Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Для чего необходима трасологическая экспертиза». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Вопросы, которые ставятся перед экспертом трасологической экспертизы, должны быть занесены в определение о назначении. Вопросы формируются и составляются так, чтобы эксперт благодаря им смог правильно и наиболее полно сформировать картину ДТП и предоставить информацию, которая позволит правильно и точно разрешить дело об административном правонарушении.
Стоимость трасологической экспертизы зависит от срочности и сложности происшествия, от региона проведения, репутации и известности экспертного учреждения или эксперта. Самая дешевая стоимость экспертизы равняется примерно 3 – 5 тысячам рублей, но это, если авария «простая» и вызов не срочный. Сложное дорожно-транспортное происшествие, например, если в него были вовлечены несколько участников, либо имеются пострадавшие, или причинен значительный ущерб, то цена такой экспертизы возрастает в разы и минимальная цена на нее начинается примерно с 10 тысяч рублей.
Оплату стоимости трасологической экспертизы может взять на себя один из участников ДТП на добровольной основе. Также участник дела, направлявший ходатайство о проведении экспертизы, может включить ее стоимость в сумму трат, которые указываются в ходатайстве, а также указать на то, чтобы она была оплачена той стороной, которая проиграет, то есть будет признана виновной.
В ситуации, когда ни одна из сторон, участвующая в делопроизводстве не согласна брать на себя затраты по оплате услуг эксперта, а провести экспертизу необходимо, то вопрос о том, кто ее будет оплачивать решает суд и устанавливает доли.
Автотехническая экспертиза имеет определенную классификацию, зависящую от объекта, предмета, порядка и последовательности исследований. В трасологическую типологизацию входят следующие виды экспертиз:
- Гомеоскопическая — изучение человеческих следов (одежды, обуви, отпечатков пальцев рук, ног, крови).
- Механоскопическая — исследование механизмов, инструментов, орудий и предохранительных устройств.
- Транспортная — определение отпечатков транспортных средств.
- Экспертиза животных следов.
- Идентификационная.
- Не идентификационная — диагностическая, ситуационная, реконструкционная и классификационная.
- Первичная, повторная и дополнительная.
К тому же в трасологическую экспертизу могут быть вовлечено разное количество специалистов, что определяет форму проведения исследования — единоличное, комплексное или комиссионное.
Номенклатура трасологической экспертизы при ДТП
Для проведения объективного трасологического исследования дорожно-транспортного происшествия, эксперт-трасолог должен владеть максимальным количеством информации о происшествии. Подавать же нужные для экспертизы материалы следует в виде:
- схемы места аварии на основании, фиксирующих факт ДТП, актов;
- протокола осмотра места происшествия, составленного правоохранительными структурами;
- фотографий и видео с места аварии, соответствующих судебным нормам;
- протокола техосмотра транспортного средства на предмет подтверждения его исправности;
- справка-свидетельство о ДТП от службы ГБДД;
- фото или видео ДТП, сделанное участниками самого происшествия.
Также трасологу необходимо предоставить возможность наружного обследования полученных повреждений у всех автомобилей-участников аварии.
Состав документов, подаваемого на транспортный анализ, может изменяться в зависимости от объема исходных данных и поставленных задач. К примеру, иногда бывает достаточно только одних подробных фотоматериалов ДТП.
- идентификация конкретного человека (животного) по следам зубов;
- получение информации о индивидуальных признаках человека (пол, возраст и др.);
- реконструирование отдельных обстоятельств событий (количество людей принимавших пищу и др.).
Требования к материалам, направляемым на экспертизу
Сравнительным материалом для проведения экспертизы служат слепки, изготовленные с зубов конкретного лица. Во всех случаях должны быть представлены не менее трех следов надкуса (полученных при сближенных, но несомкнутых челюстях) и трех следов откуса (полученных при сомкнутых челюстях), слепки зубов верхнего и нижнего ряда, следы зубов на предмете, аналогичном объекту экспертизы. Слепки изготавливаются зубным врачом (техником).
Вопросы, решаемые при проведении экспертизы следов зубов человека
- Не образованы ли следы на объектах или повреждения на теле от воздействия зубов?
- Зубами животного или человека образованы следы?
- Каковы особенности строения зубов человека, оставившего следы?
- Какими зубами (коренными, резцами, клыками) оставлены следы?
- Оставлены ли следы зубов зубами конкретного человека (животного)?
Виды трасологических экспертиз можно условно поделить на 4 крупные группы: гомеоскопические, механоскопические, транспортные, исследование животного и растительного мира.
Первая помогает изучить следы человека, вторая – предметов, механизмов, третья – транспортного средства, последняя – животных.
Вид экспертизы |
Что исследуют |
Гомеоскопическая |
Следы рук, ног, обуви, зубов, губ, ногтей, частиц кожи, иных частей тела |
Механоскопическая |
Следы взлома, орудий, механизмов, замков, пломб, узлов, изделий, установление целого из нескольких частей |
Транспортная |
Следы ходовой, выступающих частей ТС, а также обломков автомобиля |
Исследование животного мира |
Следы копыт, лап, подков животных их зубов, когтей, шерсти |
Методика проведения исследования
Применяемые методы зависят от того, какие конкретно цели и задачи стоят перед экспертизой. По видам объектов исследования условно можно выделить несколько подгрупп, в частности:
- Сколько автомашин успели оставить следы на месте аварии?
- Каким из транспортных средств они принадлежат, в том числе — с точным определением принадлежности изъятых следов протекторов каждой из моделей?
- Насколько обнаруженные следы, с учетом их форм и размеров предполагают возможность столкновения данных автомашин?
- Какова конкретная принадлежность поврежденных фрагментов, которые обнаружились на месте ДТП?
- Насколько вероятно, что эти фрагменты некогда являлись единым целым (стеклом, пластмассой, краской) либо это детали от различных автомобилей?
Стоимость трасологической экспертизы
Говорить о какой-то фиксированной единой цене на трасэкспертизу не приходится: она может варьироваться, в зависимости от сложности конкретного происшествия, наличия фактического материала, региона, где произошло происшествие. Важное значение играет временной фактор: естественно, скорость выполнения работ потребует дополнительных затрат.
Особенно данное обстоятельство касается проведений экспертизы в судебном порядке – в этом случае плата может достигнуть 15 тысяч рублей и более.
В ситуациях же, когда ограниченность во времени не является препятствием, и эксперты имеют возможность самостоятельного поиска дополнительных материалов по данной аварии, процедура может проводиться более скрупулезно, длиться несколько недель и стоить около 8-9 тысяч.
У этого непонятного термина очень простое определение.
Трасологическая экспертиза — это исследование различных следов и отпечатков с целью определить, откуда они появились и кому (или чему) принадлежат.
Эта наука путем сложных расчетов воссоздает механизм ДТП и устанавливает последовательность взаимодействия и получения повреждений объектами.
Таким образом, назначение данного исследования — восстановить полную картину ДТП в подробностях.
Объекты трасологической экспертизы — это разного рода следы, отпечатки и повреждения, оставленные живым существом или неодушевленным предметом.
Когда проводят трасологическую экспертизу:
- в спорных ситуациях при восстановлении действий водителей, результатом которых стало ДТП;
- для выяснения, присутствовал ли вообще автомобиль на месте происшествия;
- когда нужно определить, соответствуют ли повреждения на транспортном средстве обстоятельствам ДТП;
- чтобы доказать, что вины водителя или пешехода в создании аварийной ситуации на дороге не было;
- если страховая компания отказывается оплачивать ремонт или выделяет для этого несоразмерно маленькую сумму.
Виды автомобильных экспертиз после ДТП: Трасологическая экспертиза
Порядок проведения трасологической экспертизы подчиняется следующему алгоритму:
- этап предварительного исследования;
- детальное изучение аварии;
- Обобщение полученных результатов (совокупно на этом этапе производится оценка ущерба автомобиля после ДТП);
- письменное оформление данных.
Ходатайство или иной документ, являющийся предпосылкой для проведения исследования, включает перечень вопросов эксперту, детальное изучение которых рассматривается как начальная ступень процедуры.
Чтобы получить максимально достоверные и точные результаты проведения трасологической экспертизы, требуется предоставить должностному лицу, проводящему исследование, как можно больше информации. Необходимыми материалами являются следующие.
- Схема произошедшего ДТП.
- Полный пакет документов из ГИБДД, включающий протоколы о произведенных нарушениях, справки, освидетельствования и так далее.
- Показания лиц, участвовавших в аварии, а также свидетелей произошедшего (если таковые есть).
- Если имеются фото- и видеоматериалы, сделанные на любом этапе расследования ДТП, их также требуется приложить.
- Обязательным является предъявление транспортных средств.
При наличии иных документов, к числу которых можно отнести, например, результаты экспертиз, проведенных другими учреждениями, следует также приложить их к основному пакету документов.
По российскому законодательству трасологическая экспертиза может проводиться во внесудебном порядке и судебном. В первом случае её заказывает заинтересованное лицо, например, для доказывания своей позиции в споре. Во втором случае исследование назначает прокурор, судья, следователь или дознаватель.
Читать подробнее о стоимости экспертизы, какие ставятся вопросы эксперту, как проводится:
Предметом судебно-трасологической экспертизы является изучение следов в целях установления оставившего их объекта и определения механизма (условий) образования следов.
По предмету и используемым специальным методикам различают 4 вида трасологических экспертиз: гомеоскопические (следы человека), механоскопические, транспортные и следов животных. Все виды трасологических экспертиз в свою очередь подразделяются на подвиды в зависимости от особенностей следообразующих объектов: гомеоскопические – экспертизы следов рук, ног, зубов, обуви, одежды и следов крови человека; механоскопические – экспертизы следов орудий и механизмов, запирающих и предохранительных устройств; транспортные – экспертизы следов автомототранспорта, водного и железнодорожного транспорта; экспертизы следов животных – экспертизы следов зубов и следов ног (лап, подков), экспертиза тавра (клейма).
Подготовка и аттестация экспертов в СЭУ Минюста России осуществляется по двум экспертным специальностям: 6.1 «Исследование следов человека» и 6.2. «Исследование следов орудий, инструментов, механизмов, транспортных средств
Задачи конкретного экспертного трасологического исследования определяются заданием следователя (суда) и подразделяются на две большие группы: идентификационные и диагностические. Идентификационные задачи в зависимости от вида трасологических экспертиз подразделяются на задачи установления тождества и групповой принадлежности людей, орудий, механизмов или животных, оставивших следы, а также на задачи установления тождества целого по морфологическим особенностям и признакам взаимодействия, отобразившихся в его частях. Решение диагностических задач направлено на обнаружение и фиксацию следов, определение их пригодности для идентификации, установление времени и механизма воздействия, которое привело к появлению следов (направление излома, взаимное размещение и место столкновения транспортных средств (ТС), способ вскрытия пломбы и т.п.), установление последовательности возникновения следов, свойств и состояния исследуемых объектов (исправность замка, диагностика холодного оружия и т.д.).
В последние годы появились возможности решения новых задач – ситуалогических реконструктивных и по установлению факта контактного взаимодействия (ФКВ). Установление ФКВ представляет собой интегративную задачу. Решая ее, эксперт устанавливает, что след оставлен определенным объектом, а также в момент, когда образующий и воспринимающий объекты контактировали, т.е. соприкасались. Это обстоятельство имеет большое значение: вещество следа таково, что может попасть на объект-следоноситель не только при непосредственном соприкосновении (в момент соприкосновения), но и через другие объекты, например в случае наслоения волокон одежды, крови и горюче-смазочного вещества. Экспертная задача о контактном взаимодействии решается, как правило, комплексной экспертизой, выполняемой трасологами совместно со специалистами в области материаловедения и судебными медиками.
Нередко экспертам необходимо установить механизм происшествия, например механизм взлома преграды и действий преступника на месте происшествия. Задачи такого рода относятся к разряду интегративных. Для решения их эксперты используют ситуационный анализ, который позволяет исследовать не только следы, имеющиеся на месте происшествия, но и особенности его вещной обстановки в целом, физическое состояние участвовавших в нем людей, их действия и другие ситуалогические факторы. Исследование проводится, как правило, на месте происшествия комиссией экспертов-трасологов, медиков, баллистов, материаловедов и др.
Успешное решение задач, поставленных перед экспертом следователем (судом), зависит от правильности и полноты подготовки материалов, направляемых для исследования, от их надлежащего изъятия, упаковки и транспортировки, обеспечивающих сохранение их свойств.
Виды (подвиды) экспертиз | Диагностические задачи |
---|---|
Гомеоскопические | |
Экспертиза следов рук (дактилоскопическая) |
|
Экспертиза следов ног (босые, одетые в чулочно-носочные изделия, обуви) |
|
Экспертиза следов зубов человека |
|
Экспертиза следов губ человека |
|
Экспертиза следов кожного покрова головы человека |
|
Механоскопические | |
Экспертиза следов орудий и инструментов |
|
Экспертиза механических повреждений одежды |
|
Экспертиза узлов и петель |
|
Экспертиза замков |
|
Что такое трасологическая экспертиза?
В деле об административном правонарушении (если ему не предшествовало возбуждение уголовного дела, в котором проводилась экспертиза), экспертиза проводится либо в частном порядке либо уже в суде по ходатайству стороны.
При этом нужно учитывать, что некоторые судьи критично относятся к экспертизам, проведенным во внесудебном порядке.
- Взыскание ущерба с виновника ДТП в большинстве случаев возможно только при установлении его вины судебным решением в деле об административном правонарушении или в уголовном деле.
- Одним из весомых доказательств является заключение эксперта. В делах по ДТП проводятся инженерно-технические экспертизы, к которым относятся судебная автотехническая экспертиза и трасологическая.
- С помощью автотехнической экспертизы можно установить механизм ДТП, наличие неисправностей транспортного средства, соответствие действий водителей требованиям ПДР.
- Трасологическая экспертиза изучает следы, оставленные транспортными средствами на месте ДТП, и позволяет ответить на вопросы относительно места столкновения, направления движения, типа и марки автомобиля, оставившего следы.
- При ведении уголовного дела или дела об административном правонарушении во многих случаях незаменимой является помощь опытного защитника, который знает об особенностях проведения экспертиз и её использования при защите интересов участника ДТП.
Экспертиза может потребоваться на любом этапе проведения расследования, но оптимальнее всего является проведение ее в начальной стадии дознания, когда решается вопрос определения и предъявления обвинения виновнику происшествия. Проведение экспертного исследования может быть назначено судом, заказано следователем ГИБДД или адвокатом обвиняемого. По общепринятому правилу расследования трасологическая экспертиза выполняется в составе комплексной автотехнической экспертизы.
- Возникновение споров по сумме страховой компенсации, выплаченной страховой компанией после аварии. Страховщики стараются всеми способами минимизировать размер компенсации, поэтому заключение независимого эксперта поможет восстановить справедливость в решении данного вопроса.
- Возникновение споров в определении виновника ДТП. Для разрешения конфликтной ситуации судом назначается проведение экспертизы и по её результатам объективно определяется виновная сторона.
- Возникновение споров по поводу материальной компенсации, выплачиваемой виновником аварии пострадавшим сторонам. Нередко находятся пострадавшие, которые, воспользовавшись ситуацией, прибавляют к полученным в аварии повреждениям ещё бывшие ранее до этого столкновения «боевые шрамы», желая восстановить их за счёт последнего виновника. Различить старые и новые повреждения поможет проведение транспортно-трасологической экспертизы.
- Защита от лживых обвинений на суде. Имея на руках экспертное заключение, обвиняемый водитель может эффективно отвергнуть все неправомерные притязания со стороны других участников происшествия.
Таким образом основная функция трасологической экспертизы — установление виновника аварии, точное восстановление деталей и описание следов оставленных при ДТП.
На какие вопросы отвечает эксперт, проводя трасологическое исследование
Выполняя экспертизу, специалист должен решить задачи, которые поставлены перед ним. Очень важно правильно сформулировать вопрос, чтобы, после получения ответа на него, тот или иной факт становился очевидным.
Итак, эксперт-трасолог по оставленным следам может решать такие вопросы:
- повреждения нанесены исследуемым транспортным средством или чем-то другим;
- каким типом транспортного средства причинен ущерб;
- какими деталями соприкасались ТС при столкновении;
- к какому авто относятся оставленные на дороге следы, в том числе осколки;
- предполагаемый механизм столкновения и возникновения повреждений;
- какое направление и скорость была у ТС перед столкновением;
- как двигались автомобили перед взаимодействием и двигались ли вообще;
- в каком месте дороги случилось взаимодействие транспортных средств (а также наезд на пешехода, ограждение и т. д.).
Основываясь на ответах на указанные вопросы, эксперт может решить, могли ли повреждения возникнуть в результате исследуемой аварии, была ли возможность предотвратить столкновение, были ли нарушены правила движения (превышение скорости, пересечение сплошной) и другие подобные.
Порядок проведения трасологической экспертизы
Этапы трасологической экспертизы:
- заключение договора с экспертной организацией;
- изучение экспертами представленных документов;
- выезд экспертов на место ДТП;
- осмотр места аварии и транспортных средств с помощью средств компьютерного моделирования, а также взятие проб и образцов;
- проведение исследования и определение соответствия выявленных повреждений обстоятельствам ДТП;
- анализ полученных данных;
- составление экспертного заключения, в котором эксперт отвечает на поставленные вопросы. В экспертное заключение также включают необходимые фотографии, схемы осмотра места происшествия и иные документы.
Какие вопросы могут быть заданы эксперту:
- в каких обстоятельствах были получены повреждения?
- какое транспортное средство нанесло повреждения изучаемому автомобилю?
- какой автомобиль оставил следы на дорожном покрытии в месте аварии?
- какими элементами кузова столкнулись автомобили в момент аварии?
- какое было направление автомобилей перед аварией?
- на каком отрезке дороги произошла авария?
Как проводится трасологическая экспертиза при ДТП и зачем это нужно
Многие автовладельцы, по несчастливому стечению обстоятельств ставшие участниками ДТП, находятся в сильном стрессе.
И это неудивительно, ведь направляющийся по своим делам человек даже предположить не мог, что спустя несколько минут он попадёт в аварию и все предыдущие планы попросту разрушатся.
Зачастую доказать невиновность того или иного участника дорожного происшествия помогает трасологическая экспертиза при ДТП, о праве на которую многие современные автовладельцы могут даже не догадываться.
Специалисты помогут разобраться в случившемся ДТП
На самом деле, трасологическая экспертиза, проведённая на месте аварии, помогает разобраться во многих деталях происшествия.
Она является отдельным разделом криминалистической науки, посредством которой сотрудники внутренних органов исследуют оставленные на месте ДТП следы.
Все собранные материалы впоследствии дополнительно исследуются, устанавливается их отношение к случившемуся.
Дело в том, что трасологическая экспертиза после ДТП помогает внести ясность в произошедшее дорожно-транспортное происшествие, детально изучить ситуацию и определить виновного в аварии.
Согласно настоящему исследованию у сотрудников ГИБДД появляется возможность найти точные ответы на множество вопросов, на которые не могут чаще всего ответить даже участники произошедшего. Посредством экспертизы устанавливаются причины, повлёкшие ДТП, а также их последствия.
Кроме того, это исследование устанавливает не только характер повреждений, нанесённых транспортным средствам, но и временной промежуток их появления (устанавливается факт нанесения повреждений в момент ДТП или до него).
Что требуется для исследования
Главная цель трасологического исследования заключается в определении причин и следствий происшествия. Основная задача эксперта – комплексный осмотр автомобиля с документированием всех обнаруженных следов. Специалисту необходима информация, позволяющая составить схему ДТП и заключение. Это документальные свидетельства и материалы с места происшествия. Итак, потребуются:
- модель участка ДТП;
- протокол осмотра, схема, акт осмотра и справка о происшествии;
- фото- и видеоматериалы с места ДТП, включая данные видеорегистраторов;
- участвовавшие в аварии ТС;
- результаты анализа технического состояния машин;
- объяснения всех участников аварии, даже их обувь и одежда.
Конкретный список определяет эксперт в каждом случае, исходя из оценки возможности решения поставленных перед ним задач. Поэтому представленный нами перечень может включать и другие материалы/документы.
Проведение трасологической экспертизы
Трасологическое исследование включает несколько этапов:
- Подготовительный, в ходе которого собираются материалы и документы.
- Ознакомление с имеющейся документацией.
- Работа на месте ДТП (фотосъемка, нахождение и замеры следов, поиск оставшихся частиц и материалов). Сразу стоит отметить, что трасологическая экспертиза после ДТП по фотографии (только по одному фото) не проводится. Все решается комплексно.
- Осмотр ТС.
- Детальный осмотр частей и агрегатов с частичной разборкой или без.
- Воссоздание картины произошедшего (компьютерное моделирование).
- Подготовка и передача заказчику заключения.
Кратко по теме взыскания с виновника ДТП
Ни один водитель, даже тщательно соблюдающий Правила дорожного движения Украины, не застрахован от дорожно-транспортных происшествий. Как минимум, из-за того, что на дорогах, как и в жизни, хватает невнимательных, халатных, да и просто неадекватных людей.
Последствия ДТП могут быть самыми разными: начиная механическими повреждениями и заканчивая летальным исходом участников. Юридическими последствиями ДТП являются дела об административных правонарушениях или уголовные дела, в зависимости от обстоятельств и нанесенного ущерба.
Во всех случаях ключевым фактором в деле является установление вины каждого из участников. Это имеет значение, как для привлечения к ответственности, так и для получения компенсации нанесенных убытков. Если речь идёт о столкновении транспортных средств, то страховая компания виновника ДТП возмещает ущерб потерпевшему только в случае установления вины в деле об административном правонарушении или уголовном деле.