Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Форум правовой взаимопомощи военнослужащих». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Довольно распространено ухудшение жилищных условий среди молодых семей. Бытует мнение, что для получения субсидии пара идет на любые действия. Кроме того, военнослужащие также могут лишиться права на получение жилья.
Правонарушения среди молодых семей и военнослужащих
К умышленному ухудшению относится ряд действий, предпринимаемые гражданами РФ:
- вселение несовершеннолетнего ребенка;
- вселение граждан состоящих в родстве, исключением является переселение с целью ухода за родственником, который не в состоянии самостоятельно ухаживать за собой;
- расторжение получателем договора ренты;
- отказ принятия в дар недвижимости, исключением является подарок с целью получения услуг нарушающих моральные устои одаряемого;
- в процессе дарения, дарящая сторона отказывается отдавать жилье, и процесс обращается вспять;
- в судебном порядке сделка с жильем признается недействительной.
Намеренное ухудшение условий проживания военнослужащими
Об умышленном ухудшении жилья военнослужащим подробно сказано в Инструкции, на основании которой предоставляется служебное жилое помещение контрактникам или по договору социального найма.
Из данного документа следует, что к таким действиям относятся:
- Умышленное нарушение распорядка пользования жильем;
- Обмен жилья на площадь меньшую по размерам, что создает некомфортное проживание каждого члена семьи;
- Заключение фиктивного брака и регистрация новой половинки на своей территории;
- Расторжение брака и выделение долей в квартире;
- Нарушение пунктов договора социального найма или умышленная неуплата ренты за эксплуатацию жильем в течение длительного периода;
- Отчуждение определенной части квартиры благодаря сделке купли-продажи или составлению дарственной на ее долю, что существенно уменьшит используемую площадь для военнослужащего и его семьи.
Ответственность за намеренное ухудшение
Из ст.53 и комментариев к ней вытекает, что даже женитьба или рождение ребенка не будет учитываться, если человек является правонарушителем и наказан 5 годами запрета.
А так как статья 53 лишена четкого разъяснения, что именно является правонарушением, регионам предоставлено право самостоятельно разрабатывать правовые акты на основании ст. 53 по выявлению умышленных действий и этим правом воспользовалось 15 регионов.
Как приватизировать гараж в гаражном кооперативе? О способах и правилах приватизации читайте в статье по ссылке.
Из-за чего нет точной трактовки закона и определения четких наказуемых действий, в результате очень часто нарушаются именно права граждан.
Важно: несмотря на то, что ответственность за намеренные действия 5 лет непринятия на учет нарушителя закона, а случай незаурядный, решение властей можно оспорить в суде при наличии неопровержимых доказательств обратного.
Намеренное ухудшение жилья молодой семьей
Намеренное ухудшение жилищных условий молодой семьи считаются таковым, если до совершения этих действий каждый член семьи имел условия проживания выше нормы.
К умышленным действиям относятся:
- Из-за совершения определенных сделок изменения правил пользования жильем;
- Обмен жилой площади;
- Принудительное выселение вследствие невыполнения условий договора о пользовании квартирой;
- Изменение состава семьи, к примеру, расторжение брака;
- Вселение в квартиру прочих лиц на постоянной основе;
- Выдел доли;
- Отчуждение жилого помещения или его части, в котором живет семья.
Намеренное ухудшение жилищных условий судебная практика
Как и иное злоупотребление правом, намеренное ухудшение жилищных условий порождает для лица, его совершившего, неблагоприятные правовые последствия. На основании ст. 53, 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, во-первых, таким лицам отказывается в принятии на учет, во-вторых, они принимаются на учет нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения намеренных действий. Кроме того, если в судебном заседании установлен факт намеренного ухудшения жилищных условий, то в соответствии с п. 2 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации суду следует отказать в защите права лица состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях. Следует отметить, что неистечение пятилетнего срока со дня совершения действий, повлекших намеренное ухудшение жилищных условий, является основанием для отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, но не позволяет принять решение о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях. Лица, принятые на учет до истечения пятилетнего срока со дня совершения действий, повлекших намеренное ухудшение жилищных условий, могут быть сняты с него лишь на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, если ими были предоставлены недостоверные сведения либо установлен факт неправомерных действий должностных лиц органов местного самоуправления, осуществляющих учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Правовая сущность намеренного ухудшения жилищных условий достаточно точно определена Конституционным Судом РФ, который указал, что намеренное ухудшение жилищных условий будет иметь место, если гражданами совершались умышленные действия в целях создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем (Определение Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации»). При этом применение ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов, как справедливо отмечает Конституционный Суд РФ, должно осуществляться во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Таким образом, намеренное ухудшение жилищных условий является частным случаем злоупотребления правом, заключающимся в использовании лицом субъективного права в противоречии с его социальным назначением.
Намеренное ухудшение жилищных условий: чем это грозит очереднику на квартиру
Новый Жилищный кодекс, принятый десять лет назад, впервые дал определение тому, что такое намеренное ухудшение жилищных условий и какие последствия может иметь подобное деяние со стороны будущего новосела. Трактовка закона предусматривает ответственность гражданина, осознанно и намеренно предпринимающего мероприятия, способные ухудшить его жилищные условия с целью регистрации в качестве лица, которому необходимо помочь с получением или строительством новой квартиры.
- сознательное изменение распорядка пользования жилыми помещениями;
- обмен квартиры на меньшую, ведущий к снижению степени обеспеченности жилой площадью каждого члена семьи;
- заключение брака на фиктивной основе и регистрация супруга/супруги на своей жилплощади;
- расторжение брака и последующее выделение долей в квартире;
- нарушение положений договора социального найма квартиры/комнаты, в том числе и продолжительный период неуплаты за пользование жилым помещением;
- отчуждение квартиры или ее долей в результате дарения или сделки по купле-продаже, последствием которого стало уменьшение учетной нормы на военнослужащего и членов его семьи.
III. Ухудшение жилищных условий (в том числе отказ от приватизации, наследства или другие)
В удовлетворении исковых требований Рябоконь И.А. о признании незаконным решения Комиссии ГУ МВД РФ по г.Москве от , признании права на постановку на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, отказать. установила:
Рябоконь И.А. обратился в суд с иском об оспаривании отказа Комиссии ГУ МВД РФ по г.Москве в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты от года, мотивируя тем, что с года он с супругой зарегистрирован и проживает по адресу: , на основании договора безвозмездного пользования квартирой общей площадью кв.м., где они занимают комнату кв.м.
, в связи с чем на истца и его члена семьи приходится менее кв.м. Ранее истец с супругой проживали в квартире общей площадью кв.м. по адресу: , принадлежащей на праве собственности их сыну ФИО. Членами семьи сына истец и его супруга не являются, так как сын ведет раздельное хозяйство, создал свою семью и пользуется всей квартирой.
В связи с конфликтными отношениями с сыном, истец с супругой были вынуждены выехать из указанного жилого помещения и пользоваться иным жильем на основании договора безвозмездного пользования. Иного жилья истец и его супруга не имеют, неправомерных действий, влекущих ухудшение жилищных условий, истцом не совершалось. В судебном заседании истец и его представитель Артюхова Г.В.
доводы иска поддержали. Представитель ответчика, по доверенности Колмакова Т.Н., против удовлетворения заявленных требований возражала, считая отказ в постановке на учет законным и обоснованным. Суд постановил вышеуказанное решение, об отмене которого просит Рябоконь И.А. по доводам апелляционной жалобы. В заседание судебной коллегии Рябоконь И.А. и его представитель адвокат Артюхова Г.В.
явились, доводы жалобы поддержали. Представитель ответчика ГУ МВД России по г.Москве, по доверенности Пигорев О.И. явился, против удовлетворения жалобы возражал, с решением суда согласен.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, нашла решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1, п. 1, п. 2 ч. 2 ст.
4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (далее — единовременная социальная выплата). Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров. В силу ч. 7 ст. 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В силу п. 9 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223, сотрудник, который с намерением принятия на учет для получения единовременной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет для получения единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. Аналогичные положения закреплены в ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации. Так, согласно ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
На видео ниже адвокат Олег Сухов разъясняет, что делать, если было отказано в предоставлении свободных комнат в коммунальной квартире, при том, что жилищные условия проживающих ухудшились.
Государством установлены весьма жесткие условия для становления граждан на очередь для . Чтобы претендовать на социальную помощь, необходимо представить документы, которые дают на это право, и подтвердить ухудшение жилищных условий. Поскольку последнее является приоритетом, судебная практика показывает, что участились случаи, когда граждане умышленно ухудшают своих условий проживания.
В связи со сложившимися обстоятельствами возникло такое понятие, как намеренное ухудшение жилищных условий, получившее правовую подоплёку после того, как в 2005-м году вступил в силу новый Жилищный кодекс Российской Федерации. Благодаря изменениям в его статьях, сегодня можно ссылаться на определённые пункты, которые разъясняют, какие именно действия считаются умышленными.
Намеренное ухудшение жилищных условий, как отдельное, самостоятельное понятие, фигурирует в Жилищном кодексе, однако сама суть понятия законодательно не раскрыта. Если государственные органы смогут выявить и подтвердить, что действия граждан были неправомерны, то нарушителей могут привлечь к ответственности. Зачастую мерой пресечения является запрет заново становиться в очередь на несколько лет.
Дорогие читатели!
Основное последствие, также рассматриваемое как срок давности – это ограничение для постановки на учет. Так, исходя из указанной в начале этой статьи ст.53 ЖК РФ, если будет выявлено умышленное ухудшение условий, то заявитель теряет право на постановку на учет сроком на 5 лет.
Пример: Семья, проживающая в двухкомнатной квартире с целью стать на учет и получить более комфортабельное жилье продает свою недвижимость и приобретает небольшую комнату коммунальной квартире. Это рассматривается как умышленное действие, так как в двухкомнатной квартире было достаточно места для всех прописанных лиц. Теперь эта семья не сможет стать на учет в течение следующих 5 лет и будет вынуждена или жить в комнате коммунальной квартиры или же приобретать другое жилье.
В обоснование жалобы она указывает на оставление судами без внимания установленных в судебном заседании данных об отсутствии факта совместного проживания и ведения совместного хозяйства истца и его супруги с их сыном, супругой сына и двумя внуками в квартире, принадлежавшей до июля 2010 года на праве собственности супруге Ткачева А.В., тогда как это обстоятельство в соответствии с действующим законодательством является существенным для отнесения данных лиц к членам семьи собственника жилого помещения. Поскольку супруга истца распорядилась принадлежащим ей на праве собственности жилым помещением, то в силу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) Ткачев А.В. не мог быть признан нуждающимся в жилом помещении в течение пяти лет, до истечения которых он был уволен с военной службы.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении. В соответствии со статьей 52 данного Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации). Принятие граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях является обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма с учетом установленной органом местного самоуправления нормы предоставления (часть 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Претенденты на улучшение жилищных условий
Законодательно определено несколько категорий граждан, которые официально имеют право претендовать на улучшение жилищных условий.
- Лица, которые не являются или не являлись ранее владельцами недвижимости.
- Молодые семьи, не имеющие собственного жилья, если их возраст не превышает 35 лет.
- Собственники, чья жилплощадь не соответствует установленным нормам.
- Люди, проживающие в условиях, непригодных для жизни.
- Сироты, которых выпустили из детских домов, интернатов, оставшиеся без попечительства.
- Лица, чье состояние здоровья связано с тяжелыми, хроническими заболеваниями.
На данный момент Думой разрабатывается законопроект, которым будут определяться категория лиц, чьи заболевания будут внесены в перечень хронических, тяжелых для участия в программе по предоставлению или улучшению жилищных условий. Пока нельзя конкретно с каким именно заболеванием человек может претендовать на получение муниципальной жилплощади.
Важно! Если один из супругов оставил жилье в пользу другого после развода, то участвовать в программе по улучшению жилищных условий он не имеет права.
Для участников военных действий предусмотрена другая программа, направленная на улучшение жилищных условий.
В 50 ст. ЖК указано, что на каждого человека должно быть не менее 12 квадратов жилой площади. Кроме этого, определяются и другие нормы:
Категория | Стандартные нормы (кв. м.) |
1 человек | 18 |
Семья из двух человек | 42 |
Семья из трех и более человек | Более 30 |
Что не относится к намеренной порче
Федеральное и местное законодательство допускают случаи ухудшения ЖУ, которые не будут считаться противоправными. Чаще всего это связано с несовершеннолетними или близкими родственниками, однако муниципалитет может ввести и свои правила.
Что не считается злоумышленными действиями:
- в жилую площадь прописываются несовершеннолетние граждане по месту жительства любого из супругов;
- вселяются муж, жена или иные близкие родственники, но при условии соблюдения норм законодательства;
- проводятся операции по расторжению договора ренты по инициативе получателя;
- отказ одаряемого от получения нового жилья;
- ситуации, при которых судебные инстанции признают сделку по недвижимости недействительной.
Государство стремится к тому, чтобы граждане проживали в комфортных условиях, и готово выделить определенные субсидии. Особенно это касается несовершеннолетних и молодых семей — именно указанные категории людей находятся под пристальным надзором местного руководства.
Способы улучшения ЖУ за счет государства:
- Оформление жилищного сертификата, который позволяет присоединить свободную квартиру в коммунальном жилье. Документ имеет очередность, поэтому ожидать моментальной льготы не стоит.
- Для молодых семей действует программа с соответствующим названием. Государство предоставляет субсидию или льготы на целевую ипотеку, направленную на улучшение условий жизни.
- Малоимущим государство выделяет жилищный сертификат, который позволяет занять свободную коммунальную квартиру с возможностью приватизировать ее.
- Военнослужащие имеют право на получение квартиры после того, как отслужат больше 10 лет.