Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обвинения в искусственном дроблении: пять советов налогоплательщику». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Компании очень часто решаются на этот шаг, видя в нем единственный способ избежать выездной проверки и доначислений. Однако, налоговики такие попытки пресекают и подозрения в недобросовестности компании и уклонении от уплаты налогов только усиливаются.
Смена учредителей, реорганизация, переезд на новое место
В Письме ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» написано, что сотрудники полиции будут привлекаться к процессу выездной налоговой проверки «…при выявлении схем уклонения от уплаты налогов, подпадающих под признаки совершения преступлений, предусмотренных статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, в том числе:
если после вынесения налоговым органом решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщиком предпринимаются действия, направленные на уклонение от налогового контроля, на затруднение налогового контроля либо иные действия, имеющие признаки активного противодействия проведению выездной налоговой проверки («миграция» организации, смена учредителей и (или) руководителей организации, реорганизация, ликвидация организации и т.д.)».
Суды согласны с позицией ФНС и расценивают миграцию, реорганизацию и смену руководителей, как противодействие налоговой проверке.
- Постановление АС Северо-Кавказского округа от 06.02.15 №Ф08-10641/2014;
- Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.05.14 №А03-2937/2013.
А если же реорганизация или смена фактического адреса была запланирована задолго до проведения выездной проверки? Возможно ли ее обосновать? Конечно же, преследуя разумные экономические цели? Например, на основании Постановления Восьмого ААС от 30.05.13 №А81-4959/2012 суд не счел смену места регистрации предпринимателя попыткой противодействия налоговой проверки, заявленной налоговиками, а обоснованной причиной, вызванной деловыми целями и расширением сферы деятельности.
Уголовное преследование неплательщиков налогов – самый эффективный силовой инструмент пополнения бюджета с точки зрения руководства страны.
Вопросы личной налоговой и уголовно-правовой безопасности бизнесмена и его семьи – абсолютный приоритет в работе нашей юридической фирмы.
Мы считаем, что в сфере взаимоотношений с властями в 2022 году основная задача бизнеса – не попасть в план налоговых проверок и выстроить несколько «рубежей обороны» для отстаивания своих интересов.
Я собрала и систематизировала для Вас самые важные выводы из моей многолетней практики и опыта ведущих налоговых юристов России.
Это нужно знать каждому российскому предпринимателю лично, т.к. возможная субсидиарная и, к сожалению, уголовная ответственность по налогам распространяется лично на генерального директора и бенефициаров компаний.
II. Кто может быть представителем налогоплательщика Документальное подтверждение его полномочий Присутствие налогоплательщика при допросе сторонних свидетелей его хозяйственной деятельности.
Чем подтверждаются полномочия представителя, сопровождающего лицо, вызванное на допрос в налоговый орган?
Статьей 90 НК не ограничен перечень лиц, которые могут участвовать или присутствовать при допросе. Организация вправе направить на допрос в качестве сопровождающего штатного юриста или стороннего налогового консультанта (письмо ФНС от 17.08.2020 № ЕА-4-15/13203@). При этом наряду с юристом или адвокатом это может быть даже лицо, не имеющее юридического образования.
Не ограничены также права и обязанности лица, сопровождающего гражданина, вызванного на допрос. (письма Минфина от 18.12.2020 № 03-02-08/111223, ФНС от 31.12.2013 № ЕД-4-2/23706@, от 30.10.2012 № АС-3-2/3920@, от 17.08.2020 № ЕА-4-15/13203@).
Тем не менее, несмотря на официальные разяснения ФНС РФ, налоговики «на местах» далеко не всегда озабочены соблюдением права налогоплательщика на квалифицированную юридическую помощь, гарантированную в части 1 статьи 48 Конституции РФ. В ход идут такие аргументы как нарушение налоговой тайны (ст. 102 НК) фактом присутствия на допросе посторонних либо контролеры придираются к неправильному, на их взгляд, оформлению полномочий представителя.
Зачастую налоговики требуют представить доверенность, причем оформленную нотариально. Однако ФНС подтвердила, что доверенность в данном случае не нужна: сопровождающий просто присутствует при допросе, он не является представителем налогоплательщика (письмо от 31.12.2013 № Д-4-2/23706@).
При этом отвечать на вопросы должен свидетель, а не сопровождающий его адвокат или юрист (письмо ФНС от 30.10.2012 № АС-3-2/3920@).Однако контролировать ход проведения допроса, соблюдения налоговыми инспекторами требований налогового законодательства, либо пресекать неправомерные действия инспектора и вносить замечания в протокол представитель вправе.
Адвокату доверенность также не требуется. Достаточно предъявить ордер, удостоверяющий его полномочия на исполнение определенных поручений доверителя!
В скандальном письме от 10 июля 2018 г. № ЕД‑4–15/13247@ «О профилактике нарушений налогового законодательства» ФНС России тоже попыталась подхватить тренд на ограничение прав налогоплательщика на юридическую помощь, указав одним из признаков «номинальных» лиц присутствие на допросе его представителей (адвокатов).
После обращения Федеральной палаты адвокатов РФ в Генпрокуратуру ФНС РФ все же скорректировала свою позицию. Письмом ФНС России от 21 сентября 2018 г. № ЕД‑4–15/18411@ этот негативный признак был исключен, при этом налоговики особо подчеркнули, что не ограничивают представителей и они по-прежнему могут сопровождать доверителей при визите в налоговую. Таким образом, налогоплательщик дополнительно может взять на вооружение данную официальную правовую позицию фискального органа.
Если же никакие аргументы из вышеперечисленных не действуют и чиновники категорически отказываются допускать представителя к участию в допросе, то обязательно заявляйте о переносе допроса на другой день. Но при этом требуйте, чтобы в повестке поставили отметку о том, что явились на допрос.
Если свидетель явился с представителем, которого не пустил налоговый орган, то это нужно отразить в качестве замечаний к протоколу (постановление 13 ААС от 25.03.2020 по делу №А56-108101/2019)
Раз уж речь зашла о том, кто вправе присутствовать при допросе и об объеме полномочий такого представителя, то нельзя оставить без внимания такой интересный и практически важный вопрос: может ли представитель налогоплательщика присутствовать на допросе стороннего свидетеля (например, его контрагента или работником организации — контрагента)?
Сколько документов могут запросить банки
Вы скажете: «И в чем проблема? У компании не было причин не представлять банку запрошенные документы». А знаете, что он запросил? Вот только выдержка из перечня запрошенных бумаг:
- письменные пояснения относительно вида деятельности компании, истории ее образования;
- основные направления, планы, перспективы развития бизнеса;
- копии документов по уплате налогов и выплате зарплаты;
- копии документов, подтверждающих факт оплаты арендуемого помещения за последние полгода;
- действующее штатное расписание;
- договор на оказание услуг по ведению бухучета;
- копии договоров с основными контрагентами (не менее 5) с приложением документов, подтверждающих исполнение обязательств получателя денег перед плательщиком (накладные, счета-фактуры, акты и иные документы);
- сведения о компании из общедоступных источников информации (интернет, СМИ);
- письменные объяснения о том, каким образом осуществляется хранение товаров с приложением действующего договора аренды складских помещений и документов, подтверждающих факт оплаты аренды этих помещений за последние полгода;
- копии документов, подтверждающих факт наличия транспортных средств (ПТП, СТС), предназначенных для транспортировки и договоров оказания транспортно-экспедиционных услуг для перевозок;
- информационные справки из других банков о наличии счетов и оборотах по ним;
- письмо о деловой репутации, выданное иной кредитной организацией…
Компания ужаснулась и посчитала, что нет смысла тратить ей свои ресурсы ─ и поплатилась ни за что, ни про что.
Четыре метода профилактики налоговых споров
Как уже отмечалось, при определении кандидатов на проверку инспекторы ФНС России в меньшей степени вдаются в тонкости бухгалтерского и налогового учета, редко придираются к нарушению положений бухучета и методологии, а ищут прежде всего недобросовестных контрагентов – то есть компании, имеющие признаки «однодневок». Применяя подобный подход, они могут доначислить до 95% всех возможных недоимок, пеней и штрафов.
Таким образом, предприниматель должен уметь доказать, что он сотрудничает только с добросовестными контрагентами. Упрекая организации в сотрудничестве с фирмами«однодневками», налоговики пытаются доказать, что их деятельность и договоры с такими компаниями являются фиктивными. Ваша задача — убедить их в обратном, предоставив доказательства того, что вы проверили компанию: ознакомились с ее уставом, учредительным договором, свидетельством о регистрации и иными документами, встречались с руководством фирмы-партнера (вплоть до приложения к протоколу встречи фотографий и видеозаписей), убедились, что генеральный директор и главный бухгалтер не являются «массовыми» (то есть не работают в десяти фирмах и более), вели протоколы переговоров и деловую переписку. Этих аргументов и доказательств для суда будет достаточно.
В целях минимизации налоговых рисков каждой организации рекомендуется заключить абонементный договор с аудиторской компанией. Увы, часто приходится встречаться с предпринимателями, готовыми заплатить любые деньги за урегулирование проблем с налоговиками. Но, во-первых, это незаконно, а во-вторых, безумно дорого для бизнесменов. Затраты на подобного рода «урегулирование» налоговых споров способны подорвать даже самый успешный и благополучный бизнес. Зачем ждать, когда грянет гром, если гораздо выгоднее и дешевле сотрудничать с аудиторами на постоянной основе? Конъюнктура в налоговой сфере в России такова, что бизнесу, тем более малому, зачастую не под силу самостоятельно во всем этом разобраться. Посудите: только за прошлый, 2011 год, в Налоговый кодекс РФ было внесено 16 изменений, к которым налогоплательщики вынуждены постоянно приспосабливаться.
Чтобы не стать первоочередным кандидатом на выездную налоговую проверку, предприниматель обязан соответствовать плану по собираемости налогов. Любая налоговая инспекция в отношении каждого налогоплательщика имеет план по сбору налогов, и организация должна соответствовать его минимальным показателям. Важно убедить налоговиков, что вы хоть и небогатый, но добросовестный налогоплательщик.
Умейте посмотреть на свой бизнес глазами налоговиков. Для этого нужно в отношении своей деятельности выстроить ту же финансово-математическую модель, что и налоговые органы на основе рекомендаций Министерства финансов.
Так, «математическая модель» налогоплательщика создается в результате анализа следующих параметров: виды деятельности организации (предпринимателя), денежный оборот по расчетному счету, наличие филиальной и торговой сети, численность работающих, производственные и торговые площади, признаки холдинговой структуры, структура бухгалтерского баланса, операции с наличностью, активы предприятия, характер взаимоотношений с контрагентами и с организациями, обслуживающими бизнес. Сопоставление этих данных позволяет с точностью до 15—20% определить реальный доход от бизнеса и понять, насколько эти цифры отличаются от тех, которые указываются в бухгалтерской и налоговой отчетности.
При создании «налогового портрета» налогоплательщика анализируются объем, детализация и регулярность уплачиваемых налогов, попытки возмещения уплаченного в бюджет НДС, уровень официальных зарплат сотрудников, результаты предыдущих камеральных и выездных налоговых проверок, попытки досудебного и судебного урегулирования налоговых споров. Полученные данные сравниваются с показателями компаний, занимающихся аналогичной деятельностью.
«Юридический портрет» налогоплательщика формируется в зависимости от того, где находится фирма, соответствует ли этот адрес юридическому и почтовому, есть ли у фирмы необходимые разрешительные бумаги, в порядке ли уставные документы и прочая хозяйственная документация.
В результате комплексного анализа, сопоставления сложных агрегатных показателей по каждому виду налогов и сборов инспекторы могут с точностью до 95% определить те суммы, которые предприятие должно уплачивать, будучи добросовестным налогоплательщиком. И если цифры, которые «выведут» налоговики, сильно отличаются от тех, что предприятие платит в действительности (более чем на 25—30%), то риск налоговой проверки серьезно повышается.
Как показывает наша аудиторская практика, самое сложное при профилактике налоговых споров – убедить ИФНС, что ваши договоры с контрагентами не являются фиктивными, а деятельность добросовестна и законна. Для этого из числа партнеров компании в первую очередь необходимо исключить фирмы, имеющие признаки «однодневок». Дело в том, что налоговики не сомневаются: сотрудничая с ними, вы тоже участвуете в незаконных финансовых схемах.
Поэтому к вопросу выбора контрагента нужно относиться очень внимательно. Это должна быть не просто организация или предприниматель, предложивший вам свои услуги, которыми вы с ходу воспользовались. Ориентироваться нужно не только на цены. Ознакомьтесь с первичными регистрационными документами контрагента: копиями устава, учредительного договора, свидетельства о регистрации.
Выбирая партнера по бизнесу (особенно – стратегического, на длительный период), спросите рекомендации партнеров проверяемой компании, а еще лучше — банка, работающего с ней. Дело в том, что с введением уголовной ответственности за создание фирм-«однодневок» в 2012 году основными налоговыми и информационными агентами фискальных и силовых ведомств станут именно банки. Если банк благонадежен, то есть входит в первые две сотни рейтингов и не имеет действующих санкций ЦБ, то он априори занимается активным информированием Росфинмониторинга, налоговых и правоохранительных органов о деятельности своих клиентов.
В свете последних инструкций Центробанка и ряда подзаконных актов к Федеральному закону № 115-ФЗ1 (например, приказы Росфинмониторинга от 10.11.2011 № 361 «Об определении перечня государств (территорий), которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)», от 17.02.2011 № 59 «Об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма», от 08.05.2009 № 103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок») контроль за клиентом банк начинает еще до момента открытия расчетного счета. Так, банк обязан проверить, совпадают ли юридический и фактический адреса предприятия. В противном случае он имеет право не открывать счет. Служба безопасности банка должна провести собеседование с генеральным директором компании, выяснить у него суть деятельности предприятия, проверить руководителя на предмет его «массовости» и дисквалификации. После открытия счета банк отслеживает финансовые операции и при любых подозрениях в том, что деятельность компании является незаконной, сообщает в Росфинмониторинг.
Как видим, банк – идеальный вариант мониторинга контрагентов, но получить в свое распоряжение эту информацию очень непросто. Своих «агентов» среди банкиров имеют только крупные компании. Индивидуальным же предпринимателям могу посоветовать «пробивать» потенциальных контрагентов через Интернет и другие открытые источники. В них есть 90 процентов интересующей вас информации. Проанализируйте, как долго и насколько успешно интересующая вас компания работает на рынке. Входит ли она в профессиональные ассоциации? Имела ли проблемы с государственными структурами и контрольными органами? Если есть возможность, поинтересуйтесь информацией о компании у ее бывших ключевых сотрудников, их сведения могут оказаться вам полезны.
Отдельная работа — мониторинг контрагентов компании-партнера. Сама она может не иметь признаков недобросовестного налогоплательщика, а ее контрагенты могут быть именно такими. Это означает, что компания, вероятно, участвует в схемах по незаконному уменьшению налогообложения и уклонению от уплаты налогов.
При проверке своих партнеров по бизнесу особое внимание нужно уделять и «бумажной» работе. Контролируйте, чтобы на всех договорах печати и подписи соответствовали друг другу. Необходимо быть уверенным в том, что печать и подпись подлинные и совпадают с соответствующими образцами.
Проверяйте сквозную нумерацию счетов-фактур, договоров и прочих документов. Несовпадение их номеров на первых и вторых экземплярах существенно увеличивает риск доначислений при проверке. Финансово-хозяйственные документы должны быть подписаны должностными лицами предприятия, имеющими право подписи. Если документы подписываются сотрудниками, не имеющими права подписи, то такие документы считаются юридически ничтожными2.
И еще один важный совет. Будьте особенно внимательны, если ваше предприятие работает с холдингом, торговым домом или группой компаний, поскольку при заключении договора вам могут предложить «техническую фирму», используемую для незаконного уменьшения налогообложения.
Почему налоговая проверка перестала быть неизбежной
Долгое время налоговые проверки были тем бременем, которое налогоплательщикам приходилось нести хотя бы раз в три года, и это нерушимое «правило» укоренилось в сознании среднего и крупного бизнеса. Обязательная проверка приобрела в некотором роде ритуальный характер, крайне важный для внутренних процессов и отчетности. Для налоговых специалистов и бухгалтеров компаний налоговый период считался логически завершенным не после подачи декларации, а только после окончания выездной проверки. Любая задержка визита инспекции вызывала недоумение, а зачастую и опасения: не копит ли силы налоговый орган, перед тем как обрушится с доначислениями?
Но за последние годы ситуация изменилась кардинально – без проверки можно работать и пять, и даже больше лет. ФНС снижает давление на бизнес, в том числе сокращая количество налоговых проверок.
Однако не стоит обольщаться. Упрощение налогового администрирования в первую очередь связано не с желанием угодить налогоплательщикам, а с целью повысить бизнес-эффективность – достигнуть максимального результата с минимальными затратами. К чему тратить ресурсы и время на проверку, которая может окончиться ничем?
Выездные налоговые проверки стали точечными – крайней мерой контроля, которую задействуют, только если инспекторы уверены в конкретных нарушениях. Только за последние два года средняя доначисленная по итогам выездной проверки сумма выросла с 13,6 млн руб. в 2016 г. до 22 млн в 2018 г., а число проверок сократилось с 26 000 до 14 200. Сегодня вероятность того, что после проверки налоговые органы уйдут с пустыми руками, стремится к нулю.
Добиться этого ФНС помогло внедрение риск-ориентированного подхода. По результатам предпроверочного анализа или камеральной проверки налоговые органы стали активно убеждать налогоплательщика подать уточненную декларацию и доплатить налоги, называя это «побуждением к добровольному уточнению налоговых обязательств». Так, согласно отчету ФНС за 2018 г., по результатам контрольной и аналитической работы бюджет дополнительно получил 297 млрд руб.
Налоговые органы начали более активно практиковать «разделение труда»: конкретные инспекции фокусируются на отдельных отраслях, что закономерно повышает отдачу от контроля. Сотрудники инспекции теперь зачастую в курсе «кухни» конкретных рынков, индустрий и специфических способов налоговой оптимизации.
Именно это изменение модели налогового контроля натолкнуло нас на идею создать тест, который покажет налогоплательщикам, что вероятность проведения проверки зависит в первую очередь от них самих. Их отношения с контрагентами, финансовые результаты, рисковые сделки – вот на основании чего налоговый орган решит, тратить свои трудовые и временные ресурсы на проверку или ограничиться предложением подать уточненную декларацию.
При составлении теста мы в первую очередь отделили малый бизнес от среднего и крупного. Вероятность того, что малый бизнес, применяющий специальный режим налогообложения, столкнется с налоговой проверкой, очень невелика. Исключением, конечно же, является «номинальный» малый бизнес, который уже давно вырос до среднего или крупного, но продолжает применять упрощенные режимы, стремясь избежать роста налоговой нагрузки. В такой ситуации «дробление бизнеса» может стать поводом для проверки. В декабре 2018 г. ФНС поручила усилить работу с компаниями, которые прибегают к такому способу налоговой экономии. Подобные дела привлекают внимание даже Конституционного суда.
Классическим поводом для проверки остаются подозрения в необоснованном возмещении НДС. Если кто-то из налогоплательщиков полагает, что его реальные цепочки продаж или оказания услуг остаются тайной для налоговых органов, то он глубоко заблуждается. Уже давно в полную силу работает автоматизированная система контроля за уплатой НДС (АСК НДС-2), которая позволяет быстро проверить цепочку контрагентов, выявить, где произошел разрыв, кто не заплатил налог, а кто предъявил его к возмещению. ФНС остается только принять решение, кто из участников цепочки контролирует однодневку, не рассчитавшуюся с бюджетом, и кто должен сделать это за нее. Поменялся подход и к возмещению НДС. Если раньше оно происходило по схеме – «декларация – камеральная проверка – отказ – судебное обжалование», то теперь налоговики могут возместить НДС по итогам камеральной проверки, для того… чтобы затем доначислить налог по итогам выездной. Благо это позволяет позиция высших судов.
Отдельный риск таят в себе льготы – и не только из-за пристального внимания налоговых органов, но по причине нестабильности судебной практики. Сколько штыков было сломано в спорах об одной только льготе для энергоэффективного имущества.
Особняком стоит вопрос налоговой нагрузки. Так называемые «комиссии по убыточности» никуда не делись и продолжают жить и здравствовать. И далеко не всем удается убедить налоговые органы в том, что низкая рентабельность связана с объективными экономическими факторами, а не с потенциальными нарушениями.
Триггером остается применение соглашений об избежании двойного налогообложения – налоговые органы обязательно проверят обоснованность льгот при выплате дохода иностранным компаниям.
При подготовке теста мы в том числе руководствовались разработанными ФНС и находящимися в свободном доступе критериями, которые позволяют оценить риски налогоплательщиков. Мы не ставили перед собой цель переписать эти 12 критериев и с предельной точностью рассчитать реальную вероятность проведения выездной проверки конкретной организации. Нашей задачей было дать пищу для размышлений об аспектах хозяйственной деятельности, которые могут вызвать интерес налоговых органов.
Подводя итог, хочется дать несколько советов. Чтобы минимизировать риски, необходимо:
• следить за тенденциями в своей отрасли, средним уровнем налоговой нагрузки и рентабельности, распространенными подходами к налогообложению.
• иметь в виду, что обзоры практики, рассылаемые ФНС, предназначены не только для инспекций, но и для налогоплательщиков. Очень многих проблем можно избежать, понимая подход налоговых органов.
• предоставлять налоговым органам информацию, которая поможет убедить их в консервативном отношении компании к налоговым обязательствам.
• если все же налоговики начали проверку, то компания должна стремиться доказать, что у спорных операций были бизнес-цели, они были экономически оправданны и необходимы.
Выездные налоговые проверки стали точечными – крайней мерой контроля, которую задействуют, только если инспекторы уверены в конкретных нарушениях. Только за последние два года средняя доначисленная по итогам выездной проверки сумма выросла с 13,6 млн руб. в 2016 г. до 22 млн в 2018 г., а число проверок сократилось с 26 000 до 14 200. Сегодня вероятность того, что после проверки налоговые органы уйдут с пустыми руками, стремится к нулю.
НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ
Если проверка проведена налоговиками обоснованно и в установленных пределах, то есть еще одна возможность оспорить решение по формальным основаниям — это нарушение проверяющими процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.
НК РФ выделяет существенные нарушения процедуры, влекущие безусловную отмену решения инспекции по итогам налоговой проверки, а именно (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ):
- обеспечение возможности проверяемого налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя;
- обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения,и прочие нарушения процедуры, которые могут являться основаниями для отмены решения налогового органа, если только они привели или могли привести к принятию неправомерного решения (абз. 1, 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).
Распространенные заблуждения
Бытует мнение, что новые компании и ИП первые 3 года работы не проверят, то есть делай, что хочешь, с высокой долей вероятности выездной проверки не будет. По факту контролеры могут принять решение провести проверку в отношении любой фирмы и предпринимателя, в любое время, если благодаря комплексному анализу данных они предполагают, что можно собрать больше денег в бюджет. Причем анализ этот производится в основном в автоматическом режиме с использованием качественного программного софта ФНС. Так что бизнесмены-новички от проверки вовсе не застрахованы, особенно если решат участвовать в незаконных схемах или проводить через себя операции по обналичке.
Ошибочно считать, что смена юридического адреса фирмы и перевод в другую ИФНС поможет уклониться от выездной проверки. Способ не сработает. Сейчас невозможно сменить адрес до тех пор, пока не пройдет назначенная выездная проверка.
Еще один миф, что инспекторы гарантированно проведут выездную проверку, если к ним поступила тревожная информация о налогоплательщике из банка, полиции, прокуратуры, трудинспекции и т.д. К сообщениям из других ведомств контролеры действительно прислушиваются в рамках межведомственного взаимодействия (Соглашение ФНС РФ и Роструда № ММВ-23-2/24@ от 25.11.2016 года). Но одного только поступления сигнала из соседнего ведомства недостаточно для инициирования выездной проверки. ФНС в первую очередь волнуют нарушения связанные с оплатой налогов и страховых взносов, то есть собственные интересы.
Также ошибочным считается, что у ИП получится избежать проведения выездной налоговой проверки, если до ее начала он успеет сняться с учета. Этот финт не пройдет. Ликвидированное ООО налоговики действительно проверить уже не смогут, т.к. юридическое лицо, в отношении которого планируется проверка, уже не существует и исключено из реестра без правопреемства. Но в отношении ИП применяются другие правила. ФНС разрешается проверять работу предпринимателя как в процессе снятия с учета, так и в течение трех лет после ликвидации коммерческой деятельности.
Учитывайте этот важный момент при ведении бизнеса через ИП, чтобы нежданная налоговая проверка не застала вас врасплох, поскольку предприниматель отвечает по долгам всем своим имуществом (включая личное).
Аналогично начало процедуры банкротства ООО не спасет от выездной налоговой проверки его. Статья 89 НК РФ не подразумевает исключений для проведения выездной налоговой проверки в период банкротства предприятия (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа № Ф01-5626/2014 от 29.12.2014 года).
Как уйти от налоговой проверки
В письмах ФНС России от 24.08.12 № АС-4-2/14007@, от 25.07.13 № АС-4-2/13622 перечислено только несколько видов противодействия. Под ним понимается «миграция» компании, смена учредителей или руководителей, реорганизация и ликвидация компании.
С такой оценкой согласны суды. Например, АС Северо-Кавказского округа (постановление от 06.02.15 № Ф08-10641/2014) обратил внимание на смену местонахождения компании и состава учредителей. И предположил, что данные действия общества могут быть направлены на создание условий, препятствующих проведению налоговой проверки.
Четвертый ААС (постановление от 08.04.15 № 04АП-345/2015) также счел отрицательным фактором миграцию общества и смену руководителя. Компания таким образом безуспешно пыталась избежать получения уведомлений и требований из налогового органа. Инспекция провела осмотр помещений по указанному в ЕГРЮЛ адресу, установила отсутствие в них проверяемого лица.
Местонахождение по иному адресу, не указанному в ЕГРЮЛ, формально не является миграцией. Но, как и миграция, расценивается судами как способ уклонения от налогового контроля. Только путем выборочного получения корреспонденции, направляемой налоговым органом по почте. К такому выводу пришел, в частности, ФАС Московского округа в постановлении от 29.07.14 № Ф05-7868/14.
На практике компании достаточно часто применяют такой способ защиты от налоговых проверок. Но скрыться от налоговой проверки это обычно не помогает. Максимум удается ее немного отсрочить на время приостановки. Чтобы снизить неблагоприятные последствия, можно подготовить доказательства того, что у миграции была деловая цель.
Проверка ФНС всегда тормозит работу компании. Проверяющие то и дело поручают бухгалтерам предоставить те или иные документы, проанализировать какие-либо показатели или дать необходимые пояснения. Это отвлекает бухгалтеров и юристов. Можно постараться сделать так, чтоб проверка проходила не в офисе, а в ИФНС.
В соответствии со статьей 89 Налогового кодекса выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Но проверяемый вправе заявить об отсутствии возможности проведения проверки в своем помещении.
Главное — хорошо мотивировать такую просьбу (она удовлетворяется лишь в крайних случаях). Здесь можно изворачиваться настолько, насколько позволит фантазия: заболевания работников, дезинфекция, ремонт, отсутствие отдельного помещения и пр. Такая практика еще не устоялась, но отдельные успешные примеры уже есть.
Но чаще противодействие проявляется в более обыденных нарушениях. Например, как непредставление или несвоевременное представление документов. Бывает, что при проведении налоговой проверки компания даже не объясняет причины этого. Соответственно, решение суда основывается и на том, что компания препятствовала проведению налогового контроля (постановления АС Поволжского от 29.01.15 № Ф06-4489/2013, Ф06-19054/2013,Уральского от 22.05.15 № Ф09-1367/15 округов).
Подчас налоговики пытаются «подставить» компанию под такое нарушение. Ведь это позволяет не только начислить штраф, но и дискредитировать компанию в суде.
По одному из таких дел принял решение АС Северо-Западного округа (постановление от 02.06.15 № А13-5629/2014). Интересна линия защиты налогоплательщика. Банк подсчитал, что истребованные копии документов представляют собой более 6 млн листов. Для их изготовления понадобилось бы 100 печатающих устройств в течение более двух месяцев при их максимальной загрузке.
Сотрудники ФНС наделены правом истребования документов. В первую очередь их интересуют подлинники. Но по закону, когда у вас просят бумаги, вы можете предоставить не оригиналы, а заверенные копии.
При истребовании документов инспектор направляет налогоплательщику требование о предоставлении документов. После его получения в течение 10 дней налогоплательщик отдает заверенную печатью и подписью копию, а при необходимости представляет для ознакомления (то есть инспектор себе подлинник не забирает) оригинал.
Противодействием налоговики могут посчитать ограничение доступа на территорию компании для проведения осмотра (ст. 92 НК РФ) при налоговой проверке. Однако суды не всегда поддерживают подобные обвинения. Показательно дело, рассмотренное ФАС Северо-Западного округа (постановление от 29.01.14 № А56-32593/2013).
Инспекторы пришли с двумя понятыми, но дверь в помещение компании была закрыта. Представителей компании найти не удалось. Это сочли воспрепятствованием, о чем и составили акт. Причем инспекция в суде настаивала, что подобное противодействие означает воспрепятствование проведению выездной налоговой проверки в целом.
Суд не согласился с этими доводами сразу по нескольким основаниям. Во-первых, он отметил, что положения пункта 3 статьи 91 НК РФ указывают на воспрепятствование доступу должностных лиц именно на территорию проверяемой организации. Это не означает воспрепятствование проведению налоговой проверки в целом.
Во-вторых, представителя компании не было при проведении осмотра. Таким образом, он не мог отказать — воспрепятствовать — доступу в помещение.
Как избежать налоговых рисков и защититься от проверок ФНС
Работа инспекторов строго регламентирована десятками глав кодекса, сотнями внутренних приказов и иными нормативными актами. Чтобы вам было легче разбираться с их и вашими правами и обязанностями, изучите Налоговый кодекс (ст. 87–102), постановления Федеральных арбитражных судов (от 16.02.2006, 01.03.2006, 17.02.2006 и др.
),ведомственные акты (приказ МНС РФ от 10.04.2000 N АП-3-16/138; приказ Минфина РФ N 20н, МНС РФ N ГБ-3-04/39 от 10.03.1999; приказ МВД РФ N 76, МНС РФ N АС-3-06/37 от 22.01.2004; письмо ФНС РФ от 18.12.2005, письмо Минфина РФ от 15.11.2005 N 03-02-07/1-304) и другие внутренние приказы, касающиеся проведения проверок.
Если вы не уверены в своих знаниях закона и бухучета, звоните специалисту в области бухгалтерского и налогового учета. Это может быть независимый аудитор, бухгалтер или юрист. Специалист имеет соответствующий опыт обнаружения недостатков в работе налоговых органов и эффективно использует любую ахиллесову пяту.
В общем и целом выездная налоговая проверка может быть и не такой страшной, если подходить к этому мероприятию с соответствующей серьезной подготовкой. Как показывает наша практика, существенное количество претензий налоговых инспекций может быть оспорено в арбитражных судах. Причина этому — серьезные нарушения и ошибки, допускаемые инспекторами при проверке. Избежать наказания, которое наложено на вас не по закону, — ваше право. И не бойтесь им пользоваться.
Автор — юрист компании «Налоговик»
Допустим, есть компания, которая занимается продажей окон. Если она работает по принципу постоплаты, то с коммерческими рисками она сталкивается постоянно. Например, она отгрузила товар клиенту, а деньги не получила. В итоге осталась и без товара, и без денег. В этом случае стопроцентная предоплата полностью защитила бы её от неблагоприятных последствий коммерческого характера, так как деньги ей поступили бы еще до отгрузки товара.
В то же время работа с клиентами никак не связана с налоговыми рисками. Налоговая не будет проверять ваших клиентов и предъявлять вам претензии. Исключение составляет только встречная налоговая проверка, когда вами могут заинтересоваться в рамках проверки цепочки поставщиков.
Есть несколько способов уклонения от выездной налоговой проверки. Все эти способы полулегальные и после их применения наступают, как правило, неблагоприятные последствия. Если юридическое лицо не очень важно для Вас (нет каких-то трудно получаемых лицензий, патентов и т.д.), а сумма неуплаченных налогов близка к критичной, то можно рискнуть в применении способов ухода от проверки.
Многие учредители применяют такие схемы, ещё не дожидаясь, когда они, вероятно, попадут в график выездных налоговых проверок.
Первый способ уклонения от проверки – переезд компании на другой юридический адрес. Так, например компания виртуально переезжает из Москвы в Воркуту или едет в Магадан. В тех регионах налоговых инспекторов поменьше и квалификация у них пониже. Даже если там опытные налоговые инспектора, то они вряд ли найдут организацию, которая только числится в их регионе, а фактически там не находится.
Другой способ избежать проверки – сменить генерального директора и участников ООО или главных акционеров в ОАО, ЗАО. Такой способ еще называют квази-ликвидацией юридического лица. Как правило, новые участники (акционеры) и генеральный директор являются номиналами, о чем они сразу и заявляют на допросе, поэтому проверять деятельность организации уже становится бессмысленным.
Еще одним способом ухода от проверки являются всевозможные форс-мажорные обстоятельства (пожары, затопления документов бухгалтерского и налогового учетов). В случае пожара должны быть вызваны бойцы противопожарной охраны на тушение пожара. В дальнейшем дознаватели пожарной охраны будут изучать причины, приведшие к возгоранию и проводить дознание. Неблагоприятные последствия здесь в том, что при пожаре может сильно пострадать офисное помещение и оборудование. Менее рисковый способ – хищение документов. О факте хищения надо заявить в полицию и дать правильные показания оперативникам. Тут есть риск быть пойманным за заведомо ложный донос о преступлении.
Все сотрудники небольших компаний накануне проверки могут уйти в отпуск за свой счет в связи уважительными причинам. В такой ситуации инспекторам некого и нечего будет проверять. Среди неблагоприятных последствий – штраф за непредставление документов по требованию.
Исполнитель:
Юрист А.А. Куликов
Налоговая пришла, а дверь в компанию закрыта. Стучались, стучались и не достучались… Суды не всегда поддерживают налогоплательщиков в таком «негостеприимстве», а налоговая расценивает ситуации с закрытыми дверьми как противодействие. Но не всегда. Например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 29.01.14 №А56-32593/2013, суд поддержал налогоплательщика и объяснил, что воспрепятствование доступу должностных лиц на территорию компании – это не воспрепятствование проведению выездной проверки в общем.
Так можно ли как-то на «законных основаниях» потерять ключи или не открыть дверь? Или это будет считаться «противодействием»?
Назначению налоговой проверки предшествует большая работа — налоговые органы собирают и обобщают информации о налогоплательщике из внутренних и внешних источников.
К внутренним источникам относится информация, находящаяся в ведении налоговых органов. Например, государственные реестры по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ, ЕГРИП), по учету организаций и физических лиц (ЕГРН), данные налоговой и бухгалтерской отчетности, сведения о доходах физических лиц, сведения, полученные в ходе проведенных камеральных и выездных налоговых проверок и другие ресурсы налоговых органов.
К внешним источникам относится информация о налогоплательщиках, полученная законным путем, посредством обмена информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления.
Также налоговые органы анализируют любую общедоступную информацию, в отношении всех налогоплательщиков, независимо от их форм собственности и сумм уплаченных налогов, в том числе материалы сети интернет и средств массовой информации (рекламные объявления, публикации и т. д.), информацию, поступающую от юридических и физических лиц.
Выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок невозможен без всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников.
Разберем подробно, на что налоговая инспекция обращает внимание при выборе кандидатов для проверки.
Несоблюдение трудового законодательства также может привести предпринимателя к налоговой проверке. При этом ФНС учитывает как прямые доказательства нарушений, так и косвенные. К прямым относят сообщения, жалобы работников и контролирующих органов о несоблюдении законов о труде, несвоевременной выплате зарплаты, её выдаче в «конвертах» и т.п.
Налоговая служба постоянно ищет и выявляет фиктивные фирмы-«однодневки», создаваемые для отмывания денег и незаконного занижения налогооблагаемой базы. Причем в прицел попадают не только сами подозрительные компании, но и их контрагенты. Поэтому денежные расчеты предпринимателей с фирмами-«однодневками» являются прямым основанием для проведения проверки.
Суд над фиктивными предприятиями часто заканчивается признанием их сделок фиктивными с налоговой точки зрения. Таким образом, все оплаты этим фирмам не должны учитываться в составе валовых расходов, а суммы полученного НДС – в составе налогового кредита. Подобная ситуация приводит к необходимости пересчета в большую сторону уплаченных налогов у всех контрагентов фиктивных компаний.
Как предпринимателю избежать налоговой проверки: изучаем критерии риска
Существует строго определенный перечень критериев, которые сотрудники налоговой службы используют при планировании выездных проверок. Этот перечень содержится в приложении №2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». При совпадении нескольких из них компанию может ожидать выездная налоговая проверка.
- Во-первых, некоторые показатели, находящиеся значительно ниже среднего по отрасли уровня. Налоговую службу могут насторожить слишком низкие налоговые выплаты, уровень зарплат или рентабельности компании.
- Во-вторых, вопросы могут возникнуть, если расходы компании увеличиваются быстрее, чем доходы, или компания является убыточной два года и более.
- В-третьих, одним из поводов к назначению проверки может послужить заключение неоднозначных сделок — без очевидной выгоды либо с высокими налоговыми рисками.
- Выездную проверку могут назначить, если компания вовремя не предоставила ответ на запрос из налоговой службы, неоднократно меняла юридический адрес (если в результате изменений нужно менять место постановки на налоговый учет) или имеет большие налоговые вычеты (доля вычетов по НДС от общей суммы начисленного налога составляет от 89% за год). Для компаний, применяющих специальные режимы налогообложения, таким критерием также является приближение к предельному значению (менее чем на 5%), два и более раз за год, для ИП — сумма расходов, составляющая более 83% от суммы доходов.
Сначала надо проверить полномочия проверяющих. Для этого проверяющие должны предъявить служебные удостоверения и решение руководителя (или его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки.
Если вы не пускаете налоговиков в офис, это даёт им право расчетным методом самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате. Скорее всего, эта сумма будет больше, чем размер доначисленных налогов, который был бы определен во время проверки. Поэтому не имеет смысла препятствовать доступу проверяющих в ваш офис без крайне уважительных причин.
Воспрепятствие проверке
Право на посещение территории и помещения объектов, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору и надзору в сфере защиты прав потребителей, означает свободный, беспрепятственный доступ должностных лиц, осуществляющих надзор, к объектам, подлежащим проверке. Существует еще одна обязанность, возлагаемая на юридическое лицо, индивидуального предпринимателя при проведении в отношении их проверки это обязанность обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований.
В связи с этим очень важным моментом является ваше правильное поведение в условиях внезапности появления сотрудников контролирующего органа.
Юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц. Индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. Данные требования предусмотрены статьей 25 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
при проведении проверок.
Как избежать обвинений в противодействии налоговой проверке
И действия работников общества АС Северо-Кавказского округа (постановление от 06.02.15 № Ф08-10641/2014).
Отметим, что в случае дачи показаний работники и должностные лица могут сослаться на Конституции РФ. Согласно этой норме, никто не обязан свидетельствовать против себя.
Но эта ссылка возможна, только если на сам допрос работник явится.
Такой отказ нельзя считать противодействием налоговой проверке (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.11.12 № А46-10644/2012).
Но чаще противодействие проявляется в более обыденных нарушениях. Например, как непредставление или несвоевременное представление документов. Бывает, что при проведении налоговой проверки компания даже не объясняет причины этого.
Соответственно, решение суда основывается и на том, что компания препятствовала проведению налогового контроля (постановления АС Поволжского от 29.01.15 № Ф06-4489/2013, Ф06-19054/2013,Уральского от 22.05.15 № Ф09-1367/15 округов).
ПОМОЩЬ КОМПАНИЯМ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОВЕРКИ
1-ый этап. Вы хотите свести к минимуму вероятность назначения проверки или привести все в порядок, если проверка состоится.
Рекомендуемые действия:Налоговый аудит и защита активов компании.Бухгалтерский и налоговый аудит, изучение документов, выявление налоговых рисков и резервов. Составление плана действий по защите активов предприятий. Налоговый аудит дает Вам информацию о том, что следует ожидать вашей организации в случае, если завтра пройдет налоговая проверка, сколько вам доначислят налогов и штрафов.