Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Договор фрахтования для перевозки пассажиров». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Договор фрахтования (чартера) занимает промежуточное место между договором перевозки и договором аренды транспорта. Заключают его при необходимости получить определенный объем вместимости транспортного средства (или весь его объем) на один или несколько рейсов. Гражданский кодекс только упоминает о таком виде транспортного договора (статья 787 ГК РФ), отсылая за регулирующими нормами к транспортным уставам и кодексам.
Чаще всего договор фрахтования заключается при перевозках воздушным или водным транспортом, но возможен и при перевозке груза автотранспортом (при условии, что груз перевозится в сопровождении представителя собственника груза, а учет перевозимых товарно-материальных ценностей не ведется).
В отличие от договора аренды транспорта фрахтователь не получает права временного владения и пользования транспортом, даже если зафрахтовано все судно или самолет. Фрахтовщик обязуется подать транспорт в оговоренное время в место погрузки груза и доставить его в место назначения. Погрузкой-выгрузкой груза занимается фрахтователь.
Транспортное средство (на примере водного транспорта) может быть зафрахтовано на определенное время и вместе с экипажем, так называемый тайм-чартер. Судно можно зафрахтовать и без экипажа (бербоут-чартер).
Нормы и особенности соглашения
Документ, фиксирующий факт соглашения о фрахте, содержит в себе норму, включающую в себя ответственность фрахтовщика за нанесение вреда здоровью и жизни транспортируемых пассажиров, а также их багажа. Касательно фрахтователя договор содержит норму, по которой он обязуется содержать зафрахтованное ТС в чистоте и порядке.
К особенностям соглашения о фрахтовании относятся также:
- Ситуации, в которых договор фрахтования предусматривает одновременное предоставление сразу нескольких ТС. В таком случае оформление договоров на каждое из них не требуется. Вместо этого оформляется полный перечень транспортных средств, составленный в форме приложения к договору фрахтования.
- Если перевозка пассажиров или грузов посредством фрахта предполагается несистематической, то в таком случае документ оформляется в виде заказа-наряда.
- Кроме того, законом предусматривается предоставление зафрахтованных транспортных средств для транспортировки незафиксированного числа лиц без взимания с них платы за проезд.
Отдельно выделяются условия, при которых осуществляется транспортировка детей и людей с инвалидностью.
Договор фрахтования: перевозки детей и пассажиров с ограниченными возможностями, нюансы оформления
Заключая Договор фрахтования для перевозки пассажиров, необходимо руководствоваться особыми требованиями, предъявляемыми законодательством к организации пассажироперевозок некоторых категорий граждан.
Так, если пассажиры, для перевозки которых субъекты заключают Договор фрахтования, дети, то согласно «Правилам организованной перевозки группы детей автобусами», утвержденным Постановлением Правительства РФ № 1177 от 17.12.2013, в соглашение необходимо внести следующие обязательства сторон:
-
для фрахтовщика:
-
требование оборудовать автобус опознавательно-предупредительным знаком «Внимание! Дети!»;
-
требования к комплектации автобуса – наличие тахографа, системы ГЛОНАСС, маячка желтого цвета на крыше ТС;
-
автобус не должен быть «старше» 10 лет и должен соответствовать техническим требованиям, установленным для пассажироперевозок;
-
-
для фрахтователя:
-
обязательство обеспечить сопровождение детей во время перевозки (соотношение сопровождающих к количеству детей устанавливает фрахтователь);
-
обеспечение контроля возраста перевозимых детей (в случае если предполагаемая длительность поездки составляет более четырех часов, к перевозке могут быть допущены только дети от 7 лет);
-
обеспечение присутствия медработника для поездок, продолжительность которых превышает 12 часов.
-
Требования при перевозке инвалидов и детей
При заключении соглашения о фрахтовании необходимо принять во внимание требования законодательства в отношении перевозки пассажиров отдельных категорий. К ним принадлежат дети и инвалиды. В ПП РФ № 1177 от 17.12.2013 предписывается при осуществлении перевозки группы детей автобусами внесение в контракт со стороны фрахтовщиков обязательства:
- требовать оборудовать автобус опозновательно-предупредительным знаком «Внимание! Дети!»;
- требовать укомплектовать автобус техническими средствами в виде системы ГЛОНАС, тахографа, маячка жёлтого цвета на крыше автобуса;
- настаивать на предоставлении автобуса возрастом не выше 10 лет, который полностью соответствует техническим требованиям, предъявляемым при перевозке пассажиров.
Имеются в правительственном постановлении и требования к фрахтователям, которые выражаются в:
- обязательстве обеспечения сопровождения детей в процессе пассажирских перевозок;
- установлении контроля за возрастом транспортируемых детей при перевозках длительностью свыше 4 часов, к которым допускаются дети возрастом от 7 лет и старше;
- обеспечении наличия медицинского работника во время поездок длительностью свыше 12 часов.
При пассажирских перевозках, в ходе которых принимают участие инвалиды-колясочники, информацию о чём заблаговременно имеет фрахтователь, данное обстоятельство на момент подписания документа должно быть обязательно зафиксировано в договоре фрахтования.
Также в договоре должно фигурировать требование того, чтобы пассажиры-инвалиды перевозились на дальние расстояния в автобусах, располагающих специально оборудованными местами, пандусом-подъёмником, специальными креплениями. В случае необходимости в таких автобусах должны присутствовать лица, сопровождающие инвалидов.
Комментарий к Ст. 787 ГК РФ
Наибольшее распространение чартер получил на воздушном и морском транспорте. Чартер, имея определенное сходство с договором аренды транспортного средства с экипажем, отличен от последнего отсутствием передачи транспортного средства иному лицу и спецификой предмета договора фрахтования, выражающегося исключительно в оказании возмездных транспортных услуг.
Судебная практика.
В случае если бербоут-чартером не предусмотрено иное, фрахтователь в пределах предоставленных ему бербоут-чартером прав может заключать от своего имени договоры фрахтования судна без экипажа с третьими лицами на весь срок действия бербоут-чартера или на часть данного срока (суббербоут-чартер). Заключение суббербоут-чартера не освобождает фрахтователя от исполнения бербоут-чартера, заключенного им с судовладельцем (Постановление Президиума ВАС РФ от 02.11.2004 N 7326/04).
Бербоут-чартер — это договор фрахтования, согласно условиям которого судовладелец передает фрахтователю судно без экипажа на условиях аренды. На время аренды фрахтователь является временным владельцем судна и несет все расходы по его эксплуатации. Расходы по страхованию, однако, как правило, несет судовладелец.
Договор фрахтования представляет собой
По договору фрахтования можно нанять любой вид транспортного средства: воздушные и морские суда, автомобильный и железнодорожный транспорт и т. д.
Договор фрахтования (или чартер) составляется и оформляется в соответствии с требованиями гражданского законодательства, а также соответствующих транспортных уставов и кодексов — в зависимости от вида нанимаемого транспорта.
Субъекты чартера:
- фрахтовщик — владелец транспортного средства, принявший на себя обязательство предоставить второму субъекту соглашения на возмездной основе вместимость (полностью или частично) одного или более средств транспорта для транспортировки грузов, перемещения пассажиров и багажа на один или более рейсов;
- фрахтователь — гражданин или организация, нанимающие за плату необходимое транспортное средство в целях перемещения грузов, пассажиров, багажа (ст. 787 Гражданского кодекса РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ).
Существенным условием договора фрахтования является предмет договора. В данном случае это предоставление транспорта с экипажем для перевозки пассажиров и багажа или грузов.
Суды расходятся во мнении, когда предмет договора можно считать определенным, а договор фрахтования — заключенным, а когда — нельзя. Рекомендуется обязательно указывать тип транспортного средства (например, автобус) и его характеристики.
Также важными параметрами являются срок подачи транспорта заказчику и указание точного маршрута перевозки.
- Если предмет договора определен в общем виде, то к соглашению обязательно должны прилагаться документы, конкретизирующие параметры предоставляемой услуги, например, оформленные заказы.
- Образец договора фрахтования можно найти по данной ссылке:
- Фрахтование транспортного средства — образец.
Договор чартера и договор аренды
Договор фрахтования и договор аренды транспортного средства имеют существенные различия, в том числе:
- По предмету соглашения. Для чартера это услуга по перемещению на транспорте грузов, пассажиров и багажа в конкретное место. Соглашение об аренде подразумевает передачу транспорта в пользование и владение на время. При сдаче в аренду транспорта с экипажем арендодатель собственными силами реализует управление и техническую эксплуатацию такого средства (ст. 632 закона № 14-ФЗ) или не предоставляет таких услуг (ст. 642 указанного закона). В случае с договором чартера этот вопрос не стоит, т. к. исполнение функций по управлению и эксплуатации транспорта неразрывно связано с предметом договора;
- По объекту соглашения. В случае составления договора фрахтования передается вместимость транспортного средства, при соглашении об аренде — транспорт с экипажем или без.
Договор морского фрахтования. Бланк и образец 2021 года
Гражданский кодекс Российской Федерации определяет договор фрахтования как соглашение, по которому одна сторона предоставляет в пользу другой стороны одно или несколько транспортных средств на определенное сделкой количество рейсов за заявленную в договоре плату.
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк договора морского фрахтования .docxСкачать образец договора морского фрахтования .docx
Таким образом, договор морского фрахтования – это предоставление водных транспортных средств.
Договор морского фрахтования можно разделить на три вида:
- рейсовый чартер – договор, заключаемый на определенное количество рейсов;
- тайм-чартер – соглашение, по которому судно передается на определенное договором время;
- договор морского фрахтования с экипажем – сделка, согласно которой, Фрахтовщик передает Фрахтователю судно и предоставляет ему команду людей, которые будут им управлять.
Субъектами по данному договору выступают Фрахтовщик (Судовладелец) и Фрахтователь (Арендатор).
Зачастую такие сделки заключаются для перевозки довольно больших партий грузов или определенных товаров.
Договор морского фрахтования подлежит обязательному письменному оформлению. В связи с этим, ниже мы поэтапно разберем, как заключается такой договор и на какие аспекты стоит уделить внимание при его составлении.
Фрахтование на время по классификации более сложное и включает несколько вариантов. Различают:
- Тайм-чартер. В этом случае грузовладелец может использовать судно в собственных целях с учетом договора. Судовладелец предоставляет не только само транспортное средство, но и экипаж на какой-либо оговоренный срок за плату. При этом на судовладельца возлагаются постоянные издержки, а все затраты, что касаются перевозки груза оплачивает фрахтователь. Именно грузовладелец обычно отвечает за загрузку-разгрузку груза, а также за его сохранность во время перевозки. Основным преимуществом является возможность обеспечить стабильную и надежную транспортировку на длительный период времени.
- Бербоут-чартер. Фрахтователь получает только судно, без оснащения и экипажа. При этом он считается его временным собственником и имеет право нанять собственный экипаж, сменить флаг и предоставлять бербоут-чартер от своего лица. За период действия договора стоимость аренды составляет фактически стоимость судна и фактически осуществляется купля-продажа транспортного средства.
- Димайз-чартер. Фрахтователь может распоряжаться судном по своему усмотрению, но расходы полностью лежат на его плечах. При димайз-чартере члены экипажа на весь срок заключения договора приобретают статус служащих фрахтователя. Основным преимуществом димайз-чартера является возможность более свободно распоряжаться судном.
Договор перевозки или фрахт автомобиля, что выбрать?
Очень часто в налоговых спорах возникают сложные ситуации, связанные с перевозками грузов с привлечением третьих лиц – перевозчиков. Обычно перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки груза, в котором указано какой груз, в каком количестве, куда и кому необходимо доставить (перевезти). В этих случаях составляются товарно-транспортные документы. Но так бывает не всегда.
Периодически возникают ситуации, когда перевозку груза можно и нужно оформлять не договором перевозки груза, а договор фрахтования автомобиля на время, в случаях когда не требуется ведение учета движения товарно-материальных ценностей, которые требуется перевезти. Например, перевозка груза с одного места хранения (склада) в другое, без его продажи, т.е. в случаях когда и грузоотправитель и грузополучатель одно и то же лицо. В этом случае оформления товарно-транспортных документов уже не требуется и этот способ оформления перевозки товара значительно упрощает документооборот, даже если для перевозки этого груза нанимается автотранспорт со стороны. Однако налоговики фрахт автомобилей мягко говоря «не любят» и периодически пытаются обязать налогоплательщика подтверждать перевозки грузов, совершенные в режиме фрахта автомобиля предоставлением товарно-транспортных документов, которые обязательны лишь при осуществлении договоров перевозки. Это неправомерно.
Для начала процитируем пункт 13 Постановления Правительства от 15.04.2011 года № 272 “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» – «перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования транспортного средства для перевозки груза, заключаемого, если иное не предусмотрено соглашением сторон, в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства».
Приведем пример. Общество привлекало для перевозки щебня с одной открытой площадки его хранения на другую площадку автомобили-самосвалы у третьих лиц. Т.е. имеет место тот самый случай, когда не требуется ведение учета движения товарно-материальных ценностей поскольку количество товара (щебня) от перевозки не меняется, и когда и грузоотправитель, и грузополучатель одно и то же лицо.
Естественно, что работы по этой перевозке щебня налогоплательщик оформил по условиям договора фрахта автомобиля, предусмотрев почасовую оплату за использование привлеченных автомашин. Для сторон договора было не важно сколько перевезено тонн или кубометров груза перевезено, важно было лишь сколько часов автомобили были задействованы в этой перевозке. Именно этот способ оплаты был очень удобен обоим сторонам договора, заказчику и исполнителю еще потому, что плечо перевозки груза составляло всего несколько сотен метров, что делало очень неудобным оформление и подсчет тонно-километров.
Надо заметить, что Инспекция и сама прекрасно понимала, что во время этих операций груз (щебень) фактически перемещался только по территории грузовой площадки, и при этом учет и взвешивание перемещаемого груза не производились.
Однако, не смотря на очевидность правомерности правовой позиции налогоплательщика в выборе именно договора фрахта, Инспекция упорно требует от налогоплательщика предоставления товарно-транспортных документов в подтверждение факта перевозки этого щебня. И соответственно не получив от налогоплательщика требуемых документов, снимает расходы на перевозку этого груза из затрат для учета налога на прибыль и НДС, что конечно же неправомерно.
В нашем случае, данные договоры были именно договорами фрахтования, а не договорами перевозки. Соответственно, оформление товарно-транспортных или транспортных накладных в случае оформления договора фрахта техники не требуется, поскольку данные документы необходимы для подтверждения затрат именно по перевозке груза, а не по фрахту техники для перевозки груза. При таком характере транспортных услуг транспортное средство может за день работы сделать десятки, а то и сотни рейсов, перемещая груз на очень небольшое расстояние. И если следовать логике Инспекции, то в этом случае грузовладельцу необходимо будет каждый раз составлять в 4-х экземплярах транспортную или товарно-транспортную накладную. Зачем? Кому это нужно?
В СССР морской чартер применялся достаточно широко в международном сообщении. Так перевозились экспортные и импортные товары. На воздушных ТС чартер использовали и на внутренних направлениях. После перехода страны на рыночные отношения фрахтование речных и морских судов стало осуществляться по внутригосударственным линиям. Если говорить о других видах ТС, то использование чартера, например, на железной дороге представить себе достаточно сложно. В таких ситуациях более вероятна аренда. Договор фрахтования, регламентируемый 787-й статьей ГК, включает в себя не только цель предоставить имущество во временную эксплуатацию. Соглашение должно четко указывать, как именно будет оно использоваться. Соответственно, чтобы документ был признан договором фрахтования, в нем должно содержаться условие о перемещении груза, пассажиров или багажа. Такая направленность предопределяет его место в соответствующих гражданско-правовых отношениях.
Статья 27. Заключение договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу
- перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.
- Договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, должен включать в себя:
- 1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе;
2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости — количество транспортных средств);
3) маршрут и место подачи транспортного средства;
4) определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство;
5) сроки выполнения перевозки;
6) размер платы за пользование транспортным средством;
7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учётом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц). - Договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, может включать в себя иные не указанные в части 2 настоящей статьи условия.
- При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров.
- В случае, если договором фрахтования, указанным в части 1 настоящей статьи, предусматривается предоставление транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, взимание платы с указанных лиц не допускается.
Особенности договора по перевозке грузов автомобильным транспортом
Особенности перевозки грузов отражены как в ФЗ № 259, так и в правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272. При этом на перемещение груза, согласно п. 1 ст. 18 ФЗ № 259, также можно заключить соглашение о фрахтовании.
Договор фрахтования для перевозки грузов автотранспортомоформляется в 2 случаях (п. 13 вышеуказанных правил):
- если перемещение груза осуществляется совместно с представителем его владельца;
- если перевозится груз, не отражающийся в учете движения ТМЦ (товарно-материальных ценностей).
В первом случае особенность договора заключается в отсутствии ответственности водителя за груз, так как он не является экспедитором. Обязательства по сохранности груза и передаче его получателю накладываются на представителя его владельца.
Во втором случае речь идет о заключении договора фрахтования на перевозку таких грузов, как строительный мусор, грунт, снег и пр. Особенность перевозки в данном случае — отсутствие получателя груза.
Договор фрахтования в этом случае, согласно пп. 2 и 3 ст. 18 № 259-ФЗ, может содержать следующие сведения:
- информацию о транспортном средстве;
- срок фрахтования;
- тип аренды (с водителем или без него);
- указание стороны, которая оплачивает услуги водителя (при фрахтовании с водителем);
- стоимость фрахтования;
- указание стороны, за счет которой осуществляется текущий ремонт транспорта.
В заключение осталось сказать, что правильно составленный договор фрахтования в любом из перечисленных случаев является обязательным условием безопасной перевозки как пассажиров, так и грузов.
Виды договора фрахтования
Одним из видов договора фрахтования является так называемый бэрбоут-чартер (Кодекс торгового мореплавания). Согласно условиям такого договора судовладелец на условиях аренды может передать фрахтователю судно без экипажа. На период аренды фрахтователь становится временным владельцем судна. Он несет все расходы, связанные с его эксплуатацией, включая расходы по страхованию. Данный договор по своей природе довольно близок к договору аренды транспортного средства, в то время как отношения по фрахтованию регламентируются другими нормами.
Существенными условиями бербоут-чартера считаются: наименования сторон, название судна, его класс, флаг, технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и другие), количество расходуемого им топлива, район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия договора.
Еще один вид договора фрахтования называется тайм-чартер и предусматривает фрахтование судна на время. По такому договору владелец за обговоренную оплату должен обеспечить фрахтователю судно, которое укомплектовано экипажем, на обусловленное время, для осуществления перевозки груза, пассажиров и т.д.
К существенным условиям тайм-чартера относятся: гаименования сторон, название судна, его технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и другие), район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия тайм-чартера.
Предметом договора фрахтования является необходимость перевозки пассажиров из пункта отправления в пункт назначения на указанном транспортном средстве, имеющим определенную модель и государственный номер.
Перевозка должна быть осуществлена в указанное в документе время (или временное период, если предполагается не один рейс).
К существенным условиям договора для фрахтовщика относятся:
- необходимость предоставления указанного транспортного средства в определенное время;
- обеспечение транспорта водителем или экипажем, соответствующим законодательным актам. Например, при международной перевозке пассажиров водитель должен иметь удостоверение на категорию D, стаж вождения не менее 3 лет и действующее медицинское заключение о состоянии здоровья;
- необходимость проведений предрейсового контроля, как технического состояния транспортного средства, так и здоровья водителя (экипажа);
- соблюдение гигиенических норм в отношении фрахтуемого транспорта. Автомобиль (водное или воздушное судно) перед рейсом должны быть тщательно очищены от мусора, кузов и номерные знаки должны соответствовать стандартам;
- ремонт, производимый в период фрахтования, оплачивается за счет средств собственника транспорта. На владельца так же накладываются все расходы по обеспечению водителя или экипажа необходимыми предметами в ходе перевозки;
- владелец транспортного средства обязан самостоятельно оплачивать все расходы, возникшие в результате аварии, причинения ущерба имуществу третьих лиц или причинения вреда здоровья пассажирам и/или третьим лицам.
Фрахтователь обязан:
- своевременно и в полном объеме производить оплату оказанных услуг;
- обеспечить работу водителя (экипажа), исключив неудобства, возникающие со стороны пассажиров;
- самолично проконтролировать безопасность пассажиров (наличие ремней безопасности и так далее), а так же не допускать передвижения людей по салону транспортного средства во время следования к пункту назначения.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством