Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сбил пешехода и что делать: пошаговая инструкция для водителя». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Уплотнение трафика на дорогах мегаполисов делает неизбежными всевозможные инциденты. В итоге автомобили сталкиваются не только с другим транспортом, но и пешими участниками дорожного движения. Однако в подобных происшествиях далеко не всегда виноваты автомобилисты.
ДТП по вине пешеходов
ДТП на переходах происходят и по вине пешеходов. В этом случае наступает обоюдная ответственность: водитель должен возместить ущерб, нанесённый пешеходу, а тот, в свою очередь, компенсировать вред, нанесенный ТС. Об этом говорится в п. 1 ст. 1064 ГК РФ:
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Первая часть касается и случаев, в которых водители получили травмы. В таких ситуациях ответственность за тяжкие телесные повреждения при ДТП возлагается на виновного пешехода. В ч. 2 этой же статьи указано, что:
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Ответственность водителя, если в ДТП виноват пешеход, зависит тяжести последствий аварии.
Как оформляется наезд на пешехода
Отличительной чертой абсолютного большинства автодорожных происшествий с участием пешеходов является наступление тяжких последствий в виде причинения вреда жизни или здоровью потерпевших.
Действующее законодательство предписывает выполнение следующих правил оформления и расследования ДТП с пострадавшими:
- В обязательном порядке составляется протокол осмотра места происшествия. При ДТП с тяжкими последствиями на место аварии выезжает следственно-оперативная группа под руководством следователя. При необходимости к осмотру привлекается эксперт – криминалист и эксперт автотехник.
- На месте аварии производится осмотр транспортного средства, результаты которого заносятся в протокол.
- Устанавливаются и опрашиваются стороны и свидетели происшествия.
- При этом в числе прочих обстоятельств выяснению подлежат: скорость движения транспортного средства перед наездом на пешехода, момент обнаружения опасности водителем и расстояние на котором водитель увидел пешехода на проезжей части дороги, темп, направление и траектория движения пешехода.
- В целях установления механизма ДТП, определения взаимодействия транспортного средства и человека в момент наезда, исследования следов аварии, назначается профильная автоэкспертиза.
- Для определения механизма образования телесных повреждений, степени тяжести вреда, причиненного здоровью, и (или) причины смерти назначается судебно-медицинская экспертиза (СМЭ).
- Для оценки соответствия действий водителей автомототранспортных средств техническим требованиям ПДД РФ и исследования вопроса о причинно-следственной связи этих действий с наступлением ДТП назначается автотехническая экспертиза.
- По результатам расследования принимается процессуальное решение о привлечении виновного лица к предусмотренной законом ответственности или о прекращении производства по делу.
Действия водителя при ДТП с пешеходом
Даже если сбил человека, водитель должен оставаться скоординированным и точно соблюдать инструкции, прописанные в ПДД:
- Транспорт нужно сразу же остановить. Включив габаритки в аварийном режиме, нужно разместить знак, свидетельствующий об аварии.
- Принимаются все меры, чтобы обезопасить пострадавшего от движущихся по дороге машин. Сразу же вызывается скорая, если есть пострадавшие и ГИБДД.
- При наличии возможности останавливается попутный транспорт для немедленной доставки пострадавшего в больницу, если его жизнь находится под угрозой. Самому следует оставаться на месте происшествия до приезда правоохранителей. Даже если пострадавший не захотел никого ждать, водитель не должен уезжать: этот факт может использоваться против него.
- Провести фиксацию места аварии с помощью фото- и видеосъемки. Используются разные ракурсы для привязки предметов к местности.
- Авто можно убрать с места происшествия, если оно создает препятствия движению другого транспорта, только после фиксации всех существенных элементов на месте происшествия. Если есть возможность, записываются сведения об очевидцах ДТП.
- При наличии страховки о факте происшествия уведомляется СК. На место приезжает представитель компании и оказывает помощь в составлении документов. Если здоровье пешехода пострадало, возмещаться ущерб будет сначала за счет страховой.
- Водитель принимает участие в процессе оформления протокола, знакомится со схемой ДТП и получает справку о происшедшей аварии. При наличии правоохранителям предоставляется запись, сделанная регистратором.
- Если в протоколе отражены неверные данные, этот факт фиксируется в отдельной графе. Как только составлена документация, водителю сообщают, когда он должен прибыть в ГИБДД для фиксации письменных показаний.
- При необходимости нанимается юрист.
В объяснительной отражаются существенные моменты события:
- Когда произошло происшествие.
- Отражается схема совершения наезда (фиксируется скорость, направление движения и последующие перемещения объектов после столкновения).
- В каком состоянии находилась трасса.
- Какие знаки были расположены поблизости, какая разметка и какой на момент наезда был сигнал светофора.
- Другие обстоятельства, влияющие на оценку случая.
Алгоритм действий пешехода, если он получил легкие и средние травмы при наезде
-
Вызвать ГИБДД, чтобы зафиксировать факт наезда. Постарайтесь найти свидетелей и записать их контактные данные (если дело дойдет до взыскания ущерба с водителя через суд, очевидцы вам очень помогут).
- Обратиться в медучреждение и зафиксировать повреждения.
-
Став участником ДТП и получив травму, сложно понять, насколько она серьезная. Бывали случаи, когда спустя несколько дней при обращении в медучреждение у пострадавших обнаруживались травмы разной степени тяжести. Поэтому никогда не стоит пренебрегать помощью врачей, чтобы исключить более серьезные повреждения. Мало того, без медицинских справок не удастся получить компенсацию. Протокол от ГИБДД и справка из медорганизации будут служить доказательством того, что травмы вы получили именно на дороге.
- Вы также можете запросить записи с городских камер видеонаблюдения.
Ответственность за сбитого пешехода на пешеходном переходе
В зависимости от тяжести причиненного ущерба здоровью и жизни пешехода наступает и ответственность водителя, как участника аварии. Существует классификатор, в соответствии с которым определяется, насколько сильно пострадал человек в результате ДТП. По тяжести нанесенного вреда жизни и здоровью устанавливают:
- Легкая тяжесть — ушибы, ссадины и травмы, при которых восстановить здоровье возможно в течение недолгого временного промежутка, не дольше 21 дня.
- Средняя тяжесть — получены травмы, на лечение которых требуется более трех недель.
- Тяжкий вред здоровью — сюда относятся все виды переломов, черепно-мозговых травм и иных повреждений, повлекших за собой длительное лечение, реабилитацию и даже наступление инвалидности.
- Насмерть — самый сложный случай, когда в результате ДТП пешеход погибает от полученных травм.
Какая предусмотрена ответственность?
Если пострадал пешеход, то виновнику может быть выписан штраф или назначено более суровое наказание. ПДД в 2021 году предусмотрена не только административная ответственность за наезд на пешехода, которая прописана в КоАП, но и уголовная.
Если произошло ДТП и был совершен наезд на пешехода, при котором причинен вред здоровью легкой или средней тяжести, то предусмотрены следующие административные наказания (согласно 12.24 КоАП):
- При незначительных повреждениях — штраф 2,5-5 тыс. рублей или лишение прав на 1-1,5 лет.
- При наличии травм средней степени тяжести — штраф 10-25 тыс. рублей или лишение водительского удостоверения на срок от 1,5 до 2 лет.
Для того чтобы понимать, какой вид травмы получил пешеход, необходимо разбираться в степени тяжести.
Алгоритм действий пешехода, если он получил легкие и средние травмы при наезде
-
Вызвать ГИБДД, чтобы зафиксировать факт наезда. Постарайтесь найти свидетелей и записать их контактные данные (если дело дойдет до взыскания ущерба с водителя через суд, очевидцы вам очень помогут).
- Обратиться в медучреждение и зафиксировать повреждения.
-
Став участником ДТП и получив травму, сложно понять, насколько она серьезная. Бывали случаи, когда спустя несколько дней при обращении в медучреждение у пострадавших обнаруживались травмы разной степени тяжести. Поэтому никогда не стоит пренебрегать помощью врачей, чтобы исключить более серьезные повреждения. Мало того, без медицинских справок не удастся получить компенсацию. Протокол от ГИБДД и справка из медорганизации будут служить доказательством того, что травмы вы получили именно на дороге.
- Вы также можете запросить записи с городских камер видеонаблюдения.
Что за собой влечет неоформление наезда?
Бывает так, что пешеход согласен «замять» историю с наездом без обращения в полицию. Он не получил серьезных увечий, а потому не хочет втягивать себя в нудный процесс оформления протокола. Казалось бы, этот вариант – идеален для обеих сторон. Ведь не нужно ждать приезда ГИБДД, собирать бумаги, участвовать в допросе, если тебя вызовут к следователю.
Тем не менее, пострадавший человек, которого сбил автомобиль на пешеходном переходе, может не вполне адекватно воспринимать произошедшую ситуацию. Не пройдя полного осмотра у квалифицированного медработника, он рискует здоровьем. Возможно, легкая боль в голове является не ушибом, а сотрясением мозга. И вот тут порядочность пешехода подвергается испытанию.
При наличии доказательств он с легкостью может требовать компенсацию за причинение вреда здоровью. Поэтому в любом случае и всегда необходимо оформлять ДТП по закону.
Бывает и так, что потерпевший отделался легкими травмами и не хочет фигурировать в деле. С него следует взять расписку об отсутствии претензий. Так водителю удастся защитить себя от возможных последствий шантажа и административных взысканий.
Как избежать наказания
Если водитель сбил человека на пешеходном переходе, избежать наказания почти со 100% вероятностью не получится. Но незначительно смягчить его все-таки можно:
- Предоставьте данные с видеорегистратора/наружных камер наблюдения/показания свидетелей.
- Не уезжайте с места происшествия до приезда ГИБДД, даже если потерпевший абсолютно цел, вы возместили ущерб на месте и т.д.
- Внимательно отнеситесь к оформлению протокола — проследите, чтобы отразили все смягчающие факторы (если они есть): плохое освещение, гололед, неработающий светофор, неадекватное поведение на пешеходном переходе пострадавшего в момент наезда, неработающий светофор и т.д.
- Воспользуйтесь помощью квалифицированного юриста.
- Ходатайствуйте о назначении судебной экспертизы, которая докажет отсутствие вашей вины и наличие нарушения ПДД пешеходом.
- Принимайте необходимые меры помощи пострадавшему, возьмите контакты его или прибывшего родственника.
Что говорит судебная практика о ДТП на пешеходном переходе
Так как ДТП на регулируемых и нерегулируемых переходах случается часто, судебная практика по таким делам разнообразна. Приведу для примера 2 случая.
Случай 1. Кузнецов возвращался из деревне в город и на плохо освещенной улице на нерегулируемом пешеходном переходе сбил — Антипину, которая от полученных повреждений скончалась на месте. В суде мужчина пояснил, что не заметил Антипину, так как она была в темной одежде на темной улице, а в момент приближения к “зебре” (которую также не видел) его ослепила навстречу движущаяся машина.
Мужчина сразу признал свою вину и оплатил похороны (100 тыс. руб.) и дал дочери погибшей 100 тыс. руб. на месте.
В суде также выяснилось, что погибшая женщина передвигалась медленно из-за травмы коленных суставов и страдала близорукостью.
Суд признал Кузнецова виновным и назначил наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года и 8 месяцев (по ч. 4 ст. 264 УК) и запрета управлять ТС на срок до 3 лет. В связи со смягчающими обстоятельствами (раскаяние, несовершеннолетний ребенок, помощь пострадавшим) наказание признали условным. Потерпевшим сыну и дочери погибшей Кузнецов обязан выплатить по 300 и 200 тыс. руб.
Случай 2. Исаев в пьяном состоянии за рулем своей машины проехал на красный свет и на пешеходном переходе сбил Осипова. Свидетели вызвали сотрудников ГИБДД и скорую помощь. Пострадавший скончался по пути в больницу. За наезд со смертельным исходом суд приговорил Исаева к 5 годам лишения свободы — по ч. 4 ст. 264 УК.
- В ДТП на пешеходном переходе в большинстве случаев виновным признают водителя, т.к. он управляет “средством повышенной опасности”.
- Виновник за наезд на пешехода на пешеходном переходе несет административную, гражданскую и уголовную ответственность. Возможные наказания: лишение водительских прав, штраф, арест, лишение свободы, исправительные работы.
- За оставление места ДТП водителю грозит более строгое наказание.
- Не отпускайте пострадавшего пешехода, даже если он не имеет претензий и отлично себя чувствует. Вызовите ГИБДД, чтобы зафиксировать происшествие.
- Плохое освещение дороги, нетрезвое состояние пешехода, гололед и другие факторы важно отразить в протоколе. Они могут смягчить виновность, но не освободят от наказания.
Сбил пешехода в не положенном для перехода месте или по вине пешехода
Несмотря на то, что в некоторых случаях отсутствует вина водителя, он все же не может избежать определенных санкций. Тем не менее пешеход также привлекается к ответственности, которая заключается в возмещении ущерба, нанесенного автомобилю.
Почему автомобилист обязан нести ответственность даже при полном отсутствии вины? Согласно статье 107 ГК РФ собственник транспортного средства является владельцем объекта повышенной опасности. Таким образом, автомобилист должен нести ответственность за свой выбор использовать потенциально опасное средство.
Существуют лишь два обстоятельства, которые полностью исключают ответственность водителя при ДТП с участием пешехода:
- пешеход умышленно бросился под автомобиль (при наличии существенных доказательств).
- ДТП произошло вследствие непреодолимой силы (стихийного бедствия и прочих неконтролируемых обстоятельствах).
Что будет, если сбил человека насмерть?
Управляя транспортным средством, каждый водитель обязан сохранять предельную концентрацию на дороге, а также соблюдать требования ПДД, поскольку любое нарушение может привести к неблагоприятным последствиям.
Одним из самых тяжких видов правонарушений считается наезд на пешехода, приведший к его гибели, поэтому невнимательность водителя может слишком дорого обойтись как для водителя, так и для пешехода.
Однако подобная ситуация может случиться с кем угодно, включая даже наиболее внимательных и дисциплинированных водителей. Например, в ситуации, когда пешеход внезапно появляется на проезжей части, в непосредственной близости от движущегося транспортного средства, отреагировать на его появление и выполнить экстренное торможение можно просто не успеть.
Вместе с тем, независимо от актуальной редакции ПДД и развивающейся ситуации на дороге, пешеход всегда будет иметь преимущество перед транспортным средством, поэтому наезд на него практически всегда означает наказание для лица, управляющего автотранспортом.
В случае, если в результате ДТП автотранспорт совершил наезд на пешехода, и он скончался, масштабы наказания, которое будет применено к водителю будут зависеть от того, были ли предприняты попытки избежать наезда.
В ситуации, когда водитель сбил пешехода, в результате чего он скончался, он обязательно должен учесть следующее:
- Любое ДТП, участник которого получил летальный исход, рассматривается индивидуально;
- Необходимо четко понимать требования и условия основных законов, которыми регулируется разрешение подобных ситуаций;
- Результат рассматриваемого ДТП зависит от целого ряда различных факторов и обстоятельств.
Какое наказание положено, если сбить человека вне пешеходного перехода
В случае, когда пешеход погиб под колесами автомобиля не на пешеходном переходе, водителя все равно будет ждать открытие уголовного производства.
Чаще всего к виновному лицу могут применяться следующие штрафные санкции:
- Исправительные работы в течение четырех лет, а также запрет на управление автотранспортом в течение трех лет;
- Ограничение свободы на срок до 5 лет и лишение права на вождение автомобиля на протяжении трех лет;
- В случае, когда жертвами ДТП стали более двух человек, водитель обязательно будет лишен свободы на 7 лет.
В любом случае, к каждой случившейся ситуации применяется индивидуальный подход.
Анализируются все факторы, приведшие к аварии и гибели пешеходов, а также действия водителя, направленные на возможность избежать аварии. Если в результате рассмотрения уголовного дела суд понимает, что водитель сделал все, чтобы столкновение не произошло, и пешеход не погиб, но все же это произошло, в адрес водителя может быть применено условное наказание.
Ответственность за гибель пешехода на «зебре»
Если гибель пешехода случилась на регулируемом либо нерегулируемом пешеходном переходе, водитель будет признан виновным в данном происшествии и серьезного наказания ему вряд ли удастся избежать.
В результате рассмотрения дела в отношении виновника аварии, суд может назначить следующее наказание:
- Отправить нарушителя на принудительные работы на срок до 4-х лет, а также запретить управлять автотранспортом в течение трех лет;
- Лишение свободы водителя на 5 лет, а также участие в исправительных работах в течение четырех лет и запрет на вождение автотранспорта на 3 года.
Уголовное наказание при наезде на пешехода
Уголовная ответственность может быть снижена, если водитель раскаивается, проявляет свою человечность — оказал помощь пострадавшим, помогал в расследовании, признался чистосердечно, принес извинения семье пострадавших или погибших, оплатил денежную компенсацию семье, не предпринимал попытки скрыться с места происшествия.
Самый строгий вид наказания, который ждет водителя только в крайней степени тяжести содеянного.
Статьями УК РФ 264 и ст.264.1 предполагает наказание за тяжкий вред здоровью, который по неосторожности принесен пострадавшему:
- до 3 лет тюремного срока;
- до 24 месяцев работ на благо города;
- до 4 лет, если водитель был в алкогольном опьянении;
- до 3 лет тюрьмы, если водитель был лишен прав ранее или вовсе не получал их;
Если наезд на пешехода закончился его гибелью:
- до 5 лет тюремного срока, до 7 лет, если погибло 2 и более или виновный был пьян;
- до 4 лет работ на благо города или до 5 лет, если погибших было больше одного.
Сбили пешехода и причинили тяжкий вред здоровью в трезвом виде
Ответственность за данное нарушение наступает по части 1 статьи 264 УК РФ. Как вы понимаете причинение тяжкого вреда здоровью, лицо причинившее такой вред привлекается к уголовной ответственности и если за причинение легкого или среднего вреда здоровью вы отделаетесь административным наказанием (статья 12.30 КОАП РФ) и компенсацией пострадавшему, то по части 1 статьи 264 УК РФ все будет намного серьезнее, а именно.
Если лицо управляющее транспортным средством нарушило правила дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается ограничением свободы на срок до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Именно так звучит часть 1 статьи 264 УК РФ.
Я уверен, что всех напугало лишение свободы на срок до 2 лет! Это действительно печально и мало кому хочется сидеть 2 года. Но то что написано в статье, не обязательно будет на самом деле, ведь при рассмотрении подобных дел и при вынесении наказания учитывается множество факторов, от которых будет зависеть наказание, если имеется множество отрицательных моментов и слишком мало смягчающих обстоятельств, то наказание будет суровее и наоборот наказание будет мягче, для человека с положительной характеристикой и с набором смягчающих обстоятельств.
Сбили пешехода и скрылись с места ДТП! Что грозит водителю?
Что грозит водителю сбившему пешехода на смерть? (трезвым или в состоянии опьянения). А так же что будет если сбили на смерть сразу несколько человек?
К примеру, смягчающими обстоятельствами суд признает полное признание своей вины и чистосердечное раскаяние в содеянном. Так же в вашу пользу будет хорошая характеристика с места жительства и места работы. Будет плюсом то, что вы не привлекались к административной и тем более к уголовной ответственности, не состоите на учете в наркологии или органах внутренних дел. Так же смягчающими обстоятельствами признается наличие несовершеннолетних детей, нахождение на вашем иждивении инвалидов (совершеннолетних или нет) и прочих недееспособных иждивенцев. Так же плюсом как уже говорилось будет то, что вы впервые привлекаетесь к уголовной ответственности. Огромным плюсом в вашу пользу будет добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда потерпевшей стороне, то есть вы сами пришли, попросили прощения, всячески помогали пострадавшему, оплатили лечение, сами пришли и попросили принять от вас деньги, так же оказывали другую помощь потерпевшему. Это будет самый наилучший вариант и для вас это будет в пользу, далее по статье вы поймете почему.
А вот если вы ранее были заядлым нарушителем ПДД, вы привлекались к уголовной ответственности или в настоящее время все еще подвергнуты административному наказанию (к примеру лишены права на управление авто, либо отбываете обязательные работы по КОАП РФ), либо у вас условный срок, или исправительные работы по УК РФ, состоите на учете в органах внутренних дел, наркологии и т.п. У вас неудовлетворительная характеристика с места работы или проживания. В время совершения преступления (причинения вреда пешеходу) вы допустили грубые нарушение правил дорожного движения, скрывались с места ДТП (у вас не работали фары, был не исправен авто, пересекали сплошные, проехали на красный и т.д.). То есть если вы в глазах суда охарактеризуете себя не с лучшей стороны, то наказание будет строже, так как судья может посчитать, что именно более суровое наказание будет являться справедливым и поспособствует вашему исправлению.
В общем думаю, что суть вы уловили и теперь понимаете от чего зависит мера наказания. Сейчас мы кратко рассмотрим, почему водитель всегда виноват?
Презумпция виновности водителя?
Что то в этом роде, наше законодательство всегда по умолчанию обвиняет водителя, с одной стороны это правильно, ведь только представьте, если бы суд был в таких делах на стороне водителей, тогда на дорогах был бы полный хаос и люди просто боялись бы переходить дорогу, потому что любой их мог сбить и уйти от ответственности. Наше законодательство построено таким образом, что бы водители понимали, что за то, что они собьют пешехода их ждет суровое наказание и уйти от него крайне сложно. Именно эта мысль дисциплинирует водителей, конечно не всех, но большее число и именно поэтому мы сейчас имеем столько ДТП с участием пешеходов, сколько имеем, не много не мало, но статистика говорит, что такие ДТП все же не редкость, а представьте, что было бы, если для водителей была бы мягкая ответственность за такие нарушения, страшно подумать, на сколько бы увеличилось число пострадавших пешеходов. Так что все же думаю это правильно.
Но ведь и пешеходы порой перегибают палку и ведут себя не внимательно и по своей вине попадают под колеса, это печально как для водителя, так и для пешехода, но выход здесь один, водителю самому быть аккуратнее на дорогах и тщательно следить за дорожной обстановкой, сто нам и советуют ПДД.
Что говорят суды при назначении наказания? И за что наказывают если водитель не нарушал ПДД?
Практика показывает, что суды руководствуются совсем иными соображениями по этому поводу и никогда не оправдывают действия водителя, особенно если как на первый взгляд может показаться, что водитель не нарушал ПДД, ехал с установленной скорость не более 60 км/ч, с включенным светом фар и т.д., но все же сбил пешехода на переходе? Но как же так, вроде соблюдал правила, вел авто аккуратно и пешеход выскочил откуда не возьмись и водитель считает, что он не виноват, но в суде вот что происходит.
Водитель приближался к нерегулируемому пешеходному переходу даже с разрешенной скоростью 60 км/ч, водитель должен был предусмотреть, что на пешеходном переходе, могут внезапно появиться пешеходы и водитель должен был проявить осмотрительность и даже снизить скорость движения.
Почему так?
Есть в правилах дорожного движения пункт 10.1, который говорит нам следующее:
Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.