Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««Ответственность за преступления против государственной символики»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно части 1 статьи 70 Конституции Российской Федерации Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральными конституционными законами.
Ответственность за незаконное использование государственных символов Российской Федерации
Федеральным конституционным законом от 25.12.2000 №2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» определен перечень бланков, на которых помещается Государственный герб Российской Федерации.
Так, Государственный герб Российской Федерации воспроизводится на документах, удостоверяющих личность гражданина, на иных документах общегосударственного образца, выдаваемых федеральными органами государственной власти, органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния, а также на других документах в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Кроме того, законом определены органы (организации), на печатях которых помещается Государственный герб Российской Федерации.
Не допускается размещение Государственного герба Российской Федерации на документах (печатях), не предусмотренных в законе.
В соответствии с требованиями статьи 3 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 №1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» Государственный флаг Российской Федерации вывешивается на зданиях (либо поднимается на мачтах, флагштоках) общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также на жилых домах в дни государственных праздников Российской Федерации.
Кроме того, Государственный флаг Российской Федерации может быть поднят (установлен) во время торжественных мероприятий, проводимых общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также во время семейных торжеств.
Не допускается размещение Государственного флага Российской Федерации в иных случаях, не указанных в законе.
Федеральным конституционным законом от 25.12.2000 №3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации» установлен перечень случаев использования Государственного гимна, а также запрет на использование гимна в случаях, не предусмотренным законодательством.
Статьей 17.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка официального использования Государственного флага Российской Федерации, Государственного герба Российской Федерации или Государственного гимна Российской Федерации.
Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей. Дела об административных правонарушениях указанной категории рассматриваются судом.
За надругательство над Государственным гербом РФ или Государственным флагом РФ предусмотрена уголовная ответственность по статье 329 Уголовного кодекса РФ.
Наказывается это деяние ограничением свободы на срок до одного года, либо принудительными работами на тот же срок, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
Комментарий к ст. 17.10 КоАП
1. По определению данной статьи предусматривается административная ответственность за незаконные действия по отношению к государственным символам Российской Федерации. Предметом посягательства выступают государственные символы, к которым относятся: флаг, герб и гимн. В соответствии со статьей 70 Конституции РФ их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционными законами. Рассматриваемые административные правонарушения выражаются в использовании названных государственных символов при нарушении установленных правил.
2. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 1-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) «О Государственном флаге Российской Федерации» (Российская газета. 2000. 27 декабря) устанавливает основные положения, касающиеся ограничений в использовании, обязательных случаев применения, ответственности, в частности что Государственный флаг Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации и представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета.
Государственный флаг Российской Федерации должен быть поднят постоянно на следующих зданиях: федеральных органов государственной власти, федеральных органов исполнительной власти, на резиденциях полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, а также на зданиях органов государственной власти субъектов РФ.
Государственный флаг Российской Федерации вывешивается на зданиях (либо поднимается на мачтах, флагштоках) органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также на жилых домах в дни государственных праздников РФ.
Государственный флаг Российской Федерации ежедневно поднимается и в местах постоянной дислокации воинских частей и отдельных подразделений Вооруженных Сил РФ.
Закон устанавливает ограничения в использовании Государственного флага Российской Федерации: флаги субъектов Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности не могут быть идентичны Государственному флагу Российской Федерации.
Также Государственный флаг Российской Федерации не может использоваться в качестве геральдической основы флагов субъектов Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности.
Использование Государственного флага Российской Федерации в нарушение установленных правил влечет за собой ответственность.
3. Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ (ред. от 30.06.2003) «О Государственном гербе Российской Федерации» (Российская газета. 2000. 27 декабря) устанавливаются описание и порядок официального использования Государственного герба Российской Федерации.
Данный Федеральный конституционный закон содержит определенные ограничения в использовании Государственного герба Российской Федерации. Так, гербы (геральдические знаки) субъектов Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности не могут быть идентичны Государственному гербу Российской Федерации.
Государственный герб Российской Федерации не может быть использован в качестве геральдической основы гербов (геральдических знаков) субъектов Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций.
При одновременном размещении Государственного герба Российской Федерации и других гербов (геральдических знаков) размер герба (геральдического знака) субъекта Федерации, муниципального образования, общественного объединения либо предприятия, учреждения или организации не может превышать размер Государственного герба Российской Федерации, при этом Государственный герб Российской Федерации не может быть размещен ниже других гербов (геральдических знаков).
4. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 3-ФКЗ (ред. от 22.03.2001) «О Государственном гимне Российской Федерации» (Российская газета. 2000. 27 декабря) утвердил музыкальную редакцию и текст Государственного гимна Российской Федерации и предусмотрел случаи его исполнения.
Закон предусматривает следующие обязательные случаи исполнения Государственного гимна Российской Федерации: при вступлении в должность Президента РФ — после принесения им присяги; при вступлении в должность руководителей органов государственной власти субъектов Федерации, руководителей органов местного самоуправления; при открытии и закрытии заседаний Совета Федерации и сессий Государственной Думы; во время официальной церемонии подъема Государственного флага Российской Федерации и других официальных церемоний.
Помимо вышеперечисленных основных положений данная статья устанавливает ответственность за использование государственных символов в нарушение перечисленных выше правил.
При использовании государственных символов, к которым относятся флаг, герб и гимн, объектом правонарушений выступают общественные отношения, возникающие в процессе использования государственной символики.
Объективная сторона административного правонарушения выражается в действиях граждан или должностных лиц, несовместимых с правилами использования Государственного флага, Государственного герба и Государственного гимна Российской Федерации. Законодатель эти действия определил как незаконные.
Субъектами данного правонарушения могут быть граждане и должностные лица, нарушающие установленные федеральными конституционными законами и иными нормативными правовыми актами правила использования государственной символики.
Субъективная сторона выражается в форме умысла и неосторожности, а административное наказание зависит от характеристики субъекта правонарушения.
При более детальном рассмотрении данного вопроса необходимо обратиться к следующим нормативно-правовым актам: Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (ред. от 20.12.2005) (статья 15 «Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации», статья 16 «Возникновение права плавания под Государственным флагом Российской Федерации», статья 17 «Национальность судна», статья 18 «Утрата судном права плавания под Государственным флагом Российской Федерации», статья 19 «Временный перевод судна под флаг иностранного государства»);
Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (ред. от 29.06.2004) (статья 23 «Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации»);
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (ред. от 06.07.2006) (статья 39 «Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих»);
Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. N 5351-1 (ред. от 20.07.2004) (статья 8 «Произведения, не являющиеся объектами авторского права»);
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 25.07.2006, с изм. от 27.07.2006) (статья 9 «Официальные символы муниципальных образований»);
Федеральный закон «О рекламе» от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ (статья 7 «Недостоверная реклама», статья 8 «Неэтичная реклама»);
Федеральный закон «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ (ред. от 12.07.2006) (статья 7 «Символика политической партии»);
Указ Президента Российской Федерации от 20 августа 1994 г. N 1714 «О Дне Государственного флага Российской Федерации».
Комментарий к Ст. 329 УК РФ
1. Общественная опасность надругательства над Государственным гербом РФ или Государственным флагом РФ состоит в том, что это преступление посягает на авторитет и достоинство Российского государства в целом.
Предметом преступления являются Государственный герб РФ либо Государственный флаг РФ. В соответствии со ст. 70 Конституции описание и порядок официального использования Государственного флага РФ, Государственного герба РФ установлены Федеральными конституционными законами от 25.12.2000 N 1-ФКЗ (в ред. от 28.12.2010) и N 2-ФКЗ (в ред. от 28.12.2010) . Надругательство над гербом или флагом субъектов РФ подпадает под признаки ст. ст. 213 или 214 УК.
———————————
СЗ РФ. 2000. N 52. Ст. 5020; 2002. N 28. Ст. 2781, 2782; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2697; 2005. N 10. Ст. 753; 2008. N 45. Ст. 5138; 2010. N 30. Ст. 3985; 2011. N 1. Ст. 1.
СЗ РФ. 2000. N 52 (ч. 1). Ст. 5021; 2002. N 28. Ст. 2780; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2696; 2009. N 46. Ст. 5417; 2011. N 1. Ст. 1.
2. Объективная сторона преступления состоит в надругательстве над Государственным гербом РФ или Государственным флагом РФ и характеризуется активными действиями, свидетельствующими о неуважительном отношении к ним. Это может быть нанесение циничных надписей или рисунков, срывание флага или герба, сжигание их и т.п. Если в результате надругательства причинен значительный имущественный ущерб, возможна квалификация по совокупности преступлений по комментируемой статье и ст. 167 УК. При публичном надругательстве над гербом или флагом, сопровождавшемся грубым нарушением общественного порядка, содеянное следует квалифицировать по данной статье и .
Преступление считается оконченным с момента выполнения хотя бы одного из действий, свидетельствующих о надругательстве над Государственным гербом РФ или Государственным флагом РФ.
3. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность совершаемого, осознает, что совершает надругательство над Государственным гербом РФ либо Государственным флагом РФ, и желает этого.
4. Субъект преступления — любое вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет.
Как бы кто ни относился к правящей структуре страны, если речь заходит о посягательстве на национальное достоинство Российской Федерации как суверенного государства, все противоречия между управленцами и рядовыми гражданами отходят на второй план. Разве можно спокойной реагировать на акты надругательства над главными символами государственности – над флагом РФ и гербом. Конечно же, любой порядочный человек, став свидетелем подобного проявления неуважения к России, должен сразу же обращаться к сотрудникам правоохранительных органов, а также пресекать преступление любым законным, но в то же время безопасным способом. А в настоящей статье речь пойдёт о том, какое наказание ожидает преступников, решивших надругаться над флагом или гербом Российской Федерации, и какие существуют особенности состава преступления.
Поэтому, принимая во внимание всё вышесказанное, следует сказать о целом ряде сложностей, возникающих при квалификации преступления по рассматриваемой теме. Так как в соответствии с действующим законодательством свобода слова может ограничиваться только в случаях предотвращения совершения преступления (крайне упрощённая форма законных норм), требуется заключение экспертов/специалистов, что те или иные формы квалифицируемого надругательства над флагом или гербом Российской Федерации носят умышленный характер и направлены именно на совершение преступления, то есть совершаются для осквернения и нивелирования человеческого достоинства и авторитета государства в целом.
Статьи закона, которые могут быть применены для преступлений связанных с надругательством над государственными символами
Надругательство над Гос флагом или же Гос гербом может быть определенной формой для призыва к совершению разнообразных преступных действий над Гос флагом или же Гос гербом и в нашей стране влечет определенное наказание, которое предусматривается действующим законодательством по статья под номером 280 и статьей 329 УК РФ. Государственный герб считается гос символикой, поэтому его имеется возможность увидеть на различных печатях, денежных знаках страны и так далее. Определенная сторона преступления, которая может быть рассмотрена определяется определенными преступными действиями, связанными с определенного рода осквернением основных символов гос власти нашего государства.
Определенное неуважение к гос символике будет выражаться в разнообразных действиях в которых присутствуют некоторый установленные признаки надругательства. К подобному рода действиям имеется возможность отнести сжигание Гос герба и Гос флага, а также любые их повреждения и подобные действия направленных на осквернение гос символов нашей страны. При рассмотрении действующего законодательства на предмет возможных изменений и поправок, необходимо учитывать значительное число разнообразных моментов и не забывать о том, что главными предметами преступных действий могут стать атрибуты Гос власти, такие как: Гос герб и Гос флаг РФ. В полном соответствие с действующими статьями закона под номером 70 Конституции РФ Гос флаг и Гос герб, их полное описание, а также порядок официального применения определяется действующим в стране законодательством. Имеющий действие в нашем государстве специальный закон, который касается разнообразных символов власти пока точно не утвержден, а основной статус Гос флага и Гос герба установлен действующим Положением приказа президента РФ.
Давайте будем честны, во все времена алкоголь в рядах вооруженных сил был под запретом. Но почему –то, все служащие в большинстве своем его употребляли, употребляют и будут употреблять. Это можно отрицать, вуалировать, но суть от этого не поменяется.Что касается место пребывания в полевых условиях, в боевых, в окопах, то сам бог велел не пить алкоголь. Ведь если человек находится «под шафе», то он теряет чувство самосохранения. Как говорится выпив смелой воды, можно остаться без головы.
Только жаль, что многим людям это просто не доходит.Порой кажется, что многие будто живут в компьютерной игре, где можно бежать в экипировке, с автоматом на перевес и на ходу хлебать вискарь из фляги. Или еще хуже, многие люди не понимают, куда они приезжают и что от них требуется. Только реальность такова, она более суровая чем кажется. Мы живем в реальности, а не в виртуальном мире и играх. В реальном мире люди погибают, теряют конечности, просто пропадают, «благодаря» своей беспечности по отношению к алкогольной продукции.
Основную роль сыграло помилование осужденных после фронта. Хотя, де-юре, их помиловали еще до отправки на фронт, или во время. Так как просто так извлечь зеков из исправительной колонии вроде бы нельзя было.
Правда, Пригожин именно так и сделал. Из-за чего у него возникли проблемы уже на уровне ФСИН. Так как никакого законодательного регулирования под это дело не существовало.
Об этом сообщила некая О. Романова (получила статус иноагента). Что до заключенных, то основным мотивом стали огромные деньги. Огромные даже по меркам обычной и нормальной жизни. По меркам зоны это не просто деньги. Это настоящие деньжищи.
Сыграло свою роль и помилование. Условия у заключённых были довольно простые. Если полгода отслужил, уходишь домой. С чистой биографией и денежными средствами. На все четыре стороны.
Так и было. До определённого момента. Пока зеками не занялись все остальные. В основном, представители Министерства обороны. Поначалу через разные ЧВК. А сегодня уже и напрямую.
Другой комментарий к статье 329 Уголовного Кодекса РФ
1. Диспозиция данной нормы простая, не раскрывающая признаков данного преступления, воспроизводящая название ст. 329 УК.
Непосредственным объектом состава преступления является установленный нормативными актами порядок обеспечения авторитета государственной символики.
Предметом данного состава преступления является: а) Государственный герб РФ или б) Государственный флаг РФ.
Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2010), Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации. Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
Понятие и виды преступлений против порядка управления
Работа государственных органов регулируется конституционным, административным, финансовым, гражданским и другими отраслями права. Посредством уголовного права охраняются наиболее ценные отношения, возникающие в связи с осуществлением нормальной деятельности государственного аппарата. Посягательства на нормальную деятельность органов законодательной и исполнительной власти препятствуют выполнению их функций, они могут причинить значительный вред порядку управления. Наиболее опасные посягательства такого рода законодатель относит к преступлениям против порядка управления.
К преступлениям против порядка управления относятся деяния, посягающие на нормальную деятельность государственного аппарата и сопряженные с совершением насильственных действий над должностными лицами, препятствующие их деятельности.
Применение насилия в отношении представителя власти
Предусмотренное в данной статье преступление представляет собой общественно опасное посягательство, так как нарушает нормальную деятельность государственного аппарата. Кроме того, это преступление посягает и на представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.
Объектом рассматриваемого преступления следует считать нормальную деятельность органов власти (это основной непосредственный объект). Дополнительным объектом является здоровье указанных лиц, телесная неприкосновенность, их безопасность. Потерпевшими от этого преступления могут быть лишь представитель власти и его близкие. При этом закон (примечание к ст. 318 УК) ограничивает круг представителей власти лишь должностными лицами правоохранительного или контролирующего органа, а также должностными лицами, наделенными распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости.
Понятие представителя власти дано в главе о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Представитель власти должен обладать властными полномочиями, т.е. иметь возможность принимать решения, предъявлять требования, обязательные для граждан, предприятий, учреждений, организаций независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности. К представителям власти относятся лица, работающие в федеральных органах государственной власти (депутаты Федерального Собрания, Президент, члены Правительства, судьи, работники прокуратуры, органов внутренних дел, ФСБ, депутаты областной, краевой Дум, главы администраций, президенты республик, военнослужащие, исполняющие обязанности по охране общественного порядка, оперативные сотрудники налоговых служб, Комитета по антимонопольной политике, таможенной службы и др.).
Представители власти осуществляют свои полномочия постоянно, временно или по специальному поручению. Общественные работники, осуществляющие свои властные полномочия по специальному поручению, — это общественные инспектора охотинспекций и рыбинспекщий, общественные контролеры на транспорте, народные дружинники и др.
Противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации
В ст. 323 УК предусмотрены признаки преступления, которое направлено на изменение Государственной границы, что является посягательством на режим Государственной границы (объект преступления). К предметам данного преступления законодатель относит пограничные знаки. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О Государственной границе Российской Федерации» под пограничным знаком понимается специальный предмет для обозначения границы на местности. Описание и порядок установки пограничных знаков определяются международными договорами Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации. Пограничные знаки — это ясно видимые столбы, пограничные пирамиды, буи и т. п.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 323 УК, характеризуется альтернативными действиями в виде либо изъятия, либо перемещения, либо уничтожения пограничных знаков.
Под изъятием следует понимать любое самовольное извлечение пограничных знаков с места их установки на линии Государственной границы.
Под перемещением понимается любая установка пограничного знака с нарушением установленной международными договорами и федеральным законодательством линии Государственной границы.
Уничтожением является необратимое разрушение пограничного знака, полная его ликвидация, что не позволяет его использовать как специальный предмет, обозначающий Государственную границу РФ на местности. Способ уничтожения пограничного знака может быть любым. Однако если виновный будет использовать такие способы, как поджог, взрыв или иной общеопасный способ, то содеянное следует квалифицировать и по ч. 2 ст. 167 УК (умышленное уничтожение имущества при отягчающих обстоятельствах).
Субъективная сторона данного преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный осознает, что в результате изъятия, перемещения или уничтожения пограничных знаков он может нарушить режим Государственной границы, и желает этого. Обязательным признаком является цель — противоправное изменение Государственной границы.
Субъектом данного преступления могут быть физические вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста:
В ч. 2 ст. 323 УК в качестве квалифицирующих признаковпредусмотрена неоднократность или тяжкие последствия.
Под неоднократностью данного преступления следует рассматривать случаи совершения одним лицом двух или более преступлений, за которые оно еще не подвергалось осуждению либо ранее уже осуждалось, но при этом судимость не была снята или погашена. Компонентами неоднократности могут быть лишь преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 323 УК. Второе и последующие преступления, образующие неоднократность, представляют большую опасность для режима Государственной границы. Нельзя признать данное преступление неоднократным, если за ранее совершенное преступление лицо было освобождено от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК) либо в связи с изменением обстановки (ст. 77 УК). Лицо может быть освобождено от уголовной ответственности с учетом данных обстоятельств, если противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации подпадало под признаки, описанные в ч. 1 ст. 323 УК (преступление небольшой тяжести, совершенное впервые). В соответствии с ч. 3 ст. 16 УК, если неоднократность предусмотрена в качестве обстоятельства, влекущего за собой более строгое наказание, совершенные лицом преступления квалифицируются лишь по соответствующей части статьи УК, предусматривающей наказание за неоднократность преступлений. В этом случае содеянное должно быть квалифицировано лишь по ч. 2 ст. 323 УК.
К тяжким последствиям рассматриваемого преступления согласно ч. 2 ст. 323 УК следует отнести материальный ущерб, фактически причиненный в результате изъятия, перемещения или уничтожения пограничных знаков, степень осложнения взаимоотношений с отдельными государствами. К таковым следует отнести нарушение нормального функционирования участка Государственной границы, что обусловило нарушение права свободного передвижения и выбора места пребывания и жительства, права свободного выезда за пределы России и беспрепятственного возвращения (ст. 27 Конституции РФ).
За кражу трех флагов РФ житель области может сесть в тюрьму на два года
Постановление Верховного Суда РФ от 05.08.2019 N 58-АД19-6
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу законного представителя Гаражно-строительного потребительского кооператива N 538 — председателя правления Давыдова Б.И. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного района «Кировский район города Хабаровска» судебного участка N 19 от 28.08.2018 N 5-618/2018, решение судьи Кировского районного суда города Хабаровска от 16.10.2018 N 12-320/2018 и постановление исполняющего обязанности заместителя председателя Хабаровского краевого суда от 22.03.2019 N 4а-157/2019, состоявшиеся в отношении Гаражно-строительного потребительского кооператива N 538 (далее — организация) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 05.08.2019 N 58-АД19-7
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу законного представителя Гаражно-строительного потребительского кооператива N 538 — председателя правления Давыдова Б.И. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного района «Кировский район города Хабаровска» судебного участка N 19 от 28.08.2018 N 5-619/2018, решение судьи Кировского районного суда города Хабаровска от 16.10.2018 N 12-319/2018 и постановление исполняющего обязанности заместителя председателя Хабаровского краевого суда от 22.03.2019 N 4а-158/2019, состоявшиеся в отношении Гаражно-строительного потребительского кооператива N 538 (далее — организация) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
- Статья 1.5. Презумпция невиновности
- Статья 2.1. Административное правонарушение
- Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
- Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков
- Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика
- Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
- Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
- Статья 20.20. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах
- Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
Оскорбление власти и президента
Юристы обращают внимание граждан России на такие нововведения:
- в сети Интернет запрещено распространять информацию в неприличной форме, которая носит явные признаки агрессии и унижения общества, государства и представителей власти;
- правонарушение трактуется как мелкое хулиганство;
- административная ответственность распространяется на физических лиц, достигших 16 лет;
- решение о блокировке интернет-ресурсы выносит Генеральная прокуратура.
Важно! Критиковать власть можно, но без неприличных выражений и откровенной агрессии. Поправки, прежде всего, касаются российских граждан, которые ведут активную жизнь в социальных сетях, ведут телеграмм-каналы, пишут новостные обзоры.
Необходимо понимать, что штраф накладывается только в отношении материалов, соответствующих трем требованиям:
- сообщение подается в неприличной форме;
- форма подачи информации оскорбляет нравственность конкретного человека или общества;
- проявляется неуважение к государству, его символам, представителям органов власти.
Никто не лишал людей права высказывать свою точку зрения о работе Государственной Думы, президента страны, критиковать высокие налоги и маленькие заработные платы, высказываться о социальной несправедливости, организации системы образования и медицине. Если информация подается культурно, ни о каком штрафе и блокировке интернет-ресурса речь не идет.
С момента вступления в силу нового закона, а также поправок к Кодексу административных правонарушений уже возбудили более 50 дел, больше половины касаются оскорбления президента страны. По каждому делу относительно проявления неуважения к главе государства вынесено обвинительное решение об уплате штрафа.
Важно! Летом 2021 года Министерство внутренних дел направило полицейским методические рекомендации, где указано, что протоколы составляются только в том случае, если публичное высказывание содержало мат, использовались неприличные изображение порнографического характера, неприемлемые сравнительные образы. В список объектов насмешек включены глава страны, государственные символы, Государственная Дума, Совет Федерации, суды, правительство.
Страна защищает свой флаг: как в России наказывают за оскорбление триколора
1. Предметом преступления являются Государственный флаг РФ или Государственный герб РФ. Надругательство над флагом либо гербом бывшего СССР, субъекта РФ или муниципального образования, а также общественных организаций не образует состава данного преступления.
2. Объективная сторона выражается в надругательстве над указанными символами государственной власти РФ, т.е. в уничтожении, повреждении, срывании флага или герба РФ, их осквернении (нанесение непристойных надписей или знаков, топтание и т.п.).
3. Указанное в законе деяние должно обладать признаком публичности, т.е. либо совершаться в присутствии хотя бы одного лица, либо результаты надругательства должны быть доступны для восприятия другими лицами.
Деноминация, инфляция, девальвация, кризис. Из всего этого подавляющему большинству граждан понятен лишь кризис. И это неспроста, ведь экономика слишком сложна для понимания простого обывателя. Поэтому чаще всего эти термины используются неправильно. Иногда они вообще не применяются, чтобы случайно не ошибиться. Зато все очень быстро усвоили одну простую связку:
- Если заговорили о девальвации или деноминации, значит дело плохо.
- Упоминание подобных процессов скорее всего связано с последующим кризисом, который может случиться.
На деле же, прямой связи между кризисом, девальвацией и деноминацией нет. Да, тем, кто застал 90-е наверняка удастся вспомнить о том, что происходило в те годы. Особенно с денежными средствами, которые буквально таяли на глазах. Кто-то это называл деноминацией. Другие ругали девальвацию. Третьи разговаривали о гиперинфляции. Понять из этого информационного шума человек со стороны ничего не мог. Впрочем, сегодня ситуация ничуть не лучше.
Максимум что понимает обыватель, это термин инфляция. Денежные средства обесцениваются постепенно, цены растут. Заработная плата растет не так, как цена товаров и услуг. Бюджетникам и разным получателям социальных выплат (например пенсий и пособий) часто индексируют их. Чтобы соответствовать уровню инфляции.
Центробанк постоянно говорит о том, что они таргетируют инфляцию. Но что это означает, никто толком не знает.
В лучшем случае человек понимает механизм обесценивания денежных средств, что называется инфляцией. Но предпринимать какие-либо действия среднестатистический россиянин скорее всего не будет. И это проблема, которая преследует наше общество еще с момента развала Советского Союза. Дело в том, что в СССР ни о какой рыночной экономике внутри страны даже и речи быть не могло. Откуда же взяться было культуре обращения с деньгами? Все просто получали свою заработную плату, а потом пытались на что-нибудь потратить.
Поскольку плановая экономика предполагала лишь наличие какого-то ограниченного пула товаров, то тратить особо было и не на что. В лучшем случае, человек находил фарцовщика и получал какой-то крайне редкий и дефицитный товар у него. Даже в таких условиях, ни о каких серьезных потерях речи практически не шло.
Итак, девальвацией принято называть снижение эквивалента золота в денежной единице. Это явление свойственно лишь для систем, где есть золотой стандарт. А золотой стандарт в мировой экономической системе уже давно отменили, так что говорить о девальвации, как таковой, на данный момент не приходится. Однако, современное понятие девальвации все еще существует, и надо отдать должное, оно актуально. Потому что сегодня девальвацией называют определенную ситуацию, которая:
- Предполагает снижение валютного курса.
- Подразумевает падение курса валюты по отношению к «твердому» индексу.
При этом, девальвация такого вида может возникнуть в системе, где курс валюты был зафиксирован местными властями. Иными словами, если национальная валюта в государстве определяется регулятором или любым другим государственным органом, то девальвация такой разновидности вполне возможна.
Кроме того, девальвация по классификации МВФ это снижение реального курса валюты. Такое явление будет диктоваться политикой (экономической). Важно понимать, что такое понятие девальвации используется исключительно в контексте исследовательских работ научного характера, которые ассоциированы в Международным валютным фондом.
Кроме того, девальвацию некоторые Центробанки еще считают полноценным инструментом, при помощи которого они управляют собственной национальной валютой. Но тут не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Вообще использование механизма девальвации не всегда оправдано, особенно в условиях текущей экономической повестки.
Обоснования и предпосылки появления
Несмотря на то, что сегодня за оскорбление представителей власти граждан могут привлечь как к административной, так и уголовной ответственности, законодатели решили взять под контроль наиболее массовую сферу коммуникаций – Интернет. Поскольку глобальная сеть является общественным пространством, то там также должны соблюдаться соответствующие правила и нормы, уважение к обществу, государственным институтам и общественному порядку.
Та часть законодателей, которые выступали за ужесточение ответственности, заметили, что для граждан давно стал нормой запрет на распространение в сети информации о совершении преступлений, экстремистских или порнографических материалов, торговля наркотиками и иные противозаконные деяния. Относительно оценки действия власти пока такого понимания нет. Предложенные поправки должны дополнить действующие нормативные акты новым видом правонарушения, установив за него административную ответственность.
Авторами нового закона стали члены Совета Федерации Бокова и Клишас, а также депутат Государственной думы Вяткин. Первоначальным предложением было расширить статью 20.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, введя туда отдельную часть, касающуюся распространение информации в каналах телекоммуникаций и сети Интернет. За публикацию материалов, выражающих неуважение к государству и государственному строю, органам власти, обществу, Конституции или официальным символам планировалось наказывать нарушителей штрафом в размере от 1 до 5 тысяч рублей или административным арестом на 15 суток.
Напоминаем, что статья 20.1 – это классическое мелкое хулиганство. Разработчики законопроекта решили, что имеющихся в нормативных актах мер ответственности оказалось недостаточно. Напоминаем, что схожие нарушения и раньше могли повлечь за собой ответственность:
- По части 1 статьи 20.1. КоАП РФ за явное неуважение общества, демонстрируемое или проявляемое в общественных местах;
- По статье 319 УК РФ за оскорбление представителя власти;
- По статье 329 УК РФ за надругательство над государственным флагом или гербом Российской Федерации;
- По статье 5.61 КоАП РФ за оскорбление.
В результате рассмотрения законопроекта Государственной думой в текст были внесены некоторые коррективы. Так, во втором чтении было предложено, чтобы Роскомнадзор предварительно уведомлял автора публикации о предстоящей блокировке и давал, таким образом, время на добровольное удаление порочащих власть материалов. Была изменена формулировка, что наказываться будет распространение информации, которая не только проявляется явное неуважение, но и оскорбляет общественную нравственность и человеческое достоинство. Максимальный штраф по отношению к гражданам вырос от предложенных 5 000 до 300 000 рублей.