Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срок действия техосмотра для новых машин — когда надо проходить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Частотность проведения технического осмотра авто меняется в зависимости от срока службы автомобиля и его принадлежности к определенной категории. Кроме того, с 2022 года отменена проверка легковых автомобилей, которые используются только в личных целях.
Как изменилась процедура прохождения техосмотра?
Многие говорят про новые правила проведения техосмотра, но в реальности сама процедура не изменилась никак. Те автовладельцы, которые должны или хотят по собственной инициативе проходить техосмотр, проходят его точно так же, как раньше.
Напомним, что там тоже есть определенные нюансы: в частности, необходимо сфотографировать автомобиль в пункте осмотра (с привязкой к месту, сразу, как только приехали) и зарегистрировать фотографию в автоматизированной системе ЕАИС ТО, за которую отвечает МВД. На фото фиксируется время и место проведения техосмотра. Первый снимок делают после заезда автомобиля на первый пост, второй – в конце процедуры перед выдачей диагностической карты. В кадре должен быть автомобиль целиком, причем таким образом, чтобы читались номера.
На первом этапе автомобиль осматривают снизу, на втором проверяют салон, системы и зеркала, на третьем – тормоза и фары. Четвертый этап предполагает визуальный общий осмотр. Только после проведения всех этих действий специалист может выдать диагностическую карту. Все недочеты заносятся в систему, и во время последующих визитов в автосервис специалисты могут посмотреть состояние автомобиля, не перепроверяя самостоятельно. Исправить все на месте и сразу получить новую карту нельзя, придется повторить процедуру после того, как все недочеты окажутся устранены. После нового ТО будет выдана новая диагностическая карта.
Проверок стало меньше
С 1 сентября 2022 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 9 марта 2022 г. № 306. Документ изменил регламент проведения технического осмотра – проверок стало меньше. Теперь в списке 55 пунктов, против 82-х, которые были раньше. Не будут, например, контролировать:
- наличие коррозии элементов тормозной системы;
- наличие повреждений тормозных трубопроводов;
- наличие мест для установки государственного регистрационного знака;
- уровень шума выпускной системы;
- наличие каплепадения масла и других жидкостей из двигателя, коробки передач, мостов, аккумуляторов;
- наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки;
- способность стеклоомывателя подавать жидкость на лобовое стекло;
- работу штатного противоугонного устройства.
Также отменены и некоторые другие требования к проверке автомобиля. При этом закон по-прежнему запрещает самостоятельно вносить изменения в конструкцию авто. С явными переделками конструкции и дополнительным оборудованием, которые не внесены в регистрационные документы, пройти осмотр не получится. Аптечку и огнетушитель, которые не проверяют по новым правилам при техосмотре, обязательно нужно иметь в автомобиле. Это требование ПДД, которое никто не отменял.
Как правильно пройти техосмотр
Порядок проведения процедуры определен действующим законодательством. Чтобы оценить состояние автомобиля, придерживаются такого алгоритма:
- Находят подходящую организацию. Обычно выбирают оператора, расположенного недалеко от дома, офиса. Чтобы подобрать компанию, нужно воспользоваться специальной картой, представленной на сайте РСА.
- Собирают набор документов.
- Посещают автосервис. Это нужно сделать при наличии сомнений в работе машины.
- Доставляют автомобиль к месту прохождения технического осмотра.
- Заключают соглашение о предоставлении услуг. Оплачивают проведение процедуры.
- Ожидают результат.
Обычно процедура занимает 20-30 минут.
Если претензий к машине нет, водителю предоставляют диагностическую карту. Если в ходе оценки автомобиля обнаружены неисправности, их придется устранить. После этого можно повторно проходить ТО. Для этого придется снова ехать в компанию, повторно оплачивать услуги оператора.
Для ТО требуется следующий комплект документов:
- Удостоверение личности. Можно предоставить российский паспорт или права.
- Свидетельство о регистрации. Если автолюбитель не успел поставить машину на учет в ГИБДД, можно вместо СТС предоставить паспорт ТС.
- Доверенность, заверенная у нотариуса. Бумагу включают в набор, если технический осмотр проходит не собственник, а третье лицо.
Новое в законодательстве
Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предписывал оформлять обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств только при условии проведения технического осмотра. Данная норма до 22 августа 2021 года содержалась в пункте 3 статьи 16 данного Закона. Ранее страховые компании проверяли наличие действующей диагностической карты, которая свидетельствовала о прохождении технического осмотра автомобиля. Сейчас такого требования в законодательстве нет. Приобрести полис ОСАГО без этого документа можно уже с 22 августа 2021 года.
Но спасает ли это от прохождения самого техосмотра и нужно ли иметь действующую диагностическую карту?
Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 170-ФЗ от 01.07.2011 по-прежнему предусматривает обязанность прохождения технического осмотра автомобилей. Следовательно, диагностическая карта также остаётся обязательной.
Для тех, у кого не окажется действительной диагностической карты, Госдума России приготовила сюрприз. Подвох заключается в том, что в статью 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вводится новая часть — управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена в установленном порядке диагностическая карта, подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Мера ответственности по этой статье предусматривает штраф в размере двух тысяч рублей. Причём выписывать его планируют с помощью камер наблюдения. Как сказано в примечании к данной статье, лицо не будет привлекаться к административной ответственности за второй и последующие случаи выявления такого правонарушения в течение двадцати четырёх часов с момента первого выявления нарушения. То есть из текста статьи явно следует, что если у тебя нет диагностической карты, то штраф будут выписывать ежедневно.
Вступает в силу такая статья с 1 марта 2022 года, так что ещё есть время подготовиться к данным нововведениям и пройти техосмотр.
Пошаговое описание процедуры
Порядок прохождения ТО следующий:
- Найти СТО, у которой есть государственный сертификат на осуществление данного типа проверки.
- Уточнить все условия прохождения ТО на данном пункте, включая сроки и стоимость.
- Предоставить автомобиль.
- Подождать проведение процедуры и получить на руки диагностическую карту.
Выданный мастерами документ нужен будет для получения свежего полиса ОСАГО.
При прохождении ТО необходимо предоставить следующий пакет документов:
- паспорт на автомобиль;
- свидетельство о постановке ТС на учет в ГИБДД;
- водительские права и гражданский паспорт собственника автомобиля.
Через сколько лет проходить первый техосмотр нового автомобиля. Прохождение техосмотра — обязательное условие для покупки полиса ОСАГО на автомобиль или мотоцикл старше 4 лет. При отсутствии действующей диагностической карты страховые компании имеют право отказать в получении полиса. Первые четыре года проходить техосмотр и получать диагностическую карту необязательно.
Срок действия диагностической карты для ОСАГО в 2021 году не изменился. Для автомобилей старше 4 лет периодичность техосмотра — раз в два года. Есть категории транспорта, которым он нужен чаще. Например, раз в год техосмотр должны проходить легковые такси, автобусы, грузовые автомобили, оборудованные для перевозки более 8 пассажиров, грузовики с максимальной массой более 3,5 тонны, машины с устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, транспортные средства, предназначенные для обучения вождению.
Но в последние годы прохождение техосмотра в большинстве случаев превратилось в формальность: пунктов осмотра, на которые реально можно было загнать машину, чтобы оценить ее техническое состояние, было немного. Гораздо чаще диагностическую карту оформляли вместе с полисом ОСАГО — при этом агент даже не выходил из офиса для осмотра автомобиля.
А наиболее продвинутые операторы техосмотра и их представители организовывали продажу диагностических карт через интернет. При этом покупатель получал номер ДК на электронную почту сразу после оплаты с карты — и мог отправляться в страховую за полисом.
С одной стороны, водителям такая схема была удобна: никуда не нужно ехать, затраты на прохождение техосмотра минимальные, все оформляется за пять минут. Но с другой — неисправная машина опасна для окружающих. А если она попадет в ДТП, например из-за езды с неисправным рулевым управлением или отвалившегося колеса, возмещать ущерб придется страховой компании. Добросовестные водители и пешеходы тоже рискуют. Даже если страховая компания компенсирует ущерб, ремонт машины и лечение — не самое приятное занятие.
За что могут аннулировать карту
Еще одно нововведение: диагностическую карту теперь можно аннулировать. Сделать это могут сотрудники ГИБДД. Это нововведение вызвало довольно бурное обсуждение — я встречал даже мнение, что это приведет к произволу на дорогах: якобы инспекторы ГИБДД получат право за перегоревшую лампочку в фаре прямо на дороге аннулировать диагностическую карту и тут же направлять машину на повторный техосмотр.
Но бояться такого не стоит. За перегоревшую лампочку или лысую резину могут только оштрафовать. А аннулировать диагностическую карту сотрудники ГИБДД могут в следующих случаях:
В любом случае решения рядового сотрудника ГИБДД в такой ситуации будет недостаточно. Потребуется еще и решение его руководителя.
Можно ли ездить без техосмотра, если есть страховка. Водителей, получивших диагностическую карту без заезда на пункт техосмотра, тоже ничего хорошего не ждет: ГИБДД обязана в трехдневный срок проинформировать владельца машины об аннулировании диагностической карты. Заодно в известность поставят страховую компанию, оформившую полис ОСАГО, а также Российский союз автостраховщиков.
Действует ли ОСАГО, если закончилась диагностическая карта. Договор ОСАГО при этом не расторгается, но водителю лучше пройти техосмотр по правилам. Если этого не сделать, владелец машины рискует потерять деньги. Если он попадет в ДТП по собственной вине, страховая компания возместит ущерб потерпевшим, но потом в регрессном порядке может потребовать возмещения ущерба от владельца машины.
Техосмотр автомобиля в ГИБДД новые правила также не предусматривают. Инспекция не имеет к процедуре отношения, нулевая она или обязательная. Дело ее сотрудников – проверять наличие у автомобилиста ОСАГО. А полис не оформляют без прохождения ТО, если машина старше 3 лет.
Если речь о новом авто, страховка тоже должна быть. Но ее обязаны продать без прохождения процедуры и предъявления диагностической карты. Так диктует Закон об ОСАГО:
Для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику следующие документы: … диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (за исключением случаев, если в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется…).
Нюансы, о которых следует знать
- «Новизна» автомобиля определяется годом его выпуска, а не годом начала эксплуатации. Например, вы купили автомобиль 2020 года в феврале 2021 года; соответственно, 4 года будут отсчитываться с 2020-го.
- На практике возникает ситуация, когда страховые компании начинают требовать диагностическую карту, обосновывая это не тем, что не заключат договор, а тем, что в случае ДТП материальный ущерб владельцу автомобиля не выплатят, так как он не «подтвердил» исправность автомобиля и не представил диагностическую карту. Единственный правильный выход в этом случае — сменить страховую компанию, так как данное требование незаконно.
- Если вы планируете выезжать на новом автомобиле за пределы РФ, то обратите внимание на требования международных конвенций: одним из документов, предъявляемых на таможенных постах, является диагностическая карта, которая подтвердит техническую исправность вашего автомобиля. Но если таможенники все же не уверены в том, что ваш автомобиль действительно исправен, они могут провести техосмотр непосредственно в месте проверки с помощью специального оборудования.
- Еще один момент, на который стоит обратить внимание — это технический «износ» автомобиля. Безусловно, в зависимости от манеры езды, качества эксплуатации транспортного средства, и многих других обстоятельств и будет зависеть, как долго автомобиль вам «прослужит».
Но дело в том, что при наличии серьезной неисправности, которая не была выявлена в результате техосмотра (потому что до 4 лет вы его не проходили), ваш автомобиль может нанести вред другим участникам дорожного движения.
Именно поэтому многие специалисты советуют все же проходить технически осмотр автомобиля хотя бы для своего успокоения.
Эта проблема решается следующим образом: как правило, автодилеры дают гарантию на автомобили в течение 3-7 лет со дня выпуска, и, соответственно, одним из условий «продления» такой гарантии на последующий год является прохождение осмотра автомобиля в специализированном центре. Таким образом, за техническим состоянием вашего автомобиля «следят».
Прохождение техосмотра у дилера
Итак, первая особенность, о которой пойдет речь сегодня — это прохождение осмотра транспортного средства у дилера:
17) дилер — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные на территории Российской Федерации и осуществляющие от своего имени и за свой счет в соответствии с договором, заключенным с производителем и (или) импортером (дистрибьютором) транспортных средств отдельных марок, сервисное обслуживание таких транспортных средств.
7) оператор технического осмотра — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке на право проведения технического осмотра;
7) оператор технического осмотра — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (в том числе дилер), аккредитованные в установленном порядке на право проведения технического осмотра;
Итак, в 2019 году официальный дилер может выступать в роли оператора технического осмотра. Что из этого следует? Если в ближайшее время Вы будете проходить плановое техническое обслуживание у дилера, то Вы будете иметь возможность получить и диагностическую карту, которую впоследствии можно будет использовать при покупке полиса ОСАГО.
Пока что сложно сказать, принесет ли это экономию в денежном эквиваленте, однако время на прохождении техосмотра Вы сможете сэкономить совершенно точно.
Когда надо делать первое то на новой машине по гарантии
После регистрации авто в ГИБДД у вас будет тридцать дней на прохождение техосмотра нового автомобиля – именно такой срок установлен Постановлением, регулирующим порядок проведения технического осмотра транспортных средств и прицепов.
Техосмотр нового автомобиля: что нужно для его проведения? Те же документы и уплата той же пошлины, что и для проведения техосмотра любого авто, принадлежащего физическому лицу (или юридическому, если автомобиль был куплен организацией).
После того, как будет произведен техосмотр нового автомобиля, владельцу транспортного средства выдадут талон, в котором будет указана следующая дата осмотра.
После проведения первого технического осмотра обладатель нового автомобиля свободен от процедур подобного рода на целых три года, а после следующего осмотра – еще на три. Когда автомобилю исполнится семь лет, осмотр необходимо будет проводить один раз в два года.
Транспортные средства более солидного возраста должны подвергаться осмотру раз в год.
Некоторые производители включают в свои гарантийные обязательства проведение технических осмотров в собственных сервисах в течение всего периода действия срока гарантийного обслуживания авто.
Такой порядок предусматривается действующим российским законодательством.
А вот уже машины старше семилетнего возраста проходят техосмотр ежегодно.
Замена по гарантии – случай первый
Сейчас в интернете куча примеров — когда что-то менялось на автомобиле, даже на том на котором не проходили ТО у дилера (обычно делают первое, а дальше забивают и меняют все в гараже)
Напомню — речь пойдет о рулевой рейке и подшипнике генератора. Которые вышли из строя на 47 000 км (но 2 и 3 ТО у официального дилера не производились). Однако все заменили по гарантии
В этом есть основания, обычно ссылаются на несколько статей в законе ФЗоЗПП. Для начала читаем:
П.6,8 ст.5 ФЗоЗПП Изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок — период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 настоящего Закона.
Тут нам нужно посмотреть свою гарантию, на многие немецкие автомобили она идет — 2 года, на японские-Российские-3 года (также ограничивают пробег в 100 000 км), а на многие корейские-5 лет (150 000 км).
ВАМ НУЖНО ЗАПОМНИТЬ:
Гарантийный срок — это период, в течение которого в случае обнаружения в автомобиле недостатка изготовитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные в ФЗоЗПП
Гарантия до 100-150000км. Противоречит вышеуказанному закону, так как гарантийный срок это период, а период это отрезок времени. Соответственно время не может измеряться километрах.
П.6 ст.18 ФЗоЗПП (и п.2 ст.476 Гражданского кодекса Российской Федерации) В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер, отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
Для отказа в гарантийном ремонте автомобиля в случае несвоевременного прохождения ТО, автосалон должен доказать причинно-следственную связь между несвоевременным прохождением ТО и выходом из строя детали. Доказывается экспертизой. Только сам факт несвоевременного прохождения ТО не является основанием для отказа в гарантийном ремонте.
То есть если есть гарантия до 100 000 км, НО вы не проходили ТО. Тогда дилеру (производителю) нужно доказать что сломавшиеся рейка и подшипник генератора в 47 000 км – сломалась именно потому что вы не проходили ТО у дилера, провести экспертизу
П.1 ст.16 ФЗоЗПП условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Таким образом, если пункт договора или гарантийной книжки противоречит действующему законодательству о защите прав потребителей и ущемляет права клиента, он признается недействительным, независимо от наличия в ней подписи потребителя.
Условия (которые пытается вам навязать дилер, производитель), противоречащие закону, признаются недействительными!
П.2 ст.16 ФЗоЗПП Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.
Техническое обслуживание необходимо проходить в целях профилактики поломок. Если делать это регулярно и своевременно, можно выявить неисправность, пока она не усугубится. Во время техобслуживания также заменяются расходные детали, которые необходимо обновлять по достижении определенного пробега.
В регламент ТО Киа Сид JD входит установленный перечень мероприятий, проводимых на каждом осмотре. Документ основан на рекомендациях завода-изготовителя. Если их не соблюдать, можно потерять право на гарантийное обслуживание.
Во время первого ТО Киа Сид проводится техосмотр:
- кузова;
- номеров;
- зеркал;
- датчиков;
- электрооборудования и рулевой системы.
После осмотра производятся замены комплектующих, согласно регламенту ТО Kia Ceed JD, затем контроль, диагностики и регулировка. Мероприятия на последующих техосмотрах могут отличаться, но незначительно. Необходимую периодичность прохождения техобслуживания определяет регламент работ ТО Киа Сид с учетом конструктивных особенностей автомобиля.
Срок действия страхового договора на момент обслуживания нужно пройти для ОСАГО. Это правило необходимо выполнять. Если срок действия карты диагностики не просрочен, то у компаний нет права оформлять страховку.
Карта — это один из документов, требуемых при оформлении страховки. В процессе учитывается возраст авто, а действие документа от одного до двух лет. Если автомобиль старый, то диагностирование требуется проводить чаще. ТО необходимо оформить в зависимости от требований регламентирующих актов. Чтобы возобновить действие диагностики, то следует обратиться к мастерам, исследующих наличие поломок.
Временное страхование оформляется не более чем на двадцать дней, чтобы дождаться техосмотра. Это регулируется законом. Документ выдается на руки после прохождения ТО.