Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как и зачем проводится трасологическая экспертиза при ДТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Вопросы, которые ставятся перед экспертом трасологической экспертизы, должны быть занесены в определение о назначении. Вопросы формируются и составляются так, чтобы эксперт благодаря им смог правильно и наиболее полно сформировать картину ДТП и предоставить информацию, которая позволит правильно и точно разрешить дело об административном правонарушении.
Стоимость трасологической экспертизы зависит от срочности и сложности происшествия, от региона проведения, репутации и известности экспертного учреждения или эксперта. Самая дешевая стоимость экспертизы равняется примерно 3 – 5 тысячам рублей, но это, если авария «простая» и вызов не срочный. Сложное дорожно-транспортное происшествие, например, если в него были вовлечены несколько участников, либо имеются пострадавшие, или причинен значительный ущерб, то цена такой экспертизы возрастает в разы и минимальная цена на нее начинается примерно с 10 тысяч рублей.
Оплату стоимости трасологической экспертизы может взять на себя один из участников ДТП на добровольной основе. Также участник дела, направлявший ходатайство о проведении экспертизы, может включить ее стоимость в сумму трат, которые указываются в ходатайстве, а также указать на то, чтобы она была оплачена той стороной, которая проиграет, то есть будет признана виновной.
В ситуации, когда ни одна из сторон, участвующая в делопроизводстве не согласна брать на себя затраты по оплате услуг эксперта, а провести экспертизу необходимо, то вопрос о том, кто ее будет оплачивать решает суд и устанавливает доли.
Проведение при дорожно-транспортном происшествии
Трасологическая экспертиза проводится одним или сразу несколькими экспертами в несколько этапов, каждый из которых необходим для правильного установления и выяснения причин дорожно-транспортного происшествия:
- Подготовительный этап. Происходит сбор всей необходимой информации об аварии для того, чтобы иметь представление общей картины и схемы ДТП, а после чего составить заключение.
- Ознакомление эксперта с представленными материалами и документами.
- Проведение необходимых действий (сбор частиц и материалов, оставленных на месте аварии, фото и видеосъемка, измерение и фиксация следов).
- Осмотр самих транспортных средств, участвующих в аварии для правильной оценки повреждения той или иной детали автомобиля.
- Объединение всех фактов в единую целую картину. Как правило, в настоящее время это осуществляется с помощью компьютерного моделирования.
- Подготовка заключения трасологической экспертизы и составление отчета.
Стоимость трасологического исследования
Если кто-то из участников неприятного дорожного происшествия решил, что ему необходима трасологическая экспертиза при ДТП, цена в этом вопросе сыграет не самую последнюю роль.
Следует сразу быть готовым к тому, что такое исследование будет стоить достаточно дорого, хотя нет конкретной суммы, которую пришлось бы заплатить за любую аварию, стоимость варьируется в зависимости от сложности ситуации и полноты пакета необходимых материалов. Если ко всему прочему необходима не простая, а судебная трасологическая экспертиза при ДТП, иными словами, исследование придётся проводить за считаные дни или недели, чтобы эксперты смогли успеть вынести заключение до конкретного судебного разбирательства, сжатые сроки и сложность работы потребуют дополнительных финансовых вложений. На сегодняшний день за экспертизу, заключение которой впоследствии будет предоставлено в суд, придётся заплатить около 15 тыс. рублей (цена в разных регионах страны немного варьируется).
Цели и особенности проведения трасологической экспертизы
Трасологическая экспертиза при ДТП – это профессиональное исследование следов автотранспорта, направленное на установление механизма и обстоятельств аварии.
Экспертиза может быть назначена судом при рассмотрении уголовных или гражданских дел, а также проводится и по желанию участников ДТП при возникновении спорных ситуаций. Наиболее частые из них:
- Споры со страховыми компаниями при отказе в компенсационных выплатах;
- Наличие необоснованных выводов сотрудников ГИБДД о виновности участника ДТП;
- Споры с другими участниками ДТП по вопросам возмещения ущерба и т.д.
Важно помнить, что главная цель экспертизы – это реконструкция технических обстоятельств аварии. В компетенцию эксперта входит:
- Определение скорости машин до столкновения;
- Определение направления движения участников ДТП: автомобилей и пешеходов;
- Установление места столкновения автомобилей и их взаимного расположения относительно проезжей части и друг друга;
- Установление причин ДТП и т.д.
Эксперт при проведении исследования не вправе касаться юридической части вопроса, то есть делать выводы о правомерности тех или иных действий и, тем более, определять виновность его участников. Это компетенция сотрудников ГИБДД и суда.
У трасологического исследования, как и у любого другого, имеются не только цели и задачи, но и объект изучения – это автотранспортные средства, участвовавшие в ДТП, и следы, оставленные ими на дороге, если исследование производится на месте аварии.
Как проводится экспертиза после ДТП? Специалисты изучают все следы аварии, фиксируют повреждения. После детального изучения делается оценка результатов, сопоставляются факты. Эксперт соотносит характер повреждений с вероятным сценарием развития событий, иногда прибегая к компьютерному моделированию. Затем он оформляет все полученные данные в виде законченных выводов — в форме ответов на поставленные вопросы. К письменному отчету прилагаются фотографии и схемы.
Как правило данный вид экспертизы назначается лишь в случае необходимости – если никто из сторон не признает вину, и для установления виновного лица необходимо установить ряд фактов.
К таким случаям относится:
- страховщик отказал в выплате компенсации (в таком случае нужно доказать, что авария является страховым случаем и данные ложные);
- виновное лицо скрылось с места аварии, но подозреваемый задержан;
- виновное лицо не установлено, не установлено также, кто из участников нарушил правила дорожного движения;
- пострадавшие лица намеренно увеличили сумму ущерба, она не соответствует причиненным повреждениям;
- пересмотр дела в связи с появлением новых обстоятельств.
Как составить ходатайство о проведении технической экспертизы
Инициатором проведения технической экспертизы может быть любая сторона участвующая в судебном процессе. Для этого сторона должна предложить конкретные вопросы, которые будут поставлены перед экспертом, а также предложить организацию, в которой будет проведена техническая экспертиза.
В том случае, если другие стороны процесса не возражает и не вносит корректировок, относительно поставленных перед экспертом вопросов, вероятнее всего, суд удовлетворит ходатайство и на основании данного решения будет проведена трасологическая экспертиза.
Заявлять ходатайства можно лично, например, в процессе судебного разбирательства либо передавать через канцелярию суда это решает сама сторона процесса. Также важно знать, что, если судья отказывает в удовлетворении ходатайства данное решение, как и любое другое, можно обжаловать в суде высшие инстанции — это право сторон судебного процесса.
Не существует единого шаблона да для подачи ходатайства, оно составляется в свободной форме. Единственное требование — это обязательные указания наименование суда в шапке ходатайства, а также сторон судебного процесса их ФИО и контактные данные. Для примера вы можете взять свое исковое заявление скопировать шапку, но, при этом, изменить слово исковое заявление на слово ходатайство. Также рекомендуем указывать номер дела и указать вид необходимой экспертизы, а именно Транспортная трасса логическая экспертиза по завершённому ДТП.
Далее укажите основание проведения экспертизы – обоснуйте необходимость проведения данного исследования, перечислите перечень вопросов, которые будут поставлены перед экспертом, а также укажите экспертную организацию, которая, по вашему мнению, сможет провести качественную полноценную экспертизу и установить спорные обстоятельства дела.
Стоимость трасологического исследования
Сроки проведения трасологической экспертизы могут различаться в каждом конкретном случае, но минимально эксперту понадобиться несколько дней для того, чтобы тщательно изучить все документы, выехать на место аварии и проанализировать имеющийся материал. В ряде случае все процедуры могут продолжаться не одну неделю, иногда только на составление итогового отчета требуются дни.
Стоимость ее также индивидуальная в каждом случае. Она зависит от:
- Серьезности аварии.
- Сроков для проведения экспертизы.
- Конкретной фирмы или эксперта, ее выполняющего.
- Применяемых методов анализа и т.д.
Самая дешевая экспертиза обойдется заказчику в несколько тысяч рублей (3-5), более серьезная, требующая серьезного анализа, может стоить более 10 тысяч рублей, достигать цифры в 20 тысяч.
Стоимость транспортного трасологического анализа варьируется в широких пределах, потому как условия происшествий на дороге, местах парковки могут быть совершенно разными.
Также на этот показатель оказывает свое влияние перечень документов, сроки, за которые трасолог должен осуществить свою работу. Стоимость будет выше, если заключение профессионала необходимо написать до начала суда. Дополнительные материальные расходы, которые могут появиться в ходе экспертизы, оплачивает ее инициатор.
Во сколько обойдется экспертиза
Стоимость трасологической экспертизы будет определяться ситуацией и конкретной экспертной организацией. Чем больше объем работы, тем проверка дороже. Важную роль играют сроки. Если их устанавливает суд, графика приходится придерживаться, а за срочность – доплачивать.
Платит всегда заказчик, а окончательно расплачивается потом виновник, признанный судом.
Государство не регулирует тарифы на экспертные услуги. Цена устанавливается экспертными организациями и зависит от региона. В среднем по России стоимость быстрой экспертизы составляет 10-20 тыс. рублей. Если сроки не давят, а материалов достаточно, заказчику экспертиза обойдется примерно вдвое дешевле. Но может затянуться на месяц и дольше. Поэтому рекомендуется интересоваться, как, в какие сроки проводится экспертиза и сколько стоит.
Постановление о назначении трасологической экспертизы может быть выдано уполномоченными органами и должностными лицами, например, дознавателем, следователем, прокурором, судьей.
Если экспертиза не назначена, то заинтересованные в ней лица могут подать ходатайство ее назначении.
Таким образом, начинается транспортно-трассологическая экспертиза с вынесения определения (постановления), в котором указываются, основания, сведения об эксперте или экспертной организации, список вопросов для изучения, перечень материалов, предоставляемых для исследования.
Специалист или специализированная компания организует и выполняет всестороннюю проверку в общепринятом порядке.
- На первом этапе изучаются полученные материалы, фрагменты, обстоятельства происшествия, рассматриваются поставленные перед экспертом вопросы.
- Вторая стадия посвящена непосредственному анализу. Специалисты детально обследуют предметы, при необходимости выезжают на место.
- Третий этап – оценка. Результаты исследования группируются, эксперт формирует промежуточные выводы.
- Последняя стадия – подготовка заключения. Специалисты, на основании ранее полученных данных, формируют отчет, в котором уже есть ответы на все поставленные вопросы.
Кто проводит экспертизу?
Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о ДТП, как и любая другая экспертиза, проводится экспертами, разбирающимися в данном вопросе. Таких людей ещё называют экспертами-трасологами.
Трасологическая экспертиза может проводиться на основании постановления суда и по усмотрению одного из участников ДТП. В первом варианте именно суд назначает данную экспертизу и, как правило, суд уже располагает экспертом или группой экспертов для проведения трасологической экспертизы. Второй вариант предназначен в большей степени для участников ДТП, которые сомневаются в объективности проведённой экспертизы на основании судебного постановления. Они могут обратиться за независимой экспертизой в частные экспертные компании, однако цена за независимое экспертное мнение будет немаленькой.
НА КАКОМ ЭТАПЕ ПРОВОДИТСЯ ТРАСОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА?
Трасологическая экспертиза при ДТП может выполняться на любом этапе разбирательства. Часто эксперта-трасолога вызывают сразу после столкновения. Это оптимальный вариант при сложных авариях с большим количеством участников. Специалист «по горячим следам» восстанавливает механизм происшествия, устанавливает факт наличия нарушений ПДД, определяет виновников. Если все стороны согласны с экспертным мнением, удается избежать затяжного конфликта и урегулировать все мирным путем.
Но иногда ситуация выходит из-под контроля. В ходе расследования выясняется, что одна из сторон отказывается признавать свою ответственность. Или страховой агент не считает, что ТС получило весь объем повреждений вследствие ДТП и занижает размер компенсации. В таком случае также требуется автотехническая трасологическая экспертиза. Она позволит восстановить истинную картину происшествия и станет необходимым доказательством для страховщиков.
Также к экспертному мнению прибегают уже в ходе судебного процесса. Но мы рекомендуем не затягивать с обращением к специалисту: даже если вы намерены подавать исковое заявление, делать это лучше, имея на руках доказательство своей правоты – акт экспертизы, заверенный подписями и печатями.
Задачи трасологической экспертизы
Эксперты, проводящие трасологию, посредством своих исследований решают спектр вопросов, относящихся непосредственно к механизму дорожно-транспортного происшествия, и решают следующие задачи:
- определение механизма происшествия (с указание даты, времени, места и состава участников);
- определение места столкновения транспортных средств (место наезда на пешехода либо препятствие);
- соответствие места столкновения либо наезда, указанное на схеме происшествия экспертным подсчетам;
- определение последовательности действий транспортных средств во время столкновения;
- определение контактных частей транспортного средства, которые пострадали в результате ДТП;
- определение угла столкновения транспортных средств;
- уточнение данных о лицах, указанных в постановлении о назначении экспертизы находившихся за рулем.
Какие вопросы решает трасологическое исследование
Спектр вопросов, решаемых посредством проведения подобной экспертизы, весьма широк. В зависимости от анализируемых объектов, целей и задач, выделяется три группы вопросов:
-
Определение групповой принадлежности транспортных средств:
- вид транспорта, оставивший следы на месте происшествия;
- модель шин, оставивший след на месте аварии;
- принадлежность следов представленному виду транспортного средства;
- возможность удара автомобилей А и В, исходя из формы, размеров и расположения повреждений на транспортных средствах.
-
Установление целого по частям:
- определение принадлежности поврежденных деталей, обнаруженных на месте происшествия, конкретным транспортным средствам;
- определение целостности деталей до дорожно-транспортного происшествия, обнаруженные на месте аварии и транспортных средствах.
-
Установление конкретного транспортного средства, участвовавшего в аварии:
- принадлежность следов конкретному транспортному средству;
- определение численности транспортных средств, оставивших следы;
- принадлежность следов на месте происшествия конкретной автомобильной шине.