Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Международный уголовный суд: как работает и может ли повлиять на Россию». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Председатель конституционного суда Ингушетии Аюп Гагиев заявил «Ведомостям», что «в целом» его отношение к этим поправкам негативное – «по сути речь идет о сужении возможностей для людей отстаивать свои права», поскольку не каждый гражданин «сможет и интеллектуально, и материально обеспечить обжалование нормативного акта субъекта в федеральном Конституционном суде». Гагиев добавил, что конституционные суды субъектов доступнее жителям, чем КС России. По мнению Гагиева, законодателям стоило идти в другом направлении – в сторону расширения компетенции таких судов, что снизило бы нагрузку на федеральные суды и помогло бы эффективнее решать проблему их загруженности. Предлагаемые конституционные и уставные советы при парламентах заменить существующие суды не смогут, говорит он.
Ликвидация после конфликтов
Солиситоры и барристеры
Предметом для обсуждения стал вопрос разделения между судебными и офисными адвокатами, то есть барристерами и солиситорами соответственно.
Ксения Семикина отметила, что в Англии когда-то было четкое разделение между профессиями солиситора и барристера. В суд ходили исключительно барристеры. Барристеры не занимались офисной бумажной работой. У солиситоров не было права ходить в суд. Они фокусировались на определенных задачах и никогда не перебегали друг другу дорогу. Сейчас все меняется и постепенно эти профессии сливаются.
Михаил Красильников на примере России рассказал, что в Октябре 2020 года проведена судебная реформа. Теперь в суды допускают только людей с высшим юридическим образованием. Статус адвоката необязателен, но необходим диплом как минимум бакалавра. В России, в отличие от Англии, не существует разделения адвокатов на офисных и судебных.
Надзорные суды в России
Эти инстанции занимаются пересмотром приговоров, которые были вынесены судами нижнего ранга. По сути, надзорный суд может пересматривать решение любой нижестоящей надзорной инстанции. Кстати, в контексте общей юрисдикции, действует только одна надзорная инстанция. И это президиум ВС РФ. В порядке надзора, в президиуме могут обжаловать только определенные решения. Это:
- Определения коллегий (только по кассации и апелляции).
- Определения апелляционной коллегии.
- Акты ВС РФ (если их до этого проводили через апелляцию).
- Другие акты судов.
Этот президиум может оставить акты инстанций вообще без изменений. Аналогичная процедура применяется и для жалоб, которые оставляются без удовлетворения. Если же было допущено какое-то нарушение толкования норм права (материального), то может быть принято новое постановление. Правда это работает только в контексте гражданского производства, иных вариантов нет.
Кроме того, одно из уже принятых до этого постановлений, может быть оставлено в силе. Другие соответственно действовать перестают.
У президиума есть возможность отменять решения:
- Частично.
- Полностью.
Больше 60% граждан считают, что суды в РФ не самые благополучные, даже с точки зрения законности. Естественно, тут очень много хитростей. По сути, хорошо составленные законы не позволяют манипулировать какими-то отдельными положениями и «пробелами». В России же все устроено таким образом, что «закон как дышло, куда повернул, туда и вышло». Это очень хорошо отражает нынешние реалии. Но не все так просто, как может показаться.
Надо сказать о том, что до тех пор, пока судить не начнут компьютеры, у нас всегда будет разброд и шатания. Минус судьи в том, что это человек. И это главный недостаток. В общих определениях, судьей называют какого-то определенного и подготовленного человека, которого наделили расширенными полномочиями. Он имеет право разбирать конфликты между:
- Гражданами.
- Государственными организациями и ведомствами.
- Компаниями и т.п
Как солдаты живут в палатках?
Если есть возможность установления палаток, то их устанавливают и это безоговорочный факт. Но вот, что бывает в самой палатке, зависит от тех, кто в ней будет, спать, есть, отдыхать, находиться. Бывает так, что заходишь в одну палатку, свинарник свинарником, все разбросано, спальные места вместе со спальниками перевернуты, около буржуйки (печка, чем отапливают палатки) гора мусора и пепла, холод в самой палетке ужасный.А вот входишь в другую палатку, а там чистота, натянут осветлитель внутри, есть печка и все убрано, лежат дровишки, тепло.
Сделаны с досок и брусков (нары или топчаны), застелены спальниками, все красиво и аккуратно. Посредине стоит «пирамида» с оружием, тот кто отвечает за печку, он же, по своей сути дневальный (дежурит солдат) по палатке.Самое смешное, что порядок замечается сразу прямо с входа. В одной палатке там, где беспорядок, грязь и мусор, всегда солдаты, почему-то котелки бросают не понятно где, кто под нары, кто в рюкзак, или просто стоит у спального места. А у той палатке, где есть порядок, всегда почему-то на вход в (предбаннике) всегда оборудованы полки, там ровненько стоят котелки, кружки и ложки торчат. Почему так, непонятно. Но это повсеместно явление.Данное наблюдение слышалось от многих военнослужащих, кто встречал подобные явления на своем пути.
Решение Путина последовало вслед за отчётом по Крыму
Распоряжение Владимира Путина последовало на следующий день после публикации отчета прокурора МУС Фарут Бенсуда, который расследовал обстоятельства присоединения Крыма к России.
Прокурор приравнял присоединение Крыма к международному вооружённому конфликту между Украиной и Российской Федерацией. Как говорится в отчёте, Российская Федерация задействовала свои войска для получения контроля над частями территории Украины без согласия её правительства.
Прокурор признал, что события произошли «без огневого боя». При этом, однако, говорится, что, в соответствии с Римским статутом, военный конфликт может быть признан международным, если одно или несколько государств оккупируют территорию другой страны, встречая или не встречая вооружённое сопротивление.
В отчёте признаётся, что Россия не попадает под юрисдикцию МУС, так как не ратифицировала Римский статут.
А после решения, принятого президентом России 16 ноября 2016 года, решения этой международной организации для России будут значить не больше, чем бесконечные заявления депутатов Верховной Рады о «российской агрессии».
Гаага: суд над Путиным?
Что же, собственно, представляет собой пресловутый Международный уголовный суд (МУС) в Гааге? Может, заседающие в нём судьи баловались запрещёнными в России, но легализованными в Нидерландах, препаратами? Юрист по международному праву Роман Ивлев рассказал подробности об этом органе.
МУС — так называемая система дополнительности, оставляет государствам первичную ответственность расследования и выдвижения обвинений по международным преступлениям. Однако если правоохранительная деятельность, предпринятая каким-нибудь государством, не соответствует международным процессуальным стандартам или имеет целью защиту связанного с преступлением лица от юрисдикции МУС, этот последний имеет право осуществить правосудие по данному случаю. МУС не может автоматически осуществить правосудие по любому предполагаемому преступлению. Для этого нужен один из следующих механизмов, которые задействуют это право:
- Одно из государств-участников передаёт прокурору суда некоторую ситуацию;
- Совет Безопасности ООН передаёт МУСу некоторую ситуацию (в том числе и в отношении тех государств, которые не являются участниками МУС);
- Прокурор МУС начинает расследование в отношении какого-либо государства-участника по своей инициативе;
- Каждый ордер на арест и каждое обвинение, выданное прокурором, должны утверждаться комитетом из трёх судей, принимающим решения исключительно в соответствии со строго определёнными правовыми принципами и доказательствами, которые предоставляет прокурор.
Нашли, где сэкономить
Для ликвидации судов есть несколько причин, говорит Крашенинников: «Согласно поправкам в Конституцию и закону о Конституционном суде (КС) теперь законодательные акты, принимаемые в субъектах, а также законопроекты [из регионов] может рассматривать Конституционный суд. То есть часть полномочий ушла КС. Кроме того, Конституция установила исчерпывающий перечень судов, и уставных судов там нет». Его первый заместитель в комитете Госдумы по госстроительству Юрий Синельщиков от КПРФ говорит, что смысла от судов сейчас нет: «В большинстве крупных регионов таких судов нет. Толка от них нет. При этом у судов есть аппарат, на них выделяются деньги. В целом, может быть, для укрепления правовой системы они и были бы нужны, но они ничего не решают. Сейчас всё передано на уровень КС, хотя и там число судей сократили».
Сейчас действуют 14 конституционных и уставных судов в регионах, 11 из которых расположены в национальных республиках, еще три – в Санкт-Петербурге, Калининградской и Свердловской областях, следует из правовой базы «Гарант». Собеседник «Ведомостей» в Госдуме говорит, что иногда конституционные суды республик используются региональными властями в политических и даже экономических целях.
Как выбрать суд для подачи иска
Иногда нужно обращаться сразу в суд уровня субъекта федерации, например в Верховный суд Республики Крым или в Московский городской суд. Но это бывает крайне редко. Эти суды в качестве первой инстанции рассматривают дела, связанные, например, с государственной тайной или с исполнением иностранных судебных решений.
Еще суды общей юрисдикции рассматривают административные дела. Административные иски направлены на обжалование действий или бездействия государственных органов и их должностных лиц. То есть если ответчик по иску — какая-нибудь районная администрация или налоговая, обращаться нужно в суд общей юрисдикции, но уже с административным иском и в соответствии со специальным кодексом административного судопроизводства.
Мировые судьи никогда не слушают дела о наследовании имущества и дела, связанные с интеллектуальной собственностью. Сложные семейные дела об оспаривании и установлении отцовства, о лишении или ограничении родительских прав и об усыновлении или удочерении тоже не в их компетенции. Иски по таким делам и все остальные иски в системе общей юрисдикции рассматривают районные суды.
Часто продавцы, банки и страховые компании навязывают потребителям условие о рассмотрении споров в удобном для них суде. Например, телевизор продается в Москве, а судиться по поводу нарушения прав потребителей якобы нужно в Нижневартовске. Такое условие может быть написано мелким шрифтом в договоре. Но потребитель вправе оспорить такое условие и проигнорировать его. Это указано в п. 26 постановления Пленума Верховного суда № 17 от 28.06.2012.
- О выдаче судебного приказа.
- По имущественным спорам, если цена иска не превышает 50 000 Р . А если это спор с участием потребителя — 100 000 Р .
- Об определении порядка пользования имуществом.
- О разделе совместно нажитого имущества супругов — опять же если цена иска не превышает 50 000 Р .
- О расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях.
Подготовка дела перед обращением в суд
В первую очередь готовится предисковое письмо ответчику. После этого начинается этап досудебных переговоров. Далее готовятся два документа для представления в суд и ответчику.
Первым документом является исковая форма, а которой указываются данные ответчиков с кратким изложением дела. Второй документ имеет название “Particulars of Claim”. Это самый важный документ, в котором указываются все факты дела; четко сформулированная суть претензии; основания для предъявления претензии и кроме того требования истца о желаемом приказе судьи. Как отмечает Ксения: «Если на этом раннем этапе не указать детали, важные для дела, дополнить или изменить иск будет очень трудно».
В силу этого конституционного положения, какое бы то ни было вмешательство в деятельность судов при отправлении ими правосудия, в том числе со стороны ККС или отдельных лиц является недопустимым.
Более того, Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия влечёт уголовную ответственность по ст.294 УК РФ. Запрет любого вмешательства в деятельность судей по осуществлению правосудия определен в качестве одной из составляющих принципа независимости судей и в соответствующих процессуальных нормах. Проверка законности и обоснованности судебных актов может осуществляться лишь в специальных, установленных процессуальным законом процедурах — посредством рассмотрения дела судами апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.
В россии нет правосудия, а только его имитация
В РОССИИ НЕТ ПРАВОСУДИЯ, А ЕСТЬ ЛИШЬ ЕГО ИМИТАЦИЯ!
Такими дословно или по сути высказываниями многих граждан России (и профессиональных юристов в том числе) полнится интернет. Конечно, это перехлёст. Многие осуждены справедливо в полном соответствии с законом, но непозволительно много и неправосудных решений. Как правило, они выносятся в отношении лиц, «перешедших дорогу» властным лицам или высоким чинам в силовых структурах, в следственных органах или в прокуратурах.
Почему это происходит? По очень простой причине: мало осталось следователей, прокуроров и судей, действительно служащих Закону. Подавляющая их часть служит себе любимым, готова за расположение начальствующих лиц, от которых зависит получение квартиры, премий, карьера, другие блага, в упор не замечать факты, не позволяющие выполнить «пожелания» начальников или их друзей. В конце концов сломанная судьба какого-то рядового гражданина – ничто по сравнению с личным спокойствием, благополучием и карьерой. Не стоит, по их мнению, ради скрупулёзного исполнения закона в отношении рядовых граждан портить и дружеские отношения с сослуживцами и работниками смежных служб, с которыми чуть ли не ежедневно встречаешься, ешь за одним столом, устраиваешь пикники, делишься анекдотами и т.д. и т.п.
В этом отношении показательно дело № 2015490049 , возбужденное 18.11.2015г. МСО СУ СК по Ивановской области против гражданина « Х» по ч.1 ст.286 УК РФ по юридически ничтожным основаниям, что свидетельствует о явно заказном его характере. Более 20 обращений к руководству областного СУ СК, СК РФ, межрайонной, областной и Генеральной прокуратуры с обоснованием абсурдности обвинения (отсутствие в деяниях гражданина «Х» признаков преступления, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.286, была обоснована и в «Заключении специалиста № 825/15» от 20.06.2016г., исполненном директором «Научно-исследовательского центра судебной экспертизы и исследований» профессором, доктором юридических наук, специалистом в области уголовного права и уголовного процесса Аминовым Д.И.) и необходимостью в связи с этим прекращения уголовного дела в досудебном порядке согласно ст.24 и ст. 27 УПК РФ не были даже рассмотрены предусмотренным законом образом. Закон требует давать аргументированный ответ на каждый довод. Даны были только совершенно бессодержательные отписки общего характера. А сотрудники Генпрокуратуры и СК РФ вообще ограничились только ролью почтальонов: пересылали в прямое нарушение собственных «Инструкций по работе с обращениями граждан» без рассмотрения в Иваново обращения, адресованные Генпрокурору Чайке и председателю СК Бастрыкину. Хотя, согласно тех же «Инструкций по работе с обращениями граждан», неоднократные обращения по одному и тому же поводу должны в обязательном порядке расследоваться работниками Генпрокуратуры и СК РФ с выездом на место.
Александр Иванович, Юрий Яковлевич, почему же Вы стерпели демонстративное невыполнение подчинёнными подписанных Вами приказов? Причина может быть только одна: и Вам и Вашим подчинённым плевать на обращения рядовых граждан России, успеть бы только ублажить капризы богатеньких Буратино и впечатлительных дамочек из Госдумы. Недавно депутату Поклонской помстилось, что икона царя Николая Второго мироточит (плачет) по причине оскорбления его памяти в фильме «Матильда» режиссёра Учителя. И уже работники СК РФ по требованию Поклонской треплют Учителя. На защиту доброго имени погибшего почти сто лет назад царя работники СК незамедлительно встали грудью, а доброе имя живущего ныне рядового гражданина «Х» всем работникам правоохранительных органов по барабану.
Теперь о судах. Районный суд г. Иваново под смехотворным предлогом, что доктор юридических наук, специалист в области уголовного права и уголовного процесса профессор Аминов Д. И. не был предупреждён об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, отказался приобщить к материалам уголовного дела вышеуказанное «Заключение специалиста № 825/15», обосновывающее невиновность гражданина «Х», и вынес обвинительное постановление. К моменту рассмотрения дела в областном суде был принят закон, обязывающий суды приобщать к материалам дела доказательства, представленные стороной защиты. Областной суд приобщил указанное «Заключение», но полностью проигнорировал ( не исследовал) изложенные в нём доказательства невиновности «Х» и оставил постановление районного суда без изменения (видно «Х» крепко насолил какой –то начальствующей в Ивановской области сволочи).
Профессиональные и личностные качества всех причастных к делу 2015490049 против гражданина «Х» можно охарактеризовать только средствами ненормативной лексики. Но поскольку я опасаюсь слишком мягкими выражениями недооценить этих «профессионалов», то предлагаю им самим подобрать определения и эпитеты достойные их «высоких» качеств.
Теперь уже нет почти никаких сомнений, что и Президиум областного суда оставит постановление районного и областных судов без изменения (причины изложены во втором абзаце настоящей статьи). Похоже добиться справедливости в данном случае можно будет только в Верховном суде Российской Федерации.
По приведенной в интернете статистике 97-98 % жалоб в Президиумы областных судов отклоняются или решения судов первой и второй инстанции оставляются без изменений (причины опять-таки смотрите во втором абзаце данной статьи). Поэтому представляется необходимым как можно скорее исключить этот этап правосудия и узаконить право, в случае необходимости, обжаловать решение областного суда сразу в Верховный суд РФ. Это тем более необходимо, что законом не определены конкретные сроки рассмотрения жалоб Президиумами областных судов. Процесс может длиться многие месяцы, что ведёт к необоснованному усилению моральных и физических страданий безвинно осуждённых (справедливо осуждённые апелляционных, кассационных и надзорных жалоб, как правило, не подают). Следовательскому, прокурорскому и судейскому произволу сильно способствует норма, гласящая, что они оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Зачастую, опираясь на эту норму, судья не утруждает себя подробным изложением в судебных решениях мотивов по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, а другие доказательства отвергнуты, по каким основаниям одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, отделываясь общими фразами типа: «доводы защиты правового значения не имеют»; «правовая позиция стороны опровергается имеющимися в деле доказательствами» без указания какими именно; «доводы ответчика отклоняются на основании ранее изложенных судом причин» без указания каких именно в каждом конкретном случае; «доводы кассационной жалобы суд находит несостоятельными и неподтверждёнными материалами дела» опять-таки без всякой конкретики; отсутствует конкретная ( по пунктам) мотивировка несогласия суда с заключением эксперта или специалиста.
Такое в правосудии – проявление даже не варварства, а дикости. Норма оценки доказательств «по своему внутреннему убеждению» не должна отменять обязанность детального доказывания судьёй своих выводов и изложение этого доказывания в судебных решениях, постановлениях и определениях. Это значительно облегчит работу судов следующих инстанций: отсутствие в судебном акте мотивов отклонения хотя бы одного довода проигравшей стороны должно являться для них основанием пересмотра решения нижестоящего суда в связи с нарушением принципов равноправия сторон и состязательности судебного процесса. В процессуальных кодексах как можно скорее должно быть однозначно закреплено, что уклонение судьи от этой обязанности – дисциплинарный проступок, наказуемый предупреждением, а в повторном случае досрочным прекращением полномочий. Тогда забота судьи о себе любимом послужит повышению качества российского правосудия.
Так что у депутатов Госдумы есть занятия поважнее наблюдения за иконами.
26.05.2017г. Александр Мальчуков.
Апелляция, кассация и «вторая кассация»
Апелляционная инстанция, рассматривая спор, уже имеет на руках полностью сформированное дело со всеми мыслями, заложенными сторонами судебного процесса на первоначальном этапе. Дополнительные доказательства принимаются судом второй инстанции лишь в исключительных случаях, если сторона процесса обоснует, почему не смогла представить указанное доказательство суду первой инстанции. Отсюда делаем вывод, что самым важным и зачастую предопределяющим исход любого дела является первоначальный этап судопроизводства. Это ключевой момент не по расположению на схеме, а по значению для разрешения дела.
После вынесения апелляционным судом определения по делу, судебные постановления вступают в законную силу немедленно. Уже на этом этапе выигравшая сторона, если есть решение о принудительном исполнении (взыскании или обязании что-либо совершить), может получить исполнительный лист и предъявить его в службу судебных приставов для исполнения.
Но если проигравшая сторона все же решит поискать истину… Нет, не в вине, а в третьей инстанции, то в течении двух/трех месяцев с момента вступления решения в законную силу (срок зависит от того, был это арбитражный суд, либо суд общей юрисдикции), он сможет подать жалобу в специальные кассационные суды. Рассмотрение кассационной жалобы происходит в открытом судебном заседании с участием сторон. К слову, в рамках указанного производства можно приостановить исполнение решения суда до разрешения дела. Кассационный суд проверяет законность ранее вынесенных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, а также соблюдение норм материального права и арбитражного/гражданского/административного или уголовного процесса.
Поправки в Конституцию меняют судебную систему на местах
Напомним, что КС Ингушетии был активным участником конфликта, связанного с установлением границ между этой республикой и Чечней. Осенью 2018 г. и весной 2019 г. в Ингушетии проходили массовые акции протеста против соглашения о границе, подписанного 26 сентября 2018 г. главой Чечни Рамзаном Кадыровым и тогдашним руководителем Ингушетии Юнус-Беком Евкуровым (затем его ратифицировали парламенты).
Граница не была установлена со времен распада Чечено-Ингушской АССР в 1991 г., новый документ предусматривал равноценный обмен территориями, но противники соглашения в Ингушетии посчитали, что у республики «незаконно забрали в пользу Чечни большой кусок территории». Протестующие требовали вынесения вопроса о границе на референдум. 30 октября 2018 г. КС Ингушетии признал неконституционным республиканский закон о границе с Чечней. Евкуров смог утвердить закон, только обратившись в КС России. В начале сентября советник главы Ингушетии Исса Костоев заявил о намерении властей ликвидировать республиканский конституционный суд, как «малоэффективный». Адвокат Калой Ахильгов говорит, что «упразднение конституционных судов республик – очередной шаг к тому, что федеративное устройство все больше сужается и превращается в вертикальное устройство».
В Санкт-Петербурге работа уставного суда де-факто сошла на нет в 2005 г., когда полномочия этого органа оказались урезаны по инициативе занимавшей тогда пост губернатора Валентины Матвиенко. Этому предшествовал конфликт суда с главой города: суд удовлетворил жалобу о признании администрации губернатора нелегитимной. В мае 2005 г. суд постановил срочно отменить все правовые акты, принятые с ноября 2003 г. «несуществующим органом власти», и основанные на них акты других органов или должностных лиц, писал «Коммерсантъ». Решение суда де-факто исполнено не было. Напротив, Матвиенко пролоббировала принятие поправок, которые ограничили процессуальную самостоятельность суда и запретили гражданам обжаловать постановления.
Политолог Александр Кынев считает, что в последние годы большого эффекта от уставных судов не было: «Но тут важна тенденция – это тоже часть курса на всеобщую унификацию. А наличие таких органов как раз является элементом институциональной самобытности территорий. Такие вещи надо не уничтожать, а развивать, поскольку, в том числе за счет них, регионы отличаются друг от друга».
«Уставные и конституционные суды важны, когда не де-юре, а де-факто существует федерация, а у нас же сегодняшняя Россия – это фактически унитарное государство», – говорит Константин Добрынин, старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper. Он отметил, что повсеместно действуют не региональные правовые нормы, а федеральные, поэтому такие суды «превратились в атавизм». По мнению Добрынина, поводом для ликвидации этих органов стала история с конституционным судом Ингушетии, вмешавшимся в территориальный спор с Чечней.
№27. Подведомственность и подсудность судебных дел: характеристика понятий и соотношение с понятием компетенции суда.
Соотношение можно выразить в следующей формуле: компетенция= подведомственность + подсудность.
Но, чтобы понять, надо разобраться с понятиями.
Подведомственность определяет, какие дела (споры, вопросы) относятся к компетенции судебной власти в целом.
В начале XX века подведомственность и компетенция рассматривались как одинаковые, а подведомственность и подсудность как синонимы. Но в советской доктрине произошло размежевание. В уголовных делах осталось только понятие подсудность. А в гражданском осталось. Связано с тем, что ГД могли рассматривать и несудебные органы. Тогда было дано понятие: «круг дел, входящих в компетенцию того или иного органа государственной власти или государственного управления». Потом государственный арбитраж стал полноценной ветвью власти (арбитражные суды) и понятие подведомственность уже было не нужно. Но его нельзя сейчас исключать, потому что:
-
судебная власть является лишь одной из ветвей государственной власти, чьи полномочия не безграничны. В связи с этим существует немало споров и вопросов, которые судебной власти по-прежнему не подведомственны, так как относятся к компетенции иных государственных органов (ведомств). Например, ни один суд не вправе распустить Государственную Думу.
-
Есть немало споров, рассмотрение которых относится к компетенции не только судов, но и других ведомств. В качестве примеров можно привести гражданские дела, отнесенные по соглашению сторон к компетенции третейских или международных арбитражных институтов, дела об административных правонарушениях, рассматриваемые не только судами, но и иными органами и т.д.
Вывод: без подведомственности может обойтись только уголовное судопроизводство. Остальные нет, ибо нужны границы отделяющие суды от других органов гос власти.
Подсудность возникает на втором этапе. Когда дела уже отнесены к судебной власти, надо:
-
Определить какой из ветвей судебной системы подсудно дела (СОЮ, АС, Военные и тд)
-
Какому из звеньев этой ветви подсудно по вертикали (мировые судьи, районные суды и т.д.)
-
Какому конкретно территориальному суду этого звена подсудно
Критерии разграничения различны:
-
Предметный: характер спора, вид преступления или правонарушения
-
Персональный: статус истца, заявителя и тд
-
Территориальный: место жительства гражданина, место совершения преступления.
С помощью всех этих критериев мы устанавливаем, какому конкретному суду, имеющему соответствующее наименование, местонахождение и др., подсудно интересующее нас дело, т.е. какой конкретный суд компетентен его рассматривать.
№38. Арбитражные апелляционные суды, их основные полномочия.
Первое промежуточное звено системы арбитражных судов.
Подсудность:
-
Апелляция на решения АСС
-
НВО собственные решения
-
Иные: изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики, подготовка предложений к совершенствованию законодательства, право обращения в КС в случае сомнения в конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле
Создаются автономно от административно-территориального деления для достижения большей независимости.
Состав суда:
-
Председатель — назначается Президентом по представлению председателя ВС при наличии положительного заключения ВККС на 6 лет, не более 2х сроков подряд. Рассматривает дела как обычный судья + может принять меры для ускорения пр-ва по делу.
-
Заместители
-
Судьи
В структуре:
-
СК: по рассмотрению споров из гражданских правоотношений; по рассмотрению споров из административных правоотношений. СК формируются Президиумом суда и возглавляются заместителями председателя.
-
Президиум: председатель, его замы, председатели судебных составов и наиболее опытные судьи — конкретный состав утверждается Пленумом ВС РФ по представлению председателя арбитражного суда. Не рассматривает дела, а занимается вопросами организации Д суда, формирования его подразделений. Созывается Председателем по необходимости; кворум — 1\2; решения большинством присутствующих.