ФНС уточнила критерии крупнейших налогоплательщиков

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ФНС уточнила критерии крупнейших налогоплательщиков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Критерии причисления компаний к указанной категории определяются и периодически корректируются ФНС РФ. Действующим законодательством четко определен перечень субъектов, допускаемых к пребыванию в качестве крупнейшего налогоплательщика (КН) с разграничением их контролирования по предмету налогообложения в рамках разных (региональных, федерального) уровней (Приказы ФНС РФ №№ММ-3-06/308, ММВ-7-2/483, ММВ-7-2/582 от 16.05.2007, 19.09.2014, 26.10.2016 соответственно).

Тенденция по переводу налогоплательщиков не достигших суммовых показателей 10 млрд. рублей в инспекции по крупнейшим налогоплательщикам

В последнее время появилась тенденция к переводу организаций в межрайонные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, несмотря на то, что у них суммовые показатели меньше 10 миллиардов рублей.

Администрирование налогоплательщиков, относящихся к категории крупнейших, происходит по особым условиям, при этом контроль за их деятельности со стороны ФНС ведется с большим вниманием, чем за деятельностью иных компаний.

Большая часть межрегиональных и межрайонных инспекций ФНС по крупнейшим налогоплательщикам расположены в Москве, часть межрайонных инспекций ФНС по крупнейшим налогоплательщикам расположены в таких городах, как Санкт-Петербург, Новосибирск, Казань, Екатеринбург, Кемерово.

Принцип отраслевого администрирования, а не территориального, порождает такую ситуацию, когда налогоплательщик, место нахождения которого Сибирь или Урал, вынужден состоять на учете в межрегиональной или межрайонной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам, находящейся в Москве и, соответственно, отчитываться, направлять корреспонденцию и своих представителей в другой город.

Администрирование в рамках отраслевой специализации позволяет обеспечить предметное изучение сотрудниками инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам особенностей осуществления предпринимательской деятельности в определенной отрасли.

Данное обстоятельство, в свою очередь, гарантирует более пристальный контроль в отношении крупнейших налогоплательщиков.

При этом большое внимание в работе отраслевых инспекций уделяется аналитической работе — сравнение аналогичных налогоплательщиков в сопоставимых условиях, выборки и построение гипотезы о потенциальных нарушениях, пополнение системы налоговых рисков.

Изменения, направленные на совершенствование уровня налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков, с точки зрения эффективности работы Службы, себя оправдала.

Высокая доля поступлений в бюджет Российской Федерации от крупнейших налогоплательщиков, изменения в структуре межрегиональных и межрайонных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и изменения нормативных актов, регулирующих администрирование крупнейшими налогоплательщиками, свидетельствует о том, что реформа системы администрирования крупнейших налогоплательщиков продолжит развитие и в будущем.

Также, в работе с крупными налогоплательщиками ФНС России делает ставку прежде всего на налоговый мониторинг – форма налогового контроля, предполагающая не только комфортное взаимодействие между инспекцией и налогоплательщиком (в формате онлайн), но и нацеленная на возможность выявлять налоговые риски на самой ранней стадии.

Критерии определения статуса крупного налогоплательщика

Статус крупного налогоплательщика определяется в соответствии с законодательством каждой страны. В России, например, статус крупного налогоплательщика регулируется Федеральным законом «О налоге на прибыль организаций». В 2023 году пожалуйста 1) сумма выручки организации по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный год составила более 100 миллионов рублей, 2) среднесписочная численность работников организации за последний отчетный год составила более 250 человек. Если компания соответствует хотя бы одному из этих критериев, то она считается крупным налогоплательщиком.

Следует отметить, что в некоторых случаях статус крупного налогоплательщика может быть определен по другим критериям. Например, во многих странах банки и финансовые учреждения автоматически считаются крупными налогоплательщиками независимо от размера выручки или численности работников.

Крупные налогоплательщики и интернет-торговля

Интернет-торговля с каждым годом становится все более популярной и приносит значительный доход владельцам онлайн-магазинов. Однако, многие крупные налогоплательщики, осуществляющие свою деятельность в сфере интернет-торговли, воздерживаются от уплаты налогов или недоплачивают их.

Существуют определенные критерии, по которым можно отнести компанию к категории крупных налогоплательщиков в сфере интернет-торговли. Во-первых, это общая сумма доходов, полученных от продажи товаров через интернет-магазин. Компании, получающие значительные суммы доходов от онлайн-продаж, могут относиться к крупным налогоплательщикам.

Во-вторых, это ежемесячное количество продаж. Если компания совершает большое количество продаж в месяц, то это также может говорить о ее значимости в сфере интернет-торговли и о возможной отнесении ее к категории крупных налогоплательщиков.

С учетом растущей популярности интернет-торговли и ее значительного вклада в экономику страны, правительство принимает меры для более эффективного взимания налогов с крупных налогоплательщиков в этой сфере. С 2023 года в России будет введен обязательный режим единого налога на вмененный доход для отдельных категорий налогоплательщиков-интернет-торговцев.

Читайте также:  Налоговый вычет за участок в СНТ

Данная мера позволит более четко и прозрачно определить обязательства в сфере налогообложения для интернет-торговцев и правильно сформировать налоговую базу. Кроме того, она позволит улучшить сбор и контроль платежей со стороны крупных налогоплательщиков и повысить доходы государства от интернет-торговли.

Критерии Крупные налогоплательщики в интернет-торговле
Общая сумма доходов Высокая
Ежемесячное количество продаж Большое
Налогообложение Единый налог на вмененный доход

Таким образом, крупные налогоплательщики в сфере интернет-торговли имеют значительное влияние на экономику страны и должны нести свою долю налогового бремени. Введение новых мер для более эффективного взимания налогов позволит правительству более точно рассчитывать налоговые выплаты и повысит доходы государства от интернет-торговли.

Помесячная уплата авансов

Для юридических лиц, которые не имеют права на поквартальную уплату, доступны два варианта расчёта ежемесячных платежей:

  • исходя из прибыли за прошлый квартал с доплатой по итогам периода;
  • исходя из фактической прибыли.

По умолчанию будет применяться первый способ. Чтобы исчислять авансовые платежи, исходя из фактической прибыли, нужно не позднее конца года подать в ИФНС уведомление в свободной форме.

Суть первого способа в следующем. В текущем квартале нужно уплатить столько аванса, сколько было начислено за предыдущий. Эта сумма делится на три части и уплачивается в каждом месяце квартала. Когда он закончится, следует рассчитать сумму налога, исходя из того, сколько было получено прибыли, и произвести доплату.

Приведём пример. Пусть начисление налога за IV квартал прошлого года составило 30 000 рублей. В январе, феврале и марте текущего года компания должна была уплатить по 10 000 рублей. При этом за I квартал она заработала 160 000 рублей. Налог к уплате составляет 160 000 х 20% = 32 000 рублей. Однако 30 000 из них уже уплачено, поэтому нужно доплатить только 2 000 рублей.

При способе уплаты, исходя из фактической прибыли, сумма аванса рассчитывается по окончании каждого месяца нарастающим итогом с начала года. То есть в феврале считается и платится налог за январь, в марте — за январь + февраль с учётом уплаченного ранее и так далее.

Например, налогооблагаемый доход организации составил:

  • за январь — 90 000 рублей;
  • за февраль — 150 000 рублей;
  • за март — 120 000 рублей.

По итогам каждого месяца следует уплатить:

  • в феврале за январь: 90 000 * 20% = 18 000 рублей;
  • в марте за январь и февраль: (90 000 + 150 000) * 20% — 18 000 = 30 000 рублей;
  • в апреле — за январь, февраль и март: (90 000 + 150 000 + 120 000) * 20% — (18 000 + 30 000) = 24 000 рублей.

Преимущества статуса крупного налогоплательщика

Статус крупного налогоплательщика имеет ряд преимуществ, которые способствуют более удобной и выгодной работе для организации. Рассмотрим основные преимущества этого статуса:

  1. Упрощенный порядок налогового контроля: Крупные налогоплательщики имеют возможность преимущественно проходить налоговые проверки и контроль. Это позволяет сократить бюрократические процедуры и сэкономить время и ресурсы предприятия.

  2. Преимущественное участие в государственных закупках: Крупные налогоплательщики получают преимущество при участии в государственных закупках. Они имеют возможность участвовать в большем количестве тендеров и получать значительные заказы от государственных органов.

  3. Предоставление отсрочки по уплате налога на добавленную стоимость (НДС): Крупным налогоплательщикам предоставляется возможность отсрочить уплату НДС. Это позволяет предприятию управлять своими финансами более эффективно и осуществлять расчеты с бюджетом в более удобный для них момент.

  4. Получение налоговых вычетов: Крупные налогоплательщики имеют право на получение налоговых вычетов, что позволяет им снизить размер налоговых платежей. Это дает возможность предприятию выделить больше средств на инвестиции и развитие своей деятельности.

  5. Простой порядок взаимодействия с налоговыми органами: Крупные налогоплательщики имеют простой порядок взаимодействия с налоговыми органами. У них есть постоянный персональный куратор, который помогает в решении вопросов, связанных с налогообложением, и предоставляет необходимую консультацию.

Все эти преимущества делают статус крупного налогоплательщика выгодным и привлекательным для организаций, позволяя им занимать лидирующие позиции на рынке и эффективно развиваться.

Критерии определения крупных налогоплательщиков

В 2023 году для определения крупных налогоплательщиков будут применяться следующие критерии:

  1. Объем доходов. Компании, чьи доходы превышают определенную сумму, будут признаваться крупными налогоплательщиками.
  2. Объем активов. Компании, у которых активы превышают определенный порог, также будут относиться к категории крупных налогоплательщиков.
  3. Количество сотрудников. Если компания имеет большое количество сотрудников, она может быть признана крупным налогоплательщиком.

Кроме того, важным фактором может стать также наличие истории налоговых платежей и соблюдение налогового законодательства. Если компания ранее была признана нарушителем налоговых обязательств, это может повлиять на ее статус крупного налогоплательщика.

Определение крупных налогоплательщиков в 2023 году будет осуществляться на основе данных, предоставляемых компаниями в налоговые органы. Информация о доходах, активах и количестве сотрудников будет анализироваться для установления статуса крупного налогоплательщика.

Крупные налогоплательщики имеют особый статус, который может влиять на их налоговые обязательства и права. Они обязаны предоставлять дополнительную отчетность и исполнять свои налоговые обязательства в полном объеме.

Примерный порядок определения крупных налогоплательщиков:
Критерий Пороговое значение
Объем доходов 100 миллионов рублей
Объем активов 1 миллиард рублей
Количество сотрудников 100 человек

Отраслевая принадлежность

Одним из критериев, определяющих крупных налогоплательщиков в 2023 году, является их отраслевая принадлежность. В рамках этого критерия выделяются следующие основные отрасли:

  • Нефтегазовая промышленность
  • Металлургическая промышленность
  • Химическая промышленность
  • Энергетика
  • Телекоммуникации
  • Финансовый сектор
  • Торговля
  • Производство автомобилей
  • Информационные технологии

Крупные налогоплательщики в данных отраслях характеризуются значительным объемом производства, оборота и прибыли. Они оказывают значительное влияние на экономику страны, создают рабочие места и содействуют развитию соответствующих секторов.

Для определения крупных налогоплательщиков в каждой отрасли могут применяться различные критерии, такие как:

  1. Объем выручки компании
  2. Количество сотрудников
  3. Уровень налоговых платежей
  4. Степень инновационности и развития

Критерии определения крупных налогоплательщиков в каждой отрасли могут быть уточнены в соответствии с конкретными особенностями и требованиями региональных и федеральных органов власти.

Администрирование физических лиц с большими доходами

Сопровождением физических лиц с крупными доходами занимается специальное подразделение №10, которое было создано 1 февраля 2021 года. Причиной появления нового департамента в ФНС является увеличение нагрузки на работников фискального ведомства, которая заметно выросла после значительных изменений в налоговой сфере РФ. Речь идет о принятии законодательства о КИК, утверждения критериев налогового резидентства, роста объема получаемых данных для анализа.

Администрирование граждан с крупными доходами предусматривает работу с большим количеством информации, наличие знаний международного налогового законодательства. В связи с этим, подразделение №10 ФНС было укомплектовано экспертами, которые должны обеспечить качественное выполнение норм фискального законодательства.

Организации федерального уровня

Организацию будут считать крупнейшим налогоплательщиком, если она удовлетворяет хотя бы одного из показателей экономической деятельности за отчетный год:

  • суммарный объем начислений федеральных налогов по данным налоговой отчетности превышает 1 млрд руб. Для организаций в сфере оказания услуг связи, в сфере реализации или предоставлении в пользование технических средств, обеспечивающих оказание услуг связи, в сфере транспортных услуг — объем начисленных налогов должен быть свыше 300 млн руб. (п. 1.1 Критериев);
  • суммарный объем полученных доходов (по данным формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» годовой бухгалтерской отчетности, коды показателя 2110, 2310, 2320, 2340) превышает 20 млрд руб. (п. 1.2 Критериев);
  • активы организации превышают 20 млрд руб. (п. 1.3 Критериев).

Для отдельных категорий налогоплательщиков предусмотрены свои значения критериев. Например, для организаций оборонно-промышленного комплекса и компаний, включенных в перечень стратегических предприятий, необходимо выполнение одного из следующих условий (п. 2-3 Критериев):

  • сумма по заключенным контрактам по экспортным поставкам стратегической продукции должна быть более 27 млн руб. в год;
  • сумма выручки по экспортным поставкам стратегической продукции составляет более 20% от общей суммы выручки;
  • среднесписочная численность работающих свыше 100 человек;
  • доля вклада учредителя (государство) составляет свыше 50%.

«Федеральные» изменения

Приказом ФНС РФ сохранена особая категория налогоплательщиков (организации оборонно-промышленного комплекса) с отличными от общеустановленных критериев финансово-экономической деятельности. Однако для признания стратегических предприятий в качестве крупнейших налогоплательщиков предприятие должно соответствовать всем установленным критериям. Как отмечено в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 27.07.2012 г. №Ф03-3038/2012. «…при разрешении вопроса об отнесении организации к крупнейшим налогоплательщикам, налоговый орган должен исходить из оценки совокупности обстоятельств, характеризующих деятельность конкретного налогоплательщика, и влияющих на возможное отнесение организации к категории крупнейших налогоплательщиков». То есть если у налогоплательщика отсутствовали экспортные поставки при соблюдении остальных критериев, то предприятию оборонно-промышленного комплекса нельзя присваивать статус крупнейшего налогоплательщика.

«Федеральные» изменения

Приказом ФНС РФ сохранена особая категория налогоплательщиков (организации оборонно-промышленного комплекса) с отличными от общеустановленных критериев финансово-экономической деятельности. Однако для признания стратегических предприятий в качестве крупнейших налогоплательщиков предприятие должно соответствовать всем установленным критериям. Как отмечено в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 27.07.2012 г. №Ф03-3038/2012. «…при разрешении вопроса об отнесении организации к крупнейшим налогоплательщикам, налоговый орган должен исходить из оценки совокупности обстоятельств, характеризующих деятельность конкретного налогоплательщика, и влияющих на возможное отнесение организации к категории крупнейших налогоплательщиков». То есть если у налогоплательщика отсутствовали экспортные поставки при соблюдении остальных критериев, то предприятию оборонно-промышленного комплекса нельзя присваивать статус крупнейшего налогоплательщика.

Кому и зачем это нужно

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

Присвоение организации статуса крупнейшего налогоплательщика

Отнесение организации к числу крупнейших может осуществляться на основании показателей ее финансово-экономической деятельности или вследствие наличия взаимозависимости с крупнейшим налогоплательщиком. ——————————– “Критерии отнесения организаций – юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях”.

К примеру, постановке на учет в МРИ по КН подлежат организации, применяющие ОСНО, в отношении которых одновременно выполняются следующие условия: – суммарный объем доходов, отраженных в отчете о финансовых результатах (форма 2), находится в пределах от 2 до 20 млрд руб. включительно; – среднесписочная численность работников превышает 50 человек; – стоимость активов варьирует в диапазоне от 100 млн до 20 млрд руб. включительно, либо сумма начисленных федеральных налогов и сборов составляет от 75 млн до 1 млрд руб.

Читайте также:  Инвалидность при раке 3 и 4 степени: какую группу дают и какие льготы полагаются

——————————– Перечень федеральных налогов и сборов приведен в ст.

Последствия постановки организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика

В первую очередь это означает, что организация как налогоплательщик должна представлять все налоговые декларации и расчеты, в том числе по обособленным подразделениям, в налоговый орган по месту учета в качестве КН (п. 3 ст. 80 НК РФ).

То же самое касается иных документов, представляемых в налоговый орган по тем или иным причинам, например:

  • уведомления о контролируемых сделках;

  • уведомления об участии в иностранных организациях;

  • уведомления о контролируемых иностранных компаниях;

  • заявления о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения;

  • заявления о проведении налогового мониторинга.

Тенденция по переводу налогоплательщиков не достигших суммовых показателей 10 млрд. рублей в инспекции по крупнейшим налогоплательщикам

В последнее время появилась тенденция к переводу организаций в межрайонные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, несмотря на то, что у них суммовые показатели меньше 10 миллиардов рублей.

Администрирование налогоплательщиков, относящихся к категории крупнейших, происходит по особым условиям, при этом контроль за их деятельности со стороны ФНС ведется с большим вниманием, чем за деятельностью иных компаний.

Большая часть межрегиональных и межрайонных инспекций ФНС по крупнейшим налогоплательщикам расположены в Москве, часть межрайонных инспекций ФНС по крупнейшим налогоплательщикам расположены в таких городах, как Санкт-Петербург, Новосибирск, Казань, Екатеринбург, Кемерово.

Принцип отраслевого администрирования, а не территориального, порождает такую ситуацию, когда налогоплательщик, место нахождения которого Сибирь или Урал, вынужден состоять на учете в межрегиональной или межрайонной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам, находящейся в Москве и, соответственно, отчитываться, направлять корреспонденцию и своих представителей в другой город.

Администрирование в рамках отраслевой специализации позволяет обеспечить предметное изучение сотрудниками инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам особенностей осуществления предпринимательской деятельности в определенной отрасли.

Данное обстоятельство, в свою очередь, гарантирует более пристальный контроль в отношении крупнейших налогоплательщиков.

При этом большое внимание в работе отраслевых инспекций уделяется аналитической работе — сравнение аналогичных налогоплательщиков в сопоставимых условиях, выборки и построение гипотезы о потенциальных нарушениях, пополнение системы налоговых рисков.

Изменения, направленные на совершенствование уровня налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков, с точки зрения эффективности работы Службы, себя оправдала.

Высокая доля поступлений в бюджет Российской Федерации от крупнейших налогоплательщиков, изменения в структуре межрегиональных и межрайонных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и изменения нормативных актов, регулирующих администрирование крупнейшими налогоплательщиками, свидетельствует о том, что реформа системы администрирования крупнейших налогоплательщиков продолжит развитие и в будущем.

Также, в работе с крупными налогоплательщиками ФНС России делает ставку прежде всего на налоговый мониторинг – форма налогового контроля, предполагающая не только комфортное взаимодействие между инспекцией и налогоплательщиком (в формате онлайн), но и нацеленная на возможность выявлять налоговые риски на самой ранней стадии.

Перечень крупнейших плательщиков налогов в России

В соответствии со ст. 19 НК, в качестве налогоплательщиков выступают физические и юрлица, на которых возлагается обязанность по отчислению обязательных платежей в бюджет. Юридические лица, в свою очередь, разделяются на иностранные и российские, а физлица – на обладающих статусом ИП и не имеющих его.

Например, стипендии, госпособия, выручка от продажи овощей и фруктов с собственного участка, наследство, чаевые, деньги за проданное имущество, если оно было в собственности больше трёх лет.

Когда человек работает официально, то все положенные выплаты за него делает работодатель. Он же и отчитывается об этом перед налоговой. Все признаки должны быть в наличии одновременно. Применяющие спецрежимы предприятия не могут быть внесены в список крупнейших налогоплательщиков.

Организации федерального уровня

Как и доходы, они могут быть реализационными и внереализационными. Первые связаны с производством и реализацией продукции, услуг и работ. Вторые не связаны с ними напрямую — это, опять же, могут быть проценты, но в этот раз не по вкладам, а по кредитам. Внереализационные расходы перечислены в ст. 265 НК РФ.

Крупнейшие налогоплательщики — это особенная категория плательщиков, которые подвергаются усиленному контролю со стороны ФНС. В статье раскрыты критерии отнесения к этой категории на основании действующего законодательства.

Согласно плану, ФНС планирует ввести в этом году в эксплуатацию цифровую платформу оценки налогоплательщиков на основании налоговых данных при оказании им финансовых (в том числе и банковских) услуг.

С 2021 года вступают в силу многочисленные поправки в НК РФ, которые заметно изменят порядок работы организаций и ИП. С нового года отменяется ЕНВД, повышается НДФЛ, обновляется налоговая отчетность и меняются правила расчета и уплаты налогов. БУХ.1С рассказывает о важнейших изменениях налогового законодательства с 2021 года.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *