкой подаваемых отчетов.
Стандартный срок «документарки» – 15 дней, а выездной проверки – 10 (в исключительных случаях – 15), но на деле всё происходит гораздо быстрее, обычно в течение суток (но всё зависит от размера компании). Приостановления проверки не предусмотрено.
Наиболее эффективной оказывается плановая выездная проверка. Она осуществляется по таком алгоритму:
- Центр занятости населения формирует график проверки предприятий;
- В назначенную дату издается приказ о контроле конкретной организации;
- Инспектор прибывает по адресу фактического расположения компании, предъявляет служебное удостоверение и вручает ответственному лицу копию приказа;
- В ходе проверки специалист знакомится с документацией, проверяет, правильно ли произведен расчет квот, а также организацию рабочих «инвалидных» мест, соответствие занимаемых должностей, фактическое наличие работника на своем месте и т.д.;
- По мере прохождения проверки формируется акт в двух экземплярах, в котором фиксируются нарушения;
- По окончании проверки оба акта подписываются руководителем и проверяющим, затем экземпляры разделяются.
При наличии нарушений руководителю выписывается предписание по их устранению. В нем оговорен разумный срок, в течение которого нарушения должны быть устранены. Затем руководитель организации составляет специальный акт об устранении недочетов и направляет его в Центр занятости.
Порядок квотирования рабочих мест в Московской области
Экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в Московской области определены Законом Московской области от 20.09.1999 N 63/99-ОЗ «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Московской области», а также Постановлением правительства Московской области от 03.03.2003 N 104/6 «О порядке квотирования рабочих мест для инвалидов в Московской области».
Организации, для которых устанавливается квотирование рабочих мест и численность работников которых составляет более 30 человек, представляют в органы службы занятости по месту нахождения организации:
сведения о среднесписочной численности работников и квотируемых рабочих местах в соответствии с утвержденной формой (Приложение N 1 к Порядку квотирования рабочих мест для инвалидов в организациях, расположенных на территории Московской области) ежегодно;
сведения о квотировании рабочих мест для инвалидов и внесении обязательной платы за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в соответствии с утвержденной формой (Приложение N 2 к Порядку квотирования рабочих мест для инвалидов в организациях, расположенных на территории Московской области) ежемесячно до 20-го числа следующего за отчетным месяца.
Отчеты о трудоустройстве и вакансиях для инвалидов
В отчете нужно указать размер региональной квоты для приема на работу инвалидов, общее количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов, количество вакантных мест для инвалидов, численность инвалидов, трудоустроенных непосредственно в отчитывающейся организации, и численность инвалидов, трудоустроенных в счет квоты в других организациях.
В строках 19.1–19.7 нужно указать сведения о каждом работающем в компании инвалиде. В числе таких сведений – СНИЛС, профессия, по которой инвалид осуществляет трудовую деятельность, и группа инвалидности. Отчет необходимо представлять в органы службы занятости ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 3 ст. 25 Закона от 19.04.1991 № 1032-1). В эти же сроки работодатели представляют и отчет о реабилитации и содействии занятости инвалидов. Форма указанного отчета представлена в приложении № 8 к приказу Минтруда от 16.12.2022 № 786. В данном отчете нужно указывать численность прошедших обучение работников, имеющих инвалидность.
Что такое квотирование рабочих мест
Под квотированием рабочих мест понимается выделение определенного количества мест для работы граждан, принадлежащих к слабо защищенным категориям. Они нуждаются в предоставлении социальной защиты со стороны государства.
Согласно ФЗ от 24.11.1995 г. №181-ФЗ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации на предприятиях, где количество сотрудников более 100 человек, возлагается обязанность по предоставлению мест для работы лиц с ограниченными возможностями. Такие места могут быть вновь созданными или же выделенными из имеющихся мест.
Размер квоты устанавливается на уровне региона, однако утверждены минимальное и максимальное значения: не меньше, чем 2%, и не больше, чем 4% от общей численности сотрудников.
Если количество работающих на предприятии меньше 100 человек, но больше 35, региональным законом может быть определена квота мест для работы лиц с инвалидностью, однако ее размер не должен превышать 3% от общего числа сотрудников.
При определении размера квоты не учитывается численность служащих, которые осуществляют трудовые функции во вредных или опасных для здоровья условиях. В отношении иных граждан, нуждающихся в соцзащите, квоты устанавливаются также на уровне субъектов РФ соответствующими законами.
Кто и какие отчеты подает в центр занятости
Чтобы разобраться, какие подавать отчеты в центры занятости в 2020 году, надо вспомнить, чем занимаются такие структуры. Основная их задача — помочь людям, потерявшим работу, трудоустроиться, а работодателям — найти подходящий персонал. Эта функция часто выполняется формально, из-за чего правительство в ближайшие три года собирается кардинально модернизировать ЦЗН. Идеи по изменению заложены в проекте постановления правительства «О реализации мероприятий, направленных на повышение эффективности службы занятости» федерального проекта «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда» национального проекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости». Чиновники заявляют, что изменения помогут повысить эффективность работы центров, а работодатели за счет этого смогут увеличить производительность труда.
Модернизация призвана изменить работу ЦЗН, и теперь им придется решать проблемы в комплексе, а не оказывать отдельные услуги по подбору персонала. Чиновники обещают, что бюрократическая составляющая сократится.
Неизвестно, чем обернутся изменения для работодателей, но пока Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ» и подзаконные акты требуют от них сдавать:
- ежемесячный отчет в центр занятости о вакансиях;
- данные о предстоящих сокращениях (уведомляют за два месяца, в случае массового сокращения — за три мес.);
- сведения о введении неполного рабочего времени (уведомляют в течение трех рабочих дней);
- информацию о количестве трудящихся инвалидов и молодых специалистов (информация подается в отдел квотирования).
Единая дата подачи всех данных в центры не установлена, а формы в разных субъектах часто отличаются, т. к. их утверждают на региональном уровне.
ВАЖНО!
Обычно ЦЗН не следит за регулярной выплатой зарплаты, не проверяет условия труда на производстве, не контролирует уровень травматизма, а потому отчет по охране труда в центр занятости мало кто сдает. Но в некоторых регионах такие требования установлены, и введены отдельные бланки для передачи сведений о состоянии условий и охраны труда в организации. К примеру, в Краснодарском крае постановлением главы администрации (губернатора) от 21.12.2012 № 1591 утверждены формы и сроки предоставления информации о состоянии условий и охраны труда в организациях края, а в Красноярске необходимый бланк и правила его заполнения представлены в постановлении правительства Красноярского края от 22.05.2015 № 253-п. Рекомендуем убедиться, что вашей компании такая отчетность не грозит, чтобы избежать штрафов.
Отчет по квотированию рабочих мест в москве 2020 свао
Немногим ранее, Законом г. Москвы от 8 апреля 2009 года N 4, был изменен документ выше рангом — Закон города Москвы от 22 декабря 2004 года N 90 «О квотировании рабочих мест» (далее – Закон). Оба акта уже вступили в силу: изменения – с 9 мая 2009 года, Положение – с 29 августа 2009 года.
А вот за отказ от «помощи» (то есть невыполнение обязанности по созданию и выделению мест) специальным актом – Кодексом города Москвы об административных правонарушениях (ст. 2.2), утв. Законом г. Москвы от 21 ноября 2007 года N 45, предусмотрен штраф, налагаемый:— на должностных лиц в размере 3000 — 5000 рублей;
— на юридических лиц — 30000 — 50000 рублей
В Москве квотирование рабочих мест для молодежи регулирует Закон г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90. Московские работодатели, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, обязаны создавать квотируемые рабочие места для молодежи за счет собственных средств.
Квоты создают для трудоустройства:выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, которые ищут работу впервые.
Например, в Москве квотирование рабочих мест для молодежи регулирует Закон г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90. Московские работодатели, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, обязаны создавать квотируемые рабочие места для молодежи за счет собственных средств. Квоты создают для трудоустройства:
данные о среднесписочной численности работников на день установления квот. Эти сведения содержит форма № П-4, утвержденная приказом Росстата от 24 июля 2012 г. № 407. Если работодатель не сдает форму в органы статистики, то достаточно предоставить письмо произвольной формы, заверенное печатью и подписями руководителя и главного бухгалтера.
- Соответствует требованиям профстандарта «Специалист по управлению персоналом»
- За прохождение — удостоверение о повышении квалификации
- Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов
- Доступны готовые шаблоны документов, которые можно скачать и оставить себе для работы
Согласно ч. 3 ст. 3 Закона г.
Москвы № 90, если количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, составляет более 2 % от среднесписочной численности работников, то количество квотируемых рабочих мест для молодежи уменьшается на соответствующую величину.
Однако «обратной» нормы, позволяющей уменьшать квоту для инвалидов, если принять на работу молодежь сверх установленной квоты, этот закон не предусматривает.
Что такое квотирование рабочих мест
Под квотированием рабочих мест понимается выделение определенного количества мест для работы граждан, принадлежащих к слабо защищенным категориям. Они нуждаются в предоставлении социальной защиты со стороны государства.
Согласно ФЗ от 24.11.1995 г. №181-ФЗ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации на предприятиях, где количество сотрудников более 100 человек, возлагается обязанность по предоставлению мест для работы лиц с ограниченными возможностями. Такие места могут быть вновь созданными или же выделенными из имеющихся мест.
Размер квоты устанавливается на уровне региона, однако утверждены минимальное и максимальное значения: не меньше, чем 2%, и не больше, чем 4% от общей численности сотрудников.
Если количество работающих на предприятии меньше 100 человек, но больше 35, региональным законом может быть определена квота мест для работы лиц с инвалидностью, однако ее размер не должен превышать 3% от общего числа сотрудников.
При определении размера квоты не учитывается численность служащих, которые осуществляют трудовые функции во вредных или опасных для здоровья условиях. В отношении иных граждан, нуждающихся в соцзащите, квоты устанавливаются также на уровне субъектов РФ соответствующими законами.
Федеральным законом от 19.04.1991 г. №1032-1 О занятости населения в Российской Федерации на работодателей возложена обязанность по предоставлению в ЦЗН ежемесячных отчетов о местах для работы инвалидов, которые были обустроены или вновь созданы в рамках установленной квоты. Также они обязаны отсчитываться о нормативных актах, действующих на локальном уровне и подтверждающих информацию о таких рабочих местах.
На федеральном уровне законодательно не определено, в какой форме должен представляться отчет о квотировании мест для работы лиц с ограниченными возможностями. При этом на уровне субъектов Российской Федерации действуют региональные законы, которые регулируют указанные вопросы более подробно.
Работодатель может получить на сайте ЦЗН информацию о том, как составить и куда необходимо подать отчет. В Москве, например, функционирует специально созданный для данной цели Центр квотирования. Допустима также отправка отчета в электронном формате на официальном сайте Центра занятости.
Включение в расходы компенсационной стоимости рабочих мест
Относительно правомерности учета в расходах для целей налога на прибыль компенсационной стоимости рабочих мест для молодежи вопрос спорный.
Минфин и ФНС считают, что нельзя включать такие выплаты в расходы (письма Минфина от 07.04.2014 № 03-03-06/1/15504, от 11.01.2011 № 03-03-06/2/1, ФНС России от 22.06.2010 № ШС-37-3/4638@, УФНС России по г. Москве от 22.03.2011 № 16-15/026835@). Их вывод основывается на том, что подобные платежи носят не обязательный, а добровольный характер.
Однако анализ судебной практики содержит решения, вынесенные в пользу налогоплательщиков.
Суды придерживаются позиции, что уплата компенсационной стоимости квотируемого рабочего места для молодежи предусмотрена законом г. Москвы и связана с производственной деятельностью общества и трудоиспользованием рабочей силы. При таких обстоятельствах, по мнению судей, эта компенсационная стоимость полностью отвечает критериям, установленным ст. 252 НК РФ, и, следовательно, расходы по ее уплате обоснованно обществом отнесены в состав затрат, учитываемых в целях налогообложения прибыли (постановления ФАС Московского округа от 22.01.2013 по делу № А40-60377/12-91-338, ФАС Московского округа от 25.01.2013 по делу № А40-134004/11-129-555).
Включая компенсационную стоимость рабочих мест для молодежи в расходы, организации нужно понимать, что возможно придется идти в суд, остаивая свое право на уменьшение налога на прибыль.
Какие отчеты работодатель обязан отправлять в центр занятости
Далеко не все работодатели знакомы со своими обязанностями перед службой занятости. А между тем необходимо предоставлять сведения о вакансиях, сокращениях и выполнении квоты по трудоустройству инвалидов. Кроме того, совсем недавно у работодателей появилась обязанность сдавать ежеквартальный отчет в центр занятости о работниках предпенсионного возраста.
КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО
Получить доступ
Закон №1032-1 «О занятости населения» устанавливает, что все юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны содействовать государственной политике по снижению уровня безработицы и помогать социально незащищенным слоям населения в трудоустройстве. Так, статья 25 Закона устанавливает, что работодатели должны информировать центры занятости населения (ЦЗН):
- о вакантных должностях (ежемесячно);
- о предстоящих сокращениях (организации — за 2 месяца, ИП — за 2 недели);
- о количестве работающих инвалидов (ежемесячно);
- о введении неполного рабочего дня/недели (в течение 3 дней);
- о банкротстве/ликвидации организации (за 2 месяца);
- о приостановке производства (в течение 3 дней);
- о предпенсионерах (ежеквартально)
Отметим, что согласно Письму Роструда от 17.05.2011 № 1329-6-1, при установлении режима неполного рабочего времени по соглашению между работником и работодателем на основании ст. 93 ТК РФ уведомлять органы службы занятости населения не требуется.
Какие отчеты работодатель обязан отправлять в центр занятости
Закон № 1032-1 «О занятости населения» устанавливает, что все юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны содействовать государственной политике по снижению уровня безработицы и помогать социально незащищенным слоям населения в трудоустройстве. В статье 25 закона прописано, какая отчетность в центр занятости в 2022 году подается организациями. Работодатели должны информировать центры занятости населения (ЦЗН):
В соответствии с п. 2 ст. 25 закона № 1032-1, организация обязана уведомить ЦЗН о сокращении штата не позднее чем за два месяца, а в случае массового увольнения — за три месяца до события. Форма документа установлена в приложениях к постановлению правительства РФ от 05.02.1993 № 99. В бланке указывают такую информацию о каждом сотруднике:
Обязанность готовить отчет по инвалидам в центр занятости возложена законодательством только на крупные компании, численность которых превышает 100 человек. Каждым субъектом устанавливается квота для приема на работу людей с ограниченными возможностями — от 2 до 4% от средней численности сотрудников. Для работодателей, штат которых варьирует от 35 до 100 человек, квота не превышает 3% (ст. 21 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
- Ликвидация предприятия с численностью работающих 15 и более человек.
- Сокращение штата работников в количестве:
- 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
- 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
- 500 и более человек в течение 90 календарных дней.
Обратите внимание: единая дата передачи сведений не утверждена, поэтому ориентироваться следует на те числа, которые прописаны в региональном законодательстве. В Ростовской области подают отчет в ЦЗН до 5 числа ежемесячно (постановление правительства Ростовской области от 25.09.2014 № 646), а для организаций Краснодарского края предусмотрен срок не позднее 28-го числа текущего месяца (постановление главы администрации Краснодарского края от 18.03.2004 № 258).
Резервированием рабочих мест называется выделение работодателем определенного количества рабочих мест в рамках квоты по приему инвалидов, с целью дальнейшего приема на них работников, прошедших специальное обучение. Рабочие места должны выделяться по тем профессиям, которые будут наиболее подходить для работы на них лиц с ограниченными возможностями.
Постановка в резерв рабочих мест осуществляется в рамках специального договора, который заключается между самим работодателем и центром занятости муниципального образования. Договор дает возможность определить те места, которые могут быть созданы организацией и в кратчайшие сроки заполнены желающими, стоящими на учете в службе занятости.
Как составить отчет в центр занятости о квотировании рабочих мест
В соответствии с Федеральным законом 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрена обязанность организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов. Размер такой квоты определяется законодательством субъекта РФ и может составлять не менее 2 и не более 4 процентов к среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек, законодательством субъекта РФ также может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.
Поэтому форму отчета о квотировании, а также образец ее заполнения вы можете взять в службе занятости по месту нахождения вашей организации либо скачать на официальном сайте регионального органа по труду. Как правило, к форме отчетности прилагается и инструкция для работодателей по ее заполнению. Там же можно узнать, куда именно и в каком виде следует направлять отчет. Например, в Москве создан специальный «Центр квотирования». Также в столице и в некоторых других регионах отчет в службу занятости можно отправить в онлайн-режиме через интерактивный портал службы занятости населения.
Обратите внимание, что эта статья не предусматривает ответственности за непредоставление сведений о квотировании рабочих мест органам службы занятости. Поэтому если обязанности по квотированию вы выполнили, но позабыли вовремя отправить отчет, то все шансы избежать административной ответственности, по мнению Верховного Суда РФ, у вас имеются.
В соответствии с ч. 1 ст. 5.42 Кодекса об административных нарушениях РФ, неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей.
Что нужно знать про квоты на иностранных работников на 2022 год
Работодатель за выполнение обязанностей по квотированию приобретает и дополнительные права, в основном, информационные:
- Центр занятости и/или Центр квотирования должен предоставлять работодателям любую необходимую информацию, касающуюся льготных категорий;
- требование к соответствию занимаемой должности распространяется и на работников по квоте – недостаточно квалифицированный или не справляющийся с обязанностями «льготник» может быть не принят или уволен так же, как и обычный сотрудник (причины отказа нужно аргументировать).
- Описание услуги
- Правовая основа
Подать жалобу Получить в электронном виде
- Описание услуги
- Правовая основа