Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Автовладельцам на заметку: изменения по ОСАГО в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
ДОСАГО – это добровольный страховой продукт, который дополнительно страхует гражданскую ответственность владельца автомобиля, перед третьими лицами. У многих автолюбителей возникает вопрос: зачем еще платить деньги, если ответственность уже застрахована по договору обязательного страхования?
Какие коэффициенты влияют на стоимость
Как уже было сказано ранее, для определения стоимости принимается во внимание тарифное руководство. Именно в нем прописаны все коэффициенты, которые влияют на окончательную цену полиса ОСАГО.
Коэффициенты, которые влияют на стоимость:
Кт | Взимается исходя из прописки владельца транспортного средства. При этом важно учитывать, что в расчет принимается не только постоянная, но и временная регистрация.
Главное условие, чтобы срок действия временной регистрации не был менее срока действия полиса страхования. Изучив тарифы, становится ясно, что максимальные коэффициенты установлены для крупных городов, где большая аварийность. Жители деревень или областей будут оплачивать за страховку по минимуму. |
КБМ | Любимый для большинства автолюбителей коэффициент, который зависит от количества аварий. Если участник движения год проездил без аварий, то в рамках обязательной программы полагается скидка. Размер ежегодного бонуса фиксированный и составляет 5%.
Несомненным преимуществом является тот факт, что ежегодно скидки суммируются. Максимальный предел по коэффициенту может достигать 50%. Что касается аварийных водителей, то им потребуется переплатить по автогражданке, поскольку при расчете применяется повышающий. Как происходит расчет скидки, и повышающего коэффициента было рассмотрено в самом начале статьи. |
Ко | Делая расчет, представитель страховой компании учитывает, сколько человек вписано в полис. Не стоит забывать, что в рамках обязательной программы может быть застраховано не более 5 человек.
Если нужно вписать больше водителей, то выбирается условие: к управлению допущено неограниченное количество водителей. Во втором случае цена страховки на 80% будет дороже. |
КВС | Определяется исходя из данных водителей, которые будут вписаны в договор. Если участнику движения нет 22 лет и стажа 3 года, то применяется повышающий в размере 80%. |
Км | Взимается исходя из мощности транспорта. Чем больше лошадиных сил в автомобиле, тем выше цена по договору. Максимальный предел по мощности зафиксирован в пределах 150 лошадиных сил. |
Кс | Это показатель, который зависит от срока действия договора. В рамках закона можно купить страховую защиту на 14 дней (транзитная страховка).
Если машина стоит на учете, то оформить ОСАГО можно от 3 месяцев до года. |
Кпр | Если машина используется с прицепом, то данный коэффициент используется при расчете. Стоит напомнить, что если прицеп используется к легковому авто физического лица, который пользуется машиной в личных целях, то показатель при расчете не принимается. |
Кн | Повышающий показатель, который применятся при наличии нарушений. К примеру, если:
· застрахованный участник движения специально становился виновником ДТП, в сговоре с потерпевшим, чтобы получить прибыль (возмещение); · на момент заключения предоставил ложные сведения или поддельные документы. |
Коэффициент мощности ОСАГО 2023 года
Мощность двигателя (лошадиных сил) | Коэффициент |
До 50 включительно | 0,6 |
Свыше 50 до 70 включительно | 1 |
Свыше 70 до 100 включительно | 1,1 |
Свыше 100 до 120 включительно | 1,2 |
Свыше 120 до 150 включительно | 1,4 |
Свыше 150 | 1,6 |
Какой ущерб покрывает ОСАГО
Автогражданка покрывает ответственность водитель аварии перед пострадавшими. То есть страховая компания владельца полиса компенсирует убыток, тем самым снимает финансовую нагрузку со своего клиента. Но при этом ОСАГО не покрывает личный убыток страхователя, поскольку это не является его компетенцией.
По ОСАГО можно получить:
- Покрытие повреждений по имуществу (ремонт транспортного средства);
- Покрытие по жизни и здоровью (лечение водителя и пассажиров).
Размер ущерба определяют независимые оценщики или страховая комиссия.
Однако есть ситуации, когда СК вправе отказать в выплате. Тогда все расходы ложатся на плечи виновника аварии.
- Водитель находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
- Водитель управлял транспортом без водительского удостоверения соответствующей категории;
- Водитель самовольно оставил место аварии;
- Автомобиль имеет технические неисправности;
- Водитель не сообщил страховщику о ДТП в предусмотренные законом сроки.
Коэффициент (КО) | |
Договор обязательного страхования предусматривает ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством: | 1 |
Договор обязательного страхования не предусматривает ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством для физических лиц | 2,32 |
Договор обязательного страхования не предусматривает ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством для юридических лиц | 1,97 |
Период использования транспортного средства: | Коэффициент (КС) |
3 месяца: | 0,5 |
4 месяца: | 0,6 |
5 месяцев: | 0,65 |
6 месяцев: | 0,7 |
7 месяцев: | 0,8 |
8 месяцев: | 0,9 |
9 месяцев: | 0,95 |
10 месяцев и более: | 1 |
Коэффициент страховых тарифов в зависимости от срока страхования применяется только:
— при страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации;
— при страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, следующих к месту регистрации, на срок следования к месту регистрации.
Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации, а также следующих из иностранного государства через территорию Российской Федерации к месту регистрации на территории иностранного государства | |
Срок страхования: | Коэффициент (КП): |
от 5 до 15 дней: | 0,2 |
от 16 дней до 1 месяца: | 0,3 |
2 месяца: | 0,4 |
3 месяца: | 0,5 |
4 месяца: | 0,6 |
5 месяцев: | 0,65 |
6 месяцев: | 0,7 |
7 месяцев: | 0,8 |
8 месяцев: | 0,9 |
9 месяцев: | 0,95 |
10 месяцев и более: | 1 |
до 20 дней включительно: | 0,2 |
КВС — Коэффициент осаго по возрасту и стажу
Этот показатель указывает на опытность, которая оценивается на основании возраста и стажа водителя. Определяется не только на основе информации о страхователе. Учитываются все лица, которые включаются в договор.
Если страховка распространяется на молодых людей (не достигших 22-х лет) и/или имеющих маленький стаж (не превышающий 3 года), показатель может стать повышающим коэффициентом и существенно увеличить стоимость соглашения.
При оформлении неограниченной страховки устанавливается КВС 1.0, который является минимальным показателем. Определить свой коэффициент можно по сведениям, приведенным в таблице ниже.
возраст/стаж | менее 1 года | 1 год | 2 года | 3 — 4 года | 5 — 6 лет | 7 — 9 лет | 10 — 14 лет | более 15 лет |
от 16 до 21 года | 1.93 | 1.9 | 1.87 | 1.66 | 1.64 | 1 | 1 | 1 |
от 22 до 24 лет | 1.79 | 1.77 | 1.76 | 1.06 | 1.05 | 1.05 | 1 | 1 |
от 25 до 29 лет | 1.77 | 1.68 | 1.61 | 1.06 | 1.05 | 1.05 | 1.01 | 1 |
от 30 до 34 лет | 1.62 | 1.61 | 1.59 | 1.04 | 1.04 | 1.01 | 0.96 | 0.95 |
от 35 до 39 лет | 1.61 | 1.59 | 1.58 | 0.99 | 0.96 | 0.95 | 0.95 | 0.94 |
от 40 до 49 лет | 1.59 | 1.58 | 1.57 | 0.95 | 0.94 | 0.94 | 0.94 | 0.94 |
от 50 до 59 лет | 1.58 | 1.57 | 1.56 | 0.94 | 0.94 | 0.94 | 0.94 | 0.93 |
60 и старше | 1.55 | 1.54 | 1.53 | 0.92 | 0.91 | 0.91 | 0.91 | 0.9 |
КС — коэффициент сезонности
Стандартное время заключения соглашения с СК – 1 год. КС периода включен в формулу для перерасчета цены полиса для ТС, эксплуатация которых на протяжении всего периода страхования невозможна.
Такое ограничение относится к специальным видам транспорта, предназначенным для использования в конкретное время года. Это могут быть машины для:
- уборки снега;
- работы на полях;
- полива и т. д.
Если страхуемое авто не относится к специальным видам ТС, но используется не всегда (например, только в летнее время для поездок на дачу), все равно придется оплачивать полный год эксплуатации.
Значения КС можно посмотреть в таблице
Перион использоватения ТС | Значение КС |
---|---|
3 месяца | 0,5 |
4 месяца | 0,6 |
5 месяцев | 0,65 |
6 месяцев | 0,7 |
7 месяцев | 0,8 |
8 месяцев | 0,9 |
9 месяцев | 0,95 |
10 месяцев | 1 |
Как рассчитать цену с учетом новых коэффициентов
Что будет с рынком ОСАГО в 2023 году и средней ценой полисаВ нашей стране с августа 2023 года действуют измененные правила, по которым производится расчет стоимости ОСАГО. Основное нововведение заключалось в появлении понятия «коэффициент страховщика» – специальные наценки, заранее заложенные в сумму страховки. Выделены несколько десятков критериев, согласно которым можно будет рассчитать, сколько стоит ОСАГО в 2023 году: Во сколько обойдется самый дешевый и самый дорогой полис ОСАГО. Для примера рассчитаем цену полиса ОСАГО для легкового автомобиля, зарегистрированного в Москве, по максимальной ставке, без аварий и страховых выплат с 1 апреля 2023 года по 31 марта 2023-го, мощностью 120 л. с., с одним водителем в полисе в возрасте 35 лет и с водительским стажем два года, который пользуется машиной круглый год и оформляет полис на год:
Рост средней выплаты по ОСАГО
Зачем нужен Страховой пул по ОСАГО
На цену полиса ОСАГО влияет восемь основных коэффициентов, установленных законом. Для ведения всех страховых дел, связывающих цены страховых услуг, понимание условий страхования и взаимосвязь с действующим законодательством на протяжении всего периода сотрудничества потребителя со страхованием. Законопослушных, аккуратных водителей в наименьшей степени коснется повышение стоимости ОСАГО. Но из-за планомерного повышения базового тарифа многими страховщиками на фоне роста убыточности (как фактической, так и прогнозной в 2023 году), вероятнее всего, цена по полису даже с учетом более низкого КБМ для такого автолюбителя будет выше, чем годом ранее.
Объясняем, как рассчитать стоимость по новым тарифам.
На двух колесах без гражданки
Такие случаи обозначены в ст.6.
Относительно мотоциклов – это:
- Нанесение ущерба при эксплуатации не того мотоцикла, который указан в договоре.
- Моральный вред.
- Упущенная выгода.
- Авария с ущербом – в процессе соревнований, испытаний, обучения – на специальных трассах.
- Вред экологии.
- Вред собственному мотоциклу, прицепу, имуществу, находящемуся в нём.
- Повреждение или утрата антиквариата, драгоценностей, культурных и интеллектуальных объектов, денег, ценных бумаг.
В ст. 9 описаны страховые тарифы, состоящие из базовых ставок и коэффициентов. С их учётом производится расчёт страховой премии.
Страховой премией называется сумма, которую компания-страховщик должна выплатить владельцу в т.ч. и мотоцикла, согласно договору. Она может быть выдана одномоментно или по частям. Её величина определяется страховщиком, а соглашаться на неё или нет – дело страхователя.
Такая премия высчитывается путём умножения ставок на тарифные коэффициенты, установленные Центробанком.
- технических параметров,
- особенностей конструкции,
- предназначения транспорта, если они влияют на возможность нанести ущерб и на его величину.
Коэффициенты 1 зависят от:
- Местности, где эксплуатируется мотоцикл (исходя из места прописки).
- Производились ли раньше выплаты по ОСАГО.
- Тех. характеристик мотоцикла.
- Времени его использования в течение года.
- Прочих показателей, оказывающих влияние на риски.
- Возраста и стажа водителей (в т.ч. и включённых в договор, имеющих право управлять данным мотоциклом).
Помимо указанных, существуют коэффициенты 2, применяемые к мотоциклистам, которые:
- сообщили недостоверные данные о факторах влияния на выплаты, следствием чего стало их занижение;
- имея умысел, оказывали содействие наступлению страхового события или возрастанию суммы ущерба.
Такие коэффициенты должны применяться, когда заключается договор, или он продлевается на год, следующий за отрезком времени, во время которого страховщик узнал об указанных выше действиях.
К заявке прилагаются:
- паспорт гражданина;
- техпаспорт;
- регистрационное свидетельство;
- удостоверение водителя;
- диагностическая карта.
На заметку! На основании ст. 16 З-на о безопасности движения от 10.12.1995 № 196-ФЗ, перед заключением договора страхования обязательно проведение техосмотра. При невыполнении этого условия страхование не осуществляется. Заключение о соответствии мотоцикла требованиям безопасности заносится в диагностическую карту.
В ст. 15 говорится, что по договорённости со страховой фирмой клиент может:
- принести только копии документов;
- переслать их в электронном варианте;
- вообще не представлять их (когда заключается электронное соглашение, страховщик самостоятельно запрашивает их в рамках межведомственного электронного обмена).
Наступление страхового случая
ДТП – это очень неприятное событие, но от него никто не застрахован. Процедура страховых выплат для автомобилей и мотоциклов ничем не отличается, поэтому, если вы попали в аварию, нужно придерживаться одинакового порядка действий:
- Вызвать инспектора ДТП, который зафиксирует повреждения. Если ущерб, нанесенный имуществу, составляет менее 20-50 тысяч рублей, и ничье здоровье не пострадало, то можно оформить европротокол.
- Далее устанавливается виновник аварии: либо на месте, либо через суд.
- После этого пострадавшая сторона вправе обратиться в страховую компанию виновника для получения компенсации. Сделать это можно только в течение 5 суток после аварии.
- Затем нужно дождаться решения компании. Максимальные страховые выплаты в большинстве фирм составляют 400-500 тысяч при значительном ущербе здоровью или собственности.
- технических параметров,
- особенностей конструкции,
- предназначения транспорта, если они влияют на возможность нанести ущерб и на его величину.
Коэффициенты 1 зависят от:
- Местности, где эксплуатируется мотоцикл (исходя из места прописки).
- Производились ли раньше выплаты по ОСАГО.
- Тех. характеристик мотоцикла.
- Времени его использования в течение года.
- Прочих показателей, оказывающих влияние на риски.
- Возраста и стажа водителей (в т.ч. и включённых в договор, имеющих право управлять данным мотоциклом).
Помимо указанных, существуют коэффициенты 2, применяемые к мотоциклистам, которые:
- сообщили недостоверные данные о факторах влияния на выплаты, следствием чего стало их занижение;
- имея умысел, оказывали содействие наступлению страхового события или возрастанию суммы ущерба.
Такие коэффициенты должны применяться, когда заключается договор, или он продлевается на год, следующий за отрезком времени, во время которого страховщик узнал об указанных выше действиях.
Предельный размер выплат не может быть выше, чем 3-х кратная величина базовой ставки, скорректированной в соответствии с территорией эксплуатации. А когда применяются Коэффициенты 2 – выше, чем 5-ти кратная величина.
С 15 июля 2023 года страховые компании могут осматривать поврежденный автомобиль и другое имущество удаленно – по фото и видео от участников ДТП. Для этого нужно соглашение между потерпевшим и страховщиком.
Согласовать даты осмотра и/или независимой технической экспертизы/оценки тоже можно электронно.
Также с 15.07.2022 потерпевших избавят от обязанности представлять страховщику документы о возмещении на бумаге, если их уже направили в электронном виде.
Вдобавок введены новые способы передачи документов. Так, заявление и ряд других справок для возмещения вреда потерпевший может направить, например, через сайт или приложение страховой компании, Госуслуги. В ответ она тоже сможет направлять документы.
С 15 июля 2023 и до конца 2024 года этот электронный обмен по общему правилу возможен только по соглашению со страховщиком. С 2025 года такое взаимодействие возможно и без договора в полном объеме.
Таким образом, будет отменена обязанность потерпевшего предоставлять документы о страховом возмещении только в бумажном виде.
Уточнено, что в случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, представление поврежденного транспортного средства или его остатков, иного имущества происходит в пределах населенного пункта по месту жительства/временного пребывания владельца транспортного средства.
Смотрите, какая тема — Какая сумма выплаты ОСАГО выплачивается страховой после ДТП: при европротоколе и максимальная?
- Выплаты ОСАГО не могут быть выше верхних пределов, установленных законом.
- Максимальная сумма при компенсации ущерба автомобилям и имуществу потерпевших в ДТП – 400 тысяч рублей.
- Однако при оформлении аварии по европротоколу суммы другие. По умолчанию здесь лимит составляет 100 тысяч рублей.Но его можно поднять, если выполняются два обязательных условия: нет разногласий по виновности и происшествие оформлено с помощью мобильного приложения «Помощник ОСАГО».
- Если в ДТП есть пострадавшие или погибшие, максимальный размер страховых выплат увеличивается до 500 тысяч рублей. За погибших компенсацию могут получить родственники.
- Тотальная гибель машины предусматривает выплату деньгами, а не ремонтом. И здесь у вас есть высокие шансы получить близкую к максимальной сумме.
- Также полис ОСАГО покрывает утраченный заработок, если пострадавшие в ДТП утратили трудоспособность и лишились дохода.
- Но на практике 2022 года страховые выплачивают гораздо меньше лимита. Это связано с методикой расчёта возмещения, неактуальными ценами в справочниках РСА, износом до 50% и погрешностью при определении итоговой суммы.
- В итоге выплаченных страховщиком денег не хватает для качественного ремонта машины.Что делать дальше – зависит от ваших целей. Если страховая насчитала мало, можно довзыскать с неё оставшуюся сумму. Но, с другой стороны, можно потребовать разницу с виновника ДТП.
- Страховой полис покрывает не все риски. Исключений предостаточно, мы их перечислили в статье.
С появлением ФЗ Об ОСАГО обязательства по возмещению ущерба пострадавшим в ДТП ложатся на страховые компании. Однако существуют максимальные суммы, сверх которых страховщик не заплатит. Для возмещения ущерба транспортным средствам – 400 000 рублей, жизни и здоровья пострадавших в ДТП людей – 500 000 рублей.
Существует также отдельный лимит на выплаты, если авария оформлялась по европротоколу. В зависимости от условий эти суммы могут составлять от 100 до 400 тысяч рублей. Вот только максимум получают лишь единицы – страховые любят урезать выплаты по ОСАГО. А на фоне подорожания запчастей это уже является настоящей проблемой.
Ещё могут отказать в возмещении, ссылаясь на не страховой случай. Что делать в этих случаях потерпевшим, какую сумму вреда покрывает полис ОСАГО, сколько реально можно получить, а также есть ли шанс довзыскать выплаты с виновника ДТП – традиционно обсудим в сегодняшней статье.
Территориальные коэффициенты
На данный момент существует 262 территориальных коэффициента. В 2023 году изменения ждет всего 74 из них. Из них практически все большие города ждут понижения.
Вот основные из них:
- Москва – было 1,9, стало 1,8;
- Московская область – было 1,6, стало 1,5;
- Санкт-Петербург – было 1,72, стало 1,6;
- Ленинградская область – было 1,27, стало 1,24;
- Уфа – было 1,7 стало 1,6;
- Казань – было 1,9 стало 1,8;
- ЕКБ – было 1,7 стало 1,6.
А вот коэффициент для небольших городов будет увеличен в 2023 году. Это связано с тем, что было зафиксировано большое количество мошеннических случаев. Именно поэтому расходы, которые могут стать причиной этому, будут автоматически включены в стоимость обязательного страхования.
Возрастание коэффициентов будет ждать:
- Чеченская Республика – было 0,64, стало 0,76;
- Дагестан – было 0,7, стало 0,9;
- Севастополь и Симферополь – было 0,6, стало 0,7.
Иные факторы в расчете стоимости
Страховщики, заключая Договор автострахования в 2023 году, однозначно повысят Тариф тем водителям, которые допустили серьезные нарушения правил дорожного движения:
- управляли автомобилем пьяными;
- превышали скорость более, чем на 60 км/час;
- проезжали на красный;
- выезжали на полосу встречного движения.
Избежать наценки не удастся, так как специализированные базы ГИБДД будут доступны страховщикам. Конечно, не в таком объеме, что любая компания сможет узнать все подробности правонарушения. Система просто выдаст положительный или отрицательный ответ о наличии того или иного противоправного события.
Кроме этого, уже сейчас существуют риски, что при расчете стоимости страховки в 2023 году будет устанавливаться наценка за ее электронное оформление. И Банк России предупредил страховые компании о недопустимости такого нарушения. Если для КАСКО повышать стоимость полиса при отсутствии автомобиля во время удаленной процедуры вполне обоснованно, то для ОСАГО это не объяснимо.
Ведь то, что пришел клиент в офис или решил застраховать свою ответственность через интернет, никак не влияет на цену вопроса.