Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что предпринимателю надо знать про СОУТ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
СОУТ или специальная оценка условий труда – это единственная нормативно закрепленная процедура, которая позволяет оценить условия труда на рабочих местах в любых организациях. Спецоценка представляет собой комплекс последовательных мероприятий, во-первых, по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и трудового процесса и, во-вторых, по оценке их воздействия на работников.
Что такое специальная оценка условий труда (СОУТ)
Идентифицированные производственные факторы подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям. Их результаты сравнивают с установленными нормативами по «Методике проведения специальной оценки условий труда», утвержденной Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 г. № 33н. Проще говоря, для каждого фактора есть нормативы – например, уровень шума – и если на конкретном рабочем месте присутствует фактор шума, то его измеряют и полученный уровень сравнивают с нормативом.
Оценка условий труда на рабочих местах позволяет установить класс (подкласс) условий труда, что влияет на ряд важных решений. В их числе:
- необходимость установления гарантий и компенсаций для сотрудников;
- направление их на медицинские осмотры;
- размер страховых взносов компании;
- выбор средств индивидуальной защиты (СИЗ);
- перечень дополнительных мероприятий по охране труда.
Как применить результаты СОУТ
Применению результатов СОУТ посвящена вся статья 7 ФЗ о СОУТ. В ней сказано, что в соответствии с результатами проведения специальной оценки условий труда работодатель:
- определяет перечень дополнительных мероприятий по улучшению условий труда и охране труда в целом: например, принимает решение, проводить ли оценку профессиональных рисков;
- информирует работников об условиях труда на их рабочих местах, о риске для их здоровья и о мерах по его защите;
- контролирует состояние условий труда на рабочих местах;
- обеспечивает работников и рабочие места соответственно индивидуальными и коллективными СИЗами;
- организует обязательные предварительные и периодические медосмотры;
- устанавливает сотрудникам положенные им надбавки, компенсации, длительность рабочей недели и отпуска;
- устанавливает дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
- рассчитывает скидки (надбавки) к страховому тарифу на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- подготавливает статистическую отчетность об условиях труда;
- рассматривает и урегулирует разногласия, связанные с обеспечением безопасных условий труда и т.д.
Основные положения закона о специальной оценке условий труда
Как мы уже сказали, организация СОУТ — это обязанность каждого работодателя, который имеет наемных сотрудников.
По сути, спецоценка представляет собой мероприятие, направленное на выявление опасных или вредных факторов, способных оказать негативное влияние на здоровье сотрудников. Она призвана определить степень воздействия выявленных факторов на работников, а также выяснить, насколько существующие показатели отличаются от установленных норм. Также в ходе мероприятия выполняется анализ эффективности средств, которые применяются для защиты персонала.
Проведение спецоценки регламентирует Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» ( далее — Закон №426-ФЗ ). После принятия данного закона положение о СОУТ было включено в Трудовой кодекс РФ (в статью 212). Методика проведения и форма отчета о проведении СОУТ вместе с классификатором вредных и/или опасных производственных факторов утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 года №33н ( далее — Приказ №33н ).
Порядок контроля над СОУТ до недавнего времени регулировался приказом Минтруда РФ от 21 апреля 2017 года №377н, ему на смену пришел приказ Роструда от 23 августа 2019 года №231, утвердивший новый административный регламент. Этот документ больше предназначен для должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости, но в плане ознакомления может быть полезен для работодателя.
Однако основополагающим актом выступает именно Закон №426-ФЗ.
Обратите внимание
СОУТ проводится специализированными компаниями, к которым предъявляется ряд требований. Сотрудничество компании-работодателя и компании, оказывающей услуги по проведению СОУТ, происходит на основании договора, имеющего гражданско-правовой характер.
Это целый комплекс действий. Он включает анализ рабочих мест на предмет наличия факторов, негативно влияющих на здоровье человека и уровень их отклонения от нормы. Алгоритм проведения СОУТ установлен на уровне законодательства — в ФЗ № 426-ФЗ от 28.12.2013 и Приказе Минтруда России от 24.01.2014 № 33н. Закон определяет не только понятие, периодичность проведения спецоценки условий труда для различных организаций и методику проведения, но и то, сколько действует СОУТ.
Мероприятия по оценке осуществляют специализированные организации в целях:
- определения присутствия вредных или опасных для здоровья факторов, которые влекут за собой болезнь или травму работника (ст. 209 ТК РФ);
- оценки уровня влияния вредных факторов на сотрудников;
- определения степени отклонения от нормальных показателей;
- определения эффективности используемых на предприятии СИЗ и средств коллективной защиты.
ТК РФ и законом № 426-ФЗ от 28.12.2013 определены обязательность осуществления СОУТ всеми работодателями, а также то, на сколько лет действительна специальная оценка условий труда.
Дополнительным стимулом для работодателя к оценке рабочих мест является возможность возмещения части понесенных расходов из средств ФСС (Приказ Минтруда от 10.12.2012 № 580н).
Как часто надо проводить СОУТ в учреждении
Отсчет срока действия начинается с даты, когда утвержден отчет по специальной оценке условий труда на конкретном месте работы. Ответ на вопрос, на сколько лет действует СОУТ, зависит от факторов риска. Вариантов два.
Факторы риска не установлены |
Место работы следует задекларировать в терорган службы занятости субъекта в связи с соответствием условий установленным нормам по охране труда. Декларация оформляется и подается в соответствии с требованиями 426-ФЗ. Предоставление документа является обязанностью работодателя. Форма и алгоритм подачи установлен Приказом Минтруда РФ от 07.02.2014 № 80н, а разъяснения по ее заполнению — в Письме Минтруда РФ от 23.06.2014 № 15-1/В-724. Следующие 5 лет работодатель может:
|
Факторы риска определены и отнесены к конкретному классу | Срок действия специальной оценки условий труда на рабочих местах — 5 лет. К окончанию этого периода организация должна иметь в наличии готовые результаты, то есть прерывание действия СОУТ не предусмотрено. |
Что работодатель будет дополнительно получать от компании-оценщика с 2020 года
С 2020 года компанию-оценщика обяжут сообщать работодателю о факте отправки в ФГИС СОУТ сведений о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).
Данная обязанность будет считаться надлежаще исполненной только в том случае, если работодатель получит от компании-оценщика уведомление в одной из указанных в законе форм:
- в виде бумажного уведомления, доставленного почтой заказным письмом с уведомлением о вручении;
- в форме электронного документа, подписанного УКЭП.
Заметим, что компания-оценщик согласно новой редакции закона наделяется еще рядом обязанностей с точно очерченными сроками их выполнения:
- 10 рабочих дней со дня утверждения отчета ей дается на передачу сведений о результатах спецоценки в ФГИС СОУТ. Закон предписывает сделать это в форме электронного документа, подписанного УКЭП (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).
- В 10-ти дневный срок ей надлежит сообщать в Роструд об изменении состава квалифицированных экспертов и сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (ст. 19 новой редакции Закона № 426-ФЗ).
Ошибки и нарушения, допускаемые при проведении СОУТ
Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся на практике ошибки работодателей и компаний-оценщиков при проведении спецоценки:
- Ошибки работодателя.
Из-за спецоценки работодатель может быть наказан трудовыми инспекторами. Все дело в многочисленных требованиях, которые законодательство предъявляет к этой процедуре.
Назовем наиболее часто встречающиеся нарушения работодателей при проведении СОУТ:
№ пп | Вид нарушения | Какая законодательная норма нарушена |
1 | Работодатель не организовал проведение плановой спецоценки | Спецоценка проводится не реже чем 1 раз в 5 лет, если иное не установлено данным законом (п. 4 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда») |
2 | Работодатель не организовал проведение внеплановой спецоценки | В ряде случаев закон обязывает работодателей проводить внеплановую СОУТ (ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Например, при изменении технологического процесса, замене производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников и т. д. |
3 | СОУТ проведена компанией, не имеющей соответствующей аккредитации (отчет по спецоценке признается недействительным) | Требования к таким компаниям указаны в ст. 19 Закона № 426-ФЗ. Перечень компаний, уполномоченных проводить СОУТ, размещен на сайте Минтруда РФ |
4 | Работодатель не ознакомил работников с результатами СОУТ | Работодателю дается 30 календарных дней с даты утверждения отчета о СОУТ, чтобы ознакомить работников с результатами оценки их рабочих мест. В него не включают периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (п. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ) |
5 | Не соблюден порядок проведения спецоценки (результаты СОУТ могут быть признаны недействительными) | Методика проведения спецоценки и Классификатор вредных и(или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении СОУТ и инструкция по ее заполнению утверждены Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н |
6 | Некорректное применение результатов спецоценки | При предоставлении компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях нельзя руководствоваться исключительно результатами проведенной спецоценки рабочих мест. Нужно учитывать требования и иных НПА РФ (к примеру, право на дополнительный отпуск «за вредность» у медработников психиатрических медучреждений не зависит от класса условий труда, устанавливаемого по результатам СОУТ, которая предусмотрена для иных работников медорганизаций в соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 22 Закона № 3185-1) |
7 | Работодатель не привлек представителей профсоюзной организации к участию в процедуре спецоценки | Если в компании есть профсоюз или иной представительный орган работников, его представителя нужно включить в состав комиссии по проведению СОУТ (ч. 2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ) |
8 | Работодатель не сообщил сотрудникам о дате проведения спецоценки, и они не смогли присутствовать во время ее проведения | Работник вправе присутствовать при проведении спецоценки на своем рабочем месте (ч. 1 ст. 5 Закона № 426-ФЗ) |
9 | Работодатель не учел предложения работников при идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов | Работник имеет право обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей спецоценку, эксперту организации, проводящей спецоценку с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (ст. 5 Закона № 426-ФЗ) |
10 | Комиссия по проведению спецоценки не определила все вредные факторы, которые влияют на сотрудников | Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом компании-оценщика. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ) |
Для работодателя проведенная с нарушениями спецоценка может обернуться целым набором негативных последствий — судебным разбирательством (если работники обратятся в суд за признанием недействительными результатов СОУТ), внеплановыми визитами контролеров, проведением экспертизы СОУТ и другими неожиданными и не очень приятными мероприятиями и незапланированными расходами.
Заметим, что претензии работников и инспекторов к работодателю по итогам СОУТ, как показывает судебная практика, не всегда бывают обоснованными (см. Решение Ребрихинского районного суда Алтайского края от 14.01.2019 по делу № 2А-14/2019, Апелляционное определение Челябинского областного суда от 16.04.2018 по делу № 11-5344/2018).
Если в результате специальной оценки условий труда вредные и опасные факторы не выявлены
Если в результате проведения СОУТ не обнаружено никаких опасных производственных факторов, то после 5 лет повторное проведение специальной оценки не требуется. Исключение – изменение условий труда, прочие причины проведения внеплановой проверки, закрепленные законодательно.
Действие декларации в таком случае (условия остались неизменными) будет продлено. Законами при этом не установлено, в какие сроки необходимо проводить специальную оценку условий в будущем.
Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда?
Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, зависит от того:
√ в какой раз она организуется;
√ что на этих РМ происходило раньше;
√ какие УТ на них сейчас.
1. Компаниям с аттестованными РМ, результаты для которых еще действительны, разрешено впервые организовать СОУТ после окончания прописанного в документах срока. Однако при желании этой даты дожидаться необязательно: организовать спецоценку можно раньше.
2. 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» предписывает повторять процедуру СОУТ каждые 5 лет.
3. В случае, когда УТ на РМ оказались допустимыми, в ГИТ подается декларация, в которой написано, что УТ соответствуют трудоохранным гостребованиям. В классическом случае она действует 5 лет. Если за этот срок в плане УТ на РМ все осталось по-прежнему, не произошло НС и ПЗ, то декларация продлевается на аналогичный срок.
4. Закон 426 ФЗ предписывает специальную оценку условий труда организовывать внепланово, если:
• зафиксированы НС, ПЗ (СОУТ проводится для «стратившего» РМ);
• начали эксплуатироваться вновь созданные РМ;
• изменился техпроцесс, произведена переоснастка, были другие изменения, меняющие позиционирование и характеристики неблагоприятных факторов.
При наступлении вышеперечисленных событий за 180 суток с момента, когда они были зафиксированы, нужно успеть организовать специальную оценку условий труда (СОУТ). Когда изменившиеся обстоятельства требуют внеплановой СОУТ, результаты предыдущей аннулируются досрочно.
Кто обязан проводить СОУТ каждые 5 лет
После начала применения Закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ работодатели проводят специальную оценку условий труда. Данная обязанность распространяется на все компании независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальных предпринимателей. Сфера деятельности, в которой работает компания, а также статус предпринимателя (например, малый бизнес), количество сотрудников не играют роли.
Стоит отметить, что относительно некоторых работников оценка условий труда проводиться не должна. К таким работникам относятся (ч. 3 ст. 3 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ):
- работники, трудящиеся дома (надомники);
- работники, трудящиеся дистанционно;
- сотрудники, трудящиеся у физлиц, не имеющих статуса ИП;
- работники, которые трудятся в религиозных организациях, зарегистрированных в соответствии с Законом от 26.09.1997 № 125-ФЗ
Кто и в какие сроки проводит СОУТ?
Оценка проводится независимой специализированной организацией совместно с представителями работодателя. Все обследования происходят в рамках заключенного контракта и за счет работодателя.
Статьей 8 Закона № 426 установлена периодичность проведения СОУТ – не реже, чем раз в 5 лет.
Начиная с 1 января 2014 года, все работодатели обязаны провести проверку рабочих мест своих работников с привлечением специализированной организации. Если до указанной даты процедура была проведена, то следующий срок наступает по истечении пятилетнего периода от даты проведения.
Внеплановая аттестация рабочих мест допустима при возникновении следующих обстоятельств (ч.1 ст.17 Закона №426):
- рабочие места организованы вновь;
- изменения в производственном процессе, которые могут повлиять на уровень негативного воздействия на организм человека, связанные, в том числе, с заменой оборудования;
- применение средств защиты, которые ранее не использовались;
- выявление профессионального заболевания у работника, если установлено, что его причиной стало воздействие вредных и опасных условий труда;
- исполнение предписания инспекции по труду;
- по инициативе профсоюза, представившего мотивированные доводы для проведения внеплановой СОУТ.
Повторную плановую проверку проводят каждые пять лет на рабочих местах, где предыдущая проверка показала наличие вредных и опасных условий труда. Если ранее задекларировано соответствие нормативам, то документы по СОУТ продлеваются на следующие пять лет без организации плановой оценки.
Законом № 426 установлены следующие сроки для внеплановой проверки:
- 12 месяцев — с даты ввода в эксплуатацию новых рабочих мест, перевода их в другое помещение, а также при изменении технологического процесса;
- 6 месяцев — при получении предписания от инспектора по труду, замене средств защиты, в отношении рабочего места, где произошел несчастный случай или выявлено профессиональное заболевание.
Кто должен проводить специальную оценку условий труда в организации
Спецоценку должны проводить все организации и предприниматели, имеющие наемных работников, в отношении всех своих рабочих мест.
Рабочее место – это место, куда работник должен прибыть для работы и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
СОУТ проводится на рабочих местах всех сотрудников, за исключением (ч. 3 ст. 3 Закона N 426-ФЗ):
-
надомников;
-
дистанционных работников;
-
работников, которые трудятся у работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.