Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет платы за НВОС (платы за негативное воздействие)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2020 году за НВОС были установлены ставки, утвержденные в 2018 году, с умножением на 1,08. В текущем году в связи с пандемией COVID-19 и ухудшением положения экономики соответственно, норма не была повышена, осталась такой же. Минприроды сообщает, что ставки с 2003 года росли меньше, чем инфляция, в связи с этим было принято решение системного повышения, чтобы простимулировать мероприятия по охране природы. В 2022 году предлагают установить те же нормы 2018 года, но с учетом их умножения на коэффициент 1,17. Это значит, что по сравнению с текущим годом ставки вырастут на 8,5%.
Ставка платы в отношении пыли каменного угля
Отдельно устанавливается ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля. Её данные — в таблице ниже.
Год | Размер |
---|---|
2022 | 67,12 руб./тонна |
2021 | 61 руб./тонна |
2020 | 61 руб./тонна |
Предоставляемые сведения
Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ |
Куда предоставляется
|
НПА
|
Срок сдачи
до 1 апреля |
Кто предоставляет
Производители и импортеры товаров |
Как предоставляется
В электронном виде через ЛК природопользователя с использованием ЭЦП |
Как поставить на учёт объект НВОС
Если на предприятии есть источники загрязнения природы, их вносят в реестры Росприроднадзора не позднее шести месяцев с начала эксплуатации. Для этого подают заявку одним из способов:
- в электронном виде — через личный кабинет природопользователя в разделе «Поставить объект на учёт» или через сайт госуслуг;
- на бумаге — лично в территориальный Росприроднадзор или почтой с описью вложения и уведомлением о получении.
Как рассчитать платежи за НВОС
Для расчёта платы понадобятся разработанные организацией нормативы допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов или временные разрешения.
По объектам III категории нормативами считаются количество выбросов (сбросов), указанные в отчёте о результатах ПЭК. Исключение — выбросы и сбросы радиоактивных, высокотоксичных и других опасных веществ.
Авансовые платежи – как рассчитать и когда платить
Без изменений остались:
- Срок внесения авансовых платежей: до 20 числа месяца, который следует за последним месяцем квартала отчетного периода;
- Лица, обязанные вносить авансовые платежи.
Сроки внесения авансовых платежей до конца года:
- За первое полугодие – 20 июля;
- 9 месяцев – 20 октября;
- За 2022 год (итоговый) – 1 марта 2023 года.
Способы определения размера авансового платежа (нужно указать при заполнении декларации):
- Четверть суммы платы (с учетом корректировки) за предыдущий год;
- Четверть суммы платы, для которой платежная база – это количество выбросов, сбросов в пределах НДВ, НДС, ВРВ, ВРС, лимитов на размещение отходов;
- Сумма, полученная при перемножении платежной базы, определённой на основе данных ПЭК о выбросах, сбросах либо размещенных отходах в предыдущем квартале, на ставки платы и коэффициенты.
Отчетный период и порядок исчисления
Ранее уже упоминалось, налоговым периодом будет считаться один год. По его итогу нужно будет исчислить размер перечисления независимо по различным объектам с применением формулы:
ЭкологНалог = НалогБаза *НСК,
где ЭкологНалог – сумма налога;
НалогБаза – база налога;
НСК – ставка с учетом утвержденных коэффициентов.
Суммарная величина после завершения каждого отчетного периода рассчитывается путем суммирования налогов пообъектно во взятом к расчету регионе.
На протяжении года поквартально плательщики должны авансировать налог. Освобождены от этой участи только малые и средние предприниматели. Размер платежа приравнен к ¼ от суммарной величины налога за прошлый отчетный год. Остаток налога после авансирования доплачивается в конце года.
Ставки внедряемого налога и применяемые к нему коэффициенты подробно изложены в законопроекте.
Согласно Административному кодексу, за неучтенный объект НВОС, предусмотрено наказание в виде начисления штрафа в сумме от 30 000 до 100 000 рублей. С внедрением нового налога отвечать придется по нормам НК РФ, то есть за отсутствие постановки на налоговый учет необходимо заплатить 10% от суммы средств, заработанных за все время ведения вредного производства, однако не менее 40 000 рублей.
Нельзя точно сказать, сколько компаний не учтены, и ведут свою работу «в черную», однако имейте ввиду, что Росприроднадзор занимался списками объектов НВОС, а налоговый орган будут учитывать всех налогоплательщиков, оказывающих НВОС.
Как вывод, можно утверждать, что внедрение нового экологического налога на смену сбору, должно обеспечить бюджет значительными финансовыми поступлениями от загрязняющих природу компаний. Вот только как в дальнейшем будут распределяться средства на защиту природы пока не ясно.
Коэффициент-дефлятор по торговому сбору
Торговый сбор — это налог, который применяется только в Москве. Он регулируется законом г. Москвы № 62 от 17.12.14 (в редакции от 29.11.17). Под этот налог попадают организации и ИП, которые занимаются розничными продажами и оптовыми продажами. Для этого они должны использовать следующие объекты:
- стационарные объекты с торговым залом;
- стационарные объекты без торгового зала;
- нестационарные объекты
Применять этот налог должны организации и ИП, которые применяют упрощенную или обычную систему налогообложения. Те организации и ИП, которые применяют ЕНВД, находятся на патентной системе налогообложения либо ЕСХН, освобождены от уплаты этого налога. Для расчета этого налога необходимо знать ставки. Ставки устанавливаются из расчета торгового объекта (объекта осуществления торговли) либо его площади. Помимо этого ставки зависят от того, к какому административному округу города принадлежит объект. Для ставки по розничным рынкам применяется коэффициент-дефлятор. Примеры московских ставок с учетом коэффициента-дефлятора на 2023 год, приведены в следующей таблице.
Объекты | Ставки по административным округам, рублей за объект (в квартал) | ||
Административный округ 1 группы | Административный округ 2 группы | Административный округ 3 группы | |
стационарный торговый зал площадью 50 м2 и меньше | 60 000 | 30 000 | 21 000 |
стационарный торговый зал площадью 50 м2 и больше | · 1 200 руб/м2 если меньше 50 м2 · 50 руб/м2 если больше 50 м2 |
· 600 руб/м2 если меньше 50 м2 · 50 руб/м2 если больше 50 м2 |
· 420 руб. руб/м2 если меньше 50 м2 · 50 руб/м2 если больше 50 м2 |
если нет торгового зала, кроме автозаправок | 81 000 | 40 500 | 28 350 |
прочие нестационарные объекты | 40 500 | 40 500 | 40 500 |
розничная нестационарная торговля (развозная и разносная) | 40 500 | ||
для управляющих компаний городских розничных рынков | 65,85 руб/м2 |
На коэффициент-дефлятор в 2023 году увеличиваются размер торгового сбора управляющих компаний городских розничных рынков 65,85 = 50 рублей х 1,317.
Административный округ 1 группы включает территории Центрального Административного округа г. Москвы.
Объектом обложения экологическим налогом признаются:
– выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях;
– сброс сточных вод в окружающую среду на основании разрешений на специальное водопользование или комплексных природоохранных разрешений;
– хранение отходов производства;
– захоронение отходов производства (п. 1 ст. 247 НК);
– транспортировка по территории РБ магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом (п. 2 Указа от 10.01.2020 № 9 «О налогообложении» (далее – Указ № 9)).
Ставки экологического налога установлены:
1) в приложениях 7–9 к НК.
К указанным ставкам применяются коэффициенты:
– 0,27 – за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения;
– 0,64 – за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при использовании RDF-топлива;
– 0,006 – за сброс сточных вод в окружающую среду для владельцев коммунальной и ведомственной канализации (сброс от населения), для рыбоводных организаций и прудовых хозяйств (сброс с прудов) (п. 2 ст. 249 НК);
2) в размере 0,35 руб. за перемещение 1 т нефти на 100 км и 0 руб. за перемещение 1 т нефтепродуктов на 100 км (п. 3 Указа № 9).
Авансовые платежи – как рассчитать и когда платить
Без изменений остались:
- Срок внесения авансовых платежей: до 20 числа месяца, который следует за последним месяцем квартала отчетного периода;
- Лица, обязанные вносить авансовые платежи.
Сроки внесения авансовых платежей до конца года:
- За первое полугодие – 20 июля;
- 9 месяцев – 20 октября;
- За 2022 год (итоговый) – 1 марта 2023 года.
Способы определения размера авансового платежа (нужно указать при заполнении декларации):
- Четверть суммы платы (с учетом корректировки) за предыдущий год;
- Четверть суммы платы, для которой платежная база – это количество выбросов, сбросов в пределах НДВ, НДС, ВРВ, ВРС, лимитов на размещение отходов;
- Сумма, полученная при перемножении платежной базы, определённой на основе данных ПЭК о выбросах, сбросах либо размещенных отходах в предыдущем квартале, на ставки платы и коэффициенты.
Причины роста инфляции
- Увеличение спроса Резкое повышение спроса создает дефицит, а любой дефицит вызывает бурный рост цен. Например, В 2019 году из-за пандеми коронавируса возник дефицит медицинских масок. Цены на маски выросли в несколько раз. Когда производства перестроились на повышенные объемы, предложение смогло удовлетворить выросший спрос и цены нормализовались.
- Сокращение предложения При сокращении предложения, точно также как и при увеличении спроса, будет создан дефицит, что приведет к росту цен. Наглядный пример – неурожай.
- Ослабление национальной валюты Рост курса иностранных валют ведет к удорожанию импортных товаров, соответственно, к росту инфляции.
- Высокие инфляционные ожиданияы Когда люди опасаются роста цен, они начинают больше тратить и покупать товары впрок, чтобы не платить за них больше в дальнейшем. Это повышает спрос, соответственно разгоняет инфляцию. Получается замкнутый круг.
Изменение № 2. Новые лимиты для расчета пособий в 2023 году
В расчете пособий БиР и по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2023 году будут учитывать новые лимиты. Это предельная база по страховым взносам в части нетрудоспособности и материнства, установленная в двух предшествующих годах:
- В 2021 году лимит ВНиМ составлял 966,0 тысяч рублей.
- В 2022 году предельная база ВНиМ равнялась 1 032,0 тысяч рублей.
Максимальный средний дневной заработок для расчета детских пособий работающей маме составит 2 736,99 рублей в 2023 году. Это значение предельное, и не подлежит увеличению на районный (территориальный) коэффициент.
Таким образом, максимальные декретные в 2023 году составляют:
- 383 178,6 руб. – за 140 дней,
- 426 970,44 руб. – за 156 дней,
- 530 976,06 руб. – за 194 дня.
Максимальное пособие по уходу за ребенком составит 33 281,80 руб. в месяц (2 736,99 руб. × 30,4 дн. × 40%).
Как отразить экологический сбор в учёте
Экологический сбор можно отразить в бухучёте двумя способами:
- По кредиту 68 «Расчёты по налогам и сборам», открыв отдельный субсчёт «Расчёты по экосбору» .
- По кредиту 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».
Выбранный способ закрепляют в учётной политике.
Счёт по дебету зависит от того, где используют товар или упаковку:
- Дт 20 «Основное производство»;
- Дт 23 «Вспомогательное производство»;
- Дт 25 «Общепроизводственные расходы» или Дт 26 «Общехозяйственные расходы» — в текущей деятельности;
- Дт 44 «Расходы на продажу» — в торговой деятельности.
- Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая ликвидацию свалок и рекультивацию территорий, на которых они размещены, создание условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления.
- Создание и эффективное функционирование во всех субъектов РФ системы общественного контроля, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок;
- Создание современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I и II классов опасности, и ликвидация наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда;
- Реализация комплексных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в крупных промышленных центрах, включая города Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Читу, с учетом сводных расчетов допустимого в этих городах негативного воздействия на окружающую среду.
Как изменились ставки платы за НВОС на 2020 год
Ставки платы за НВОС установлены постановлением Правительства РФ № 913 от 13.09.2016 г. (в ред. от 29.06.2018 г.).
Ставки платы НВОС в 2020 г., как и в 2019, следует увеличивать на 1,04. Этот коэффициент применяют к тарифам, установленным для 2018 г. Для особо охраняемых зон дополнительно применяют коэффициент 2.
Не платить за НВОС в 2020 г. могут те организации и ИП, чья деятельность ведется исключительно на объектах IV категории опасности (п. 1 ст. 16.1 закона № 7-ФЗ), т.е. соответствующих следующим требованиям:
имеющиеся выбросы не являются радиоактивными, или относящимися к I и II классу опасности;
отходы не попадают в воздух, воду, на землю или в канализацию;
годовой объем выбросов в воздух не превышает 10 тонн.
Отдельно предусмотрена специальная ставка для пыли каменного угля, выбрасываемой в атмосферу ТЭЦ. В 2020 г. ставка составляет 118,3 руб./тонну.
Ставка платы по твердым коммунальным отходам зафиксирована в размере 95 руб./тонна до конца 2023 года (постановление Правительства № 156 от 16.02.2019 г.)
Напомним, что в зависимости от направления выброса (в воду, в воздух или твердые отходы) ставка на одно и то же вещество будет отличаться.
Для того, чтобы простимулировать плательщиков к проведению мероприятий по снижению вреда от выбросов, применяются коэффициенты к ставкам в диапазоне от 0 до 100 (п. 5 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ). Применяемые к плате НВОС коэффициенты в 2020 г. существенно повысились в сравнении с прошлым периодом (в 2016-2019 гг. из значения составляли от 0 до 25).
Так, чем больше экологических мероприятий или ресурсосберегающих технологий организация или ИП применяет на своем производстве, тем ниже будет сумма НВОС к уплате. А за превышение лимитов объема или массы отходов к ставке придется применить коэффициент 25. Для объектов I категории, которые признаются особо опасными, превышение лимитов повлечет стократное увеличение суммы НВОС. Такой же (стократный) коэффициент будет применяться к тем плательщикам, кто в течение полугода не соблюдает планы по снижению объема выбросов.