Коммерческие организации: правовой статус

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Коммерческие организации: правовой статус». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Среди субъектов предпринимательской деятельности особое место занимают государственные и муниципальные унитарные предприятия. Несмотря на приватизацию государственных и муниципальных предприятий, их роль в экономике страны еще долгое время будет достаточно значительной. Необходимо учитывать, что приватизации государственной собственности, особенно крупных предприятий, процесс длительный. Кроме того, в некоторых сферах деятельности государство и в будущем сохранит за собой ключевые позиции, что предполагает и сохранение важной роли в рыночной экономике государственных и муниципальных предприятий.

Хозяйственные общества

Хозяйственные общества являются наиболее популярной формой корпоративной организации предпринимательской деятельности в рыночных условиях хозяйствования.

Согласно Ст. 66 ГК РФ хозяйственными товариществами и обществами признаются корпоративные коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе деятельности, принадлежит на праве собственности хозяйственному товариществу или обществу.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в организационно-правовой форме полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества).

Хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.

Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть физические лица – предприниматели и коммерческие организации.

Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица, а также публично-правовые образования.

Общества могут быть публичные и непубличные.

Таблица: Сравнительная характеристика ПАО и НАО

Показатели для сравнительного анализа

ПАО

НАО

Наименование

Наличие наименования на русском языке, обязательно упоминание о публичности Наличие наименования на русском языке, с обязательным указанием формы

Минимально допустимый размер уставного капитала

100.000 руб.

10.000 руб.

Допустимое число акционеров

Минимум 1, максимум не ограничен законом

Минимум 1, максимум не ограничен законом

Наличие права проведения открытой подписки для размещения акций

Имеется

Отсутствует

Возможность публичного обращения акций и ценных бумаг

Возможно

Не обладает подобным правом

Наличие совета директоров, либо наблюдательного совета Наличие обязательно

Разрешено не создавать, если акционеров не более 50

Образование коллегиального органа управления и ревизионной комиссии

Гражданский кодекс допускает, что образование коллегиального органа управления может быть предусмотрено не только уставом, но и законом.

В соответствии с действующим Федеральным законом от 08.02.98 № 14ФЗ «Об ОО)» в ООО образование совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии происходит по усмотрению участников общества. Учитывая, что новая редакция ГК тоже не требует от непубличных обществ обязательно создавать коллегиальный орган управления, в силу пункта 4 статьи 65.3 ГК РФ этот орган для обществ с ограниченной ответственностью факультативен (по закону его создание не обязательно, но может быть предусмотрено уставом). Что касается ревизионной комиссии (ревизора), то, согласно новой редакции Гражданского кодекса, на общества с ограниченной ответственностью распространяется то же правило, что и на непубличные акционерные общества: в устав можно включить положения об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом.

По решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, в устав общества могут быть включены следующие положения:
— о закреплении функций коллегиального исполнительного органа общества за коллегиальным органом управления общества (пункт 4 статьи 65.3) полностью или в части либо об отказе от создания коллегиального исполнительного органа, если его функции осуществляются указанным коллегиальным органом управления;
— о передаче единоличному исполнительному органу общества функций коллегиального исполнительного органа общества (п. 3 ст. 66.3 ГК РФ).

Эти опции рассчитаны на случай, когда в обществе были созданы одновременно коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет) и коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция), а затем коллегиальный исполнительный орган ликвидируется. В этом случае возникает вопрос: должна ли его компетенция в полном объеме отойти к единоличному исполнительному органу или ее можно полностью или частично передать коллегиальному органу управления? Новая редакция ГК допускает и тот, и другой вариант. Участники непубличного общества вправе самостоятельно решать, как распределить полномочия ликвидируемого коллегиального исполнительного органа. Очевидно, если такого органа в обществе не было изначально, то и не возникает проблемы распределения его функций и компетенции (соответственно, подпункты 2 и 3 п.3 ст. 66.3 ГК РФ к этим ситуациям не применяются).

Свобода самоорганизации непубличных обществ – результат компромисса всех его участников
Свободе внутрикорпоративной самоорганизации непубличных обществ противостоит принцип единогласия всех участников непубличного общества при реализации предоставленных законодательством диспозиций.
Применение диспозитивных норм влечет за собой потенциальную угрозу, что доминирующие участники общества навяжут более слабым неконтролирующим участникам такие правила внутрикорпоративных отношений, которые повлекут несоблюдение интересов последних. Для предотвращения таких негативных последствий в законодательстве устанавливаются условия применения диспозитивных норм. Одним из них является принцип консенсуса (единогласия всех участников общества) при реализации предусмотренных законом диспозиций. Его суть в том, что отступление от некоторых диспозитивных норм законодательства и закрепление в уставе непубличного общества иного правила возможно, только если соответствующее решение принято всеми участниками общества единогласно. Тем самым неконтролирующие участники могут блокировать введение в обществе невыгодных им правил по желанию доминирующих участников.

Этот механизм заимствован из правового регулирования деятельности ООО, так как закон № 14-ФЗ всегда содержал такой ограничитель для навязывания некоторых решений доминирующими участниками неконтролирующим участникам. Для акционерных же обществ это было несвойственно. Но новая редакция унифицирует режим диспозитивного правового регулирования всех непубличных обществ (ООО и непубличных АО), поэтому непубличные акционерные общества тоже смогут отступать от диспозитивных норм только на условиях единогласия.

Использование принципа единогласия при реализации диспозитивных норм имеет свои недостатки. Это создает избыточную защиту интересов неконтролирующих участников (акционеров), сужая возможности внутрикорпоративной самоорганизации. Очевидно, что единогласия всех участников общества можно достичь только при их ограниченном числе и фактическом участии каждого из них в принятии решений. Непубличное общество с несколькими десятками участников (акционеров), особенно если среди них есть «мертвые души», вряд ли сможет воспользоваться свободой внутрикорпоративной самоорганизации просто из-за невозможности достичь единогласия всех участников (акционеров).
В связи с этим стоит вспомнить о еще одном механизме обеспечения баланса интересов контролирующих и неконтролирующих участников, а именно о компенсационных выплатах неконтролирующему меньшинству. Согласно действующим законам № 208-ФЗ и № 14-ФЗ, этот механизм используется при принятии особо значимых решений, изменяющих условия участия в обществе (решений об одобрении крупных сделок, реорганизации общества, внесении в устав изменений, уменьшающих объем прав участников, и т. п.). Для таких мероприятий достаточно решения преобладающего большинства участников (акционеров), поэтому участникам общества, не поддерживающим данное решение (это объективно меньшинство), законодательство предоставляет право предъявить требование о выкупе их акций (долей), то есть покинуть общество.

С учетом этого на случай невозможности достичь единогласного решения по поводу установления в обществе тех или иных отклонений от диспозитивных правил законодательства эффективным выходом из создавшейся проблемы было бы расширение сферы применения компенсационных выплат. Тогда несогласное меньшинство будет вправе требовать у контролирующих участников выкупа их акций (долей), а оставшиеся участники смогут принять необходимое единогласное решение.

Еще одна сфера, к которой применяются разные правила в зависимости от публичности или непубличности общества, – это порядок удостоверения лиц, участвующих в общем собрании участников (акционеров), и принятых собранием решений.

КОРПОРАТИВНЫЕ

Потребительские кооперативы

потребительские общества

жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы

садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы

общества взаимного страхования

кредитные кооперативы

сельскохозяйственные потребительские кооперативы

Общественные организации

политические партии

созданные в качестве юридических лиц профсоюзы (профсоюзные организации)

органы общественной самодеятельности

территориальные общественные самоуправления

Общественные движения

Общины коренных малочисленных народов РФ

Ассоциации и союзы

некоммерческие партнерства

объединения работодателей

объединения профсоюзов, кооперативов и общественных организаций

торгово-промышленные палаты

саморегулируемые организации

нотариальные палаты

Казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в РФ

Товарищества собственников недвижимости

Адвокатские палаты

Адвокатские образования, являющиеся юридическими лицами

коллегии адвокатов

адвокатские бюро

юридические консультации

УНИТАРНЫЕ

Фонды

государственные фонды развития промышленности

общественные фонды

благотворительные фонды

фонды взаимного кредитования и фонды проката

фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности

негосударственные пенсионные фонды

Учреждения

государственные (в том числе государственные академии наук): казенные, бюджетные, автономные

муниципальные: казенные, бюджетные, автономные

частные (в том числе общественные)

Религиозные организации

Публично-правовые компании

Автономные некоммерческие организации

Государственные корпорации

Читайте также:  Налоговый вычет: что нужно знать при покупке квартиры

Потребительский кооператив — основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов (п. 1 ст. 123.2 ГК).
Правовое положение потребительских кооперативов определяется как ГК, который устанавливает общие положения, регламентирующие организацию и деятельность всех потребительских кооперативов, так и специальными законами об отдельных видах потребительских кооперативов.
Гражданский кодекс определяет примерный (неисчерпывающий) перечень видов потребительских кооперативов, к которым относятся жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы (п. 3 ст. 50 ГК).
Все указанные некоммерческие корпорации объединяет общее — целью создания, в отличие от производственных кооперативов, создаваемых для совместной хозяйственной деятельности, основанной на личном труде их участников, является удовлетворение материальных и иных потребностей их членов, а различает то, удовлетворение каких именно материальных и иных потребностей преследуют граждане и (или) юридические лица, участвующие в создании того или иного кооператива, — в жилье, садоводстве или огородничестве и т.д.
В настоящее время деятельность различных видов потребительских кооперативов регламентируют Закон о потребительской кооперации, Закон о сельскохозяйственной кооперации, Закон о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, Закон о кредитной кооперации, Закон о ЖНК, ЖК (разд. V «Жилищные и жилищно-строительные кооперативы»).
Члены потребительского кооператива не обязаны лично участвовать в его делах, но должны вносить вклады в имущество кооператива. С этой точки зрения потребительские кооперативы сравнивают с объединениями капиталов, тогда как производственные кооперативы ближе к объединениям лиц.
В создании потребительского кооператива в качестве его учредителей (членов) могут выступать как граждане, так и юридические лица (коммерческие или некоммерческие), если специальных ограничений не предусмотрено федеральным законом в отношении какого-либо из видов кооператива. Минимальное число учредителей также может быть установлено специальным законом в отношении отдельных видов кооперативов. Граждане или юридические лица могут одновременно участвовать в нескольких потребительских кооперативах, в том числе однородных по характеру деятельности.

ждение — унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 123.21 ГК).

Главным отличием учреждения от всех других организационно-правовых форм некоммерческих организаций является то, что оно единственное не является собственником закрепленного за ним имущества. Собственником имущества созданного учреждения является его учредитель, а на закрепленное собственником за учреждением и приобретенное самим учреждением по иным основаниям имущество оно приобретает право оперативного управления (ст. ст. 296, 298 — 300 ГК).

Учреждение может быть создано как гражданином, так и юридическим лицом либо публично-правовым образованием. При этом в создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.

В организационно-правовой форме учреждения в настоящее время действует большинство организаций образования, просвещения и науки, здравоохранения, культуры и спорта (школы и вузы, научные институты, больницы, музеи, библиотеки, театры и т.п.). Учреждениями также являются органы государственной и муниципальной власти и управления. Особенности правового положения отдельных видов учреждений устанавливаются специальным законодательством.

В зависимости от того, кто является учредителем учреждения, закон выделяет следующие виды учреждений: частные учреждения (когда учреждение создано гражданином или юридическим лицом) и государственные или муниципальные. В свою очередь, государственные или муниципальные учреждения в зависимости от порядка финансового обеспечения деятельности и объема правоспособности подразделяются на казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником.

Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (независимо, как и за счет кого оно приобретено).

Частное и казенное учреждения отвечают по своим обязательствам только находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам таких учреждений несет собственник их имущества.

Автономное и бюджетное учреждения без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними собственником или приобретенным за счет средств, выделенных им собственником на приобретение такого имущества. Недвижимым имуществом бюджетное учреждение также не вправе распоряжаться без согласия собственника, независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено, а автономное — только если оно было приобретено за счет собственника или им закреплено за учреждением. Остальным имуществом, находящимся у бюджетного и автономного учреждений на праве оперативного управления, они по общему правилу вправе распоряжаться самостоятельно (ст. 298 ГК).

В отличие от частного и казенного, бюджетное и автономное учреждения отвечают по обязательствам всем находящимся у них на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.

По обязательствам бюджетного и автономного учреждений при недостаточности их имущества, которым в соответствии с законом они могут отвечать, субсидиарную ответственность несет собственник, только если обязательство связано с причинением вреда гражданам (п. п. 5, 6 ст. 123.22 ГК).

Управление в учреждении: учредитель назначает его руководителя, являющегося единоличным исполнительным органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем (как это предусмотрено, например, в государственных высших учебных заведениях).

По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю.

Частное учреждение может быть преобразовано учредителем в автономную некоммерческую организацию или фонд. Законом могут быть предусмотрены случаи, когда государственное или муниципальное учреждение может быть преобразовано в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм.

Особенности правового положения казенного, бюджетного учреждений и частного учреждения определены соответственно в нормах БК и Закона о некоммерческих организациях, автономного учреждения — Закона об автономных учреждениях. Кроме того, правовое положение учреждений (особенности создания, структуры органов управления, ликвидации и пр.), в зависимости от осуществляемых ими функций и видов деятельности, определяется в многочисленных федеральных законах, в том числе не являющихся специальными Законами об учреждениях: «Об образовании в Российской Федерации», «О науке и государственной научно-технической политике» и др.

Публичные хозяйственные общества

Публичное акционерное общество (ПАО) представляет форму организации, при которой ценные бумаги и акции обращаются и размещаются на условиях полной публичности. Прекращение обращения акций на рынке может привести к переходу данной формы в непубличную. С 1 сентября 2014 года все ОАО, соответствующие определению публичности автоматически стали ПАО.

Законом установлена компетенция общего собрания акционеров, не подлежащая расширению уставом. В данной форме юридического лица формируется наблюдательный совет, состоящий не менее чем из пяти членов общества.

Ведением реестра акционеров, а также исполнением функций счетной комиссии занимается специальная, имеющая лицензию на занятие данной деятельностью, независимая организация. Начало действия закона об обязательном ведении реестра акционеров регистратором – 1 октября 2014 года (ФЗ № 142 от 02.07.2013г.).

По наличию количества акций и голосов у акционеров нет ограничений, и вся информация об этом относится к публичной, что закреплено на законодательном уровне.

Ответственность дочерних юридических лиц

В связи с возникшими вопросами по поводу согласия, которое должно давать основное общество дочернему, Министерство экономического развития предложило внести изменения в закон.

  1. Если сделка дочернего общества заключена с согласия или для целей необходимых основному обществу, то она считается законной, и тогда основное общество будет отвечать солидарно по обязательствам с дочерним.
  2. Должен быть заключен договор между основным и дочерним обществами, в котором должно быть указано право основного общества давать дочернему обществу указания.
  3. Заключенной считается только та сделка, которая получила одобрение от основного общества на основании договора между основным и дочерним обществом. У дочернего общества имеется право ограничения ответственности основного общества.

Центробанк информирует: Признаки публичности или непубличности у акционерных обществ / Газета Знамя

В каких случаях акционерное общество является публичным или непубличным, и какое из данных понятий необходимо включить в его наименование?

Читайте также:  Какую отчетность должен сдавать ИП на УСН в 2023 году

Сергей Козлов (Тверь)

Николай Комаров, управляющий Отделением Тверь ГУ Банка России по Центральному федеральному округу

В связи с изменениями Гражданского кодекса РФ (с 1 января 2014 г.) были исключены понятия «открытое» и «закрытое» акционерное общество и введены новые — «публичное» и «непубличное» (ст. 66.3 ГК РФ).

Общества обязаны привести наименования в соответствие с новыми положениями ГК РФ. Необходимо внести изменения в устав ЗАО и ОАО, сменив наименование на АО (для непубличных) или ПАО (для публичных).

Согласно ГК РФ публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются путем открытой подписки или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Общества, которые не отвечают данным признакам, признаются непубличными.

Публичным обращением ценных бумаг является предложение их неограниченному кругу лиц. Условием публичного обращения акций является регистрация плана приватизации, являющегося проспектом эмиссии ценных бумаг.

Если план приватизации предусматривал свободную продажу части обыкновенных и привилегированных акций типа Б неограниченному кругу лиц, например, на аукционе или конкурсе (торгах), и свободная продажа обыкновенных акций состоялась, то общество будет считаться публичным.

Если у общества отсутствуют документы о реализации акций, общество может обратиться с запросом, например, в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и (или) Государственный архив РФ.

Вместе с тем продажа только привилегированных акций типа «Б» не влечет возникновение признаков публичности. Те же принципы применимы и к проводимому в открытой форме инвестиционному конкурсу (торгам), за исключением ситуации, когда по условиям такого конкурса победителем конкурса (торгов) стало одно юридическое или физическое лицо: в таком случае общество является непубличным.

Если речь идет о предусмотренном планом приватизации инвестиционном конкурсе (торгах), круг участников которого ограничен (например, среди производителей сельскохозяйственной продукции), то такие способы отчуждения акций не будут считаться публичным обращением, следовательно, общество является непубличным.

Важно отметить, что, вне зависимости от наименования, при соответствии общества признакам, указанным в п. 1 ст. 66.3 ГК РФ, оно признается публичным. К обществу, не обладающему признаками публичности, но назвавшему себя «публичное», будут применяться требования, установленные законодательством для публичного акционерного общества.

  • Обстоятельства, при наличии хотя бы одного из которых акционерное общество относится к непубличным:
  • – распределение акций среди учредителей и (или) приобретение единственным учредителем и иные способы приобретения акций ограниченным кругом лиц;
  • – на 1 сентября 2014 г. акционерное общество являлось «закрытым акционерным обществом»;
  • – акции, которые ранее публично размещались или публично обращались, были погашены;

– вступило в силу полученное эмитентом решение Банка России об освобождении от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Вместе с тем, если после получения указанного освобождения зарегистрирован проспект ценных бумаг или дополнительный выпуск, способ размещения которого позволяет определить общество как публичное (например, открытая подписка), то освобождение утрачивает силу.

Если ни один из указанных признаков не относится к акционерному обществу, то в случае возникновения трудностей и невозможности самостоятельно определить к какому — публичному или непубличному относится общество, оно имеет право обратиться в Банк России (его территориальное учреждение) с соответствующим запросом.

Публичные и непубличные хозяйственные общества

К публичным обществам относятся акционерные общества, акции которых и конвертируемые в их акции ценные бумаги публично размещаются (путем открытой подписки) и/или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ).

К непубличным обществам относятся акционерные общества, которые не отвечают признакам публичного общества, и ООО. С внесением изменений в ГК РФ Законом № 99-ФЗ произошло сближение непубличных акционерных обществ и ООО.

Публичные акционерные общества (ПАО) основаны на акциях, свободно обращающихся на масштабном рынке, с неограниченным и динамично меняющимся составом участников (акционеров). Деятельность ПАО в значительной мере регулируется императивными нормами об эмиссии акций и других ценных бумагах, раскрытии информации, компетенции органов управления и т.д.

В непубличных акционерных обществах (АО) относительно небольшой и фиксированный состав участников, характеризующийся большой стабильностью, используются специальные механизмы регулирования персонального состава участников. Деятельность непубличных обществ в значительной степени регулируется диспозитивными законодательными нормами, допускающими большую свободу внутрикорпоративной самоорганизации.

Далее будут рассмотрены характеристика, создание, организация деятельности и управление ЮЛ каждой организационно-правовой формы. Вначале изложены понятия, особенности соответствующей организационно-правовой формы и взаимоотношение ЮЛ с его участниками.

Затем рассмотрены вопросы создания, деятельности и управления на различных этапах жизненного цикла ЮЛ различных организационно-правовых форм в сравнении с целью более глубокого понимания проблем, их различия для разных организационно-правовых форм и их выбора.

  • КОММЕЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Хозяйственные товарищества
  • Деятельность хозяйственных товариществ регулируется статьями 66 – 86 ГК РФ.
  • Полное товарищество
  • Полное товарищество (ПТ) — это хозяйственное товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними учредительным договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени ПТ и солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам ПТ всем принадлежащим им имуществом.
  • Участниками ПТ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации.
  • В свою очередь хозяйственные товарищества сами могут быть учредителями (участниками) других хозяйственных товариществ и обществ, за исключением случаев, предусмотренных законом.
  • Хозяйственные товарищества действуют на основе учредительного договора, имеющего юридическую силу устава.

Учредительный договор ПТ должен содержать следующие основные сведения: о наименовании и месте нахождения ПТ; об условиях образования, размере и составе складочного капитала ПТ; о размере, составе, сроках и порядке внесения и изменения долей участников в складочном капитале; об ответственности участников за нарушение обязанности по внесению вкладов; об управлении в ПТ, ведении дел в ПТ; о распределении прибыли и убытков ПТ; об изменении состава и выходе участников; об отчуждении доли (части доли) участника в складочном капитале ПТ; об обращении взыскания на долю участника в складочном капитале ПТ; о ликвидации ПТ. Если ПТ создается на определенный срок, этот срок должен быть указан в учредительном договоре.

Учредительный договор составляется в простой письменной форме, подписывается всеми товарищами, считается заключенным с момента его подписания, однако для третьих лиц он вступает в силу только с момента государственной регистрации ПТ.

В ПТ нет ограничений на минимальную величину складочного капитала, поскольку интересы кредиторов обеспечиваются возложением на участников солидарно — субсидиарной ответственности по долгам товарищества. Однако, не допускается снижение размера чистых активов полного товарищества ниже установленного учредительным договором размера складочного капитала.

ПАО, ООО или кооператив: какие формы существуют и зачем

Производственный кооператив похож на партнерства и товарищества, но вступают в него все: ИП, компании, физлица. Заниматься кооперативы могут производственной или хозяйственной деятельностью: чинить одежду и обувь, производить консервы, устраивать свадьбы.

Максимальное количество участников

От пяти до бесконечности

Уставной капитал

В виде паевого фонда, сумма любая

Ответственность

Отвечает имуществом, не отвечает за обязательства участников. Иногда участники могут отвечать за кооператив личным имуществом — если об этом написано в уставе

Какие налоги платят

Публичные и непубличные общества организуются и действуют в соответствии с нормами законодательства.

Деятельность организаций регулируется нормативно-правовыми актами и положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.

Деление на публичные и непубличные общества стало актуально после принятия изменений в законодательство в 2014 году.

Главные различия публичного и непубличного общества касаются манипуляций с акциями.

Публичное общество – форма функционирования юридического лица, которая подразумевает свободное обращение акций компании на рынке. Акционеры, участники общества, имеют право на отчуждение акций, которые принадлежат им.

Характерные признаки публичного общества:

  • Акции обращаются на рынке свободно.
  • Нет необходимости открывать накопительный счет.
  • До регистрации не нужно вносить денежные средства для формирования уставного капитала.
  • Нет ограничений по количеству акционеров.
  • Процессы инвестирования прозрачны, публичны.

Управляющим органом общества является собрание акционеров. Собрание может принимать решения и регулировать деятельность общества в рамках, предусмотренных нормами закона.

К компетенции собрания акционеров относят важные вопросы деятельности юридического лица. Текущее руководство осуществляется директором или дирекцией, которые являются исполнительной властью общества.

Право решать все вопросы, за исключением проблем, находящихся в компетенции собрания акционеров, имеет также совет директоров.

Контрольную функцию выполняет ревизионная комиссия.

Особенность: члены совета директоров не могут входить в состав ревизионной комиссии.

Читайте также:  Как вести себя, если остановил инспектор ГИБДД

Ежегодно проводится собрание акционеров компании – сроки должны быть указаны в уставном документе организации.

Непубличное общество – форма организации юридического лица, отличительной чертой которого является отсутствие возможности свободного отчуждения акций. Акции распределяются только в среде учредителей.

Признаки и особенности непубличного общества:

  • Ограниченное количество членов общества (число не должно превышать 50).
  • Капитал могут составлять деньги, ценные бумаги, имущество.
  • Закрытый характер распределения акций.
  • Нет указания на публичность общества в уставном документе.
  • Введено ограничение на уставной капитал – не менее 10000 рублей.
  • Акции не могут быть размещены на биржах.

Реестром участников общества занимается регистратор. Решения акционеров необходимо подтверждать регистратором или нотариусом.

Особенности деятельности публичных и непубличных обществ определяется нормами законодательства.

Основным законом, нормирующим деятельность юридических лиц, является Гражданский кодекс.

Последние изменения законодательства касаются организации и особенностей работы обществ:

  • Принятие решений членами общества обязательно должно подтверждаться регистратором или нотариусом – таким образом, процедура усложнилась, поскольку до введения таких изменений подтверждение не было обязательным.
  • Введено положение, требующее ежегодного аудита.
  • Ликвидация данного юридического лица невозможна, если общество не выплатило все обязательства перед кредиторами.
  • Если осуществляется реорганизация в передаточном акте обязательно необходимо закрепить все изменения – без этого нельзя совершить передачу прав и обязанностей правопреемнику.
  • Одна организация, по закону, может иметь несколько директоров.
  • При регистрации участники общества должны выплатить ? уставного капитала, остальную сумму – в течение года после момента официальной регистрации.
  • Если капитал вносится не деньгами, а имуществом, необходимо воспользоваться услугами независимого оценщика имущества. Капитал могут формировать ценные бумаги.
  • Материальная ответственность лежит на руководителях – при необходимости кредиторы могут потребовать у руководителя покрытия убытков.

Устав общества – основной документ, на котором основана деятельность товарищества, имеет нормативный характер и определяет особенности функционирования юридического лица.

Положения документа принимаются акционерами при регистрации общества.

В документе должны быть указаны нормы и правила внутренних и внешних взаимоотношений общества.

Устав содержит общую и специальную часть.

Первая содержит общие положения деятельности и их соотношение с законами государства.

Специальная часть отражает индивидуальные особенности и признаки деятельности юридического лица, поэтому данная часть не может быть идентичной для двух разных обществ.

В тексте документа необходимо указать:

  • Наименование организации.
  • Адрес/Метро регистрации общества.
  • Тип юридического лица.
  • Особенности капитала организации.
  • Права участников общества.
  • Особенности и органы управления.
  • Ответственность участников.

Устав должен отображать особенности избрания ревизионной комиссии, проведения собраний акционеров, выплаты доходов по акциям.

Публичным следует считать акционерное общество, в котором акции и ценные бумаги, конвертируемые в них, размещаются посредством открытой подписки или публичного оборота в соответствии с условиями, установленными нормативными актами. Оборот осуществляется внутри неопределенного круга участников. Публичное общество отличается динамично меняющимся и неограниченным субъектным составом. Открытость означает, что компания ориентирована на широкий круг участников. Для публичного общества характерно большое число разноплановых акционеров. Для соблюдения баланса интересов участников деятельность в таких АО регламентируется преимущественно императивными нормами. Они предписывают стандартные, однозначные правила поведения корпоративных участников. Использование положений, которые не допускается изменять по усмотрению преобладающих субъектов компании, гарантирует привлечение инвестиций.

Дополнительные различия, вытекающие из организационно- правовых форм

Давая характеристику публичным и непубличным компаниям, многие юристы-исследователи сталкиваются с определенными трудностями. Последние вызваны тем, что законодатель (можно сказать щедро и не всегда систематично!) «разбросал» их по ГК РФ и закону об АО. При этом он зачастую отдавал предпочтение отсылочным или обязывающим нормам. Например, определив понятие публичной организации, он тут же указал, что если ООО или АО не обладает характеристиками такого юрлица, то оно считается непубличным. Поэтому и приходится в тексте законов выискивать каждую статью, содержащую обязательное требование к одной организационно-правовой форме и на ее основе выводить противоположную возможность для другой.

Например, ГК РФ (ст.97) четко указывает, что ПАО не может дать Общему собранию полномочия по решению вопросов, которые (по закону) должны решать другие органы общества. А отсюда следует вывод, что непубличная компания, в свою очередь, вправе сделать это.

Или другой пример, ГК РФ запрещает публичной компании размещать привилегированные бумаги ниже номинальной цены обычных акций. При этом он ничего не говорит о НАО. Следовательно, она имеет полное право на подобную операцию.

Если внимательно проанализировать и другие подобные нормы, то можно прийти к выводу, что в целом они предоставляют дополнительные возможности для непубличных компаний. К главным из них можно отнести право акционера требовать исключения другого совладельца из Общества при нарушении им устава, возможность существования нескольких типов привилегированных акций, предназначенных для голосования по определенным вопросам, и даже возможность принятия решения Общим собранием по проблемам, не обозначенным в повестке дня, если на нем присутствовали все акционеры. Такая «свобода» в ПАО немыслима.

Суть и признаки публичных и непубличных обществ

Для того чтобы понять, как определить статус того или иного общества, необходимо про­анализировать нормы, в которых дано определение этих категорий.

Публичное общество— акционерное общество, акции которого и ценные бумаги, конверти­руемые в его акции:

публично размещаются (путем открытой подписки);

и/или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.

Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является пуб­личным (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ).

Публичное общество — хозяйственное общество, основанное на акциях (ценных бумагах), которые размещаются и обращаются среди неопределенного круга лиц. Это общество с неог­раниченным и динамично ме­няющимся составом участников. Публичность означает, что корпорация ориентируется на неограниченный круг участников (акции предлагаются для продажи широкому кругу лиц).

Для публичных обществ характерно большое количество разноплановых акционеров. В целях обеспечения баланса интересов последних деятельность таких АО преимущественно регулируется императивными нормами, которые предписывают однозначные, стандартные правила поведения участников корпорации. Использование стандартов, которые не могут быть изменены по усмотрению преобладающих участников общества, гарантирует привлечение инвесторов.

Публичные общества производят заимствования на рынке ценных бумаг среди неог­раниченного круга лиц, они охватывают больший массив разноплановых инвесторов: институциональных (государство, банки и инвестиционные компании), коллективных (фонды коллективного инвестирования, пенсионные фонды), мелких индивидуальных инвесторов. Дея­тельность публичных обществ в большей мере регулируется императивными нормами, призванными обеспечить баланс интересов неоднородной и динамично меняющейся массы инвесторов. Потому у этого типа хозяйственного общества, в отличие от непубличного, невелика свобода внутрикорпоративной самоорганизации.

Непубличное общество— хозяйственное общество, которое не отвечает признакам, установленным законодательством для публичных обществ. Это общество с ограниченной ответственностью и акцио­нерное общество, которое не отвечает признакам, указанным в п. 1 ст. 66.3 ГК РФ (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ).

Непубличные общества — это, во-первых, хозяйственные общества, акции которых размещаются среди заранее определенного круга лиц и не выходят на публичное обращение. Во-вторых, к этой категории относятся общества, основанные на малооборотном активе — доле в уставном капитале ООО. Такие компании ориентированы на ограниченный, небольшой, заранее определенный состав участников. Они могут применять специальные механизмы контроля персонального состава своих участников и у них значительно больше свободы внутрикорпоративной самоорганизации.

Деятельность непубличных обществ преимущественно регулируется диспозитивными нормами законодательства, допускающими установление индивидуальных правил поведения (взаимодействия) участников корпорации по их усмотрению. Непубличные общества не производят заимствований с открытого рынка. Им адресовано больше диспозитивных норм, у них потенциально большая свобода внутрикорпоративной самоорганизации — то есть возможность устанавливать правила взаимодействия по своему усмотрению.

Понятие и признаки публичного общества

Публичные и непубличные общества организуются и действуют в соответствии с нормами законодательства.

Деятельность организаций регулируется нормативно-правовыми актами и положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.

Деление на публичные и непубличные общества стало актуально после принятия изменений в законодательство в 2014 году.

Главные различия публичного и непубличного общества касаются манипуляций с акциями.

Публичное общество – форма функционирования юридического лица, которая подразумевает свободное обращение акций компании на рынке. Акционеры, участники общества, имеют право на отчуждение акций, которые принадлежат им.

Характерные признаки публичного общества:

  • Акции обращаются на рынке свободно.
  • Нет необходимости открывать накопительный счет.
  • До регистрации не нужно вносить денежные средства для формирования уставного капитала.
  • Нет ограничений по количеству акционеров.
  • Процессы инвестирования прозрачны, публичны.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *