Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные полномочия федеральной инспекции труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Роструд выполняет возложенные на него функции с помощью главного и территориальных подразделений Государственной инспекции труда (ГИТ). При необходимости инспекции взаимодействуют с представителями других ведомств (ФНС, ФСС), местных органов государственной власти и т.п.
Комментарии к ст. 356 ТК РФ
1. Для реализации задач, определенных в ст. 355 ТК, федеральная инспекция труда наделяется широким кругом полномочий. В ст. 356 ТК установлен перечень основных полномочий федеральной инспекции труда в целях реализации возложенных на нее задач. Эти полномочия отражают как компетенцию, т.е. сферу правовой деятельности, федеральной инспекции труда, так и основные права органов, составляющих систему федеральной инспекции труда.
В приведенном в комментируемой статье перечне указаны только 14 основных общих полномочий федеральной инспекции труда, тогда как фактически реализуемые федеральной инспекцией труда полномочия не ограничиваются установленным перечнем, на что указывает последний абзац ст. 356 ТК. При этом перечень реализуемых в настоящее время полномочий федеральной инспекции труда может быть в любое время дополнен в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
2. Закрепленные в комментируемой статье основные полномочия федеральной инспекции труда базируются на положениях Конвенции N 81 МОТ. Наряду с положениями указанной Конвенции и ТК полномочия федеральной инспекции труда установлены и в иных федеральных законах и нормативных правовых актах.
В частности, полномочия федеральной инспекции труда по рассмотрению дел об административных правонарушениях установлены в КоАП; полномочия должностных лиц федеральной инспекции труда при осуществлении мероприятий по надзору (контролю) установлены в Федеральном законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», а полномочия в сфере расследования несчастных случаев на производстве — в Положении об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утв. Постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. N 73.
Полномочия Роструда в целом конкретизированы в Положении об этой Службе, а полномочия территориальных органов Роструда по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде (государственных инспекций труда в субъектах РФ) — в положениях о них, утвержденных Приказами Роструда в марте 2005 г.
3. Главным полномочием федеральной инспекции труда, установленным в комментируемой статье, является осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Все другие полномочия подчинены этому главному полномочию и фактически являются его производными, необходимыми для реализации основного.
Например, для эффективной реализации основного полномочия федеральная инспекция труда наделена полномочием запрашивать и безвозмездно получать у федеральных органов исполнительной власти (и их территориальных органов), органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций необходимую информацию о фактах правонарушений в сфере труда. Должностным лицам федеральной инспекции труда предоставлены полномочия непосредственного общения с работниками и другими заинтересованными гражданами во время регулярно организуемых приемов. Полученная таким образом информация служит исходным материалом для организации и проведения как плановых (текущих), так и внеплановых проверок.
Возложенные на федеральную инспекцию труда полномочия по проведению анализа обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о труде, а также состояния и причин производственного травматизма зачастую требуют специальных познаний в области здравоохранения и техники безопасности. Поэтому органы федеральной инспекции труда наделены полномочием привлекать квалифицированных специалистов.
При реализации возложенного комментируемой статьей полномочия по распространению информации о должных и наиболее эффективных способах исполнения законодательства федеральная инспекция труда анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений законодательства о труде, осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства, ведет разъяснительную работу о трудовых правах работников, информирует общественность о выявленных нарушениях.
4. В соответствии с комментируемой статьей к компетенции федеральной инспекции труда отнесены проведение регулярного анализа материалов проведенных проверок и информирование общественности о выявленных нарушениях в сфере труда. Материалы проверок направляются федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, правоохранительным и судебным органам.
В связи с этим, а также в соответствии с положениями Конвенции N 81 МОТ федеральная инспекция труда уполномочена готовить и публиковать ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и представлять их в установленном порядке Президенту РФ и в Правительство РФ.
Комментарий к Статье 356 ТК РФ
Напомним, что Федеральная инспекция труда является основным органом, контролирующим соблюдение трудового законодательства во всех без исключения организациях.
В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:
осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
осуществляет рассмотрение дел об административных правонарушениях;
направляет соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
осуществляет надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;
осуществляет надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;
анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;
принимает необходимые меры по привлечению квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;
запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;
ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;
осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства;
информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;
готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства, представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;
иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Другой комментарий к Ст. 356 Трудового кодекса Российской Федерации
1. Для реализации возложенных на нее задач федеральная инспекция труда наделяется широким кругом полномочий.
Задача обеспечения применения положений законодательства о труде, реализации трудовых прав и свобод человека и гражданина реализуется посредством осуществления органами федеральной инспекции труда следующих полномочий: проведение надзорно-контрольной деятельности за соблюдением порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве; принятие мер по восстановлению нарушенных трудовых прав граждан, устранению причин нарушений законодательства о труде; рассмотрение дел об административных правонарушениях; выработка заключений по проектам нормативных документов; безвозмездное получение необходимой информации от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и иных организаций; рассмотрение обращений работников о нарушениях их трудовых прав.
При реализации задачи распространения информации о должных и наиболее эффективных способах исполнения законодательства федеральная инспекция труда анализирует причины выявленных нарушений законодательства о труде; информирует и консультирует работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства; ведет разъяснительную работу о трудовых правах работников; информирует общественность о выявленных нарушениях.
Анализ действующего законодательства осуществляется посредством обобщения практики применения законодательства о труде; подготовки предложений по его совершенствованию. Ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства представляются Президенту РФ, в Правительство РФ и подлежат опубликованию.
2. Для выполнения возложенных на них задач федеральная инспекция труда и ее территориальные органы вправе привлекать квалифицированных экспертов (прежде всего в области медицины, механики, электричества и химии). Условия привлечения экспертов определяются соглашением между органами федеральной инспекции труда, с одной стороны, и экспертом либо соответствующим органом исполнительной власти, организацией, с которой эксперт состоит в трудовых отношениях, — с другой стороны.
3. Органы федеральной инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, ст. ст. 5.29 — 5.34, 5.44 КоАП.
Комментарий к Ст. 356 ТК РФ
1. Настоящая статья определяет компетенцию федеральной инспекции труда для реализации возложенных на нее задач с учетом основных прав и обязанностей государственных инспекторов труда (см. комментарий к ст. ст. 357 и 358 ТК РФ).
2. Федеральная инспекция труда может осуществлять и иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
См.: Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 9 декабря 2008 г. N 702н (БНА РФ. 2009. N 7).
Другой комментарий к статье 356 ТК РФ
§ 1. Основные задачи, возложенные законодательством РФ на федеральную инспекцию труда, решаются путем предоставленных ей широких полномочий, основные из которых перечислены в ст. 356 ТК. Эти полномочия отражают как компетенцию, т.е. сферу правовой деятельности органов федеральной инспекции труда, так и их основные права и обязанности.
В силу закона органы федеральной инспекции труда в своей деятельности не должны выходить за пределы предоставленных им полномочий, ибо они будут препятствовать осуществлению надзорно-контрольной деятельности другими уполномоченными на то государственными органами или вмешиваться в работу проверяемых работодателей.
§ 2. Одним из главных направлений деятельности федеральной инспекции труда является проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в организациях любой формы собственности и организационно-правовой структуры, включая работодателей — физических лиц. Основаниями таких проверок могут служить, например, поступающие в федеральную инспекцию труда (ее подразделения) заявления и жалобы работников, материалы средств массовой информации, данные текущей статистики, материалы прокурорской практики, проверок общественных организаций (например, первичных профсоюзных организаций).
Все другие полномочия государственной инспекции труда, указанные в ст. 356 ТК, подчинены главному — проверке соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Федеральная инспекция труда представляет собой особую централизованную систему. Во главе данной системы стоит федеральный орган исполнительной власти. Его основной задачей является постоянное осуществление контроля над соблюдением действующих норм трудового законодательства в нашей стране. Речь в данном случае может идти как о положениях действующего ТК РФ, так и о других нормативно-правовых актах, которые регулярно принимаются уполномоченными органами.
Основные задачи по осуществлению контроля над соблюдением положений современного трудового законодательства при этом возлагаются на Федеральную службу по труду. Сокращенно данную инстанцию называют Роструд. Для выполнения всех важных задач Роструд был наделен самыми разнообразными и многочисленными полномочиями. Руководителем Роструда при этом является главный государственный инспектор по труду в РФ. Его назначение на данную должность, как и последующее снятие, осуществляется по официальному распоряжению Правительства РФ.
Что может привести инспекцию «в гости»?
Плановые проверки проводятся, как правило, не чаще чем раз в 3 года.
Для этого составляется график, который проходит процедуру согласования с прокуратурой и публикуется на сайте соответствующего органа.
Поэтому работодатель может своевременно узнать, есть ли вверенная ему организация в плане проверок на очередной календарный год.
Внезапно нагрянуть инспекция может лишь при поступлении многочисленных жалоб или одной конкретной жалобы масштабного характера.
Тогда представитель государственной инспекции по труду обязан отреагировать на поступивший сигнал в течение 10 дней и явиться беспрепятственно в любое время в организацию с целью проверки.
Совсем необязательно, что инспектирующий, появившись на пороге соответствующего заведения, сходу заявит, по чьей жалобе он прибыл.
По просьбе жалобщика это может быть строго конфиденциально.
Внеплановая проверка может случиться и по причине невыполнения выданного ранее предписания по устранению нарушений.
Повторный визит может быть чреват денежным штрафом.
Полномочия государственной инспекции труда
В соответствии со ст. 356 ТК РФ, все полномочия федеральной инспекции труда сводятся к следующему:
- выполнение надзора за соблюдением работодателем трудового законодательства;
- предъявление работодателю обязательных для выполнения предписаний о восстановлении нарушенных трудовых прав работника;
- выдача предписаний об отстранении от работы лиц, которые не ознакомлены с инструкцией по технике безопасности и не смогли подтвердить свои знания по охране труда;
- привлечение к административной ответственности;
- расследование обстоятельств несчастных случаев на производстве;
- инициирование судебных разбирательств по факту нарушения законодательства;
- приостановление деятельности организации или ее подразделений.
Федеральная инспекция труда представляет собой особую централизованную систему. Во главе данной системы стоит федеральный орган исполнительной власти. Его основной задачей является постоянное осуществление контроля над соблюдением действующих норм трудового законодательства в нашей стране. Речь в данном случае может идти как о положениях действующего ТК РФ, так и о других нормативно-правовых актах, которые регулярно принимаются уполномоченными органами.
Основные задачи по осуществлению контроля над соблюдением положений современного трудового законодательства при этом возлагаются на Федеральную службу по труду. Сокращенно данную инстанцию называют Роструд. Для выполнения всех важных задач Роструд был наделен самыми разнообразными и многочисленными полномочиями. Руководителем Роструда при этом является главный государственный инспектор по труду в РФ. Его назначение на данную должность, как и последующее снятие, осуществляется по официальному распоряжению Правительства РФ.
Статья 360. Порядок организации и проведения проверок работодателей
Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.
Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Части третья — пятая утратили силу с 1 августа 2011 года.
Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.
Основные полномочия федеральной инспекции труда
Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, реализует обязанность государства соблюдать и защищать данные права и свободы. Эффективность подобной защиты напрямую зависит от условий, которые созданы в государстве для реализации надзорной деятельности, в частности, от нормативно-правового регулирования. Подробнее о полномочиях федеральной инспекции труда читайте в представленном материале.
Согласно ч. 1 ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ.
Документарная проверка
Документарная проверка проводится по месту нахождения территориальных органов трудовой инспекции.
В ходе данного мероприятия запрашиваются следующие документы:
— документы, которые подтверждают правильное оформление трудовых отношений (трудовые договоры, приказы о приеме и увольнении, штатное расписание, должностные инструкции, трудовые книжки, книга учета движения книжек и т.д.);
— нормативные акты, утвержденные работодателем. К таким документам, например, относятся:
— коллективный договор;
-положение об оплате труда и премировании;
-правила внутреннего трудового распорядка;
— инструкции по охране труда;
— другие нормативные акты.
Причем представляются запрашиваемые документы в оригиналах с документами, которые подтверждают, что сотрудники с ними ознакомлены;
— документы, связанные с учетом рабочего времени и отдыха (табель учета рабочего времени, графики отпусков, больничные, приказы об отпуске и т.д.);
— документы, связанные с оплатой труда. К таким документам относятся платежные ведомости на выплату заработной платы, расчетные листки, лицевые счета работников и т.д.
Консультация трудовой инспекции: как обратиться
Обратиться в трудовую инспекцию работник может как устно, так и письменно. В первом случае он получит только общую консультацию, когда ему попросту разъяснять, как действовать в озвученной ситуации по нормам законодательства. Если же сотрудник желает организовать объективное рассмотрение допущенного работодателем нарушения, необходимо писать заявление в территориальную трудовую инспекцию.
Обычно наличие правильно составленного заявления является основание для назначения проверки изложенных в нем фактов нарушений и принятия соответствующих мер реагирования. Для этого заявление должно иметь:
- Наименование территориального органа инспекции, куда оно адресовано.
- Полное название предприятия (юридического лица), а также конкретного подразделения, где гражданин выполняет трудовые функции.
- Ф. И. О. работника, его контактные данные, адрес регистрации.
- Документ должен иметь название (жалоба, заявление).
- В описательной части необходимо изложить факты допущенных работодателем нарушений со ссылкой на статьи ТК (положения нормативных актов), которые были нарушены. По возможности следует приложить копии документов, которые все это подтверждают.
- После описательной части необходимо указывать перечень документов, подтверждающих изложенные выше факты нарушений.
- В конце документа ставится дата, подпись и расшифровка подписи.
Когда обращаться в Трудовую инспекцию
Недобросовестность среди работодателей – частое явление – многие в своих интересах намеренно нарушают права нанятых сотрудников.
Конфликтные ситуации могут возникать на разной почве:
- Личная неприязнь между сторонами (сотрудником и работодателем). Несмотря на профессиональные качества работника, работодатель предвзято относится к специалисту, что создает напряженную обстановку. Субъективный взгляд начальства на работника – не правонарушение, однако последствия могут оказаться неблагоприятными. К примеру, сотрудника необоснованно обвинят в нарушении и привлекут к админ. ответственности;
- Постоянные нарушения норм трудового законодательства работодателем. Из-за постоянных нарушений работник не может полностью реализовать свои права и не намерен с этим мириться.
Внимание! ТИ уполномочена рассматривать такие трудовые споры, возникающие между сторонами (сотрудником и работодателем):
- Работодатель не соблюдает установленные законом нормы и правила трудоустройства новых сотрудников. Самый распространенный случай нарушения – неправомерный отказ в устройстве на работу. К прочим нарушениями этого пункта относят: в соглашении не обозначена точная сумма установленного оклада и прочих выплат, причитающихся специалисту за его работу;
- с применением испытательного срока принимают женщину в положении. В данной ситуации претендентка на должность должна надлежащим образом сообщить о своей беременности. Делается это путем предоставления подтверждающей беременность справки – ее выдает мед.учреждение, где женщина находится на учете. Подписывает документ лечащий врач (заведующий) женской консультации. Как вариант – главврач;
- работодатель не принял никаких действий, чтобы ознакомить нового сотрудника с установленным в организации распорядком и прочими актами локального характера. При отсутствии ознакомительной подписи человека в случае наступления нарушения его не могут привлекать к дисциплинарному виду ответственности.
Срок рассмотрения жалобы
Направленное письменное обращение подлежит обязательному рассмотрению. По общему правилу государственная структура обязана рассмотреть обращение в течение 30 дней со дня его поступления. Учитывая специфику работу трудовой инспекции, необходимости осуществления выездных, документальных, внеплановых проверок, законодатель установил граничные сроки осуществления таких мероприятий.
По общему правилу на проведение проверки отводится не более 20 дней. Но здесь могут присутствовать некоторые исключения, в зависимости от размеров, разветвленности, специфики работы конкретной компании. В этом случае устанавливаются такие максимальные сроки проверок:
- 60 дней. Когда структура организации предусматривает наличие филиалов по различным регионам страны.
- 50 часов. Когда проверке подлежит малое предприятие (компания с небольшой численностью сотрудников).
- 15 часов. Если требуется осуществить проверку микропредприятия (обычно это частный предприниматель, у которого в небольшом цеху трудятся пару работников).
В случае когда требуется продлить период проверки, максимальное время продления для крупных компаний не может превышать 20 дней, в то время как для микропредприятий этот показатель не должен превышать 15 часов.
Касательно жалоб по незаконному увольнению, то они должны быть объективно рассмотрены не позднее 10 дней со дня поступления. Заявитель о результатах такого рассмотрения информируется письменно.
Основные полномочия федеральной инспекции труда
Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, реализует обязанность государства соблюдать и защищать данные права и свободы. Эффективность подобной защиты напрямую зависит от условий, которые созданы в государстве для реализации надзорной деятельности, в частности, от нормативно-правового регулирования. Подробнее о полномочиях федеральной инспекции труда читайте в представленном материале. Согласно ч. 1 ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ.