Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Контрольно-кассовая дисциплина для ИП и ООО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Контрольные мероприятия включают в себя проверку документов, контрольную закупку, наблюдение за деятельностью, выездное обследование ККМ. Предупреждать о внеплановых проверках налоговые инспекторы не будут.
Ответственность за нарушение правил применения ККТ
Бизнесу необходимо отслеживать правильное и своевременное проведение кассовых операций по онлайн-кассе. Проверять кассовые чеки ККТ, все ли платежи проходят по кассе и в случае сбоя техники ККМ вовремя формировать чеки коррекции. За несоблюдение требований применения онлайн-кассы налоговая служба будет применять санкции.
Применение онлайн кассы, не соответствующей законодательным требованиям и нарушение порядка регистрации кассовой техники ККМ в ФНС грозит следующим штрафом:
- для ИП и должностных лиц — 1500—3000 рублей;
- для предприятий — 5000—10000 рублей.
Непредставление документов на технику ККМ по запросу налоговых органов влечёт штраф:
- для ИП и должностных лиц — 1500—3000 рублей;
- для компаний — 5000—10000 рублей.
Невыдача чека онлайн кассы или его электронный вид (по запросу покупателя):
- штраф за непробитый чек ИП и должностных лиц — 2000 рублей;
- для организаций — 10 000 рублей.
Кого проверят в первую очередь
В этом году в поле зрения проверяющих попадают преимущественно те пользователи ККТ, которые зарекомендовали себя как «недобросовестные».
Так, в Письмах от 30.01.2023 № Д-5-20/7@ «Об организации и проведении контрольных мероприятий за применением контрольно-кассовой техники в 2023 году» и от 18.01.2023 № Д-5-20/5@ «О реализации проекта по исключению недобросовестного поведения на рынках в 2023 году» ФНС России отмечает, что ориентир взят главным образом на тех, в отношении кого поступали мотивированные жалобы о неприменении ККТ. Первыми в очереди на проведение документарных проверок оказываются «уклонисты» из сферы общепита и сетевые торговые объекты (сетевые объекты по оказанию услуг).
Кроме того, идет отработка данных о потенциальных нарушениях, полученных в ходе межведомственного взаимодействия, а также из информационных систем и открытых источников. Если в ходе такого наблюдения за соблюдением обязательных требований выявлены сведения о нарушениях, инициировать документарную проверку территориальный налоговый орган может в 2023 г. строго при одновременном наличии следующих критериев (п. 1.2 Письма ФНС России от 30.01.2023 № Д-5-20/7@):
- налогоплательщик осуществляет свою деятельность в сфере общепита, а также через сеть торговых объектов (сеть объектов по оказанию услуг);
- у налогоплательщика отсутствует зарегистрированная ККТ при наличии такой обязанности или ККТ не применяется в установленных случаях;
- налогоплательщик ранее привлечен к административной ответственности в виде предупреждения или административного штрафа за неприменение ККТ, или в его адрес направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ, которое не исполнено;
- сведения, установленные в ходе наблюдения, содержат достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения в целях рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности за неприменение ККТ.
Кроме того, представление о проведении документарной проверки может быть направлено инспекцией на рассмотрение руководителю (заместителю руководителя) ФНС России в отношении налогоплательщиков, результат наблюдения за соблюдением обязательных требований у которых показал наличие фактов осуществления расчетов без применения ККТ на сумму более 1 млн. рублей.
Выездному обследованию и контрольным закупкам по его результатам в 2023 г. будут подвергаться хозяйствующие субъекты, одновременно соответствующие следующим критериям (раздел «Контрольные закупки» Письма ФНС России от 30.01.2023 № Д-5-20/7@, п. 4 Письма ФНС России от 18.01.2023 N Д-5-20/5@):
- не имеют зарегистрированной ККТ при наличии такой обязанности или не применяют ее в установленных случаях, а также нарушают порядок и условия регистрации и применения ККТ;
- ранее привлечены к административной ответственности в виде предупреждения или административного штрафа за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ, или в адрес которых направлено предостережение о недопустимости нарушения требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ, которое не исполнено;
- по истечении срока, предложенного для исправления допущенного нарушения обязательных требований и указанного в предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ, не зарегистрировали ККТ или не начали применять ККТ при ее наличии.
Проверку проводит налоговый инспектор, руководитель налоговой службы или его заместитель. Налоговая проводит проверки несколькими методами.
Наблюдение за деятельностью магазина. Проверяющие выезжают на место регистрации кассы и проверяют, как работают продавцы, соблюдаются ли правила применения ККТ. Если выявили нарушение, проведут контрольную закупку.
Контрольная закупка. Проверяющий под видом покупателя покупает товар в магазине и смотрит, пробивает ли продавец товар через кассу, выдаёт ли чек.
Проверка документации. Налоговая запрашивает документы, чтобы проверить, правильно ли отражены доходы и расходы магазина.
Проверка без выезда. ФНС собирает информацию о соблюдении правил организацией удалённо — проверяющий просматривает чеки, информацию из кассы, аудио- и видеоматериалы при их наличии.
Внеплановый визит налоговой. Представители службы приезжают в магазин, чтобы посмотреть документы, осмотреть ККТ, проверить чеки, передачу информации в ОФД и т.д. Если обнаружили нарушение — выпишут штраф.
ФНС проверяет:
-
Выдаёт ли продавец чеки.
-
Отражается ли вся нужна нужная информация на чеке.
-
Зарегистрирован ли ККТ в налоговой и у ОФД.
-
Есть ли другие нарушения при работе с ККТ.
Последовательность действий проверяющих такова.
Этап 1. Инспекторы проверяют, выдаете ли вы кассовые чеки, БСО или, по требованию покупателя, документ, подтверждающий прием денежных средств за ваши товары (товарный чек, квитанцию и т.п.). Результат фиксируют в акте проверки (Пункт 25 Регламента 132н).
То, что проверочную (контрольную) закупку налоговики проводить не вправе, давно подтвердил ВАС РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.06.2009 N 1988/09). Однако Минфин в Регламенте 132н указал, что проверка выдачи кассовых чеков включает в себя приобретение товаров (работ, услуг) за наличные и их оплату. Между тем такие полномочия инспекторам могут быть предоставлены только законом, а ведомственного нормативного акта (каким является Приказ Минфина об утверждении Регламента) для этого недостаточно. Поэтому штраф по результатам контрольной закупки по-прежнему можно оспорить в суде. А инспекторы вправе лишь наблюдать, как вы выдаете чеки другим покупателям, и вести при этом видео- или аудиозапись (Пункт 23 Регламента 132н).
Другой предписанный Регламентом 132н способ выявления случаев невыдачи чеков — «аналитические процедуры». Их проводят еще до того, как предъявят вам поручение на проверку. Поэтому речь идет, видимо, о ситуациях, когда к инспекторам попали кассовые чеки, выбитые от имени вашей организации (предпринимателя). Тогда они по своим данным проверят, зарегистрирована ли на вас такая ККТ. А если выяснят, что зарегистрирована, то позже, уже после того, как предъявят вам поручение, посмотрят, есть ли данные об этих чеках в фискальной памяти ККТ.
Этап 2. Вместе со служебными удостоверениями налоговики предъявляют вам поручение на проведение проверки и предлагают его подписать. Если директора (предпринимателя) на месте нет или он отказывается ставить подпись, делают об этом отметку в поручении.
Этап 3. Налоговики запрашивают документы. Получение документов фиксируют в акте проверки (Пункты 34, 37, 38 Регламента 132н).
Обратите внимание, если вы на ЕНВД и не используете ККТ и БСО, то по Регламенту инспекторы вправе требовать у вас документы, связанные с выдачей товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денег за товары и работы. Не ясно, что за документы тут имеет в виду Минфин. Обязанности хранить у себя копии товарных чеков и квитанций и как-то их регистрировать у вмененщиков нет. Проверка наличия пустых бланков этих документов инспекторам ничего не даст — их отсутствие не является нарушением. Впрочем, вероятность того, что инспекторы придут с проверкой полноты учета выручки к вмененщикам, невелика (Письмо ФНС России от 21.12.2011 N АС-4-2/21794@).
Этап 4. Инспекторы проверяют соблюдение порядка и условий регистрации ККТ и ее применения. Результат фиксируют в акте.
По всем нарушениям инспекторы могут принять от вас письменные объяснения (замечания, возражения) и сделать об этом запись в акте проверки.
По почте отправить акт налоговики могут, только если директор (предприниматель) на тот момент отсутствует или уклоняется от подписания акта.
Если инспекторы нашли нарушения, то акт послужит основанием для составления протокола и наложения штрафа. За что могут оштрафовать?
Штраф — от 40 000 до 50 000 руб. для организаций и от 4000 до 5000 руб. для должностных лиц и предпринимателей (Примечание к ст. 2.4 КоАП РФ) — возможен (Часть 1 ст. 15.1 КоАП РФ):
— за неоприходование или неполное оприходование в кассу наличных;
— несоблюдение порядка хранения свободных (сверхлимитных) наличных;
— накопление в кассе наличных сверх лимита;
— расчеты наличными с организациями или предпринимателями на сумму больше 100 000 руб. по одному договору (Пункт 1 Указания ЦБ РФ от 20.06.2007 N 1843-У).
А оштрафовать на сумму от 1500 до 2000 руб. продавца-кассира, от 3000 до 4000 руб. — директора (ИП) и от 30 000 до 40 000 руб. — организацию инспекторы могут (Часть 2 ст. 14.5 КоАП РФ):
— за неприменение ККТ или БСО;
— применение техники, которая не соответствует предъявляемым к ККТ требованиям;
— применение ККТ с нарушением порядка работы с ней и ее регистрации;
— применение БСО с нарушением требований к ним;
— невыдачу чека, БСО (если вы вправе выдавать их вместо кассовых чеков) или иного документа об оплате по требованию покупателя (если вы вправе не использовать ККТ и БСО).
* * *
Минфин предлагает пострадавшим от проверки не по правилам пожаловаться на инспекторов либо письменно — в УФНС, либо через электронную форму на сайте ФНС или УФНС. Жалобу могут рассматривать долго: 30 календарных дней с возможностью продления еще на 30. В результате вам сообщат о мерах, принятых в отношении инспекторов, которые нарушили ваши права (Пункты 61, 68, 69, 72 Регламента 132н; п. п. 62, 68, 69, 79 Регламента 133н).
Март 2012 г.
Преимущества для пользователей СПС
- Формирование/подтверждение собственной позиции по практическим вопросам на основе самостоятельно найденной в КонсультантПлюс информации с обоснованием судебной практикой и финансовыми консультациями для принятия решений, обсуждения с сотрудниками, планирования и контроля выполнения стратегических решений;
- В решающий момент системы и сервис не подведут: нужная информация будет найдена оперативно;
- Минимизация рисков – работа с системой позволяет избежать ошибок и штрафов, грамотно подготовиться сотрудникам к сдаче отчетности и обоснованию финансовых предложений;
- Знание изменений в нормативных актах, особенностей бухгалтерского учета и налогообложения, применения льгот и использование с выгодой для компании, в том числе при стратегическом планировании;
- Обеспечение конфиденциальности информации о бизнесе при решении вопросов с помощью СПС;
- Экономия затрат и времени на информационно-правовое обслуживание
На налоговые органы возложена обязанность контролировать правильность применения ККТ, а также порядок ведения кассовых операций организаций (ИП). Отдельные нарушения (например, неполное оприходование наличной выручки в кассу, применение ККТ, которая не обеспечивает надлежащий учет денежных средств) всегда вызывают претензии со стороны проверяющих, и доказать свою правоту в суде весьма проблематично. Существует и другой тип нарушений, за который налоговики также пытаются привлечь организации (ИП) к ответственности, например выдача под отчет денежных средств без заявления подотчетного лица, выдача наличных денег под отчет без полного погашения подотчетным лицом суммы ранее выданного аванса. Если более серьезных проступков проверяющими не выявлено, организация (ИП) имеет неплохие шансы избежать штрафа, подав иск в суд. Отдельно хочется сказать об административной процедуре — проверке выдачи кассовых чеков. При ее осуществлении налоговый инспектор вправе выступать сторонним наблюдателем за процессом приобретения товара (за расчетом с покупателем). При этом участвовать в контрольной закупке он не должен.
Что представляют собой новые формы кассовых проверок?
В части применения ККТ контроль и надзор имеют следующие формы:
-
Мониторинг. Это контроль за расчетами посредством онлайн-касс и анализ поступающих в ФНС данных.
-
Удаленная проверка. Подразумевается проверка того, как субъекты бизнеса применяют кассовую технику, насколько полно они отражают свою выручку. Сюда же относится проверка деятельности ОФД на основе имеющейся в распоряжении налогового органа информации. В рамках удаленной проверки инспекторы могут запрашивать необходимые пояснения, справки, документы и так далее.
-
Наблюдение. Вид контроля, подразумевающий мероприятия по месту торговли. Проверяющие смотрят за тем, как субъект бизнеса применяет кассовую технику при отпуске товаров. При этом могут привлекаться свидетели и понятые.
-
Контрольная закупка. Применяется для того, чтобы установить, насколько правильно продавец оформляет кассовый чек или бланк строгой отчетности.
-
Проверка полноты учета выручки. Может проводиться как в налоговом органе на основании всех имеющихся данных (то есть носить удаленный характер), так и по месту нахождения компании или предпринимателя.
Каковы полномочия представителей ФНС при проведении контрольной закупки? Например, может ли она проводиться при отсутствии руководителя организации?
Для проведения проверки этого типа факт присутствия либо отсутствия руководителя роли не играет. Если руководителя нет, инспектору следует:
-
Ознакомить с поручением на проведение проверки кассира или иное лицо, которое проводит операции с наличностью. Указанный специалист должен поставить свою подпись.
-
В документах – поручении на осуществление проверки, протоколе, акте проверки – сделать отметку о том, что руководитель отсутствует.
-
Если руководитель присутствует, но не желает ставить подпись, следует также отметить это в документах.
-
Направить поручение, акт проверки, протокол в адрес организации или предпринимателя по почте.
ФНС России дала разъяснения по вопросам периодичности и сроков проведения проверок кассовой дисциплины
Письмо ФНС России от 12.09.2012 N АС-4-2/15195
С текущего года действует новое Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденное Банком России 12.10.2011 N 373-П (далее — Положение). Напомним, что данный порядок распространяется как на юрлиц, так и на индивидуальных предпринимателей. Пояснения, касающиеся соблюдения Положения предпринимателями, ФНС России давала ранее в Письме от 21.12.2011 N АС-4-2/21794@ (подробнее см. выпуск обзора от 12.01.2012). В комментируемом Письме рассмотрены вопросы длительности и периодичности проверки кассовой дисциплины, а также ведения кассовой книги обособленными подразделениями.
Периодичность и сроки проведения проверок кассовой дисциплины
Контроль и надзор за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей осуществляют налоговые инспекции (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ). Длительность такой проверки не может превышать 20 рабочих дней с даты предъявления организации (предпринимателю) поручения руководителя налогового органа (его заместителя) на проведение проверки (п. п. 19, 23 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минфина России от 17.10.2011 N 133н (далее — Регламент)).
ФНС России указала, что проверка кассовой дисциплины не относится к выездным проверкам, поэтому положения налогового законодательства в данном случае не применяются.
Так, действующими нормативными правовыми актами не ограничена периодичность проведения проверок полноты учета выручки. Соответственно, инспекция может проводить такие ревизии несколько раз в год.
Следует отметить, что налоговые органы в ходе проверки кассовой дисциплины вправе затребовать распорядительный документ об установленном лимите остатка наличных денег, кассовую книгу, авансовые отчеты и другие документы (п. 29 Регламента). Если в рамках налоговой проверки затребованные инспекцией документы в срок не представлены, то налогоплательщика могут привлечь к налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ. Однако поскольку, как указала ФНС России, нормы Налогового кодекса РФ не применяются при проверке кассовой дисциплины, то привлечь к ответственности по ст. 126 НК РФ за непредставление каких-либо документов в ходе такой проверки инспекция не вправе.
Кроме того, из комментируемого Письма следует, что законодательством не определен период, который может быть охвачен проверкой кассовой дисциплины. Для налоговых проверок такой период не может превышать трех лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ), но, как разъяснила ФНС России, это требование на проверки полноты учета выручки не распространяется. А значит, инспекторы могут проверить любой период. Однако привлечь к ответственности за нарушения, выявленные при такой проверке, не всегда получится в связи со следующим.
Как напомнила ФНС России, нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций является административным правонарушением. Так, согласно ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб. для юрлиц и от 4 000 до 5 000 руб. для предпринимателей (в силу ст. 2.4 КоАП РФ они приравниваются к должностным лицам) установлен, в частности, за накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов. В ст. 4.5 КоАП РФ определены сроки давности привлечения к ответственности за совершение административного правонарушения. Несоблюдение кассовой дисциплины не относится к нарушениям законодательства о налогах и сборах, поэтому срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ составляет два месяца со дня совершения правонарушения. Соответственно, если инспекторы при проведении проверки полноты учета выручки денежных средств установят превышение лимита остатка, допущенное более двух месяцев назад, то в силу п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ за такие правонарушения штраф по ст. 15.1 КоАП РФ на организацию или предпринимателя не может быть наложен. Аналогичные разъяснения содержатся в Письме УФНС России по г. Москве от 23.04.2008 N 09-10/039388@.
Ведение кассовой книги обособленными подразделениями организации
ФНС России со ссылкой на Письмо Банка России от 04.05.2012 N 29-1-1-6/3255 указала, что содержащееся в Положении требование о ведении кассовой книги 0310004 должно соблюдаться каждым обособленным подразделением организации, ведущим кассовые операции. При этом неважно, открыт ли подразделению банковский счет для совершения указанных операций.
Напомним, что при получении или выдаче наличных денег кассир осуществляет записи в кассовой книге 0310004 по каждому приходному кассовому ордеру 0310001 или расходному кассовому ордеру 0310002 (п. 5.2 Положения). В соответствии с п. 5.6 Положения для контроля соблюдения лимита остатка кассы обособленное подразделение после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня передает юрлицу лист кассовой книги за этот рабочий день не позднее следующего рабочего дня. Такие листы подбираются и брошюруются организацией по каждому обособленному подразделению (п. 2.5 Положения).
Следует отметить, что организации (предприниматели) определяют лимит остатка наличных денег самостоятельно в соответствии с формулой, приведенной в приложении к Положению. Если у обособленных подразделений нет собственных расчетных счетов, то организация определяет такой лимит с учетом наличных денег, хранящихся в подразделениях (п. 1.3 Положения). Обособленные подразделения, имеющие банковские счета, для совершения кассовых операций отдельно устанавливают размер предельного остатка денег в кассе (п. п. 1.2, 1.3 Положения).
Новое в кассовой дисциплине: как избежать штрафов
Это словосочетание является примером «обычаев делового оборота». Законодательно оно никак не закреплено, но является общеупотребительным. Под такой дисциплиной понимается строгое и точное выполнение комплекса правил для расчетов наличными деньгами и их хранения. Соблюдать их должны все экономические субъекты страны.
Основные задачи ведения кассовой дисциплины в 2020 году:
- своевременное и правильное оформление операций по движению наличных денежных средств и связанных с ними расчетов;
- повседневный оперативный контроль за сохранностью наличных денег и ценных бумаг в кассе экономического субъекта;
- соблюдение правил выдачи подотчетным лицам и контроль за использованием указанных средств по целевому назначению;
- контроль за соблюдением лимита кассы;
- контроль за соблюдением лимитов расчетов, установленных для сделок с покупателями, поставщиками и прочими контрагентами;
- контроль за осуществлением расчетов и связанных с этим сроков выплат по заработной плате.
Существенно изменилась кассовая дисциплина с 1 июля 2020 года. Повсеместное введение онлайн-касс потребовало значимых корректировок и в иных финансовых сферах. Например, были скорректированы правила ведения расчетов с подотчетными лицами.
Каковы полномочия представителей ФНС при проведении контрольной закупки? Например, может ли она проводиться при отсутствии руководителя организации?
Для проведения проверки этого типа факт присутствия либо отсутствия руководителя роли не играет. Если руководителя нет, инспектору следует:
-
Ознакомить с поручением на проведение проверки кассира или иное лицо, которое проводит операции с наличностью. Указанный специалист должен поставить свою подпись.
-
В документах – поручении на осуществление проверки, протоколе, акте проверки – сделать отметку о том, что руководитель отсутствует.
-
Если руководитель присутствует, но не желает ставить подпись, следует также отметить это в документах.
-
Направить поручение, акт проверки, протокол в адрес организации или предпринимателя по почте.
Нормативная база и процесс организации
Нормативная база аудита кассовых операций:
- ФЗ №54 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использование платежных карт» ;
- Порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации;
- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств ;
- Указание Банка России №3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» ;
- Постановление Госкомстата РФ №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» .
Согласно этой базе проводится любая проверка кассовых операций.
Что значит кассовая дисциплина на предприятии
Те, кто не вел торговую деятельность, зачастую считают, что касса и кассовый аппарат — идентичные друг другу понятия. Но это не так. Чтобы лучше прочувствовать разницу между ними, определим оба термина.
Контрольно-кассовой машиной (ККМ) называют специальное оборудование, необходимое для получения денег от клиентов и заказчиков. Контрольно-кассовых машин в одной организации может быть неограниченное количество. Все определяется тем, сколько нужно аппаратов, чтобы удобно обслуживать клиентов. На каждую ККМ обязательно оформляют отдельную отчетную документацию.
У кассы компании (операционной кассы) назначение иное. Она необходима для проведения всех операций с наличностью, таких как принятие, отдача или хранение денег. Именно в операционную кассу отправляют выручку, полученную любыми путями. Это касается и тех средств, которые поступили через контрольно-кассовую машину.
Из операционной кассы предприятие берет средства на текущие расходы, необходимые для его нормального функционирования. Отсюда же извлекают деньги, которые в дальнейшем передают инкассатору. Инкассатор получает средства и отвозит их в банк. Некоторые организации выделяют для операционных касс отдельные помещения. Другие компании размещают их в сейфах или металлических шкафах, а кто-то и вовсе организует кассы в обычных ящиках письменных столов.
Кассовая дисциплина организации подразумевает четкое документальное сопровождение и верный учет всех операций по кассе. Следовательно, все операции с деньгами нужно подтверждать документально. Иными словами, кассовая дисциплина — это все требования и регламенты в совокупности относительно манипуляций по приему, хранению и выдаче финансовых средств из операционной кассы. Опираться в своей работе бизнесмен должен именно на них.
Кассовая дисциплина — процесс, в рамках которого следует соблюдать определенные условия.
- Правильно оформлять кассовые документы, точно отражающие все передвижения финансовых средств из операционной кассы.
- Контролировать ограничение денег в кассе; по завершении работы организации в операционной кассе не должна оставаться сумма, превышающая установленный максимум.
- Контролировать выдачу финансов на руки работникам предприятия — подотчетным лицам.
- Регламентировать расчетные операции, проводимые между субъектами бизнеса; каждое из соглашений не должно быть больше 100 тыс. руб.