Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Детский сад: рано или поздно?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Каждый ребенок с первых дней жизни обладает индивидуальным природным темпераментом, который практически невозможно изменить. Врожденный темперамент человека виден во всем: в скорости его мышления, темпе речи, в мимике, подвижности, манере общения и т.д. Темперамент обусловлен скоростью и силой реакции нервной системы на различного рода раздражители: на интонацию матери, мокрые пеленки, чувство голода, боль в желудке, собственные желания и т.п. Впоследствии одним из таких раздражителей выступает детский коллектив, поэтому потребность в детском коллективе определяется, прежде всего, темпераментом ребенка. Как известно, существует четыре наиболее распространенных типа темперамента: меланхолик, флегматик, холерик и сангвиник. Рассмотрим каждый из этих типов.
Спокойным этого ребенка никак не назовешь. Он легко возбуждается и долго не может успокоиться. Холерик предпочитает шумные игры, баловство и постоянно нуждается в зрителях. С раннего детства он умеет работать на публику. Холерик часто провоцирует конфликтные ситуации со сверстниками и воспитателями. Он легко привыкает к новым лицам и новой обстановке. Но все непредвиденные ситуации воспринимает в штыки. Он быстро схватывает новую информацию и так же быстро ее забывает.
Время пришло. Потребность в детском коллективе у холерика появляется в 3-4 года. Кстати, для него это оптимальный возраст для привыкания к детскому саду. В этом возрасте ребенок уже знаком с определенными нормами поведения и у него появляется сдерживающий фактор. В 3-4 года холерику будет легче всего научиться отвечать за свои поступки и гармонично вписаться в детский коллектив.
Возможные проблемы. Адаптируясь к детскому саду, холерик будет проявлять еще большую активность и задиристость — таким образом он пытается снять нервное возбуждение и привыкнуть к разлуке с мамой. Поэтому основные проблемы будут возникать у воспитателей и других детей. Он будет утомлять воспитателей, и выступать инициатором всех детских шалостей.
Тактика поведения. Не ругайте ребенка за задиристость и драчливость. Он и сам понимает, что ведет себя неправильно, но ничего не может с собой поделать. Задача родителей и воспитателей — направить его бьющую через край энергию в мирное русло.
Он все время занят делом. Ребенок деятель не может спокойно сидеть и наблюдать за чем-то. Ему надо быть активным участником происходящего. Дети этого типа много двигаются, а во время разговора активно жестикулируют. Деятели часто перегоняют сверстников по физическому развитию. Но при этом отстают в тех областях, где требуется усидчивость и терпение.
Время пришло. Деятель с самого рождения нуждается в коллективе единомышленников. В 1,5-2 года такому ребенку уже пора посещать детский сад.
Возможные проблемы. Ребенок-деятель обычно с удовольствием идет в детский сад, но спустя некоторое время его азарт может исчезнуть. И когда другие детишки уже адаптируются и перестают плакать по утрам, деятель категорически отказывается идти в садик и закатывает истерики. Скорей всего, дело в том, что ему становится скучно. Он не знает, чем еще заняться в детском садике: во все игрушки он уже переиграл.
Тактика поведения. Дети этого типа адаптируются к новым условиям преимущественно через непосредственное участие и активные действия. Деятелям требуется спокойное окружение и возможность движения. Попросите воспитательницу, чтобы она регулярно давала ребенку «ответственные» поручения. Пусть малыш поможет ей расставить игрушки, заправить кроватки или убрать со стола.
Если рано пойти в садик…
На что необходимо обратить внимание и к чему важно подготовиться, если ребёнок в 2 года (и ранее) идёт в садик?
- Все изменения в режиме, привычках и деятельности малыша нужно проводить очень плавно. Например, если до настоящего момента мама давала ему грудь, то отучать от неё следует не позднее чем за 2 месяца до начала посещения детского сада;
- Обязательно узнайте распорядок дня в детском саду, график приёма пищи, сна и прогулок. Заранее следует приучать малыша к этому графику, иначе ему будет крайне сложно резко перестроиться на новый режим. И, вследствие этого, у вашего крохи могут возникнуть проблемы со сном и питанием;
- Ребёнок также должен уметь самостоятельно засыпать. Сложности обычно возникают в том случае, если маме до настоящего времени получалось укладывать его спать только с грудью или длительным укачиванием. Об этом тоже следует заранее подумать;
- Важно, чтобы ребёнок уже овладел основными навыками: его нужно приучить к горшку, держать ложку, самостоятельно кушать и пить, надевать хотя бы основные вещи. В идеале нужно также научить самому мыть руки;
Подготовка ребенка к садику должна занять определенное место в вашей жизни.
Сколько детей ведут в детский сад, даже не уделив 1-2 недель на подготовку. А затем мамы страдают, что ребенок постоянно болеет, плачет в саду и не хочет в него ходить.
Часто у родителей возникают вопросы, сомнения и переживания
- Как малыш останется в садике один?
- Что делать, если ребенок не захочет оставаться и будет истерить?
- Как правильно уходить, чтобы не было истерик?
- Как понять, что малыша обижают дети или воспитатель?
- Если ребёнок еще не говорит – как узнать о проблемах, если что-то случится?
- Ребенок плохо кушает в саду, как с этим быть?
- Нужен ли вообще детский сад?
- Что делать, если воспитатель будет поступать непедагогично?
- Как понять разницу между нормальными слезами при адаптации и когда что-то не так?
- Как подготовить ребенка к яслям до года?
- Как ребенок будет спать в саду, если привык засыпать с мамой или папой?
- Как ребенок заснет в саду, если засыпает только на ГВ?
- Как научить ребенка общаться с другими детьми и постоять за себя?
И вы переживаете не напрасно. Малыш может получить серьезную психологическую травму, если его не подготовить к садику заранее и его адаптация будет проходить тяжело. В некоторых случаях понадобится помощь психолога, чтобы помочь ребенку справиться с тревогой, страхами, нарушениями поведения, сна и аппетита, нервными тиками и т.д.
Печально, что часто родители обращаются к психологу уже тогда, когда у ребёнка сформировалось негативное отношение к садику и начались серьезные проблемы. В некоторых случаях приходится даже откладывать посещение детского сада на неопределенное время.
Мнения о том, в каком возрасте можно отдавать ребенка в садик, сильно отличаются в разных странах. В Израиле, например, послеродовой отпуск длится всего три месяца, после чего мать определяет ребенка в ясли, а сама возвращается на работу. Противоположная тенденция наблюдается в США. Американские психологи пришли к выводу, что ребенок в возрасте до одного года нуждается в матери 24 часа в сутки, до 3-х лет — может потерпеть, если она ненадолго выйдет в другую комнату, и лишь после 3-х лет ребенок становится способным оставаться без матери в течение нескольких часов. Связано это с тем, что в первые годы, и особенно первые месяцы жизни формируется чувство базового доверия к миру, на котором строится все дальнейшее развитие личности.
Существует точка зрения, что ребенка лучше вообще не отдавать в сад, особенно, если у него есть неработающая бабушка, готовая сидеть с внучком. Однако домашний ребенок, который находится под постоянной опекой, рискует вырасти полностью не приспособленным к взрослой жизни, к коллективу, становится зависимым и не умеет считаться с другими людьми. Что же касается стресса, который ребенок испытывает в первые дни посещения детского сада, то ребенок испытает его в и школе, а это, возможно, окажется еще тяжелее.
В нашей стране преобладает мнение, что ребенка надо отдавать в садик после 2-х, а лучше – 3-х лет. В основном это связано с тем, что малыши в саду часто болеют, а также с тем, что нянечки и воспитательницы не в состоянии обеспечить достаточный уход каждому из 15-20 малышей, которые еще не умеют самостоятельно ни пользоваться ложкой, ни одеваться, ни обращаться с горшком. К сожалению, это действительно так.
Чем младше ребенок, тем слабее его иммунная система, тем более восприимчив он к инфекциям. И конечно, придя в садик, ребенок должен иметь хотя бы основы знаний о самостоятельности. Кстати, во многих садах запрещается приносить с собой соски, а далеко не все дети готовы отказаться от них при засыпании. Кроме того, в саду для всех детей установлен единый режим, и чтобы привыкнуть к нему, детям требуется определенная самодисциплина. Учитывая эти трудности, отдавать в обычный районный садик ребенка младше 2,5 – 3-х лет нецелесообразно. Однако существуют альтернативные варианты.
Зачем нужны ясли и какие преимущества имеют?
Ясли – это учреждения дошкольного образования, в которые принимают детей от 3-х месяцев до 3-х лет. В ясли могут брать детей как частные, так и муниципальные детские сады. Ребёнка можно отдавать в ясли в рамки определённого возраста в зависимости от требований учреждения.
Почему для ребёнка лучше попасть в ясли в определённый возраст? Этот вопрос Является одним из самых распространённых. Ответы на эти вопросы находятся в понятии «адаптации ребёнка». Для подготовки малышей к посещению ясель или садов требуется время, и чем меньше возраст ребёнка, тем лучше.
Ясли являются первым важным шагом в развитии малыша. В первые года жизни формируются основы психологического и физического развития, а в яслях ребёнок начинает общаться с другими детьми, что благоприятно влияет на его социальное развитие. Добрые няни заботятся о ребенке круглосуточно и оказывают ему необходимую помощь и заботу. В группах для детей всех возрастов присутствует постепенная адаптация к новым условиям, что помогает детям вывести возрастные трудности.
Подготовка ребенка к яслям: как справиться с трудностями?
Какого возраста должен быть малыш, чтобы начать посещать ясли? Этот вопрос интересует многих родителей. Частные ясли берут детей от 3-х месяцев, муниципальные — от 1,5 лет. Но не в возрасте дело, а в готовности ребенка к посещению ясельных групп.
Как подготовить ребенка к новым условиям ясли? Ребенку требуется постепенная адаптация. Для начала можно приводить его в ясели на небольшой срок и постепенно увеличивать время пребывания там. Важно принимать психологическое состояние малыша и не допускать стресса.
Какие самые распространенные трудности могут возникнуть у ребенка при посещении ясли? Ребенок может испытывать чувство разлуки с мамой, не быть готовым к общению с другими детьми, плохо себя чувствовать в новой атмосфере. Общение с няней, заботливая атмосфера и участие в играх и занятиях помогут ребенку пройти через такие трудности.
Какие вопросы могут возникнуть у родителей перед постановкой ребенка в ясли? Родители могут задаваться вопросами, кто будет заботиться о ребенке в яслях, какие условия будут предоставлены, какие требования предъявляются к ребенку. Ответы на эти вопросы должны быть изложены в яслях или детском саду, который родители намерены выбрать.
Должен ли быть ребенок уже разного возраста, чтобы посещать ясли? Конечно, нет. Малыши разного возраста могут быть объединены в одну группу по своим развивающим особенностям. Например, группа для самых маленьких детей, группа для детей после года и тд.
- Как выбрать ясли для ребенка? Родители могут выбирать между муниципальными и частными яслями. Муниципальные ясли предоставляются бесплатно, но места могут быть ограничены. В частных яслях условия могут быть выше, но плата за посещение ясельной группы будет требоваться от родителей.
Какое время лучше выбрать для начала посещения ясель? Идеальное время — лето или осень, чтобы ребенок мог адаптироваться к новым условиям до начала зимнего периода. Однако, в зависимости от возраста ребенка, родители могут начинать посещение ясель в разное время.
Что должен знать и уметь ребёнок к детскому саду?
Чтобы ребёнок почувствовал себя более уютно в детском саду, а адаптационный процесс прошёл максимально безболезненно, крайне важно понимать, какими навыками должны обладать дети. Это поможет подтянуть малыша по определённым показателям, уделить больше внимания несформированным умениям.
- Очень важно, чтобы ребёнок был физически развит в соответствии со своим возрастом, обладал достаточно крепким здоровьем. Это легко понять по тому, насколько редко малыш болеет, как часто гуляет на свежем воздухе и, например, занимается плаванием.
- Адаптация существенно ускорится, если новоиспечённый детсадовец будет довольно самостоятельным в быту. Конечно, педагог и няня обязательно помогут ребёнку, однако будет замечательно, если он хотя бы стремится к самостоятельности. У малыша должны быть развиты следующие навыки самообслуживания:
- умение пользоваться ложкой и вилкой (не обязательно, но желательно);
- умение мыть ручки с мылом без посторонней помощи;
- способность одеваться и снимать одежду;
- умение ходить на горшок, снимать штанишки и натягивать их обратно.
- Ещё один важный показатель готовности – развитые коммуникативные умения. Под этим понятиям нужно понимать хорошо сформированные речевые навыки, желание общаться и играть с одногруппниками и способность вступать в контакт. Дети должны уметь:
- просить взрослого (пока ещё незнакомого) человека о помощи;
- вступать в игры с другими детьми, играть с ними хотя бы 15 минут;
- выполнять воспитательские просьбы и указания;
- понимать, что нужно делиться игрушками и другими предметами с другими детками;
- немного играть в одиночестве, увлекать себя на какое-либо время.
Привыкание маленьких детей к ДОУ в этом возрасте имеет свои особенности. Родителям и воспитателям важно понимать, как правильно общаться с ребенком, на что стоит обратить внимание. Трехлетка уже владеет речью, первичными навыками самообслуживания.
Двухлетний же малыш менее приспособлен к самостоятельности и нахождению даже некоторое время вдали от привычной обстановки. Считается, что именно в этом возрастном периоде адаптация проходит сложнее.
Двухлетка может часто болеть, плакать, когда его ведут в садик. Кроме того, он быстро устает: в группе много других детей, с которыми приходится общаться, появляется необходимость соблюдать определенный распорядок дня.
Какие сложности могут возникнуть:
- отказ участвовать в жизни группы, общаться с другими детьми;
- эмоциональная нестабильность, частые истерики;
- сложности привыкания к яслям;
- отказ есть пищу в саду;
- не хочет спать;
- низкий уровень активности, не хочет играть с предметами, отсутствует любознательность.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЛЕГЧЕНИЮ ПРОЦЕССА
Чтобы малыш быстро и безболезненно адаптировался к новой для себя обстановке, важно выбрать правильную тактику. Воспитатель контролирует процесс внутри группы. Но и родители должны участвовать в адаптации детей.
Что делать родителям:
- создавать позитивный настрой перед посещением сада;
- при расставании общаться с малышом спокойно, сказать ему, что он может поиграть с детишками, а затем мама за ним придет;
- первые дни оставлять на несколько часов, можно сначала привести только на прогулку, чтобы малыш познакомился с группой, мог поиграть с другими детьми;
- соблюдать дома такой же режим дня, как и в ДОУ;
- время нахождения в саду увеличивать постепенно, не надо сразу оставлять малыша на полный день;
- посещать сад регулярно;
- придумать ритуалы прощания и встреч.
Что делать воспитателям:
- создавать в группе эмоционально благоприятную атмосферу;
- уделять особое внимание детям, которые начали недавно посещать садик;
- помогать формировать у ребенка чувство уверенности. Он должен чувствовать себя в безопасности, не бояться обращаться к воспитателю за помощью;
- следить за здоровьем малышей, настроением, предотвращать конфликтные ситуации;
- проводить беседы с родителями, рассказывать, как вел себя малыш, что он делал, насколько хорошо и быстро адаптируется к новым условиям.
Если рано пойти в садик…
На что необходимо обратить внимание и к чему важно подготовиться, если ребёнок в 2 года (и ранее) идёт в садик?
- Все изменения в режиме, привычках и деятельности малыша нужно проводить очень плавно. Например, если до настоящего момента мама давала ему грудь, то отучать от неё следует не позднее чем за 2 месяца до начала посещения детского сада;
- Обязательно узнайте распорядок дня в детском саду, график приёма пищи, сна и прогулок. Заранее следует приучать малыша к этому графику, иначе ему будет крайне сложно резко перестроиться на новый режим. И, вследствие этого, у вашего крохи могут возникнуть проблемы со сном и питанием;
- Ребёнок также должен уметь самостоятельно засыпать. Сложности обычно возникают в том случае, если маме до настоящего времени получалось укладывать его спать только с грудью или длительным укачиванием. Об этом тоже следует заранее подумать;
- Важно, чтобы ребёнок уже овладел основными навыками: его нужно приучить к горшку, держать ложку, самостоятельно кушать и пить, надевать хотя бы основные вещи. В идеале нужно также научить самому мыть руки;
Подготовка ребенка к садику должна занять определенное место в вашей жизни.
Сколько детей ведут в детский сад, даже не уделив 1-2 недель на подготовку. А затем мамы страдают, что ребенок постоянно болеет, плачет в саду и не хочет в него ходить.
Вы разберетесь в таких важных вопросах, как:
- подготовка ребенка к садику. Физическая и моральная,
- когда начинать водить в садик: в числе первых детей или дождаться, когда все уже привыкну и зайти в группу последними?
- превратить воспитательницу в лучшего друга для вашего ребенка. Вы не будете переживать, что о малыше в ваше отсутствие никто не позаботиться;
- реагировать на детские слезы при прощании с ребенком в саду, как объяснить ему, что вы обязательно его заберете и не оставите в садике навсегда,
- помочь ребенку подружиться с другими детьми, атак-же уметь постоять за себя и не давать в обиду;
Самые распространенные ошибки
Факторы, которые могут затруднять адаптацию и которые нужно по возможности не допускать или устранять.
1. Отсутствие каких-либо подготовительных мероприятий вообще. Идти в садик, как говорится, с места в карьер.
2. Резкое погружение в жизнь садика (сразу на полный день).
3. Внезапное исчезновение мамы, отсутствие ритуала прощания.
4. Неподготовленность ребенка к режиму.
5. Питание. Ребенок привык есть только протертую пищу.
6. Нет навыков самообслуживания у детей от трех лет (ребенок ждет, когда его покормят, оденут).
7. Угрозы детским садиком, негативная атмосфера вокруг темы детского садика.
8. Наложение стрессов — переезд, кризис трех лет. Бывает, что этого трудно избежать, просто учитывайте, что нагрузка на нервную систему повышена. Период адаптации может затягиваться.
9. Повышенная нагрузка на нервную систему в период адаптации. Например, ребенка записывают еще и в новые кружки.
10. Тревожность мамы, отсутствие твердого решения о нужности детского сада.
11. Игнорирование потребностей ребенка, отсутствие компенсации разлуки. При расставании создавайте тактильный контакт, что-то оставляйте за себя, проговаривайте, что будете делать, когда встретитесь после детского сада.
Особенности раннего развития ребёнка и его готовность к саду
Согласно современному законодательству, женщина имеет право на отпуск по уходу за ребёнком до достижения им 3 лет. Реалии таковы, что многие мамы предпочитают выйти на работу раньше. Малыш может оказаться в саду в 2, а иногда и в 1,5 года. Детские психологи не одобряют такой практики.
До двухлетнего возраста ребёнок еще слишком привязан к матери и нуждается в ее присутствии. Поэтому посещение садика может стать для него сильнейшим стрессом. Он будет скучать по маме, ведь она — главное в его жизни. Знакомиться и общаться с другими детьми двухлетке не так интересно, особенно если это происходит в стрессовых условиях.
К трем годам развитие ребёнка выходит на следующий уровень. Он учится устанавливать контакты и играть со сверстниками. Многие дети к этому времени уже хорошо говорят и могут обратиться к взрослым, если им что-то понадобится.
Поэтому специалисты сходятся во мнении, что лучший возраст для поступления в садик — 3-4 года.
Кто еще может отвести ребенка в садик раньше?
Пока что на местах все ДОУ руководствуются единой законодательной базой, не делая исключений для своих подопечных. Немного более лояльно относятся к этому в небольших населенных пунктах, где численность населения не столь велика, а потому нет жесткого дефицита свободных мест в группах для дошкольников. А вот в крупных городах это настоящая проблема – садиков не хватает, в том числе и в Москве. С какого возраста берут в детский сад на полный день, мы уже говорили, с ГКП немного проще – туда можно устроить малыша и в два года.
Но стоит попробовать пробиться в дошкольное образовательное учреждение родителям, которые вынуждены работать по тем или иным причинам. Если и отец, и мать официально трудоустроены, они являются квалифицированными специалистами и могут доказать это, то у них есть реальная возможность отдать ребенка в садик раньше трех лет.