Предоставление политического убежища и статус беженца

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предоставление политического убежища и статус беженца». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Во многих странах сохраняется напряженная ситуация между людьми разной веры. Каждая из религиозных организаций проповедует свои догмы, вовлекает новых верующих, проводит мероприятия. Происходит столкновение сфер влияния, которое порождает конфликты на почве религии. Так, во времена Советского Союза людям навязывали атеизм. Церкви, монастыри, мечети были закрыты и переоборудованы под склады и архивы. Религиозные деятели подвергались арестам, ссылкам и гонениям.

Ситуация с получением статуса беженца в странах ЕС и в России

Мировая ситуация с каждым годом усугубляется с появлением новых военных конфликтов, стихийных бедствий и прочих причин, повышающих приток беженцев в европейские страны. Наибольшее и постоянное количество мигрантов идет со стран, где часто происходят военные конфликты — Сирия, Афганистан, Пакистан, Ливия. За время войны в Сирии уже около 12 млн. граждан получило статус беженцев в других странах. Не менее актуально беженство для россиян.

Рост потока мигрантов невольно вынуждает страны ЕС к ужесточению процесса получения статуса беженца. Учитывая обостренность миграционного вопроса в европейских странах, некоторые из них вынуждены были обратиться к Евросоюзу с просьбой временно ввести контроль на внутренних границах Шенгенской зоны.

Наиболее популярное миграционное направление — хорошо экономически развитые страны, такие как: Франция, Германия, Нидерланды, Австрия, Великобритания, Италия и др. Получить беженство в России очень сложно. Только с января по сентябрь 2019 года тут лишь 572 человека удостоились этого статуса. Поэтому для положительного рассмотрения заявления должны быть веские основания получения статуса беженца в России.

Наименьший интерес у вынужденных мигрантов связан со слаборазвитыми в экономическом плане странами. В их число попадают Румыния и Болгария. Одна из основных причин популярности экономически развитых стран — размер выплачиваемых пособий и условия проживания. К примеру, в Германии выплачивают около 340 евро в месяц на человека, а в Польше — около 20 евро в месяц.

Как получить статус беженца

Неоспоримой причиной для получения статуса беженца являются боевые действия в стране проживания заявителя. Рассматриваются также другие основания, вызывающие преследования, угрожающие жизни, безопасности и здоровью:

  • наличие гражданства определенной страны;
  • политическая деятельность и политические взгляды;
  • убеждения, связанные с религиозным мировоззрением;
  • расизм;
  • пребывание в определенной соцгруппе.

Перечисленные преследования должны совершаться организованными группами лиц или же государством. Если таковые действия есть, они угрожают жизни и безопасности мигранта и его семье, тогда он имеет право подать на статус беженца в любой стране мира. Для этого нужно лишь предоставить доказательства, подтверждающие случаи его гонения. Для рассмотрения прошения также понадобятся:

  • документы, подтверждающие наличие родственных связей с теми, кто подает прошение вместе с заявителем;
  • паспорт (внутренний или загранпаспорт) или водительские права;
  • цветные фотографии паспортного размера;
  • заявление;
  • анкета.

Какие основания являются подходящими?

Если государство или государственные структуры преследуют гражданина за его политическую или общественную позицию, угрожают ему, возбуждают уголовные дела в отношении опозорившегося лица, он имеет все основания просить убежища в странах Европы и других регионах.

Также запросить убежище можно, если гражданин проживает на территории, где объявлено военное положение и идут боевые действия.

До великого политического кризиса русские несколько раз становились политическими беженцами в Европе. Убежище часто получали представители ЛГБТ-сообщества, которых осудили и пытались линчевать на родине, а также граждане, занимающиеся политическими делами, например, сепаратисты, участники массовых мероприятий, экстремисты и другие.

Где лучше просить политическое убежище?

Почти все государства Восточной Европы уже закрыли свои границы с Россией и заявили, что не намерены предоставлять политическое убежище россиянам, уклоняющимся от мобилизации. К таким странам относятся: Эстония, Литва, Польша, Финляндия, Латвия, Чехия .

Более лояльно к гражданам РФ относятся страны из Западной Европы, где высок шанс получения защиты. В страну, куда преследуемый может попасть любым путем, он может подать заявление о предоставлении убежища, и миграционная служба не будет иметь права отказать в рассмотрении дела.

австрия и Германия финансово поддерживают граждан, дела которых учитываются и изучаются. Когда заявитель получит статус беженца в Германии, он получит хорошее пособие, которое соответствует пособию для безработных немцев. Местные власти готовы оплачивать беженцам жилье, курсы немецкого языка, курсы для получения новой квалификации.

Если подать заявление во Франции, беженец тоже может рассчитывать на хорошее пособие.

Если беженец пробыл в Испании 3 года, он может получить право на ПМЖ в стране по месту жительства. Льготы здесь ниже, чем в Австрии, Франции и Германии, но есть возможность в будущем стать гражданином.

Какие преимущества даёт статус беженца в Европе

Иммиграция по международной программе защиты беженцев даёт следующие привилегии и выгоды:

  • упрощается процедура получения статуса ВНЖ и ПМЖ в европейской стране: нет необходимости в наборе необходимых баллов по другим программам иммиграции, знание языка не требуется, а всё общение с иммиграционными властями будет проходить с помощью переводчика;
  • статус беженца можно попросить уже при пересечении границы европейской страны или на её территории. Рассмотрение прошения длительное, за это время можно освоиться в данном государстве и находиться в нём на вполне законных основаниях;
  • принявшее государство обеспечивает социальную поддержку. Беженец вправе рассчитывать на жильё и получение соцвыплат;
  • запрос статуса беженца в европейской стране происходит строго конфиденциально. Поэтому нет никакой утечки информации;
  • убежище может быть предоставлено одновременно всей семье. При использовании многих других способов иммиграции это невозможно;
  • статус беженца значительно ускоряет получение постоянного места жительства в Европе.

Могут ли отказать или лишить статуса?

Как получить статус беженца понятно, но после подачи документов всегда существует вероятность получить отказ. «Неправильных» беженцев миграционные службы отсеивают, не предоставляя им никакого статуса. Ниже представлены наиболее распространенные причины, по которым можно получить отказ в признании беженцем:

  • Если в документах указывается, что преследование велось не конкретно заявителя, а группы людей, к которой он принадлежал. Нужны существенные доказательства преследований или угрозы жизни.
  • Существуют небольшой временное ограничение между преследованиями на родине и побегом за границу (то есть, если грозили год назад, а приехал только сейчас — не считается).
  • Опасность человеку должна грозить на всей территории его страны.
  • Если будет понятно, что после возвращения на родину человека продолжат преследовать, то ему не откажут.
  • Проведение военных действий на территории страны не является причиной для предоставления статуса беженца. Действия должны вестись против человека конкретно.
  • К веским причинам не относятся голод, эпидемии, нищета и прочее. Но если есть вероятность смертельного исхода по возвращению на родину, то отъезд могут отложить на время.
  • Если заявитель был ранее судим с присуждением срока от 3-х лет, то получит отказ.

В каких случаях могут отказать в рассмотрении ходатайства о присвоении статуса беженца

Если имеет место один из перечисленных ниже моментов, в рассмотрении ходатайства по существу о присвоении статуса беженца будет отказано:

  1. У иностранца оформлено РВП в России.
  2. Иностранный гражданин состоит в браке с россиянином/россиянкой и имеет право на РВП.
  3. Заявитель по какой-то причине отказывается предоставить запрошенную информацию о себе.
  4. Граница РФ была пересечена нелегальным способом.
  5. Не имеется оснований для признания человека беженцем.
  6. Заявитель приехал в Россию из другой страны (не страны своего постоянного пребывания), где мог оформить статус беженца.
  7. У гражданина имеется второе гражданство, и он может поехать в другую страну.
  8. Заявитель уже получил отказ в присвоении статуса беженца в других странах (из ООН), законодательство которых не противоречит российским законам.
  9. Ранее иностранцу было отказано в присвоении статуса беженца за недостатком оснований (если обстоятельства не изменились).
  10. Заявитель совершил преступление на территории РФ, и было возбуждено уголовное дело.

В каких случаях могут отказать в рассмотрении ходатайства о присвоении статуса беженца

Если имеет место один из перечисленных ниже моментов, в рассмотрении ходатайства по существу о присвоении статуса беженца будет отказано:

  1. У иностранца оформлено РВП в России.
  2. Иностранный гражданин состоит в браке с россиянином/россиянкой и имеет право на РВП.
  3. Заявитель по какой-то причине отказывается предоставить запрошенную информацию о себе.
  4. Граница РФ была пересечена нелегальным способом.
  5. Не имеется оснований для признания человека беженцем.
  6. Заявитель приехал в Россию из другой страны (не страны своего постоянного пребывания), где мог оформить статус беженца.
  7. У гражданина имеется второе гражданство, и он может поехать в другую страну.
  8. Заявитель уже получил отказ в присвоении статуса беженца в других странах (из ООН), законодательство которых не противоречит российским законам.
  9. Ранее иностранцу было отказано в присвоении статуса беженца за недостатком оснований (если обстоятельства не изменились).
  10. Заявитель совершил преступление на территории РФ, и было возбуждено уголовное дело.

Получение политического убежища в США в 2021 году

Великобритания предоставила убежище исполнительному директору Фонда борьбы с коррупцией Владимиру Ашуркову. Британские власти согласились с тем, что в России Ашуркову грозит преследование по политическим мотивам.

Это право на проживание, которое представляется государством гражданину другой страны, чтобы защитить его от преследования по политическим мотивам. Право на убежище записано во Всеобщей декларации прав человека и Женевской конвенции 1951 года.

3

Большинство западных стран не выделяют беженцев, которые получили убежище по политическим причинам, в отдельную категорию. Это только одно из оснований, по которым человек может претендовать на статус беженца. Есть и другие: преследование по признаку расы, полу, национальности, вероисповедания, социальной принадлежности, военные конфликты. Мы рассмотрим процедуру предоставления убежища на примере Великобритании.

4

Для начала нужно приехать в Великобританию — просить об убежище с территории другой страны нельзя. Затем надо как можно скорее обратиться в офис британской пограничной службы — если не сделать это сразу, можно лишиться пособия. В офисе за просителем закрепят сотрудника, который будет вести его дело. Все начинается с простого собеседования — сотрудник уточняет персональные данные просителя, проверяет, не пытался ли он прежде получить убежище в Великобритании или других странах Евросоюза. Спустя пару недель проситель приходит на другое интервью, во время которого должен объяснить, почему он боится преследования за политические убеждения в своей стране. По сути, это главный этап всего процесса. Если есть документы, подтверждающие, что страхи преследования небезосновательны — надо их предоставить. Иногда просителя отправляют в депортационный центр и держат под стражей — тогда его заявление рассматривается в ускоренном режиме, за неделю.

5

Личный опыт: я получил статус беженца в Нидерландах

Беженцы (статус «Refugee») — это лица, спасающиеся от вооруженных конфликтов или преследований. Их положение настолько опасно, что они пересекают национальные границы в поисках безопасности в других странах и становятся признанными беженцами с доступом к поддержке со стороны государств и организаций по оказанию помощи.

Читайте также:  Время продажи алкогольной продукции в Новосибирске в 2023 году

Проситель убежища (статус «Asylee») — это лицо, покинувшее свое государство в поисках защиты от преследования или серьезных нарушений прав человека, но еще юридически не признанный беженцем и ожидающий получения решения по заявлению.

Главное отличие между статусами — место регистрации ходатайства. Просители убежища подают запрос, пребывая на американской территории, беженцы — находясь за пределами страны.

По утвердительной процедуре Запрос убежища в рамках данного процесса предусматривает пребывание заявителя на территории Соединенных Штатов Америки. Подать ходатайство можно в течение 12 месяцев независимо от текущего иммиграционного статуса заявителя и способа прибытия в государство.

В порядке защиты Подача заявления осуществляется, когда заявитель находится в процессе депортации из США. Ситуация может возникнуть по причине отказа в предоставлении убежища по утвердительной программе, а также при задержании лица на американской территории или в пункте пропуска в страну без надлежащих юридических документов.

Вместе с основным заявителем претендовать на присвоение статуса беженца могут супруг/супруга и не состоящие в браке дети возрастом до 21 года, пребывающие на территории Соединенных Штатов. Запрос на предоставление политического убежища для родственников можно внести в основное заявление и подать одновременно с персональным комплектом документов или в любое время до принятия окончательного решения по делу.

Члены семьи в обязательном порядке проходят все этапы получения политического убежища вместе с главным претендентом. Принятое решение касается каждого включенного в заявление иждивенца.

При получении статуса беженца в США лицом, чьи родственники проживают за пределами страны, разрешается подать заявление формы I-730 «Относительное ходатайство о предоставлении убежища» с целью воссоединения семьи.

Согласно американскому законодательству, запросить предоставление политубежища в США разрешается в течение 12 месяцев с дня прибытия в государство. Несвоевременная подача ходатайства доступна исключительно при наличии правомерных оснований, касающихся изменившихся или чрезвычайных обстоятельств. Даже при соответствии дела с одним из следующих исключений заявителю необходимо подать документы в течение нескольких месяцев.

Согласно закону, иностранцу может быть предоставлен вид на жительство для въезда в ФРГ из другой страны, если имеются неотложные гуманитарные причины. Кроме того, вид на жительство должен быть предоставлен, если МВД ФРГ с целью защиты политических интересов Федеративной Республики Германии заявило о принятии данного лица.

Будет ли представлен такой статус уклонистам из РФ, сказать трудно. Как показывает административная практика, такие визы и ВНЖ выдаются лишь в определённых случаях, где у ФРГ есть или был какой-нибудь политический интерес. При поддержке федерального правительства в настоящее время на основе этого закона в страну въезжают люди, которые в Афганистане работали на немецкие органы власти или организации или находятся в особой группе риска. В некоторых случаях афганцам приходилось судиться, чтобы получить такую визу (VG Berlin Beschluss vom 25.08.2021, Az. VG 10 L 285/21 V).

Учитывая тот факт, что из-за огромного количества прибывших беженцев миграционные ведомства ФРГ трактуют закон очень рестриктивно, то в каждом отдельном случае нужно будет вести борьбу за получение этого статуса. Другая проблема заключается в том, что даже при получении данной визы практически невозможно будет покинуть территорию России.

Общая характеристика и анализ Конвенции 1951 г.

Конвенция 1951 г. была подготовлена по рекомендации учрежденной в 1946 г. Комиссии ООН по правам человека. Работа над ней велась с 1947 по 1950 г.

В соответствии с Резолюцией 429 (V) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 14 декабря 1950 г. была создана Конференция полномочных представителей для подготовки Конвенции, регулирующей правовой статус беженцев и апатридов. Предметом обсуждения на Конференции стал проект, подготовленный Специальным комитетом по делам беженцев и апатридов.

В работе конференции принимали участие представители двадцати шести государств.

Конвенция 1951 г. является фундаментальным документом действующего международного права беженцев. В этом универсальном соглашении сформулированы основные нормы, устанавливающие порядок обращения с беженцами.

1. Конвенция дает общее определение термина «беженец», определяет условия, при которых беженец теряет свой статус, а также категории лиц, на которых действие Конвенции не распространяется.

Особые разногласия в ходе работы Конференции по принятию Конвенции о статусе беженцев вызвало определение понятия «беженец». Государства, принимавшие участие в разработке Конвенции, стремились ограничить это определение теми категориями беженцев, в отношении которых они были готовы взять на себя правовые обязательства. Некоторые державы выступали за узкое определение термина, стремясь избежать правовых обязательств, которые возникли бы в случае принятия более широкого определения.

В то же время большая группа государств отстаивала необходимость принятия более широкого определения. В конечном счете была принята компромиссная формулировка. Государства согласились ввести общее, универсально применимое определение термина «беженец», базирующееся на понятии «вполне обоснованные опасения стать жертвой преследования».

Принятие такого определения термина «беженец» ознаменовало важный сдвиг в политике, поскольку это означало, что теперь статус беженца будет устанавливаться не только на групповой основе, как было в предыдущие годы, но и индивидуально, в каждом конкретном случае. Кроме того, определение стало носить общий характер, а не относиться к отдельным группам, таким, как русские из СССР, евреи из Германии, армяне или греки из Турции, как это было в период между деятельностью Лиги Наций и Второй мировой войной.

2. Конвенция запрещает высылку или принудительное возвращение лиц, имеющих статус беженцев. В статье 33 Конвенции предусматривается, что «договаривающиеся государства не будут никоим образом высылать или возвращать беженцев на границу страны, где их жизни или свободе угрожает опасность вследствие расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений».

Читайте также:  Как оформить право собственности на квартиру? Пошаговые инструкции и документы

Тем не менее, следует отметить, что обязанности по невысылке, возложенные на государства Конвенцией (ст. 33), не ограничивают государства в праве самостоятельно принимать решение о допуске беженцев на свою территорию. Это свидетельствует о том, что государства, разрабатывавшие Конвенцию, не были готовы закрепить в ней безусловное право на убежище. Таким образом, «право на убежище» в Конвенции 1951 г. не рассматривается.

3. Конвенция устанавливает минимально необходимые нормы обращения с беженцами, в том числе основные права и обязанности беженцев по отношению к странам, предоставившим им убежище.

В частности, необходимо выделить положения Конвенции, по которым государства не налагают наказания за незаконное проникновение без соблюдения установленного порядка на территорию государств в отношении беженцев, которые прибыли непосредственно с территории, на которой их жизни и свободе угрожала опасность. Кроме того, государства обязуются не высылать беженцев, законно проживающих на их территории.

4. В Конвенции устанавливается правовой статус беженцев и содержатся положения об их праве на занятия, приносящие доход, и социальное попечение.

5. В Конвенции содержатся положения об удостоверениях личности и проездных документах беженцев, о применимости налогов и праве беженцев на вывоз своего имущества в другую страну, право въезда для поселения в которой им предоставлено.

6. В Конвенции рассматриваются такие права беженцев, как право обращения в суд, право на образование, социальное обеспечение, жилье и свободу передвижения. Затрагиваются также вопросы натурализации и ассимиляции беженцев.

7. Конвенция обязывает государства сотрудничать с УВКБ ООН в осуществлении его функций и содействовать выполнению задачи по наблюдению за применением Конвенции.

Конвенция 1951 г. содержит ряд ограничений. Так, согласно Конвенции право считаться беженцем не распространялось абсолютно на всех лиц, подпадавших под определение. Речь шла только о беженцах, ставших таковыми в результате событий, происшедших до 1 января 1951 г., в основном событий, происшедших со времени Первой мировой войны. Кроме того, при присоединении к Конвенции государства имеют возможность сделать заявление, ограничивающее его обязательства о приеме беженцев Европейским регионом (так называемая «географическая» оговорка — подпункт 1 пункта В статьи 1 Конвенции). Таким образом, сфера действия Конвенции 1951 г. ограничена географически, предоставляя сторонам возможность сузить исполнение обязательств только в отношении лиц, которые стали беженцами в результате событий в Европе.

Однако в дальнейшем оказалось, что потоки беженцев являются не только временным результатом Второй мировой войны и ее последствий на территории Европы. В конце 50-х—60-е гг. в мире появились новые группы беженцев (особенно много их было в Африке). Эти беженцы нуждались в защите, которая не могла быть им предоставлена с учетом ограниченных временных рамок Конвенции 1951 г. По мере появления новых групп беженцев возрастала необходимость изменения Конвенции для ее применения к новым ситуациям, связанным с беженцами.

В 1967 г. был принят Протокол, упрощающий положения 1951 г. и сделавший Конвенцию действительно всеобщей в сфере ее применения.

Протокол 1967 г. распространил действие Конвенции на «новых беженцев», т. е. лиц, которые, подпадая под определение, содержащееся в Конвенции, стали беженцами в результате событий, происшедших после 1 января 1951 г. Протокол 1967 г. является самостоятельным документом, к которому любое государство может присоединиться, не являясь участником Конвенции. Любое присоединившееся к Протоколу государство берет на себя обязательство применять положения Конвенции в отношении лиц, подпадающих под определение Конвенции и ставших беженцами в результате событий, происшедших после 1 января 1951 г. Если какое-либо государство присоединяется только к Протоколу, оно не может внести географическую оговорку.

Кроме того, при присоединении к Конвенции и/или Протоколу государства могут делать оговорки к статьям, которые они не могут выполнить. В то же время, статья 42 Конвенции определяет перечень статей, оговорки к которым исключаются. К ним относятся:

  • статья 1 (определение понятия «беженец»);
  • статья 3 (недопустимость дискриминации беженцев по признаку расы, религии или страны происхождения);
  • статья 4 (свобода вероисповедания);
  • статья 16 (право обращения в суд);
  • статья 33 (запрещение принудительного возвращения беженца);
  • статьи 36-46 (сведения о национальном законодательстве; заключительные положения Конвенции).

Действие Конвенции не распространяется на таких беженцев, которыми непосредственно занимаются другие учреждения ООН помимо УВКБ ООН, как, например, в свое время беженцы из Кореи, а также в настоящее время беженцы из Палестины.

Таким образом, Конвенция 1951 г. содержит три типа положений:

  1. Положения, дающие основополагающее определение тех лиц, кто является (и кто не является) беженцем, и тех, кто был беженцем, но перестал быть таковым.
  2. Положения, определяющие правовой статус беженца, и их права и обязанности в стране убежища.
  3. Другие положения, связанные с имплементацией Конвенции.

Конвенция 1951 г. регулирует не только личный статус беженцев как специальной (особой) категории иностранцев. Это соглашение наделяет беженцев определенным правами, такими, как недискриминация и свобода передвижения. Эти права были в дальнейшем закреплены и развиты в региональных и универсальных документах о защите прав и свобод человека.

В Конвенции были предложены пять стандартов в отношении прав беженцев.

Первый заключается в том, что беженцы имеют право на такое обращение, как и другие иностранцы, за исключением тех случаев, когда Конвенцией предусмотрено более льготное положение.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *