Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права и служебные обязанности сотрудника полиции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Из всех полицейских обычные граждане чаще всего сталкиваются с работой участковых уполномоченных. Именно на них возложена задача следить за соблюдением законности на территории вверенного участка и по мере сил способствовать предотвращению преступлений и иных нарушений закона.
Каковы обязанности участкового полиции
Помимо общих обязанностей, лежащих на участковом как на сотруднике полиции, участковый имеет ряд специфических, установленных конкретно для него. Так, согласно действующим инструкциям и приказам МВД, участковый обязан:
- Знать территорию своего участка, включая дорожную систему, действующие предприятия и учреждения, возможные места, где могут выращиваться наркотические растения.
- Знать состав населения, проживающего на участке. Эта обязанность включает в себя необходимость быть знакомым с местными культурными и национальными традициями и проживающими на территории гражданами (как нарушающими законы, так и соблюдающими их). В идеале участковый должен быть лично знакомым с каждым, кто живет на подведомственной ему территории.
- Вести прием граждан и учет подаваемых заявлений о противоправных действиях.
- Пресекать противоправные действия.
- Выявлять граждан, склонных к нарушению закона, участвовать в наблюдении за гражданами, освободившимися после отбытия уголовного наказания, а также за страдающими алкоголизмом или наркоманией.
- Обнаруживать притоны для занятий проституцией, употребления наркотиков.
- Обеспечивать взаимодействие с иными службами полиции, вести анализ оперативной обстановки на участке, при необходимости докладывать руководству о складывающейся ситуации и вносить предложения о профилактических и оперативных мерах.
Если вкратце, то на своей территории обязанности участкового сводятся к учету, контролю и пресечению правонарушений. Во многих направлениях своей деятельности участковый уполномоченный взаимодействует с сотрудниками других подразделений полиции, а также других ведомств (в частности, Госнаркоконтроля, службы судебных приставов и т. д.).
Граждане могут столкнуться с работой участкового в следующих случаях:
- При профилактическом обходе. Участковый обязан регулярно обходить свою территорию и знакомиться с проживающими там. Важно помнить: обходы участковый обязан делать в форме, по требованию граждан он должен предъявлять удостоверение. Кроме того, при обходе участковый может войти в жилище только с согласия владельца или иных жильцов.
- Во время приема. Участковый обязан регулярно принимать граждан, проживающих на участке. Во время приема он получает от них устные и письменные заявления, а также консультирует по вопросам, находящимся в его компетенции. Прием обычно осуществляется 3 раза в неделю в опорном пункте. Однако даже в неприемные дни участковый обязан реагировать на заявления, поступающие от граждан.
- При визите. В том случае, если у участкового есть сведения о том, что совершается нарушение закона, он обязан их проверить. В этом случае он имеет право прийти к гражданину, взять объяснения, осмотреть жилье. В том случае, если у участкового есть постановление об осмотре либо информация о совершающемся преступлении, он может войти в помещение даже без согласия владельца или арендатора, при необходимости — даже взломав дверь.
Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей должен руководствоваться положениями законодательства. Основным нормативным актом является Конституция. Деятельность служащих регламентируется кроме ФЗ № 3 положениями, уставами, должностными инструкциями.
Закрепленные в Законе «О полиции» обязанности сотрудника полиции довольно многочисленны. Всего их насчитывается порядка 40. Все служебные обязанности сотрудника полиции можно разделить на следующие группы:
- Раскрытие правонарушений в рамках своей компетенции. В эту группу входят такие служебные обязанности сотрудника полиции, как принятие заявления о преступлениях и иных противоправных действиях, проведение дознания, административное производство и пр.
- Охрана и поддержание безопасности и порядка в обществе. В состав этой группы входят: пресечение противоправных действий, обеспечение правопорядка при проведении массовых акций (митингов, собраний и пр.), охрана имущества от посягательств и т. д. Кроме этого, в обязанности сотрудников полиции входит обеспечение организации и выполнения спасательных мероприятий, реализации карантинных мер при эпизоотиях и эпидемиях. Данная работа осуществляется совместно с другими структурами.
- Оперативно-розыскная деятельность.
- Контроль безопасности движения на дорогах. Эта задача возлагается преимущественно на сотрудников ГИБДД.
- Контроль оборота оружия. В обязанности сотрудников полиции входит выдача разрешений, проверка соблюдения правил хранения оружия и пр.
- Предупреждение террористической, экстремистской деятельности.
Ка выше говорилось, для выполнения обязанностей служащий наделяется определенными юридическими возможностями. Сотрудники полиции, вне зависимости от своей должности, имеют право:
- На обеспечение надлежащих условий для выполнения обязанностей по службе.
- Ознакомление с правовыми актами, регламентирующими статус служащего, обязанности и права.
- Выходные, отпуска, отдых.
- Оплату труда, прочие выплаты, предусмотренные законодательством и служебным контрактом.
- Свободный доступ в организации или госорганы, если это требуется для исполнения обязанностей.
- Получение необходимых сведений, в том числе отнесенных к государственной или другой тайне, охраняемой законом.
- Ознакомление с материалами своего личного дела, приобщение к ним документов.
- Защиту персональных данных.
- Профподготовку, повышение квалификации, стажировку.
- Судебную защиту.
Статья 27. Основные обязанности сотрудника полиции
1. Сотрудник полиции обязан:
1) знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов в указанной сфере;
2) выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией);
3) выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральному закону;
4) обращаться по служебным вопросам к своему непосредственному начальнику, а при необходимости и к прямому начальнику, поставив при этом в известность непосредственного начальника;
5) соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций;
6) соблюдать внутренний распорядок территориального органа, распорядок организации, входящей в систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, где он проходит службу;
7) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей;
8) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
9) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для выполнения служебных обязанностей;
10) представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
11) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства (подданства) иностранного государства;
12) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в полиции, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника полиции;
13) сообщать непосредственному начальнику о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов при выполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению такого конфликта;
14) уведомлять непосредственного начальника, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.
2. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан:
1) оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;
2) в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.
Право на составление протокола при задержании, изъятии и досмотре
Как это работает. Допустим, у полицейского нашлись основания вас задержать или провести личный досмотр. Причины для этого найти несложно. Но каждое такое действие должно сопровождаться составлением протокола — до, а не после. В протоколе должны быть указаны все обстоятельства, потом это пригодится. Например, там должно быть указано время задержания, потому что есть лимит: на сколько можно задержать человека и с какого времени считать этот срок.
Без протокола не могут досмотреть машину, забрать какие-то бумаги, мигалку или выписать штраф. В протоколе отмечают данные понятых, свидетелей и обстоятельства дела. Всегда требуйте протокол и внимательно его читайте. Нет протокола — ваши права нарушены, это повод отменить наказание.
Статья 25. Сотрудник полиции
1. Сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное статьей 26 настоящего Федерального закона.
2. Сотрудник полиции считается проходящим службу в полиции также в случае:
1) нахождения в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориального органа, организации, входящей в систему указанного федерального органа;
2) прикомандирования к государственным органам (органам), а также к организациям на условиях и в порядке, устанавливаемых Президентом Российской Федерации.
3. Сотрудник полиции, проходящий службу в территориальном органе, выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в пределах территории, обслуживаемой этим территориальным органом, в соответствии с замещаемой должностью и должностным регламентом (должностной инструкцией). За пределами указанной территории сотрудник полиции выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
4. Сотруднику полиции выдаются служебное удостоверение, специальный жетон с личным номером, нагрудный знак, образцы которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
5. Сотрудник полиции обеспечивается форменной одеждой за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Образцы форменной одежды сотрудника полиции утверждаются Правительством Российской Федерации. На форменной одежде сотрудника полиции, несущего службу в общественных местах, размещается нагрудный знак, позволяющий идентифицировать сотрудника полиции.
6. Сотрудник полиции имеет право на ношение и хранение огнестрельного оружия и специальных средств. Порядок выдачи, ношения и хранения огнестрельного оружия и специальных средств определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
7. Сотрудник полиции подлежит обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
8. Отдельные должности в полиции могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими.
9. Курсанты, слушатели, адъюнкты, научно-педагогические работники, руководящий состав и иные сотрудники организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ среднего профессионального образования, высшего образования и (или) дополнительного профессионального образования и входящих в систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, считаются проходящими службу в полиции.
Статья 30. Гарантии правовой защиты сотрудника полиции
1. Сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя права, предоставленные полиции, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства.
2. Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей подчиняется только непосредственному и другому прямому начальнику. Никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом. Никто не имеет права принуждать сотрудника полиции к выполнению обязанностей, которые настоящим Федеральным законом на полицию не возложены. При получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом.
3. Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.
4. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
5. Сотрудник полиции не обязан давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять такие дела и материалы, в том числе затрагивающие права и свободы человека и гражданина, для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
6. Государственная защита жизни и здоровья, чести и достоинства сотрудника полиции и членов его семьи, а также имущества, принадлежащего ему и членам его семьи, от преступных посягательств в связи с выполнением служебных обязанностей осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7. Меры государственной защиты применяются также в отношении близких родственников сотрудника полиции, а в исключительных случаях — в отношении иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудника полиции либо принуждения к изменению ее характера, а также из мести за указанную деятельность.
В качестве специальных средств сотрудники полиции могут пользоваться:
- палками;
- средствами ограничения подвижности;
- окрашивающими и маркирующими средствами;
- электрошокерами;
- газовыми средствами;
- водометами;
- светошоковыми устройствами;
- служебными животными;
- световыми и акустическими специальными средствами;
- установками для принудительной остановки транспортных средств;
- средствами сковывания движения;
- бронемашинами;
- средствами для разрушения преград.
Полицейские не имеют права пользоваться специальными средствами против:
- беременных женщин;
- инвалидов;
- несовершеннолетних;
- незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований.
Данное правило нивелируется, если граждане затрудняют транспортное движение, работу организаций или совершают насильственные действия. В статье 22 также указан ряд ограничений по использованию специальных средств.
Например, нельзя бить человека палкой по голове, ключице, животу, половым органами, в область сердца. Запрещено использовать водометы, если на улице морозная температура. Средства принудительной остановки транспорта не допускается применять в горной местности или при плохой видимости.
Полицейский может задействовать огнестрельное оружие, соблюдая предписания статьи 23 Закона о полиции. В ней указано, что к подобной мере сотрудники правоохранительных органов могут прибегать, чтобы:
- защитить себя или гражданское лицо, которое может получить серьезные проблемы со здоровьем из-за внешнего насилия;
- задержать лицо, совершившее тяжкое преступление, связанное с насильственными действиями, нейтрализовать которого другими способами невозможно;
- пресечь попытку другого человека завладеть любым типом вооружения, начиная огнестрельным оружием, и заканчивая бронетехникой;
- освободить заложников;
- отразить групповое или вооруженное нападение на здание, помещение, сооружение или другие государственные или гражданские объекты;
- предотвратить попытку побега подозреваемых и обвиняемых в совершении тяжкого преступления или уже осужденных граждан.
- обезвредить вооруженного человека, оказывающего сопротивление при аресте или отказывающегося выполнять поставленные требования;
- повредить транспортное средство для его остановки, которым управляет гражданин, отказывающиеся выполнять поставленные требования и при этом представляет риск для здоровья и жизни других людей;
- обезвредить животное, которое собирается нанести серьезный вред человеку;
- разрушить замок или другое запирающее устройство, которое мешает проникнуть на объект, где совершается или уже произошло преступление;
- сделать предупредительный выстрел, подать сигнал тревоги или вызвать помощь, направив пистолет в момент использования в безопасную сторону.
Огнестрельное оружие запрещено использовать в отношении к беременным женщинам, инвалидам или несовершеннолетним при наличии явных признаков или знании того, что они относятся к вышеперечисленным категориям. Единственное исключение – если они оказывают вооруженное сопротивление, которое представляет риск для жизни сотрудника полиции или других граждан. Также запрещено применять огнестрельное оружие, если вокруг имеется большое скопление людей, и в результате действий полицейского могут пострадать невинные граждане.
Применение физической силы
Работа в полиции всегда была связана с повышенным риском для здоровья и жизни. Сотрудники МВД ежедневно встречаются с ситуациями, когда они вынуждены применять физическую силу, огнестрельное оружие и спецсредства (газовые баллончики и электрошокеры). Законодательство строго регламентирует применение физических мер полицейским в отношении других граждан. Сотрудник МВД имеет право применить силу против преступника в следующих случаях:
- При сопротивлении гражданина во время задержания. После того как предполагаемый преступник будет заключен под стражу, сотрудник полиции обязан разъяснять ему причину ареста.
- Для пресечения совершения преступления.
- Самозащита, а также защита других граждан или охраняемых объектов.
- Принудительная остановка транспорта, нарушившего ПДД. Помните, что по требованию сотрудника полиции водитель обязан остановиться.
- Прекращение незаконных массовых митингов или беспорядков.
Сотрудник МВД обязан руководствоваться предписаниями во время принятия решения о применении физической силы и оружия. Во-первых, он должен предупредить о применении оружия или спецсредств, дав нарушителям прекратить нарушать закон. Однако данное правило не действует, когда требуется незамедлительное вмешательство полицейского. В этом случае служащий обязан быстро оценить ситуацию и самостоятельно принять решение о дальнейших своих действиях.
В соответствии с законом РФ, силу, спецсредства и огнестрельное оружие сотрудник полиции не может применять против инвалидов, беременных и несовершеннолетних. Исключением является тот факт, если вышеперечисленные лица незаконно применяют оружие, угрожающее жизни и здоровью граждан. Также недопустимо применять средства защиты служащим, если это может нанести вред невинным гражданам.
Сотрудник МВД, приведший оружие в боевую готовность, вправе запретить гражданам приближаться к нему. В случае неисполнения данного указания сотрудник госоргана вправе открыть огонь.
Комментарий к ст. 25 Закона о Полиции
1. В части 1 комментируемой статьи содержится легальная (законодательная) дефиниция понятия «сотрудник полиции», де-юре закрепившая сущность службы в полиции как разновидность федеральной государственной службы и тем самым устранившая юридически неопределенную формулировку части 1 статьи 17 Закона о милиции, в которой эта служба не определялась как служба государственная.
Определяя статус сотрудника полиции, Закон в целом сохранил военизированный характер полицейской службы, поскольку, как и Закон о милиции, связал правовое положение сотрудника полиции с присвоением ему специального звания полиции, предусмотренного статьей 26 комментируемого Закона.
2. Термин «сотрудник», которым оперирует часть 1 комментируемой статьи, имеет два значения:
1) тот, кто работает вместе, соучастник в трудах, помощник в деле, сотоварищ по деловым вопросам;
2) название представителя профессионального сообщества работников и некоторых специальностей (например, научный сотрудник) или вообще служащих как представителей особой категории работников.
Применительно к статье 25 Закона о полиции термин «сотрудник» используется во втором значении.
Совокупность сотрудников полиции, образующая ее людской субстрат, именуется личным составом, персоналом либо кадрами полиции. К сотрудникам полиции не относятся рядовые, офицеры и генералы внутренних войск, сотрудники следственного аппарата органов внутренних дел, а также сотрудники органов внутренних дел, имеющие специальные звания внутренней службы. Сотрудником полиции может быть только гражданин Российской Федерации. Иностранные граждане, лица с двойным гражданством, лица, не имеющие гражданства, служить в полиции не могут.
3. Юридически служба в полиции связана с занятием сотрудником определенной должности. Должность — это базовая структурная единица в штатном расписании государственного органа, включающая часть его компетенции. «Состояние в должности» означает нахождение, пребывание в должности, возникающее с момента подписания приказа о назначении на должность.
Сотрудник полиции реализует свои полномочия, находясь на должности в течение служебного времени, установленного законодательством о государственной службе, распорядком дня органа внутренних дел, должностным регламентом (должностной инструкцией), а также контрактом о прохождении службы в полиции. Сотрудникам полиции разрешается совместительство на вакантных должностях рядового и начальствующего состава, а также на вакантных должностях работников в свободное от основной службы время (см. комментарий к статье 28).
Должности в органах внутренних дел, замещаемые сотрудниками полиции, подразделяются на пять видов:
1) должности рядового состава;
2) должности младшего начальствующего состава;
3) должности среднего начальствующего состава;
4) должности старшего начальствующего состава;
5) должности высшего начальствующего состава.
Перечень первых четырех видов должностей рядового и начальствующего состава утверждается приказами Министра внутренних дел Российской Федерации. Для каждой должности установлены квалификационные требования. Они включают уровень профессионального образования, стаж и опыт работы по специальности, уровень знания правовых основ исполнения соответствующих должностных обязанностей.
Перечень должностей высшего начальствующего состава органов внутренних дел, которые могут замещать сотрудники полиции, определяется указами Президента Российской Федерации. В настоящее время эти должности в центральном аппарате МВД России и территориальных подразделениях министерства на региональном и межрегиональном уровнях, а также должности в учебных и научно-исследовательских учреждениях установлены Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 253 «Об утверждении Перечня должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел Российской Федерации, в Федеральной миграционной службе, в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территориях государств — участников Содружества Независимых Государств и соответствующих этим должностям специальных званий».
4. Служба в полиции предполагает присвоение сотруднику специального звания, которое в отличие от должности не является элементом структуры органа внутренних дел, а имеет персональный характер. Виды специальных званий полиции установлены статьей 26 комментируемого Закона, который фактически воспроизводит систему специальных званий, существовавших в милиции, предусматривая и принципиально новое звание — «генерал полиции Российской Федерации».
5. Часть 2 комментируемой статьи закрепляет дополнительные юридические основания состояния в кадрах полиции помимо предусмотренного в части 1 осуществления служебной деятельности на соответствующей должности.
Такими юридическими фактами являются:
1) нахождение в распоряжении МВД России, территориального органа, организации, входящей в систему указанного федерального органа исполнительной власти;
2) прикомандирование к государственным органам, а также к организациям на условиях и в порядке, которые устанавливаются Президентом Российской Федерации.
6. Сотрудник полиции считается проходящим службу в полиции, если он находится в распоряжении МВД России, его территориальных органов или организаций в следующих случаях:
а) при нахождении за штатом (в случае ликвидации или реорганизации органа внутренних дел (подразделения), сокращения численности или штата сотрудников органа внутренних дел (подразделения)) — не более двух месяцев;
б) при освобождении от замещаемой должности в связи с перемещением по службе или увольнением со службы — в период, необходимый для передачи дел по должности, но не более одного месяца;
в) по окончании приостановления службы — в период трудоустройства, но не более трех месяцев;
г) при направлении на медицинское обследование или медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссией — в период прохождения медицинского обследования или медицинского освидетельствования военно-врачебной комиссией, но не более двух месяцев;
д) при неисполнении более четырех месяцев в общей сложности в течение двенадцати месяцев служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью (за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации предусмотрены более длительные сроки нахождения сотрудника на излечении или на излечении в связи с полученными им при исполнении служебных обязанностей ранением, контузией или увечьем) — в период болезни, но не более одного года;
е) при направлении в служебную командировку на срок более одного года, в том числе заграницу, — на срок командировки, а также по окончании служебной командировки — в период трудоустройства, но не более трех месяцев;
ж) в связи с восстановлением в должности сотрудника органов внутренних дел, ранее замещавшего эту должность, — в период трудоустройства, но не более трех месяцев;
з) в период пребывания в неиспользованном отпуске за предыдущие годы службы при увольнении со службы в органах внутренних дел — не более шести месяцев;
и) по окончании срока прикомандирования к органам государственной власти, а также к организациям — в период трудоустройства, но не более трех месяцев.
Нахождение сотрудника в распоряжении органов внутренних дел оформляется приказом начальника соответствующего органа.
С нахождением в распоряжении не следует смешивать отстранение сотрудника от должности. В соответствии с Законом о службе в органах внутренних дел сотрудник полиции может быть отстранен от должности при привлечении его в качестве обвиняемого в совершении преступления, а также при совершении грубого нарушения служебной дисциплины, делающего невозможным исполнение им служебных обязанностей. В последнем случае срок отстранения от должности не может превышать одного месяца.
7. Сотрудники полиции, прикомандированные к государственным органам, а также к организациям на условиях и в порядке, которые устанавливаются Президентом Российской Федерации, считаются проходящими службу в полиции.
Вместо тюрьмы и зоны в окопы
Началась вся эта история после того, как активное выполнение неизвестных никому до сих пор, целей случайной военной операции, зашло куда-то не в ту сторону. Что уже по сути, является своеобразной дискредитацией, но суть вы примерно начинаете понимать.
Появился вопрос о том, откуда можно взять резервы солдат для фронта. Так как контрактные части что-то как-то не подошли, для выполнения подобных задач. А может быть и подошли, но как-то не так.
И вот тут на сцену вышел Е. Пригожин. Основатель ЧВК Вагнер. Который начал активно рекрутировать заключённых.
При этом, мотивировал он свое решение очень просто. Если вы не хотите, чтобы ваши дети пошли заниматься выполнением целей сво, то придётся закрыть глаза.
К зекам у нас в обществе, отношение еще хуже, чем друг к другу. Так что подобный аргумент вроде бы сработал.
Полиция: обязанности и права (общая характеристика)
Задачи, которые должна решать данная структура, определены в ФЗ № 3. В соответствии с положениями этого Закона составлены должностные инструкции для сотрудников всех видов подразделений. Несомненно, полиция — это важнейший орган в системе исполнительной власти. Эта структура несет ответственность за безопасность в государстве. Выполнение обязанностей всегда связано с высоким риском. Учитывая серьезность работы, сотрудники наделяются достаточно широкими полномочиями. Однако вместе с этим они несут и повышенную ответственность.
Сотрудники полиции ведут надзор за выполнением лицами, отбывшими уголовное наказание, запретов и ограничений, предусмотренных для них федеральным законодательством. Кроме этого, служащие контролируют поведение граждан, на которые наложены санкции, не связанные с тюремным заключением. На полицию возлагаются обязанности по обеспечению защиты свидетелей, потерпевших и прочих участников уголовного производства. К последним, в частности, относятся судьи, прокуроры, следователи, служащие контролирующих и правоохранительных структур.
Обязанности сотрудников правоохранительных органов регламентируются законом № 3 ФЗ “О полиции”. Все обязанности указанные в законе должны служить для защиты граждан от различного рода опасностей. Но есть случаи, когда сотрудники полиции пренебрегают своими обязанностями или же, наоборот превышают свои полномочия. Поэтому каждый гражданин должен знать, как свои права, так и полицейских.
Участковый должен осуществлять регулярный обход вверенной ему территории. При этом сотрудник должен быть в служебной форме. По требованию граждан участковый обязан предъявить удостоверение. Вход в жилые помещения может осуществляться исключительно по согласию находящихся в нем лиц.
Участковый должен регулярно осуществлять личный прием граждан. В ходе него сотрудник получает письменные и устные сообщения и заявления, консультирует лиц по правовым вопросам в рамках компетенции. Как правило, прием ведется три раза в неделю. При этом в неприемные дни участковый должен реагировать на сообщения, принятые от граждан.
Статья 30. Гарантии правовой защиты сотрудника полиции
1. Сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя права, предоставленные полиции, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства.
2. Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей подчиняется только непосредственному или прямому начальнику. Никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом. Никто не имеет права принуждать сотрудника полиции к выполнению обязанностей, которые настоящим Федеральным законом на полицию не возложены. При получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом.
3. Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.
4. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
5. Сотрудник полиции не обязан давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять такие дела и материалы, в том числе затрагивающие права и свободы человека и гражданина, для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
6. Государственная защита жизни и здоровья, чести и достоинства сотрудника полиции и членов его семьи, а также имущества, принадлежащего ему и членам его семьи, от преступных посягательств в связи с выполнением служебных обязанностей осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7. Меры государственной защиты применяются также в отношении близких родственников сотрудника полиции, а в исключительных случаях — в отношении иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудника полиции либо принуждения к изменению ее характера, а также из мести за указанную деятельность.