Инструкция по составлению жалобы в ФАС по 44-ФЗ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция по составлению жалобы в ФАС по 44-ФЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В соответствии с п.6 (1) постановления Правительства Москвы от 11.03.2014 № 112-ПП «Об утверждении Порядка осуществления Главным контрольным управлением города Москвы контроля в финансово-бюджетной сфере» (в радакции постановления Правительства Москвы от 13.03.2018 N 185-ПП) обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Главное контрольное управление города Москвы, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Уполномоченные действуют в соответствии с законом от 07.04.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации».

Система уполномоченных состоит из:

уполномоченный при Президенте РФ — защищает права российских и иностранных предпринимателей на территории России;

уполномоченные в субъектах РФ — рассматривают жалобы организаций, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта, а также поставщиков, права которых нарушены на территории субъекта.

Поставщик может обратиться к уполномоченному, если нарушены его права на этапе проведения тендера (нарушен порядок определения победителя, есть признаки ограничения конкуренции) или после заключения контракта (задержки оплат, создание препятствий при выполнении работ, предъявление необоснованных претензий по качеству и т. п.).

Подать жалобу можно в письменном виде, выслав по почте или в электронном виде на электронный адрес или через сервис «Электронная приемная».

В жалобе указываются Ф.И.О. заявителя, реквизиты организации, обратный адрес, четкое описание проблемы, при наличии — подтверждающие документы.

Срок принятия решения о рассмотрении или отказе — 10 дней.

Уполномоченные имеют право:

разъяснять заявителю, как он может самостоятельно защитить свои права;

Порядок подачи и рассмотрения электронных обращений граждан и организаций по вопросам, относящимся к финансово-бюджетной сфере:

Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки в финансово-бюджетной сфере только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

На официальном портале Мэра и Правительства Москвы (далее – Портал) реализован дополнительный функционал по входу на Портал при помощи единой системы идентификации и аутентификации (далее — ЕСИА) пользователей, ранее зарегистрированных на федеральном ресурсе «Госуслуги».

Для авторизации необходимо нажать «Войти» в верхней правой части Портала Мэра и Правительства Москвы, далее нажать «Другие способы входа» и выбрать «Госуслуги». В обращении, направленном в Главконтроль, будет отображена информация об аутентификации пользователя через ЕСИА.

Рассмотрение дела по существу

Слушания являются наиболее важным этапом антимонопольной процедуры. Антимонопольное бюро рассматривает дела об антимонопольных нарушениях в течение трех месяцев со дня принятия решения о передаче дела на рассмотрение. В случае недостаточности информации, орган может продлить срок до шести месяцев и должен уведомить об этом стороны. Комиссия может приостановить или отложить рассмотрение, если необходима временная приостановка. Если необходимо собрать доказательства, приостановление применяется в тех случаях, когда в ходе разбирательства установлено, что ответчик совершил действия, свидетельствующие о нарушении правил конкуренции. С другой стороны в отличие от нарушений, в которых замешана сторона, ставшая причиной разбирательства. Отсрочка применяется, когда антимонопольный орган, суд или трибунал рассматривает отдельное дело или экспертное заключение о нарушении антимонопольного законодательства (раздел 45 Закона о защите конкуренции).

Некорректное сравнение

Зачастую участники рынка используют именно некорректное сравнение с целью получения преимуществ перед своими конкурентами. Необходимо отметить, что некорректное сравнение возможно как в отношении самого конкурента, так и в отношении его товаров, работ и услуг.

Закон «О защите конкуренции» называет примеры некорректного сравнения. Так, не допускается сравнение с использованием слов «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный» без указания конкретных критериев сравнения, имеющих объективное подтверждение.

Также запрещается сравнение, которое основывается только на малозначительных фактах и содержит негативную оценку деятельности хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товара.

Читайте также:  Переселение из аварийного и ветхого жилья в Королёве в 2023

Как показывает практика, некорректное сравнение обычно сопровождается распространением ложных, неточных сведений о конкуренте или его товаре, работе, услуге.

Чаще всего некорректное сравнение содержится в рекламных роликах, буклетах и листовках, поэтому особое внимание нужно уделять контролю за рекламными акциями своих конкурентов. Своевременная реакция на акт недобросовестной конкуренции позволит пресечь нарушение, привлечь виновное лицо к ответственности, а также сохранить Вашу деловую репутацию.

Многие производители на своем сайте размещают информацию о товаре и указывают его характеристики как «самый лучший», «первый и единственный в мире» и т.д. при этом не указывают, на чем основан такой вывод. Данная информация также может быть признана фактом введения в заблуждение.

Законодательство дает право любому участнику закупки на обжалование действий заказчика по 44 ФЗ, оспаривание проектов контрактов или документации закупок в суде или ФАС. Например, это актуально, если установлены нереальные для соблюдения сроки или чрезмерные требования к товару, а также требуются документы, которые в законе не указаны. Пожаловаться можно на действия или бездействия оператора ЭТП. Такое право есть у участников, которые непосредственно столкнулись с ущемлением прав вследствие деяний специалиста электронной торговой площадки. Например, во время аукциона документы не были присланы вовремя, «зависла» система. Обжалованию подлежат деяния заказчика или его законного представителя, конкурсного управляющего, членов комиссии по закупкам. Примером служит неправомерное отклонение заявки, выкладывание протоколов рассмотрения заявок с нарушенными сроками. Такая жалоба 44 ФЗ может быть подана любым физическим, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим соответствующие полномочия.

Основной закон, посвящённый вопросам конкуренции, довольно легко запомнить и тяжело спутать с чем-либо другим, поскольку он практически так и называется: Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон 135-ФЗ или Закон о защите конкуренции). В данном законе определяются те действия, которые законодатель запрещает (в целях защиты рыночных условий, а иногда – государственных интересов), довольно подробно описываются полномочия контролирующего органа, содержатся особенности регулирования в отношении естественных монополий и т.д.

Помимо прочего, Закон 135-ФЗ содержит определение конкуренции, а также некоторых нарушений. Так, в пункте 7 статьи 4 Закона 135-ФЗ конкуренция определяется как «соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке». Конкуренция в целом законом не запрещена, однако некоторые её формы государство считает опасным для условий рыночной экономики, для граждан (потребителей), для самого себя.

Так, в статье 4 Закона 135-ФЗ даны определения понятий «недобросовестная конкуренция», «дискриминационные условия», «монополистическая деятельность», которые составляют основу запрещённых законодателем форм конкуренции. Поговорим о каждой из форм подробнее.

Дискриминационные условия

Следующее запрещённое законом проявление конкуренции, которое встречается (или доходит до ФАС) не так часто, как предыдущее, изложено в пункте 8 статьи 4 Закона 135-ФЗ: «дискриминационные условия — условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами».

Дискриминационным условиям не посвящено отдельной главы в Законе о защите конкуренции, это нарушение в целом более «точечное», но от этого не менее опасное для рынка.

На практике, чаще всего речь идёт о тех случаях, когда цена на один и тот же товар отличается для разных покупателей без видимых на то причин.

В пункте 4 Разъяснений ФАС России «По некоторым вопросам применения Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 273-ФЗ» дискриминационные условия объясняются так:

«Суть создания дискриминационных условий в отношении другого хозяйствующего субъекта заключается в том, что такие условия ставят данного хозяйствующего субъекта в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

Данный запрет связан с отсутствием объективного обоснования разных цен в отношении одного и того же товара».

Как правило, дискриминационные условия обнаруживаются в рамках специфических условий рынка: когда речь идёт о действиях монополиста (Глава 2 Закона 135-ФЗ «Монополистическая деятельность») или об актах, действиях, соглашениях органов государственной (муниципальной) власти, органах власти субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов или ЦБ РФ (Глава 3 Закона 135-ФЗ).

Жалоба в ФАС по 44-ФЗ: сроки подачи

Подавать жалобу в ФАС можно в течение всего периода отбора поставщика, но не позднее чем через 5 дней после даты размещения в ЕИС итогового протокола конкурса или аукциона. При этом есть особенности для предъявления претензий в отдельных случаях:

  • Обращения по документации или извещениям по закупке подают до завершения срока приема заявок;
  • Жалобу на поведение заказчика после завершения приема заявок, может направить только подавший заявку поставщик;
  • Претензию, связанную с контрактом после его подписания, можно отправить не позднее даты его подписания. Заявителем в этом случае выступают субъекты, с которыми заключают договор или признанные уклонившимися от его подписания.

Ключевой задачей федеральных антимонопольных ведомств является контроль принципа свободной конкуренции. Наиболее охотно ФАС рассматривает случаи:

  • когда заказчик злоупотребляет своим положением;
  • завышаются цены путем сговора сторон;
  • лояльное отношение к одному участнику в ущерб остальным;
  • навязывание дополнительных услуг;
  • нарушение закона о рекламе.

В сфере госзаказа самыми распространенными причинами подачи жалобы являются ошибки в закупочной документации и незаконные действия организатора.

К сбору пакета документации следует отнестись со всей строгостью и ответственностью. Ваши ошибки сыграют против вас и будут на руку вашему оппоненту. А процесс рассмотрения растянется во времени.

  • Жалоба в ФАС должна быть подготовлена грамотно и без спешки.
  • Если мы говорим о юридическом лице, то обращение пишется от лица представителя организации и подписывается личной подписью либо ЭЦП.
  • Вместе с жалобой следует направлять документы, подтверждающие вашу правоту, и их список.
  • В тексте обращения нужно ссылаться на нормы законодательства, подтверждающие вашу точку зрения.
  • Помните об информации о вас или об организации.

Оспаривать решения ФАС по вопросам госзакупок вправе как поставщики, так и заказчики. Это мощный инструмент, которым нужно пользоваться при отстаивании своих интересов и восстановлении прав. В нашем законодательстве нет четкого списка оснований для направления жалобы.

Согласно ч.1 ст.52 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия/бездействия ФАС можно обжаловать двумя путями:

  1. Через арбитражный суд.
  2. В коллегиальном органе антимонопольного ведомства.

Чтобы изучить процесс оспаривания решений ФАС, нужно обратиться к законодательной базе:

  1. 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Гражданский кодекс РФ.
  3. Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ) – дает алгоритм судебного разбирательства.
  4. 44-ФЗ и 223-ФЗ – подробная инструкция по осуществлению всех видов государственных и корпоративных закупок.
  5. Обзор по вопросам судебной практики, возникшим в ходе дел о защите конкуренции в суде, утвержденный Президиумом Верховного суда от 16 марта 2016 года.

Чем занимается антимонопольная служба? Рассмотрим ее самые главные задачи в РФ:

  • Контроль за соблюдением российского антимонопольного законодательства. В главной мере: в области электроэнергетики, использования земельных участков, природных, водных ресурсов, полезных ископаемых и проч.
  • Надзор за соблюдением законодательных актов в сфере естественной монополии.
  • Контроль за соблюдением законодательства о рекламной деятельности.
  • Контроль в сфере закупок продукции, услуг, товаров, призванных обеспечить муниципальные и государственные нужды.
  • Надзор за соблюдением российских законов в сфере оборонных госзаказов.
  • Контроль за вложениями иностранных инвесторов в компании, организации, что имеют стратегическое значение для обеспечения безопасности России.

Как составить жалобу в ФАС

Государство гарантирует прозрачность и общедоступность закупок для федеральных и региональных нужд.

Предприниматель, который посчитает, что при отборе победителя его права были нарушены, всегда может пожаловаться на действия заказчика, нарушение процедур, иные обстоятельства, поставившие его в неравное положение с остальными участниками. Разберемся, как подать жалобу антимонопольщикам.

Участники торгов, контролирующие организации и объединения юрлиц могут обжаловать решение, действие или бездействие заказчика, оператора электронной площадки, членов аукционной комиссии, контрактного управляющего. Все обращения на нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок рассматривает ФАС России.

В законе 44-ФЗ не дается отдельный список нарушений, когда участник торгов имеет право пожаловаться. Но его достаточно легко определить с помощью КоАП РФ, поскольку за каждый проступок законодатель предусмотрел наказание. Итак, обратиться можно, если нарушены:

  • способ и условия определения победителя;
  • порядок определения начальной цены контракта;
  • процедура и сроки проведения обязательного общественного обсуждения закупок;
  • сроки обнародования информации и документов в ЕИС;
  • регламент рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений;
  • правила возврата обеспечения, блокирования операций по счету участника;
  • процедура заключения, изменения или расторжения контракта;
  • порядок проведения е-аукциона или порядок аккредитации на него;
  • требования к пакету документов, представляемых участниками, либо к размерам и способам обеспечения заявки или исполнения контракта.

Жалоба в ФАС в 2020 году — образец на недобросовестную конкуренцию, реестр, действия заказчика по 44-ФЗ

Искать защиты ущемленных прав производители и потребители товаров и услуг могут в Федеральной антимонопольной службе, призванной контролировать соблюдение правовых норм в сфере конкуренции, финансовых и рыночных отношений.

Восстановить справедливость организациям и гражданам вовсе не сложно, главное, знать, как подать жалобу в ФАС в 2020 году.

Деятельность предприятий неразрывно связана с заключением договорных отношений между заказчиком и исполнителем. И нередко сотрудничеству предшествует участие в тендере, особенно если речь идет о размещении госзаказа.

При этом соискатели не всегда остаются довольными решением тендерной комиссии и считают, что их права были нарушены. В этом случае они могут восстановить справедливость, подав жалобу в ФАС России.

Читайте также:  Неустойка по КАСКО для юридических лиц

Жалоба в ФАС: что и как может оспорить участник торгов

В случае нарушений, допущенных при проведении закупок в рамках 44-ФЗ, ФАС рекомендует обязательно указывать в жалобе:

  1. Всю известную информацию о нарушителе (наименование или ФИО, местонахождение или место проживания, почтовый и электронный адреса, прочие известные контакты).
  2. Полную информацию о лице, подающем жалобу, — по тому же принципу, что в отношении нарушителя.
  3. Информацию о закупке (реквизиты и сведения из ЕИС), которая стала поводом для обращения.
  4. Конкретные действия (или бездействие), которые заявитель считает нарушением — в чём они выражаются, какие права и интересы нарушают.
  5. Доводы, подтверждающие нарушение, а также документы, которые свидетельствуют о нарушении (они должны быть приложены к жалобе).
  6. Перечень приложений.
  7. Дату составления жалобы и подпись заявителя.

Жалобы на действия электронной площадки рассматриваются только в центральном аппарате ФАС России.

Основания подачи жалобы в ФАС

Поводом для подачи жалобы может стать любое нарушение закона, положения о закупке и (или) закупочной документации, которое при этом ущемляет права и законные интересы участника торгов. Нарушителем может быть не только заказчик или электронная площадка, но и другой участник торгов, который, например, манипулирует ситуацией или нарушает правила конкуренции, в том числе вступает в сговор с заказчиком или другими участниками торгов.

ФАС выделяет несколько типичных ситуаций, которые приводят к нарушениям:

  • размещение информации в ЕИС (системе госзакупок);
  • порядок выбора способа проведения закупки и определения победителя торгов;
  • порядок подачи заявки и отбора участников;
  • условия и требования, указанные в закупочной документации, которые влекут ограничение количества участников;
  • заключение контракта — нарушение установленного порядка, одностороннее изменение условий, неправомерный отказ от сделки, заключение контракта с нарушением положений закупочной документации и условий закупки.

Как правило, всё сводится к недобросовестной конкуренции, применению «схем», сговорам на торгах, коррупционной составляющей.

Основной предмет обжалования:

  1. Закупочная документация, условия закупки.
  2. Представленный проект контракта.
  3. Действия или бездействие заказчика, которые нарушают установленный законом или закупочной документацией порядок, в том числе установленные для тех или иных процедур и мероприятий сроки.
  4. Действия или бездействие оператора электронной торговой площадки, что обычно связано с техническими проблемами на ЭТП, демонстрацией недостоверной информации, сбоями в работе, нарушениями регламента — порядка и сроков совершения определённых действий и операций.
  5. Действия других участников закупок, которые, как правило, связаны с попытками демпинга или использования других схем недобросовестной конкуренции для победы на торгах.

Классификация случаев недобросовестной конкуренции или ее неправомерного ограничения довольно обширна, поскольку нечестные коммерсанты имеют большую изобретательность при попытках захватить рынок товара и получения максимальной выгоды.

Все случаи можно разбить на 3 большие группы, включающие в себя:

  • агрессивное пользование преимуществом,
  • создание договоренностей и заключение соглашений,
  • действие властных органов.

Агрессивное использование преимущества:

  • создание дискриминирующих условий,
  • диктат в ценовой политике,
  • формирование запрещающих условий для распространения товаров при отсутствии таковых в нормативных документах,
  • отсутствие обоснования при различной оценке равнозначных товаров,
  • запрет на производство популярного товара,
  • невыполнение договоров, заключенных с потребителем.
  • блокировка и создание помех в появлении новых участников на рынке.

Как составить жалобу в ФАС на действия заказчика по 223 ФЗ?

Создание соглашений:

  • о согласованных действиях между хозяйствующими субъектами,
  • об объединении компаний в картели, в которых сохраняется независимость ее участников, но в общем все придерживаются принятой поведенческой политики (считается наиболее опасным формированием, угрожающим антимонопольным нормам),
  • о совместных действиях хозяйствующих субъектов, не вынужденных условиями или обстоятельствами.

Действия органов власти:

  • создающие ограничения для создания новых компаний,
  • запрещающие реализацию производством определенных функций,
  • устанавливающие незаконные запреты и препятствия в деятельности организаций,
  • по формированию определенных предпочтений покупателей относительно каких-либо фирм.

Отдельного упоминания заслуживает наиболее распространенный вид нарушения принципа конкуренции – незаконная монополизация. Их количество достигает 70% от общего числа выявленных случаев нарушений в сфере госзакупок.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *