Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 49. Обязательные работы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Минимальная и максимальная продолжительность данной меры воздействия регламентирована статьей 3.13 КоАП РФ. Обязательные работы устанавливаются на срок от 20 до 200 часов. Также действует ограничение по количеству часов отработки в пределах одного дня – не более 4 часов.
Нормативная база: глава 4 КоАП РФ.
Основные правила назначения административных наказаний:
-
Наказание назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. Не допускается назначение наказания ниже низшего предела.
-
Наказание может быть назначено лишь лицу, подлежащему адм. отв-ти и совершившему адм. правонарушение.
-
Наказания ФЛ должны назначаться с учетом
-
характера совершенного правонарушения, определяемого объектом посягательства,
-
последствий правонарушения,
-
распространенности данного вида правонарушений и состояния борьбы с ним;
-
личности виновного (его предшествующее поведение на работе и в быту, др.);
-
имущественного положения – чтобы не были ущемлены интересы малообеспеченной семьи.
-
Наказания ФЛ должны назначаться с учетом
-
характера совершенного им административного правонарушения,
-
его имущественного и финансового положения.
-
При назначении административного наказания подлежат учету обстоятельства как смягчающие, так и отягчающие административную ответственность.
-
При выявлении и фиксировании адм. правонарушения в области ПДД с помощью технических средств адм. наказание назначается в виде адм. штрафа в размере, наименьшем в пределах санкции статьи КоАП.
-
За одно и то же правонарушение к лицу, совершившему его, может быть назначено 1 основное либо основное и дополнительное наказания, предусмотренные за данное правонарушение. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Это правило не препятствует сочетанию мер административной, дисциплинарной, материальной ответственности, если они предусмотрены нормативными правовыми актами.
-
Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой оно было назначено, за исключением дисквалификации.
-
Соблюдение порядка назначения наказания и сроков давности. Если лицо совершило несколько правонарушений, то за каждое из них отдельно назначается наказание. Если лицо совершило 1 деяние, которое подпадает под описание из разных статей КоАП, то назначается одно наиболее строгое наказание.
длит-ть срока |
правонарушения |
момент начала течения срока |
|
общий срок |
2 мес. (суд – 3 мес.). |
все, кроме тех, которые перечислены ниже |
со дня совершения правонарушения, при длящемся – со дня обнаружения |
специальные сроки |
1 год |
за нарушение законодательства РФ
|
|
2 года |
за нарушение таможенного законодательства |
||
6 лет |
за нарушение законодательства РФ о противодействии коррупции |
Норма о привлечении правонарушителя к обязательным работам появилась в КоАП РФ с 2012 года. Данная мера воздействия назначается в качестве основной санкции и характеризуется следующими особенностями:
- дела, связанные с назначением работ, может рассматривать только суд – иные уполномоченные ведомства не имеют полномочий по установлению такой санкции;
- обязательный характер работ подразумевает их выполнение под контролем сотрудников ФССП, которые ведут учет правонарушителей и условия исполнения наказания;
- состав работ, которые будет выполнять нарушитель, утверждается муниципальными властями по согласованию со службой ФССП;
- работы обязательного характера выполняются за пределами рабочего дня по месту официального трудоустройства нарушителя;
- вне зависимости от характера выполняемых работ, гражданин не получит денежного вознаграждения – это правило прямо указано в ст. 32.13 КоАП РФ.
Практика применения указанного вида санкций сложилась только в последние годы. В частности, были сформированы требования к выполнению работ, требующим специальных навыков и познаний, установлены ограничения по максимальной продолжительности отработки в пределах рабочего дня и недели.
В ряде случаев, допускается увеличение ежедневной нормы до 8 часов по заявлению правонарушителя (например, если у гражданина отсутствует официальное место работы, и он может исполнять наказание по другому графику). Продление сроков обязательных работ не допускается – после отработки установленного количества часов гражданин не может привлекаться к безвозмездной трудовой деятельности.
Как происходит исполнение
Правила исполнения санкции в виде обязательных работ зафиксированы в ст. 32.13 КоАП РФ. Выделим наиболее важные правила, которые должен соблюдать правонарушитель:
- состав работ и перечень организаций, где может проходить исполнение наказания, утверждается муниципальным актом;
- нарушитель обязан приступать к работам ежедневно, после завершения рабочего дня по месту постоянного трудоустройства;
- норма отработки в рабочие дни не может превышать двух часов, а по выходным дням – не более 4 часов (возможность увеличения ежедневной нормы была указана выше);
- сотрудники ФССП ведут почасовой учет отработанного времени на основании документов, поступивших от организации, где происходит исполнение наказания.
Отдельные виды работ и функций, требующие специальных навыков, квалификации или познаний, могут поручаться только гражданам, отвечающим указанным требованиям. Отказ от выполнения такой работы не может рассматриваться как уклонение от исполнения наказания, а приставы обязаны направить нарушителя в другую организацию.
Порядок отбывания наказания предусматривает следующие действия:
- после получения судебного акта, сотрудник ФССП издает постановление о возбуждении исполнительного производства;
- постановление должно содержать указание на место отбывания наказания, а также на срок начала обязательных работ – он не может превышать 10 дней с момента возбуждения производства;
- постановление направляется в организацию, где нарушителю будут поручены обязательные работы;
- по факту отработки всего срока санкции, либо при уклонении от работ, организация обязана направить уведомление в адрес службы ФССП.
Если правонарушитель отказывается выполнять обязательные работы без уважительных причин, либо не явился к месту отбывания наказания, соответствующее уведомление направляется в адрес службы ФССП. Неоднократные факты нарушения правил отбывания наказания в виде обязательных работ повлекут составления административного протокола, а гражданин будет привлечен к дополнительной ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ.
При наличии уважительных причин, гражданину может предоставляться отсрочка или приостановка исполнения наказания. Например, при заболевании или служебной командировке по основному месту работы, подтвержденным в документальной форме, исполнение наказания может переноситься на другие дни. О каждом таком факте организация обязана уведомлять судебных приставов.
В каком случае назначаются
Исполнение наказания в виде обязательных работ в рамках КоАП несколько отличается от исполнения данного вида работ в уголовном правовом понимании. Отличие заключается, прежде всего, в сроках.
Наказание может назначаться в пределах от 20 до 200 часов. Такое наказание, впрочем, как и любое другое, может быть назначено только судьей. Назначается данная мера ответственности при совершении деяния, предусмотренного кодексом об административных правонарушениях.
Отбывание наказания в виде обязательных работ происходит в месте, независимом от основной работы человека. Выбор места исполнения входит в компетенцию органа местного самоуправления. Утверждается то или иное место уголовной исполнительной инспекцией.
Внимание! Работодатель, у которого работает правонарушитель, не имеет права никоим образом препятствовать исполнению этого вида наказания. В это входит невозможность назначения дополнительных часов работы, вызов в выходные и праздничные дни и др.
Что касается осуществления трудовой деятельности гражданина в рамках этого наказания, то привлекать его к труду в выходные и праздничные дни нельзя. Однако он может ходатайствовать в письменном виде о том, что готов трудиться в эти дни для ускорения выработки нормы, установленной судом.
Если наказание назначается несовершеннолетнему, то при выполнении им работ, необходимо руководствоваться нормами трудового законодательства. Несовершеннолетних нельзя привлекать к труду ночью. Если ОР препятствуют учебной деятельности, они также не могут быть применены.
Как правило, ОР назначаются несовершеннолетним очень редко. Это происходит тогда, когда иной вид наказания применен быть попросту не может. Разумеется, что при осуществлении трудовой деятельности несовершеннолетним нужно учитывать его психофизические особенности, состояние здоровья и др.
Кому назначается подобное наказание?
Обязательные работы назначаются в качестве основного наказания лицам, совершившим следующие правонарушения:
- отклонение от ареста, выплаты штрафов;
- нанесение вреда окружающей среде;
- несоблюдение порядка при участии в массовых мероприятиях;
- нарушения при скоплении людей;
- блокировка движения личного и общественного транспорта.
Важным условием для присуждения подобного наказания является нанесение ущерба и вреда здоровью или имуществу третьих лиц. Такая мера пресечения не может быть использована по отношению к следующим гражданам:
- инвалиды;
- безработные;
- беременные женщины;
- матери детей младше трех лет.
Представителям некоторых профессий также не назначаются обязательные работы. Среди них военнослужащие, сотрудники полиции и пожарной охраны, представители исполнительной системы власти и другие.
Виды административных наказаний
Административные наказания представляют собой целостную систему карательных санкций, которая характеризуется общностью природы, оснований и целей их применения, возможностью взаимозаменяемости. Исчерпывающий перечень административных наказаний закреплен в ст. 3.2 КоАП РФ. К их числу относится предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация, административное приостановление деятельности, обязательные работы и административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения. Иные меры административного принуждения в качестве наказаний рассматриваться не могут.
Административные наказания выражаются обычно в моральном или материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые из них сочетают в себе одновременно как моральное, так и материальное воздействие, а также временное ограничение прав нарушителя(например, дисквалификация, лишение специального права).
В законе предусмотрены как основные, так и дополнительные административные наказания. За одно правонарушение может быть назначено либо основное наказание, либо основное и дополнительное. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, кроме права управления транспортным средством, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности и обязательные работы могут применяться только в качестве основных административных наказаний. Другие наказания могут применяться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных. Лишение права управления транспортным средством применяется в качестве дополнительного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст. 11.7.1, ч. 1и 2 ст. 12.8, ч. 1 ст. 12.26, ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ.
Предупреждение – мера морального характера, выраженная в официальном порицании правонарушителя, применяется за малозначительные проступки. Предупреждение применяется в случае совершения правонарушения впервые и при отсутствии причиненного вреда жизненно важным интересам граждан, окружающей природе, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также имущественного ущерба.
В отдельных случаях предупреждение может быть назначено вместо штрафа физическим и юридическим лицам, которые являются субъектами малого и среднего предпринимательства.
В качестве меры наказания предупреждение выступает лишь в случае, если оно вынесено в письменной форме.
Штраф как мера административного наказания представляет собой денежное взыскание, налагаемое на лицо, совершившее административное правонарушение. Его особенностью является воздействие на материальные интересы нарушителя посредством взыскания с него в доход государства определенной суммы денежных средств.
Субъективные и объективные факторы, учитываемые при назначении наказания
Административное наказание может быть назначено в пределах, установленных санкцией соответствующей правовой нормы; за одно административное правонарушение может быть применено основное либо основное и дополнительное наказания. При совершении нескольких административных правонарушений административное наказание назначается за каждое из них в соответствии со ст. 4.4 КоАП.
При назначении административного наказания должны быть учтены субъективные и объективные факторы, установленные ч. 2, 3 ст. 4.1 КоАП, характеризующие общественную опасность деяния. К ним относятся имущественное и финансовое положение нарушителя — физического, юридического лица, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Совершение административного правонарушения может быть обусловлено наличием указанных факторов, поэтому они подлежат юридической оценке при квалификации правонарушения и назначении административного наказания.
Что такое исправительные работы в УК РФ
Исправительные работы – это разновидность уголовной меры наказания, которая указана в уголовно-исправительном кодексе РФ от 08.01.1997 с изменениями и корректировками. Что такое исправительные работы имеющему основное место? В текущем году применяются положения данного нормативного акта с внесенными правками.
Исполнение данной меры наказания проводится несколькими методами. Если гражданин имеет судимость и пребывает в местах тюремного заключения, тогда он вынужден работать на благо государства.
В прочих ситуациях он несет административное наказание. Предложенные виды занятости должны быть интересны осужденному. В процессе принятия судебного решения они имеют ключевое значение, поскольку прописывают конкретную сферу занятости виновного на определенный временной период.
При злостном нежелании гражданином выполнять данное наказание в случае вынесения такого приговора судом, судебный орган вправе заменить наказание на определенный период принудительных работ или тюремного заключения. При этом принимается расчет одного дня этих мер наказания за 3 дня работ исправительного характера.
- выполняемые по месту трудоустройства виновного;
- выполняемые в местах, указанных местными органами власти на основании совместного решения в органах, ведающими выполнением меры наказания, в районе адреса фактического проживания виновного.
Какие виды обязательных работ назначаются в качестве административного наказания
Из заработной платы осужденного к принудительным работам производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов.
Стоит отметить, что исправительные и обязательные работы не назначается к лицам, признанными инвалидами первой группы, беременным женщинам и имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим службу по призыву, и военнослужащим, проходящим службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.
Отличие принудительных работ в том, что они не назначается несовершеннолетним, инвалидам первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, женщинам, достигшим пятидесятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим.
Общим для данных видом наказания является то, что в случае уклонения осужденного от отбывания исправительных, обязательных и принудительных работ, они заменяются лишением свободы.
Обязательные работы являются одним из видов административного и уголовного наказания в современной России. В частности, обязательные работы на срок от сорока до двухсот часов являются средней санкцией части 8 статьи 20.2 КоАП РФ («Неоднократное нарушение установленного порядка организации и проведения публичного мероприятия»). Именно с этой позиции вопрос о порядке назначения и отбывания обязательных работ может заинтересовать политических активистов. Для их сведения и написана данная статья – на основе личного опыта, так как автору в текущем году довелось отбывать обязательные работы дважды, общей продолжительностью 90 часов (40 в первый раз и 50 во второй). В статье не дается оценка законодательству и правоприменительной практике капиталистической России; цель данной статьи – содействовать повышению правовой грамотности политических и общественных активистов в одном конкретном вопросе.
Для начала необходимо рассмотреть понятие «неоднократное нарушение», которое образует состав части 8 статьи 20.2. Собственно, «неоднократность» означает, что к моменту совершения вами правонарушения вы хотя бы один раз уже были привлечены к административной ответственности за аналогичное правонарушение. Например – дважды в течение года участвовали в митинге или шествии, не согласованных с местными властями. Другой пример: вы, будучи формальным (и неформальным, как это почти всегда бывает) организатором митинга, вместо него взяли и провели своих людей шествием, за что были привлечены к суду и получили административное наказание в виде штрафа. Благополучно заплатили его (так бывает), но год с момента оплаты еще не прошел – как вы организуете серию одиночных пикетов на одной территории (как известно, пикет из одного участника не согласуется с органами власти, если на нем не используется палатка или агитационный куб – закон № 54-ФЗ) и становитесь рядом с товарищем на расстоянии ближе 50 метров. Это дает сотрудникам полиции право рассматривать ваше мероприятие как неодиночный пикет и, соответственно, привлечь вас к ответственности уже по части 8 ст. 20.2 именно за неоднократность.
Есть очень важный момент, который активисту обязательно надо знать. Согласно Федеральному закону «О собраниях, митингах…» № 54-ФЗ, организатором публичного мероприятия не может быть человек, дважды в течение года привлеченный к административной ответственности по ст. 20.2. Это значит, что вы (будучи привлечены дважды в течение года) не можете подавать в орган власти уведомления о проведении митингов, пикетов и т.п.; ваши данные не могут быть указаны в таких уведомлениях в качестве уполномоченного по проведению мероприятия. Уведомление, поданное с нарушением этой нормы, не может быть согласовано, а вас (как показывает практика) могут дополнительно привлечь к ответственности за его подачу.
И самое важное здесь: быть привлеченным к ответственности по статье 20.2 КоАП РФ трижды в течение полугода (дословно «более двух раз») – образует состав статьи 212.1 Уголовного кодекса РФ. «Потолок» санкции этой статьи – лишение свободы сроком до пяти лет. Не забывайте об этом и, рискуя, старайтесь соразмерять пользу своих действий для нашего дела и их негативные последствия.
Перейдем непосредственно к теме статьи. Продолжительность обязательных работ (в тексте Кодекса об административных правонарушениях они называются также «общественно полезными») исчисляется в часах, выполняются они бесплатно и в свободное от работы и учебы время, в том числе в выходные дни и в период отпуска. Согласно положениям статьи 32.13 КоАП РФ, продолжительность обязательных работ в день не может быть больше четырех часов, если вы не заняты в этот день на основной работе, и двух часов после работы в ваши рабочие дни. На практике вы сами оговариваете график при оформлении на обязательные работы и сами следите за временем отработки (хотя учет рабочего времени также ведет и уполномоченный сотрудник организации, где вы «отбываете наказание»).
Исправительные работы как вид административного наказания что это такое
– в рабочие дни – двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного – четырех часов.
– время болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним;
– один день ограничения свободы за один день исправительных работ;Срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его заработной платы производились удержания.Ø Исправительные работы назначаются только осужденному, не имеющему основного места работы, и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией, которые находятся в районе места жительства осужденного. Из заработка осужденного производятся удержания в доход государства в размере от пяти до двадцати процентов.
Какие преступления наказываются обязательными работами?
Обязательные работы – это не что иное, как уголовное наказание за совершение преступлений, предусмотренных Уголовным Кодексом РФ.
Обязательные работы входят в список основных видов уголовного наказания за преступления небольшой тяжести.
Обязательными работами может быть наказано лицо, совершившее одно из следующих преступлений:
- Кражи;
- Мелкие грабежи без причинения вреда здоровью потерпевшего;
- Преступления против собственности другого лица;
- Преступления против коммерческих и других организаций, в которой работает осужденный;
- Вандализм;
- Надругательство над государственной символикой;
- Уклонение от уплаты алиментов;
- Иные преступления небольшой тяжести.
Обязательные работы не могут быть назначены одновременно с другими видами наказания или заменены штрафом и имущественными конфискациями.
Не отработал обязательные работы что будет
УИК РФ Статья 46. Ответственность за нарушение порядка и условий отбывания исправительных работ и за злостное уклонение от их отбывания
1. Нарушением порядка и условий отбывания осужденным исправительных работ являются:
а) неявка на работу без уважительных причин в течение пяти дней со дня получения предписания уголовно-исполнительной инспекции;
(п. «а» в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин;
(см. текст в предыдущей редакции)
г) прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
2. За нарушение осужденным к исправительным работам порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция может предупредить его в письменной форме о замене исправительных работ другим видом наказания, а также обязать осужденного до двух раз в месяц являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 161-ФЗ, от 01.02.2005 N 1-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ признается осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме за любое из указанных в части первой настоящей статьи нарушений, а также скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно.
4. Скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания исправительных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене исправительных работ другим видом наказания в соответствии с частью четвертой статьи 50 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Как проходит исполнение наказания?
Обязательные общественные работы являются таким же уголовным наказанием, как и лишение свободы. Поэтому осужденный не может ни уклониться от него, ни отказаться от его выполнения, если не желает усугубить свое положение и получить реальный срок лишения свободы.
Контролирует исполнение общественных работ уголовно-исполнительная инспекция, за которой числится осужденный. Как правило, она находится по его месту жительства.
Исполнение наказания начинается с момента передачи копии судебного приговора или постановления о привлечении осужденного к обязательным работам в инспекцию. Документ должен быть передан в течение 15 суток.
Основные функции, которые выполняет уголовно-исполнительная инспекция после получения судебного приговора:
- Ведение учета осужденных лиц, приговоренных к выполнению общественно полезных работ;
- Разъяснение и проведение специальных бесед с осужденными по порядку и исполнению наказания;
- Определение перечня объектов и мест работы, на которые может быть отправлен осужденным. Проводится совместно с органами местного самоуправления;
- Контролирование исполнение наказания осужденными и отработка ими рабочего времени;
- Учет отработанных осужденным часов и ведение общего учета.
Дополнительный контроль исполнения наказания осуществляет администрация организация, где проводятся общественные обязательные работы: учет отработанного времени, выполнение всех данных осужденному заданий, уведомление инспекции о прохождении «отработки». Так же при уклонении осужденного от обязательных работ администрация обязана сразу сообщать сотрудникам уголовно-исполнительной инспекции.
В свою очередь осужденный обязан выполнять все данные ему указания, а также:
- Соблюдать внутренний распорядок учреждения, в котором он проходит обязательные работы;
- Добросовестно выполнять все поручения и не провоцировать конфликты и скандалы на работе;
- Приходить на работу вовремя, а также отработать все установленные законом часы работы;
- Своевременно уведомлять уголовно-исполнительную инспекцию по следующим вопросам:
- О смене постоянного места жительства;
- О необходимости ухода за малолетними детьми;
- О тяжелом заболевании и лечение в больницах.
Несмотря на категоричность правил исполнения наказания, можно отменить обязательные работы по ходатайству об освобождении от них, поданного в суд. Подать заявление могут следующие осужденные:
- Признанные инвалидом 1 группы;
- При возникновении тяжелого заболевания, при котором осужденный не в состоянии трудиться;
- При наступлении беременности у женщин и планируемому рождению ребенка и дальнейшему уходу за ним до его 3-летия.
Отпуск, полученный по основному месту работы осужденного, не может приостановить исполнение наказания и освободить его от обязательных работ на время отдыха.
Статья 3.3 КоАП РФ. Основные и дополнительные административные наказания
- Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности и обязательные работы могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.
- Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.
- За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.
Статья 3.8 КоАП РФ. Лишение специального права
- Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса. Лишение специального права назначается судьей.
- Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.
- Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26, частями 2 и 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса.
- Лишение специального права в виде права осуществлять охоту не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.