Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ДТП с пешеходом: как действовать водителю и пострадавшему». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Способ пропуска пешеходов, согласно пункту 14.1 ПДД, изменился как раз с последним нововведением 14 ноября 2014 года. Ранее в Правилах было прописано, что водитель обязан «пропустить» пешехода, ныне же есть обязанность «уступить дорогу», а в чём разница, Вы поймёте ниже.
Было | Новая редакция |
---|---|
14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода. | 14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода. |
Разъяснения как правильно пропускать пешехода на пешеходном переходе
По большому счету, главная сложность в возможности доказать, что пешеход не изменял скорости и направления. Что зебра была им пересечена в запланированном темпе. Сделать это без видеофиксации довольно сложно.
Мы говорим о правилах и законах, но практическую сторону будем рассматривать в категориях наиболее частых случаев, что не означает однозначных трактовок во всех 100%, а только в большинстве вариантов.
Дополнительной неразберихи добавляют и системы автоматической фиксации. Кроме того, что технология их работы не до конца понятна, еще и существует несколько разных комплексов, работающих по отличающимся правилам.
- «Автоураган». Уверяется, что данная система умеет сопоставлять множество факторов, в том числе и скорости пешехода и ТС, расчет их траекторий и точки пересечения зебры каждым из них. В результате устанавливается факт изменения скорости и направления пешехода по вине водителя.
- «Оливия» и др. Это более простые системы, но, к сожалению, об их работе известно еще меньше.
Существует мнение, что на практике все работает гораздо проще. Системы оценивают расстояние от машины до пешехода в полосах движения. Если этот интервал достаточен (одна и более свободных полос), нарушение не фиксируется. Небольшая дистанция станет основанием для штрафа.
Еще раз подчеркнем, это лишь одно из мнений, а не официальная информация. Но эти сведения (в совокупности с остальными) помогут создать рекомендации, как не получить штраф за непредоставление преимущества пешеходу:
- В любом случае снизьте скорость перед переходом.
- Если есть возможность пропустить пешехода без опасности столкновения с идущим следом транспортом, пропустите его.
- На узкой дороге началом перехода пешехода можно считать факт его вступления на зебру.
- На многополосном шоссе оценивайте ситуацию по дистанции до места, где потенциально пересекутся направления движения ТС и пешехода. Если расстояние друг от друга будет более чем ширина одной полосы, правило не нарушено.
В новых правилах даются более точные определения пешеходного перехода, велосипедистам вводится запрет на езду по нему, запрещается обгонять по пешеходному переходу.
Штрафные санкции за пешехода
Сумма штрафа за пешехода за нарушения ПДД в части предоставления преимущества установлена на уровне 1,5-2 тыс. рублей, в зависимости от вины и тяжести правонарушения.
Многие инспектора и служебные автомобили уже давно «вооружены» техническими средствами видео фиксации. Такое оборудование используется для подтверждения вины нарушителя, если последний не согласен с предъявляемым обвинением и выписанном постановлении о привлечении к административной ответственности.
Нередки ситуации, когда водитель не имел физической возможности, в плотном потоке движения, визуально обнаружить приближающегося пешехода, которому не создавались помехи для пересечения проезжей части. В таких ситуациях следует постараться обжаловать выписанный штраф, и закон вполне может встать на сторону автомобилиста.
Понятие «уступить дорогу» никаким образом не формирует и не регламентирует очередность движения участников, однако выдвигает требование предоставить пешеходу преимущество, а также запрещает совершать действия, в результате которых пешеход будет вынужден изменить направление или скорость движения.
В любом случае споры с сотрудниками ГИБДД займут больше времени, чем повышенная концентрация в местах размещения пешеходных переходов. Лучше всегда пропускать пешеходов при любых обстоятельствах, и тогда проблем со штрафами не будет.
Какой штраф предусмотрен за непропуск пешехода в 2023 году?
Сумма штрафа за непропуск пешехода, имеющего преимущество движения, установлена в КоАП статьей 12.18. Сумма штрафа за это нарушение составляет 1500 — 2500 рублей. Столько придется уплатить, если не пропустить пешехода либо выехать за стоп-линию (наехать на “зебру”), создав препятствие для прохода пешехода. Если нарушение было допущено впервые, то водитель получит минимальную сумму штрафа, а именно 1500 рублей.
К сожалению, не все водители внимательны и вежливы на дорогах, поэтому ДТП с пешеходами на “зебре” не редкость. Штраф за непропуск пешехода на пешеходном переходе увеличился в сравнении с предыдущей редакцией КОАП объясняется тем, что законодатели уделили особое внимание проблеме безопасности пешеходов и постарались вынудить недобросовестных водителей соблюдать ПДД.
Права и обязанности пешеходов во время перехода дороги по ПДД
В правилах дорожного движения установлено, что для перехода дорожного полотна используются пешеходные переходы, если переход не установлен, для перехода дороги используется линия тротуара или обочины на перекрестке. Если движение пешеходов в месте перехода регулируется пешеходными светофорами или регулировщиком, пешеход должен при переходе руководствоваться регулирующими сигналами. Если же пешеходного светофора нет, пешеход руководствуется транспортным светофором.
При переходе дороги в месте, где пешеходные переходы не предусмотрены, пешеходы, согласно п. 4.5 ПДД, не должны выходить на дорогу из-за любых помех или препятствий и не должны создавать помех для дорожного движения. Выход на проезжую часть дороги или на трамвайные пути разрешается только после предварительной оценки расстояния до приближающихся автомобилей и скорости передвижения автомобилей как безопасного.
Что следует понимать под пропуском пешехода
Этот пункт является самым сложным и спорным в понимании темы. В правилах дорожного движения, также, как и в КоАП не дано четкого определения и порядка действий. По этой причине водители должны самостоятельно толковать положения нормы, что не всегда получается правильно. Правила дорожного движения не требует безусловной остановки или начала торможения, поскольку в каждой ситуации на дороге разные условия. Совершать действия, направленные на предоставление преимущества следует, как только человек наступил на зону пешеходного перехода (если данный участок не регулируется светофором).
ВНИМАНИЕ !!! Если пересечение проезжей части происходит на запрещающий сигнал светофора, равно как и вне зебры водителю не стоит безусловно пропускать пешеходы. Данный аспект не урегулирован правилами дорожного движения, но большая часть инспекторов и преподавателей в автошколах считают, что пропускать необходимо только установленных местах. Поскольку резкое торможение в непредназначенном для этого месте (где другие водители не могут ожидать этого) может повлечь иное происшествие. Естественно, не допускается совершение наезда на пешехода, поэтому расставлять приоритеты необходимо самому водителю в каждой конкретной обстановке.
В последних редакциях эти требования стали действовать и на зону трамвайных путей. Кроме того, понятие «пропустить» было заменено на «уступить». Это связано в первую очередь с конкуренцией понятий, поскольку термин «пропустить» никак не закреплен в правилах, в то время как «уступить» содержится и к нему дано четкое пояснение. Уступать – это не совершать любые действия, способные причинить неудобства другому участнику движения (в случае наличия у него преимущества). Неудобства выражаются в изменении изначальной скорости или направления движения.
Уступить дорогу теперь обязан и велосипедист. В границах пешеходной зоны не допускается передвижения на велосипеде. Для пересечения дороги придется спешиться и идти рядом. С введением этого правила, водители получают снижение ответственности за сбитого велосипедиста в зоне зебры, в случае если нарушение было спровоцировано самим велосипедистом.
Человек в неположенном месте
Необъехать пешехода в неположенном месте тоже сулит наказание. Хотя люди, переходящие дорогу в не предназначенном для этого месте, не имеют приоритета, даже если они нарушают правила дорожного движения, водитель также будет признан виновным в случае столкновения с человеком. И здесь может быть два решения:
- водитель нарушил какой-либо пункт правил дорожного движения, например, ограничение скорости, выехал на встречную полосу, у машины возникли неисправности и т д. Наряду с основным нарушением будет ответственность за травмы и травмы.
- водитель ничего не нарушал, но сознательно вложился, чтобы преподать человеку урок. То есть у него была возможность, но он не останавливался / не уворачивался. Такое поведение подразумевает намерение причинить вред здоровью или смерть, что преследуется по закону.
Но если владелец автомобиля за пределами пешеходного перехода проявил осторожность, соблюдал правила и принял все необходимые меры, чтобы избежать печальных последствий, то ответственности можно избежать.
Порядок назначения штрафа
В случае нарушения пункта 14.1 Правил дорожного движения сотрудники дорожной полиции, заметившие нарушение, обязаны остановить транспортное средство до выяснения обстоятельств нарушения и наложения административного штрафа. Процесс происходит по следующему алгоритму:
- Полицейский останавливает автомобиль, подходит к нему и представляется. Пункт 45 Административного регламента Министерства внутренних дел обязывает его сделать это.
- По просьбе водителя, в соответствии с тем же пунктом 45 Правил, сотрудник ГИБДД предъявляет служебное удостоверение, не выпуская его из рук.
- Затем сотрудник дорожной полиции просит предъявить документы, подтверждающие право собственности на транспортное средство, водительское удостоверение, полис страхования гражданской ответственности; объясняет причину остановки.
- Если есть доказательства того, что пешеход не проехал, их нужно представить в соответствии с ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ. Это могут быть, например, видеоматериалы или фотографии. В обязанности сотрудника дорожной полиции также входит опрос свидетелей аварии и самих пострадавших.
- Затем сотрудник дорожной полиции заполняет протокол с указанием суммы денежного штрафа. Он вручает копию бланка водителю и объясняет условия обжалования, как оплатить штраф за непропуск пешехода, ответственность за его игнорирование.
Нововведения в законодательстве изменили восприятие некоторых понятий, повлияв на ряд положений. Прежде всего, это коснулось понятия «пропустить пешехода», которое было заменено, как уже говорилось выше, на «уступить дорогу с приоритетом».
Смысл постановления заключается в том, что водитель теперь не обязан останавливаться и ждать человека, переходящего дорогу, если он находится на встречной полосе. Вы должны остановиться, когда пешеход находится ближе всего к полосе, по которой движется автомобиль. Во время движения, с другой стороны, скорость должна быть рассчитана таким образом, чтобы пешеходу не пришлось останавливаться или ускоряться. Изменение времени движения позволило уменьшить заторы, ускорив общий поток транспорта.
Сколько штраф за непропуск пешехода на зебре?
Сначала о наказаниях за непропущенного пешехода. Уже упомянутая ст.12.18 КоАП прямо указывает на штрафные санкции в размере 1500 – 2500 рублей. Причем точный размер определяет инспектор ГИБДД, выписывающий постановление на месте фиксации правонарушения.
Может ли быть ужесточено наказание? КоАП РФ подразумевает несколько типов нарушений, за которые при их повторении санкции могут быть увеличены, однако непропуск пешеходов на нерегулируемом переходе к ним не относится.
Обратите внимание, что речь идет именно о нерегулируемой зебре. Проезд с нарушением пешеходного перехода, оборудованного светофором или имеющем регулировщика, является нарушением ст.12.12 КоАП, и предполагает свои санкции.
Что значит «уступить дорогу» пешеходу в ПДД?
Наиболее сложный вопрос в рассматриваемой теме – формулировка понятия «уступить дорогу», а именно, в какой момент будет считаться, что пешеход уже на зебре, а водитель не остановился.
Разумеется, мнения участников движения и инспекторов ГИБДД по этому поводу различаются. Поэтому законодатели пытаются дать расширенные толкования термина, к сожалению, не всегда удачно.
Прежде всего, пункт 14.1 ПДД РФ обязывает водителя уступить дорогу пешеходам, переходящим зебру или вступившим на дорогу. Это уже сужает пределы возможных трактовок, но все же понятие «вступивших на проезжую часть», особенно на многополосных двусторонних шоссе, не дает точного понимания.
В общих положениях Правила дорожного движения дают формулировка понятие «уступить дорогу». Согласно ей, это:
Требование к водителю (в общем случае – ко всем участникам движения) не начинать или не продолжать движение, если такие действия могут привести к изменению направления или скорости движения других участников (в нашем случае – пешеходов), имеющих в данный момент преимущество.
Когда требуется уступить дорогу
Существует несколько преимущественных ситуаций для пешехода:
- Пеший участник переходит дорогу на зеленый свет. Независимо какой сигнал светофора будет для водителя, последний должен «дать дорогу» идущему.
- На бессветофорном перекрестке при наличии «зебры» человек главенствует на дороге.
- Заезд на главную дорогу и съезд с нее. Если при таком маневре водитель встречает человека, пересекающего его маршрут.
- Правила «поворота». Какой бы ни была дорожная обстановка, какие не были бы знаки/сигналы, шофер, поворачивая налево/направо, должен подождать, когда бесколесный участник сойдет с проезжей части.
- Посадка/высадка на автобусы/троллейбусы/трамваи. Иногда место остановки городского транспорта размещается прямо на дороге. Путь от дверей транспорта до края проезжей части для пассажиров свободен и водители не должны его преграждать.
- Жилая зона. На любых участках в дворовой зоне человек имеет абсолютное превосходство.
Уступать следует всем пешеходам, имеющим преимущество. Зафиксированное нарушение этого правила приводит к получению штрафа, который заставляет думать о своих маневрах в будущем. Если действия водителя нельзя доказать, то наказания может не последовать.
Самым очевидным обстоятельством, когда следует пропускать человека, является зеленый сигнал светофора для пешеходов. Если им загорится красный, то автомобилист обязан дождаться, когда переходящие дорогу люди закончат маневр, и только потом двигаться. Штраф за непропускание в таком случае станет не единственным. За проезд на запрещающий сигнал светофора его дополнят наказанием, подразумевающем лишение водительских прав на длительный срок при неоднократном нарушении.
Штраф за непропуск пешехода в 2022 году
Рассмотрение статьи 12.18 Административного кодекса:
Статья 12.18 Непредоставление преимущества пешеходам или другим участникам дорожного движения
Невыполнение предусмотренной правилами дорожного движения обязанности предоставить преимущество пешеходам, велосипедистам или другим участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), имеющим право на приоритет, — является
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот.
В 2022 году размер штрафа составляет от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей.
Выбор штрафа в указанном диапазоне осуществляется сотрудником ГИБДД. В то же время он должен принять во внимание смягчающие и отягчающие обстоятельства. Таким образом, если водитель совершил нарушение впервые, он, как и раньше, получит минимальный штраф в размере 1 500 рублей.
Расшифровка понятия «Непропуск пешехода»
Многие люди по-своему интерпретируют слово «уступить». Четкое объяснение содержится в Правилах дорожного движения РФ (1.2). Этот термин относится к обязанности водителя остановиться, чтобы не вынудить пешехода изменить скорость или направление движения.
Кроме того, 29.11.2014 были внесены изменения в Правила дорожного движения. Они регулируют порядок пересечения пешеходных переходов, где нет светофоров или регулировщиков. Теперь, согласно разделу 14.1 правил дорожного движения, мотоциклист, приближающийся к такому участку дороги, должен снизить скорость, если на «зебре» находятся пешеходы или они только что вступили на нее.
Изменения также затронули п. 14.2 ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Согласно нововведениям, если автомобиль, движущийся по соседней полосе, снизил скорость или затормозил перед перекрестком, не оборудованным светофором или регулировщиком, другие водители также будут вынуждены остановиться или снизить скорость.
Ранее пара. 11(4) Правил дорожного движения запрещает обгон на пешеходном переходе только в том случае, если на переходе находились люди. Изменения полностью исключили возможность совершения такого маневра на «зебре», даже если на ней никого нет. Невыполнение этого требования может привести к штрафу для пешехода.
Какой штраф за наезд на пешехода в 2021 году
Рассматривая вопрос о том, каким может быть наказание за остановку на пешеходном переходе, следует отметить, что для привлечения к ответственности необходимо зафиксировать правонарушение. Фактически, водитель может быть оштрафован в следующих ситуациях.
- Если правонарушение было зафиксировано сотрудником дорожной полиции.
- Когда факт остановки был заснят камерами видеонаблюдения.
- При условии, что была зарегистрирована жалоба от третьих лиц. К такому обращению обязательно нужно приложить фото- или видеоматериалы, на которых четко виден государственный номер автомобиля и само правонарушение.
Мера наказания будет определена в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в действующей редакции. В этом случае применяются положения статьи 12.19, которая определяет размер штрафа для водителей, нарушивших статью 12 Дорожного кодекса.
- Часть 3 — если автомобиль остановился на переходе или ближе 5 метров от него, владелец автомобиля будет оштрафован. Его размер составит 1 тысячу рублей.
- Часть 6 — в случае нарушения, отраженного в пункте 3, но совершенного в Москве или Санкт-Петербурге, штраф увеличивается до 3 тысяч рублей.
Некоторые ситуации могут считаться исключением, и автомобилист не будет оштрафован за остановку на «зебре». К ним относятся:
- внезапное возникновение препятствия на проезжей части;
- внезапное ухудшение здоровья водителя;
- внезапная поломка транспортного средства;
- опасность для водителя транспортного средства или других участников дорожного движения.
В таких ситуациях необходимо предоставить доказательства этих обстоятельств, иначе наказания не избежать.
Нарушение правил дорожного движения, касающихся остановки транспортного средства на пешеходном переходе, влечет за собой ответственность водителя и его обязанность уплатить штраф. Если вы мотивированы и припарковали свой автомобиль в неразрешенном месте, важно помнить, что это может привести к аварии или даже гибели участников дорожного движения.
- По транспортному средству и водителю
- По номеру лицензии
Несомненно, пешеходы должны уступать дорогу пешеходам на «зебре». Однако во многих российских городах существует множество нерегулируемых переходов, где поток людей нескончаем. В результате возник принцип попеременного пересечения и проезда. Пешеходы, даже имея преимущество, останавливаются и пропускают машины, затем машины пропускают пешеходов, и это позволяет отрезку пройти хотя бы немного. Если на таком переходе будет установлена камера, то проехать без штрафа будет невозможно. Строгое формальное соблюдение правил дорожного движения не всегда соответствует реальным ситуациям, когда различные участники дорожного движения договариваются не использовать приоритет или преимущество, чтобы не создавать проблем друг другу.
Печальное развитие событий
Сотни и тысячи граждан ежегодно погибают под колесами транспорта при переходе дороги по зебре. И даже после ужесточения наказания ситуация лучше не становится. Как правило, в таких авариях ответственность всегда несет тот, кто был за рулем. Это происходит даже в тех ситуациях, когда человек внезапно вышел на проезжую часть.
Здесь сразу нужно отметить, что в том случае, если водитель просто не уступил дорогу гражданину, заставив тем самым последнего ускорить свой шаг — такой автолюбитель должен заплатить штраф ГИБДД за непропуск пешехода. В настоящее время он составляет 1500 рублей
Если же водитель сбил человека на зебре, но последний пострадал не сильно, то автолюбителю придется расстаться со своим удостоверением на 1,5 или 2 года. В случае, когда гражданин получил серьезные повреждения или погиб, управляющему транспортом может грозить уголовное наказание.
Что значит не уступил дорогу?
Согласно ПДД водитель не должен осуществлять начало, возобновление либо продолжение движения в случае, если это может спровоцировать то, что другие участники движения, которые имеют преимущество, изменить направление движения или скорость.
Судить о том, что водитель не уступил дорогу идущему по “зебре” человеку следует, если:
- управляющий транспортным средством вынудил прохожего ускориться на “зебре” тем, что превысил скорость;
- водитель проигнорировал сигнал светофора;
- не снизил скорость перед “зеброй”;
- если человек с белой тростью подал сигнал и водитель его игнорировал;
- водитель проигнорировал то, как люди направляются к маршрутному такси, где его водитель осуществляет посадку и высадку пассажиров;
- не отреагировал на то, то перед ним стоит автомобиль со знаком “Дети”.