Учет нематериальных активов по ФСБУ 14/2022 в вопросах и ответах

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет нематериальных активов по ФСБУ 14/2022 в вопросах и ответах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В 1С:Бухгалтерии госучреждения 8 групповой учет возможен только по правам пользования НМА стоимостью не больше 100 тыс. руб., по которым установлен срок полезного использования, если они приобретены в одной партии — по одинаковой цене, в один момент времени, и по которым рассчитывается амортизация 100% при введении в эксплуатацию.

Счет 10408 «Амортизация нематериальных активов»

Продолжение

 

1

2

3

4

5

5

Признаны текущие

расходы в сумме

амортизации

нематериальных

активов,

начисленной

в отчетном

периоде в рамках

бюджетной

деятельности

140101271

110408410

Приказ N 25н,

ч. 3,

разд. 1,

п. 45

6

Признаны текущие

расходы в сумме

амортизации

нематериальных

активов,

начисленной

в отчетном

периоде в рамках

деятельности,

приносящей доход

210604340

210408410

Приказ N 25н,

ч. 3,

разд. 1,

п. 45

7

Списана

с бюджетного

бухгалтерского

учета сумма

накопленной

амортизации

при выбытии

объектов

нематериальных

активов

1(2) 10408420

1(2) 10201420

Приказ N 25н,

ч. 3,

разд. 1,

п. 45

8

Принята

к бюджетному

бухгалтерскому

учету сумма

накопленной

амортизации

при безвозмездном

получении

объектов

нематериальных

активов

от учреждений,

подведомственных

одному главному

распорядителю

(распорядителю)

средств бюджетов,

а также при

централизованных

поставках

130404320

110408420

Приказ N 25н,

ч. 3,

разд. 1,

п. 45

9

Принята

к бюджетному

бухгалтерскому

учету сумма

накопленной

амортизации

при безвозмездном

получении

объектов

нематериальных

активов

от учреждений

бюджетов разных

уровней

140101151

110408420

Приказ N 25н,

ч. 3,

разд. 1,

п. 45

10

Принята

к бюджетному

бухгалтерскому

учету сумма

накопленной

амортизации

при безвозмездном

получении

объектов

нематериальных

активов от

наднациональных

организаций

и правительств

иностранных

государств

140101152

110408420

Приказ N 25н,

ч. 3,

разд. 1,

п. 45

11

Принята

к бюджетному

бухгалтерскому

учету сумма

накопленной

амортизации

при безвозмездном

получении

объектов

нематериальных

активов

от учреждений,

подведомственных

разным главным

распорядителям

(распорядителям)

средств бюджетов

одного уровня,

а также при их

получении от

государственных

и муниципальных

организаций

140101180

110408420

Приказ N 25н,

ч. 3,

разд. 1,

п. 45

12

Списана

с бюджетного

бухгалтерского

учета сумма

накопленной

амортизации

при безвозмездной

передаче объектов

нематериальных

активов между

учреждениями,

подведомственными

одному главному

распорядителю

(распорядителю)

средств бюджетов

110408420

130404320

Приказ N 25н,

ч. 3,

разд. 1,

п. 45

13

Списана

с бюджетного

бухгалтерского

учета сумма

накопленной

амортизации

при безвозмездной

передаче объектов

нематериальных

активов между

учреждениями,

подведомственными

разным главным

распорядителям

(распорядителям)

средств бюджетов

одного уровня,

а также при их

передаче

государственным

и муниципальным

организациям

110408420

140101241

Приказ N 25н,

ч. 3,

разд. 1,

п. 45

14

Списана

с бюджетного

бухгалтерского

учета сумма

накопленной

амортизации

при безвозмездной

передаче объектов

нематериальных

активов между

учреждениями

(за исключением

государственных

и муниципальных

организаций)

110408420

140101242

Приказ N 25н,

ч. 3,

разд. 1,

п. 45

15

Списана

с бюджетного

бухгалтерского

учета сумма

накопленной

амортизации

при безвозмездной

передаче объектов

нематериальных

активов

учреждения

бюджетам других

уровней

110408420

140101251

Приказ N 25н,

ч. 3,

разд. 1,

п. 45

16

Списана

с бюджетного

бухгалтерского

учета сумма

накопленной

амортизации

при безвозмездной

передаче объектов

нематериальных

активов

международным

организациям

110400410

1040101253

Приказ N 25н,

ч. 3,

разд. 1,

п. 45

17

Принята

к бюджетному

бухгалтерскому

учету сумма

дооценки

амортизации

объектов

нематериальных

активов,

накопленной

на дату

переоценки

1(2) 40103000

1(2) 10408420

Приказ N 25н,

ч. 3,

разд. 1,

п. 24

18

Принята

к бюджетному

бухгалтерскому

учету сумма

уценки

амортизации

объектов

нематериальных

активов,

накопленной

на дату

переоценки

1(2) 10408420

1(2) 40103000

Приказ N 25н,

ч. 3,

разд. 1,

п. 24

Как учитывать исключительные права на нематериальные активы

Объекты группируйте на счете 102 00 по новым аналитическим кодам видов имущества. В планах счетов для этого предусмотрели счета:

— 0 102 0N 000 «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»;

— 0 102 0R 000 «Опытно-конструкторские и технологические разработки»;

— 0 102 0I 000 «Программное обеспечение и базы данных»;

— 0 102 0D 000 «Иные объекты интеллектуальной собственности».

Аналогичные аналитические коды используйте для счетов 0 104 00 000, 0 106 00 000 и 0 114 00 000. Если вы хотите выделить в учете еще один вид нематериальных активов, это можно сделать только для объектов из группы D. Такое решение согласуйте с учредителем.

При распределении имущества по видам руководствуйтесь ОКОФ. В нем предусмотрена сходная разбивка.

В аналитическом учете дополнительно разделяйте объекты с определенным сроком полезного использования и с неопределенным. Как вы будете это делать, определите в учетной политике. Так же поступайте в отношении объектов, созданных самим учреждением.

Сведения о них надо будет выделять в отчетности.

Состав объектов, учитываемых на счете 102 00, практически не изменился. Стандартом дополнительно установлено, что к ним относятся нематериальные активы культурного наследия. Созданные силами учреждения знаки обслуживания, товарные знаки и другие подобные объекты, напротив, в составе нематериальных активов не отражаются.

Срок полезного использования НМА

Что влияет на определение срока полезного использования НМА, созданных собственными силами организации?

Когда объект НМА создан организацией и срок его возможного использования не ограничивается поставщиками прав или официальными разрешениями, необходимо проанализировать факторы, основанные на планах руководства по использованию НМА с учетом рыночной среды, в которой организация ведет свою деятельность. ФСБУ 14/2022 среди прочих факторов обращает внимание составителей бухгалтерской отчетности на такие факторы, как ожидаемый период использования объекта нематериальных активов с учетом нормативных, договорных и других ограничений использования или ожидаемое моральное устаревание, например, в результате изменения или усовершенствования производственного процесса или в результате изменения рыночного спроса на продукцию, работы, услуги, производимые с использованием нематериального актива.

Срок полезного использования НМА может быть ограничен сроком полезного использования иного актива, с которым объект НМА непосредственно связан (например, сроком полезного использования материального носителя (вещи), в котором выражены результаты интеллектуальной деятельности, средства индивидуализации).

Перечень факторов, которые содержит ФСБУ 14/2022, является открытым, то есть у организации есть определенная свобода для выбора того ограничивающего фактора, который будет определять СПИ объекта. Например, при производстве видеоконтента срок полезного использования различных фильмов может зависеть от характера фильма и от условий проката таких фильмов на рынке. Для новостных сюжетов срок полезного использования может быть настолько коротким, что признак НМА, выраженный в способности приносить организации экономические выгоды в течение более чем 12 месяцев, будет отсутствовать. А для исторических, исследовательских, инновационных передач, востребованность которых на рынке на основании запросов дилеров со временем возрастает, срок полезного использования может ограничиваться только волей обладателя исключительных прав на его воспроизведение.

Как устанавливать срок для бессрочных лицензий?

Организация должна обеспечить надежный учет (в т. ч. на забалансовых счетах) и контроль результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, на которые имеет исключительная права (права по договору), но которые не отвечают критериям признания НМА Правила учета НМА, не отвечающих признакам НМА, не установлены
п. 9 ФСБУ 14/2022 п. 21 ПБУ 14/2007
Информация о гудвилле формируется по правилам IFRS 3.

Гудвилл, созданный самой организацией, не признается активом в БУ

В составе НМА учитывается положительная деловая репутация. Отрицательная списывается на финансовый результат в качестве прочего дохода
п. 10 ФСБУ 14/2022 п. 42-45 ПБУ 14/2007

Счет 10408 «Амортизация нематериальных активов»

Продолжение


1

2

3

4

5

5

Признаны текущие

расходы в сумме

амортизации

нематериальных

активов,

начисленной

в отчетном

периоде в рамках

бюджетной

деятельности

140101271

110408410

Приказ N 25н,

ч. 3,

разд. 1,

п. 45

6

Признаны текущие

расходы в сумме

амортизации

нематериальных

активов,

начисленной

в отчетном

периоде в рамках

деятельности,

приносящей доход

210604340

210408410

Приказ N 25н,

ч. 3,

разд. 1,

п. 45

7

Списана

с бюджетного

бухгалтерского

учета сумма

накопленной

амортизации

при выбытии

объектов

нематериальных

активов

1(2) 10408420

1(2) 10201420

Приказ N 25н,

ч. 3,

разд. 1,

п. 45

8

Принята

к бюджетному

бухгалтерскому

учету сумма

накопленной

амортизации

при безвозмездном

получении

объектов

нематериальных

активов

от учреждений,

подведомственных

одному главному

распорядителю

(распорядителю)

средств бюджетов,

а также при

централизованных

поставках

130404320

110408420

Приказ N 25н,

ч. 3,

разд. 1,

п. 45

9

Принята

к бюджетному

бухгалтерскому

учету сумма

накопленной

амортизации

при безвозмездном

получении

объектов

нематериальных

активов

от учреждений

бюджетов разных

уровней

140101151

110408420

Приказ N 25н,

ч. 3,

разд. 1,

п. 45

10

Принята

к бюджетному

бухгалтерскому

учету сумма

накопленной

амортизации

при безвозмездном

получении

объектов

нематериальных

активов от

наднациональных

организаций

и правительств

иностранных

государств

140101152

110408420

Приказ N 25н,

ч. 3,

разд. 1,

п. 45

11

Принята

к бюджетному

бухгалтерскому

учету сумма

накопленной

амортизации

при безвозмездном

получении

объектов

нематериальных

активов

от учреждений,

подведомственных

разным главным

распорядителям

(распорядителям)

средств бюджетов

одного уровня,

а также при их

получении от

государственных

и муниципальных

организаций

140101180

110408420

Приказ N 25н,

ч. 3,

разд. 1,

п. 45

12

Списана

с бюджетного

бухгалтерского

учета сумма

накопленной

амортизации

при безвозмездной

передаче объектов

нематериальных

активов между

учреждениями,

подведомственными

одному главному

распорядителю

(распорядителю)

средств бюджетов

110408420

130404320

Приказ N 25н,

ч. 3,

разд. 1,

п. 45

13

Списана

с бюджетного

бухгалтерского

учета сумма

накопленной

амортизации

при безвозмездной

передаче объектов

нематериальных

активов между

учреждениями,

подведомственными

разным главным

распорядителям

(распорядителям)

средств бюджетов

одного уровня,

а также при их

передаче

государственным

и муниципальным

организациям

110408420

140101241

Приказ N 25н,

ч. 3,

разд. 1,

п. 45

14

Списана

с бюджетного

бухгалтерского

учета сумма

накопленной

амортизации

при безвозмездной

передаче объектов

нематериальных

активов между

учреждениями

(за исключением

государственных

и муниципальных

организаций)

110408420

140101242

Приказ N 25н,

ч. 3,

разд. 1,

п. 45

15

Списана

с бюджетного

бухгалтерского

учета сумма

накопленной

амортизации

при безвозмездной

передаче объектов

нематериальных

активов

учреждения

бюджетам других

уровней

110408420

140101251

Приказ N 25н,

ч. 3,

разд. 1,

п. 45

16

Списана

с бюджетного

бухгалтерского

учета сумма

накопленной

амортизации

при безвозмездной

передаче объектов

нематериальных

активов

международным

организациям

110400410

1040101253

Приказ N 25н,

ч. 3,

разд. 1,

п. 45

17

Принята

к бюджетному

бухгалтерскому

учету сумма

дооценки

амортизации

объектов

нематериальных

активов,

накопленной

на дату

переоценки

1(2) 40103000

1(2) 10408420

Приказ N 25н,

ч. 3,

разд. 1,

п. 24

18

Принята

к бюджетному

бухгалтерскому

учету сумма

уценки

амортизации

объектов

нематериальных

активов,

накопленной

на дату

переоценки

1(2) 10408420

1(2) 40103000

Приказ N 25н,

ч. 3,

разд. 1,

п. 24

Читайте также:  Нужно ли каждый год переутверждать учетную политику?

Сравнение учета в бюджетном и автономном учреждении

В учреждениях обоего вида имущество не является собственностью некоммерческой организации, а передано на ответственное управление. Порядок распоряжения имущества аналогичен. Организации не имеют права распоряжаться особо ценным имуществом без согласования с учредителем. Стоимостные параметры отнесения имущества к особо ценному совпадают.

Отличие состоит в ответственности по обязательствам. Автономные учреждения не отвечает по долгам имуществом, приобретенным за счет внебюджетных поступлений, бюджетные учреждения обязаны отвечать особо ценным имуществом, полученным от ведения деятельности.

Разница в учете ОЦДИ состоит в лицах, составляющих перечни имущества. В бюджетных учреждениях определением списка имущества занимается учредитель, в автономных учреждениях – только в организациях федерального уровня. На остальных уровнях бюджета перечень имущества составляют органы исполнительной власти.

Изменения в бухгалтерии в 2023 году: таблица

Что изменилось Как применять С какой даты действует, основание
Единый налоговый платеж
Организации и ИП будут перечислять налоги и взносы единым налоговым платежом на единый налоговый счёт

Определение ЕНП и ЕНС появится новой статье 11.3 НК. В ней говорится, на какие даты будут отражать обязательства перед бюджетом, на основании каких документов. Задолженность будут учитывать в совокупности и с этой суммы насчитают пени.

Налог на профдоход, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов можно, но необязательно платить посредством ЕНП.

С 1 января 2023 года.

П. 2 и 17 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ

Меняются правила, по которым налоги и взносы можно считать уплаченными Налог считается уплаченным на дату перечисления ЕНП, если на соответствующую дату на ЕНС отражены обязательства (начисления). Также налог считают уплаченным на дату отражения обязательства на ЕНС, если до этого на ЕНС было положительное сальдо.

С 1 января 2023 года.

П. 9 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ

Вводится новая отчётность о начислениях для ЕНП Если срок уплаты налога или взноса наступает до срока декларации или по какому-то виду платежа налоговой отчётности нет, нужно сдавать налоговое уведомление об исчисленных суммах. Срок — 25 число месяца, в котором установлен срок уплаты.

С 1 января 2023 года.

Подп. «и» п. 17 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ

Взыскивать неуплаченные налоги и взносы будут по новым правилам

Решения о взыскании отрицательного сальдо ЕНС инспекции будут размещать специальном реестре. Если сальдо изменится, сведения о корректировках направят в этот же реестр.

Сумму блокировки банк будет ежедневно сверять с реестром решений о взыскании, где должна отражаться актуальная информация о сальдо по ЕНС.

Сокращены сроки представления информации ИФНС в банк и банком в ИФНС. При заблокированном счёте можно будет открыть новый, но и по новым счетам ИФНС вынесет решение о блокировке.

С 1 января 2023 года.

П. 11 и 12 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ

Защита капиталовложений
Установили особенности налогообложения при реализации соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК)

Организации со статусом участника СЗПК, где стороной соглашения является РФ, в ряде случаев получили право уменьшать платежи в бюджет на налоговые вычеты в отношении:

  • налога на прибыль;
  • налога на имущество;
  • земельного налога.

В целях налогового вычета уполномоченный федеральный орган власти, с которым участник СЗПК подписал соглашение, направляет в налоговую службу уведомление о налоговом вычете.

ФНС в течение десяти дней со дня получения уведомления направляет его в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика — участника СЗПК (по месту учёта в качестве крупнейшего налогоплательщика).

Форму уведомления и порядок её заполнения должно утвердить Правительство (письмо ФНС от 29.06.2022 № БС-4-21/8092).

В расходах по налогу на прибыль не учитывают, например, затраты на покупку, создание, достройку, дооборудование основных средств и НМА, по которым использовали или используют право на налоговый вычет для СЗПК. При этом основные средства, по которым применили или применят налоговый вычет для СЗПК, не амортизируют.

Кроме того, в отношении налога на прибыль налоговую базу по деятельности, которая связана с проектом, определяют отдельно от базы по другим видам деятельности. Убыток от реализации проекта можно перенести на будущее по правилам НК, но только по налоговой базе этого проекта.

С 1 января 2023 года.

Закон от 28.06.2022 № 225-ФЗ

Налог на прибыль
Перенесли срок сдачи отчётности и зафиксировали в НК срок уплаты налога

Декларацию по налогу на прибыль необходимо сдавать на три дня раньше: не 28-го, а 25-го числа. Таким образом, с 2023 года нужно отчитываться:

  • за отчётные периоды — не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчётным;
  • за налоговый период — не позднее 25 марта 2024 года.

Уплата авансовых платежей и налога теперь не привязаны к сроку сдачи декларации. Перечислить авансовый платеж нужно по-прежнему не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчётным, а налог — не позднее 28 марта 2024 года

С 1 января 2023 года.

п. 1, 2 и 4 ст. 287, п. 3 и 4 ст. 289 НК, п. 22 и 23 ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ

В 2023–2024 годах отрицательные курсовые разницы признаются в расходах только на дату погашения обязательства

Применяется также к обязательствам по договору банковского вклада (депозита). Аналогичные правила действуют с 2022 года в отношении положительных курсовых разниц.

С 1 января 2023 года.

Подп. 6, 6.1 п. 7 ст. 272, подп. «а», «б» п. 13 ст. 2, ч. 1, 2 ст. 5 Закона от 26.03.2022 № 67-ФЗ

Начинает действовать после приостановления нулевая ставка по доходам от акций российских высокотехнологичных (инновационных) компаний

Можно применить ставку 0 процентов к доходам по операциям или выбытию акций российских компаний независимо от состава их активов, если на дату выбытия или погашения одновременно выполняются два условия:

  • акции относятся к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг;
  • являются акциями высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики.

С 1 января 2023 года.

Абз. 2 п. 2 ст. 284.2 НК, ст. 2 Закона от 29.12.2015 № 396-ФЗ

Расширили перечень имущества, по которому можно применять повышающий коэффициент к основной норме амортизации

Повышающий коэффициент не выше 3 к основной норме амортизации можно применять к:

  • основным средствам, которые на дату ввода в эксплуатацию включены в единый реестр российской радиоэлектронной продукции;
  • НМА в виде компьютерной программы ЭВМ и базы данных. За исключением активов, для которых срок полезного использования организация установила самостоятельно.

С 1 января 2023 года.

п. 2 ст. 259.3 НК, п. 2 ст. 1 Закона 321-ФЗ.

Разрешили первоначальную стоимость основных средств и НМА, которые относятся к сфере искусственного интеллекта, увеличивать на коэффициент 1,5

При формировании первоначальной стоимости затраты можно увеличить на коэффициент 1,5 по:

  • основным средствам и НМА на программы для ЭВМ и базы данных, которые относятся к сфере искусственного интеллекта;
  • затратам на приобретение неисключительных прав на программы для ЭВМ и баз данных, которые относятся к сфере искусственного интеллекта.

Такие объекты должны быть включены в реестры Минпромторга и Минцифры радиоэлектронной продукции и программ для ЭВМ, баз данных.

С 1 января 2023 года.

п. 1 и 3 ст. 257 НК, подп. 26 п. 1 ст. 264 НК, п. 28 и 29 ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 323-ФЗ

Расширили перечень расходов, к которым можно применять инвестиционный вычет

Инвестиционный вычет в размере до 100 процентов можно получить по основным средствам и НМА, которые относятся к сфере искусственного интеллекта. Такие объекты должны быть включены в реестры Минпромторга и Минцифры радиоэлектронной продукции и программ для ЭВМ, баз данных.

С 1 января 2023 года.

подп. 7 п. 2 ст. 286.1 НК, п. 39 ст. 1 Закона 323-ФЗ от 14.07.2022 № 323-ФЗ

НДС
Изменили срок уплаты НДС в бюджет

Налогоплательщики и налоговые агенты перечисляют НДС в бюджет равными долями не позднее 28-го числа каждого из трёх месяцев, следующего за истёкшим кварталом.

С 1 января 2023 года.

Закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ

Уточнили порядок возмещения НДС на основании статей 176 и 176.1 НК

Отменили пункты 5–8, 10–12 статьи 176 НК, которые регулировали правила возмещения НДС при наличии либо отсутствии недоимки.

Теперь вместо возврата денежных средств суммы, подлежащие возмещению, будут идти в счёт увеличения сальдо единого налогового счёта (ЕНС).Возместить НДС будет можно только при наличии положительного сальдо по всем налогам на ЕНС.

Также уточнили порядок начисления процентов в связи с несвоевременным возвратом НДС, который был ранее возмещен. Проценты будут начисляться по истечении 10-дневного срока, исчисляемого с даты принятия решения о возмещении НДС.

До 2023 года проценты начисляются по истечении 12 дней после завершения камеральной налоговой проверки.

С 1 января 2023 года.

Закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ

Истёк срок освобождения от НДС реализации и ввоза племенных животных

В период с 01.01.2016 по 31.12.2022 включительно освобождается от НДС реализация и ввоз:

  • племенного крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, лошадей;
  • эмбрионов, полученных от этих животных;
  • спермы, полученной от племенных быков, племенных свиней, племенных баранов, племенных козлов, племенных жеребцов;
  • племенной птицы (племенного яйца).

Освобождение предоставляется при наличии племенного свидетельства государственной племенной службы.

Если освобождение не продлят, с 1 января 2023 года при реализации и ввозе вышеуказанных товаров будет применяться ставка НДС 20 процентов.

С 1 января 2023 года.

Закон от 23.11.2020 № 375-ФЗ

Истёк срок освобождения от НДС ввоза воздушных судов, указанных в подпункте 21 статьи 150 НК

В период с 01.01.2020 по 31.12.2022 включительно освобождается от НДС ввоз гражданских воздушных судов, зарегистрированных в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства.

Освобождение предоставляется при условии представления в таможенный орган копии соответствующего свидетельства (сертификата).

Если освобождение не продлят, с 1 января 2023 года при ввозе вышеуказанных судов будет применяться ставка НДС 20 процентов.

С 1 января 2023 года.

Ч. 2-3 ст. 3 Закона от 29.09.2019 № 324-ФЗ

Истёк срок применения ставки НДС 10% по внутренним авиаперевозкам пассажиров и багажа

В период 01.07.2015 по 31.12.2022 включительно по внутренним авиаперевозкам пассажиров и багажа применяют ставку НДС 10%.

Если срок действия ставки НДС 10% не продлят, такие авиаперевозки будут облагаться НДС по ставке 20 процентов. Исключением будут авиаперевозки:

  • в Крым, Севастополь и обратно;
  • Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ и обратно;
  • маршрут которых не предусматривает вылетов и посадок в Москве и Московской области.

Такие перевозки облагают НДС по нулевой ставке.

С 1 января 2023 года.

Ст. 4 Закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ

Акцизы
Установили ставки акцизов на 2025 год

Например, ставки на сигареты и папиросы составят 2760 рублей за 1000 шт. плюс 16 процентов расчётной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 3750 рублей за 1000 шт.

При совершении подакцизных операций с автомобилями легковыми с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.) включительно нужно исчислять акциз по ставке 59 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.).

С 1 января 2023 года.

Закон от 14.07.2022 № 323-ФЗ

НДДДУС
Уточнили параметры применения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДДДУС)

Предоставили возможность применять налог для участков недр с высокой степенью выработанности запасов углеводородного сырья и вновь вводимых участков недр, соответствующих установленным условиям.

Кроме того:

  • обновили отдельные требования к участку недр в целях признания дохода от добычи объектом налогообложения по НДДДУС;
  • скорректировали перечень фактических расходов по добыче углеводородного сырья на участке недр, связанных с производством и реализацией;
  • изменили правила определения расчётной выручки за календарный месяц от реализации углеводородного сырья, добытого на участке недр.

Отдельные изменения распространяются на правоотношения, возникшие начиная с 2019, 2021 и 2022 года.

С 1 января 2023 года.

Закон от 28.06.2022 № 234-ФЗ

Налог на имущество
Не будут повышать кадастровую стоимость недвижимости в целях налога на имущество организаций и земельного налога на 2023 год

Налоговую базу на 2023 год по налогу на имущество и земельному налогу в отношении «кадастровой» недвижимости определяют как кадастровую стоимость в ЕГРН по состоянию на 1 января 2022 года.

Исключение: кадастровая стоимость выросла из-за изменения характеристик объекта, например, назначения или площади. В таких случаях налоговую базу определяют с учётом новых характеристик.

Если по состоянию на 1 января 2023 года кадастровая стоимость в ЕГРН снизится по сравнения с показателем на 1 января 2022 года, при исчислении налога на имущество и земельного налогов, а также авансовых платежей за 2023 год, используйте сниженный показатель (информация ФНС от 24.03.2022).

С 1 января 2023 года.

П. 17–18 ст. 2, ч. 2 ст. 5 Закона от 26.03.2022 № 67-ФЗ

Освободили от обязанности российские организации подавать декларацию по налогу на имущество по «кадастровой» недвижимости

Начиная с отчётности за 2022 год декларации по налогу на имущество в отношении «кадастровой» недвижимости российские организации подавать не должны. Вместо этого они ежегодно будут получать из ИФНС сообщение об исчисленной сумме налога.

Если организация не подавала заявление на льготу и не получила такое сообщение, она обязана направить инспекторам сообщение о наличии «кадастровой» недвижимости, которую признают объектом налогообложения. Его форму налоговики пока не утвердили.

Рассчитывать и перечислять в бюджет сумму авансовых платежей и налога по «кадастровой» недвижимости российские организации должны самостоятельно в общем порядке.

Иностранные организации по-прежнему обязаны включать в декларацию «кадастровую» недвижимость.

С 1 января 2023 года.

Подп. «б» п. 83 ст. 2 и п. 5 ст. 10 Закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ

Приказ ФНС от 16.07.2021 № ЕД-7-21/667

Изменили правила, по которым власти регионов устанавливают дифференцированные ставки по налогу на имущество

Власти регионов вправе устанавливать дифференцированные ставки налога только в зависимости от вида недвижимости, облагаемой налогом на имущество и (или) его кадастровой стоимости.

Дифференциация налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) категорий имущества, в том числе в зависимости от площади имущества, не допускается (письмо ФНС от 01.03.2022 № БС-4-21/2451).

С 1 января 2023 года.

Подп. «а» п. 50 ст. 1 Закона от 29.11.2021 № 382-ФЗ

Обновили форму, формат и порядок заполнения декларации по налогу на имущество

Подают декларацию по новой форме начиная с отчётности за 2022 год. Помимо новых штрихкодов и технических поправок в отдельных строках, налоговики:

  • уточнили порядок заполнения разделов 1-3 декларации;
  • добавили новые коды налоговых льгот на федеральной территории «Сириус»;
  • исключили коды льгот, которые действовали в 2020 году из-за коронавируса.

Например, из раздела 1 декларации исключили строку 005 «Признак налогоплательщика». С её помощью ФНС определяла организации, которым продлены сроки уплаты налога и авансовых платежей в 2020 году из-за коронавируса (письмо ФНС от 07.10.2021 № БС-4-21/1421). Строки с кодами 007–040 заполняют в прежнем порядке.

С 1 января 2023 года.

Приказы ФНС от 28.01.2022 № ЕД-7-21/53, от 09.08.2021 № ЕД-7-21/739

Утвердили форму, формат и порядок заполнения пояснения к сообщению об исчисленной сумме налога

Начиная с отчётности за 2022 год в отношении объектов, облагаемых по кадастровой стоимости, организация может получить сообщение об исчисленной сумме налога с неверной суммой налога. Например, когда ИФНС при расчёте налога не учла льготу. В этом случае в течение 20 дней можно подать в ИФНС пояснения или документы, подтверждающие правильность расчёта налога (п. 6 ст. 386 НК).

С 1 января 2023 года.

Приказ ФНС от 30.03.2022 № ЕД-7-21/247

УСН
Перенесли сроки уплаты авансовых платежей и налога при УСН по итогам года, а также сроки представления декларации

Срок уплаты авансовых платежей по УСН перенесли с 25-го на 28-е число месяца, следующего за истёкшим отчётным периодом. Срок уплаты налога за год перенесли с 31 на 28 марта.

Декларацию по УСН организации будут сдавать 25 марта вместо 31 марта, а ИП — 25 апреля вместо 30 апреля

С 1 января 2023 года.

П. 41 и 42 ст. 2 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ

Вводят новые виды деятельности, которые нельзя вести на УСН

Упрощёнку не смогут применять организации и предприниматели, если производят ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов либо торгуют такими изделиями оптом или в розницу.

С 1 января 2023 года.

П. 2 ст. 1, п. 2 ст. 2 Закона от 09.03.2022 № 47-ФЗ

ЕСХН
Изменились сроки декларации по ЕСХН и срок уплаты налога по итогам года

Срок декларации по ЕСХН перенесли с 31 на 25 марта.

Срок уплаты ЕСХН за год перенести с 31 марта на 28 марта. Крайний срок уплаты авансового платежа за полугодие пока остался прежним — 25 июля.

С 1 января 2023 года.

П. 38 и 39 ст. 2 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ

Патент ИП
Меняют перечень видов деятельности для ИП на патенте

ПСН не будет применяться в отношении деятельности по производству ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, оптовой и розничной торговли такими изделиями.

С 1 января 2023 года.

П. 3 ст. 1, п. 2 ст. 2 Закона от 09.03.2022 № 47-ФЗ

Путевой лист
Прописали в уставе автомобильного транспорта правила об электронных путевых листах

Путевые листы можно будет формировать в электронном виде. Электронный формат для путевого листа утвердит ФНС. Оформлять в электронной форме путевой лист необязательно, его по-прежнему можно будет оформлять на бумаге.

В случае использования электронного путевого листа перевозчик или водитель транспортного средства должен предоставить грузоотправителю подтверждение формирования электронного путевого листа и его реквизиты.

С 1 января 2023 года.

Закон от 06.03.2022 № 39-ФЗ

Прописали в уставе автомобильного транспорта правила оформления путевого листа

Путевой лист должен содержать следующие сведения:

  • о сроке действия путевого листа;
  • лице, оформившем путевой лист;
  • транспортном средстве;
  • водителе (водителях) транспортного средства;
  • виде перевозки;
  • виде сообщения.

Конкретный состав сведений и порядок оформления утверждает Минтранс. В настоящее время аналогичные реквизиты прописаны в Правилах, утвержденных приказом Минтранса от 11.09.2020 № 368.

Прописали, кто должен оформлять путевой лист при предоставлении транспортного средства в аренду с экипажем. В этом случае путевой лист оформляет арендодатель.

С 1 января 2023 года.

Закон от 06.03.2022 № 39-ФЗ

Кадры
Ввели обязательный контроль работодателя для пассажирских перевозок лиц с судимостью

При приёме на работу в транспортное предприятие в сфере пассажирских перевозок работодатель должен проверять наличие судимости или факт уголовного преследования.

Ранее судимые граждане за ряд преступлений работать в такси и общественном транспорте, не смогут. Для такси это – убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, грабёж, разбой, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, преступления средней тяжести и более против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человека. Для общественного транспорта –за тяжкие и особо тяжкие преступления против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человека.

От действующих на 1 марта 2023 года сотрудников нужно получить не позднее 1 сентября 2023 года справку об отсутствии судимости или преследования. Если работник не представит документ, его необходимо уволить по причине ограничения на занятие определёнными видами труда.

С 1 января 2023 года.

Закон от 11.06.2022 № 155-ФЗ

Изменили требования к полису ДМС для временно пребывающих иностранных работников

Работодателям больше не нужно обеспечивать временно пребывающих иностранных работников полисами ДМС или договорами о предоставлении платных медицинских услуг. Эти гарантии сохраняются только в отношении высококвалифицированных специалистов, временно пребывающих в РФ.

С 1 января 2023 года.

Закон от 14.07.2022 № 240-ФЗ

Читайте также:  Граница с Абхазией – правила пересечения в 2023 году.

Когда объект нематериального актива можно списать

С бухгалтерского учёта списываются объекты нематериальных активов, которые выбывают или неспособны приносить экономическую выгоду в будущем.

Списать объект можно:

  • по истечении срока действия прав или лицензии;
  • из-за прекращения использования НМА, когда объект морально устарел и нет планов его продать или начать снова использовать;
  • при отчуждении исключительных прав на объект нематериальных активов другому лицу в связи с продажей, меной, передачей в качестве вклада в капитал и т.п.;
  • из-за утраты материального носителя;
  • при прекращении организацией деятельности.

Поступление НМА в распоряжение учреждения необходимо оформить ф. 0504101 — акт о приеме-передачи объектов НФА. В новом ФСБУ разъясняется, что входит в нематериальные активы, — объект НФА, который используется в деятельности учреждения более 12 месяцев (п. 6 ФСБУ). Кроме того, в стандарте определен порядок признания объектов к учету.

При приобретении НМА за плату необходимо учитывать все сопутствующие затраты для формирования первоначальной стоимости объекта. К таковым затратам в бухучете следует относить:

  1. Фактическую стоимость объекта, то есть суммы, уплачиваемые правообладателю за отчуждение прав на результаты интеллектуальной собственности или же на средство индивидуализации.
  2. Затраты на консультационные или информационные услуги сторонних организаций, связанные с покупкой НМА.
  3. Регистрационные, пошлинные, патентные или иные виды сборов, платежи, которые напрямую связаны с приобретением нового НФА. Например, оплата домена при регистрации сайта в интернете.
  4. Вознаграждения, которые приобретатель уплачивает посредническим компаниям, участвующим в оформлении, продаже, перепродаже объектов.
  5. Иные виды затрат, которые несет приобретатель при получении НМА в собственность.

Все вышеперечисленные затраты следует собрать на счете 0 106 00 000 «Вложения в нематериальные активы». Когда стоимость полностью сформирована, то есть учтены и зафиксированы все виды трат учреждения, связанные с покупкой, то с кредита счета 0 106 00 000 списываются все расходы в дебет счета 0 102 00 000 «НМА».

Как вести групповой учет прав пользования НМА в 1С

В 1С:Бухгалтерии госучреждения 8 групповой учет возможен только по правам пользования НМА стоимостью не больше 100 тыс. руб., по которым установлен срок полезного использования, если они приобретены в одной партии — по одинаковой цене, в один момент времени, и по которым рассчитывается амортизация 100% при введении в эксплуатацию.

Важно! Вся партия, которая учитывается на одной карточке (в одном элементе справочника «Основные средства, НМА, НПА»), принимается к учету только на один 26-разрядный счет бухучета.

Когда однородные объекты прав пользования НМА приобретались за счет разных источников финансирования, их нельзя ставить на бухучет на одну карточку ОС (на один элемент справочника «Основные средства, НМА, НПА»). Требуется сформировать столько карточек, сколько использовано источников финансирования, за счет которых покупались объекты прав пользования НМА.

Кроме того, нужно учесть, что групповой учет не предусматривается для объектов, стоимость которых может поменяться при эксплуатации из-за модернизации, комплектации или разукомплектования. По этим объектам нужно вести индивидуальный учет вне зависимости от их стоимости — на отдельной инвентарной карточке. Иными словами, нужно ввести отдельный элемент в справочнике «Основные средства, НМА, НПА».

Для партии объектов прав пользования НМА стоимостью не больше 100 тыс. руб. с определенным сроком полезного использования, по которым амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при вводе в эксплуатацию и их стоимость не может измениться при эксплуатации, можно оформлять одну инвентарную карточку группового учета. Однако в данном случае нужно ввести инвентарные номера для каждого объекта однотипных прав пользования НМА.

Пример

Бюджетное учреждение купило лицензии на антивирусные программы — 79 шт. по 320 руб./шт. Срок их полезного использования — 2 года. Требуется поставить лицензии на бухучет.

Право пользования программой предоставлено на 2 года. Оно учитывается на сч. 111 6I 352. Когда стоимость одной лицензии не больше 100 тыс. руб., то при ее вводе в эксплуатацию нужно начислить амортизацию в размере 100% первоначальной стоимости. При этом группу таких лицензий можно принять к бухучету на одну инвентарную карточку группового учета и тогда требуется присвоить каждой лицензии индивидуальный инвентарный номер.

Для принятия к бухучету в 1С:Бухгалтерии госучреждения группы прав пользования НМА на одну инвентарную карточку нужно сделать следующее:

  • оформить карточку в справочнике «Основные средства, НМА, НПА» на группу прав пользования НМА;
  • сформировать первоначальную стоимость лицензий на программы;
  • принять к учету лицензии на программы.

Инструкция 174н с изменениями на 2023 год — изменения в плане счетов (счет 103)

Непроизводственные активы подлежат учету на счете 103 00 000. После внесения корректировок в Инструкцию, для учета непроизводственных активов сейчас используют следующие группы счетов:

Группа счетов Наименование
0 103 10 000 Непроизводственные активы — недвижимое имущество учреждения
0 103 30 000 Непроизводственные активы — иное движимое имущество
0 103 90 000 Непроизводственные активы — в составе имущества концедента

Требуется ли списывать полностью самортизированные НМА сразу после окончания срока полезного использования, или можно оставлять их в учете с нулевой остаточной стоимостью?

Списание объекта нематериальных активов требуется при его выбытии или прекращении способности приносить экономические выгоды в будущем. Истечение срока полезного использования не является причиной списания объекта.

Кроме балансовой стоимости НМА, которая в случае с полностью самортизированными объектами отсутствует, стандарт требует раскрытия информации о первоначальной (переоцененной) стоимости НМА и накопленной амортизации по ним.

Следует отметить, срок полезного использования объекта формирует комплекс способов учета, которые обеспечивают амортизацию объекта. Способ амортизации имеет целью максимально точно отражать распределение во времени ожидаемых к получению будущих экономических выгод от использования группы нематериальных активов. Чтобы обеспечить эту точность, ФСБУ 14/2022 требует регулярно проводить проверку элементов амортизации, в том числе пересматривать сроки полезного использования объектов. Если это требование выполняется надлежащим образом, то истечение срока полезного использования будет максимально приближено к моменту списания объекта, а разрыв будет экономически обоснован.

Каковы основания для списания НМА с неопределенным сроком полезного использования?

Для объектов, имеющих срок полезного использования, и объектов, срок полезного использования которых не определяется, основания для списания объектов НМА общие. Проверка срока должна проводиться на каждую отчетную дату. Выбытие или утрата способности приносить экономические выгоды организации в будущем для НМА – это ситуация зачастую предсказуемая, а поэтому на какую-либо из предшествующих такому событию дат срок вполне мог быть определен, а следовательно, на момент списания объект уже будет обладать определенным сроком и накопленной амортизацией, а его балансовая стоимость приближаться к нулю.

Инструкция 174н с изменениями на 2023 год — изменения в плане счетов (счет 101)

Рассмотрим основные изменения в счете 101 00 000 «Основные средства»:

1. Появилась новая проводка. Когда основные средства передаются в финансовую аренду (безвозмездное бессрочное пользование) арендодателем (ссудодателем), выбытие объектов ОС, классифицируемых как объекты неоперационной (финансовой) среды, отражается следующими проводками:

ДЕБЕТ счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» соответствующих счетов аналитического учета:
0 104 00 000 «Амортизация»
0 114 00 000 «Обесценение нефинансовых активов»
КРЕДИТ соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства»

Инструкция 174н с изменениями на 2023 год — изменения в плане счетов (счет 103)

Непроизводственные активы подлежат учету на счете 103 00 000. После внесения корректировок в Инструкцию, для учета непроизводственных активов сейчас используют следующие группы счетов:

Группа счетов Наименование
0 103 10 000 Непроизводственные активы — недвижимое имущество учреждения
0 103 30 000 Непроизводственные активы — иное движимое имущество
0 103 90 000 Непроизводственные активы — в составе имущества концедента

Инструкция 174н с изменениями на 2023 год — изменения в плане счетов (счет 206 00)

В КОСГУ в счет 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» были добавлены новые подстатьи, а потому вводятся и новые счета:

Счет Подстатья КОСГУ
0 206 96 000 «Расчеты по авансам по оплате иных расходов» 296 (с 1 января 2023 года)
0 206 27 000 «Расчеты по авансам по страхованию» 227 (с 1 января 2023 года)
0 206 28 000 «Расчеты по авансам по услугам, работам для целей капитальных вложений» 228 (с 1 января 2023 года)
0 206 29 000 «Расчеты по авансам по арендной плате за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами» 229 (с 1 января 2023 года)


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *