История пенсий в России и СССР

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «История пенсий в России и СССР». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Система пенсионных выплат в России имеет долгую историю, начиная с 1908 года, когда введена пенсия для работников горнозаводской промышленности. Однако, история пенсионных реформ в России была сложной и неоднозначной.

Первые выплаты пенсий в России

В 1912 году была принята Закон о государственных пенсиях, который распространил право на ежемесячные выплаты не только на работников горнозаводской промышленности, но и на шахтеров и ряд других категорий граждан. Однако, система пенсионных выплат не охватывала всех слоев населения и не была всем доступна.

В 1930 году был принят новый Закон о пенсионном обеспечении, который установил общегосударственную систему пенсий. Эта система предусматривала обязательное участие граждан в пенсионной системе и устанавливала определенную сумму выплаты для каждой категории граждан в зависимости от их трудового стажа.

Однако, в результате экономических и политических изменений в стране пенсионная система была существенно изменена в 1990-е годы. Введены дополнительные пенсионные фонды, созданы возможности индивидуального накопления пенсии, а также повышена пенсионная возраст.

В последние годы в России прошло несколько реформ пенсионной системы, которые были обусловлены демографическими изменениями и процессом старения населения. В 2018 году была принята реформа, которая предусматривает постепенное повышение пенсионного возраста для мужчин и женщин до 65 лет.

На сегодняшний день пенсионная система в России является сложной и разветвленной. Она включает как общегосударственную систему пенсионных выплат, так и добровольные пенсионные программы и фонды. Однако, проблемы в пенсионной системе остаются актуальными, и необходимы дальнейшие реформы для обеспечения достойной пенсионной жизни для всех граждан России.

Современные изменения в пенсионной системе России

Пенсионная система России сталкивается с серьезными вызовами из-за демографического кризиса и изменения в структуре населения. В связи с этим правительство страны внесло ряд изменений в пенсионную систему, чтобы обеспечить ее устойчивость и адекватность.

Одно из главных изменений, которое вызвало наибольшие обсуждения и протесты, это повышение возраста выхода на пенсию. В 2018 году был принят закон, согласно которому постепенно повышается возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин. В настоящий момент, для мужчин он составляет 65 лет, а для женщин 60 лет. Предусмотрено постепенное увеличение в следующие годы.

Еще одно изменение в пенсионной системе России — это повышение стажа работы, необходимого для получения пенсии. Если раньше достаточно было иметь 5 лет стажа для получения пенсии, то сейчас для этого требуется иметь стаж не менее 15 лет. В случае преждевременного выхода на пенсию, необходимо иметь стаж не менее 30 лет.

Также были внесены изменения в расчет пенсионных накоплений. Все пенсионные накопления, накопленные в системе обязательного пенсионного страхования, индексируются в соответствии с инфляцией, что обеспечивает сохранность их реальной стоимости.

Важным изменением в пенсионной системе России стало введение накопительной системы пенсионного обеспечения. Теперь граждане могут добровольно вносить платежи и создавать личные пенсионные накопления. Участие в этой системе может быть полностью добровольным или же частичным, при этом государство дополнительно стимулирует накопления своими взносами.

Вся информация о пенсионных накоплениях и выплатах осуществляется через единую базу данных, что упрощает процедуру оформления и учета пенсий. Одновременно с этим, обновляются и механизмы контроля и надзора за пенсионной системой, чтобы обеспечить защиту прав граждан и предотвратить возможные злоупотребления.

Одним из последних изменений в пенсионной системе России было увеличение размера ежегодной индексации пенсий. Ранее пенсии индексировались на основе инфляции, а теперь в расчете учитываются также социально-экономические факторы.

Современные изменения в пенсионной системе России направлены на обеспечение устойчивости и адекватности системы. Они включают повышение возраста выхода на пенсию, увеличение стажа работы, введение накопительной системы пенсионного обеспечения, улучшение контроля и надзора, а также увеличение размера ежегодной индексации пенсий.

Пенсионное обеспечение в СССР

Советская власть, позиционировавшая себя как рабоче-крестьянская, не слишком торопилась с пенсионным обеспечением трудящихся. «Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию» впервые было принято в СССР в 1930 году. Возраст выхода на заслуженный отдых (актуальные до сих пор 60 лет для мужчин и также действующие ныне 55 для женщин) установлен в 1932-м, и лишь тогда право на пенсию было предоставлено рабочим всех отраслей промышленности.

Закон о пенсиях приняли только в 1956 году, а крестьяне, работавшие в колхозах, получили право на пенсионные выплаты и того позже — в 1964-м.

Максимальная пенсия в СССР составляла всего 120 рублей. Какую бы высокую зарплату ни получал рабочий или крестьянин в работоспособном возрасте, крупные пенсионные выплаты ему не полагались. Средняя пенсия в тот период — всего 67,50 руб.

Пенсия по инвалидности и потере кормильца

Размер ежемесячной пенсии по инвалидности рассчитывается по той же формуле, что и пенсии по старости, но размер фиксированной выплаты в этом случае другой.

Размер пенсии по потере умершего (погибшего) кормильца определяется по формуле:

P = K / (M * O) / S + B, где

  • P — сумма пенсии,
  • K — пенсионный капитал кормильца по состоянию на дату смерти,
  • M — количество месяцев ожидаемого периода предоставления полагающейся пенсии по старости,
  • O — отношение продолжительности страхового стажа кормильца на дату смерти к 180 месяцам,
  • S — количество неработоспособных членов семьи кормильца,
  • B — базовый размер пенсии по невосполнимой потере кормильца.

И вот 15 июля 1964 года был принят закон о государственных пенсиях колхозникам – с 1 января 1965-го он вступил в силу. Только в РСФСР предстояло назначить пенсии 4 млн колхозников.

Закон ввел единые правила для всей колхозной системы – для пенсионеров, инвалидов, потерявших кормильца, беременных. Со своей стороны колхозы обязали отчислять 4% выручки в централизованный фонд, который пополнялся также и из госбюджета. Платил пенсии собес.

Это был, конечно, прорыв, но, как пишет историк Мамяченков, государство «лишний раз обидело жителей села»: пенсионный порог для них установили на пять лет выше, чем для прочих категорий граждан – 65 лет для мужчин и 60 для женщин.

Минимальная пенсия, гарантированная государством, у колхозника была меньше, чем у рабочих: 12 рублей (для рабочих – 30). Максимальная тоже меньше – 102 рубля (для рабочих 120). Впрочем, такой максимум для престарелых сельчан был недостижимой мечтой.

По данным Ольги Капустиной, через год после вступления в силу нового закона — то есть в конце 1965 года — средний размер пенсии колхозников на территории России составлял… 12,6 рублей в месяц. Килограмм мяса в те годы стоил 2 рубля.

Роль пенсионного обеспечения в социальной поддержке

История пенсионного обеспечения в России насчитывает множество изменений и развития на протяжении многих лет. Последнее важное изменение произошло в начале XXI века, когда была принята система накопительной пенсионной системы.

В сути своей пенсионное обеспечение является одной из форм социального обеспечения, предназначенной для обеспечения граждан пенсией после достижения определенного возраста или при наступлении иных обстоятельств. Оно имеет важное значение для каждого гражданина, поскольку позволяет обеспечить себе достойную жизнь после выхода на пенсию.

История пенсионного обеспечения в России начинается с XVIII века, когда были приняты первые законодательные акты, регулирующие возраст пенсионного обеспечения и размеры пенсий. Однако, такого единого органа, как пенсионная служба, в то время не существовало.

Читайте также:  Увеличен размер грантов для российских фермеров

В дальнейшем, с созданием Комиссии по пенсионному обеспечению в составе Комитета по труду и социальному обеспечению КПСС, была создана система пенсионного обеспечения, включающая в себя различные формы и выплаты. С 1940 года начались выплаты пенсий в виде денежной компенсации, а также возможность получения пенсии по старости и инвалидности.

В 1991 году в России был принят Устав пенсионного фонда, который определил права и обязанности граждан в сфере пенсионного обеспечения. В этот период произошли значительные изменения в системе пенсионного обеспечения, включая увеличение возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин.

Сегодня в России пенсионное обеспечение осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации. Он отвечает за выплату пенсий и социальных пособий, а также сбор и анализ информации о работниках и пенсионерах.

В практике пенсионного обеспечения в России существуют различные формы пенсий, включая трудовую пенсию, пенсию по старости, пенсию по инвалидности и другие. Каждая из них имеет свои особенности и правила назначения.

Одной из особенностей пенсионного обеспечения в России является диспропорциональное соотношение размеров пенсий разных гражданских категорий и разрядов. Некоторые граждане получают пенсии, которые значительно превышают средний размер пенсии в стране, в то время как другие получают пенсии, которые не позволяют обеспечить достойный уровень жизни.

В целом, пенсионное обеспечение играет важную роль в социальной поддержке граждан. Оно позволяет обеспечить гражданам финансовую стабильность после выхода на пенсию и улучшить их социальное положение. Также, пенсионное обеспечение способствует созданию социальной справедливости и равенства, поскольку каждый гражданин имеет право на пенсию в соответствии с законодательством.

В 1995 году в правительстве впервые заговорили о несовершенстве действующей пенсионной системы. В результате кабмин разработал и принял «Концепцию реформы», результатом которой должно было стать создание 3-уровневой системы пенсий:

  • Социальная пенсия являлась «фундаментом» – ее предлагали выплачивать всем без исключения россиянам, достигшим пенсионного возраста и оставившим трудовую деятельность. Ее размер был фиксированным для всех, независимо от стажа, льгот, места работы, зарплаты и иных особенностей. Единственное, что учитывалось – ранее установленный минимум для пенсий.
  • Страховая пенсия стала одним из главных инструментов финансирования жизни пенсионеров. Она, по задумке авторов реформы, предполагала учет участия в страховой системе каждого отдельного получателя пенсии. Именно тогда было решено учитывать продолжительность работы и размер личного взноса каждого гражданина.
  • Накопительная негосударственная пенсия воспринималась в качестве бонуса, который добавлялся к двум другим пенсия. Само собой, что финансировать собственную дополнительную пенсию могли лишь единицы.

В целях реализации предложенных мер, Пенсионный фонд стал собирать персональные данные граждан и фиксировать отчисления каждого из трудящихся. Собранные данные фиксировались на индивидуальном страховом счету, благодаря которому каждый мог при необходимости узнать о размере пенсии, на которой он на момент запроса мог бы претендовать.

Возникновение накопительной системы пенсионного обеспечения

В 2014 году в России была введена накопительная система пенсионного обеспечения. Эта система основывается на индивидуальных пенсионных счетах каждого работника, на которые перечисляются его средства. Основной целью такой системы является формирование персональной пенсионной накопительной базы для каждого трудоспособного гражданина.

Накопительная система пенсионного обеспечения предполагает, что часть заработанной зарплаты работников будет перечисляться на их индивидуальные пенсионные счета. Эти средства будут накапливаться на протяжении всей трудовой жизни человека и при достижении возраста пенсионного обеспечения будут выплачиваться в форме пенсии.

Накопительная система пенсионного обеспечения была введена с целью снижения нагрузки на бюджет Пенсионного фонда и обеспечения большей индивидуальной ответственности граждан за свою пенсию. Такая система позволяет каждому человеку инвестировать свои средства и получать доходы от этих инвестиций в будущем.

Система накопительного пенсионного обеспечения стала дополнением к обязательной пенсионной системе, которая была ранее введена в России. Обязательная пенсионная система предусматривает выплату пенсий гражданам, основываясь на накопленном стаже работы и заработке. Накопительная система позволяет каждому гражданину получить дополнительную пенсию, сформировав свою собственную накопительную базу.

Накопительная система пенсионного обеспечения в России не является обязательной для всех работников, которые получают заработную плату. Определенные группы граждан, такие как военнослужащие, полицейские и ряда других категорий, продолжают получать пенсии в рамках обязательной пенсионной системы. Однако для большинства работников система накопительного пенсионного обеспечения стала основной формой получения пенсии.

Начало индексации пенсий

Индексация пенсий – это механизм, с помощью которого пенсионные выплаты каждого пенсионера пересчитываются в соответствии с изменениями покупательной способности денег. В России индексация пенсий началась в 1991 году.

До того времени пенсии в Советском Союзе были фиксированными и предназначались для обеспечения минимального уровня жизни пенсионеров. Первоначально, индексация пенсий в России проводилась ежеквартально на основе индекса потребительских цен.

Однако в дальнейшем был внесен ряд изменений в систему индексации. В 2002 году было принято решение о переходе к ежегодной индексации, в результате чего пенсионные выплаты стали пересчитываться раз в год – с 1 апреля. Базовым показателем для индексации пенсий послужили даннные по росту средней заработной платы в России.

С 2015 года началась дополнительная индексация пенсий, которая проводится дважды в год – с 1 апреля и 1 октября. Ее размер определяется уровнем инфляции за предыдущие 6 месяцев.

Таким образом, индексация пенсий в России позволяет учитывать инфляцию и сохранять покупательную способность пенсионного капитала.

Кому положена прибавка к пенсии в России в 2023 году

В России наступает фаза пересмотра размеров пенсий для трудоустроенных граждан. Это не обычное корректирование по индексу, а дополнительное поощрение. Это зависит от объема оплаченных социальных взносов, внесенных работодателями в пользу работающих пенсионеров за прошлый год. Подробности данной инициативы были разъяснены Анной Хрусталевой, экспертом по юридическим вопросам и арбитражному управляющему.

«Величина пенсионного коэффициента в текущем 2023 году приравнивается к 123,77 рублям. Величина максимальной надбавки к пенсии, которую могут ожидать работающие пенсионеры, составляет 372,31 рубля», — подчеркнула юрист.

Хрусталева выделила, что для тех, кто решает продолжить работу после достижения пенсионного возраста, следует ожидать увеличение выплат. Однако, когда граждане завершают свою трудовую деятельность, им необходимо пересчитать сумму пенсии, включая все упущенные корректировки.

Многие граждане выбирают путь прекращения работы лишь для того, чтобы повысить размер своей будущей пенсии. И не редко спустя некоторое время они снова возвращаются к трудовой деятельности.

Годы введения пенсий по старости

В СССР пенсии по старости вводились поэтапно, в соответствии с развитием социалистической экономики и общества. Ниже приведены годы, когда были введены пенсии по старости:

  1. 1911 год — впервые в Российской империи была введена пенсия по старости для государственных служащих.
  2. 1928 год — была введена единая пенсия для рабочих и служащих в СССР.
  3. 1932 год — пенсии стали предоставляться не только работникам, но и членам их семей.
  4. 1956 год — была установлена единая возрастная норма для получения пенсии — 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
  5. 1972 год — были установлены различные возрастные нормы для получения пенсии для разных профессий (например, для шахтеров и работников тяжелой промышленности).

Эти годы являются ключевыми в истории введения пенсий по старости в СССР. Уже после распада Советского Союза пенсионная система прошла реформу, но первоначальные основы были заложены во времена СССР.

В СССР система пенсионного обеспечения предусматривала возможность наследования пенсии по старости.

При смерти пенсионера, его пенсия не прекращалась, а передавалась наследникам. При этом наследниками могли быть не только ближайшие родственники (супруг, дети), но и другие лица, указанные в завещании пенсионера.

Наследование пенсии происходило в соответствии с законодательством СССР. В случае наличия нескольких наследников, пенсия делилась между ними поровну или в соответствии с указаниями пенсионера или завещанием.

Пенсия, наследуемая от умершего пенсионера, сохраняла свою величину и выплачивалась наследникам до их смерти. Таким образом, наследники получали пожизненное право на получение пенсии, которую получал их родственник.

Читайте также:  Как получить субсидию на оплату услуг ЖКХ

Следует отметить, что наследование пенсии прекратилось с распадом СССР и введением новой системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Пенсия (с латинского – выплата)– гарантированные, производимые каждый месяц выплаты гражданину взамен утраченного им дохода по возрасту, инвалидности или вследствие достигнутого трудового стажа/потери кормильца.

Это интересно: В Китае отсутствуют пенсии для всех, их получают только две трети нуждающихся. В царской России госпенсии (ведомственные) получали военные и чиновники в отставке, их вдовы и дети, а также народные учителя, инженеры, мастера, медики казённых больниц. Лишь с 1913г. – рабочие госпредприятий и желдорог. В СССР пенсионный возраст 55/60 был установлен ещё в 1932г.

Вся правовая сторона пенсионных выплат регулируется Законом № 400 от 2013г.

С 2002г. в России ввели новую пенсионную систему, которая утвердила две части пенсии – накопительную и страховую. Определённый процент с дохода гражданина направлялся в накопительную часть. Но её заморозили в 2014г.

Досрочный выход на пенсию

В текущем году это означает стать пенсионером раньше 58/62.

Первая такая категория – по выслуге лет, но независимо от наличия страховой пенсии (по старости):

  • гос. граждан. служащие – лица, работающие по служебному договору с федеральными властными органами РФ; их должности содержатся в спецреестре, их труд оплачивает федеральный бюджет, они ходят в форме, соответствующей их классному чину;
  • гражданские служащие субъектов Федерации, муниципальные служащие;
  • военные, проходящие контрактную службу в ВС, ФСБ, Росгвардии, прочих силовых структурах и уже отслужившие 20 лет, включая льготные (когда 1 год считается, например, за полтора);
  • оговоренные категории космонавтов, отработавшие на своих должностях 25/20лет.

Вторая группа досрочников – уходящие на пенсию по старости за 2 года до срока. Обязательно наличие достаточного стажа – 42/37, и возраста – 60/55.

Третья большая категория – работающие во вредных условиях по списку 1. Они могут уходить на пенсию в 50/45, если имеют соответствующий стаж во вредных условиях (10/7,5) и страховой стаж (20/15). В зависимости от количества лет, не хватающих до 10/7,5, мужчины могут уходить на пенсию в 51-55 лет, а женщины – в 48-52.

Досрочниками являются и работающие во вредных условиях по списку 2, если имеют достаточный стаж работы в этих условиях и общий страховой стаж.

Когда появились первые пенсии в мире, СССР и РФ?

В советские годы крестьяне тоже не сразу начнут получать пенсии. По сути, их жизнь начала налаживаться только после 1964 года, когда был принят соответствующий закон, затрагивающий интересы участников коллективных хозяйств. А вот рабочие и служащие стали получать первые пенсии уже с 1937 года.

Под занавес существования СССР на пенсию мог претендовать любой гражданин страны, если он имел трудовой стаж в объеме 20-25 лет.

190 лет назад, в декабре 1827 г,, император Николай I утвердил первый в истории России пенсионный устав. Назывался он «Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным (военным и гражданским) служащим». Пенсии и пособия в России выплачивались и раньше, но, как отмечал сам Николай I: «Правила, по коим сии вознаграждения были доселе производимы, не имели ни надлежащей определённости, ни соразмерности. Сверх сего, не было поставлено постоянных правил на призрение вдов и сирот по смерти лиц, продолжительно и беспорочно служивших». Впрочем, подготовка данного устава была начата ещё при Александре I, почти за десять лет до его принятия.

В последующие годы «Устав…» был дополнен новыми положениями и стал называться «Общий Устав о пенсиях». Выдержав несколько редакций, «николаевский устав о пенсиях» сохранял основные положения вплоть до начала XX века.

По данным Пенсионного фонда Российской Федерации пенсии в России стали вводиться постепенно еще в XVII веке Петром I, а детально проработанное пенсионное законодательство было принято при Николае I. Первыми государственным обеспечением стали пользоваться военнослужащие и их вдовы, а также чиновники с рангом.

Впоследствии пенсионная система в России неуклонно расширялась, включив в себя обширные категории людей, которых сегодня называют «бюджетниками». Право на пенсии получили низшие служащие, не имевшие чинов, преподаватели государственных учебных заведений, медперсонал казенных больниц, инженеры и мастера, а с 1913 года и рабочие государственных предприятий и железных дорог. Правда, селяне могли рассчитывать только на свои сбережения и помощь родных.

К 1914 г. право на пенсию по выслуге лет имели чиновники всех классов, канцеляристы, офицеры, таможня, жандармы, учителя школ, преподаватели вузов, ученые и инженеры всех казенных заводов, врачи, медперсонал всех казенных больниц, рабочие казенных заводов и железной дороги.

История пенсий в России и СССР

Первые пенсии в России начали выплачивать госслужащим и военным в XVII веке. Позднее количество категорий граждан — получателей пенсии расширялось, пока в 1964 году не появилась массовая пенсия. До этого в 1956 году советское правительство утвердило закон «О государственных пенсиях», по которому женщины в 55 лет и мужчины в 60 лет, не работавшие в колхозах, могли получить пособие. Спустя восемь лет государственные пенсии стали получать и колхозники — до этого они получали пособия от артелей, которые организовывали собственные фонды и кассы взаимопомощи.

В 2010 году государство отменило базовую часть и оставило только страховые и накопительные пенсии. С 2014 года пенсии в РФ рассчитывают по формуле AxB+C+d, где:

A — пенсионные баллы. Они увеличиваются от количества стажа, официальной зарплаты и возраста выхода на пенсию. В год гражданин может получить не больше 10 баллов;

B — стоимость пенсионного балла. Устанавливается по доходам ПФР выше уровня инфляции. Сейчас составляет 81,49 рублей;

C — фиксированная выплата. Устанавливается по доходам ПФР выше уровня инфляции. На 1 января 2018 года — 4982,90 руб. Ежегодно индексируется государством;

d — накопительная пенсия. Состоит из денег, которые выплачивали работники и работодатели. Эти накопления индексируются под 6%. Ими управляет НПФ или управляющая компания.

До 31 декабря 2015 года граждане должны были выбрать вариант пенсионного обеспечения: накопительная и страховая пенсии, либо только страховая. Если человек не выбрал один из двух вариантов, его накопительная часть перешла в страховую.

До начала индустриальной революции забота о стариках главным образом лежала на их семьях или на местных общинах. Такой подход существовал еще в первобытные времена, а во многих традиционных обществах он сохраняется и поныне.
Однако нечто похожее на пенсии можно было встретить уже в древнем мире. Иногда власть имущие, движимые моральными или политическими мотивами, начинали выплачивать денежное пособие своим престарелым подданным. Речь, естественно, шла лишь о тех, кто для них был важен: воинах, чиновниках или особо приближенных слугах.

К примеру, римский император и полководец Юлий Цезарь в свое время учредил пособие для престарелых легионеров, которое выплачивал из своего кармана. И это во многом прибавило ему популярности среди солдат римской армии.

В начале 30-х годов произошло одно знаменательное для советских граждан событие: специальная государственная комиссия провела обследование рабочих и работниц, выходивших на пенсию по инвалидности. Выводы комиссии были следующими: к 55 годам большая часть женщин и к 60 годам большая часть мужчин теряют возможность продолжать работу.
По результатам этих исследований, в СССР был установлен соответствующий возраст выхода на пенсию. До недавних событий он ни разу не менялся и оставался одним из самых низких в мире. При этом некоторые категории граждан могли выходить на пенсию еще раньше: работающие на вредных производствах, в экстремальных климатических условиях и.т.д.

Подобные изменения произошли не только в России: в последние годы пенсионный кризис накрыл большинство стран. Почти во всех пенсионных фондах возникла нехватка средств, из-за которой уже невозможно было выплачивать пособия в прежнем объеме. Впрочем, особым сюрпризом это не стало.

Не секрет, что многие пенсионные системы по сути представляют собой своеобразные финансовые пирамиды. Напомню: финансовая пирамида — это коммерческая организация, в которой выплаты участникам производятся за счет непрерывного привлечения новых участников. По такому принципу работали “МММ”, “Властелина”, “Русский дом Селенга”, “Хопёр-Инвест” и прочие аферисты из 90-х.

Читайте также:  2023: изменения в налогах и отчетности

Точно так же работают и нынешние пенсионные фонды. Пенсии старикам выплачиваются, в основном, не за счет их накоплений (это, в общем-то, и нереально), а из отчислений тех, кто трудится в настоящее время. И тут возникает несколько проблем:

1. Быстрое старение населения. Продолжительность жизни в Европе растет, а значит стариков в ней становится с каждым годом все больше. Тем более, что с 2005 по 2030 год на пенсию здесь начали выходить представители послевоенного поколения, на которое пришелся бум рождаемости.

Сегодня в Европе проживает 16% людей, чей возраст превышает 65 лет (основной пенсионный возраст на Западе). По прогнозам ООН к 2030 году таковых будет уже 25%, а к 2050 году — 28%.

России это тоже касается. По оценкам агентства Bloomberg, сегодня Россия входит в десятку стран с наибольшими рисками: на одного пенсионера у нас приходится 2,4 трудящихся. Для сравнения: в 20-х годах в России соотношение пенсионеров к трудоспособному населению было 1 к 8.

2. Снижение рождаемости. Оно наблюдается сегодня во всех развитых странах и вызвано скорее биологическими, чем социальными причинами. Дело в том, что с увеличением уровня жизни и со снижением смертности исчезает необходимость в большом количестве потомства. Что же касается России, то у нас (как справедливо отметил Путин), есть еще и “демографическая дыра”, возникшая в 90-е годы.
Оба этих фактора приводят к тому, что пенсионная пирамида постепенно начинает разваливаться. Отчислений трудящихся уже хронически не хватает для полноценного обеспечения пенсионеров, и чтобы сохранить пирамиду, правительства вынуждены принимать различные непопулярные меры:

  • Уменьшать пенсии,
  • Увеличивать пенсионные отчисления,
  • Увеличивать пенсионный возраст.

Можно ли наполнить пенсионный фонд как-нибудь по-другому? Можно, и таких способов существует много. Например, Норвегия направляет в пенсионный фонд сверхдоходы от продажи нефти и других энергоресурсов и сегодня занимает одно из ведущих мест по уровню жизни пенсионеров. Также можно решить проблему за счет перераспределения доходов в обществе, скажем, с помощью различных прогрессивных налогов и налогов на роскошь.

Однако от всех подобных мер за версту несет социализмом, и для многих рыночных стран они просто неприемлемы.
Есть и еще одна серьезная проблема, порождающая пенсионный кризис. Особенно остро она стоит в нашей стране, хотя правительство почему-то не любит лишний раз об этом вспоминать. А именно:

3. “Серые” и “черные” зарплаты. Сегодня в России от 15 до 30 миллионов трудящихся заняты в теневом секторе экономики и не платят взносы в пенсионный фонд. В целом, с “черными” зарплатами у нас наблюдается следующая картина:

  • 60% компаний оформляют всех сотрудников;
  • 22% оформляют большинство сотрудников;
  • 13% оформляют меньшинство сотрудников;
  • 5% не оформляют сотрудников вообще.

Автор этих строк когда-то отработал несколько лет в одной конторе, где после увольнения ему вручили трудовую книжку без всяких отметок. Сколько подобных организаций существовало в 90-е и в начале 2000-х сложно даже представить. Этих контор уже и след простыл, а потому вряд ли их сотрудники сегодня смогут добиться справедливости.

На самом деле, у пенсионного кризиса есть и более глубокая причина, которая никак не связана с демографической ситуацией.

Как мы помним, многие социальные преобразования, вроде тех же пенсий, вводились в капиталистических странах вынужденно. Некоторые реформы принимались под давлением профсоюзного движения, другие — из-за конкуренции с СССР и прочими соцстранами.

Пенсии в СССР: кому, сколько, с какого времени

Как видно из представленных цифр количества пенсионеров – этот показатель неуклонно растет. Происходит это весьма существенными темпами, которые составляют приблизительно 0,3-0,4% от общей численности населения в год.

Что же касается увеличения дохода, то здесь рост, к сожалению, не такой существенный. За 7 лет средняя пенсия увеличилась приблизительно на 65%.

Не зная прошлого, невозможно понять

подлинный смысл настоящего и цели будущего.

Первые упоминания о государственном пенсионном обеспечении на территории современной России относятся к древним временам. Как отмечается в летописях, князья и воеводы славянских дружин заботились не только о пропитании и вооружении своих подданных, но и об обеспечении их в случае ранения и по достижении старости. Постепенно забота о раненых и престарелых ставится на все более регулярную основу.

Уже в 1663 г. при царе Алексее Михайловиче раненым назначались “лечебные” денежные выплаты, размер которых зависел от тяжести полученных увечий. Распространенными формами социальной поддержки военных, ушедших со службы по ранению, являлось предоставление поместья или прибавки земель к уже имеющимся владениям.

Во времена Петра I внимание к увечным, раненым и престарелым воинам усилилось. Их стремились устроить так, чтобы они имели источник существования. Законодательные акты Петра I содержали в себе обязательство государства оказывать помощь раненым и инвалидам за счет государственного бюджета.

Пенсия — это гарантированная ежемесячная выплата для обеспечения граждан в старости в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы в определенных сферах трудовой деятельности.

Пенсионная система в Российской Федерации состоит из трех уровней:

1. Государственное пенсионное обеспечение.

Предоставляется нетрудоспособным гражданам, которые в силу обстоятельств не приобрели права на трудовую пенсию — инвалидам I, II и III группы, в том числе инвалидам с детства, детям-инвалидам, мужчинам, достигшим возраста 65 лет, женщинам, достигшим возраста 60 лет, не имеющим страхового стажа; и др.

Также пенсии по государственному пенсионному обеспечению назначаются гражданам для компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной выслуги лет; либо для компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца и в ряде других случаев.

Государственное пенсионное обеспечение осуществляется за счет средств Федерального бюджета Российской Федерации.

3 000 000 человек получают пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

2. Обязательное пенсионное страхование

В рамках обязательного пенсионного страхования (ОПС) назначается и выплачивается трудовая пенсия.

Трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат, утраченных ими из-за наступления нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц — заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных из-за смерти этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с действующим законодательством.

На вставку — ст. 39, «Конституция Российской Федерации

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Необходимое условие для назначения трудовой пенсии – не менее 5 лет страхового стажа.

14 июня 2018 года премьер-министр Медведев на заседании Кабинета министров сформулировал следующие условия пенсионной реформы:

  • выход на пенсию для женщин — 63 года (плюс 8 лет);
  • пенсионный возраст для мужчин повышается на 5 лет (достигает 65 лет).

По словам премьера, это пойдет на пользу всем российским пенсионерам, так как позволит улучшить их финансовое положение: появится возможность ежегодно индексировать пенсии в среднем на 1000 рублей, что более чем в 2 раза увеличивает нынешний размер индексации. Но произойти это может только в случае роста экономики страны, обеспечить который и должны трудоспособные граждане (по статистике, сейчас только четверть пенсионеров уходят на заслуженный отдых по достижении пенсионного возраста). О том, что это выгодно гражданам, заявил и Алексей Кудрин.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *