Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое налоговый мониторинг и как он проводится в 2021 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Система налогового мониторинга – это процесс непрерывного контроля за компанией в онлайн-режиме. Бизнес дает согласие на такое внимание, а ФНС через специальное ПО проверяет текущую отчетность. Понятно, что такая система выгодна, прежде всего, государству: мониторинг предотвращает формирование «серых схем» ухода от налогов, получает доступ к финансовой информации.
Как правильно перейти на налоговый мониторинг и пройти налоговую проверку
Провайдер может предложить разработку «витрины данных» на базе различных ERP-систем и технологий, таких как 1С, Oracle, SAP и других.
Другим способом взаимодействия с налоговым органом является организация удаленного рабочего места через автоматизированную информационную систему «Налог 3», при котором компания предоставляет сотрудникам ведомства доступ к своей учетной ERP-системе и определяет данные для публикации с помощью настройки ролей и полномочий системы.
При внедрении автоматизированных систем внутреннего контроля, реализуемых в ERP-системах, повышается технологическая зрелость бизнес-процессов и систем учета, что влияет на полноту покрытия рисков.
Провайдер может предложить ПО для автоматической проверки благонадежности контрагентов и разработать автоматизированные системы внутреннего налогового контроля.
Кто может перейти на налоговый мониторинг?
Налоговый мониторинг – удел крупного бизнеса. Точнее сказать, пока это удел гигантов. Для примера, уже используют налоговый мониторинг такие компании как РЖД, Ростех, Газпром, Лукойл, ВТБ, МТС, Аэрофлот, Мегафон и др.
Топ отраслей, где трудятся гиганты, выбравшие налоговый мониторинг:
- добыча нефти и газа,
- металлургическая промышленность,
- перевозки,
- финансово-кредитная сфера,
- производство,
- строительство,
- торговля,
- связь,
- информационных технологии.
Критерии компаний, которые могут претендовать на новую форму мониторинга налогового контроля, определены в п. 3 ст. 105.26 НК РФ. Таких критериев три: величина заплаченных за предыдущий год налогов, величина совокупной выручки и величина активов компании. Законом определены нижние границы данных критериев. Расскажем подробнее.
Три условия перехода на налоговый мониторинг:
- 100 млн руб. – не меньше этой величины должна составлять совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, уплаченных компанией за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о проведении налогового мониторинга. Важно знать, что налоги, уплаченные за перевозку товара за границу, а также НДФЛ и страховые взносы в эту сумму не входят.
- 1 млрд. руб. – не меньше этой величины должен составлять суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской отчетности компании за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга.
- 1 млрд. руб. – не меньше этой величины должна составлять совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором предоставляется заявление о проведении налогового мониторинга.
Преимущества налогового мониторинга
- Без камеральных и выездных проверок. Они заменяются на онлайн мониторинг сделок, документов, налогов и отчетности.
- Взаимодействие с налоговой в режиме онлайн. Всегда можно узнать мотивированное мнение налоговой по каждой из сделок, чтобы избежать штрафов и пеней за неправильное оформление.
- Возмещение НДС в упрощенном порядке. По заявлению, без предоставления банковских гарантий процедура занимает всего 11 дней, вместо 3 месяцев.
- Быстрое закрытие налогового периода. Срок проведения налогового мониторинга – 1 год и 9 месяцев, тогда как налоговый период в обычном порядке может длиться до 5 лет.
- Меньше требований от ФНС. Налоговая предъявляет меньше запросов за счет онлайн-доступа к документам, подтверждающим правильность расчета налогов.
Плюсы и минусы налогового мониторинга
Чем выгодно добровольно раскрывать налоговикам все свои карты:
- компании, которой нечего скрывать, больше доверяют государственные органы и партнёры;
- налоговики не будут проводить камеральные и выездные проверки в период действия налогового мониторинга. Есть исключения — проверки могут проводить при возмещении НДС или акциза, уменьшении суммы налога к уплате или увеличении убытка по сравнению с предыдущей декларацией, досрочном прекращении мониторинга, предоставлении декларации позже 1 июля года, следующего за контролируемым годом.
- в процессе мониторинга организация может сразу узнать, что налоговики нашли ошибки и противоречия, и урегулировать эти вопросы без штрафов;
- если есть сомнения в правильности начисления или уплаты налогов, можно проконсультироваться с налоговиками и получить их мотивированное мнение. Причём если компания сделает что-то на основе мотивированного мнения и это приведёт к нарушениям, оштрафовать её за это уже не смогут. За исключением случаев, когда налоговики составляли мотивированное мнение на основании искажённых данных.
Каких изменений ожидать в 2022 году?
Ключевое изменение в 2022 году — снижение минимальных лимитов по сумме уплаченных налогов, а также годового дохода. Это значит, что доступ к налоговому мониторингу может получить значительное большее число компаний, чем это было годом ранее. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от
Тенденция к снижению лимитов по некоторым параметрам обозначилась еще в прошлом налоговом периоде. Так, совокупная сумма налогов (НДС, акцизов, налога на прибыль, НДПИ и страховых взносов) до 1 июля 2021 года составляла 300 млн руб. (без НДФЛ и взносов), а после указанной даты порог снизился до 100 млн. Минимальные лимиты доходов по данным бухгалтерской отчетности, а также совокупной стоимости активов компании также изменились — с 3 млрд до 1 млрд руб.
Очевидно, что в 2022 году интерес к налоговому мониторингу проявит больше компаний.
Что такое налоговый мониторинг
Налоговый мониторинг – это форма налогового контроля, при которой выездные проверки налогоплательщиков заменяются на постоянный удаленный контроль за их деятельностью. Контроль организуется путем предоставления налоговикам онлайн-доступа к бухгалтерской и налоговой отчетности компаний, при котором контролеры практически в режиме реального времени могут отслеживать, как плательщики рассчитывают и уплачивают налоги, формируют отчетность и исполняют другие налоговые обязанности.
В рамках налогового мониторинга проверки заменяются на оперативное взаимодействие с налогоплательщиком, при котором инспекторы, выявившие какие-либо неточности или ошибки в расчетах плательщика, вправе запрашивать у последнего пояснения и требовать от него исправления допущенных ошибок. Представить пояснения организация, участвующая в мониторинге, должна в течение 5 дней, а внести исправления в свои документы – в течение 10 дней с момента получения соответствующего требования (п. 2 ст. 105.29 НК РФ).
Проводить выездные проверки в отношении компаний, участвующих в налоговом мониторинге, налоговики могут лишь в исключительных случаях (п. 5.1 ст. 89 НК РФ):
- при проведении выездной проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью инспекции, проводившей налоговый мониторинг;
- при невыполнении налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа (непредставление пояснений, документов, неисправление выявленных ошибок и т.д.);
- при непредставлении уточненной декларации за период проведения налогового мониторинга, в которой была уменьшена сумма налога по сравнению с ранее представленной декларацией;
- при досрочном прекращении налогового мониторинга.
НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ, КАК НОВАЯ ФОРМА НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
С 2015 года на основании федерального закона от 04.11.2014 № 348-ФЗ первая часть Налогового кодекса РФ дополнена новым разделом V.2 под названием «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга».6
Суть новой формы контроля заключается в информационном взаимодействии налоговых органов и налогоплательщиков, при котором организация предоставляет в режиме реального времени доступ к бухгалтерской и налоговой отчетности, что позволяет отслеживать своевременность и правильность исчисления налогов и сборов. Необходимо отметить, что налоговый мониторинг не является обязанностью налогоплательщика, так как он может проводиться только по желанию организации путем подачи заявления о проведении налогового мониторинга.
До 2016 года форма контроля в виде налогового мониторинга была доступна только крупным налогоплательщикам, годовой доход и совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности на конец года которых превышает 3 млрд. рублей, а налоговые отчисления за год составляют не менее 300 млн. рублей, Так, первыми участниками налогового мониторинга, добровольно подавшими заявление до 1 июля 2015 года, стали такие крупные организации, как: ПАО «МТС», ПАО «Мегафон», ООО «Заполярнефть», ПАО «Интер РАО ЕЭС», ООО «Эйч-эс-би-си Банк» и ООО «Юнилевер Русь» и др.
С 1 января 2016 года помимо, крупных налогоплательщиков, субъектами правоотношений по применению налогового мониторинга становятся консолидированные группы налогоплательщиков.7 Данное право на применение налогового мониторинга в отношении КГН установлено в письме ФНС России от 04.08.2015 N ЕД-4- 15/13591.8 В письме отмечается, что положения Федерального закона № 348-ФЗ также применяются в отношении участников КГН. Вместе с тем, данные положения не применяются к организациям, входящим в состав КГН, в части доходов, которые не учитываются при исчислении консолидированной налоговой базы по налогу на прибыль и по другим налогам.9
В соответствии с п. 1 ст. 105.27 НК РФ, если организация или КГН соответствует установленным требованиям, она по своему усмотрению имеет право подать в налоговый орган соответствующее заявление не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг. Так, с 1 января 2015 года первой волной налогоплательщиков, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, являются организации, подавшие заявление до 1 июля 2015 года. С января 2017 года начнется налоговый мониторинг в отношении не только крупных налогоплательщиков, но и в отношении КГН, подавших соответствующий пакет документов до 1 июля 2016 года.
Вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга должны быть представлены регламент информационного взаимодействия, учетная политика, а также информация об организациях и о физлицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в компании, представляющей заявление, и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов.10
Решение о проведении или об отказе в проведении налогового мониторинга налоговыми органами должно быть принято до 1 ноября года, в котором подано заявление, и направлено организации в течение пяти дней со дня принятия.11 При этом основаниями для принятия решения об отказе в проведении налогового мониторинга могут послужить непредставление или представление не в полном объеме организацией документов или информации, несоблюдение организацией условий, рассмотренных выше, а также несоответствие регламента информационного взаимодействия установленным форме и требованиям.
Плюсы и минусы налогового мониторинга
Чем выгодно добровольно раскрывать свои карты налоговикам:
- компании, которой нечего скрывать, больше доверяют государственные органы и партнёры;
- в период действия налогового мониторинга не будут проводиться камеральные и выездные проверки. Есть исключения — проверки могут проводить при возмещении НДС или акциза, уменьшении суммы налога к уплате или увеличении убытка по сравнению с предыдущей декларацией, досрочном прекращении мониторинга, предоставлении декларации позже 1 июля года, следующего за контролируемым годом;
- в процессе мониторинга организация может сразу узнать о найденных ошибках и противоречиях и урегулировать эти вопросы без штрафов;
- если есть сомнения в правильности начисления или уплаты налогов, можно проконсультироваться с инспекторами и получить их мотивированное мнение. Причём если компания сделает что-то на основе мотивированного мнения и это приведёт к нарушениям, оштрафовать её за это уже не смогут, если мотивированное мнение составлялось не на основании искажённых данных.
Как проходит мониторинг
Налоговая инспекция проводит его на своей территории на основе деклараций и учётных данных из базы, куда организация даёт доступ.
Налоговики имеют право:
- запрашивать документы, информацию по расчётам и уплате налогов, сборов, страховых взносов;
- требовать письменные или устные пояснения по существу запроса;
- привлекать специалистов и экспертов.
Документы или информацию по запросам нужно отправлять в налоговую инспекцию в виде заверенных копий:
- в бумажном виде — через уполномоченного представителя или по почте;
- в электронном виде, по телекоммуникационным каналам связи.
Рассмотрение заявления организации
Пунктом 4 ст. 105.27 НК РФ установлено, что налоговый орган обязан рассмотреть заявление налогоплательщика о проведении налогового мониторинга и представленные с ним документы (информацию). По итогам рассмотрения руководитель (заместитель руководителя) инспекции должен принять либо решение о проведении налогового мониторинга, либо решение об отказе в его проведении. Срок для вынесения соответствующего решения — до 1 ноября года, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга. В силу п. 6 ст. 105.27 НК РФ решение направляется организации в течение пяти дней со дня его принятия.
Обратите внимание! Организация, представившая заявление о проведении налогового мониторинга, до принятия налоговым органом одного из названных решений может отозвать его на основании письменного заявления. В таком случае заявление не считается поданным (п. 3 ст. 105.27 НК РФ).
Отметим, что решение об отказе в проведении налогового мониторинга должно быть мотивировано налоговым органом. Основания для отказа прописаны в п. 5 ст. 105.27 НК РФ:
- непредставление (представление не в полном объеме) организацией документов (информации), перечень которых установлен в п. 2 ст. 105.27;
- несоблюдение организацией условий, предусмотренных п. 3 ст. 105.26 НК РФ;
- несоответствие регламента информационного взаимодействия установленным форме и требованиям к названному регламенту.
Мотивированное мнение налогового органа
Согласно п. 1 ст. 105.30 НК РФ мотивированное мнение налоговой инспекции отражает ее позицию по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов. Мотивированное мнение (подписывается оно руководителем или заместителем руководителя налогового органа) составляется и направляется организации только при проведении в отношении ее налогового мониторинга.
Форма и требования к его составлению определяются ФНС.
Обратите внимание! При налоговом мониторинге инспекция не вправе направлять организации мотивированное мнение по вопросам, связанным с контролем соответствия цен, примененных ею в контролируемых сделках, рыночным ценам (п. 10 ст. 105.30 НК РФ).
Мотивированное мнение может быть сформировано либо по инициативе налогового органа, либо по запросу проверяемого лица.
Суть мониторингового сотрудничества
Инициировать применение мониторинговой формы взаимодействия с налоговыми органами могут крупнейшие налогоплательщики, соответствующие набору требований из п. 3 ст. 105.26 НК РФ:
- суммарное значение всех налоговых обязательств равно 300 млн рублей или больше;
- годовой объем доходных поступлений зафиксирован на уровне 3 млрд рублей и выше;
- по состоянию на 31 декабря стоимостная оценка активов компании равна 3 млрд рублей (можно больше).
Суммовые лимиты рассчитывают за полный год. Для анализа берут данные налогового периода, предшествующего году, в котором был инициирован переход к мониторинговой методике взаимодействия с ФНС.
Если критерии налогового права соблюдены, предприятие может подать заявление в ФНС, чтобы применять на практике налоговый мониторинг. Заявление должно быть передано в срок до 1 июля.
Для реализации мониторинговых операций сотрудники Налоговой службы получают полный доступ к налоговому учету компании. Так, ежедневно специалисты ФНС отслеживают проводимые в учете предприятия суммы, оценивают правильность их отображения. При выявлении недочетов или ошибок налоговики обязаны уведомить об этом руководство фирмы. Следующими шагами будет выведение компромиссного варианта действий в рамках правового поля.
После одобрения ФНС заявления о применении новой формы взаимодействия с крупнейшим налогоплательщиком, налоговый мониторинг будет охватывать все виды обязательств предприятия перед бюджетом. То есть компаниям не предоставляют полномочия по выбору отдельных видов налогов, которые подлежат проверке. Это правило подтверждает письмом ФНС от 30.05.2016 г. № ЕД-4-15/9597.
Особенность в том, что мониторинг идет за весь год в календарном исчислении. Но по факту его длительность ограничена периодом с января до октября.
На этапе согласования способа взаимодействия руководство предприятия должно разработать и передать на рассмотрение регламент работы с ФНС. В этом документе надо пояснить:
- какими способами будете передавать документы специалистам налогового органа;
- какая процедура учета доходов и затрат предусмотрена учетной политикой.
Представление заявления
Заявление о проведении налогового мониторинга представляется в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится мониторинг.(Организация, отнесенная в соответствии со статьей 83 Налогового кодекса РФ к категории крупнейших налогоплательщиков, представляет заявление о проведении мониторинга в налоговый орган по месту ее учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.).
К заявлению прикладываются:
- регламент информационного взаимодействия по установленной форме;
- информация о юридических и физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов;
- учетная политика для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено указанное заявление.
Организация вправе отозвать заявление о проведении налогового мониторинга на основании письменного заявления. Это можно сделать только до принятия решения налоговым органом. В случае отзыва заявления оно не считается поданным.
По результатам рассмотрения заявления и документов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа до 1 ноября года, в котором представлено соответствующее заявление, принимает решение о проведении налогового мониторинга либо об отказе в его проведении.
Практические аспекты мониторинга
Специалисты ФНС, ответственные за ежедневную проверку операций в налоговом учете подопечной компании, при выявлении разночтений по отдельным вопросам вправе истребовать пояснения от налогоплательщика. Если по итогам рассмотрения проблемной ситуации будет установлено, что бухгалтерия компании допустила ошибку, налоговый орган доводит до фирмы свое мотивированное мнение. Предприятие может согласиться с аргументами ФНС, и внести исправления в учет. При отсутствии компромисса инициируют проведение взаимосогласительной процедуры.
Налогоплательщик при возникновении у него сомнений по отдельным вопросам вправе запросить у ФНС мотивированное мнение. Запрос оформляют в письменном виде. Объектом рассмотрения могут быть как завершенные сделки, так и планируемые операции.
Для рассмотрения специалистами Налоговой службы проблемной ситуации субъект предпринимательства должен предоставить комплект оправдательной документации по сделке.
ФНС на подготовку ответа отведён 1 месяц. Игнорирование вопросов от подопечных предприятий исключается – консультирование по спорным вопросам вменено в обязанность налоговикам.
При появлении разногласий с налоговым органом во время процедуры согласования стороны озвучивают свои позиции, приводят аргументы и мнение о предполагаемых последствиях. Это позволяет сразу учитывать позицию налоговиков, определять пути минимизации потерь в налоговом учете.
Такой подход дает возможность избежать назначения штрафных санкций, судебных тяжб по проблемным сделкам. Новой формой налогового контроля на 2018 год пользуется 26 крупнейших налогоплательщиков.